урок по русскому языку в 6 классе по теме "Разряды имен прилагательных по значению"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)
Урок по русскому языку в 6 классе разработан к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д.. по теме "Разряды имен прилагательных". урок обзорный, без детального обучения. помогает ввести учеников в тему и познакомить с разрядами имен прилагательных.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_v_6_klasse.docx | 20.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку в 6 классе к УМК М.Т. Баранова, Т.Т. Ладыженской и т.д..
Тема урока: Разряды имен прилагательных по значению.
Цель: дать понятие о разрядах имен прилагательных по значению, о качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Планируемые результаты: знание разрядов прилагательных по значению и грамматической форме, признаков качественных, относительных и притяжательных прилагательных; умения распознавать указанные разряды прилагательных, объяснять языковые явления; развитие мотивации к самостоятельной деятельности.
Ход урока:
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
- Самоопределение к деятельности
- образуйте степени сравнения от следующих прилагательных:
свежий, хороший, высокий, железный, утиный;
- от каких прилагательных не удалось образовать степени сравнения? Почему? (От прилагательных железный и утиный. Они обозначают такие свойства предметов, которые не могут проявляться в большей или меньшей степени.)
- прилагательные имеют важную морфологическую характеристику - разряды по значению. Как по-вашему, о какой характеристике предмета говорят прилагательные свежий, хороший, высокий?
(о качестве)
- как могут называться такие прилагательные? (качественные)
- слова железный, шерстяной, зимний, местный могут ли образовывать сравнительную степень? (нет. Такие прилагательные называют относительными. Они выражают отношение одного предмета к другому, или обозначать материал, из которого предмет сделан);
- как называются прилагательные, которые отвечают на вопрос Чей? Чья? Чьё? Чьи? (притяжательные) ;
- какие задачи мы сегодня поставим перед собой на уроке?
(познакомиться с разрядами прилагательных по значению. С особенностями качественных прилагательных, относительных и притяжательных);
- Работа по теме урока:
Работа с учебником
- Чтение теоретического материала (с.16), беседа по прочитанному с комментариями учителя.
- на какие разряды делятся прилагательные? (качественные, относительные и притяжательные)
- какие прилагательные называются качественными?
Каковы признаки качественных прилагательных? (имеют краткую форму, образуют степени сравнения; могут сочетаться с наречиями, обозначающими качество (очень, слишком и т.д.), образуют сложные прилагательные путем повтора, могут образовывать прилагательные с приставкой НЕ)
Кроме того, от качественных прилагательных образуются прилагательные с уменьшительно – ласкательным суффиксом: беленький, мягонький, добренький. К таким прилагательным можно подобрать синонимы (мудрый – умный, большой – огромный и т.д.)
- Упр. 340 – выразительное чтение текста, обсуждение, самостоятельное выполнение письменных заданий.
- Слово учителя:
1. Но есть и другие прилагательные, которые обозначают материал, из которого сделан предмет (шерстяной, стальной), характеризуют предмет по пространственному и временному признакам (местный, зимний, сельский, двухдневный)
- как называются такие прилагательные? (относительные)
Например, спортивная одежда – одежда для занятий спортом, относящаяся к спорту, домашняя одежда – одежда для дома. (прилагательные здесь обозначают назначение); деревянная ложка, серебряная вилка (обозначают материал, из которого сделан предмет); вчерашняя газета, летнее утро .(обозначают время)
2. Сопоставление качественных и относительных прилагательных
- попробуем примерить к относительным прилагательным признаки качественных. Можно ли образовать краткую форму от прилагательных майская, вчерашняя, подводная и других относительных прилагательных? (нет)
- можно ли образовать от этих прилагательных степень сравнения? Можно ли быть более майским или самым вчерашним? (нет)
- могут ли эти прилагательные сочетаться с наречиями, означающими качество? Можно ли быть очень вчерашней или сильно приморским? (нет)
- могут ли эти прилагательные образовать сложную форму путем повтора? (нет)
-образуют ли они новые прилагательные с приставкой НЕ? (нет)
- сочетается ли с такими прилагательными уменьшительно – ласкательный суффикс? (нет)
Вывод:
Итак, относительные прилагательные не имеют степеней сравнения, не имеют краткой формы, не сочетаются с наречиями, обозначающими качество, не образуют сложных прилагательных, прилагательных с приставкой НЕ- и прилагательных с уменьшительно – ласкательным суффиксом.
- Работа по учебнику:
Упр. 343 – коллективное выполнение с комментированием.
- Слово учителя:
- И теперь посмотрим, какие прилагательные называются притяжательными? (Те, которые обозначают принадлежность кому либо и отвечают на вопросы Чей? Чьё? Чья? Чьи?)
- притяжательные прилагательные имеют некоторые морфемные особенности: суффикс сливается с окончанием. Поэтому и выделяется на письме как суффикс в словах волчий, медвежья, заячья
Чаще имеют суффиксы –ов,(-ев), ин,- (ын)
- Занимательные факты:
Притяжательные прилагательные послужили основанием для образования многих фамилий: Иванов, Петров, Сидоров. Синицын, Курицын.
В составе многих географических наименований есть притяжательные прилагательные : Киев, Царицын, Александров, Львов и т.д.
Притяжательные прилагательные входят в состав некоторых фразеологических оборотов: прокрустово ложе, крокодиловы слезы, медвежья услуга…
Рефлексия: Итак. Что же мы узнали о разрядах прилагательных по значению? В чем особенности каждого разряда прилагательных?
Как они отличаются друг от друга?
Домашнее задание:
Узнать значение своей фамилии, выписать из учебника литературы 5 – 7 предложений с разными разрядами прилагательных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский язык 5 класс Правописание окончаний имен прилагательных
Урок в 5 классе (учебник Баранов, Ладыженская и др.). В ходе занятия используется краеведческий материал (Курская область). Урок включает элементы системно-деятельностного подхода, приближен к требова...
Конспект урока по русскому языку 6 класс "Морфологические признаки имени существительного".
Разработка урока по русскому языку по ФГОС, технологическая карта учащегося прилагается....
конспект урока по русскому языку 5 класс "Доброе утро, Имя Прилагательное!"
вводный урок по теме "Имя прилагательное" в 5 классе...
Конспект урока по русскому языку «Н-НН в суффиксах имен прилагательных»
Тема: Н-НН в суффиксах имен прилагательных.Класс: 6УМК: Львова С. И. Львов В. В. Русский язык: 6 класс: 3 ч. : Учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008....
технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)
урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...
План-конспект урока по русскому языку 6 класс. Тема: «Изменение имен прилагательных по родам».
Тема: Изменение имён прилагательных по родам.Цель: Развивать познавательную активность, умение определять род имён прилагательных, правильно писать окончания.Задачи:1) формировать умение определять ро...
Русский язык. 5 класс. Степени сравнения имен прилагательных.
В презентации представлен материал, направленный на повторение и закрепление темы "Степени сравнения имен пригалательных".Материал может использоваться в качестве самостоятельной подготовки....