Конспект урока русского языка в 10 классе по теме: «Употребление гласных после шипящих».
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Боярова Марина Лаврентьевна

Тип урока – комбинированный урок.

Цели урока.

I.         Обучающие цели.

      1.   Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных

            частях слова.

  1. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

      практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после 

      шипящих.

      3.   Совершенствовать орфографические навыки.

      4.   Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме  

           урока.

II.        Развивающие цели.

       1.  Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

       2.  Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно- 

            следственные связи, систематизировать, обобщать.

       3.  Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,      

           понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов   

           деятельности..

III.      Воспитывающие цели.

      1.   Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной  

            культуры.

      2.   Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

            пониманию значения орфографической грамотности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект  урока русского языка

в 10 классе по теме:

«Употребление гласных после шипящих».

Тип урока – комбинированный урок.

Цели урока.

I.        Обучающие цели.

      1.        Систематизировать знания о правописании гласных после шипящих в разных

            частях слова.

  1. Организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в

      практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после  

      шипящих.

      3.        Совершенствовать орфографические навыки.

      4.        Обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме  

           урока.

II.        Развивающие цели.

       1.        Активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы.

       2.        Развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-  

            следственные связи, систематизировать, обобщать.

       3.        Развивать коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушать,      

           понимать, использовать теоретические знания для объяснения способов    

           деятельности..

III.        Воспитывающие цели.

      1.        Способствовать формированию языковой личности как субъекта национальной  

            культуры.

      2.        Воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка,

            пониманию значения орфографической грамотности.

   

Методы обучения.

По источникам знаний: наглядный,

                                         объяснительно-иллюстративный,                                                                        

                                         проблемный,

                                         эвристический.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,  

                                                                            репродуктивный,

                                                                            продуктивный.

                                                                           

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

                                               применение умений и способов деятельности.

Оборудование урока.

1.        Раздаточный материал.

      1)        Информационные карточки.

      2)        Обучающие карточки.

      3)        Контролирующие карточки.

2.        Компьютерное обеспечение.

         1) Текст с пропусками гласных в корне.

         2) Презентация «Употребление гласных после шипящих».

         3) Задания;

         4) Ключи к заданиям.     

План урока

1. Организационный момент.  1 мин.

2. Слово учителя о Е.И.Никитиной.  1 мин.

3. Повторение изученного.  3 мин.

4. Актуализация знаний. Целеполагание. 1 мин.

5. Презентация «Из истории шипящих звуков». 1 мин.

6. Работа с учебником. Презентация «Буквы А,У,И после шипящих». 1 мин.

7. Практическая работа по правописанию А,У,И после шипящих. 5 мин.        

8. Презентация «Гласные О-Е(Ё) после шипящих в корне». 1 мин.

9. Практическая работа по правописанию гласных О-Е(Ё) в корне. 7 мин.

10. Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях)». 2 мин.

11. Практическая работа по правописанию гласных после шипящих за корнем. 9 мин.

12. Комплексное применение знаний и способов деятельности. 6 мин.

13. Итоги урока. 2 мин.

       

Ход урока

I.        Организационный момент.

II.        Слово учителя.

  Сегодня на уроке мы вновь займемся повторением изученного в средних классах. Данная тема очень важна для подготовке к ЕГЭ.

  1. Повторение изученного.

        Перед вами на экране текст. Прочитаем, определим тему и идею.

     

             Французский п…сатель Жюль Верн завоевал такую славу, что и в наши дни её отблеск оз…ряет оба полушария. В своих мечтах он видел смутные оч…ртания  бл…стающей грядущеё жизни. Его слава всё возр…стала, и целый дождь писем падал на специальный стол его к…бинета, распол…женного в уед…нённой башне. Действительность перер…сла мечты Жюль Верна.

                                                                                                           К.Андреев.

Тема – слава Жюль Верна.

Идея – выражение восхищения великим писателем, его талантом, способностью мечтать, предвидеть будущие научные открытия.

Мы изучаем правописание гласных в корне. Объясните правописание пропущенных гласных в корнях слов.

  1. Целеполагание.  Актуализация знаний.
  1. Запишите число и тему урока.
  2. Исходя из темы урока, попробуйте сформулировать цели урока. Чему вы будете сегодня учиться на уроке русского языка?

