конспект урока по русскому языку в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Голованова Елена Викторовна

Уроки русского языка в 6 классе "Правописание Н-НН в суффиксах имен прилагательных" (конспект  и презентации) (урок изучения новых знаний и урок закрепления).

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Отправляемся в путешествие!

Слайд 2

Станция «Домашняя» Ранняя весна Весенний день Журавлиный клин Безветренная погода Соловьиная трель Зеленое поле Багряный узор Туманная даль Утренний свет Синее небо 10-9 – 5 баллов 8-7- 4 балла 6- 3 балла

Слайд 3

Станция «Творческая»

Слайд 4

Станция «Радужная» Н НН Ледя ( н,нн ) ая фигура Были( н,нн ) ый герой Деревя ( н,нн ) ый дом Ржа( н,нн )ой хлеб Румя ( н,нн ) ое лицо Авиацио ( н,нн ) ый перелёт Мужестве( н,нн ) ый человек Звери( н,нн ) ый крик

Слайд 5

Проверь себя Нет ошибок – 5 баллов 1-2 ошибки – 4 балла 3-4 ошибки – 3 балла 5-6 ошибки– 2 балла

Слайд 6

Станция «Речевая » Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»: Величество (природа) Дерево (зодчество) Стекло (фигурка) Ветер (день) Шерсть (шарф)

Слайд 7

Станция «Речевая » Составьте словосочетания «прил.+ сущ.»: Величественная природа Деревянное зодчество Стеклянная фигурка Ветреный день Шерстяной шарф

Слайд 8

Станция «Синтаксическая» В м арте равни … ые просторы имеют серебря… ый блеск.

Слайд 9

Станция «Синтаксическая» В м арте равнинные просторы имеют серебряный блеск.

Слайд 10

Станция «Поэтическая» И стоит берёза в со…ой тишине, И горят снежинки в золотом огне. Свет луны, таинств… ый и дли… ый . Плачут вербы, шепчут тополя. Но никто под окрик журавл … ых Не разлюбит отчие поля . Ночь, улица, фонарь, аптека. Бессмысле … ый и тусклый свет.

Слайд 11

Станция «Поэтическая» соННый таинствЕННый длиННый журавлИНый бессмыслеННый

Слайд 12

Станция «Домашняя. Конечная.» Стр. 132, № 321

Слайд 13

Всего доброго!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Добрый день, друзья!

Слайд 2

Весенние воды Еще в полях белеет снег, А воды уж весной шумят - Бегут и будят сонный брег, Бегут, и блещут, и гласят... Ф. И. Тютчев

Слайд 3

ИСКЛЮЧЕНИЯ стеклЯННый оловЯННый деревЯННый ветрЕНый Стекл -ЯН-ЬН- ый Олов -ЯН-ЬН- ый Дерев-ЯН-ЬН- ый Ветрить НО! безветрЕННый

Слайд 4

Н входит в корень р умяный синий ржаной зеленый юный свиной

Слайд 5

I вариант I I вариант Мышь Комар Журавль Серебро Песок Кожа

Слайд 6

I вариант I I вариант МышИНый КомарИНый ЖуравлИНый От имен существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц СеребрЯНый ПесчАНый КожАНый Образуются имена прилагательные, обозначающие, из какого материала сделан предмет

Слайд 7

Для прилагательных давно Записано в ученых книжках: Когда АН, ИН, ЯН, то Н одно И больше никаких излишков.

Слайд 8

I вариант I I вариант Тыква Огонь Традиция Равнина Длина Блин

Слайд 9

I вариант I I вариант ТыквЕННый ОгнЕННый ТрадицОННый Вам скажет каждый джентльмен 2 буквы Н порой пиши в словах, Где онн и енн . Только ветреный с одной. Р авни Н Ный Дли Н Ный Бли Н Ный Лимон имеет Н одно, Но если сок у нас лимонный, В основе Н и суффикс Н, И получается два НН.

Слайд 10

Песч … ая насыпь Авиаци … ый завод Комар… ый укус Торф… ое болото Карти … ая галерея Мгнов … ая реакция

Слайд 11

Песчаная насыпь Комариный укус Торфяное болото Картинная галерея Мгновенн ая реакция Авиационный завод

Слайд 12

Я узнал... Я научился... Я понял, что могу... Мне понравилось... Для меня стало новым... Меня удивило... У меня получилось... Я приобрёл... Мне захотелось... Меня воодушевило..

Слайд 13

Всего доброго!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 6 классе

   Тема:  Правописание Н и НН в суффиксах прилагательных

  Цель: познакомить с правилом правописания Н и НН в суффиксах прилагательных

Задачи:

Образовательная - познакомить учащихся с  орфограммой «Правописание Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных»;

Коррекционно - развивающая – обогащать словарный запас учащихся, развивать умение осмысливать значение суффиксов, дифференцировать их и употреблять на письме слова с этими суффиксами; развивать умение связно излагать свои мысли; 

Воспитательная – воспитывать уважение к русскому народу – истинному творцу родного языка.

Тип урока: Урок изучения новых знаний и способов действий;

Методы и приемы: словесные, наглядно - практические, проблемного изложения, самоконтроля.

Оборудование: 1.Медиапроектор

                             2.Экран

                             3.Компьютер           

Ход урока

  1. Оргмомент

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас и наших гостей  на уроке русского языка.  Улыбнёмся друг другу, пожелаем удачи. Я верю, что у нас сегодня всё получится!

  1. Синтаксический разбор предложения

Ребята, какое сейчас время года?

Предлагаю вам произвести синтаксический разбор предложения.

Весенние воды

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят -

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

Ф. И. Тютчев

  • предложение сложное
  • найти прилагательное, разобрать по составу – сонный

  1. Повторение (прием «Закончи фразу»).

1. Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает…

и отвечает на вопросы….

2 .Имена прилагательные изменяются по…

3. По значению и форме имена прилагательные делятся на три разряда…

4. В предложении имена прилагательные бывают…

5. Основные способы словообразования  имен прилагательных…

  1. Актуализация знаний.

Заполним таблицу

Качественные

Относительные

Притяжательные

Длинный

Глиняный

Гусиное

Современный

Кожаный

Авиационный

Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна Н, а в других- НН?

Зависит от предыдущей гласной.

  1. Сообщение темы и цели урока      Заполнение таблицы

Н

НН

АН

ОНН

ИН

ЕНН

ЯН

Стык морфем

ИСКЛЮЧЕНИЯ

Ветреный

Оловянный

Деревянный

Стеклянный

Чтение учебника – правила  с.132

В словах румяный, синий, ржаной, зеленый, юный, свиной и других прилагательных пишется Н, она входит в корень.

Составить словосочетания.

  1. Работа со словами исключениями

СТЕКЛЯННЫЙ

ДЕРЕВЯННЫЙ

ОЛОВЯННЫЙ

ВЕТРЕНЫЙ

  • К каким разрядам относятся эти прилагательные?
  • Выступление ученицы

Орфограмма: одна и две буквы н в прилагательных.

В русском языке происходили изменения. Но только в трех словах – стеклянный, оловянный, деревянный – эти закономерности переплелись и дали удивительный результат.

Первоначально, в древний период все отыменные прилагательные образовывались с помощью суффиксов -ан- – -ян-, но при этом получали различное ударение. И уже от этих суффиксальных прилагательных могли возникнуть новые формы с дополнительным суффиксом -ьн- (ь –сверхкраткий звук). По этому правилу слова писались так: дерев-ян-ьн-ый, олов-ян-ьн-ый,  стекл-ян-ьн-ный. Но в связи с исчезновением сверхкраткого звука ь ударение перешло на предшествующий слог и здесь закрепилось, возникли новые слова деревянный, оловянный, стеклянный.

Происхождение слова-исключения ветреный прозрачно. В древнерусском языке оно относилось к отглагольным прилагательным, образованным от глагола несовершенного вида ветрить, и писалось с одним н, а как только добавлялась приставка (безветренный), слово писалось с двумя буквами – нн. Сегодня слово ветреный перешло в прилагательные, однако сохранило свое старое написание.

  • Придумайте предложения с этими словами (Андрей прописывает слова)
  1. Первичное закрепление 

(Образование прилагательных с помощью суффиксов –ин, -ан, -ян, -онн, -енн)

I вариант

II вариант

Мышь

Серебро

Комар

Песок

Журавль

Кожа

Вывод

От имен существительных, обозначающих животных, насекомых, птиц

Образуются  имена прилагательные, обозначающие, из какого материала сделан предмет

Для прилагательных давно

Записано в ученых книжках:

Когда АН, ИН, ЯН, то Н одно

И больше никаких излишков.

I вариант

II вариант

Тыква

Равнина

Огонь

Длина

Традиция

Блин

Вам скажет каждый джентльмен

2 буквы Н порой пиши в словах,

Где онн и енн.

Только ветреный с одной.

Лимон имеет Н одно,

Но если сок у нас лимонный,

В основе Н и суффикс Н,

И получается два НН.

Каким способом образованы существительные?

  1. Физминутка

Приседаете, если в слове пишется Н, хлопаем в ладоши – НН

прохлада утренняя

сонный лес

багряный  убор

оловянные глазки

серебряные  сережки

каменный дом

овсяное поле

ветреная ночь

давайте похлопаем за правильные ответы

  1. Закрепление

А) Ребята заполните карточку

Соловьи                 ая

песня

Стекля                    ая

ваза

Глиня                     ый

горшок

Мужестве              ый

человек

Ветре                     ый

день

Коллекцио             ая

марка

Б) Упражнение   Выписать I варианту слова с Н, II варианту  - с НН

Н

НН

песчаная насыпь

картинная галерея

комариный укус

мгновенная реакция

торфяное болото

авиационный завод

9. Рефлексия

Я узнал...

Я научился...

Я понял, что могу...

Мне понравилось...

Для меня стало новым...

Меня удивило...

У меня получилось...

Я приобрёл...

Мне захотелось...

Меня воодушевило…

        10. Домашнее задание

Вставить пропущенные буквы в словах, с данными словосочетаниями составить текст.

Ранняя весна

Весенний день

Журавлиный клин

Безветренная погода

Соловьиная трель

Зеленое поле

Багряный узор

Туманная даль

Утренний свет

Синее небо


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий урока по русскому языку в 6 классе. "Повторение изученного об имени прилагательном в 5 классе".

Урок составлен с учётом требований Нового Стандарта, где применены  новые технологии и указаны планируемые результаты....

Конспект урока по русскому языку в 6 классе "Повторение по теме «Имя прилагательное». Роль прилагательных в речи. Меткие, озаряющие слова".

Данный конспект урока предназначен учителю, работающему в 6 классе. Это урок повторения и обобщения знаний, полученных при изучении темы "Имя прилагательное". Ценность данной работы в том, что на...

Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"

Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной д...

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных

Цель урока: - закрепить умения определять способ словообразования;- учить распознавать способ образования прилагательных;- закрепить умения определять значение суффиксов;- развивать умение строить сло...

урок по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"

Урок по русскому языку в 6 классе разработан к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д.. по теме "Разряды имен прилагательных". урок обзорный, без детального обучения. помогает ввести учен...

Урок по русскому языку в 6 классе по теме «Роль имени прилагательного в русском языке»

На уроке использована технология критического мышления....

Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"

laquo;Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение&raqu...