Конспект урока по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме

Зайдуллина Гульнара Мунавировна

Данный урок является вводным в разделе, посвященном имени числительному.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_na_uchitel_goda.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Имя числительное как часть речи.)

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Форма проведения: урок – игра.

Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения

Цели:

  • Актуализация знаний, полученных об имени числительном в начальных классах; углубление сведений о числительном,
  • Развитие умений отличать числительные от других частей речи, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей обучающихся; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
  • воспитание интереса к изучению русского языка, воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.

Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль

Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни", мультимедийное оборудование, житоны.

Ход урока:

I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.

– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.

Для этого мы поиграем в "Третий лишний":

1) один, одиночка, одиночество;

2) пятёрка, пятерня, пять;

3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.

Ответ: один, пять, четыре.

– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)

– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)

– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)

– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.

II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.

1. Опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей)

- Ребята, обратимся к учебнику. Как же звучит правило, определяющее имя числительное как часть речи? (Имя числительное- это часть речи, обозначающая число, количество, порядок)

2. Индивидуальная работа у доски:

1) синтаксический разбор предложений

Три девицы под окном пряли поздно вечерком.

Доброе дело три века живет.

3. Коллективная работа: склонение числительных. I вариант: 93 года,  II вариант: 93 год

– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)

III. ПЕРЕМЕНА.

Решите ребус: Прежде чем вся  7я  о5 сядет за 100л, пре2рительно  вы3 клеенку.

IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов. Назовите сказки или сказочных героев, где встречается число 3

Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой", сказки и др. «Три медведя», «Три поросенка», «Три орешка для золушки», «Три богатыря», «Три сестры».

2. Переписать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», вставить орфограммы, найти числительные.

Там лес и дол в..дений полны;

Там о з..ре пр..хлынут волны

На брег песча(н,нн)ый и пустой,

И тридцать витязей пр..красных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской…

V. ПЕРЕМЕНА.

– Найдите продолжение пословиц:

Семеро   …

Заблудиться …

Знать  …

Идти …

Семь раз отмерь …

Один ум хорошо …

Один в поле…

Не имей сто рублей…

…а имей сто друзей

…не воин

…а два лучше.

…как свои пять пальцев.

…один раз отрежь.

…одного не ждут.

…на все четыре стороны.

в трёх соснах.

VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.

1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:

47 + 15 = 62

189 – 33 =156

72 : 12 = 6

18 Х 10 =180

Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.

2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."

VII. ПЕРЕМЕНА.

– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:

1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)

2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)

3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)

VIII. УРОК ИСТОРИИ.

– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.

1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)

2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)

– Все ли слова были понятны?

Словарная работа:

Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).

Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).

Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.

В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?

IX. ПЕРЕМЕНА.

Гимнастика для глаз

X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.

– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку.

XI. УРОК МУЗЫКИ.

– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ.)

– Чему же научила вас "Радионяня"?

XII. УРОК БИОЛОГИИ.

– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных.

На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с

последующей самопроверкой.)

XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать пословицы с числительными

XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект урока 3 класс "Числительные"

1.      УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы:   Биболетова  М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...

Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».

Цели:   познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...

Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)

Цели:1)  обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2)  повторить разряды  числительных;3)  вспомнить особенности склонения числительных;     4) ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс

Урок в 6 классе "Склонение имен числительных",  упражнения по теме склонение имён числительных...

Конспект урока-игры "Имя числительное"

Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....

конспект урока-экскурсии "Имя числительное"

Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....