Конспект урока по теме "Имя числительное"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) по теме
Данный урок является вводным в разделе, посвященном имени числительному.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_na_uchitel_goda.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: "Путешествие в Страну выученных уроков". (Имя числительное как часть речи.)
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Форма проведения: урок – игра.
Технологии: модульная, групповая, проблемная, дифференцированного обучения
Цели:
- Актуализация знаний, полученных об имени числительном в начальных классах; углубление сведений о числительном,
- Развитие умений отличать числительные от других частей речи, использовать их в своей речи (устной и письменной); развитие творческих способностей обучающихся; развивать орфографическую зоркость, устную связную речь, операции мышления: анализ, сравнение, классификация.
- воспитание интереса к изучению русского языка, воспитывать коммуникативные качества личности, умение работать в группе, вести конструктивный учебный диалог.
Виды контроля: самоконтроль, взаимоконтроль, экспертный контроль
Оборудование: карточки с заданиями, рисунки, иллюстрации к сказкам, детские книги сказок, колокольчик-звонок, mp3 файл с записью урока "Радионяни", мультимедийное оборудование, житоны.
Ход урока:
I. ВСТУПЛЕНИЕ. Слово учителя.
– Здравствуйте, ребята. Все вы, наверное, читали книгу Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков". А наш урок называется "В стране выученных уроков". Что это за страна? Ну, конечно, это школьная страна, в которой мы бываем каждый день, куда приходим рано утром, а уходим нередко уже к вечеру. Но сегодняшний урок – мечта некоторых школьников: за 45 минут мы побываем на 7 уроках. Помогать же нам будет часть речи, которую вы сами сейчас назовёте.
Для этого мы поиграем в "Третий лишний":
1) один, одиночка, одиночество;
2) пятёрка, пятерня, пять;
3) четырёхугольник, четыре, четвёрка.
Ответ: один, пять, четыре.
– Почему вы назвали лишними именно эти слова? (Это числительные.)
– А остальные слова какой частью речи являются? (Имена существительные.)
– На каких уроках вам помогают числительные? (Русский язык, математика.)
– А я хочу вам показать, что не только на этих уроках вы встречаетесь с числительными, но и на других. Итак, отправляемся на уроки. Числительные идут с нами. А возвещать начало и конец урока будет колокольчик-звонок.
II. УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА.
1. Опрос: что вы знаете об имени числительном как части речи? (Ответы детей)
- Ребята, обратимся к учебнику. Как же звучит правило, определяющее имя числительное как часть речи? (Имя числительное- это часть речи, обозначающая число, количество, порядок)
2. Индивидуальная работа у доски:
1) синтаксический разбор предложений
Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
Доброе дело три века живет.
3. Коллективная работа: склонение числительных. I вариант: 93 года, II вариант: 93 год
– В чём отличие? (I вариант – количественное числительное, II вариант – порядковое. У количественных числительных при склонении изменяются все слова, а у порядковых – только последнее.)
III. ПЕРЕМЕНА.
Решите ребус: Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку.
IV. УРОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Назовите литературные произведения, в заголовке которых есть числительные, и их авторов. Назовите сказки или сказочных героев, где встречается число 3
Ответ: А.Дюма "Три мушкетёра", С.Маршак "Двенадцать месяцев", Ж.Верн "Двадцать тысяч лье под водой", сказки и др. «Три медведя», «Три поросенка», «Три орешка для золушки», «Три богатыря», «Три сестры».
2. Переписать отрывок из поэмы «Руслан и Людмила», вставить орфограммы, найти числительные.
Там лес и дол в..дений полны;
Там о з..ре пр..хлынут волны
На брег песча(н,нн)ый и пустой,
И тридцать витязей пр..красных
Чредой из вод выходят ясных,
И с ними дядька их морской…
V. ПЕРЕМЕНА.
– Найдите продолжение пословиц:
Семеро …
Заблудиться …
Знать …
Идти …
Семь раз отмерь …
Один ум хорошо …
Один в поле…
Не имей сто рублей…
…а имей сто друзей
…не воин
…а два лучше.
…как свои пять пальцев.
…один раз отрежь.
…одного не ждут.
…на все четыре стороны.
…в трёх соснах.
