Методика использования тестовых заданий в обучении истории Древнего мира
статья по истории (5 класс)
В данной работе представлен теоретический и практический материалы по применению тестов в обучении истории Древнего мира для учащихся 5х классов. Тема актуальна, потому что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют увидеть усвоение материала учениками. Считается, что тестовые задания ограничивают знания, но это не так. В работе подробно описана методика использования тестовых заданий и их влияние на успеваемость ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ispolzovaniya_testov.docx | 67.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
1.1. Задачи курса «История Древнего мира» 6
1.2. Особенности усвоения знаний учащимися 5 класса 8
1.3. Использование тестов как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся 11
2.2. Достоинства и недостатки тестов. Функции тестов. 18
2.3. Типы тестовых заданий и их практическое применение 23
2.4. Система использования тестов в курсе истории Древнего мира 29
2.5. Анализ тестовых заданий 32
Список использованной литературы 35
Введение
Тест с английского языка переводится как «испытание, проверка». Широкое распространение, развитие и совершенствование тестов произошло по ряду причин, касающихся преимуществ этого метода.
Тестирование - один из наиболее эффективных видов проверки знаний, поэтому тестирование пользуется широкой популярностью в образовательном процессе. Конечно, тестирование по истории не может заменить всё многообразие приёмов, методов и форм контроля знаний учащихся. Тем не менее, тестовые задания позволяют провести общий текущий контроль, выявить усвоение важнейших исторических дат, понятий, фактов, а также выполняют обучающие и корректирующие функции. Также, использование тестов в процесс обучения приносит элемент состязательности.
Внедрению тестов в обучении истории способствуют многочисленные публикации в методических изданиях, а также в настоящее время эта тема особенно актуальна с введением различных итоговых форм контроля ОГЭ, ЕГЭ, ВПР и т.д. Особых педагогических усилий требует организация активной познавательной деятельности учащихся, на что направлены вопросы и задания тестов.
Практический опыт показывает, что применение тестов на уроках истории позволяет активизировать мыслительную деятельность учащихся, развивать умение анализировать, синтезировать, систематизировать, сравнивать, сопоставлять, обобщать, что позволяет превратить ученика из объекта в субъект. И чем раньше начать понемногу вводить тестирование, тем лучше для ребенка. Тесты помогают всем не только проверить свои знания, но и узнать много нового и интересного.
Тема актуальна, потому что одним из значительных факторов являются результаты, которые позволяют увидеть усвоение материала учениками. Считается, что тестовые задания ограничивают знания, но это не так, и чтобы это доказать, мною были разработаны тесты по истории Древнего мира, а также, использованы сборник тестов по истории Е.А. Крючковой «История Древнего мира. Проверочные и контрольные работы», К.В. Волковой «Контрольно-измерительные материалы. История Древнего мира»
Объектом работы являются тестовые задания.
Предметом работы являются виды, формы тестовых заданий, их роль в проверке знаний и умений учащихся.
Цель работы - показать роль и место тестовых заданий по истории в проверке знаний и умений учащихся.
Задачами работы являются:
- изучить методику использования тестовых заданий
- показать роль и место тестовых заданий по истории в проверке знаний и умений учащихся;
- проанализировать результаты тестирования;
- рассмотреть организации тестирования;
- изучить виды и формы тестовых заданий.
Итоговая аттестации для учеников 9х классов представлена в виде ОГЭ, и учеников 11х классов в виде ЕГЭ, для того чтобы выявить уровень подготовки выпускников по истории и отбора для поступления в ССУЗы и ВУЗы. Часть заданий представлена в виде тестов. Традиционно история и обществознание в школе считаются “устными” предметами в отличие от так называемых “письменных” - русского языка и математики. Контроль здесь большей частью не предусматривает письменных ответов, так как задачами ставятся развитие навыков устной речи, умений дискутировать, доказать свою точку зрения[13] . Технику же (умения и навыки) сдачи теста необходимо отрабатывать годами, учиться правильно, распределять силы и время, быть внимательным и аккуратным. По невнимательности при сдачи ЕГЭ можно отметить не ту клетку в группе заданий «А”, или написать синоним при ответе на задания типа “В”. К тому же то, что не вызывает затруднения в устной речи, бывает довольно сложно изложить в письменном виде (задания группы “С”). Указанное противоречие можно снять технологически, но, скорее всего, за счёт основных задач Модернизация образования одной из заявленных целей имеет обеспечение равных возможностей при поступлении в ВУЗы через ЕГЭ. Если начать с 5 класса учить детей работать с тестами, то уже к времени итоговой аттестации им не кажется пугающим работа с ними, сама форма работы им ясна и понятна, а значит меньше стресса и ошибок.
