Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

 «Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2023.

Цель урока: формирование понятия о разрядах имён прилагательных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_6_klasse.docx190.24 КБ

Предварительный просмотр:

Разряды имён прилагательных по значению

Учебник:  «Русский язык», 6 класс.  Авторы Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А.  Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Москва, «Просвещение», 2023.

Цель урока: формирование понятия о разрядах имён прилагательных. 

Задачи:

обучающая:

- познакомить учащихся с разрядами имён прилагательных, их отличительными признаками;

развивающие:

- формировать у учащихся умение определять разряд имён прилагательных;

- развивать орфографические и пунктуационные навыки учащихся;

воспитательная: 

- воспитывать интерес к русскому языку как учебному предмету.

Познавательные УУД:

- умение работать с информацией;

- использование знако-символических средств, общих схем решения;

- выполнение логических операций (сравнение, анализ, обобщение, установление аналогий).

Регулятивные УУД:

- составление плана и последовательности действий;

- самоконтроль, коррекция знаний, умений и навыков;

- осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

- умение выражать свои мысли, выстраивать устное высказывание с учетом сферы и ситуации общения, участвовать в беседе, обсуждении;

- умение делать выводы, обобщать, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация к уроку, созданная в программе Power Point.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Блиц-опрос по теме «Имя прилагательное»:

- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?  

- Назовите общее грамматическое значение прилагательных.

- Как изменяются имена прилагательные?

- Какую синтаксическую роль в предложении выполняют имена прилагательные?

- Какие степени сравнения есть у прилагательного? Как они образуются?

  1. Сообщение темы и цели урока.

- Ребята! Сегодня мы с вами продолжим знакомство с именем прилагательным. Запишите тему урока.

Наблюдение над языковым материалом.

Задание: выписать из предложения словосочетания типа «прил. + сущ.», определить род, число и падеж имён прилагательных.  

Пришла зима и накрыла барсучью норку глубоким снежным сугробом.

барсучью норку (ж. р., ед. ч., Вин. п.)

глубоким сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

снежным сугробом (м. р., ед. ч., Тв. п.)

Составление кластеров.

Слайд 3. Качественные прилагательные.

- Какое прилагательное обозначает признак (качество) предмета, который может быть в этом предмете в большей или меньшей степени?

- Какое прилагательное имеет степени сравнения?

- Какое прилагательное образуют краткую форму?

- Какое прилагательное может сочетаться с наречием ОЧЕНЬ?

- Какое прилагательное путём повтора образуют сложные прилагательные?

- Какое прилагательное образуют прилагательные с приставкой НЕ?

Все перечисленные признаки присущи прилагательному ГЛУБОКИЙ. Это качественное прилагательное.

https://xn--27-6kc5aa4bkem1a.xn--p1ai/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/KPuR8Gtz0Af9bCMIxynlkQSsE1ajHmhUwN5ViLWce/slide-6.jpg

- Какие признаки (качества) могут обозначать качественные прилагательные?

цвет – красный шарик,

размер – высокий дом,

форма – круглое яблоко,

возраст – молодой человек,

внутренние качества человека – смелый рыцарь,

душевное состояние человека – весёлая девочка,

вкус – кислый лимон,

качества, дающие общую характеристику предмета – интересная книга.

Относительные прилагательные.

- Какое из прилагательных обозначает такой признак предмета, который не может быть в большей или меньшей степени? Обозначает материал, из которого сделан, состоит предмет? Не имеет степеней сравнения, краткой формы и не сочетается с наречием ОЧЕНЬ?  (СНЕЖНЫЙ)

- Совершенно верно, ребята. Это относительное прилагательное.

https://xn--27-6kc5aa4bkem1a.xn--p1ai/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/KPuR8Gtz0Af9bCMIxynlkQSsE1ajHmhUwN5ViLWce/slide-6.jpg

Относительные прилагательные могут обозначать материал, из которого сделан, состоит предмет, пространственные, временные  признаки предмета, характеризовать предмет по действию.

Значения относительных прилагательных (примеры):

материал – глиняный кувшин,

время – зимний день,

место – горная река,

действие – плавательный бассейн.

Притяжательные прилагательные.

- И у нас осталось ещё одно прилагательное – БАРСУЧИЙ.  Это притяжательное прилагательное.

- Как вы думаете, почему притяжательные прилагательные получили такое название? На какие вопросы отвечают притяжательные прилагательные и что они обозначают? (Притяжательные прилагательные обозначают принадлежность чего-либо лицу или животному и отвечают на вопросы ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?).

- Какие суффиксы имеют притяжательные прилагательные? (-ОВ (-ЕВ),               -ИН (-ЫН), -ИЙ).

https://xn--27-6kc5aa4bkem1a.xn--p1ai/800/600/http/cf2.ppt-online.org/files2/slide/k/KPuR8Gtz0Af9bCMIxynlkQSsE1ajHmhUwN5ViLWce/slide-6.jpg

5. Первичное закрепление. Отработка умений и навыков учащихся.

