Урок русского языка в 5 классе на тему «БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц»
методическая разработка (русский язык, 5 класс) по теме
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок русского языка в 5 классе на тему «БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц» | 11.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Шварцевская СОШ»
администрации Киреевского района
Урок русского языка в 5 классе на тему
«БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц»
Урок разработан учителем
русского языка
и литературы:
Дубоносовой А.В.
Шварцевский 2014
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ
ТЕМА « БУКВЫ И – Ы ПОСЛЕ Ц"
ЦЕЛИ УРОКА:
- ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ: помочь учащимся усвоить правило “Гласные буквы и – ы- после –ц-”; указать, что наличие звука –ц- также является “сигналом” орфограммы.
- РАЗВИВАЮЩИЕ: развивать орфографическую зоркость, речевой слух у учащихся, навык графического обозначения данной орфограммы; совершенствовать орфографические умения и навыки учащихся.
- ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание любви к русскому языку, воспитание сознательной дисциплины, формирование навыков контроля и самоконтроля, познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач.
Задачи урока:
- Обеспечение формирования у школьников целостной системы ведущих знаний по теме «Буквы И – Ы после Ц».
- Формирование культуроведческой компетентности через содержание, методы и организацию учебного занятия.
МЕТОДИЧЕСКИЙ КОММЕНТАРИЙ:
Данный урок – урок объяснения нового материала, идёт объяснение нового материала и его первичное закрепление. Весь дидактический материал подобран с учётом возрастных особенностей учащихся.
Использован УМК:
- Русский язык: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др.– М. «Просвещение», 2012.
- Г.А.Богданова «Уроки русского языка в 5 классе: к учебнику Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова и др – М.: Издательский дом «Генжер», 2006.
ХОД УРОКА:
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Прозвенел звонок для нас.
Все вошли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу класс наш хоть куда!
Мы начнем урок, друзья.
- ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА (СЛАЙД № 4- 6)
- Учитель:
Свой урок мы начнём с лингвистической разминки, которая поможет вспомнить значение и написание слов с непроверяемыми орфограммами.
Лицо, руководящее оркестром или хором?
Опытный, бывалый, испытанный в боях воин?
Победитель в спортивных соревнованиях на первенство страны, мира?
Запишите эти слова в свой словарик и запомните, как они пишутся.
Устно составьте с ними предложения
- НЕМНОГО ИСТОРИИ (СЛАЙД № 9)
В древнерусском языке согласный Ц был мягким, как и шипящие Ж, Ш. Звук Ц со временем стал твердым. Разнообразие написания слов с Ц объясняется историческими причинами».
- ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА (СЛАЙД № 8)
- Посмотрите, пожалуйста, на слайд.
- Расскажите об условиях написания букв И –Ы после Ц.
- Давайте посмотрим, правильно ли мы сформулировали правило. /Работа с учебником/
- ЗНАКОМСТВО СО СЛОВАМИ - ИСКЛЮЧНИЯМИ.
- (СЛАЙД №10)
- Это предложение поможет вам, ребята, запомнить слова – исключения.
Цыган встал на цыпочки и сказал цыплёнку: «Цыц!»
РАБОТА С УЧЕБНИКОМ
- Повторное чтение правила по учебнику самостоятельно.
ВОПРОСЫ УЧИТЕЛЯ:
- Какие условия написания буквы И после Ц вы узнали?
- Когда пишется буквы Ы после Ц?
IV. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Учитель:
- Пришло время закрепить полученные знания. У вас на партах лежат рабочие листы.
Задание 1 - распределительный диктант: заполните таблицу заданными словами, объясняя выбор написания слов.
- РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ (СЛАЙД № 11)
- ОТГАДАЙТЕ ЗАГАДКИ, В ОТГАДКАХ ОБОЗНАЧЬТЕ ОРФОГРАММУ (СЛАЙД № 12)
- ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (СЛАЙД № 13)
- БУКВЕННЫЙ ДИКТАНТ СЛАЙД (№ 14 – 15)
Ц..ферблат Проказниц..
Ц..тировать Революц..я
Ц..плячий Ц..клон
Лекц..я Ц..ганские
Синиц..н Акц..я
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ (СЛАЙД № 16)
- ЧЕТВЁРТОЕ ЛИШНЕЕ (СЛАЙД № 17)
А)Ра..писание
Бе..болезненный
Во..стание
И..парение
Б)Р..стение
Прор..сли
Отр..сль
Выр..щенный
В)Ра..брелись
Ра..таял
Бе..полезно
..делать
Г)Ц..тата
Ц..пячий
Лекц..я
Ц..клоп
7. ИГРА «ЭРУДИТ» (СЛАЙД №18)
Составьте слово
Прилетел (приставка)
Земля (корень)
Вилять (суффикс)
Решаешь (окончание)
Светится (постфикс)
Составьте с данным словом предложение, употребив в нём слово с изученной орфограммой.
/Например: На арену цирка приземляется воздушный акробат./
8. ВСТАВЬТЕ НУЖНУЮ БУКВУ, ГРАФИЧЕСКИ ОБОЗНАЧЬТЕ ИЗУЧАЕМУЮ ОРФОГРАММУ (СЛАЙД № 19)
1.В свои висячие дворц.. летят хозяева скворц.. .
2. Любовалась ц..плятами курица: что ни ц..пленок, то – умница!
3. В ц..рке были дрессированные собаки и кошки.
4. Из-за недостатка витаминов моряки болели ц..нгой.
5. Отец привез детям гостинц.. .
6. Из Древней Грец..и пришли к нам многие виды спорта.
9. ТЕСТОВЫЙ КОНТРОЛЬ (СЛАЙД № 20)
- Укажите слово, в котором после Ц пишется буква Ы:
А) ц..рк; Б) делегац..я; В) ц..ганочка; Г) ц..фра.
- Укажите слово, в котором в корне пишем И:
А) ц..кнуть; Б) ц..новка; В) ц..плёночек; Г) уц..питься.
- В какой группе слов пишется И:
А) секц..я, репетиц..я, ц..нга, ц..трусовые.
Б) умельц.., ц..ганский, ц..клон, птенц.. .
V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (СЛАЙД № 21)
УРОВЕНЬ 1- составьте текст из 7-10 предложений, в котором обязательно должны быть слова на орфограмму «Буквы и – ы после ц». Подчеркните однородные члены предложения в своём тексте.
УРОВЕНЬ 2- упражнение 447.
VI. РЕФЛЕКСИЯ «ДАВАЙТЕ ПОШУШУКАЕМСЯ» (СЛАЙД № 22)
Я понял, что…
Было интересно…
Особенно понравилось…
Вызвало затруднение…
Нужно выучить…
VII. СПАСИБО ЗА УРОК (СЛАЙД № 23)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Буквы Ы и И после Ц".
Разработка урока по русскому языку для 5 класса в соответствии с ФГОС по теме "Буквы Ы и И после Ц"...
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
Урок русского языка в 7 классе по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий" (повторение по теме).
Представлен урок русского языка по теме: "Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени."...
Урок. Русский язык. 6 класс. "Буква Ь на конце наречий после шипящих".
Технологическая карта урока по русскому языку. 6 класс....
Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")
Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....
конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»
Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....
Комментарии
@@@
@@@