Конспект урока по русскому языку для 6 класса "Гласные в суффиксах существительных -ЕК и -ИК"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок овладения новым знанием. Содержит цель, задачи, планируемые результаты. Имеет следующую структуру: организационный этап, актуализация знаний, формулирование темы и цели урока, мотивация учебной деятельности, ознакомление с новым материалом, закрепление, домашнее задание, подведение итогов и рефлексия.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Фамилия, имя, отчество | Мамонова Евгения Анатольевна |
Район | Городецкий |
Место работы | ГБУЗ НО «Детский санаторий «Городец» |
Должность | Педагог дополнительного образования |
Общая информация | |
Тема занятия | "Гласные в суффиксах существительных –ЕК и –ИК" |
Тип занятия | Овладение новым знанием |
Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные) | Цель: познакомить с правилом правописания гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек и научить применять его на практике. Задачи: Образовательные: обобщить знания по теме «Имя существительное»; учиться правильно писать гласные в суффиксах существительных -ек- и -ик; различать суффиксы –чик-, -щик-/ -ик-, -ек-. Развивающие: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, орфографическую зоркость, самоконтроль, умения анализировать, сравнивать, продолжать работу по развитию критического, образного мышления; создавать условия для развития коммуникативных навыков. Воспитательные: воспитание бережного и ответственного отношения к слову, к культуре речи; совершенствование навыков этичного межличностного общения, коммуникабельности. |
Необходимое оборудование | Компьютер, проектор, экран, колонки, флеш – накопитель. |
Дидактическое обеспечение |
|
Планируемые результаты урока | |
|
|
|
|
|
|
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения | Устный - фронтальный опрос учащихся, индивидуальный опрос, групповой контроль; письменный – тест. |
Литература и Интернет-ресурсы | |
Основная |
|
Дополнительная |
|
Этап урока | Время | Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы | Деятельность обучающихся с указанием форм организации |
1.Организационный | 2 мин | Приветствие педагога. Проверка наличия необходимых учебных принадлежностей, отсутствующих. -Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с суффиксами, при помощи которых образуются имена существительные. Эти суффиксы можно назвать близнецами, но на письме они отличаются одной буквой. Пока их имена остаются для нас загадкой, я предлагаю вам вспомнить те суффиксы, о которых мы с вами говорили на прошлом уроке. | Дети приветствуют учителя. |
2. Актуализация знаний по теме «Суффиксы –чик- и -щик- в именах существительных» | 5 мин | Игра «Верно-неверно» 1.В существительных, основа которых заканчивается на д, т, з, с, ж, пишется суффикс –ЩИК. 2.Суффикс –ЧИК имеет два значения: лица и уменьшительное. 3.Во всех существительных перед суффиксами –ЧИК-ЩИК- пишется ь. 4.Перед суффиксом –ЧИК буквы к, ц, ч заменяются на т. - Тестирование по теме «Правописание суффиксов –чик- и – щик -» 1.От какого глагола образуется имя существительное со значением профессии, рода деятельности с суффиксом – щик-? 1. Грузить. 2. Погонять. 3. Рассказывать. 4.Летать. 2.В каком ряду все слова имеют суффикс –чик-? 1.Перебеж…ик, спор…ик, налад…ик. 2. Руб…ик, камен…ик, паром..ик. 3. Донос…ик, обход…ик, автоответ…ик. 3. Вставьте пропущенные буквы: сма…ик, обра..ик. 1. –ЗЧ- 2. –Щ-. 4. Найдите слово, в котором перед суффиксом –щик- нужно поставить ь. 1.Заговор…щик. 2. Угол…щик. 3. Угон…щик. | Ответы детей. Код ответов: 2, 4. Взаимопроверка. Код ответов: 2,3,1,2. |
