УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
методическая разработка по литературе (11 класс) на тему

Уровень образования:  среднее (полное) общее образование

 Целевая аудитория:  Учитель (преподаватель)

 Класс(ы):  11 класс

 Предмет(ы):  Литература 

 Краткое описание:  Урок в форме деловой игры позволяет эмоцонально включить каждого учащегося в исследование поэзии серебряного века, организовать посильную каждому и интересную лично ему деятельность

Скачать:


Предварительный просмотр:

УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного  кафе).

«И дольше века длится день…» (один день серебряного века)

 Цель урока:  

Создать атмосферу серебряного века через активное включение учащихся в субъектную деятельность

 Тип урока:  Комбинированный урок

 Используемые учебники и учебные пособия:  

Агеносов и др. Учебник по русской литературе ХХ века в 2-х ч, ч1-ая - Дрофа, 2014

 Используемая методическая литература:  

1.Мережковский Д. «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы»

2.Брюсов В. «Ключи тайн»

3.Гумилев Н. «Наследие символизма и акмеизм»

4.«Пощечина общественному вкусу»

5.Манифест из сборника «Садок судей »

6.Карсалова Е. В. и др. «Серебряный век русской поэзии». Пособие для учителей. Новая школа, 1996

7. Катаев В. «Алмазный мой венец». Москва, ДЭМ, 1990

Используемое оборудование:  

Презентации учащихся и учителя по теме "Искусство серебряного века"

Аудиозаписи

1.«Аквариум» («Великая Октябрьская»)

2.«ДДТ» («Правда на правду»)

3.«Сплин» («Гни свою линию»)

4.«Пинк флойд» («Стена»)

5. Вангелис. Музыка к к/ф "Завоевание рая"

ЗАДАЧИ УРОКА:

1.Создать атмосферу серебряного века.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Проверить знания по теме.

Подготовка к зачёту начинается за 2 месяца до него вместе с началом изучения темы «Серебряный век»: ученики исследуют необходимую литературу, по желанию делятся на группы с различными творческими заданиями ( подготовить оформление литературного кафе, пригласительные билеты, мистические игры-гадания, выступления от лица представителей различных литературных течений, музыкально-поэтические инсценировки, презентации стихов и музыкально-изобразительных иллюстраций).

Сам зачет проводится в конце 1-ого полугодия, в канун новогоднего праздника, что также помогает создать необычную атмосферу. С начала урока-зачета учащиеся делятся на рабочие группы, которые по мере необходимости выполняют задания учителя-ведущего, причем спикер группы обязательно меняется после каждого выступления.

Данный  урок позволяет активизировать деятельность всех учащихся, раскрывать и развивать творческие способности, в нестандартной форме проверять деятельность учащихся.

ОФОРМЛЕНИЕ УРОКА.

В специально подобранной аудитории на стенах - репродукции картин художников рубежа веков, их «копии», созданные детьми, коллажи в духе абстракционистов, кубистов и т.п., поэтические цитаты и пр.; столы и стулья расставлены , как «в кафе», для работы в группах. Музыка создает атмосферу тревоги, вихря, вьюги.По мере необходимости учащиеся получают отпечатанные тексты и план анализа образа лирического героя.

ХОД РАБОТЫ.

1.Краткое вступительное слово учителя о задачах зачёта, типах заданий и формах работы в группе.

2.Экспозиция. Погружение в атмосферу серебряного века.

А) Вход по пропускам через стражей серебряного века (задают вопросы, мгновенные задания, выдают гадания – предсказания судьбы, в том числе распределение по группам)

Б) Подготовленная литературно-музыкальная композиция ( записываем заранее на магнитофон и даем прослушать и оценить настроение)

 - Были святки кострами согреты,    

И валились с мостов кареты,

И весь траурный город плыл

По неведомому назначенью,

По Неве иль против теченья,-

Только прочь от своих могил.

На Галерной чернела арка

В Летнем тонко пела флюгарка,

И серебряный месяц ярко

Над серебряным веком стыл.

 

- Черный вечер,

белый снег,

Ветер, ветер,

На ногах не стоит человек,

Ветер, ветер на всём божьем свете...

Завивает ветер

Белый снежок.

Под снежком - ледок.

Скользко, тяжко.

Всякий ходок

Скользит – ах, бедняжка!

- Вьюга в подворотне ревет мне отходную...Пропал я, пропал...Всё испытал, с судьбой своею мирюсь, и, если плачу сейчас, то только от физической боли и голода, потому что дух мой ещё не угас...

- Ветер, ветер, на всём божьем свете...

- Вот машинисточка... получает по девятому разряду четыре с половиной червонца, ну, правда, любовник ей фильдеперсовые чулочки подарит...  Да ведь сколько за этот фильдеперс ей вынести надо...

- Ведьма-сухая метель загремела воротами и помелом съездила по уху барышню... Вон бежит  в любовниковых чулках... Ноги холодные, в живот дует...

- Жаль мне её, жаль. Но самого себя ещё больше жаль... Отчаянье повалило... На душе до того больно и страшно...

- Выхода нет?!

- Ветер, ветер на всём божьем свете!

Экспозиция сопровождается медиапрезентацией «Искусство серебряного века»

 3. 1-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: во время прослушивания песни В.Бутусова «Крылья» и просмотра медиапрезентации «Искусство серебряного века»

воплотить настроение экспозиции (погружения) на выбор в:

Рисунке

Слогане

Стихотворном экспромте

Эссе

2-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: объяснить соотношение прозвучавшей песни и серебряного века русской поэзии.

 4. 3-еЗАДАНИЕ ГРУППАМ: Показать представителей литературных течений серебряного века, выступающих со своими манифестами...(звучат заранее подготовленные выступления)

4-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: - Кто из манифестантов убедил вас в своей правоте?

-Какие картины на стенах нашего кафе соответствуют символизму, акмеизму, футуризму в поэзии?

-Опишите яблоко (снег, стул и т.д.) в стиле разных направлений!

5. 5-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:  - Выступить с видеоклипом (сценарием его),   презентацией или инсценировкой 1 из стихотворений поэтов серебряного века

6. 6-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ:  - Создать интерпретацию прозвучавших стихотворений

7. .УЧИТЕЛЬ: - А не засиделись ли мы все в литературном кафе? Не пора ли узнать, что происходит за его пределами, в мире?

Появляются «газетчики» (инсценировка)

-Внимание, внимание!

Вся власть учредительному  собранию!

-Последние новости, свежайшие новости! Покупайте газету «Вести», читайте свежайшие новости!

-Мы на горе всем буржуям

мировой пожар раздуем!

-Мировой пожар в крови,

Господи, благослови!

-Революционный держите шаг,

Неугомонный не дремлет враг!

 

Мизансцена «Мать» (в сопровождении музыки Б. Гребенщикова)

 - Отчего, встречаясь, бледнеют люди

И не смеют друг другу глядеть в глаза?

- Отчего под вечер пустеет город?

Для кого солдаты оцепляют путь?

- Зачем с таким лязгом распахивают ворота?

Сегодня сколько? Полтораста? Сто?

Куда их гонят вдоль черных улиц,

Ослепших окон, глухих дверей?

- Отчего за Чумной по дороге к свалкам

Брошен скомканный кружевной платок?

Зачем уронен клочок бумаги,

Перчатка, нательный крестик, чулок?

- Что хлестнуло во мраке так резко и четко?

Кто стонал так долго, а после стих?

- Кто стучался и бился в ворота, ставни?

Раскрылась ли чья-нибудь дверь перед ним?

- Кого отгоняют прикладом солдаты:

«Не реви: собакам собачья смерть».

 - А она не уходит, и все плачет, и плачет,

И отвечает солдату, глядя в глаза:

«Разве я плачу о тех, кто умер?

Плачу о тех, кому долго жить».

