разработки уроков по русскому языку в 5 и 6 классах
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработки уроков "ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ" , "УСТАРЕВШИЕ СЛОВА" в 5 классе
"ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ" в 6 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_11_1_chetvert.doc | 50 КБ |
urok_24_1_chetvert.doc | 51.5 КБ |
urok_42-43_1_chetvert.doc | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс_5_
№ урока_11_(I четверть)
Дата__________г.
Тема: ТИРЕ МЕЖДУ ПОДЛЕЖАЩИМ И СКАЗУЕМЫМ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ.
Цели: 1) повторить правила постановки тире между подлежащим и сказуемым; правила постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающем слове при однородных членах.
2) совершенствовать умение применять данные пунктуационные правила.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент
- Лексико-грамматическая работа.
Адмирал – высшее звание командного состава военно-морских сил. (Адмирал Ушаков)
- Синтаксический разбор предложения.
Адмирал Ушаков верно и преданно служил своей Родине.
- Повторение изученного.
РАБОТА С ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМИ КАРТАМИ
- Выполнение задания 8.
Прочитайте предложения, расставьте знаки препинания. Выделите подлежащее и сказуемое, надпишите, какими частями речи они выражены.
- Площадь моей квартиры пятьдесят квадратных метров.
- Жить Родине служить.
- Превосходная должность быть на земле человеком.
- Человек вот правда!
- Ташкент город хлебный.
- Жизнь прожить не поле перейти.
- Пятью пять двадцать пять.
- Москва столица России.
- Безумство храбрых вот мудрость жизни.
- Наша задача хорошо учиться.
- Когда в предложении между подлежащим и сказуемым мы поставим тире? (при отсутствии глагола)
- Расскажите о выделении на письме однородных членов.
- Выполнение задания 9 (технологической карты)
1в – выписать предложения с однородными сказуемыми; 2 в. – предложения с однородными подлежащими.
Выпишите сначала номера предложений с однородными подлежащими, затем с однородными сказуемыми. Расставьте знаки препинания, подчеркните грамматические основы. Нарисуйте схемы предложений.
- Зеленеет поёт блестит звенит и веселится всё живое.
- Пели в молодой листве кукушки и скворцы.
- Поспевают грибы ягоды.
- Надуваются разбухают почки осин.
- Осенью цветы лета погаснут померкнут и исчезнут.
- Снуют шелестят стеклянными крыльями стрекозы.
- Бежит струится маленький серебренный ручей.
- За дождём не видно и не слышно было моря.
- Лилии розы и пионы склонили свои головки от сильного ветра.
- Однажды Лебедь Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.
- Что такое обобщающее слово? Какие знаки ставятся в предложениях при обобщающих словах?
- Выполнение задания 10 (по вариантам: 1 столбик – первый вариант; 2 столбик – второй вариант)
Подберите обобщающие слова к каждой группе слов, запишите, правильно ставя знаки препинания. Если обобщающее слово стоит перед однородными членами, ставится двоеточие, если после однородных членов – тире.
Образец: Посуда: чашки, чайник, блюдца. Платье, халат, брюки, кофта – одежда.
- Мяч, юла, кукла, котёнок ……………………… 4. Кресло, диван, стол, стул, шкаф………………………..
- Ландыш, подснежник, фиалка, роза………… 5. Яблоки, груши, персики, абрикосы……………………..
Дуб, клён, ясень, вяз, осина, берёза…………… 6. Огурцы, помидоры, перец, капуста…………………….
- Выполнение задания 11. Выписать только предложения с обобщающим словом, начертить схемы предложения.
Расставьте знаки препинания. Начертите схемы предложений с обобщающим словом при однородных членах.
- Всюду росли цветы на клумбах на газонах в палисаднике на балконах домов.
- На крышах на дорожках в парке на деревьях везде лежал снег.
- Дождь начал идти потихоньку и покрыл мелкими капельками тротуары машины дома.
- В поле в лесу в роще звенели птичьи голоса.
- Сухой лист крутился на ветке опадал трепетал в воздухе.
- Солнце осветило всю дорогу перекрёсток дома улицу.
- Лучи солнца осветили сначала верхушки деревьев потом кустарники а затем росинки на траве.
- На траве на паутинках на листочках на былинках блестела роса.
- Соловьи ласточки малиновки уже давно свили гнёзда.
- Вечером либо катались на лодках либо читали книгу либо играли в волейбол.
- Выполнение задания 12. По вариантам. Каждому варианту своё задание.
Расставьте знаки препинания и начертите схемы предложений.
- В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли.
- Твоя живая тишина твои лихие непогоды твои леса твои луга всё мило мне.
- Что-то слышится родной в долгих песнях ямщика то разгулье удалое то сердечная тоска.
- Графический диктант.
- Высоко в небе кружат жаворонки, скворцы и ястребы. На закрытой доске –
- На улице запахло дождём. схемы
- У реки, на лугах, в поле – везде слышно кукование кукушки.
- Зачем ты приходил ко мне?
- Если поезд опоздает, мы не успеем вовремя.
Домашнее задание:
Повторить тему «Сложные предложения», «Сочинительные и подчинительные союзы», упр.33, стр. 14.
