Конспект урока по русскому языку на тему "Личные местоимения" для 7 класса
план-конспект урока (7 класс) на тему

Урок на тему «Личные местоимения» разработан для учащихся 7 класса, изучающих «Русский язык и развитие речи» по основному учебному плану в соответствии с адаптированной основной общеобразовательной программой развития обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Данный урок является уроком закрепления. На изучение темы «Личные местоимения» по программе отводилось 6 часов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Личные местоимения»

Предмет: русский язык, класс: 7.

Цель: закрепление и систематизация полученных знаний о личных местоимениях.

Задачи:

  1. Развивать умение находить в тексте личные местоимения, определять их лицо, число, род и обеспечить практическое употребление местоимений в устной и письменной речи.
  2. Коррегировать мышление обучающихся на основе упражнений в установлении логических связей, обобщения, зрительное, кинестетическое восприятие и аналитико-синтетическую деятельность.
  3. Воспитывать любовь к Отечеству, родной природе, прививать чувство бережного отношения к Земле.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления).

Оборудование:  учебник «Русский язык. 7 класс» под редакцией Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской// «Просвещение» - 2017, мультимедийное оборудование, карточки с местоимениями, лист с разрезанным на части словарным  словом, раздаточный материал – конверты с разрезанным  предложением, Конституция РФ и РБ.

I. Организационная часть

Основные элементы

Деятельность обучающихся

Деятельность учителя

Примечание

1.Приветствие детей, мотивация учебной деятельности учащихся:

Выполнение упражнения по инструкции учителя.

- Добрый день! Пожелаем плодотворной работы на уроке. И выполним упражнение «Все хорошо» ( на развитие кинестетического восприятия), протяните ладонь к соседу, улыбаясь. В момент соприкосновения ладоней мысленно пошлите добрые пожелания друг другу.

2. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. 

II. Основная часть

3. Сообщение цели урока:

Работают в тетрадях.

- Сегодня у нас урок закрепления полученных знаний о личных местоимениях.

     Откройте тетради, запишите число, «Классная работа».

4. Актуализация знаний:

Читают стихотворение.

 «Письмо ровеснику» В. Орлов

Земля нам подарила хорошего немало.

И ждёт она в тревоге, чтоб мы её спасли.

Она для всех на свете единственная мама.

А мы родные дети у матери-Земли.

- Предлагаю прочитать стихотворение Владимира Орлова «Письмо ровеснику». Внимание на экран.

Слайд 1.

Отвечают на вопрос.

- Ровесник - человек одинакового возраста с кем-нибудь.

 - Человек не всегда бережно относится к природе, Земле. Их нужно беречь.

- Кто такой ровесник?

- Обращаясь к ровеснику, что хотел сказать поэт своим стихотворением?

5.Рассказ учителя:

- Правильно. К сожалению, в хозяйственной политике страны было сделано немало ошибок, что отрицательно сказалось на природе: загрязнены водоёмы, атмосфера, истощаются ресурсы почв, на грани исчезновения некоторые виды растений и животных.

6. Первичное закрепление знаний в знакомой ситуации (выполнение задания):

Самостоятельная работа обучающихся.

- Найдите в стихотворении личные местоимения, выпишите столбиком в тетрадь, определите их лицо, число.

Индивидуальная помощь учителя обучающимся.  

Ученики отвечают.

- Личное местоимение нам, нач.форма – мы, мн.ч., 1л.

Личное местоимение она, ед.ч., 3л.

Личное местоимение мы, мн.ч., 1л.

- Личное местоимение её, нач.форма – она, ед.ч., 3л., в Ж.р.

7. Проверка выполнения задания:

- Проверим выполнение задания.

При проверке выполнения задания на доске магнитом прикрепляются карточки с местоимениями.

- Местоимение – это часть речи, которая указывает на предметы, но не называет их.

Читают правило хором.

Отвечают на вопрос, читают правило хором.

8.  Обобщение и систематизация знаний:

- Вспомните, какая часть речи называется местоимением?

     Еще раз повторим правило.

     Назовите местоимения 1, 2 и 3 лица.

Слайд 2.

Слайд 3.

Ед.ч.

Мн.ч.

1лицо

я

мы

2 лицо

ты

вы

3 лицо

он, она, оно

они

- Соедини два отдельных предложения по смыслу. Для этого во втором предложении не называй предмет, а только укажи на него местоимением.

1. У бабки жил весёлый гусь. Гусь знал все песни наизусть.

2. Птицы летят через моря и океаны. Это птицы возвращаются к родным гнёздам.

