Разработка урока по русскому языку в 10 классе на тему: «Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение»
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.
Цели урока:
- совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
- развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
- уметь работать со словарями.
Оборудование: презентация, карточки, словари.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 46.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Нижнеметескинская средняя общеобразовательная школа»
Арского муниципального района Республики Татарстан
Разработка урока по русскому языку
в 10 классе на тему:
«Фразеология. Словари русского языка и
лингвистические справочники;
их применение»
Учитель первой квалификационной категории: Тухбатуллина Л.Х.
2017-2018 учебный год
Тема урока: Фразеология. Словари русского языка и лингвистические справочники; их применение.
Цели урока:
- совершенствовать умения обучающихся выделять фразеологизмы в тексте, подбирать синонимичные и антонимичные фразеологизмы, уместно употреблять их в речи;
- развитие образного и логического мышления и речи, чувства языка, языковой памяти, речевого слуха;
- воспитание любви к родному языку, привитие интереса к его познанию;
- воспитание эстетического отношения к слову, чувства ответственности по отношению к слову.
- уметь работать со словарями.
Оборудование: презентация, карточки, словари.
Ход урока
- Организационный момент.
- Сообщение темы и постановка целей урока.
Учитель: Начну я урок с высказывания видного ученого – русиста В.В.Виноградова, который занимался исследованием лексики и фразеологии русского языка: «Фразеология исследует наиболее живой, подвижный и разнообразный отряд языковых явлений».
Фразеология - это раздел лексикологии, который изучает фразеологизмы, т.е. сложные по составу языковые единицы, имеющие устойчивый характер.
Ребята, сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.
Ученики: Обобщить и систематизировать знания по теме «Фразеология» Уметь находить и определять фразеологизмы в тексте, употреблять их в своей речи.
Учитель: Правильно.
- Итак, не будем бить баклуши.
Вы засучите рукава.
Задания приготовьтесь слушать,
Чтоб не кружилась голова.
- Что вы услышали? (фразеологизмы).
3. Актуализация опорных знаний.
- Сегодня мы будем повторять, наверное, самый богатый на примеры пласт языка – фразеологию. Давайте вспомним, что такое фразеологизмы?
(Фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, цельные по своему значению).
Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы можно заменить одним словом. Фразеологизмы – яркие и выразительные средства языка.
Фразеологизмы выполняют роль одного члена предложения.
Например,
(водой не разольешь – очень дружны, как сквозь землю провалиться – неожиданно пропасть)
Слова теряют вдруг свои прежние значения, становясь фразеологизмом.
Золотые руки – здесь нет ничего сделанного из золота
Висеть на волоске – никто не висит, да и волоска не видно.
4. Усвоение новых понятий и способов действия.
- Еще М.В.Ломоносов обратил внимание на функционирование в речи фразеологизмов, он называл их «фразесами», «идиотизмами», «российскими пословиями». Ломоносов предложил включить их в словарь. Ученые-лингвисты поняли, что фразеологизмы создают как бы особый ярус, так родился новый раздел языка – фразеология.
- Для того чтобы вы смогли украсить свою речь фразеологическими оборотами, необходимо не только знать лексическое значение фразеологизмов, но и его происхождение.
- Признаки свободных словосочетаний. Признаки фразеологизмов.
- Кто из вас может сказать, откуда же пришли в нашу речь фразеологизмы?
Давайте рассмотрим классификацию фразеологизмов по их первоначальному употреблению.
Работа с таблицей (обучающиеся поясняют некоторые фразеологизмы)
- Закрепление.
Задание 1. Выполните задание (слайд 7): из рассыпанных слов составьте фразеологизмы, запишите и дайте их толкование.
(Работа выполняется в группах и на время)
Руки (Р. п.), (не)покладая, грязь, работать, спина (Р. п.), трудиться, (не)разгибая, лицо (Т.п.), в, (не)ударить.
Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с этим заданием (слайд 8)
Работать не_покладая рук – очень старательно, не переставая;
Трудиться не_разгибая спины – с большим усердием;
Не ударить лицом в грязи – успешно справиться с чем-либо, не оплошать.
Учитель:
- Какая орфограмма встречается в этих фразеологизмах? «Слитное и раздельное написание НЕ с разными частями речи».
- Какие это части речи?
- Как пишется НЕ с глаголами и деепричастиями?
Задание 2.
Найдите в тексте фразеологизмы.