«Газетчики»

- С каждым днем всё диче и всё глуше,

Мертвеннее цепенеет ночь.

Смрадный ветр, как свечи, жизни тушит,

Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь...

- Сколько понадобилось лжи

В эти проклятые годы,

Чтоб разъярить и поднять на ножи

Армии, классы, народы!

- Всем нам стоять на последней черте,

Всем нам валяться на грязной подстилке,

Всем быть распластанным –

С пулей в затылке

Иль со штыком в животе...

(Звучит песня  группы «ДДТ» «Правда на правду»)

7-ое ЗАДАНИЕ ГРУППАМ: - Какое отношение прозвучавшая песня имеет к серебряному веку?

8.УЧИТЕЛЬ: - А сейчас у нас есть единственный и неповторимый шанс

узнать в начале века свою судьбу в этом страшном мире... (с гаданием по стихам К.Бальмонта  и т. п. выступает заранее подготовленная группа учащихся)

9.А  теперь – рецепты счастья от поэтов серебряного века! ( звучит финальная литературно-музыкальная композиция под музыку Вангелиса)

- Я знаю правду! Все прежние правды – прочь!

Не надо людям с людьми на земле бороться!

Смотрите: вечер, смотрите: уж скоро ночь.

О чём – поэты, любовники, полководцы?

Уж вечер стелется, уже земля в росе,

Уж скоро звёздная в небе застынет вьюга,

И под землёю скоро уснём мы все,

Кто на земле не давали уснуть друг другу...

 Любовь, любовь?

- Вот смысл жизни?

- Любовь одна спасёт нас всех?

- Существовать не тяжело

Жить – самое простое дело.

Зарделось сердце и взошло

И теплотой пошло по телу.

Жизнь и бессмертие – одно.

Будь благодарен высшим силам

За животворное  вино,

Бегущее огнём по жилам.

- Можно родиться во второй раз и сбросить с себя  цепи и пыль.

- Наши души причастны душе мировой!

- Сегодня многие из нас пребывают в унынии и отчаянии

- Но  новый мир уже стоит при дверях...

- Целая жизнь впереди... Мы будем вместе...

- Возьмёмся за руки, друзья, Чтоб не пропасть,

- И радость, глубокая радость

опустится на твою душу,

Как солнце в вечерний час,

- И ТЫ УЛЫБНЁШЬСЯ ВМЕСТЕ С НАМИ!

10. - ПОСЛЕДНЕЕ ЗАДАНИЕ ГРУППАМ – ответить на вопросы:

- Чем сейчас интересна поэзия серебряного века?

- Что общего у нас и поэтов серебряного века?

- О чём главном поэзия серебряного века?

- Что удалось (не удалось)  в сегодняшнем зачёте? (на этот вопрос могут ответить присутствующие на зачете гости и учитель-ведущий).

Использованная литература

1.А. Блок «Двенадцать», «Незнакомка»

2.М. Булгаков «Собачье сердце»

3.Стихи А. Ахматовой, М. Цветаевой, М. Волошина, Б. Пастернака, Н. Гумилева, О. Мандельштама, В. Маяковского

4.А. Чехов «Вишневый сад»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)

Цели:1.       Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").

Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

"И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)

17 апреля 1998 года. Семнадцать лет назад. Именно в этот день в нашу школу приезжал Чингиз Айтматов. Да, тот самый. Писатель с мировым именем. Человек с большой буквы. И именно 17 апреля 1998 года в п...

Урок литературы в 11 классе «…Нельзя отречься от родного…» (судьба поэтов-эмигрантов Серебряного века)

Открытый урок в 11 классе в рамках изучения темы «Творческие индивидуальности Серебряного века» представлен в форме литературно-музыкальной композиции. Основная цель  урока - донести до учащихся ...

"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака

Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения....

ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ роман «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»

План-конспект урока по литературе в 11 классе по биографии и творчеству Ч.Т.Айтматова ("И дольше века длится день")...

Проблема памяти в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день"

Данный урок разработан в рамках технологии педагогических мастерских...