Конспект урока по русскому языку в 7 классе "Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) по теме

Денисенко Наталья Владимировна

Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka_7_kl.doc74.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Правописание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа

Цель урока:

Познакомить с правописанием личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа.

Задачи:

  1. Коррекционно-обучающие:
  • способствовать формированию умения правильно обосновывать написание личных окончаний глаголов 3 лица единственного и множественного числа;
  • развивать навыки правильного употребления и написания личных окончаний глаголов;

2. Коррекционно-развивающие:

содействовать развитию орфографической зоркости, устной связной речи, внимания, мышления, наблюдательности.

3. Коррекционно-воспитательные:

способствовать воспитанию чувства прекрасного, прививать любовь к родной природе.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.

Тип урока: комбинированный

Вид занятия: интерактивный урок с использованием мультимедийной  презентации

Используемые методы обучения: коллективная работа, метод демонстрации, частично-поисковый

метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителем, во время выполнения практической работы на интерактивной доске, тестирование.

Краткий план урока:

  1. Орг. момент.
  2. Повторение и закрепление ранее полученных сведений о глаголе.
  3. Переход к теме урока, объявление темы урока с его последующим закреплением.
  4. Зарядка для глаз.
  5. Итоги урока. Домашнее задание.

Оснащение урока: АРМ, компьютерная презентация, интерактивная приставка.

Словарь: морфология, глагол, окончание.

Этапы урока

Содержание и деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Техническое сопровождение

 I. Орг.момент

1. Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку.

         Релаксация под музыку П.И. Чайковского 

                                «Подснежник».
Закройте глаза и представьте, что на ваших ладонях лежит цветок добра. Чувствуете, он согревает вас. Ваши руки, тело, душу. Вас обвевает тёплый ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение. Откройте глаза. Вот с таким настроением мы и начнем наш урок русского языка.

- Откройте тетради, запишите число, день недели, вид работы.  

- Чему мы посвятим этот урок, скажете сами, прочитав про себя предложение  (Весна шагает по огромной стране).  

Мы сегодня отправимся в весеннее путешествие по стране Морфологии, которая изучает части речи,  повторим известные сведения о глаголе и узнаем о нем новое.

Приветствуют учителя и гостей.

Весна шагает по огромной стране.

(Записано на обычной доске)

Дети отвечают: «Урок посвящен теме весны

Слайд № 1

 

II. Повторение и закрепление ранее полученных сведений о глаголе

А теперь ребята, посмотрите на экран. Мы очутились около неведомой страны. Перед нами старинные ворота. (Ворота с надписью «Морфология». От ворот идут дороги к замкам «Имя сущ.», «Имя прил.», «Глагол») Назовите на примере предложения

Весна шагает по огромной стране части речи?

- Существительные и прилагательные мы уже изучили, так  по какой дороге мы пойдем?

- Правильно, мы продолжим изучать глагол. Что мы знаем о глаголе?

Ученики разбирают предложение (по цепочке, на каждого ученика – 1 слово) по частям речи.

(Весна – сущ., шагает – глагол, по – предлог, стране – сущ., огромной – прил.)

 

Дети отвечают: «По дороге, которая ведет к глаголу».

Слайд № 2

III.Переход к теме урока

- Ребята, скажите, какими бывают глаголы по временам?

-Посмотрите на слайд и скажите, как изменяются глаголы настоящего и будущего времени? А как прошедшего времени?

Глаголы бывают наст.вр., буд.вр., прош. вр.

Обучающиеся говорят, что глаголы настоящего и будущего времени изменяются по числам и лицам, а  прошедшего времени по числам и родам (в ед.ч.)

Слайд№3

А теперь внимательно послушайте песенку и скажите мне, из какого она мультфильма?  (Несколько сек.)

Обучающиеся  слушают песенку. Отвечают: «Львенок и Черепаха».

Слайд № 4

Ребята, посмотрите на экран, на слайде – предложения из этой песенки. Тех учеников, которых я вызову для работы на интерактивной доске должны:

- выразительно прочитать предложение,

-найти глагол,

- указать число, род глагола,

- выделить у глагола окончание.

Все остальные ученики записывают в тетрадь только местоимение с глаголом и также в скобочках указывают число глагола, лицо, выделяют окончание.

              .

-Давайте подведем итог, какие окончания имеют глаголы 1лица? 2 лица? О какой орфограмме нужно вспомнить, говоря об окончании глагола 2 л., ед.ч.?

ЗАКРЫВАЮ ПРОЕКТОР

Работа на интерактивной доске.

