Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovka_k_napisaniyu_szhatogo_izlozheniya_9_kl.docx | 31.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока в 9 классе
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Учитель русского языка и литературы: Самолетникова Людмила Николаевна
Цель урока: научить писать сжатое изложение
Задачи урока:
• Образовательная: сформировать навыки, необходимые для написания сжатого изложения, научить понимать устную речь, воспроизводить её в письменной форме, пользуясь приемами компрессии текста, закрепить умение определять тему, идею текста, микротемы;
• Развивающая: содействовать развитию внимания, памяти, устной и письменной речи учащихся; развивать умение сравнивать, классифицировать, обобщать; развивать умение наблюдать лингвистический материал, самостоятельно находить нужную информацию.
• Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, к слову посредством работы с текстом
Тип урока: практикум
Используемые учебники и учебные пособия:
- Н.А.Шапиро, А.В.Волкова, Е.В.Кузнецова, Е.Ю.Шувалова. Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика. М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2013.
- Е.В.Бурцева. Работа с текстом при обучении сжатому изложению. Вестник ТГПУ. 2011 Выпуск 4 (106)
- Русский язык.9-й класс. Подготовка к ГИА -2011: учебно-методическое пособие/под ред. Н.А. Сениной.- Ростов- на- Дону: Легион –М., 2010
Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, устный опрос.
Используемое оборудование:
компьютер, проектор, интерактивная доска.
Используемые ЭОР:
мультимедийная презентация.
Ход урока
I. Организационный этап.
Приветствие учащихся.
Учащиеся открывают тетради и записывают в тетради число, классная работа.
II. Определение темы , цели урока .
На интерактивной доске лингвистические термины:
тема
основная мысль
микротема
абзац
компрессия
1.Задание:
1)прочитайте термины и определите, с какой единицей языка мы будем работать сегодня на уроке (текст);
2)повторяем:
-Что такое текст?( Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и грамматически).
-Что такое тема? ( Тема – то, о чём говорится в тексте)
-Что такое основная мысль? ( Основная мысль передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого).
-Что мы называем микротемой? ( Микротема – часть одной общей темы.)
-Что называется абзацем? ( Абзац-это предложения, составляющие часть текста, которые группируются вокруг микротемы)
3)назовите к слову «компрессия» синоним (сжатие).
-Итак,чем мы будем заниматься на уроке?(Мы будем учиться сжимать текст, т.е. готовиться к написанию сжатого изложения).
- Какова цель сжатого изложения? ( Цель сжатого изложения передать содержание кратко, но сохранить то, что особенно важно для раскрытия главной мысли).
-Какие приемы сжатия текста вы знаете?
(1. Исключение подробностей (необходимо сначала выделить главное, а затем убрать второстепенную информацию, повторы, уточняющие, поясняющие, вводные конструкции)
2. Обобщение (обобщение сходных эпизодов, явлений, действий – вычленение единичных фактов, замена их языковыми средствами обобщенной передачи)
III. Знакомство с этапами работы над текстом.
Этапы | Учебная деятельность |
| Как определить тему? Тема определяется различными способами: - по началу текста; - по ключевым словам; - по ключевым эпизодам; - по заглавию текста |
| Что помогает сформулировать идею? Общая тональность звучания текста; настроение, которое вызывает прочтение текста; отношение автора к событиям, героям; авторская позиция. |
| |
| Композиция текста – построение текста (в повество-вании–это завязка, развитие действия, кульминация, развязка; в рассуждении-тезис, доказательства, вывод). Тезис–положение, сформулированное как предложение, в котором сжато выражена основная мысль. Нужно из нескольких предложений составить одно, в котором факты, явления, признаки изложены обобщенно. Формулирование тезиса - один из приемов сжатия текста |
| Определить количество абзацев в тексте по количеству больших интонационных пауз читающего и пронумеруйте их. Определить, какие части можно исключить, объединить. Почему? Определите микротему каждого абзаца (Микротема – это тема фрагмента текста, его части). Сжато изложить каждую часть, опуская второстепенную информацию. |
| Подумать, как связать части между собой. Использовать лексические (повтор, однокоренные слова, синонимы) и лексико – грамматические средства соединения частей текста. |
|
-Познакомьтесь с памяткой и постарайтесь воспользоваться ее советами.
