Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
методическая разработка по русскому языку

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

 Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

 1. Обучающие:

·        Знакомство с неопределенными местоимениями;

·         Совершенствование орфографических навыков.

·        Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_neopredelennye_mestoimeniya.docx93.73 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.

Тема: Неопределённые местоимения.

 Тип урока:   изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Цели урока:

 1. Обучающие:

  • Знакомство с неопределенными местоимениями;
  •  Совершенствование орфографических навыков.
  • Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.

  2. Развивающие:

  • Развитие логического мышления, коммуникативных умений,  познавательного интереса у обучающихся.

 3. Воспитывающие:

  • Воспитание культуры речи, толерантности.

Задачи урока:

  • Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и  написании;
  • Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания  с НЕ;
  • Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.

Оборудование урока:

  • мультимедийный проектор;
  • презентация;

Цели урока для учащихся : 

  • узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;
  • научиться правильно писать неопределённые местоимения.

Ход урока

  1. Оргмомент. (Приветствие) Слайд 2
  2. Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.
  3. Фронтальный опрос. "Верно и неверно ".(Работа с сигнальными карточками – красный – нет, зеленый –да)       да- нет

1. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы. признаки  и количество, но не называет их. - да

2.В предложении местоимение обычно бывает подлежащим, определением, дополнением. - да

3.Местоимения делятся на десять разрядов.- нет

4.Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.- да

5.Вопросительные местоимения служат для связи частей сложного предложения.- нет

6. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения –да

Слайд 3

  1. Да, да, нет, да,  нет, да

3. Новая тема.

Слайд 4 .1) Подводящий к теме диалог.

- Послушайте загадку:

Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)

- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?

- Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)

Слайд 5      2) Формулировка темы урока.

- Предположим, какова тема урока?  (Неопределённые местоимения)

- А что значит слово неопределённый?   (Точно не установленный)

- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:

  • Познакомиться с…  (неопределёнными местоимениями)
  • Узнать…    (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)
  • Научиться…  (правильно писать неопределённые местоимения)

4. Групповая работа  6 мин.

- Предлагаю поработать в  группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы:

1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?

 В чём особенность их правописания?)

2) Особенности склонения неопределенных местоимений.

3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)

                                                     1 группа. (Слайд)

                               Правописание неопределенных местоимений.

Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод (Слайд ): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).

               2 группа. (Слайд )

                         Склонение неопределенных местоимений.

И

некоторый

несколько

Кое-что

Некто, нечто

р

некоторого

нескольких

Кое-чего

----------------

д

некоторому

нескольким

Кое-чему

-------------------

в

некоторый

несколько

Кое-что

------, нечто

т

некоторым

несколькими

Кое-чем

---------------

п

некотором

нескольких

Кое о чем

----------------

Вывод ( Слайд : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.

Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

3 группа. (Слайд 16)

                     Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

1) Некто шел по какой-то дороге.

2) К кому-то принесли от мастера ларец.

3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.

4) Когда-то я уже слышал эту песню.

 Вывод (слайд 17): неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)

После работы представители каждой группы отчитываются у доски.

Оценивание выступлений ребят жетонами.

Физминутка.

Слайд 7   

5.  Закрепление изученного материала.

1) Упражнение №1 (Распечатка на парте)

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

2) Запись под диктовку:

По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучался в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец.

- Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения, объясните их написание. Найдите и объясните другие изученные орфограммы.

3) Упражнение №2 (Распечатка на парте)

Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - … (обвести вокруг пальца);

Говорить что(либо) пустое - …(переливать из пустого в порожнее);

Обманывать кого(нибудь) - …(водить за нос);

Делать что(то) плохо, с ленью - …(спустя рукава);

Кому(либо) всё нипочём - …(как с гуся вода);

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)

Изюминка моя:

Ребята, а вы любите свой город?

А давайте посмотрим видеоклип в честь вашего замечательного города.

А теперь напишите, пожалуйста, что бы вы сделали для своего города когда-нибудь, употребляя неопределенные местоимения.

Итог урока:  Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?

  

8. Рефлексия: А  теперь, ребята, я  попрошу вас  высказать  своё  отношение  к уроку.

 Для этого нарисуйте смайлику улыбку.

  • Если  сегодняшний  урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать,  нарисуйте  смайлику улыбку.
  • Если  урок  обычный,  нормальный,  нарисуйте смайлику на месте рта полоску.
  • Если  урок  прошёл скучно, вы работали без интереса, нарисуйте опущенные уголки губ.

