урок русского языка в 5 классе по теме "Фонетика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
урок русского языка по учебнику Е.А.Быстровой 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
технологическая карта к уроку | 50.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
ФИО (полностью) | Еременко Елена Кадыровна |
Место работы | МАОУ СОШ №2 г. Курганинска Краснодарского края |
Должность | учитель русского языка и литературы |
Предмет | Русский язык |
Класс | 5 класс |
Тема и номер урока в теме | урок № 51. Тема. Фонетика. Смыслоразличительная функция звуков ( первый урок по теме) |
Базовый учебник | Е.А.Быстровой, Л.В.Кибиревой, Ю.Н.Гостевой и др. «Русское слово»,Москва, 2012г. ФГОС |
Цели деятельности учителя | Повторить и обобщить изученный материал по данному разделу лингвистики; воспитать орфографическую и пунктуационную зоркость; совершенствовать навыки правописания; формировать навыки литературной речи, дать представление о смыслоразличительной роли звука, тренировать пятиклассников в умении отражать на письме звуковой облик слова ,создать условия для развития у обучающихся умения распознавать звуки речи. |
Тип урока | урок изучения нового материала |
Планируемые образовательные результаты | Предметные: вспомнить: восстановить в памяти учащихся основные сведения о фонетике и системе единиц, изучаемых в рамках этого раздела; научиться: классифицировать звуки; научить распознавать гласные ( ударные, безударные), согласные ( мягкие и твердые, глухие и звонкие), работать с орфоэпическим и орфографическим , толковым словарями, отрабатывать умение соблюдать основные правила литературного произношения; развивать и обогащать словарный запас учащихся; составлять ответы на вопросы. Метапредметные: познавательные: овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни; овладение смысловым чтением, умение работать с различными словарями и таблицей коммуникативные: развитие способности слушать собеседника и вести диалог, владение диалогической формой речи; умение работать индивидуально и в группе, умение обобщать изученный учебный материал регулятивные: оценивание своих достижений на уроке. Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, воспитание любви к родному языку и художественному слову; привитие языкового чутья; формирование самостоятельной дисциплины при выполнении заданий, навыков контроля и самоконтроля ;продолжать работу над формированием навыков грамотного письма |
Решаемые учебные проблемы |
|
Методы и формы обучения | Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная, работа в парах. |
Образовательные ресурсы | Презентация, карточки для работы в парах. http://www.google.ru/imgres?imgurl=http://www.museum.ru/ http://www.google.ru/search?hl=ru&q=gramota.ru&btnG=%D0%9F%D0%BE%D0%B8%D1%81%D0%BA+%D0%B2+Google&lr |
Методическое назначение средств ИКТ Дидактические принципы | Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых. Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала. Научность, систематичность, последовательность,наглядность,доступность,индивидуализация,дифференциация |
Организационная структура урока
Этапы урока | Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения | № слайда | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы совзаимодействия | Универсальные учебные действия | Промежуточный контроль |
| Эмоциональная, психо- логическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала, орфографическая работа со словами Прием «Инсерт» (маркировка текста) | 1 | - Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели, И тихонечко все сели. -Посмотрите, всё ли у вас готово к уроку? Сегодня у нас урок необычный, мы совершим путешествие, поэтому будем работать с путевыми листами. - Возьмите рабочий лист. Сколько будет заданий? Не забывайте, что в течение урока вы оцениваете свою работу в листах индивидуальных достижений. Назовите критерии оценки: - цель достигнута - справляюсь, но есть ошибки - ещё нужно над этим работать Откройте их и запишите дату «Шестнадцатое ноября». Обратите внимание на слова: «шестнадцатое», «ноября», какие орфограммы вы здесь видите? Ребята, чтобы начать путешествие, надо выполнить первое задание: отгадайте загадку. Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далёкий птицы улетели, Если небо хмурится, если дождик льётся, Это время года как у нас зовётся? - А вы любите осень? Почему? - На протяжении урока вы будете вносить свои дополнения и изменения в кластер, который находится у вас в рабочих листах. | В начале урока сдали тетради с домашним задание на проверку учителю. Приготовление к уроку. Приветствие учителя. Отвечают на вопросы учителя, работают с рабочими листами осень отвечают на вопросы | Фронтальная. | Личностные: понимают значения знаний для человека, имеют желание учиться, правильно идентифицируют себя с позиции школьника; устанавливают связи между учебной деятельностью и её мотивом; развивают речь | Устный опрос, записи в рабочих листах |
