Урок литературы «Тема памяти в легенде о манкурте из повести Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»
план-конспект урока по литературе
Начало столетия - время осмысления прошлого, накопленного человеческого опыта и формирования новой парадигмы образования и воспитания. В новых условиях жизни нашего общества приобретает большую значимость расцвет самобытности каждой нации, её развитие на основе своеобразия исторического прошлого, культуры, богатейших традиций народа.
Одним из направлений программы развития МБОУ «Загатуйская СОШ» стало этнокультурное воспитание учащихся. В ходе работы школы в данном направлении была разработана программа с темой: «Школа комплексного формирования и развития личности на этнокультурной основе». В основу программы заложен принцип: от национальной культуры к общечеловеческой культуре, от близкого к далёкому, от родного порога в мир общечеловеческих ценностей.
Моё сообщение из опыта работы - урок по легенде Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Почему я выбрала Чингиза Айтматова? Считаю, что произведения Айтматова незаслуженно убрали из школьной программы. Как творчество писателя - современника, его труды имеют большое значение. Многие злободневные темы современности открыл именно он. Ещё в 70-е он писал о тоталитарном обществе, в 80-е об опасности наркомании. Нашим детям, я считаю, интересно познакомиться с его творчеством ещё потому, что он восточный писатель. Чингиз Торекулович Айтматов почти легенда, один из самых известных и действительно читаемых, популярных писателей. Его книги переведены на десятки языков мира. Он при жизни стал настоящим символом культуры киргизского народа. По глубине, масштабу его можно назвать киргизским Валентином Распутиным.
Почему я взяла именно легенду о манкуртах? Легенда имеет философский, духовный и эстетический потенциал. Проблемы, поставленные автором в произведении ещё в 80-х, с годами становятся ещё острее.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 25.17 КБ |
![]() | 1.37 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Загатуйская средняя общеобразовательная школа»
Урок литературы
«Тема памяти в легенде о манкурте
из повести Чингиза Айтматова «И дольше века длится день»
Подготовил: Шептякова Л.А., учитель
русского языка и литературы
Загатуй, 2021 год
Пояснительная записка
Начало столетия - время осмысления прошлого, накопленного человеческого опыта и формирования новой парадигмы образования и воспитания. В новых условиях жизни нашего общества приобретает большую значимость расцвет самобытности каждой нации, её развитие на основе своеобразия исторического прошлого, культуры, богатейших традиций народа.
Одним из направлений программы развития МБОУ «Загатуйская СОШ» стало этнокультурное воспитание учащихся. В ходе работы школы в данном направлении была разработана программа с темой: «Школа комплексного формирования и развития личности на этнокультурной основе». В основу программы заложен принцип: от национальной культуры к общечеловеческой культуре, от близкого к далёкому, от родного порога в мир общечеловеческих ценностей.
Моё сообщение из опыта работы - урок по легенде Чингиза Айтматова «И дольше века длится день» («Буранный полустанок»). Почему я выбрала Чингиза Айтматова? Считаю, что произведения Айтматова незаслуженно убрали из школьной программы. Как творчество писателя - современника, его труды имеют большое значение. Многие злободневные темы современности открыл именно он. Ещё в 70-е он писал о тоталитарном обществе, в 80-е об опасности наркомании. Нашим детям, я считаю, интересно познакомиться с его творчеством ещё потому, что он восточный писатель. Чингиз Торекулович Айтматов почти легенда, один из самых известных и действительно читаемых, популярных писателей. Его книги переведены на десятки языков мира. Он при жизни стал настоящим символом культуры киргизского народа. По глубине, масштабу его можно назвать киргизским Валентином Распутиным.
Почему я взяла именно легенду о манкуртах? Легенда имеет философский, духовный и эстетический потенциал. Проблемы, поставленные автором в произведении ещё в 80-х, с годами становятся ещё острее.
Урок: Тема памяти в легенде о манкурте из повести Чингиза Айтматова « И дольше века длится день»
Тип урока: урок внеклассного чтения.
Методы обучения: беседа, пересказ текста, выразительное чтение,
элементы анализа текста,
по характеру познавательной деятельности учащихся-
проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная, коллективная
Цели урока: показать значимость личности Чингиза Айтматова в современной литературе, важность и актуальность проблемы, поставленной писателем в легенде, совершенствовать навыки анализа текста, развитие монологической речи учащихся, развитие творческих способностей.