9. Домашнее задание

Выучить 80, сделать упражнение 461.

Упражнения для закрепления

Упражнение №1 Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

3) Упражнение №2 

Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) -

Говорить что(либо) пустое -

Обманывать кого(нибудь) -

Делать что(то) плохо, с ленью -

Кому(либо) всё нипочём -

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -

V. Этап контроля и самоконтроля

1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)

Он был готов идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Жил
некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается
нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.
Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Перед костром сидело
несколько человек.
Через
некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.

Тест

1. Какое утверждение является верным?

Неопределенные местоимения

A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят

2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение

A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (А. Пушкин)

3. Какое местоимение пишется раздельно:

A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)

4. Какое местоимение пишется в одно слово:

A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)

5. Какое местоимение пишется через дефис:

A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной

6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?

A. каким-то чудом
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели

Проверка (флипчарт № 5)

Флипчарт № 5

Работа с текстом (2 слайд)

В апреле ребята нашей школы приняли активное участие в субботнике. Несколько учеников подметали дорожки. Некоторые аккуратно подрезали кустарники. Кто-то белил деревья.

- Сколько учеников подметали дорожки?

- Кто подрезал кустарники?

- Кто белил дорожки?

- Какие местоимения вы назвали, отвечая на мои вопросы?

- Как бы вы назвали эти местоимения?

Значит тема нашего урока …(Дети сами формулируют тему урока)(3 слайд)

- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (4 слайд)

Мое

                                                     1 группа.

                               Правописание неопределенных местоимений.

Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод (Слайд 11,12,13): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.

Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).

               2 группа.

                         Склонение неопределенных местоимений.

И

некоторый

несколько

Кое-что

Некто, нечто

р

некоторого

нескольких

Кое-чего

----------------

д

некоторому

нескольким

Кое-чему

-------------------

в

некоторый

несколько

Кое-что

------, нечто

т

некоторым

несколькими

Кое-чем

---------------

п

некотором

нескольких

Кое о чем

----------------

Вывод: неопределенные местоимения могут изменяться по падежам

И. п. кто-то

Р. п. кого-то

Д. п. кому-то

В. п. кого-то

Т.п. кем-то

П. п. о ком-то

Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.

Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.

(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)

        

3 группа.

                     Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

1) Некто шел по какой-то дороге.

2) К кому-то принесли от мастера ларец.

3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.

4) Когда-то я уже слышал эту песню.

 Вывод: неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)

                                                     1 группа.

                               Правописание неопределенных местоимений.

Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.

  1. Вечером к вам придет некто в черном.
  2. Я при этом испытал некоторое удивление.
  3. На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
  4. Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
  5. Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
  6. Кое-где по стенам были развешаны картины.
  7. Кое с кем случился истерический припадок.

Вывод

Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).

               2 группа.

                         Склонение неопределенных местоимений.

И

некоторый

несколько

Кое-что

Некто, нечто

р

некоторого

нескольких

Кое-чего

----------------

д

некоторому

нескольким

Кое-чему

-------------------

в

некоторый

несколько

Кое-что

------, нечто

т

некоторым

несколькими

Кое-чем

---------------

п

некотором

нескольких

Кое о чем

----------------

Вывод:

        

3 группа.

                     Синтаксическая роль неопределенных местоимений.

1) Некто шел по какой-то дороге.

2) К кому-то принесли от мастера ларец.

3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.

4) Когда-то я уже слышал эту песню.

 Вывод: 

 Упражнение №1 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

Упражнение №1 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

Упражнение №1 

Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

  Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)

Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - …

Говорить что(либо) пустое - …

Обманывать кого(нибудь) - …

Делать что(то) плохо, с ленью - …

Кому(либо) всё нипочём -

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -

Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.

Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - …

Говорить что(либо) пустое - …

Обманывать кого(нибудь) - …

Делать что(то) плохо, с ленью - …

Кому(либо) всё нипочём -

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -

Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.

Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:

Дурачить кого(то) - …

Говорить что(либо) пустое - …

Обманывать кого(нибудь) - …

Делать что(то) плохо, с ленью - …

Кому(либо) всё нипочём -

Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -

Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"

Тема: Служебные части речи                     ...

Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.

Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока:  Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...

Разработка уроков по русскому языку 6 класс.

Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....

Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).

В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...

Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Отрицательные и неопределённые местоимения

Данный урок проведён в  технологии  -  развитие критического мышления через чтение и письмо. Представлена также технологическая карта урока....