методика составления тестовых заданий
методическая разработка (русский язык, 10 класс) на тему

Юлия Николаевна Храмова

даны рекомендации по составлению тестовых заданий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodika_sostavleniya_testovykh_zadaniy.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методика составления тестовых заданий.

   

    Достоинство тестовой технологии может быть выполнена  только при учете требований классической и современной тестовой теории. На базе тестовой теории и современных методик разработки тестов можно обеспечить надёжность, валидность и эффективность контроля, выполнение им своих задач в процессе обучения и итоговой аттестации обучающихся.

  1. Требования к качеству тестовых заданий.

      а) Надёжность.

  • Факторы влияющие на надёжность:
  • Качество заданий, для определения которого используют повторное тестирование;
  • Число тестовых заданий должно быть избыточным;
  • Непонятность и двусмысленность заданий не допускается;
  • Подбор правдоподобных дистракторов для устранения случайного угадывания правильных ответов;
  • Устранение субъективного оценивания, для чего необходима разработка критериев оценивания заданий свободного вида;

Обязательны инструкции для обучающихся и инструкции к тестовым заданиям.

б) Валидность ( соответствие правилу или истине).

При составлении тестовых заданий необходимо учитывать содержательную валидность, т.е. содержание заданий должно строго соответствовать требованиям ГОСТа, и функциональную валидность, т.е. задания должны составляться на научном языке, который должен в точности совпадать с языком описания содержания в учебном предмете.

в) Общепонятность и однозначность описания задания теста означает, что обучающемуся ни о чём не надо догадываться, читая задание теста: оно понятно ему сразу.

г) Простота – тестовые задания не должны содержать в себе наслоение нескольких заданий, да ещё и разного уровня.

2. Виды тестовых заданий.

В КИМы необходимо включить тестовые задания разных видов.

а) Закрытого типа – задания.

  • Альтернативных ответов;
  • Множественного выбора.

б) открытого типа – задания.

  • Ополнения;
  • Свободного изложения.

в) Установление соответствия

г)Установление последовательности.

3.Требования к разработке заданий разных видов.

а)Требования к заданиям закрытой формы.

   В заданиях закрытой формы имеется основная часть, содержащая постановку проблемы, и готовые ответы, сформулированные учителем. Обычно правильным ответом бывает только один. Правдоподобные ответы называются дистраторами. Число дистраторов в задании, как правило, не более пяти (редко – 7). Дистратор называют неработающим, если ни один из тестируемых его не выбрал. Такой дистратор убирают.

   Создать тестовое задание, удовлетворяющее всем правилам невозможно,  но принять считать, что если тест удовлетворяет 9 – 10 рекомендациям, то он – рабочий:

  • В тексте задания не должно быть двусмысленности и неясности формулировок:
  • Основная часть задания формулируется из одного предложения из семи – восьми слов;
  • Задание имеет простую синтаксическую конструкцию, одним придаточным предложением;
  • Основная часть должна содержать как можно больше слов, оставляя для ответа не более 2 – 3 ключевых слов для данной проблемы;
  • Ответы к одному заданию должны быть одной длины, либо правильный ответ может  быть короче других в пределах задания;
  • Исключаются все вербальные ассоциации. Способствующие выбору правильного ответа с помощью догадки;
  • Частота выбора одного и того же номера для правильного ответа в различных заданиях текста должна быть одинакова, либо этот номер может быть случайным;
  • Основная часть формулируется в форме утверждения, которая обращается в истинное или ложное высказывание после подстановки одного из вариантов ответа;
  • Из числа тестовых  исключаются задания, содержащие оценочные суждения и мнения обучающегося (студента)  по какому – либо вопросу;
  • При формулировке дистракторов не рекомендуется использовать выражения: «ни один из перечисленных», « все перечисленные», и т.д., способствующие угадыванию;
  • Дистракторы должны быть равно привлекательными для испытуемых, не знающих правильного ответа;
  • Ни один из дистракторов не может быть частично правильным ответом, превращающихся при дополнительных условиях в правильный ответ;
  • Из ответов исключаются все повторяющиеся слова путем ввода их в основной текст задания;
  • В ответах не рекомендуется использовать такие слова, как «всё», « ни одного», «никогда», «всегда»… способствующих угадыванию;
  • Из числа неправильных исключаются ответы, вытекающие один из другого;
  • Ответ одного задания не должен служить ключом к правильным ответам другого задания, т. е. нельзя использовать дистраторы из одного задания в качестве правильного ответа другого;
  • Все ответы должны быть параллельными по конструкции и грамматически согласованы с основной частью задания теста;
  • Если в задании имеются альтернативные ответы, то не следует их ставить рядом с правильными, ибо на них будет сразу сосредоточено внимание.