1. Я пою (   _   ч.,   _   л.) веселую песенку:

  «Я на солнышке лежу (_    ч., _   л.)».

2. Мы весело поём  (  _   ч.,    _   л.) и лежим (   _   ч,    _  л.) на солнышке.

3. «Почему ты лежишь (     _   ч.,   _   л.) и поёшь (  _    ч.,   _   л.)  с открытыми глазами?»

4. И вы лежите (   _    ч.,   _   л.) спокойно на горячем песке и поёте (   _    ч., _    л.)  песенку Черепахи.

4 ученика  выходят по очереди к доске (Настя,, Юра, Слава, Алина), указывают число, лицо глаголов, выделяют окончание.

Слайд № 5

IV.Новая тема с последующим ее закреплением

- Ребята, правописание окончаний глаголов какого лица мы еще с вами не изучили? (3 лица).Правильно.

- Правило вы мне скажете сами после выполнения следующей работы.

- (Открываю половину доски). Посмотрите на доску. Перед вами  текст без названия.

-Что необычно в этом тексте?  (В нем пропущены слова – глаголы).

- Пропущенные глаголы находятся тут же на доске. Сейчас вы по цепочке выходите к доске, выбираете по смыслу глагол и прикрепляете его на место пропуска.

- О чем говорится в тексте?

- Как его можно озаглавить?            (Весенний ручей)

- Запишите текст в тетрадь.

- Теперь укажите число, лицо этих глаголов, подпишите эти признаки карандашиком над глаголами движения. Не забудьте выделить окончания.

ОТКРЫВАЮ ПРОЕКТОР

-Ребята, давайте посмотрим, какие же окончания имеют глаголы 3 лица в ед.ч. и мн.ч.

- Сейчас я буду рассказывать правило, а вы вместе со мною его проговаривать хором.

Беру указку. Показываю на слайде правило.

- Итак, глаголы 3 лица ед.ч отвечают на вопросы

что делает? что сделает? И имеет окончания – ит-, -ет-

Глаголы 3 л., мн.ч. отвечают на вопросы

что делают? что сделают? И имеют окончания –ат-, -ят-, -ут-, -ют-.

Обучающиеся подбирают глаголы движения по смыслу и вставляют нужные таблички в текст. (По цепочке). Читают про себя  весь текст. Придумывают заголовок.

Далее все записывают текст в тетрадь.

Указывают (письменно) число, лицо, устно задают к глаголу вопрос, выделяют окончания. Записывают в тетрадь.

Текст.

Из-под камня                родник. Он

превращается в ручеек, который весело                     на   восток.      

Повсюду ручейки                ,                     , радуются приходу весны.  Скоро они            единым целым.  Ведь

несколько таких ручейков

                         в один большой ручей.

Слова для справок: бежит, течет, журчат, звенят, станут, сливаются.

(На магнитах таблички с этими глаголами).

Слайд №6

IV. Зарядка для глаз

А теперь расслабьтесь, давайте сделаем зарядку для глаз.

Слайд № 7

V.  Итоги урока, домашнее задание.

- Вот и подошло к концу наше путешествие по стране Морфологии. Ребята, давайте вспомним, какую тему мы сегодня изучали?

-Какие окончания имеют глаголы 3 лица ед. ч.?

- Какие окончания имеют глаголы 3 лица мн.ч.

Рефлексия. Ребята, скажите что узнали…

- Ставлю оценки за урок.

Стр. 216 выучить правило, подготовиться к письму по памяти.    (Текст  про ручейки).

Спасибо за урок!

Обучающиеся отвечают на вопросы

учителя.

Слайд № 8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта по русскому языку 5 кл "Личные окончания глаголов"

Разработка урока в соответствии с  требованиями ФГОС...

Технологическая карта урока русского языка «Правописание безударных личных окончаний глаголов». 5 класс.

К технологической карте урока прилагается конспект урока, а также 2 слайда....

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Загадки единственного и множественного числа имен сущ."

Данная технологическая карта поможет учителю-предметнику ярко и интересно провести урок по теме....

Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" для 7 класса

Урок на тему «Личные местоимения» разработан для учащихся 7 класса, изучающих «Русский язык и развитие речи» по основному учебному плану в соответствии с адаптированной ос...

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"

Конспект урока по русскому языку по теме "Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже"...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Глагол как часть речи, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКАТема: Глагол как часть речиЦели деятельности учителя: формирование представления у обучающихся о новой части речи – глаголе, о существенных признаках глагола; формир...

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку, тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»

Учебно - методический материал «Тренировочный материал для учащихся 5 кл. по русскому языку,  тема " Правописание личных окончаний глаголов (практикум)»...