Если человек болтлив, то говорят, что у него язык без костей. Если же болтун в придачу любит рассказывать чужие секреты, то у него слишком длинный язык. Такому человеку можно посоветовать, чтобы он не распускал язык, почаще держал его за зубами, а то и вовсе прикусил его. В тяжелых случаях можно болтуну язык и укоротить.
Любители болтать чешут языком попусту. Однако бегло, свободно говорить очень часто бывает просто необходимо. Про человека, обладающего этим умением, скажут, что у него язык хорошо подвешен. Впрочем, даже у таких ораторов от волнения язык может прилипнуть к гортани.
Бывает, что человека никак не удается втянуть в беседу. Сидит себе, молчит – как будто язык проглотил. Отчаиваться в таких случаях не стоит. Может быть, язык у него еще развяжется?
Иногда хочется сказать что-нибудь не совсем подходящее к ситуации. Если все-таки ненужное слово срывается с языка, то человек потом может расстроиться: «И кто меня за язык тянул? Черт дернул сказать! »
Объясни значение фразеологизмов.
Задание 4.
Кто мне скажет, в каком разделе науки о языке изучается фразеология?
Ученики. Фразеология изучается вместе с разделом «Лексика», а значит, фразеологизмам свойственны такие явления как синонимия и антонимия.
- Что такое синонимы? (Синонимы – слова одной и той же части речи, обозначающие оттенки одного значения.)
- Что такое антонимы? (Антонимы - слова одной и той же части речи, обозначающие противоположные по значению слова.)
Поработаем с карточками.
Попробуйте подобрать синонимы и антонимы к фразеологизмам (по вариантам)
Вариант 1
Найдите фразеологические синонимы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдите фразеологические антонимы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Вариант 2
Найдите фразеологические синонимы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Найдите фразеологические антонимы
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
6. Слово о словарях.
- Словари делят на энциклопедические и лингвистические. В энциклопедических словарях даётся описание, характеристика предметов, явлений, событий, известных людей, а в лингвистических объясняются слова и их значения.
- Просмотр презентации «Словари русского языка и лингвистические справочники»
- Задача нашего урока – более тщательно познакомиться с содержанием лингвистических словарей и научиться с ними работать.
Знакомству с различными типами словарей нам поможет самое достойное слово, на котором «мир стоит», которое «сверкает ярче солнца», «в огне не горит, в воде не тонет», «суда не боится», «с ложью не дружит», «всегда живет с хорошими людьми».
- Что это за слово?
- Это слово правда. Итак, все о слове правда мы сможем узнать, работая в группах с различными словарями. Задача – узнать всё о слове правда.
I пара – работа с толковым словарём.
Правда - слово многозначное. Каковы же его основные значения?
1. То, что соответствует действительности, истина (Правду говорит).
2. То, что исполнено истины; правдивость (Люблю тебя за правду).
3. Справедливость, порядок, основанный на справедливости (//aw правду не найти).
4. В составе средневековых названий сводов законов (Русская Правда).
5. В значении наречия: «верно, справедливо, в самом деле».
6. В значении вводного слова: «действительно, в самом деле». -
7. В значении уступительного союза хотя.
II пара. - Толковый словарь живого великого русского языка В. Даля. Что вы узнали о содержании словаря и слове правда?
Кроме толкования значения слов словарь Даля включает в себя 30 тысяч пословиц. Среди них есть огромное количество пословиц и со словом правда. Вот некоторые из них.
Вез правды жить легче, да помирать тяжело. Над правдой не мудруй. От правды отстать - куда пристать. Правда сама себя очистит. У Быа правда одна. Правда - свет разума. Все минется – одна правда останется. Доброе дело - правду говорить смело. Дело знай, а правду помни. Кто правдой живет, тот правду наживет. Правда со дня моря выносит. Правда что шило: в мешке не утаишь. Не то все правда, что говорится. Не ищи правду в других, коли в тебе ее нет.
III пара. – Работа со словарём синонимов. Вспомните пословицу, которую можно применить к слову правда.
Русская пословица гласит: «Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». О друзьях слова правда нам помог поведать словарь синонимов.
Синонимом слова правда является слово истина. Но синонимы являются синонимами только до тех пор, пока они находятся в словаре. «В контексте живой речи нельзя найти ни одного положения, в котором было бы все равно. Вот, что об этом пишет М. Пришвин: «Правда требует стойкости: за правду надо стоять или висеть на кресте, к истине человек движется. Правды надо держаться, истину надо искать». Правда и истина являются контекстуальными синонимами.
IV пара. - Словарь антонимов. Для чего антонимы нужны в речи?