б) Требования к заданиям на установление соответствия.

  • Содержание задания желательно выразить в виде двух множеств с соответствующими названиями;
  • Элементы задающего столбца располагаются слева, а элементы выбора – справа;
  • Желательно, чтобы каждый столбец имел определённое название, обобщающее все элементы столбцов;
  • Необходимо, чтобы правый столбец содержал несколько дистракторов (лучше, когда их в 2 раза больше);
  • Необходимо, чтобы все дистракторы в одном задании были равновероятно правдоподобными;
  • Элементы столбцов должны быть выбраны по одному основанию для включения только гомогенного материала в каждое задание теста;
  • В дополнительной инструкции к заданию необходимо сообщить обучающемуся о наличии дистракторов в правом столбце, и сколько раз используется каждый элемент правого столбца (один или более);
  • Задание располагается на одной странице, без переноса его элементов на другую.

в)Требования к заданиям установление последовательности.

     Задание данной формы предназначены для оценки уровня владения последовательностью действий, процессов, и т.п., которые приводятся в случайном порядке. Обучающийся должен установить правильный порядок действий, процессов и указать его с помощью цифр (алгоритм сортировки). Инструкция к заданиям имеет вид:

УСТАНОВИТЕ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ.

   Эти задания специфичны.

г) Требования к заданиям на дополнение.

    При ответе на открытое задание с ограниченным ответом обучающийся дописывает пропущенное слово, формулу, символ или число на месте прочерка. Разработка заданий на дополнение с ограниченным ответом подчиняются следующим правилам:

  • Каждое задание должно быть нацелено только на одно дополнение, место которого обозначено точками или прочерком;
  • Прочерк ставится на месте ключевого элемента, знание которого является наиболее существенным для контролируемого материала;
  • Все прочерки в открытых заданиях рекомендуется делать одинаковой длины;
  • Дополнения ставятся в конце задания или как можно ближе к концу;
  • После прочерка, при необходимости, указываются единицы измерения;
  • Текст задания должен иметь простую синтаксическую  конструкцию и содержать минимальное количество информации, необходимое для правильного выполнения задания;
  • В тексте исключаются повторы и двойное отрицание;

д) Требования к заданиям свободного изложения.

     Не имеют ни каких  ограничений на содержание и форму представления ответов. Эти задания близки к традиционным контрольным заданиям, и поэтому положительно воспринимаются большинством учителей. Но они требуют больших затрат на проверку и сложнее поддаются компьютеризации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила составления тестовых заданий

Для того, чтобы применение тестов достигло своей цели, необходимо правильно их составить. О том, как эт сделать и идёт речь в данной разработке....

О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам

Авторы: Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. – преподаватели ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»Матераил актуален для преподавателей, занимающихся самостоятельной разработкой тестовых заданий.В ...

Методика составления тестовых заданий

В данном разделе рассматриваются функции контроля принятые в отечествен­ных методических публикациях, а так же ряд требо­ваний к контролю в обучении иностранному языку.Принципы современной системы оце...

методика выполнения тестовых заданий по ОФП

содержит рекомендации по выполнению различных видов тестовых заданий по ОФП...

Методика использования тестовых заданий в обучении истории Древнего мира

В данной работе представлен теоретический и практический материалы по применению тестов в обучении истории Древнего мира для учащихся 5х классов. Тема актуальна, потому что одним из значительных ...

Методика составления тестовых заданий

Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытан...