Разработка урока по русскому языку в 6 классе. Тема урока: "Неопределенные местоимения"
методическая разработка по русскому языку
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.
Тема: Неопределённые местоимения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
1. Обучающие:
· Знакомство с неопределенными местоимениями;
· Совершенствование орфографических навыков.
· Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_neopredelennye_mestoimeniya.docx | 93.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 6 классе с применением технологии проблемного обучения.
Тема: Неопределённые местоимения.
Тип урока: изучение нового материала и первичное закрепление знаний.
Цели урока:
1. Обучающие:
- Знакомство с неопределенными местоимениями;
- Совершенствование орфографических навыков.
- Формирование практических умений и навыков обучающихся по осознанному применению полученных знаний в практике.
2. Развивающие:
- Развитие логического мышления, коммуникативных умений, познавательного интереса у обучающихся.
3. Воспитывающие:
- Воспитание культуры речи, толерантности.
Задачи урока:
- Знать об отличительном признаке неопределенных местоимений, их образовании и написании;
- Уметь находить неопределенные местоимения, объяснять условия выбора дефисного написания с НЕ;
- Освоить способы определения и применения неопределенных местоимений.
Оборудование урока:
- мультимедийный проектор;
- презентация;
Цели урока для учащихся :
- узнать всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли;
- научиться правильно писать неопределённые местоимения.
Ход урока
- Оргмомент. (Приветствие) Слайд 2
- Откройте, пожалуйста, тетради, запишите число и классная работа.
- Фронтальный опрос. "Верно и неверно ".(Работа с сигнальными карточками – красный – нет, зеленый –да) да- нет
1. Местоимение - это часть речи, которая указывает на предметы. признаки и количество, но не называет их. - да
2.В предложении местоимение обычно бывает подлежащим, определением, дополнением. - да
3.Местоимения делятся на десять разрядов.- нет
4.Возвратное местоимение себя не имеет именительного падежа.- да
5.Вопросительные местоимения служат для связи частей сложного предложения.- нет
6. Относительные местоимения могут быть разными членами предложения –да
Слайд 3
- Да, да, нет, да, нет, да
3. Новая тема.
Слайд 4 .1) Подводящий к теме диалог.
- Послушайте загадку:
Некто шёл по дороге и нашёл какой-то предмет. Кое-кто удивился этому. Некоторое время они молчали, а потом кто-то заговорил. (Текст на доске)
- Можно ли по этому тексту определить, о ком или о чём идёт речь? В чём затруднение?
- Почему выделенные местоимения создают впечатление загадочности, таинственности? (Они не дают точного, конкретного представления о предмете, признаке, такие местоимения называются неопределёнными)
Слайд 5 2) Формулировка темы урока.
- Предположим, какова тема урока? (Неопределённые местоимения)
- А что значит слово неопределённый? (Точно не установленный)
- Давайте определим цели урока. Я начну фразу, а вы продолжите:
- Познакомиться с… (неопределёнными местоимениями)
- Узнать… (всё о значении неопределённых местоимений, об их образовании, морфологических признаках и синтаксической роли)
- Научиться… (правильно писать неопределённые местоимения)
4. Групповая работа 6 мин.
- Предлагаю поработать в группах. (Создаются 3 группы) ответьте на следующие вопросы:
1) Правописание неопределенных местоимений. ( Как они пишутся?
В чём особенность их правописания?)
2) Особенности склонения неопределенных местоимений.
3) Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
(группам раздаются карточки с языковым материалом и указанием на материал в учебнике)
1 группа. (Слайд)
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.
- Вечером к вам придет некто в черном.
- Я при этом испытал некоторое удивление.
- На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
- Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
- Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
- Кое-где по стенам были развешаны картины.
- Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод (Слайд ): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).
2 группа. (Слайд )
Склонение неопределенных местоимений.
И | некоторый | несколько | Кое-что | Некто, нечто |
р | некоторого | нескольких | Кое-чего | ---------------- |
д | некоторому | нескольким | Кое-чему | ------------------- |
в | некоторый | несколько | Кое-что | ------, нечто |
т | некоторым | несколькими | Кое-чем | --------------- |
п | некотором | нескольких | Кое о чем | ---------------- |
Вывод ( Слайд : неопределенные местоимения могут изменяться по падежам
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
3 группа. (Слайд 16)
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
1) Некто шел по какой-то дороге.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
Вывод (слайд 17): неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)
После работы представители каждой группы отчитываются у доски.
Оценивание выступлений ребят жетонами.
Физминутка.
Слайд 7
5. Закрепление изученного материала.
1) Упражнение №1 (Распечатка на парте)
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
2) Запись под диктовку:
По тёмному небу золотым узором звёзд написано нечто торжественное. Перед костром сидело несколько человек. Вдруг раздались чьи-то шаги. Кто-то постучался в дверь. К кому-то принесли от мастера ларец.