Цель нашего урока – систематизировать знания о правописании гласных после шипящих.

Вспомните, какие буквы в русском языке относятся к шипящими?

                             Их всего четыре – Ж, Ш, Ч, Щ.        

  1. Презентация «Историческая справка».

VI.           Работа с учебником. 

              Изучите пункт 1 параграфа 21. Сделайте вывод, какие  гласные пишутся после шипящих и какие не пишутся.

VII.     Презентация «Буквы А, У, И после шипящих».

  1. Практическая работа.

            Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                  Работа с раздаточным материалом – обучающие карточки.

1.    Вставьте пропущенные буквы, распределите слова по трём группам: А, У, И после шипящего.

Площ…дка, ч…ть-ч…ть, ш…ло, прощ…й,  щ…пальца, ж…раф, веснушч…тый, ж…знь, щ…риться, ч…йник, ч…ждый, крич…ть, ч…ткий, ч…нный, расш…рить.

Самопроверка – ключ на экране.

Какие есть вопросы по написанию? Кто полностью справился с орфографической задачей, не допустил ошибок?

А

У

И

Площадка, прощай, веснушчатый, чайник, кричать.

Чуть-чуть, щупальца, щуриться, чуждый, чуткий.

Шило, жираф, жизнь, чинный, расширить.

    IX.   Презентация «Гласные О –Е (Ё) после шипящих в корне»

     X.  Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

            Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

1.  Перепишите, вставляя пропущенные буквы. Объясните свой выбор.

 Уч...ный, ш...фёр, ш...лк, деш...вый, ч...лка, ш...рстка, ш...колад, печ...нка, ш...ссе, пш...нный, зач...с, щ...лочь, Печ...рская лавра, река Иж...ра, ж...сткий, ч...рствый, ч...рточка, крыж...вник, щ...тка, чащ...ба, ш...рох, ш...мпол.

2. Работа с учебником. Закрепим правила, связанное с дифференцирующим написанием О-Ё после шипящих. Упражнение 110 (с. 74) устно. Прочитайте предложение, объясните   выбор Ё-О после шипящих.

        XI.  Слово учителя.    

    Правила правописания е(ё) - о после шипящих в суффиксах и окончаниях иные, чем правила правописания е(ё) - о после шипящих в корне. Гласные е(ё) или о в корне пишутся по морфологическому принципу: истинность гласной в корне проверяется подбором родственных слов.

    В суффиксах же и окончаниях гласные е(ё) или о регламентируются фонетическим принципом, так как наличие той или иной гласной в суффиксе, окончании зависит от ударения.

         XII.    Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и  

                 окончаниях)».

        XIII.    Закрепление знаний. Отработка умений и навыков.

                    Практическая работа. Работа по обучающим карточкам.

        1.     Расставьте ударения в словах, вставьте пропущенные буквы, выделите суффиксы,  объясните выбор О-Е после    

          Шипящих в суффиксах.

Алыч…вый,  душ…нка, дымоч…к, жеребеноч…к, зародыш…вый, пуш…к, неуклюж…, звоноч…к, девч…нка, ландыш…вый, малыш…к, свеж…, пастуш…нок, кармаш…к,  грош…вый, гребеш…к, цыпленоч…к,  сбереж…нный.

  1. Образуйте от данных существительных форму творительного падежа единственного числа.  

 Плечо – плечом,  добыча – ….,  монтаж – …,  клещ – …, плач – …, Кузьмич – …

  1. Выпишите номера слов, в окончаниях которых пишется О.

1 стеллажом, 2 неучем, 3 колючего, 4 голышорм, 5 свечой, 6 престижем, 7 парчой, 8 колючего, 9 печешь, 10 ключом, 11 дремучего, 12 сажей, 13 борщом, 14 певучего, 15 Ильичом

Самопроверка – ключ на экране: 1, 4, 5, 7, 10, 13, 15.

Кто выписал правильно все слова? Кто допустил 1-2 ошибки? В каких словах? Объясните их написание.

  1. Комплексное применение знаний и способов действий. Работа по контролирующим карточка с разноуровневыми заданиями.

1. Мы с вами изучили орфограммы, связанные с правописанием гласных после шипящих в разных частях слова: в корне, в суффиксе, в окончании. А теперь подведём    итоги. Проверьте себя.У вас в контролирующих карточках три вида заданий. Выберите для себя одно из посильных и интересных и выполните его.