3. Формулирование темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности. | 3 мин. | Проблемная ситуация - Ребята, вы обратили внимание, что сегодня на доске не записана тема? Определить ее мы попробуем вместе. В этом нам поможет материал для наблюдений. -Сейчас мы проанализируем с вами два слова и выясним, нужно ли какое – то правило для их написания или нет. ключик замочек -Запишите эти слова. -Какой частью речи являются эти слова? -Какие корни в словах ключик, замочек? -Выделите в каждом слове суффикс и укажите ударный или безударный гласный звук в нём. -Сделаем вывод: надо ли проверять обозначение на письме гласного звука в суффиксах -ик –, -ек –? -Кто теперь сможет озвучить тему нашего урока? -Давайте запишем её в свои рабочие тетради. -Сформулируйте цели урока, опираясь на формулировку темы. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться … |
Записывают слова в тетрадь. - Эти слова имена существительные. –Ключ-, -замоч- –ик, -ек - В суффиксе –ик безударный гласный звук, в суффиксе -ек – тоже безударный. - Гласные в суффиксах -ик , -ек надо проверять. - Правописание гласных и и е в суффиксах существительных –ик и –ек. Записывают. - Познакомиться с правилом написания гласных в суффиксах –ек, -ик. -Учиться правильно писать гласные в суффиксах –ек, -ик. |
4. Ознакомление с новым материалом | 15 мин. | - Посмотрите внимательно на ряд существительных. На какие две группы их можно разделить? На доске карточки со словами: кузнечик, сыночка, карманчик, мячик, орешка, сыночек, кузнечика, мячика, орешек, карманчика. - Сравните эти два столбика и придите к выводу, когда пишется е, когда и? Ваши гипотезы…. - Какой суффикс изменяется? - Что произошло с гласной? - Как в русском языке называем такую гласную, которая выпадает при изменении слова? - Какое слово здесь лишнее? Почему? - Сформулируйте правило: когда пишется е, когда и. Что нужно сделать со словом, чтобы понять какой суффикс выбрать - ек или -ик. - Проверим, правильно ли мы озвучили правило. Сравним наши выводы с тем, что написано в учебнике. -Мы справились? -Посмотрим образец рассуждения. -Давайте запишем наш вывод в виде свернутого правила (компакта). -Послушайте сказку, которая поможет запомнить это правило. В одном сказочном городе жили суффиксы. И была у них там своя школа, где они учились. Суффикс –ик- был прилежным учеником, а его брат, суффикс – ек -, был самым настоящим прогульщиком – вернее, К всегда оставался на месте, а Е умудрялся улизнуть. Один раз когда Е опять убежал, учитель, суффикс - тель-, решил с того дня считать Е беглым гласным в суффиксе – ек -. И сейчас, когда мы изменяем слова с суффиксом – ек -, гласный Е всегда выпадает, становится беглым. Например: платочек – платочка - платочки. - Подтвердить наше научное открытие поможет мультфильм, снятый по книге Лии Гераскиной «В стране невыученных уроков». Вспомните, как Виктор Перестукин при помощи «ключика» открыл «замочек». - Посмотрим фрагмент мультфильма. -У Вити было слово – помощник «нет»: замочек – (нет) замочка; ключик – (нет) ключика. | - На существительные в И.п. и Р.п. Дети выходят по одному к доске и располагают карточки в два столбика. И.п. Р.п. кузнечик кузнечика сыночек сыночка мячик мячика орешек орешка карманчик карманчика - Изменяется суффикс –ек. - Она исчезла. - Беглая гласная. - Лишнее слово – карманчик, так как в нем суффикс –чик. -Если при изменении формы слова гласный и остается, то его и надо писать в суффиксе –ик. А если при изменении формы слова гласный исчезает, то надо писать -ек.
Работа с учебником. - Да!