Предварительный просмотр:
Класс_5_
№ урока_24_(I четверть)
Дата__________г.
Тема: УСТАРЕВШИЕ СЛОВА
Цели: 1) познакомить с причинами выхода из общего употребления слов в русском языке;
2) сформировать умение пользоваться словарём для определения устаревших слов, правильно использовать из в речи.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент
- Объявление темы урока.
И царица налетела На Чернавку: «Как ты смела Обмануть меня? И в чём?» Та призналась ей во всём: | Так и так. Царица злая, Ей рогаткой угрожая, Положила иль не жить, Иль царевну погубить. |
- О какой рогатке идёт речь? Рогатка, которой мальчишки стреляют по воробьям? Этой рогаткой угрожала царица злая?
- Нет, рогаткой в старину называли ошейник с длинными остриями, который надевали на шею заключённым, колодникам.
- Что же произошло со словом? Оно исчезло из нашего повседневного обихода в таком значении.
- Какие же слова стареют и почему?
- Как вы понимаете тему нашего урока?
- Подберите однокоренные слова к слову устаревший (старый, старина, старинный).
- Какие вещи мы называем старинными, старыми?
- Работа с технологической картой (задание 1)
Устаревшие слова (слова, вышедшие из употребления).
историзмы названия исчезнувших предметов, явлений, понятий (гусар, гувернёр, кольчуга, жандарм) (нет синонима в современном русском языке) | архаизмы названия существующих в настоящее время предметов или явлений, по каким-то причинам вытесненные другими словами, принадлежащими к активному словарному запасу (комедиант – актёр, перси – грудь, глаголить – говорить, ведать – знать) (есть современный синоним) |
- Слова, вышедшие из употребления, в толковых словарях имеют помету устар.
- Закрепление изученного.
- Распределите слова на две группы: историзмы, архаизмы:
На доске:
Гошпиталь, цесаревич, опричник, перси, рыбарь, большевик, треуголка, нощь, младой, брег, кольчуга, посему.
- Работа с учебником и технологическими картами.
- стр. 38 – 39 прочитать самостоятельно статью учебника.
- стр. 39, упр. 84 (устно)
- задание 2. из технологической карты
Задание 2. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Укажите устаревшие слова. Алешка шел рядом с с_нями в которых с_дели трое холопов в военных к_лпаках и кафтанах с высок_ми в_ротниками. Это были работники Василия Волкова. На кол_чуги денег у боярина (не)хватило: одел их в кафтаны. Их обг_няло много дворян и боярских детей в кол_чугах и латах и весь уе_д с_езжался на площ_дь. |
-
- Задание 5 из технологической карты (устно)
Задание 5. Устаревшие слова используются в текстах преимуществен но на историческую тему. Например, Алексей Константинович Толстой их употреблял в романе «Князь Серебряный» для воссоздания духа Московской Руси (в тексте они обозначены *). «Дом боярина* Дружины Андреевича Морозова, на берегу Москвы-реки, отличался особенною красотою. Дубовые брёвна были на подбор круглы и ровны. Дом возвышался в три жилья*, не считая светлицы*. На широком дворе стояли службы, кладовые, голубятня и летняя опочивальня* боярина. Ко двору примыкали с одной стороны домовая каменная церковь, а с другой — сад, окружённый частоколом*. Словом, дом выстроен был на славу!» Словарик к тексту: |
- Какую роль играют устаревшие слова в художественной литературе? Когда современные авторы используют в своих произведениях устаревшие слова? Составьте связный ответ на поставленные вопросы.
(Делается вывод о том, что устаревшие слова играют в художественном тексте двоякую роль: с одной стороны, они позволяют нам, современным читателям, почувствовать себя в той исторической обстановке, которую изображает автор, увидеть реалии далекого времени, достоверность героев; с другой – устаревшая лексика делает художественный текст экспрессивным, эмоционально насыщенным, торжественным.)
- Задание 4 (дома)
Задание 4. Раньше слово гимназия имело значение «общеобразовательное среднее учебное заведение в царской России и в некоторых зарубежных странах». Лицеем называлось «привилегированное мужское среднее или высшее учебное заведение в царской России». Определите современное значение этих слов. |
- Задание 3. (письменно)
Задание 3. Подберите к данным устаревшим словам современные. Ваятель, вопрошать, ратник, отколе, сирый, смута, брадобрей, водомёт. Д л я с п р а в о к: спрашивать, создатель, воин, парикмахер, восстание, откуда, одинокий, фонтан. |
Домашнее задание:
- выучить конспект.
- дать лексическое значение устаревших слов: чадо (ребёнок), шуйца (левая рука), десница (правая рука), ошую (слева), одесную (справа): ланиты – (щёки); перси (грудь), зело (очень), выя (шея); уста (рот); перст (палец); рамена (плечи); очи (глаза)
- учить слова в рамочках до стр. 45.
- задание 4 из технологической карты.
Предварительный просмотр:
Класс_6_
№ урока_42-43_(I четверть)
Дата__________г.
