Лингвистический анализ художественного текста. Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
материал по литературе
Лингвистический анализ художественного текста.Стихотворение Б.Ахмадулиной "Другое"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лингвистический анализ художественного текста стихотворения
Б.Ахмадулиной «Другое».
Что сделалось? Зачем я не могу
уж целый год не знаю, не умею
слагать стихи и только немоту
тяжелую в моих губах имею?
Вы скажете – но вот уже строфа,
четыре строчки в ней, она готова.
Я не о том. Во мне уже стара
привычка ставить слово после слова.
Порядок этот ведает рука.
Я не о том. Как это прежде было?
Когда происходило – не строка –
другое что-то. Только что? – Забыла.
Да, да, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
Стихотворение Б.Ахмадулиной – это текст, так как объединен единой темой (тема поэта и поэзии, творчества) и идеей (вдохновение, или что-то данное поэту свыше, живёт само по себе, его невозможно заставить что-то сделать без его желания), есть смысловая связность, композиционная завершенность, текст структурно упорядочен, членится на предложения и строфы, прослеживается стилистическое единство (стихотворение относится к художественному стилю речи).
Название стихотворения отражает его идею: поэт понимает, что он может творить (не просто рифмовать слова, а ТВОРИТЬ), только благодаря чему-то, что даётся, наверное, свыше.
Да, да, другое, разве знало страх,
когда шалило голосом так смело,
само, как смех, смеялось на устах
и плакало, как плач, если хотело?
Используя олицетворение в данном отрывке , автор подчеркивает, что это «что-то» существует само по себе, как нечто живое. Автор не может дать точное определение этому явлению, и называет его словом «другое», то есть нечто иное, чем то, что испытывает автор в данный момент. Из названия вытекает и тема: поэзия , творчество не зависимы от внешнего мира, только благодаря чему-то Другому покоряется Муза и рождаются шедевры. Нельзя заставить истинного художника творить по заказу, по чьему-то велению.
Стихи о поэзии, самом процессе творчества, занимают творчестве Ахмадулиной очень большое место. Вера в слово (и верность ему), в нерасторжимость «словесности и совести» у Ахмадулиной столь сильна, что настигающая немота равносильна для нее небытию, утрате высокой оправданности собственного существования . Неслучайно, единственный на всё стихотворение эпитет относится именно к немоте: тяжёлая.
Название стихотворения можно назвать философским, т.к. каждый понимает его по-своему, оно даёт почву для размышления.
Идее поэтического вдохновения как чего-то , данного свыше, подчинено всё в этом произведении : от использованных средств до выбора формы.
Сгущение сонорных [н] и [м] в начале стихотворения (я не могу, не знаю, не умею, немоту, в моих , имею) устанавливает смысловые связи этих слов со словом НЕМОТА. Сгущение звуков [с] и [т] во второй половине стихотворения (страх, так смело, само, смех, смеялось на устах) отсылает нас к словам СЛОВО и УСТА (контекстуальные синонимы слова ТВОРЧЕСТВО). Таким образом, благодаря аллитерации в стихотворении можно отметить и антитезу. Автор противопоставляет творческую немоту непосредственно творчеству.
Антитеза подчёркивается и выбором ритма и рифмы. Всё стихотворение написано в сочетании простой парной мужской ( рука - строка ) и женской (умею – имею) рифмы. Но если вначале стихотворения рифма и точная (умею – имею), и неточная (могу-немоту), то во второй половине стихотворения, когда речь идёт о том, как ЭТО было раньше, когда было творчество и вдохновение, используется только точная рифма. Это делает стихотворение гармоничным, плавным, напевным. Кроме того музыкальность стиха достигается и использованием ассонанса: плавного повторения звуков [а], [о] и [у].
Что сделал[а]сь? Зачем я не м[а]гу
уж целый год не зна[j,у], не уме[j,у]
слагать стихи и тольк[а] нем[а]ту
тяж[о]лу[j,у] в м[а]их губах име[j,у?
Грань между высокой поэзией и рифмоплётством, между творческим упадком и творческим подъёмом автор проводит и , гармонично сочетая простые обыденные слова ( не могу, целый год, не знаю, не умею, забыла, губы, рука, страх, смех, плач) с устаревшими поэтическими (слагать, ведает , прежде , уста). Кроме того автор использует и разные по стилистической принадлежности синонимы ВЕДАТЬ-ЗНАТЬ, УСТА-ГУБЫ.