Глава I
Задачи курса «История Древнего мира»
Перед школьным курсом истории древнего мира стоят сложные задачи образования, воспитания и развития подрастающего поколения.
Определяя цель обучения истории в 5 классе автор данной работы исходит:
- из общих задач школы по воспитанию всесторонне и гармонически развитой личности;
- из задач исторического образования в школе - усвоения важнейших фактов развития человеческого общества, формирование способностей и умений самостоятельно изучать исторический материал и оперировать полученными знаниями на практике;
- из содержания курса истории древнего мира, охватывающего историю двух первых социально-экономических формаций; из места курса как первого систематического, хоть и элементарного, курса всемирной истории в школе, который в связи с этим наряду с рассказами по отечественной истории в пятом классе играет роль пропедевтики для школьного исторического образования;
- из уровня познавательных возможностей детей 10 - 11 лет.
В школьном курсе истории древнего мира не рассматривается понятие социально - экономический строй. Было бы не разумно требовать от учащихся заучивания этого термина и его значения. Но пятиклассник уже в состоянии усвоить основные черты первобытнообщинного и рабовладельческого строя, если они подаются на доступном и красочном историческом материале. Это облегчается тем, что в истории древнего мира многие связи и отношения между историческими явлениями выступают особенно зримо и выразительно, например, рабовладельческая эксплуатация, классовая роль государства в рабовладельческом обществе, влияние развития орудий труда и занятий людей на социальные отношения и т.д. Доступно ученикам и понимание прогрессивности перехода общества от первобытнообщинного к рабовладельческому строю. [1]
Основу исторических знаний составляют факты. Учитель должен добиться крепкого усвоения пятиклассниками минимума важнейших фактов из древней истории с локализацией их во времени и пространстве.
Взаимосвязанные важнейшие факты - основа для понимания пятиклассниками развития человеческого общества, причинно-следственных связей и некоторых закономерностей исторического процесса, для формирования системы исторических понятий.
На материале истории древнего мира формируются начальные основы и ряд общеисторических понятий: классы, государства, культура, исторические источники и др. Эти понятия используются и углубляются в дальнейшем изучении истории. В курсе истории, изучаемом в 5 классе, не даются конкретные определения: у учащихся еще нет конкретных исторических знаний необходимых и достаточных для сознательного усвоения этих сложных и обобщающих понятий. Поэтому, по мнению автора, учителю необходимо доступно и образно раскрывать важнейшие черты присущие этим понятиям.
Курс истории древнего мира содержит богатый и красочный материал также и для развязывания важных воспитательных задач школы. [2]
Большой трудовой подвиг людей, которые преобразовывали своим трудом долины рек и пустыни, прокладывали каналы и строили дамбы, сооружали величественные сооружения, воспитывает уважение к труду.
Рассказ об эксплуатации и беспросветной жизни рабов способствует воспитанию чувства ненависти к несправедливости, сочувствия к угнетенным.
Самоотверженная борьба за независимость своей Родины, легендарные подвиги в войнах с захватчиками вызывают у детей чувство восхищения, стремления наследовать пример героев, способствуют воспитанию патриотизма.
Выдающиеся памятники литературы и искусства древности дают большие возможности для эстетического воспитания учеников.
Сознательное усвоение знаний, формирование идей, воспитание чувств неразрывно связано с развитием мышления, воображения, памяти школьников. Это многосторонний единый процесс. При этом, чем больше активность и самостоятельность учеников в учебной деятельности, тем эффективнее развиваются дети, формируются их умения и навыки.
Одна из важнейших задач курса истории в 5 классе - формирование основ дальнейшей работы по развитию мышления учащихся, умений и навыков самостоятельной работы. [2]
Особенности усвоения знаний учащимися 5 класса
Для успешного решения стоящих перед обучением истории образовательно-воспитательных задач важно знать, как учащиеся усваивают содержание курса. Без глубокого изучения состояния знаний школьников невозможно целенаправленно воздействовать на процесс обучения с целью его дальнейшего совершенствования.
Многие психологи и педагоги считают, что у школьников 10 - 11 лет преобладает конкретно-образное мышление, хотя это и не исключает у них способностей к абстрактному мышлению. Поэтому, чтобы подвести учащихся к выводам, сформировать у них понятия, необходимо опираться на яркие образные представления. "Чем более конкретны усвоенные знания, тем более прочно и надолго они сохраняются в памяти. Исторические факты, усвоенные и закрепленные лишь номенклатурное вне образов, деталей и связей с другими фактами, исчезают из памяти легче и быстрее". [3]
Хуже всего сохраняется событийный материал. Прочность запоминания фактического материала незначительна; забывание происходит особенно интенсивно в течение первого года после усвоения.