Воспитывать у учащихся толерантное отношение к культуре другого народа, содействовать развитию интереса к бурятскому языку, к своей родословной.
Оформление: книжная полка с произведениями Чингиза Айтматова, плакаты с «родословным древом» учащихся, мультимедийное оборудование.
Ход урока
Слово учителя:
Сегодня у нас урок знакомства с писателем, нашим современником, Чингизом Торекуловичем Айтматовым. (Слайд №1)
Этот урок похож на первые строки стихотворения, первые страницы произведения. Приложим все силы и старания, чтобы произведение Чингиза Айтматова стало нам понятно, а сам писатель ближе и дороже. А он в ответ поделится с нами теми мыслями и идеями, воплощение которых в жизнь непременно коснется каждого из нас.
Давайте расположим информацию о нем по порядку, который определен вашим домашним заданием. Помимо общего домашнего задания: прочитать легенду, подготовить пересказ, нарисовать генеалогическое древо, было дано индивидуальное задание нескольким учащимся.
Проверка домашнего задания
1. Итак, обратимся за помощью к ученику, выполняющему на сегодняшнем уроке роль биографа, и попросим рассказать о жизненном и творческом пути Чингиза Торекуловича Айтматова.
Выступление ученика–биографа (слайд № 2)
Кто хочет дополнить информацию?
Из рассказа биографа мы узнали, что Чингиз Айтматов с 14 лет стал председателем аула. В военное время в селе не было мужчин, все были на фронте. Его прямо с урока забрали старики-аксакалы управлять селом. Он руководил женщинами, детьми и стариками. Этот эпизод жизни наложил на характер Айтматова неизгладимый отпечаток. Кем бы он в жизни ни работал: ветеринаром, журналистом, редактором, дипломатом, он всегда работал с полной отдачей, за все чувствовал свою ответственность. Как писал Твардовский: «Я жил, я был, за все на свете я отвечаю головой».
Ребята, я хочу обратить ваше внимание на то, что Чингиз Айтматов- это киргизский писатель. Киргизы в древности принадлежали к тюркским племенам, буряты тоже относятся своими корнями к тюркским племенам. И мы должны гордиться тем, что восточный, азиатский писатель еще при жизни стал легендой. В Киргизии его почитают как одного из великих писателей.
2. Что вышло из-под пера писателя - мыслителя? Какие книги стали его исповедью? Об этом расскажет ученица, выполняющая на сегодняшнем уроке роль библиотекаря.
Выступление ученика- библиотекаря (слайды № 3,4,5,6,7,8).
3. Нам будет интересно послушать выступление ученика-языковеда, которому было дано задание провести исследовательскую работу. Так как киргизский язык относится корнями к тюркским языкам, и бурятский язык имеет элементы тюркского языка, то значит должны быть родственные, однокоренные слова.
Выступление ученика-языковеда. (Примерный ответ: «При чтении легенды я нашла много общих слов для наших языков. Тенгри- древнетюркский бог неба; айл- место, где живёт род; улус- политический союз родственных племён; алтан- золото; найман- племя киргизов, Найманов- распространенная фамилия у бурят, означающая число девять; хан- князья... Легенда о происхождении названия улуса Нэгей (основатель- киргиз, нэгей- один), находящегося возле села Хадай Баяндаевского района, улус Дархат (Кузнецы) в Эхирит- Булагатском районе, основатели киргизы
4. Исследовательская работа: выяснить значение имен, названий, встречающихся в произведении.
Выступление ученика.
(Примерный ответ: Чингиз- человек- солнце, человек-море.
Айтматов. Айт- большой праздник после поста. Пост длится 30 дней, после поста наступает праздник Айт. Накрывают большой стол, в каждом доме режут барана, угощают всех, кто пришёл. Двери домов открыты. Все ходят в гости друг к другу.
Чингиз Айтматов- человек солнце, человек –море, человек- большой праздник. Село Шекер, в котором он родился теперь называется Айтматово.
Ана Бейит- материнское кладбище.
Ата Бейит- кладбище отцов, предков.
Жоламан- Жол- дорога, ман- здоровый, рождённый в пути.)
