Развитие речи. 8 класс. Подготовка к написанию сжатого изложения (ГИА)
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) по теме

Байло Лидия Васильевна

   Как подготовить выпускников 9 класса к написанию сжатого изложения? Есть определённая система такой подготовки. Не торопитесь давать учащимся прослушивать текст и писать по нему изложение. Поработайте с печатными текстами, научите школьников выделять ключевые слова и  определять микротему. В данном уроке эти элементы работы присутствуют. Посмотрите, как можно использовать трафареты. Это поможет и учителю, и ученику.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8 кл.   Подготовка к сжатому изложению в экзаменационной работе ГИА

Байло Лидия Васильевнаучитель русского языка и литературы

Тексты для изложения должны соответствовать возрастному и интеллекту-альному

Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.

Цели урока: -сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;

-содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся;

- воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом.

Оборудование:  компьютер;  мультимедийный проектор;  экран; раздаточный материал.

ХОД УРОКА

Презентация.

Слайд 1  I. Организационный момент

 II. Целеполагание

– Сегодняшний урок мы начнем с эпиграфа – слов М Горького о роли и назначении языка. Обратите внимание на слайд.

Слайд 2.

 Язык – это инструмент, необходимо знать его, хорошо им владеть. М.Горький.

– Хорошее владение языком – инструментом – необходимо для решения многих важных задач, в том числе для успешной сдачи выпускного экзамена по русскому языку в новой форме. Одно из заданий ГИА – написание сжатого изложения – требует умения понять текст, запомнить его и грамотно изложить.
Цель нашего урока – научиться пользоваться языком, его средствами для написания части С 1 ГИА – сжатого изложения.

III. Актуализация знаний 

Лингвистическая разминка – Что такое изложение?

Слайд 3. 

Изложение – это не только пересказ текста, но и передача его языковой формы, стиля автора.

– Какое может быть изложение?

Слайд 4. 

Подробное изложение (содержание передается полностью и подробно). Сжатое изложение (содержание передается сжато, кратко, обобщенно).

– Какие приемы сжатия текста вы знаете?

Слайд 5.

Исключение второстепенной информации, повторов, уточняющих, поясняющих, вводных конструкций. Обобщение – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи.

– Что должно остаться в тексте?

Слайд 6. 

Содержание, без которого был бы неясен или искажен авторский замысел, ключевые слова и микротемы.

IV. Практическая работа 

– Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы заполните по мере выполнения заданий

                                                              Текст

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии. Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!» В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.    (245 сл) (По В.В.Шахиджаняну)

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

1

 

 

Задания

1. Внимательно прочитайте текст, разделите его на три абзаца.

    Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка. Ошибка при выборе профессии.  Главное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу. 
 Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»
      В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждом разгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.

(245 слов) (По В.В.Шахиджаняну)

2. Определите тему и идею данного текста. (Обсуждение ответов)

3. Выпишите ключевые слова первого абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения первого абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Я знаю много плохих специалистов. Равнодушные к своему делу, они не знают радости труда, они работают, а свою профессию ненавидят. Это значит, что в молодости была сделана ошибка.Ошибка при выборе профессииГлавное – любить, знать и с увлечением относиться к своему делу.

Плохие специалисты – люди, равнодушные к своему делу, допустившие ошибку при выборе профессии. Очень важно любить свое дело.

Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно.

(27 слов)

– Какие способы сжатия вы использовали? Исключение, обобщение.

Слайды 7, 8.

 Перед вами один из возможных вариантов изложения первого абзаца:

«Встречаются плохие специалисты – равнодушные к своему делу люди. Они не любят то, чем занимаются, потому что ошиблись при выборе профессии. А ведь любить свою работу очень важно».          (27 слов)

4. Выпишите ключевые слова второго абзаца, сформулируйте микротему, напишите   свой вариант изложения второго абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

Знаменитого актера Иннокентия Смоктуновского, было время, не брали ни в один театр, не давали даже маленьких ролей в кино. В ожидании интересной работы прошло более десяти лет. Но он добился! Да, нужно уметь добиваться, уметь отстаивать себя. Найдет призвание человек – и работа станет ему в радость. И тогда учитель скажет о детях: «Какой у меня замечательный класс! Глаза у всех светятся, руки тянутся. Они хотят знать, я хочу их научить». И тогда врач скажет о пациентах: «Я поговорю с больным – и ему становится лучше. Я возвращаю людей к жизни. У меня лучшая профессия на свете!»

