Конспект урока русского языка в 9 классе "Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему
Цель урока-сформировать у учащихся знания и умения по сжатию исходного текста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_9_klasse.doc | 55 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 9 классе.
Тема: «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Оборудование к уроку: компьютер, проектор, раздаточный материал с текстом изложения, памятки по написанию сжатого изложения.
Цели урока:
1. Формирование знаний и умений сжимать текст;
2. Развитие навыков грамотного письма при самостоятельной работе;
3. Совершенствование универсальных учебных действий с текстом: находить нужную информацию.
Задачи урока: тренинг разнообразных логических операций с текстом:
- выделение главной и второстепенной информацию;
- сжатие текста разными способами;
- запись связного и логически верного сжатого текста, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного.
ХОД УРОКА
1.Орг. момент.
2.Погружение в тему урока.
- Что такое сжатое изложение.
- Какими способами мы можем сжать текст? ( слайд 1)
ИСКЛЮЧЕНИЕ подробностей и деталей | ОБОБЩЕНИЕ конкретных, единичных явлений | УПРОЩЕНИЕ синтаксических структур |
- исключение повторов слов или словосочетаний - исключение одного или нескольких из синонимов - исключение уточняющих и поясняющих конструкций - исключение фрагмента предложения, некоторых однородных членов предложения; - исключение одного или нескольких предложений - исключение предложений с описаниями и рассуждениями | - замена однородных членов обобщающим наименованием - замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением
| - слияние нескольких предложений в одно - замена предложения или его части указательным местоимением - замена сложноподчиненного предложения простым - замена фрагмента предложения синонимичным выражением |
Формирование целей и задач урока (формулируют учащиеся).
- Какие цели и задачи предстоит нам решить в течение урока?
3. Работа по основной теме урока
- Прочитайте формулировку задания 1 ОГЭ.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Учтите, что Вы должны передать главное содержание как каждой микротемы, так и всего текста в целом.
Объем изложения – не менее 70 слов.
Пишите изложение аккуратно, разборчивым почерком.
- Ещё раз рассмотрим критерии оценивания изложения. ( слайд 2)
4. Оформляем страницу в рабочей тетради. (слайд 3)
- Определим самое важное, что необходимо для написания качественного сжатого изложения:
1) Точно передать ОСНОВНОЕ содержание прослушанного текста.
2) Отразить все важные для его восприятия микротемы.
3) Написать грамотно изложение без нарушений абзацного членения текста.
4) Выдержать нормированное количество слов – не менее 70.
- Но самое главное - это понять тему, идею текста. Давайте вспомним основные сведения о тексте: (слайд 4)
- Что такое текст?
Текст – группа предложений, объединённых в одно целое темой и основной мыслью. Предложения в тексте связаны по смыслу и при помощи языковых средств связи.
- Что такое тема текста?
Тема – то, о чём говорится в тексте.
- Что такое идея текста?
Идея - передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого.
Мы отвечаем себе на вопросы: «Зачем автор написал этот текст?», «Какую мысль хотел выразить?»
-Что такое микротема?
Микротема – часть одной общей темы.
Вокруг микротемы группируются предложения, составляющие часть текста, которые называются абзацем
5. Чтение и анализ текста ( слайд 5)
Война была для детей жестокой и грубой школой. Они сидели не за партами, а в мёрзлых окопах, и перед ними были не тетради, а бронебойные снаряды и пулемётные ленты. Они ещё не обладали жизненным опытом и поэтому не понимали истинной ценности простых вещей, которым не придаёшь значения в повседневной мирной жизни.
Война наполнила их душевный опыт до предела. Они могли плакать не от горя, а от ненависти, могли по-детски радоваться весеннему журавлиному клину, как никогда не радовались ни до войны, ни после войны, с нежностью хранить в душе тепло ушедшей юности. Те, кто остался в живых, вернулись с войны, сумев сохранить в себе чистый, лучезарный мир, веру и надежду, став непримиримее к несправедливости, добрее к добру.
Хотя война и стала уже историей, но память о ней должна жить, ведь главные участники истории – это Люди и Время. Не забывать Время – это значит не забывать Людей, не забывать Людей – это значит не забывать Время.
6.Беседа по тексту.
- О чём этот текст?