Основной вид деятельности, направленный на формирование образовательного результата. Сообщение темы и целей урока. | работа с текстом, обучение выразительному чтению, выработка орфографической зоркости, работа по развитию речи работа со словарем, лексическое значение слова, употребление слова в речи. Повторение: синтаксический разбор предложении проблемный вопрос проблемный вопрос работа с учебником Приём «Знаю– узнал –хочу узнать» Прием «Инсерт» (маркировка текста) игровая деятельность | 2-3 4
5 6 | -Ребята, перед вами текст, прочтите его выразительно. Как красива осень в пёстром сарафане! В чистом небе просинь. Клён горит, как пламя. Над водой берёзка золотою свечкой, И плывут листочки вниз по тихой речке.(Татьяна Андреевна Шорыгина) - О чем текст? -Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы. -Какое слово словарное? (сарафан) -А какое незнакомое слово вы встретили? - Что такое ПРОСИНЬ? Найдите значение слова в толковом словаре (Интернет). Составьте предложение с этим словом. -Разберите предложение синтаксически : И плывут листочки вниз по тихой речке. - Ребята, в нашем путешествии остановка, послушайте мелодию и скажите, какие звуки вы слышите? -А сколько звуков в природе? - Ребята, а люди могут общаться друг с другом при помощи звуков природы ? чтение стихотворения учителем Сколько на свете звуков? Сколько в снегу снежинок? Сколько в дожде дождинок? Сколько в песке песчинок? Сколько звуков у речи? Сколько струек у речки? -Разнообразный мир звуков окружает нас со всех сторон. Звуки «живут» и внутри нас самих. -Только человек может «перевести» природные звуки на человеческий язык. - А как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке? Правильно, о звуках. Наука о языке, изучающая звуки речи, называется ФОНЕТИКОЙ Запишем тему урока. Запись на доске и в рабочих листах: фонетика ( фон-,фоно-греч. голос, звук) ( упражнение 177. с.143) -Вспомните и запишите слова, в состав которых входит корень фон. Объясните значение этих слов. Выделите в них общую часть. -Являются ли однокоренными слова: фон (картины) и телефон? Почему? -Как вы думаете, зачем надо изучать фонетику? - А для того, чтобы нам продолжить путешествие дальше, нужно выполнить задание. Прочитайте информацию в учебнике о теме урока и отметьте. v - знаю + - новое ! – интересное ? - не понимаю Игра «Наперегонки» со словом ДОМ заменить первый звук, чтобы получилось новое слово (СОМ, РОМ, КОМ, ЛОМ, ТОМ), заменить второй- ДЫМ, заменить третий- ДОЛ, ДОН, ДОК, ДОГ -Что у нас получилось? Замечательный ученый Бодуэн де Куртене придумал им красивое название- фонема. Запишите это слово и прислушайтесь, как оно звучит. | читают выразительно, слушают друг друга , отвечают на вопросы учителя, находят словарные слова, вставляют орфограммы, выполняют синтаксический разбор предложения, работают со словарной статьей Из толкового словаря Ушакова «ПРОСИНЬ просини, мн. нет, ж. 1. Примесь синевы, проступающие синие пятна (разг.). Узор белый с просинью. 2. Проступающая между облаками синева неба (обл.)». Составляют со словом предложение. разбирают синтаксически предложение звучит музыка П.И.Чайковского «Октябрь» из альбома «Времена года»,учащиеся отвечают, какие звуки они услышали(звуки природы: шелест листьев, шум ветра, стук дождя, щебет птиц)
много о звуках речи
записывают тему урока записывают слова ( используя словарь, Интернет) телефон таксофон магнитофон домофон мегафон диктофон микрофон патефон фонотека фонограмма фонометр фоноскоп и отвечают на вопросы чтение & 35, с. 142-143 игра со словом ДОМ в процессе игры записывают слова Каждый звук помогает различать слова по смыслу. | Фронтальная. Индивидуальная | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывают успехи с усилиями, трудолюбием. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя; контролируют в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, корректируют –вносят дополнения в случае расхождения Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания. Познавательные (общеучебные): моделируют, выбирают наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, ищут и выделяют необходимую информацию Регулятивные : прогнозируют-предвосхищают результат Коммуникативные: планируют деятельность в сотрудничестве с одноклассниками, учителем | устный опрос, письменное выполнение задания, информационный поиск устный опрос, письменное выполнение задания |
физминутка | 6 | Физминутка Вот что будет, если фонемы по ошибке попадут не на свое место Вот что сказка говорит: Жили-были КОТ и КИТ. КОТ - огромный, просто страшный! КИТ был маленький, домашний. КИТ мяукал. КОТ пыхтел. КИТ купаться не хотел. Как огня воды боялся. КОТ всегда над ним смеялся! Время так проводит КИТ: Ночью бродит, днем храпит. КОТ плывет по океану, КИТ из блюдца ест сметану. Ловит КИТ мышей на суше. КОТ на море бьет баклуши! КИТ царапался, кусался... Добрый КОТ ни с кем не дрался... КИТ любил залезть повыше, Ночью песни пел на крыше. Позовешь его: «Кис, кис!» Он охотно спрыгнет вниз... Разбирались целый год, Кто тут КИТ и где тут КОТ. Обсуждали, не спешили И в конце концов решили: «В этой сказке нет порядка, В ней ошибка, опечатка: Кто-то, против всяких правил, В сказке буквы переставил. Переправил «КИТ» на «КОТ», «КОТ» на «КИТ», наоборот!»... Б. Заходер Учитель ставит вопрос: -Какие звуки здесь перепутались ? | просматривают мультфильм, выполняют упражнения отвечают на вопросы | Индивидуальная. фронтальная | физзарядка | ||