- Подчеркните неопределённые местоимения как члены предложения, объясните их написание. Найдите и объясните другие изученные орфограммы.
3) Упражнение №2 (Распечатка на парте)
Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) - … (обвести вокруг пальца);
Говорить что(либо) пустое - …(переливать из пустого в порожнее);
Обманывать кого(нибудь) - …(водить за нос);
Делать что(то) плохо, с ленью - …(спустя рукава);
Кому(либо) всё нипочём - …(как с гуся вода);
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться - …(как рыба в воде)
Изюминка моя:
Ребята, а вы любите свой город?
А давайте посмотрим видеоклип в честь вашего замечательного города.
А теперь напишите, пожалуйста, что бы вы сделали для своего города когда-нибудь, употребляя неопределенные местоимения.
Итог урока: Что изучили на уроке? Почему неопределенные местоимения называются именно так? Что надо знать об их написании?
8. Рефлексия: А теперь, ребята, я попрошу вас высказать своё отношение к уроку.
Для этого нарисуйте смайлику улыбку.
- Если сегодняшний урок вам понравился, был интересным, заставил вас работать, нарисуйте смайлику улыбку.
- Если урок обычный, нормальный, нарисуйте смайлику на месте рта полоску.
- Если урок прошёл скучно, вы работали без интереса, нарисуйте опущенные уголки губ.
9. Домашнее задание
Выучить 80, сделать упражнение 461.
Упражнения для закрепления
Упражнение №1 Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
3) Упражнение №2
Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) -
Говорить что(либо) пустое -
Обманывать кого(нибудь) -
Делать что(то) плохо, с ленью -
Кому(либо) всё нипочём -
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -
V. Этап контроля и самоконтроля
1. Выборочный диктант (записать неопределенные местоимения)
Он был готов идти на край света, чтобы делать что-нибудь.
Жил некто человек безродный, одинокий, вдали от города, в глуши.
Ей казалось, что перед нею открывается нечто новое и широкое, чего она раньше не знала.
Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
Перед костром сидело несколько человек.
Через некоторое время дождь прекратился.
Кое с кем пришлось долго разговаривать.
Тест
1. Какое утверждение является верным?
Неопределенные местоимения
A. обозначают признак предмета по принадлежности
B. выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества
C. указывают на неопределенные предметы, признаки, количества
D. указывают на того, о ком говорят
2. Укажите предложение, в котором употреблено неопределенное местоимение
A. Чахлые, стелющиеся кустики карликовой березы сплошь покрывают возвышенности, спускаются в лощины, а кое-где растут даже под водой. (В. Чивилихин)
B. Кто посмеется над струной?
Где скрыта память о Бояне? (М. Рылъский)
C. Ему же интересно поглядеть, кто это тут, вот он и выглядывает. (В. Распутин)
D. С некоторых пор тропинка к этому дому совсем заросла. (А. Пушкин)
3. Какое местоимение пишется раздельно:
A. какой(либо)
B. кто(то)
C. кое(у)кого
D. кто(нибудь)
4. Какое местоимение пишется в одно слово:
A. (не)кий
B. кое(с) кем
C. (кое)какой
D. скольких(нибудь)
5. Какое местоимение пишется через дефис:
A. как(будто)
B. (не)сколькими
C. чей(либо)
D. (подо) мной
6. В состав какого фразеологизма входит неопределенное местоимение?
A. каким-то чудом
B. кто в лес, кто по дрова
C. взять себя в руки
D. только его и видели
Проверка (флипчарт № 5)
Работа с текстом (2 слайд)
В апреле ребята нашей школы приняли активное участие в субботнике. Несколько учеников подметали дорожки. Некоторые аккуратно подрезали кустарники. Кто-то белил деревья.
- Сколько учеников подметали дорожки?
- Кто подрезал кустарники?
- Кто белил дорожки?
- Какие местоимения вы назвали, отвечая на мои вопросы?
- Как бы вы назвали эти местоимения?
Значит тема нашего урока …(Дети сами формулируют тему урока)(3 слайд)
- Как вы думаете, какова же цель нашего урока? (4 слайд)
Мое
1 группа.
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.
- Вечером к вам придет некто в черном.
- Я при этом испытал некоторое удивление.
- На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
- Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
- Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
- Кое-где по стенам были развешаны картины.
- Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод (Слайд 11,12,13): Неопределенные местоимения с приставкой не пишутся слитно. В неопределенных местоимениях с приставкой НЕ, приставка всегда под ударением и пишется слитно. В неопределенных местоимениях с суффиксом -то, -либо, -нибудь обязательно нужно ставить дефис. Также дефис нужно ставить, если перед неопределенным местоимением стоит приставка КОЕ-, но если между приставкой и словом или между словом и суффиксами (-то, -либо, -нибудь) стоит предлог, то все три слова пишутся отдельно друг от друга.
Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).
2 группа.
Склонение неопределенных местоимений.
