Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Мамонова Евгения Анатольевна

Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной деятельности, ознакомление с новым материалом, закрепление, домашнее задание, подведение итогов и рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фамилия, имя, отчество

Мамонова Евгения Анатольевна

Район

Городецкий

Место работы

ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец»

Должность

Педагог дополнительного образования

Общая информация

Тема занятия

"Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК"

Тип занятия

Овладение новым знанием

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: познакомить с правилом правописания гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научить применять его на практике.

 Задачи:

Образовательные: обобщить  знания  по  теме  «Имя существительное»; учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных  -ек- и -ик;  различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-.

Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, орфографическую зоркость, самоконтроль, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель.

Дидактическое обеспечение

  • фрагмент  мультфильма  «В  стране  невыученных уроков»;
  •  раздаточный материал: тест;
  • Учебник  для  6  класса  под  ред.  Ладыженской  Т.А.,  Тростенцовой  Л.А., Баранова М.Т.;
  • рабочие тетради;
  • карточки со словами;
  • записи на доске
  • слайд № 1 «Верно-неверно»;
  • слайд №2 «Лови ошибку»;
  • слайд №3 «Четвертый лишний»;
  • слайд №4  с домашним заданием.

Планируемые результаты урока

  • личностные
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию;
  • формирование доброжелательного отношения к другому человеку и его мнению;
  • формирование  навыков конструктивного сотрудничества со сверстниками и учителем;
  • Предметные
  • умение грамотно писать слова с суффиксами  –ик и -ек;
  • умение различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-;

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)
  • умение определять цели предстоящей учебной деятельности;
  • способность регулировать свои действия, взаимодействовать в группе;
  • уметь вести учебное сотрудничество в группе и с учителем;
  •  уметь строить речевое высказывание,  использовать информацию для обоснования своего суждения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный - фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль; письменный – тест.

Литература и Интернет-ресурсы

Основная

  • Учебник по русскому языку  для  6  класса  под  ред.  Ладыженской  Т.А.,  Тростенцовой  Л.А., Баранова М.Т.;
  • Поурочные разработки по русскому языку, 6 класс. - М.: ВАКО, 2017

Дополнительная

  • Я познаю мир. Русский язык./ Сост. Волков С.В.-М.: АСТ,2006;
  • фрагмент  мультфильма  «В  стране  невыученных уроков»– http://www.youtube.com

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся с указанием форм организации

1.Организационный

2 мин

Приветствие педагога.

Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих.

-Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить те суффиксы, о которых мы с вами говорили на прошлом уроке.

Дети приветствуют учителя.

2. Актуализация знаний по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных»

5 мин

Игра «Верно-неверно»

1.В существительных, основа которых заканчивается на д, т, з, с, ж, пишется суффикс –ЩИК.

2.Суффикс –ЧИК имеет два значения: лица и уменьшительное.

3.Во всех существительных перед суффиксами –ЧИК-ЩИК- пишется ь.

4.Перед суффиксом –ЧИК буквы к, ц, ч заменяются на т.


- Тестирование по теме «Правописание суффиксов –чик- и – щик -»

1.От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом – щик-?

1. Грузить.

2. Погонять.

3. Рассказывать.

4.Летать.

2.В каком ряду все слова имеют суффикс –чик-?

1.Перебеж…ик, спор…ик, налад…ик.

2. Руб…ик, камен…ик, паром..ик.

3. Донос…ик, обход…ик, автоответ…ик.

3. Вставьте пропущенные буквы: сма…ик, обра..ик.

1. –ЗЧ-

2. –Щ-.

4. Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик- нужно поставить ь.

1.Заговор…щик.

2. Угол…щик.

3. Угон…щик.

Ответы детей.

Код ответов: 2, 4.

Взаимопроверка.

Код ответов: 2,3,1,2.

3. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

3 мин.

Проблемная ситуация                         

- Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений.

-Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое – то правило для их написания или нет.

ключик                замочек

-Запишите эти слова.

-Какой частью речи являются эти слова?

-Какие корни в словах ключик, замочек?

-Выделите в каждом слове суффикс и укажите ударный или безударный гласный звук в нём.

-Сделаем вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ик –, -ек –?

-Кто теперь сможет озвучить тему нашего урока? 

-Давайте запишем её в свои рабочие тетради.

-Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …

 

Записывают слова в тетрадь.

- Эти слова имена существительные.

 –Ключ-, -замоч-

–ик, -ек 

- В суффиксе –ик безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный.

-  Гласные в суффиксах -ик -ек  надо проверять.

- Правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек.

Записывают.

 - Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах

–ек, -ик.

-Учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек, -ик.

4. Ознакомление с новым материалом

15 мин.

- Посмотрите внимательно на ряд существительных. На какие две группы их можно разделить?

На доске карточки со словами: кузнечик, сыночка, карманчик,  мячик, орешка, сыночек, кузнечика, мячика, орешек, карманчика.

- Сравните эти два столбика и придите к выводу, когда пишется е, когда и? Ваши гипотезы….

- Какой суффикс изменяется?

- Что произошло с гласной?

-  Как в русском языке называем такую гласную, которая выпадает при изменении слова?

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

- Сформулируйте правило: когда пишется е, когда и. Что нужно сделать со словом, чтобы понять какой суффикс выбрать - ек или -ик.

- Проверим, правильно  ли  мы  озвучили  правило.  Сравним наши  выводы  с  тем, что написано в учебнике.

-Мы справились?

-Посмотрим образец рассуждения.

-Давайте запишем наш вывод в виде свернутого правила (компакта).

-Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило.

В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его брат, суффикс – ек -, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз когда Е опять убежал, учитель, суффикс - тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек -. И сейчас, когда мы изменяем слова с суффиксом – ек -, гласный Е всегда выпадает, становится беглым.

Например:

платочек – платочка - платочки.

- Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек».

- Посмотрим фрагмент мультфильма.

-У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика.

- На существительные в И.п. и Р.п.

Дети выходят по одному к доске и располагают карточки в два столбика.

И.п.                       Р.п.

кузнечик               кузнечика

сыночек                сыночка

мячик                    мячика

орешек                  орешка

карманчик                    карманчика

- Изменяется суффикс –ек.

- Она исчезла.

- Беглая гласная.

- Лишнее слово – карманчик, так как в нем суффикс –чик.

-Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать  -ек.

     

Работа с учебником.

- Да!

 

 - ек(а)               -ик(а)

                   *        

Просмотр фрагмента из мультфильма.

5. Закрепление нового материала

15 мин

-На доске записаны слова, вставьте пропущенные гласные в суффиксы имен существительных.

Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, огурч..к.

В пр…роде ещё много тайн и секретов, ключ…к к которым надо искать и искать.

-Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК?

Физкультминутка. Музыка спокойная.

А) Гимнастика для глаз

1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5).

3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6.

 Б) Для улучшения мозгового кровообращения . Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повторить 3-4 раза. Темп медленный).

-Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике.  Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик.

-Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами алгоритма, выполним следующее задание «Лови ошибку». Найдите ошибки, исправьте их и доказав правильность своего утверждения, спишите правильно.

Кармашик, слоник, хвостек, лучик, мячик, вечерочик, орешик.

 - Работаем по закреплению знаний дальше.

Игра « Четвертый лишний»

- Найдите четвертое лишнее слово. Поясните свой выбор.

1) Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик;

 2) Ящик, мостик, коврик, карандашик.

 - Чему учит это задание?

  Работа в парах  в тетрадях с последующей проверкой у доски

- Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение.

Выполняют упражнения для расслабления глаз и улучшения мозгового кровообращения.

 

Ответы 3-х учеников. Выбор самого правильного и краткого алгоритма.

Запись его в тетрадь.

ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК?

 ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа.

 ШАГ  3.  Если  гласная  суффикса  не  выпадает,  то  пишем  ИК; если  выпадает  –  то  ЕК .

Хвостик, вечерочек, орешек.

Фронтальная работа.

- Помидорчик, суффикс – чик.

-Ящик, -ик входит в состав корня.

- Прежде чем применять правило, следует верно выделить морфему.

6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

2 мин.

- Ваше домашнее задание будет связано с творчеством: напишите сочинение миниатюру на тему «Планета крошечных человечков», используя слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Опишите кого вы встретили на планете крошечных человечков, что увидели.

Списывают со слайда домашнее задание.

7. Подведение итогов урока. Рефлексия.

3 мин.

-  Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное?

- Какое значение придают существительным суффиксы  -ек, -ик?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик?

Закончите предложения:

Сегодня на уроке я узнал…

Теперь я умею…

Вызвало затруднение…

Достигли ли мы целей урока?

- Верно выделить корень.

- Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение.

-  Если при изменении формы слова гласный и остается, то пишем –ик, а если гласный исчезает, то надо писать  -ек.

Ответы детей.

-Да!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»

Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»

Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через  организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе Имена существительные Женского рода

Тип урока: урок введения новых знанийТехнология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.Цели и задачи:Знать: об именах суще...

Конспект урока по русскому языку по теме «Не с существительными ».

Цель:-Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными.-Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное; развивать ...