2. Работа по контролирующим карточкам.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

Сощ…риться, старич...к, ретуш...р, ж…вотное, освеж...нный, ж…лудь, со стаж...м,  волч…нок, заверш...нный, ч…совщик, камеш...к,  каланч...вый, распаш...нка, кулач...к, лавч...нка, ш…повник,  тысч...нка, ш…номонтаж, подворотнич...к,  ч…мазый,  ноч…вка, изж…га, ж…ри, ш…лковый, ч…тки.

Б.   Выполните тестовые задания. 

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква Ё?

      а) ж…кей      б) уч…ба       в) ш…винизм      г) крыж…вник

  1. В каком слове на месте пропуска пишется буква О?

а) камыш…вый     б) беч…вка      в) свеж…го     г) стаж…р

  1. В каком примере на месте пропуска пишется буква Ё?

а) этаж…м ниже                          в) ч…тко обозначить

б) слышимый ш…рох                    г) извилистая реч…нка

  1. В каком ряду во всех словах пропущена буква О?

а) прич…ска, ж…лтый, чащ…ба

б) струч…к, смеш…н, борж…ми

в) чуж…й, переш…л, ж…нглёр

г) ч…рный, туш…нка, больш…й

  1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых

пишется буква Ё?

Ж(1)лто-бурые щ(2)тки жнивья глядели голо и холодно в сумерках, и только ч(3)ртополох силой засел на межах с ч(4)рно-ж(1)лтыми пуговками ржавой дикой рябинки.

 А) 1, 2, 3        б) 1, 2, 4        в) 2, 3, 4        г)  2, 3

Ответы:     1.             2.            3.            4.            5.          

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, беч...вка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., свеж..., зеркальц...м, юнц...м, ж...лтый, румянц...м, реш...тка, ж...сткий, уж...м, ремеш...к, финиш...м, реч...нька, реч...нка.

От чередования

От ударения

   

3. Самопроверка. Ключи к заданиям и критерии оценки на экране.

А.   Вставьте пропущенные буквы.

СощУриться, старичОк, ретушЁр, жИвотное, освежЁнный, жЁлудь, со стажЕм,  волчОнок, завершЁнный, чАсовщик, камешЕк,  каланчОвый, распашОнка, внучОк, лавчОнка, шИповник,  тысчОнка, шИномонтаж, подворотничОк,  чУмазый,  ночЁвка, изжОга, жЮри, шЁлковый, чЁтки.

0 ошибок – «5»;     1 – 2 ошибки – «4»;     3 – 4 ошибки – «3»

Б.   Ответы:    1. б;         2. а;         3. в;        4. б;        5. б.

  0 ошибок – «5»;    1 ошибка – «4»;    2 ошибки – «3»

В.  Вставьте пропущенные буквы и распределите слова в две колонки: выбор гласных зависит 1) от чередования и 2) от ударения.

Ж...луди, ч...рствый, ш...пот, каланч...й, кирпич...м, неудач...й, ореш...к, лавч...нка, ковш...м, ч…лка, пощ...чина, прич...ска, рубаш...нка, саранч...й, горяч..., жгуч..., ж...лтый, мираж…м, реш...тка, ж...сткий, пищ…й, ремеш...к, финиш...м, реч…нка.

От чередования

От ударения

Жёлуди, чёрствый, шёпот, чёлка, пощёчина, причёска, жёлтый, решётка, жёсткий,  

Каланчой, кирпичом, неудачей, орешек, лавчонка, ковшом, рубашонка, саранчой, горячо, жгуче, миражом, пищей, ремешок, финишем, речонка.  

 0 ошибок – «5»;    1-2 ошибки – «4»;    3-4 ошибки – «3»

XV.    Подведение итогов урока. Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

  1. На уроке мне было (интересно / скучно).
  2. Тема урока для меня (полезна / бесполезна).
  3. Урок мне показался (коротким /длинным).
  4. За урок я (устал / не устал).
  5. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен).
  1. Домашнее задание. На выбор учащегося.

А.  Параграф 21, упражнение 108.

Б.  Параграф 21, упражнение 111.

В.  Параграф 21, упражнение 112.

Психологический аспект

практики

Самоанализ урока русского языка в 10 «К» классе

«Употребление гласных после шипящих».

