Лингвистическая игра "Язык мой - друг мой"
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс) по теме
Игра проводится в ходе Недели русского языка.
Цель – воспитание интереса к изучению русского языка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_moy_-_drug_moy.doc | 46.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Лингвистическая игра
«Язык мой – друг мой»
5 класс
Игра проводится в ходе Недели русского языка.
Цель – воспитание интереса к изучению русского языка.
Учащиеся делятся на три команды. Каждая команда придумывает название (связанное с темой мероприятия) и девиз.
1 конкурс – разминка – «Соображай-ка!»
За одну минуту назвать как можно больше слов на темы (определяются жребием): «Школа», «Спорт», «Природа».
2 конкурс – «На вкус и цвет…»
Слева и справа слова, обозначающие цвета. В левой колонке есть цветовые термины, соответствующие словам в правой колонке, и наоборот. Необходимо отыскать это соответствие.
Алый
Апельсиновый
Васильковый
Изумрудный
Каштановый
Кирпичный
Морской волны
Пурпурный
Пшеничный
Хаки
Шоколадный
Янтарный
Оранжевый
Тёмно-оранжевый
Густо-розовый
Ярко-красный
Коричневый
Светло-синий
Золотисто-жёлтый
Прозрачно-жёлтый
Сине-зелёный
Коричневый
Ярко-зелёный
Коричневато-зелёный
Ответ:
Алый – густо-розовый
Апельсиновый – оранжевый
Васильковый – светло-синий
Изумрудный – ярко-зелёный
Каштановый – коричневый
Кирпичный – тёмно-оранжевый
Морской волны – сине-зелёный
Пурпурный – ярко-красный
Пшеничный – золотисто-жёлтый
Хаки – коричневато зелёный
Шоколадный – коричневый
Янтарный – прозрачно-жёлтый
3 конкурс – «Пословицы»
В левом столбике даны иностранные пословицы, в правом – аналогичные им русские. Найдите сходные по смыслу пословицы.
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. У кого болтливый рот, у того тело в синяках.
Тот не заблудится, кто спрашивает.
Птицу можно узнать по песне.
После обеда приходится платить.
Один утренний час лучше двух вечерних. Лучше оступиться, чем оговориться.
Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье.
Тихая вода берега подрывает.
Когда у меня на ладони волосы вырастут.
Находясь среди ворон, нужно каркать как они.
Зёрнышко к зёрнышку – и будет мерка.
С миру по нитке – голому рубашка.
С волками жить – по-волчьи выть.
В тихом омуте черти водятся.
Когда рак на горе свистнет.
Утро вечера мудренее.
Хуже всех бед, когда денег нет.
Язык до Киева доведёт.
Любишь кататься – люби и саночки возить.
Видно птицу по полёту.
Слово не воробей – вылетит, не поймаешь. Ищи ветра в поле.
Язык мой – враг мой.
Ответ.
Не ищи жареную колбасу в собачьей конуре. – Ищи ветра в поле.
У кого болтливый рот, у того тело в синяках. – Язык мой – враг мой.
Тот не заблудится, кто спрашивает. – Язык до Киева доведёт.
Птицу можно узнать по песне. – Видно птицу по полёту.
После обеда приходится платить. – Любишь кататься – люби и саночки возить.
Один утренний час лучше двух вечерних. – Утро вечера мудренее.
Лучше оступиться, чем оговориться. – Слово не воробей – вылетит, не поймаешь.
Лёгкий кошелёк – тяжёлое проклятье. – Хуже всех бед, когда денег нет.
Тихая вода берега подрывает. – В тихом омуте черти водятся.
Когда у меня на ладони волосы вырастут. – Когда рак на горе свистнет.
Находясь среди ворон, нужно каркать как они. – С волками жить – по-волчьи выть.
Зёрнышко к зёрнышку – и будет мерка. – С миру по нитке – голому рубашка.
4 конкурс – «Собери пословицу»
В левом столбике – начало пословиц, в правом – окончание. Соберите пословицу так, как она должна звучать.