VI. УРОК МАТЕМАТИКИ.
1. Подсчитайте результат и запишите примеры словами:
47 + 15 = 62
189 – 33 =156
72 : 12 = 6
18 Х 10 =180
Ответ: К сорока семи прибавить пятнадцать – получится шестьдесят два. От ста восьмидесяти девяти отнять тридцать три – получится сто пятьдесят шесть. Семьдесят два разделить на двенадцать – будет шесть. Восемнадцать умножить на десять – будет сто восемьдесят.
2. Используя имена числительные, составьте задачи на сказочные темы по иллюстрациям к сказкам. (Обращается внимание на выставку книг.) Задачи могут начинаться так: "Красная Шапочка шла к больной бабушке и несла в корзине двадцать пирожков..." или "На опушке леса жили Коза и семеро её козлят..."
VII. ПЕРЕМЕНА.
– Отгадайте загадки, в которых есть числительные:
1). У двух матерей по пяти сыновей, а имя одно всем. (Руки, пальцы.)
2). Четыре брата бегут, друг друга не догонят. (Колёса.)
3). Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)
4). Тридцать два молотят, один поворачивает. (Зубы и язык.)
VIII. УРОК ИСТОРИИ.
– В древних летописях, сказаниях, легендах часто встречаются числительные. Постарайтесь услышать их и выписать вместе с теми существительными, к которым они относятся.
1). "Когда прошло четыре лета, пришёл Олег от Царьграда в Киев". (Четыре лета.)
2). "И приказал Олег грекам дать дани на две тысячи кораблей, по двенадцати гривен на человека, а было в каждом корабле по сорок мужей". (Две тысячи кораблей, двенадцать гривен, сорок мужей.)
– Все ли слова были понятны?
Словарная работа:
Лето – 1) время года между весной и осенью; 2) год (устар.).
Муж – 1) женатый мужчина; 2) деятель на к.-н. общественном поприще (устар.).
Гривна – 1) монета достоинством в 10 копеек; 2) медная монета достоинством в 3 копейки (устар.); 3) первоначально – ожерелье или цепь, носившиеся на "гриве", т.е. на шее; основная денежная и весовая единица в Древней Руси, представляющая собой серебряный слиток весом около 200 граммов.
В каких значениях употреблены эти слова в представленных примерах?
IX. ПЕРЕМЕНА.
Гимнастика для глаз
X. УРОК ФИЗКУЛЬТУРЫ.
– На этом уроке вы можете расслабиться, подвигаться, сделать зарядку.
XI. УРОК МУЗЫКИ.
– На этот урок к нам пришла "Радионяня". Она споёт вам песенку об интересных числительных. (Прослушивается песня из урока о числительных ПОЛТОРА – ПОЛТОРЫ.)
– Чему же научила вас "Радионяня"?
XII. УРОК БИОЛОГИИ.
– На уроке биологии вы изучаете растения. Перед вами на столах тоже лежат "растения" – "ромашки" (карточки с рисунками для проведения тестовой работы в занимательной форме). Эти "ромашки" помогут вам проверить, хорошо ли вы знаете разряды числительных.
На лепестках написаны числительные; перенесите номер лепестка в одну из групп. (Тест с
последующей самопроверкой.)
XIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подобрать пословицы с числительными
XIV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОЦЕНОК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
план-конспект урока 3 класс "Числительные"
1. УМК “ «Английский с удовольствием»/ “Enjoy English”, авторы: Биболетова М.З., Денисенко О.А., Трубанева Н.Н.Комплект включает: книгу для учащегося "S...
Конспект урока: «Имя числительное. Простые, сложные и составные числительные».
Цели: познакомить с признаками числительного как части речи; показать отличие числительных от других частей речи с числовым значением; учить находить числительные в тексте.Тип урока: урок ...
Конспект урока русского языка: « Обобщающий урок – зачет по теме: «Имя числительное». («Технология КСО при обобщении знаний по теме: «Имя числительное».) (6 класс)
Цели:1) обобщить и закрепить у учащихся знания по пройденной теме;2) повторить разряды числительных;3) вспомнить особенности склонения числительных; 4) ...
Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"
Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...
Конспект урока "Склонение имен числительных" 6 класс
Урок в 6 классе "Склонение имен числительных", упражнения по теме склонение имён числительных...
Конспект урока-игры "Имя числительное"
Конспект урока-игры "Имя числительное" можно успешно использовать в конце изучения темы или в конце учебной четверти или года....
конспект урока-экскурсии "Имя числительное"
Конспект урока-экскурсии в раздел "Морфология" по королевству "Имя числительное". Цели урока: вызвать интерес к предстоящей работе в процессе изучения нового раздела....