| работа над связной речью Приём «Составление кластера» обучение выразительному чтению Задание по группам | 7 8 | -А какие звуки вы знаете? -Почему гласные звуки так называются? -А какие бывают гласные звуки? -А согласные? А как вы думаете, каких больше звуков звонких или глухих? Правильно, именно поэтому русский язык такой звучный. Ребята, в путешествии нам нужна карта, давайте составим карту страны Фонетика. Составление кластера Работа с текстом «Рябина» Русской красавицей называют рябину. Особенно красива она осенью, когда рдеет огонек ее румяных кистей. В эту пору рябина- одно загляденье. Цвет резной листвы так ярок и густ, что кудрявое деревце в вправду кажется раскаленным докрасна. Рябинка усыпана ягодами, словно яркими бусами. Щедро разодетая осенью в нарядные обновы, красуется рябина на карнавале листопада. Вот и видно ее отовсюду. Работа в группах. Группа 1. В выделенных словах обозначьте гласные звуки. Сосчитайте все звуки в первом предложении. 2 группа. В выделенных словах обозначить согласные звуки. Найдите мягкие согласные и твердые, глухие и звонкие. Объясните графически постановку тире в третьем предложении. 3 группа делит слова первого предложения на слоги; находит ударный слог. Составит схему второго предложения. | гласные и согласные; в их образовании участвует голос; ударные и безударные; звонкие и глухие; твердые и мягкие; звонких 20, глухих-16 составляют кластер «Звуки речи» работа с текстом. | работа в группах Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе | Познавательные: общеучебные - осознанно строят речевые высказывания о том, сколько в слове слогов, сколько гласных и согласных звуков, при построении кластера самостоятельно создают алгоритм, устанавливают причинно-следственные связи логические - осуществляют поиск необходимой информации. Коммуникативные: участвуют в диалоге, отвечают на поставленные вопросы, слушают и понимают речь других, оформляют свои мысли в устной речи. Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, определяют план выполнения заданий, адекватно воспринимают оценку учителя. | Устные ответы, записи в рабочие листы, самостоятельно создают алгоритм Работа в группах и индивидуально |
запись под диктовку слов работа с учебником, выполнение упражнений | -Запишите под диктовку слова, подчерк ните разные согласные звуки: балка-палка, брат-брать, жесть-шесть,сон-тон,мы-вы (задание № 5 в листах) -Благодаря каким гласным и согласным звукам мы различаем по смыслу первое и второе слова, третье и четвертое? работа с учебником выполнение упражнения 181 (задание № 6 в листах) | записывают слова, подчеркивают согласные звуки, называют слова, нарисованные на картинках. выполняют письменно задание в рабочих листах | Фронтальная. Индивидуальная | Регулятивные: прогнозирование Познавательные (общеучебные): моделируют, выбирают наиболее эффективные способы решения задач; самостоятельно выделяют и формулируют познавательные цели, ищут и выделяют необходимую информацию | Устные ответы, записи в тетради. | ||
| 1. Организовать фиксацию нового содержания изученного на уроке. 2. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности. 3. Организовать обсуждение и запись домашнего задания. | 9 | - Что нового мы сегодня ,ребята, узнали на уроке? -Ребята, какие трудности подстерегают нас при изучении звуков и букв? (неправильное название букв). Просмотр видео Домашнее задание ( дифференцированное) по вариантам: 1вариант.Придумать сказку о звуках речи. 2вариант.Выучить скороговорки: Сеня в сени сено нёс- 3 вариант: подготовка к проекту «Звуки речи» ( рисунки) | Отвечают на вопросы. Подведение итогов самими уч-ся | Фронтальная. | 1) Познавательные: - умение структурировать знания, - оценка процессов и результатов деятельности, -выдвижение гипотез, их обоснование 2) Регулятивные: - волевая саморегуляция; - осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению | осознание того, что усвоено и подлежит усвоению; оценивание учащихся за работу на уроке. домашнее задание: решение проблем творческого характера |
| Прием «Инсерт» | Вот и закончилось наше путешествие по стране ФОНЕТИКА. Отметьте, пожалуйста, в рабочих листах: - цель достигнута - справляюсь, но есть ошибки - ещё нужно над этим работать Заполните лист индивидуальных достижений. | Определяют своё эмоциональное состояние на уроке | индивидуальное | Познавательные: - умение структурировать знания, - оценка процессов и результатов деятельности, | осознание того, что усвоено и подлежит усвоению; оценивание учащихся за работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....