Лексические средства изобразительности подчёркивают и идею стихотворения. Употребляя антонимы (смех-плач, страх-смелость), ставя рядом однокоренные слова ( смех – смеялось; плакало – плач) , а также сравнивая плач и смех с их прямым назначением, автор подчёркивает независимость, непосредственность творчества.
Морфологический уровень стихотворения тоже подчинён общему замыслу. Употребление указательных и неопределённых местоимений (о том, этот, это, что-то), глаголов в форме прошедшего времени, среднего рода (сделалось, происходило, знало, шалило, смеялось, плакало, хотело) подчёркивает название «Другое», то есть нечто, что-то независимое от поэта, данное ему свыше.
Употребление отрицательных частиц (не могу, не знаю, не умею, не о том, не строка ) говорит о непринятии героиней того состояния в котором она пребывает в данный момент.
Стихотворение написано от 1 лица в форме монолога-размышления, раздумья. И в то же время автор обращается и к читателям (…Вы скажете – но вот уже строфа,…) и , очевидно, к Высшим силам (..Что сделалось? Зачем я не могу…).
Этому замыслу подчинён и выбор синтаксических средств.
Множество вопросительных предложений говорит о том, что лирическая героиня не может сама найти ответ на вопрос, который её мучит, и обращается за помощью к невидимым собеседникам и к Всевышним силам…
Во втором предложении логичней было бы задать вопрос «Почему я не могу…?» , но автор преднамеренно употребляет ЗАЧЕМ, тем самым как бы обращаясь к Богу: « С какой целью у меня отнято вдохновение?».
На синтаксическом уровне также автором использует синтаксический параллелизм: «Я не о том». Этот приём позволяет автору подчеркнуть, а читателю увидеть главное – для поэта стихосложение и словотворчество - разные вещи.
Выделить главные слова в предложении и понять автора помогает также инверсия.
Например, инверсия в предложении «..и только немоту тяжелую в моих губах имею?», показывает, как тяжело для поэта молчать, жить без творчества и вдохновения. А в предложении «Порядок этот ведает рука» инверсия помогает понять, что поэт пишет сердцем и душой.
Использование в этом тексте простых (Во мне уже стара привычка ставить слово после слова. Порядок этот ведает рука. Я не о том), неполных (Только что? Забыла), вопросительных (Что сделалось? Как это прежде было?) предложений, рядов однородных членов предложения (Зачем я не могу уж целый год не знаю, не умею слагать стихи и только немоту тяжелую в моих губах имею?) говорит об эмоциональном состоянии героини, о её переживаниях, позволяют понять, как её волнует поднятая проблема.
Текст несет неповторимый отпечаток личности автора. Собственный поэтический стиль Б.Ахмадулиной формируется к середине 1960-х. Впервые в современной советской поэзии Ахмадулина заговорила высоким поэтическим слогом. Возвышенная лексика и простота, метафоричность и музыкальность, изысканная стилизация «старинного» слога, и интонационная свобода стиха делают ее поэзию своеобразной и легко узнаваемой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Лингвистический анализ художественного текста
Программа данного курса составлена в соответствии с требованиями Федерального агентства по образованию к уровню подготовки выпускников и содержанию Федерального компонента стандарта основного и средне...
Лингвистический анализ художественного текста на уроках словесности в 5-7 классах
В статье я делюсь своим опытом работы над лингвистическим анализом художественного текста на уроках русского языка и литературы в среднем звене, в качестве примера взята 6 глава сказа Н.С.Лескова "Лев...
ЛАХТ (лингвистический анализ художественного текста)
Памятки, таблицы помогут учащимся в анализе текста, а также сформируют литературоведческие понятия....
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста (на примере стихотворения А. Блока "Осенняя воля")
Образец комплексного лингвистического анализа художественного текста...
Урок русского языка в 6 классе "Лингвистический анализ художественного текста"
Урокпо УМК Бабайцевой. Комбинированный урок. Методы обучения: рассказ учителя, демонстрация презентации, языковой анализ.Цели урока:- способствовать формированию коммуникативной компетенции;- содейств...
Программа педпоиска «Многоаспектный и лингвистический анализ художественного текста как средство включения учащихся в мыследеятельность»
Программа педпоиска...
Факультативный курс "Лингвистический анализ художественного текста"
Адаптированная программа факультативного курса. Данный курс рассчитан на учащихся X, XI классов, поскольку основан на знаниях, умениях и навыках, полученных школьниками при изучении систематическ...