Задание 1. Распределите имена прилагательные по разрядам (качественные, относительные, притяжательные).

Оловянный солдатик, оловянные глаза, холодный день, длинный поезд, смелый поступок, добрый человек, глупый вопрос, сердечные мышцы, сердечный привет, каменный дом, каменное лицо, короткое платье, толстый мальчик, синий платок, московский метрополитен, детская литература, двойной подбородок, шерстяной костюм, свинцовая пуля.

Задание 2. Работа с учебником.

Выполнение упр. 442 (стр. 22).

- Определите разряд получившихся имён прилагательных. Докажите своё мнение. (Это качественные имена прилагательные, так как они  путём повтора образуют сложные прилагательные).

Задание 3. От данных существительных образовать прилагательные,  составить с ними словосочетания типа «прил. + сущ.»; определить разряд имён прилагательных.

лиса - … (лисья нора - притяжательное);

камень - … (каменный дом - относительное);

счастье - … (счастливый ребёнок - качественное);

медведь - … (медвежья берлога - притяжательное);

вечер - … (вечерние сумерки - относительное);

бег - … (беговая дорожка - относительное);

море - … (морской берег - относительное);

мама - … (мамин зонт - притяжательное).

Проверка выполнения задания.  

- Произнесите слова ЛИСЬЯ, МЕДВЕЖЬЯ.  Какие звуки вы слышите на месте выделенных букв? Какую функцию выполняет Ь? (Разделительный Ь)

Задание 4.

Тест «Разряды имен прилагательных»

1.Укажите пример с качественным прилагательным

А) льняная скатерть Б) лошадиная грива

В) нежные слова Г) мамины серьги

2.Укажите пример с относительным прилагательным

А) длинные каникулы Б) добродушный человек

В) зимние каникулы Г) чистый пол

3.Укажите пример с притяжательным прилагательным

А) бумажный кораблик Б) медвежий след

В) скользкая дорога Г) травяной настой

4. В каком ряду все прилагательные притяжательные

А) осенний день, узкий коридор, фарфоровый чайник

Б) приморский курорт, барсучья нора, золотое сердце

В) заячья тропа, школьный автобус, собачий лай

Г) модное платье, медвежья берлога, морозный день

5. В каком варианте все прилагательные качественные

А) свинцовая пуля, веселый ребенок, зимняя прогулка

Б) широкая улица, хрустальная ваза, свежие фрукты

В) теплый пуловер, клюквенный морс, волчья стая

Г) счастливый момент, удобное кресло, храбрый рыцарь

6. В каком ряду все прилагательные относительные

А) молчаливый человек, вишнёвый джем, хороший артист

Б) воронье гнездо, усталый вид, овсяное печенье

В) точильный станок, пришкольный участок, глиняный кувшин

Г) оловянный солдатик, счастливый студент, выгодная сделка

7. В каком ряду нет притяжательного прилагательного

А) рыбный пирог, куриное яйцо, песцовый воротник

Б) набивная ткань, персиковый компот, городской квартал

В) стальной трос, правильный ответ, гусиный жир

Г) щедрый товарищ, картонная коробка, коровье молоко

8. Установите соответствие разряда прилагательных

1) качественное а) кошачий корм

2) относительное б) добродушный старик

3) притяжательное в) шелковое кашне

5. Подведение итогов урока. Рефлексия. Оценка работы учащихся на уроке учителем. Самооценка с использованием приёма «Незаконченное предложение»

1) Сегодня на уроке я узнал(а) …

2) Мне было … (трудно, сложно, легко, интересно и т. д.).

3) Я научился (ась) …

6. Домашнее задание. 

Надпишите разряд над каждым прилагательным в группе. 1) Медвежья голова, медвежья шапка, медвежья походка. 2) Заячий тулуп, заячий хвост, заячий характер. 3) Собачья преданность, собачья конура, собачья лапа. 4) Лисья улыбка, лисья нора, лисья шуба.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Методическая разработка урока по русскому языку в 5 классе «Род имен существительных».

повторение изученного в начальной школе о роде  имени существительного...

Методическая разработка урока по русскому языку 5 класс «Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова»

P { margin-bottom: 0.21cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; widows: 2; orphans: 2; }P.western { font-family: "Calibri",sans-serif; font-size: 11pt; }P.cjk { font-family: "Ti...

План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».

Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...

Методическая разработка урока по русскому языку 6 класс «Публичное выступление. Подготовка к созданию монолога-рассуждения»

Предлагаемая методическая разработка урока позволяет сформировать у шестиклассников представление об особенностях монолога-рассуждения, дать начальное представление о публичном выступлении. Тема...