Прочность знаний по различным компонентам исторического материала различна: лучше запоминаются образы исторических деятелей, если они восприняты конкретно и в связи с событийным материалом. Больше и скорее всего забываются хронологические даты. В тех случаях, когда при изучении нового материала повторяется ранее пройденное и забытое, происходит не только оживление в памяти старого, но и качественное укрепление и обогащение всего комплекса знаний.
Очень важное значение для закрепления ранее усвоенных знаний имеет то, насколько часто учащиеся встречаются с этими знаниями при изучении других школьных предметов, чтении книг, периодической печати, при просмотре кинофильмов и телепередач. В тех же случаях, когда такой мобилизации изученного материала или установления новых связей с ним не происходит, знания утрачиваются бесследно. Естественно, что понятия и закономерности, связанные с изучением в 5 классах первых трех формаций, неоднократно повторяемые в последующих курсах истории, оказываются наиболее стойким элементом знаний, в то время как событийный материал этих курсов, в малой степени "стыкуемый" с литературой, географией и историей в других классах, забывается. [3]
При недостатке образных представлений о прошлом учащиеся нередко воспринимают исторические явления в искаженном виде. Во-первых, возникает довольно типичная для части учащихся модернизация исторических явлений, их осовременивание. Во-вторых, если образные представления бедны или недостаточны, учащиеся склонны переносить особенности частного факта, взятого в качестве примера, на понятие, обобщающее признаки целого ряда подобных явлений. [4]
Часть школьников испытывает затруднение при выяснении сущности раздельных исторических явлений. Раскрытие этой сущности требует подведения изученных фактов под понятие или же частных понятий под более общее. Некоторые же учащиеся из-за неразвитости абстрактного мышления склонны, наоборот, подменять более частными понятиями и даже описанием явлений.
Наиболее сложным для учащихся 5 класса является восприятие исторических процессов и причинно-следственных связей. [4]
Методическими исследованиями было доказано что большинство учащихся удовлетворительно усваивают раздельные сложные процессы и причины, их вызвавшие.
У детей складывается понимание устойчивости и необходимости ряда причинно-следственных связей между историческими явлениями. Они начинают понимать, что однородные явления вызываются однородными причинами, например, классовая борьба является неизбежным следствием существования враждебных классов.
Учащиеся 5 класса устанавливают преимущественно двусторонние причинно-следственные связи: одна причина - одно следствие. Если названо несколько причин, ученики часто запоминают лишь одну из них, причем не всегда главную. Такой бывает причина, или названная первой, или оказавшая на учащихся наибольшее эмоциональное впечатление, или наиболее конкретная.
Учащиеся данного возраста лучше уясняют те причины, которые кроются в стремлениях или действиях раздельных лиц или групп населения. Но, когда нужно установить причину явления путем анализа тех сдвигов, которые произошли в социально - экономическом развитии общества, они сталкиваются с серьезными затруднениями. В лучшем случае они охватывают только ближайшую конкретную причину, приведшую к таким изменениям, опуская часто главные причины или звенья исторического процесса. [6]
Многие пятиклассники склонны персонифицировать историю, объясняя причины явлений только стремлениями раздельных личностей. Склонность к персонификации связана с тем, что школьникам еще неизвестны наиболее общие законы развития общества. Имена исторических деятелей служат для них в известной мере опорными пунктами для запоминания исторических фактов. Сам факт, таким образом, связывается в сознании ученика с деятельностью исторической личности. Чтобы преодолеть эту тенденцию, важно постоянно вскрывать связь между действиями исторических личностей и интересами классов, с которыми эти личности связаны, а интересы классов - с потребностями развития общества.
Значительная часть учащихся испытывает трудности при изучении искусства древнего мира. Причина этого в основном кроется в недостатках преподавания. Многие учителя сосредоточивают внимание учащихся только на содержании произведений искусства, не объясняя, какими художественными средствами передан образ, воплощена идея произведения. Нередко даже замечательные памятники искусства многие пятиклассники считают нехудожественными только потому, что в них не соблюдены перспектива, объемность и другие законы живописи, открытые в более позднюю эпоху. В ряде случаев недостатки в эстетическом воспитании и развитии школьников связаны с тем, что учитель слабо владеет образно-эмоциональной стороной изложения материала или недостаточно глубоко анализирует произведения искусства. Конечно, в 5 классе нет возможности давать искусствоведческий анализ произведений, но в элементарной форме ученики в состоянии уяснить не только что стремился выразить художник, но и как он это сделал. [6]
Перед школьным курсом истории древнего мира в 5 классе стоят сложные образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Содержание курса при правильной организации учебного процесса позволяет достичь поставленных задач.