Иннокентия Смоктуновского долгое время не брали в театр, но он смог добиться всего, потому что верил в свое призвание. Если человек найдет свое призвание, то работа будет ему в радость.

Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость.

(39 слов)

Обсуждение вариантов

 – Какие способы сжатия использовали?

Исключен, обобщение.

Слайды 9, 10.

Перед вами один из возможных вариантов изложения второго абзаца: «Актер Иннокентий Смоктуновский добивался интересных ролей много лет, так как любил свое дело и верил в то, что это его призвание. И добился! Если человек умеет отстаивать себя и верит в свое призвание, то работа будет ему в радость».

5. Выпишите ключевые слова третьего абзаца, сформулируйте микротему, напишите свой вариант изложения третьего абзаца.

Ключевые слова абзаца

Микротема абзаца

Вариант сжатого изложения абзаца

В чём высшее наслаждение жизни? По-моему, в творческом труде, чем-то приближающемся к искусству. Это приближение – в мастерстве. Если человек влюблён в свой труд, он стремится, чтобы и в самом процессе труда, и в его результатах было что-то красивое. Если бы я стал учиться на инженера, или на врача, или на учителя – ничего не вышло бы из меня. Получился бы человек, зарабатывающий на хлеб насущный. Надо, чтобы в каждомразгорелась его собственная «искра» – вот тогда и получится настоящий человек.

Высшее наслаждение жизни – в творческом труде, в отношении человека к нему, как к искусству.
Настоящим человеком может стать тот, кто занимается своим делом, кто
нашел свою собственную «искорку» в душе.

В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе.

(37 слов)

Обсуждение вариантов – Какие способы сжатия использовали? Исключен, обобщение.

Сл11, 12. 

Перед вами один из возможных вариантов изложения третьего абзаца: «В чём высшее наслаждение жизни? В творческом труде, в отношении человека к своему делу как искусству. Люди, выбравшие не свой путь, просто зарабатывают себе на жизнь. А настоящим человеком можно стать, только имея собственную искорку в душе». (37 сл)

6. Посчитайте количество слов в вашем изложении. Обращаю ваше внимание: в изложении должно быть не менее 70 слов.

7. Подведение итогов

– Обратимся к содержанию текста.

В чем же, по вашему мнению, наслаждение жизни?
Согласны ли вы, что только правильно выбранная профессия может сделать жизнь человека полноценной?
                            Обсуждение ответов.

V. Ознакомление с критериями оценивания сжатого изложения

– Обратите внимание на слайд. По этим трем критериям будет оцениваться ваше сжатое изложение:

Слайд 13.

  ИК 1 – содержание изложения (0-2 балла)
ИК 2 – сжатие исходного текста (0-3 балла)
ИК 3 – смысловая цельность, речевая связность и последовательность излож (0-2 балла)

Максимальное количество баллов за сжатое изложение по критериям ИК 1 – ИК 3 – 7.

VI. Рефлексия  Слайд 14

– Что должно быть отражено в сжатом изложении?
– Какие способы сжатия текста вы знаете?
– По каким критериям оценивается сжатое изложение?

Домашнее задание:

 написать сжатое изложение по тексту упражнения № …. , учебник «Русский язык. 8 класс».

Слайд 15

       Конспект открытого урока по  русскому языку в 8 классе В

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков учащихся

Тема: "Комплексный анализ текста"(подготовка к ГИА )

ЦЕЛИ УРОКА: подготовка к государственной аттестации по русскому языку ( повторение вопросов различных разделов языкознания; совершенствование навыков правописания; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому стилю)

Задачи:

  1. Образовательные
  1. работа с текстом, его частичный текстоведческий анализ,
  2. подготовка учащихся к написанию сжатого изложения,
  3. выполнение заданий к данному тексту, аналогичных тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА;
  1. Развивающие:
  1. развития умения выделять главное, сравнивать, обобщать.
  2. развитие умения логически излагать свои мысли, используя литературный язык;
  3. развитие умения аргументировать, доказывать;
  4. развитие умения слушания и распределения внимания во время слушания;
  5. развитие умения задавать уточняющие вопросы;
  1. Воспитательные:
  1. формирование навыков контроля и самоконтроля;
  2. воспитание любви к русскому языку.