Начало
Век живи,
Дарёному коню
Как аукнется,
Не зная броду,
Чем дальше в лес,
Лес рубят –
Делу время –
Не в свои сани
Поспешишь –
Лучше поздно,
Семь раз отмерь,
Мели, Емеля,
В гостях хорошо,
Окончание
твоя неделя.
а дома лучше.
чем никогда.
щепки летят.
век учись.
в зубы не смотрят.
не суйся в воду.
тем больше дров.
так и откликнется.
потехе час.
не садись.
людей насмешишь.
один раз отрежь.
5 конкурс – «Магические буквы»
Из букв слова «АБОРИГЕН» составить как можно больше слов (нарицательных в именительном падеже единственного числа (или множественного, если единственное отсутствует)).
6 конкурс – Файнворд.
Учащимся предлагается текст, в котором «зашифрованы» названия девяти изделий из муки. Нужно отыскать («расшифровать») их.
Акула.
Мишку Ченьева зовут у нас во дворе Линкором. Говорят, служил он в торговом флоте. На плече наколка – якорь. А завирать начнёт – помрёшь от смеха. Ладонью рот зажимай.
В Стамбул как-то вошли, рассказывал однажды Мишка, лачуга на лачуге, но и дворцов хватает. Он хотел первым делом а базар податься. Потому как жена всю плешь ему проела: нужна, мол, ей шуба тона кофейного. С ним ещё человек десять увязалось. Идёт в толпе Ченьев, но где базар, никто не знает. Солнце печёт. Жарища. Тут баран какой-то из Мишкиной команды предложил сперва искупаться. Все полезли в море. И Линкор с ними. И тут к нему здоровенная акула – шасть. Не растерялся Линкор – жик её по брюху ножом. То-то рты все пораскрывали. Мимо шла лодка на моторе. «Бросай канат! – закричал Мишка. – Акулу привяжем». Но турки ничего не поняли. Орут лишь своё: «Кара-кара… Вай-вай…».
…Шубу Линкор в тот день не купил. Но акула оказалась – сплошное объеденье.
(из газеты «Аргументы и факты»)
Слова: булка, калач, батон, печенье, баранка, коржик, торт, сайка, каравай.
7 конкурс – «Словослов»
В сетке можно найти не менее 76 слов – имён существительных, нарицательных, в единственном числе – если переходить от буквы к букве по горизонтали и вертикали. Нельзя двигаться по диагонали и делать ход назад в только что покинутую клетку. (5 минут)
Я | И | Т | Ь | Д |
С | Н | А | Л | Е |
Ц | Е | Р | П | М |
А | Б | О | К | О |
Ш | У | Т | О | Л |
8 конкурс – «ЛингвоБанк»
Составить текст из заголовков газетно-журнальных статей, наклеив их на альбомный лист.
Подведение итогов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - практикум . Элективный курс «Занимательная жизнь русского слова». 9класс Тема урока: «Лингвистический анализ текста В.П.Астафьева «И прахом своим …»» Цель урока: Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфоло
Цель урока:Произвести лингвистический анализ текста на фонетическом, лексическом, морфологическом и синтаксическом уровнях языка.Задачи урока:применить полученные теоретические знания о ли...
Социально-культурный проект "Узнаем друг о друге, узнаем друг от друга!"
В 2010 году команда старшеклассников ГБОУ СОШ № 294 Центрального района Санкт-Петербурга, под руководством учителя Герасимовой Т.Н. принимала участие в Молодежном Фестивале-конкурсе "Культурной столиц...
МЕХАНИЗМЫ СОЗДАНИЯ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОДАРЕННОГО РЕБЕНКА (из опыта работа)
Описание опыта работы с лингвистически одаренными детьми....
Свои - чужие. Другая национальность, другая религия, другие убеждения.
Размышление о воспитании толерантности....
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ» старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге. Образовательные задачи: расширя
Интегрированное занятие «МОЯ СЕМЬЯ»старшая группа Цель: способствовать формированию у детей старшего дошкольного возраста представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга...
Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"...
Внеклассное мероприятие. Лингвистический праздник «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»
Лингвистический праздник «Словарь – мой друг и помощник», способствующий развитию интереса к родному языку и воспитанию потребности изучать его....