5. Последний штрих перед работой с текстом- словарная работа, выяснение лексического значения слов, встречающихся в легенде.
Слайд № 9. На экране появляются слова, после правильного объяснения выходит лексическое значение слов.
Беседа по вопросам
Итак, ребята, вы прочитали легенду о манкурте. Давайте разберемся, что хотел сказать нам этой легендой Чингиз Айтматов и чему научить.
- Чем прославилось киргизское племя жуаньжуанов, в средние века захватившие сарозеки?
- Что представлял собой манкурт?
- Как Жоламан попал в плен?
- Как узнала Найман- Ана об участи сына?
Выразительное чтение
Прочитайте отрывок из легенды- молитву «Проклятие матери». (Выразительное чтение молитвы: показать боль, отчаяние, гнев матери, соблюдая напевный неторопливый восточный ритм чтения.)
Анализ отрывка
- На сколько и на какие микротемы можно разделить этот отрывок?
-Солнце должно даровать жизнь, а что оно приносит сыну?
-Вера в бога – самое главное в жизни средневекового человека. Почему мать проклинает Бога?
-Самым последним проклятием названа мать. За что?
-Что дает нам понять этот отрывок? (Боль матери, отчаяние, гнев)
Обратите внимание на яркий восточный манер молитвы. Как богатый ковёр из многих орнаментов, так и восточная речь льётся со множеством сравнений, образов.
Заслуга писателя в том, что он привнес в европейскую прозу методы и приемы восточной литературы.
Беседа по вопросам
- Как узнала Найман- Ана об участи сына?
- Расскажите, как пришло к матери решение спасти сына?
- Почему сородичи не поддержали бы Найман- Ану в ее решении найти сына?
- Расскажите об опасном путешествии Наймана- Аны.
- О чем думала Найман- Ана, когда искала сына.
Выразительное чтение
Прочитайте сцену встречи матери с сыном. (Показать чувства матери: радость, ужас, горе, передать быструю перемену в её сознании)
Беседа по вопросам
- Что мать Найман- Ана хотела донести до сына-манкурта?
- Расскажите о встречи с жуаньжуанами.
- Какое решение приняла мать?
- Что сказали манкурту жуаньжуаны о матери?
Выразительное чтение
Прочтите отрывок убийства матери.
Обсуждение финала легенды
- О чем заставляет задуматься легенда о манкурте?
(Раб, лишенный памяти, уже не человек, он не осознает себя личностью. Манкурт совершает самое страшное преступление- убивает свою мать, только потому, что он не хотел, чтобы она прикасалась к его голове, к шири.)
- Какие чувства вы испытали, когда прочитали легенду?
-Чему учит нас легенда? (Вывод каждого ученика)
- В чём особенность композиции? (Легенда в легенде: о манкурте, о белой верблюдице, о птице.)
Вывод урока
- Слово «манкурт» стало нарицательным. Что оно обозначает?
- Есть ли в вас частица манкуртизма?
Манкурт не бережет, не ценит прошлого. В этой метафоре много слоев, и самый важный состоит в том, что остатки разума манкурта яростно отвергают возможность вернуться в полноценное человеческое состояние- с необходимостью думать, принимать решения и отвечать за свои поступки. Быть животным просто комфортнее, чем быть человеком. Манкурт стал образом советского обывателя- совка, который ничего не помнит и ничего не хочет менять. Люди шли строем под единым лозунгом, забывая историю нации, рода.
Чингиз Айтматов поднял проблему, которая получила название «манкуртизм».
Как сказал сам писатель: «На вопрос: «Чей ты сын?» отвечай, не опуская голову, прямо глядя в глаза, называй имя отца». Вы все составили свое генеалогическое древо, которое подготовили с родителями. Всегда уважайте и помните свой род, традиции своего народа, изучайте историю своего края, родины. Никогда не допускайте в своей душе «манкуртизма».
(Слайд № 10, 11)
Чингиз Айтматов является духовной ценностью и совестью всего тюркского народа, а его творчество имеет планетарное значение.
(Слайд № 12)
Домашнее задание
(Слайд № 13)
Написать сочинение-рассуждение: « Актуальна ли проблема манкуртизма в наши дни?»