Тема: ОСНОВНЫЕ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ В РУССКОМ ЯЗЫКЕ
Цели: 1) познакомить с основными способами образования слов в русском языке;
2) сформировать умение определять способ образования слов.
ХОД УРОКА:
- Орг. момент
- Синтаксический разбор предложения.
Февраль – наследник января, венец холодной поры, морозотрескучий и колючеметельный месяц.4
В нём звенит первая робкая капель, вытягиваются длинные хрустальные сосульки, стекленеют южные склоны сугробов.
Февраль – предчувствие весны, последний месяц зимы, кривые и широкие дороги.
- произведите синтаксический разбор первого предложения. Начертите схемы 2 и 3 предложений.
III. Объяснение новой темы.
- Выпишите слова наследник, последний, морозотрескучий, колючеметельный, предчувствие
- Как образованы данные слова? (Мороз + трескучий, метель + колючая, наследник – последний, от слова след и пр.)
- За счёт чего пополняются в русском языке слова? (за счёт образования новых слов)
Основные способы образования слов в русском языке.
Морфологический способ Неморфологический способ
- Приставочный 1) Переход одной части речи в другую.
(сотоварищ, сверхскоростной, перечитать) (купил мороженное – мороженное
- Суффиксальный мясо; уютная столовая – столовая (банщик, летний, советовать) ложка
- Приставочно-суффиксальный
(без- + дар +-н-(ый) бездарный
под-+окон+-ник окно
под-+снеж+-ник под снегом)
- Бессуффиксный
Таким способом в русском языке образуется
немало имён существительных. В этом случае
к исходной, то есть производящей, основе
суффикс не добавляется, а наоборот, гласный
суффикс глагола вместе с –ть отбрасывается:
насыпать насыпь; загорать загар.
При этом надо рассуждать так: загар – то то,
что получилось в результате действия
«загорать»; насыпь – это то, что получилось
в результате действия «насыпать»
Этим же способом сущ-ые образуются
от имён прилагательных: глубокий глубь:
гладкий гладь;
Обратите внимание, что в основе прилагательного,
от которого образуется сущ-ое, может не быть суф-са:
дикий дичь; тихий тишь; сухой сушь
При бессуффиксном способе образовании, как правило,
наблюдается явление чередования согласных в корне:
к//ч, х//ш и др.
Запомните! Таким способом образуются только
имена существительные.
- Сложение слов, основ (светотень; плащ-палатка)
- аббревиация (образование существительного на базе
сочетания слов, основы которых входят в состав
производной основы в усечённом виде)
(профком профсоюзный комитет,
ОРТ Общественное российское телевидение)
- Закрепление изученного.
- Определите способ образования слов, записывая
Развесёлый (прист.) бездонный (прист.-суффикс.), сенокосилка (сложение основ), сейчас (сложение основ), ФСБ (аббревиация), сушь (бессуффиксный), безбилетник (приставочно-суффикс.), предгрозовой (приставоч.), удар (бессуффиксн). просека (бессуффикс.), утомление, предсказывать (прист.-суффикс.), глупыш (суффикс.), вредитель (суффикс.), подводный (пирстав.), водный (суффикс.)
- Заполните примерами таблицу.
На доске:
Слабость, МГУ, предгрозовой, израсходовать, холодноватый, опустошить, подснежник, удар, юрфак, ширь, хлебозавод, разбежаться, просека, подполковник, нахлебник, заборчик, отказ, тёмно-синий, силач, переувлажнить, дичь, беззаботный, пустынный, спецназ, забежать.
приставочный | суффиксальный | пристав.-суффикс. | сложение | бессуффиксный |
предгрозовой | слабость, | опустошить | МГУ | удар, |
израсходовать | холодноватый | подснежник | юрфак | ширь, |
подполковник | заборчик | разбежаться | хлебозавод | просека |
переувлажнить | силач | нахлебник | тёмно-синий | отказ |
забежать | пустынный | беззаботный | спецназ | дичь, |
- Работа с учебником.
- упр. 123, упр. 125,
Домашнее задание:
Выучить конспект, §24, 26, упр. 127, 128
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Способы словообразования в русском языке" (разработка урока по русскому языку в 10 классе)
"Способы словообразоваяния в русском языке" (разработка урока по расскому языку в 10 классе)...
Разработка урока по русскому языку в 11 классе по теме «Принципы русской пунктуации. Функции знаков препинания»
Представлена разработка уровка по русскому языку в 11 классе...
Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.Тема: Неопределённые местоимения. Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.Цели...
Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе на тему: Итоговая контрольная работа (мониторинг) в соответствии с требованиями по ФГОС для учащихся 8 класса
Работа с текстом: выполнение работы по заданиям к тексту (работа с перспективой на сдачу ОГЭ части C в 9 классе)...
Разработка урока по русскому языку в 10 классе Русский язык в современном мире (по учебнику Власенкова А.И.)
Разработка содержит презентацию и приложения для групповой работы....
Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.Цели урока:совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синон...
Разработка урока по русскому языку в 5 классе.Тема урока: "Обобщение и систематизация знаний по теме "Морфемика. Орфография. Культура речи"
Цели:Обучающая: обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Морфемика. Орфография. Культура речи», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.Развивающая:...