- Сколько в нем абзацев ? Помните, что количество микротем (узких тем) часто (но не всегда) совпадает с количеством абзацев.
- 3 абзаца – 3 микротемы в данном тексте.
- Сформулируйте и запишите на ваших листочках тезисы каждой микротемы,
подчеркните самые важные, ключевые слова (каждый ученик работает самостоятельно).
В итоге должны появиться примерно следующие записи:
( слайд 6)
1 абзац – Жестокая школа войны.
2 абзац – «Душевный опыт» военного детства.
3 абзац – Память о войне должна жить.
- Подчеркните в тексте слова, предложения, смысловые части, которые могут быть убраны без ущерба для содержания.
7. Работа с текстом
Редактируем 1 абзац:
Исключаем одно из прилагательных в 1 предложении. Исключаем одно из однородных обстоятельств места во втором предложении и обобщаем однородные подлежащие. Упрощаем третье предложение и получаем:
Жестокую школу войны дети проходили в мёрзлых окопах с оружием в руках вместо тетрадей. У них ещё не было жизненного опыта, чтобы по-настоящему оценить то, чему не придаёшь значения в мирной жизни. ( слайд 7)
Редактируем 2 абзац:
Упрощаем: из трёх предложений составляем одно, осложнённое обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. «Лучезарный и чистый мир» заменили на «чистоту мира»:
Война наполнила их душевный опыт, заставив не только плакать от ненависти, но и радоваться журавлиному клину, с нежностью хранить тепло уходящей юности, сберечь в себе чистоту мира, веру и надежду, стать добрее и в то же время непримиримее к несправедливости. ( слайд 8)
Редактируем 3 абзац:
Исключаем последнее предложение абзаца как повторяющее мысль первого:
Война стала историей, но о ней надо помнить, ведь главные участники истории – Люди и Время. ( слайд 9)
- В оставшемся тексте замените повторы местоимениями, синонимами. Не забывайте про согласование членов предложения между собой и о средствах связи в предложениях.
- Подсчитайте количество слов в получившемся тексте, проверьте на наличие грамматических ошибок в нём.
- Перепишите полученный текст в тетрадь.
8. Итог урока
- А теперь вспомним все этапы работы над текстом и составим вместе алгоритм.
- Определяем тему и формулируем основную мысль.
- Определяем структуру текста.
- Выделяем микротемы (узкие темы текста).
- Отбираем в каждой микротеме основную и второстепенную информацию. Подчеркиваем основную информацию.
- Записываем тезисы каждой микротемы ( то есть утверждения, содержащие ключевые слова). Составляем опорный конспект или план.
- Исключаем подробности, детали, обобщаем конкретные детали и упрощаем синтаксические конструкции.
- Объединяем микротемы «связочными словами».
- Проверяем, передана ли авторская идея без искажений, сохранилась ли последовательность, логика повествования.
9. Домашнее задание.
Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему.
Задания по типу ГИА
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока в 9 классе «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».
Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов задан...
Конспект урока русского языка в 8 классе "Обучение сжатому изложению"
Тип урока: урок развития речи. Цели: Продолжить подготовку обучающихся к написанию часть С1 ОГЭ по русскому языку; обобщить знания о способах сжатия текста; развивать правильную монологическую и диало...
Конспект урока русского языка для 7 класса Тема: "Сжатое изложение по очерку К.Г. Паустовского "Обыкновенная земля"
На данном уроке педагог учит формировать умение отбирать языковые средства в соответствии со стилем, основной мыслью высказывания, учит приемам сжатия текста и редактировать написанное, ...
Методическая разработка урока в 9 классе«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Подготовка к написанию сжатого изложения -9 кл. ОГЭ...
Методическая разработка урока в 9 классе « Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ»
Тип урока: урок общеметодической направленности.Форма работы: урок-практикум с использованием презентации.Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные, о...
Урок русского языка в 9 классе "Написание сжатого изложения"
Сжатое изложениеПрезентация...
Конспект урока по русскому языку в 8 классе по теме"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ОГЭ" (с применением современных технологий)
Данная разработка предназначена для подготовки учащихся 8 класса к предстоящему экзамену по русскому языку ОГЭ, а именно, сжатому изложению. На данном уроке были использованы современные средства, мет...