Случается, что и враг даст полезный совет. С врагами, противниками слова правда знакомит нас словарь антонимов.
Антонимы слова правда - ложь, неправда, обман, вранье (разг.), кривда (народно-поэтическое).
Антонимы являются сильным художественным средством. Они оживляют речь, делают ее нагляднее, выразительнее, образнее. Вот почему многие мастера художественного слова часто прибегают к этому выразительному средству для создания контраста:
У кривды тысяча дорог. У правды лишь одна.
Она порой полна тревог И горечи полна.
На противопоставлении антонимов построены многие пословицы:
• Лучше горькая правда, чем утешительная ложь.
• Маленькая правда победит большую неправду.
• Правда с обманом рука об руку не ходят.
V пара. – работа со словообразовательным словарём. Что вам «рассказал» словообразовательный словарь о слове правда?
Слово «правда» непроизводное, оно состоит из корня правд- и окончания –а. Его словообразовательное гнездо включает около 40 слов: правдивый, правдоискатель, взаправду, правдоподобность и т. д.
VI. Пара. – Этимологический словарь и орфографический словарь.
Этимология – наука о происхождении слова, его первоначальном значении и развитии этого значения. Слово правда общеславянское по происхождению, образовано от слова правый (истинный) с помощью суффикса –вд. Слолво правый, в свою очередь, образовано с помощью суффикса –в от исчезнувшего в качестве самостоятельного слова – пра- со значением - «такой, какой должен быть». В далёком прошлом слово правда состояло в родстве со словами справедливый, праведник, оправдать, правило, исправить. Слово правда не требует справки в орфографическом словаре. Оно пишется так , как слышится.
VII. – фразеологический словарь.
Во фразеологическом словаре со словом правда представлены следующие фразеологизмы:
- В каком словаре мы не найдём слова правда? (В словаре иностранных слов, т. к. слово является общеславянским, т. е. исконно русским по происхождению).
- Спасибо слову правда, оно помогло нам раскрыть назначение лингвистических словарей.
7. Чтобы лучше вас узнать, хочу предложить вам игру «Что люблю (или не люблю)» (слайд 14).
В каждую графу запишите по три фразеологизма из представленных вам. Объясните, почему именно этот фразеологизм вы вписали первым в графу «Что люблю». Если у вас возникнут затруднения в их толковании, то можете обратиться к словарям.
Точить лясы, бить баклуши, считать ворон, витать в облаках, задирать нос, жить на широкую ногу, тянуть канитель, плясать под чужую дудку, метать громы и молнии, доводить до белого каленья, играть первую скрипку, ломать голову, лезть на рожон, вставлять палки в колеса, раздувать из мухи слона, работать засучив рукава, держать язык за зубами, выводить на чистую воду.
Что люблю | Что не люблю |
Учитель. Ребята, те, кто из вас в графу «Что люблю» записал фразеологизм – работать засучив, правы. (Так как эта работа индивидуальная, то отметить тех учащихся, которые в графе «Что люблю» записали фразеологизмы: работать засучив рукава, играть первую скрипку, держать язык за зубами, ломать голову)
Вы должны понимать, что в основе человеческой жизни и успеха лежит труд.
Помните, как в стихотворении Н. Заболоцкого «Не позволяй душе лениться».
Не позволяй душе лениться,
Чтоб воду в ступе не толочь
Душа обязана трудиться
И день, и ночь
И день и ночь.
- А какой фразеологизм употребил поэт в этом четверостишии?
Воду в ступе не толочь – как вы это понимаете?
Заниматься чем-то явно бессмысленным, бесполезным.
Ребята, подберите или вспомните синонимичные фразеологизмы!
Носить воду решетом, в лес дрова возить, Сизифов труд.
-Выступление учащихся - «Наш дружный класс» (сочинение с использованием фразеологизмов).
- Проверь себя!
Тест по вариантам.
Вариант 1.
1. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Не уследила я за ним, барыня, а он кота в лужу посадил.
б) Сел поросенок в лужу и довольно улыбается.
в) С такой подготовкой как бы нам не сесть в лужу.
г) В луже сидеть — любимое занятие свиней.
2. Укажите предложение с фразеологизмом.
а) Заткнул за пояс топор и отправился в лес.
б) Топором не размахивай.
в) Хоть я и не мастер, но любого инженера заткну за пояс.
г) Заткни дыру хоть поясом, хоть шарфом.
3. Укажите предложение с фразеологизмом.
Мишка сел на шею папе и смог увидеть арену.