Памятка « Как работать над сжатым изложением»
- Прочитать текст, определить его тему и идею.
- Выделить в тексте важные (существенные) мысли (микротемы).
- Составить план, озаглавив каждую микротему.
- В каждой части текста отметить главное.
- Отметить то, что можно объединить.
- Изложить сжато каждую часть. Подобрать обобщающие слова и предложения.
- Подумать, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться?
- Обдумать средства связи между частями.
- Перечитать написанное изложение. Все ли в нем будет понятно тому, кому оно адресовано.
IV. Практическая работа
Перед вами на партах лежат листы с текстом (без разделения на абзацы) и с таблицей, которую вы будете заполнять по мере выполнения заданий.
1.Задание. Определите тему и основную мысль данного текста.
Ребята слушают текст на диске
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности,
прежде всего, отвечающая на вопрос: что хорошо, а что плохо, что добро, а
что зло. Каждый человек при оценке своего поведения, поведения других
людей пользуется этой системой правил. В основу этой системы входят
ценности, которые данный человек считает важными и необходимыми. Как
правило, среди таких ценностей жизнь человека, счастье, семья, любовь,
благосостояние и другие.
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для
себя, в какой иерархии он их располагает и насколько придерживается их в
поведении, и определяется, какими будут поступки человека –
нравственными или безнравственными. Поэтому нравственность – это всегда
выбор, самостоятельный выбор человека.
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить
нравственное поведение человека? Только совесть. Совесть, которая
проявляется в чувстве вины за безнравственный поступок. Это та
единственная сила, которая может обеспечить нравственное поведение
человека.
(По А. Никонову)
-Тема и основная мысль текста(обсуждение).
2.Задание.Внимательно прочитайте текст и разделите его на абзацы-работа «в парах» (обсуждение).
3.Работаем с таблицей- работа «в парах» (обсуждение).
1.Задание.
-Подчеркните ключевые слова в первом абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите текст первого абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?
-Подчеркните ключевые слова во втором абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите текст второго абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?
-Подчеркните ключевые слова в третьем абзаце, сформулируйте микротему, сжато перескажите текст третьего абзаца. Какие способы сжатия вы использовали?
МИКРОТЕМЫ | |
Что такое нравственность? Это система правил поведения личности, |
Нравственность – это система правил поведения личности, в основе которой находятся значимые для |
В зависимости от того, какие именно ценности выбирает человек для |
Нравственность – это всегда самостоятельный выбор человека, и от этого выбора зависит, каким будет поступок – нравственным или безнравственным. |
Что может помочь сделать правильный выбор и обеспечить |
Совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок, – единственная сила, обеспечивающая нравственное поведение человека |
4.Задание.Сжато перескажите весь текст.
Нравственность – это система правил поведения личности. Она отвечает на вопросы, что хорошо, а что плохо. В основу этой системы входят ценности, которые человек считает для себя наиболее важными.
От того, какие именно ценности человек выбирает, зависит, будут его поступки нравственными или же безнравственными. Поэтому нравственность - это всегда самостоятельный выбор каждого из нас.
Единственная сила, которая влияет на этот выбор и может обеспечить нравственное поведение человека, - это совесть, проявляющаяся в чувстве вины за безнравственный поступок. (74 слова)
V.Рефлексия
-Достигли мы цели урока?
-Оцените ваши умения:
- справлюсь самостоятельно
- справлюсь с помощью
- не справлюсь
VI.Домашнее задание: повторить теоретический материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА» разработка урока русского языка по теме «Обучение сжатому изложению» для 9 класса ...
Методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"
Урок- подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА. Цели урока: формировать навыки работы с различными приемами сжатия текста; формировать умение выделять в тексте микротемы,о...
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Материал к урокам литературы ....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ».
Викторина по русскому языку к Дню славянской письменности....
Статья и методическая разработка урока на тему: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе »
Статья посвящена драматургии....
Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"
Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...