3. Моя бабушка славилась игрой в шашки. Бабушка выигрывали у всех подряд. Работают в тетрадях.

- Местоимения употребляют в речи вместо существительных.

9. Добывание знаний в новой ситуации (работа с учебником):

- Откройте учебники на стр. 200, найдите упражнение 259, ознакомьтесь с заданием.

     Запишите пары предложений. Подчеркните существительные и местоимения, которые их заменяют.

     

- Какую работу выполняют данные местоимения в каждой паре предложений?

     Правильно. Чтобы не повторяться в речи много-много раз и не быть назойливыми, существительные вместо себя оставляют местоимения. Поэтому так их и назвали. Местоимения создают речевое удобство, т.к. экономят время и разнообразят речь.

Выполняют физкультминутку.

10. Физкультминутка.

Слайд 4.

Составляют слово. Один ученик работает с толковым словарем:

1. Самостоятельный, не находящийся в подчинении, свободный.

2.Политическая самостоятельность, отсутствие подчинённости, суверенитет.

Один ученик  у доски работает. Слово читается орфографически, ставится ударение, называются безударные гласные, подчёркиваются орфограммы, прописывается в воздухе, подбираются однокоренные слова, составляются предложения. Башкортостан является независимым республикой в составе Российской Федерации.

Один ученик работает у доски.

Проводится работа над выразительным чтением предложения по различным целям высказывания и с разными логическими ударениями.

11. Словарная работа:

- Словарное слово, с которым познакомимся на уроке, разрезано на части, составьте его.

     Независимость нашей республики, государства определяется Конституцией. Конституция – основной закон государства, который определяет основы общественного и государственного строя, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Конституция РФ принята  12.12.1993г., а РБ – 24.12.1993г.

     Работаем над словом.

- Предложение с данным словом составила и я, но оно распалось. Ваша задача – правильно сконструировать его.

- Проверим, что у вас получилось?

 

- Предлагаю поработать над выразительным чтением предложения.

Слайд 5.

Раздаются конверты, в которых лежит разрезанное на части предложение.

Индивидуальная помощь учителя обучающимся.

Слайд 6.  

Солнышка не видно – она за тучей.

Самостоятельная работа обучающихся в тетрадях.

- Местоимения 3лица ед.ч. изменяются по родам. Солнышко – существительное ср.р., значит и местоимение, которое его заменяет должно стоять в ср.р.

12. Добывание знаний в новой ситуации (работа с учебником):

- Найди речевую ошибку и исправь её: задание 6 на стр. 219. Обоснуйте свой ответ.

     Правильно, местоимение 3 лица должно стоять в том же роде, что и существительное, которое оно заменило.

III. Заключительный этап.

13. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению: упр. 278 на стр. 215

По кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…

14. Рефлексия (подведение итогов занятия).

- Сегодня мы много говорили о нашей Родине. И хочу закончить урок последними строчками стихотворения В.Орлова «Письмо ровеснику».

Оценивание.

 

Слайд 7.

Пускай над вашим краем,

Пускай над нашим краем

Цветут, не увядая, весенние сады.

Обнимем нашу Землю, как маму обнимаем

и защитим, как маму, от горя и беды!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 5-ом классе "Буквы Ы-И после Ц"

Конспект открытого урока порусскому языку с применением игровых технологий и технологии уровневой дифференциации....

конспект урока по русскому языку "Личные местоимения" (7 класс)

Цель: Проверить знания учащихся особенностей личных местоимений. Формировать умения распознавать их. Научить правильно употреблять местоимения в устной речи. Задачи:  1. сформировать общее поня...

конспект урока по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Контрольно- обобщающий урок может быть использован при закреплении темы "Имя прилагательное". Контроль индивидуальный и коллективный, что заставляет каждого ученика активно включаться в мыслительную д...

Конспекты уроков по русскому языку в 7, 8 классах

Разработки уроков с применением  технологии проблемного обучения и ЭОР...

Конспекты уроков по русскому языку "Имя прилагательное" 6 класс

Конспекты уроков созданы согласно планированию по программе Бабайцевой с учетом психофизиологических особенностей учащихся ( см. на моем сайте статью "Моя педагогическая концепция", таблицу "Диагности...

Конспект урока по русскому языку в 6-м классе на тему: "Употребление наклонений"

Цель урока: использование разных форм наклонений глагола в устном общении и на письме. Задачи урока: • образовательные: закрепить сведения о способах образования форм наклонений глагола и сферах употр...

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе

Конспект урока по русскому языку в 7-ом классе...