Урок по данной теме был проведен 6.12.2017в кабинете № 216.

На уроке присутствовали все 19 учащихся 10 «К» класса.

Данный урок был комбинированным.

В процессе урока ученики систематизировали знания о правописании гласных после шипящих в разных частях слова, усовершенствовали свои орфографические навыки.

Мне удалось организовать деятельность учащихся по формированию умения применять в практике письма  орфограммы, связанные с правописанием гласных после  шипящих, обеспечить проверку и оценку знаний и способов деятельности учащихся по теме урока,
активизировать личностный смысл учащихся к изучению темы. Способствовала формированию языковой личности как субъекта национальной  культуры, воспитала стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности.

На уроке учащиеся развивали логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно - следственные связи, систематизировали, обобщали, развивали коммуникативную компетенцию – навыков речевого общения: слушали, понимали, использовали теоретические знания для объяснения способов деятельности.

В процессе данного урока были использованы следующие методы обучения:

По источникам знаний: наглядный,

                                         объяснительно-иллюстративный,                                                                        

                                         проблемный,

                                         эвристический.

По характеру познавательной деятельности: частично-поисковый,  

                                                                            репродуктивный,

                                                                            продуктивный.

                                                                           

По дидактическим задачам: закрепление умений и способов деятельности,

                                               применение умений и способов деятельности.

Оборудованием урока послужили:

1.        Раздаточный материал.

      1)        Информационные карточки.

      2)        Обучающие карточки.

      3)        Контролирующие карточки.

2.        Компьютерное обеспечение.

         1) Текст с пропусками гласных в корне.

         2) Презентация «Употребление гласных после шипящих».

         3) Задания;

         4) Ключи к заданиям.      

Все моменты урока полностью соответствовали четкому плану.

План урока

1. Организационный момент.  1 мин.

2. Слово учителя. 1 мин.

3. Повторение изученного.  3 мин.

4. Актуализация знаний. Целеполагание. 1 мин.

5. Презентация «Из истории шипящих звуков». 1 мин.

6. Работа с учебником. Презентация «Буквы А,У,И после шипящих». 1 мин.

7. Практическая работа по правописанию А,У,И после шипящих. 5 мин.        

8. Презентация «Гласные О-Е(Ё) после шипящих в корне». 1 мин.

9. Практическая работа по правописанию гласных О-Е(Ё) в корне. 7 мин.

10. Презентация «Гласные после шипящих за корнем (в суффиксах и окончаниях)». 2 мин.

11. Практическая работа по правописанию гласных после шипящих за корнем. 9 мин.

12. Комплексное применение знаний и способов деятельности. 6 мин.

13. Итоги урока. 2 мин.

На уроке дети были заинтересованы, вели себя очень активно, не разлагая дисциплину. Больше всего ученикам понравились задания с самопроверкой.

Я считаю, что цели были достигнуты, задачи реализованы. И в целом, урок получился таким, каким он был задуман.

Педагогический аспект

практики

Литературоведческий аспект

практики

Лингвистический аспект

практики

Научно-исследовательский аспект

практики

Профориентационный аспект

практики


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"

Данный материал представляет собой конспект урока русского языка в 7 классе по теме "Правописание Ь после шипящих на конце наречий"...

Урок русского языка в 10 классе "Употребление гласных после шипящих"

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих" построен на деятельностной основе с использованием компьютерных технологий....

Конспект урока письма и развития речи в 3 классе по теме «Правописание гласных после шипящих»

Цель урока: Учить детей правописанию слов с сочетанием ча - ща.Задачи урока: 1) Обучающие: закрепление навыка правописания слов с сочетанием жи - ши;  практическое овладение правописанием орфогра...

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Урок русского языка в 10 классе по теме "Употребление гласных после шипящих"

Урок  соответствует календарно-тематическому планированию к учебнику под ред. Гольцовой и др. для учащихся 10-11 кл....

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах".

Конспект дистанционного урока в 10 классе по русскому языку на тему : "Употребление гласных после шипящих и Ц в различных морфемах". Учитель Хадаева Алина Ахаровна...

Особенности изучения темы «Правописание гласных после шипящих и ц» в курсе русского языка в школе.

Статья поднимает важную  проблему повышения практической грамотности обучающихся на уроках русского языка при изучении  темы «Правописание гласных после шипящих и ц».  Приво...