Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме
Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение. Поработайте с печатными текстами, научите школьников выделять ключевые слова и определять микротему. В данном уроке эти элементы работы присутствуют. Посмотрите, как можно использовать трафареты. Это поможет и учителю, и ученику.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА) | 34.25 КБ |
Предварительный просмотр:
8 кл. Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА
Байло Лидия Васильевна, учитель русского языка и литературы
Тексты для изложения должны соответствовать возрастному и интеллекту-альному
Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.
Цели урока: -сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
-содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;
- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.
Оборудование: компьютер; мультимедийный проектор; экран; раздаточный материал.
ХОД УРОКА
Слайд 1 I. Организационный момент
II. Целеполагание
– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.
Слайд 2.
Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.
– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения.
III. Актуализация знаний
Лингвистическая разминка – Что такое изложение?
Слайд 3.
Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.
– Какое может быть изложение?
Слайд 4.
Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).
– Какие приемы сжатия текста вы знаете?
Слайд 5.
Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.
– Что должно остаться в тексте?
Слайд 6.
Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.
IV. Практическая работа
– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий
Текст
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. (245 сл) (По В.В.Шахиджаняну)
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
1 |
|
|
Задания
1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.
(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)
2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)
3. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка.Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. | Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело. | Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно. (27 слов) |
– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.
Слайды 7, 8.
Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:
«Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно». (27 слов)
4. Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения второго абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» | Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость. | Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость. (39 слов) |
Обсуждение вариантов
– Какие способы сжатия использовали?
Исключен, обобщение.
Слайды 9, 10.
Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».
5. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения третьего абзаца.
Ключевые слова абзаца | Микротема абзаца | Вариант сжатого изложения абзаца |
В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждомразгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек. | Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству. | В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе. (37 слов) |
Обсуждение вариантов – Какие способы сжатия использовали? Исключен, обобщение.
Сл11, 12.
Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца: «В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе». (37 сл)
6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.
7. Подведение итогов
– Обратимся к содержанию текста.
В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
Обсуждение ответов.
V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения
– Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:
Слайд 13.
ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность излож (0-2 балла)
Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.
VI. Рефлексия Слайд 14
– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение?
Домашнее задание:
написать сжатое изложение по тексту упражнения № …. , учебник «Русский язык. 8 класс».
Слайд 15
Конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе В
Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся
Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ГИА )
ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)
Задачи:
- Образовательные
- работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ,
- подготовка учащихся к написанию сжатого изложения,
- выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА;
- Развивающие:
- развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
- развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
- развитие умения аргументировать, доказывать;
- развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
- развитие умения задавать уточняющие вопросы;
- Воспитательные:
- формирование навыков контроля и самоконтроля;
- воспитание любви к русскому языку.
Оборудование урока:
- Таблицы «Стили языка» и «Типы речи»
- Карточки с тестовыми заданиями;
- Памятки» « как писать сжатое изложение»
- словарь С. Ожегова.
План урока
- Орг. момент. - живое слово учителя.
- Подготовка к сжатому изложению текста
- беседа
- устные ответы учащихся на вопросы
- работа с таблицами
- коллективная форма познавательной деятельности
- Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
- Подготовка к домашнему заданию.
- групповая форма работы
- Подведение итогов.
- живое слово учителя
ХОД УРОКА
Вводное слово учителя:
Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА). По регламенту на экзамене вы должны выполнить 3 вида работ
( сжатое изложение, тесты к прочитанному тексту и сочинение – рассуждение по определенной тематике) за 4 часа. Я усложнила вам задачу – частичное выполнение двух видов работ за 1 урок. На уроке за основу взят текст, который был ранее представлен на итоговой аттестации. Проведем его –частичный текстоведческий анализ, подготовив себя к написанию сжатого изложения, а также выполним задания к данному тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА .
Разговор пойдет о таком понятии, как неуверенность в себе, в своих силах. Каждый человек в определенные моменты жизни испытывает неуверенность в себе. Неуверенность в себе –проблема древняя, однако она привлекала внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. Например, Она вмешивается тогда, когда вы готовитесь поступать в вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и рвёте на себе волосы, потому что она никуда не годится, хотя еще несколько часов назад казалась приличной.
Итак, мои слова продолжает ваша работа с текстом.
I. 1) Выразительное чтение текста.
2) Действуем по алгоритму.
Как писать сжатое изложение
Прослушайте текст.
После первого чтения текста выполните следующие шаги:
- Определите тему текста (о чем текст?).
- Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
- Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании –предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении –общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
- Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
- Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.
Прослушайте текст во второй раз.
- Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
- Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
- Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.
Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объём изложения – не менее 90слов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...
Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ...
Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....
Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"
Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....