Оборудование урока:

  • Таблицы «Стили языка» и «Типы речи»
  • Карточки с тестовыми заданиями;
  • Памятки» « как писать сжатое изложение»
  • словарь С. Ожегова.

План урока

  1. Орг. момент. - живое слово учителя.
  2. Подготовка к сжатому изложению текста
  • беседа
  • устные ответы учащихся на вопросы
  • работа с таблицами
  • коллективная форма познавательной деятельности
  1. Выполнение учащимися тестовых заданий к тексту.
  • Фронтальная работа
  • Индивидуальная работа
  1. Подготовка к домашнему заданию.
  • групповая форма работы
  1. Подведение итогов.
  • живое слово учителя

ХОД УРОКА

Вводное слово учителя:

Сегодня на уроке мы продолжим работу по подготовке к государственной итоговой аттестации (ГИА). По регламенту на экзамене вы должны выполнить 3 вида работ

 ( сжатое изложение, тесты к прочитанному тексту и сочинение – рассуждение по определенной тематике) за 4 часа. Я усложнила вам задачу – частичное выполнение двух  видов работ за 1 урок. На уроке за основу взят текст, который был ранее представлен на итоговой аттестации. Проведем его –частичный текстоведческий анализ, подготовив себя к написанию сжатого изложения, а также выполним задания к данному тексту, аналогичные тем, что встречаются в сборниках для подготовки к ГИА .

Разговор пойдет о таком понятии, как неуверенность в себе, в своих силах. Каждый человек в определенные моменты жизни испытывает неуверенность в себе. Неуверенность в себе –проблема древняя, однако она привлекала внимание медиков, педагогов и психологов сравнительно недавно – в середине 20 века. Именно тогда стало понятно: всё усиливающаяся неуверенность в себе может стать причиной массы неприятностей – вплоть до серьезных заболеваний, не говоря уже о житейских проблемах. Например, Она вмешивается тогда, когда вы готовитесь поступать в вуз, но внезапно решаете, что этот уровень не для вас. А бывает и так: вы уже написали экзаменационную работу и рвёте на себе волосы, потому что она никуда не годится, хотя еще несколько часов назад казалась приличной.

Итак, мои слова продолжает ваша работа с текстом.

I. 1) Выразительное чтение текста.

2) Действуем по алгоритму.

Как писать сжатое изложение

Прослушайте текст.

После первого чтения текста выполните следующие шаги:

  1. Определите тему текста (о чем текст?).
  2. Сформулируйте основную мысль (чему учит текст?).
  3. Определите стиль текста и тип речи, особенности построения текста (в повествовании – начало события, ход его, самый острый момент сюжета, конец; в описании –предмет речи и его значимые, существенные признаки; в рассуждении –общее положение, аргументы, доказательства, вывод).
  4. Составьте подробный план текста, выделяя микротемы каждой части и озаглавливая их.
  5. Пишите названия пунктов плана, оставляя место для записи ключевых слов.

Прослушайте текст во второй раз.

  1. Работая с подробным планом текста, отметьте в нем существенное и подробности в каждой части. Определите способ сокращения текста (исключение, обобщение).
  2. Составьте сжатый план текста, учитывая смысловые связи между эпизодами (временные, пространственные и т.п.).
  3. Напишите сжатое изложение каждой части, свяжите их между собой, чтобы получился текст.

Помните о главном условии: вы должны передать содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.

Объём изложения – не менее 90слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»     разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса     ...

Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...

Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"

Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста....

Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в 9 классе"

Урок развития речи в 9 классе.Тема: Подготовка к написанию сжатого изложенияОсновная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.Образовательная:формироват...