И | некоторый | несколько | Кое-что | Некто, нечто |
р | некоторого | нескольких | Кое-чего | ---------------- |
д | некоторому | нескольким | Кое-чему | ------------------- |
в | некоторый | несколько | Кое-что | ------, нечто |
т | некоторым | несколькими | Кое-чем | --------------- |
п | некотором | нескольких | Кое о чем | ---------------- |
Вывод: неопределенные местоимения могут изменяться по падежам
И. п. кто-то
Р. п. кого-то
Д. п. кому-то
В. п. кого-то
Т.п. кем-то
П. п. о ком-то
Но по падежам могут изменяться не все неопределенные местоимения. Местоимения НЕКТО, НЕЧТО не могут изменяться по падежам.
Некоторые неопределенные местоимения изменяются по родам и числам.
(Какой-то, какая-то, какое-то, какие-то)
3 группа.
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
1) Некто шел по какой-то дороге.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
Вывод: неопределенные местоимения могут быть любым членом предложения (Подлежащее, определение, дополнение, обстоятельство)
1 группа.
Правописание неопределенных местоимений.
Проанализировать как пишутся неопределенные местоимения, в предложении №1 поставить ударение.
- Вечером к вам придет некто в черном.
- Я при этом испытал некоторое удивление.
- На берегу реки росла какая-то пышная зелень.
- Расскажите что-нибудь о вашей поездке по стране.
- Если вы заметите что-либо подозрительное, тут же сообщите мне.
- Кое-где по стенам были развешаны картины.
- Кое с кем случился истерический припадок.
Вывод
Задание: (Слайд) (Кое)кто с кем(то) приедут в (не)котором часу. Кто(нибудь) встретьте их (кое)(с)чем. Кто(либо).
2 группа.
Склонение неопределенных местоимений.
И | некоторый | несколько | Кое-что | Некто, нечто |
р | некоторого | нескольких | Кое-чего | ---------------- |
д | некоторому | нескольким | Кое-чему | ------------------- |
в | некоторый | несколько | Кое-что | ------, нечто |
т | некоторым | несколькими | Кое-чем | --------------- |
п | некотором | нескольких | Кое о чем | ---------------- |
Вывод:
3 группа.
Синтаксическая роль неопределенных местоимений.
1) Некто шел по какой-то дороге.
2) К кому-то принесли от мастера ларец.
3) Какой-то непонятный звон слышен в лесах.
4) Когда-то я уже слышал эту песню.
Вывод:
Упражнение №1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
Упражнение №1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
Упражнение №1
Перепишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.
Выяснить (кое)какие подробности, (кое)(о)чем сообщить, с кем(либо) посоветоваться, (кое)(с)кем переговорить, какие(то) неприятности, чьи(нибудь) возражения, (кое)(в)ком ошибиться, (кое)(на)кого надеяться, о чем(то) договориться, уехать с кем(нибудь)
Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) - …
Говорить что(либо) пустое - …
Обманывать кого(нибудь) - …
Делать что(то) плохо, с ленью - …
Кому(либо) всё нипочём -
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -
Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.
Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) - …
Говорить что(либо) пустое - …
Обманывать кого(нибудь) - …
Делать что(то) плохо, с ленью - …
Кому(либо) всё нипочём -
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -
Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.
Упражнение №2 Замените словосочетания фразеологизмами и объясните написание местоимений:
Дурачить кого(то) - …
Говорить что(либо) пустое - …
Обманывать кого(нибудь) - …
Делать что(то) плохо, с ленью - …
Кому(либо) всё нипочём -
Очень хорошо ориентироваться, хорошо в чём(либо) разбираться -
Для справки:как рыба в воде; как с гуся вода; переливать из пустого в порожнее; обвести вокруг пальца; спустя рукава; водить за нос.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
разработка урока по русскому языку 7 класс на тему: "Служебные части речи"
Тема: Служебные части речи ...
Методическая разработка урока по русскому языку 3 класс.
Методическая разработка (конспект урока) по русскому языку 3 класс по программе VII вида.Конспект урока.Русский язык. Тема урока: Обобщение знаний о написании разделительного твердого знака...
Разработка уроков по русскому языку 6 класс.
Урок - путешествие по русскому языку в 6 классе. Спряжение глаголов. Учитель русского языка и литературыМолоканцева Л.И....
Разработка урока по русскому языку 9 класс Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. (обобщающее повторение).
В данной разработке приводятся различные типы заданий: вопросы по теории, словарные работы, тесты, творческие задания, лингвистические задания, лингвистические игры с учетом возрастных особеннос...
Методическая разработка урока по русскому языку 7 класс по теме "Повторение и обобщение изученного о предлоге".
Методическая разработка урока с приложением и презентация....
Конспект урока по русскому языку, 6 класс. Отрицательные и неопределённые местоимения
Данный урок проведён в технологии - развитие критического мышления через чтение и письмо. Представлена также технологическая карта урока....