(Слайд № 14)
Спасибо за урок!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Золотая полка»
Память – связь поколений и основа культуры веков, возможность человеческого существования. Чингиз Айтматов На вопрос «Чей ты сын?» надо, не опуская голову, глядя прямо в глаза людям, называть имя отца. Чингиз Айтматов
Чингиз Торекулович Айтматов (1928-2008) Киргизский прозаик, писавший на киргизском и русском языках, народный писатель Киргизии.
«Золотая полка»
Произведения «Лицом к лицу» (1957 г) «Джамиля» (1958) «Тополек мой в красной косынке» (1961) «Первый учитель» (1962) «Прощай, Гульсары!» (1966) «Белый пароход» (1970) «Восхождение на Фудзияму» (1973) «Ранние журавли» (1975)
«Пегий пес, бегущий краем моря» (1977) «Буранный полустанок» (1980) «Плаха» (1986) «Тавро Кассандры» (1996) «Встреча с одним из бахаи» (1998) «Когда падают горы» (2006) «Белое облако Чингисхана» (1998) «Верблюжий глаз» (1990) «Материнское поле» (1963)
Кино. Художественные фильмы. 1965 – «Первый учитель» 1967 – «Материнское поле» 1968 «Бег иноходца» 1968 «Джамиля» 1976 «Белый пароход»
1990 – «Пегий пес, бегущий краем моря» 1995 «Буранный полустанок» 2008 «Прощай, Гульсары»
Ана – Бейиб – Ана (мать) Бейиб (кладбище), материнское кладбище Жуаньжуаны – киргизское племя Сарозеки – местность в Киргизии Шири – кусок выйной части шкуры верблюда, наклеиваемый на бритую голову раба, для превращения в манкурта Манкурт – раб, лишенный памяти Найман – Ана – мать манкурта Жоламан – Жол (путь), аман (здоровье), по смыслу – будь здоров в пути; имя манкурта Доненбай – отец манкурта
Память – связь поколений и основа культуры веков, возможность человеческого существования. Осознание своего «я» проходит через память и опыт. От того, что хранит и бережно отбирает человеческая память, зависит содержание накапливаемого опыта, а, следовательно, и нашей культуры. Чингиз Айтматов
Домашнее задание: Написать сочинение – рассуждение «Актуальна ли проблема манкуртизма в наши дни?»
Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературы в 8 классе на основе комплекса «ВОКРУГ ТЕБЯ - МИР» по теме: «ПОМНИ ИМЯ СВОЕ!» (по легенде из книги Ч.АЙТМАТОВА «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»)
Цели:1. Привлечь внимание к положению пленного в ситуации силового конфликта, продолжить работу по освоению понятий, «достоинство» и «уважение достоинства», примени...

Конспект урока + презентация по русскому языку для 10 класса "Изложение "Участь манкурта" (по отрывку романа Ч.Айтматова "И дольше века длится день").
Данный материал (урок + презентация) предназначен для учителей русского языка и литературы общеобразовательной школы.На уроке развития речи учащиеся 10 класса продолжат работу над совершенствованием н...

"И дольше века длится день..." Памяти Чингиза Айтматова (Его имя носит наша школа)
17 апреля 1998 года. Семнадцать лет назад. Именно в этот день в нашу школу приезжал Чингиз Айтматов. Да, тот самый. Писатель с мировым именем. Человек с большой буквы. И именно 17 апреля 1998 года в п...
УРОК-ЗАЧЁТ по теме «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ» (в форме литературного кафе). «И дольше века длится день…» (один день серебряного века)
Уровень образования: среднее (полное) общее образование Целевая аудитория: Учитель (преподаватель) Класс(ы): 11 класс Предмет(ы): Литература Краткое о...

"И дольше века длится день..." К 125-летию со дня рождения Б.Л. Пастернака
Разработка урока в соответствии с технологией "французских мастерских". Направлен на обучение анализу стихотворения....

ЧИНГИЗ ТОРЕКУЛОВИЧ АЙТМАТОВ роман «И ДОЛЬШЕ ВЕКА ДЛИТСЯ ДЕНЬ»
План-конспект урока по литературе в 11 классе по биографии и творчеству Ч.Т.Айтматова ("И дольше века длится день")...
Проблема памяти в романе Ч.Айтматова "И дольше века длится день"
Данный урок разработан в рамках технологии педагогических мастерских...