б) Комар сел мне на шею.
в) Только дай слабину — мигом на шею сядут!
г) Отец сидел в седле, а сын — почти на шее коня.
4. Какое значение имеет фразеологизм «обрасти мхом»?
а) сильно разбогатеть;
б) нравственно опуститься, одичать;
в) терпеливо ждать;
г) возмужать, повзрослеть.
5. Укажите неверное утверждение
а) фразеологизмы - свободные сочетания слов;
б) существуют фразеологизмы-синонимы;
в) фразеологизмы придают речи живость и образность;
г) в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения
Вариант 2.
- Укажите предложение с фразеологизмом.
а). Сидел кот в мешке и мяукал.
б) Кот из мешка голову высунул и опять спрятался.
в) Кот в мешке, мешок за плечами, дорога впереди долгая.
г) Эти ваши предложения — кот в мешке
2. Укажите предложение с фразеологизмом
а) Не только дом разрушен — двора не осталось.
б) До постоялого двора осталось три версты.
в) После войны остался Семён один — ни кола ни двора.
г) Двор был окружён забором из кольев, называемым здесь частоколом
3. Укажите предложение с фразеологизмом
а) А сейчас он то ли жив, то ли мёртв.
б) Кто из них жив, кто мёртв — неведомо.
в) Жив он теперь или мёртв — подать его сюда!
г) Так он и стоял, ни жив ни мёртв, до заката
4. Закончите фразеологизм: «нить _____________»
а) Тантала;
б) Гордия;
в) Ариадны;
г) царя Соломона
5. В каком предложении не используется фразеологизм?
а) Он, как мне кажется, одаренный физик, есть в нем божья искра.
б) Говорит он, может, и красиво, а у него на лбу большими буквами написано: я лгун.
в) Наша команда участвовала в соревнованиях по футболу и сумела в гостях победить соперника.
г) Он слушал только себя, верил только себе и жил только для себя, поэтому с ним никому не удавалось найти общий язык.
( Ответы: 1в. 1-в, 2-в, 3-в, 4-б, 5-а; 2в. 1-г, 2-в, 3-г, 4-в, 5-в)
9.РЕФЛЕКСИЯ.
-Давайте вернемся к целям нашего сегодняшнего урока, которые мы ставили перед собой (СЛАЙД).
-Кому не удалось достичь их? Какое задание у вас вызвало затруднение?
-Выразите свое отношение к уроку, использую фразеологизмы.
- Что вы узнали о словарях русского языка?
- Давайте составим синквейн
о фразеологизмах ( 1 вариант)
о словарях ( 2 вариант)
- Домашнее задание.
- Подготовить сообщение о лингвистических справочниках.
- Происхождение фразеологизмов:
альма матэр
зарубить на носу
остаться с носом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подготовка учащихся к ЕГЭ по русскому языку посредством лингвистического анализа текста.
Материал из опыта работы с текстами на уроках русского языка и литературы при дальнейшем создании своего текста....
Необычный словарь русского языка
А.И.Солженицын – писатель с мировым именем, человек с необычной биографией, личность, заслужившая уважение и признание всего мира. До настоящего времени в большинстве образовательных учреждений ...
"Словари русского языка"
Презентация, рассказывающая о словарях...
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-45371-1350729773.jpg)
" Словари русского языка" ( Презентация к уроку русского языка в 5 классе по программе Разумовской М. М.)
Данная презентация предназначена для урока русского языка в 5 классе по теме " Словари русского языка". В ней рассказывается о типах словарей, даны примеры слов, знания закрепляются сразу же на практи...
![](/sites/default/files/pictures/2014/07/21/picture-465279-1405930126.jpg)
Обобщающий урок по теме: «Лексика. Фразеология» по русскому языку в 6 классе
Тип урока: обобщающий урок в форме игрыКласс: 6Цель урока:Повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика. Фразеология» в нетрадиционной форме.Задачи: Образовательные:- формиро...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/25/picture-212936-1366915871.jpg)
Контрольная работа по русскому языку в 10 классе по теме: "Лексика и фразеология. Нормы русского языка"
Контрольная работа по теме "Лексика и фразеология. Нормы русского языка" рассчитана на обучающихся 10 класса вечерней школы, обучающихся по учебнику В.Ф.Грекова, С.Е.Крючкова, Л.А.Чешко. Задания...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/14/picture-1075434-1665695396.jpg)
Конкурс "Лингвистические словари русского языка"
Конкурс проводится в 6 классе по теме "Лингвистические словари русского языка"...