- ек(а) -ик(а) * Просмотр фрагмента из мультфильма. |
5. Закрепление нового материала | 15 мин | -На доске записаны слова, вставьте пропущенные гласные в суффиксы имен существительных. Сыноч…к, мяч..к, самолёт…к, дружоч…к, конч…к, василёч…к, пирожоч…к, огурч..к. В пр…роде ещё много тайн и секретов, ключ…к к которым надо искать и искать. -Какое значение придают существительным суффиксы ЕК-ИК? Физкультминутка. Музыка спокойная. А) Гимнастика для глаз 1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). 3. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движений глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1 – 6. Б) Для улучшения мозгового кровообращения . Исходное положение (и.п.) – сидя на стуле. 1 – голову наклонить вправо; 2 – и.п.; 3 – голову наклонить влево 4 – и.п.; 5 – голову наклонить вперед, плечи не поднимать; 6 – и.п. (Повторить 3-4 раза. Темп медленный). -Ещё раз прочитайте внимательно правило в учебнике. Составьте с товарищем по парте краткий алгоритм действий, который помог бы вам безошибочно написать слова с суффиксами –ек и –ик. -Чтобы закрепить полученные знания, потренироваться в применении выведенного нами алгоритма, выполним следующее задание «Лови ошибку». Найдите ошибки, исправьте их и доказав правильность своего утверждения, спишите правильно. Кармашик, слоник, хвостек, лучик, мячик, вечерочик, орешик. - Работаем по закреплению знаний дальше. Игра « Четвертый лишний» - Найдите четвертое лишнее слово. Поясните свой выбор. 1) Перчик, пальчик, огурчик, помидорчик; 2) Ящик, мостик, коврик, карандашик. - Чему учит это задание? | Работа в парах в тетрадях с последующей проверкой у доски - Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение. Выполняют упражнения для расслабления глаз и улучшения мозгового кровообращения.
Ответы 3-х учеников. Выбор самого правильного и краткого алгоритма. Запись его в тетрадь. ШАГ 1. Определяем, от чего образовано слово. Действительно ли там суффикс ЕК или ИК? ШАГ 2. Поставим существительное в форму Род. падежа. ШАГ 3. Если гласная суффикса не выпадает, то пишем ИК; если выпадает – то ЕК . Хвостик, вечерочек, орешек. Фронтальная работа. - Помидорчик, суффикс – чик. -Ящик, -ик входит в состав корня. - Прежде чем применять правило, следует верно выделить морфему. |
6. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 2 мин. | - Ваше домашнее задание будет связано с творчеством: напишите сочинение миниатюру на тему «Планета крошечных человечков», используя слова с уменьшительно – ласкательными суффиксами. Опишите кого вы встретили на планете крошечных человечков, что увидели. | Списывают со слайда домашнее задание. |
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. | 3 мин. | - Как определить, с помощью какого суффикса образовано имя существительное? - Какое значение придают существительным суффиксы -ек, -ик? - От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек и –ик? Закончите предложения: Сегодня на уроке я узнал… Теперь я умею… Вызвало затруднение… Достигли ли мы целей урока? | - Верно выделить корень. - Суффиксы –ек, -ик имеют уменьшительно – ласкательное значение. - Если при изменении формы слова гласный и остается, то пишем –ик, а если гласный исчезает, то надо писать -ек. Ответы детей. -Да! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Не с существительными"
урок усвоение нового материала...
Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: «Существительное как часть речи»
Цель урока: создать условия для формирования коммуникативной и языковой компетенций через организацию деятельности учащихся по выведению общего понятия о существительном как части речи, которая ...
Конспект урока по русскому языку в 5 классе Имена существительные Женского рода
Тип урока: урок введения новых знанийТехнология: системно-деятельностный метод обучения, проблемно-диалогическое, информационно-коммуникативные, здоровьесберегающие.Цели и задачи:Знать: об именах суще...
Конспект урока по русскому языку по теме «Не с существительными ».
Цель:-Обеспечить усвоение нового материала; формировать навыки правописания "не" с именами существительными.-Формировать у учащихся умения сравнивать и обобщать, выделять главное; развивать ...