Использование тестов как средство развития учебно-интеллектуальных умений учащихся
Использование тестов может позволить решить проблему создания условий:
- для объективной оценки учебных достижений учащихся с помощью «безличного» инструмента;
- для развития индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка через ограничение давления на личность.
Интеллект (от латинского «понимание», «познание») – в широком смысле – умственные способности человека, совокупность всех познавательных процессов; в более узком смысле - ум, мышление. В структуре интеллекта человека ведущими компонентами являются мышление, память и способность к разумному поведению в проблемных ситуациях. В последнее время активно подчеркивается роль интеллектуальных особенностей личности в общей успешности деятельности.
Умения. У дидактов и методистов существуют разные точки зрения на умения и навыки учащихся. Одна точка зрения Е.Н. Кабанова-Меллер определяет умение как владение знанием о способе деятельности, как начальную ступень формирования навыка. Другая точка зрения Ю.К. Бабанский, И.Я.Лернер, Н.А.Лошкарева определяет умения как сознательное владение каким-либо приемом деятельности.
Таким образом, все точки зрения по вопросу о сущности умений можно свести к следующим:
- умения – это автоматизированные действия, играющие вспомогательную роль и входящие в состав навыка;
- умения – владение знанием о способе деятельности, начальная ступень формирования навыка;
- умения – способность достигать цели деятельности на основе знаний и приобретенных навыков;
- умения – сознательное владение приемом деятельности;
- умения – сознательное владение мыслительными операциями.
Так же в дидактике и психологии существует несколько классификаций основных умений и навыков школьников. Например, Лернер И.Я. классифицирует умения по способу действия на организационные (планировать свою деятельность); практические (умение составить план, доклад и т.д.); интеллектуальные (развитие мышления).
Данный опыт педагогической деятельности опирается на классификацию умений Бабанского Ю.К., так как в основе классификации умений положены структурные элементы учебной деятельности и процесс усвоения знани. Он выделяет:
1) учебно-организационные умения намечать задачи и рационально планировать свою деятельность, создавать для нее благоприятные условия (режим дня, гигиена рабочего места);
2) учебно-информационные умения (работа с книгой, справочником, библиографией);
3) речевые (письменные) - умение отвечать на вопросы, пересказывать текст, связно излагать, рецензировать;
4) учебно-интеллектуальные умения:
- умение выделять из общего потока информации какой-то группы сигналов и умение делать вывод о том, что эти выделенные сигналы относятся к одному предмету;
- умение осуществлять в памяти поиск близкого по составу комплекса ощущений признаков, затем сравнение с ним воспринятого предмета; умение осуществлять поиск дополнительных признаков предмета, который позволит подтвердить правильность результата восприятия или опровергнуть решение (восприятие)];
- умение выделять смысл изучаемого материала, выделять в нем существенное, устанавливать причины и следствия, общие положения и конкретные факты (запоминание);
- умение актуализировать прошлый опыт, ранее усвоенные знания (воспроизведение);
- логическое осмысление информации;
- умение решать проблемные задачи;
- умение осуществлять самоконтроль, т.е. умение сознательно регулировать собственную деятельность в интересах обеспечения соответствия результатов поставленным целям, предъявляемым требованиям, правилам, образцам.
В отдельных умениях сливаются несколько психических процессов. В практике они переплетаются, а не используются в чистом виде: так, выделение главной мысли требует следующих интеллектуальных умений абстрагироваться, синтезировать, сравнивать и обобщать. [12]
Методика формирования умений при обучении истории включает в себя четыре этапа: вначале обучаемые усваивают знание конкретного приема. Узнав о последовательности действий, составляющих этот прием, ученики начинают работу по образцу под руководством учителя. Постепенно самостоятельность их увеличивается, особенно при действиях в аналогичных ситуациях. Знакомый прием ученики начинают применять в новых условиях. В результате многократного повторения они усваивают все действия, составляющие прием. После этого обучающие могут самостоятельно переносить усвоенные действия на новый материал и в иные условия. Таким образом, у них вырабатывается способность применять усвоенный прием в работе с новым учебным содержанием. Основной признак владения тем или иным умением – это способность ученика применять интеллектуальные действия в новой учебной ситуации на новом материале и во время решения незнакомых познавательных задач.
Современные контрольно-измерительные материалы (тесты) могут являться эффективным средством развития учебно-интеллектуальных умений.
Глава II
Использование тестов.
Тестирование - это самая эффективная форма проверки и самопроверки знаний по истории. Тест - это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Отвечая на вопросы тестов, можно узнать много нового для себя и оценить свои собственные знания по истории. Использование такого вида работы, как тестирование, поможет совершить невозможное - осуществить тотальный опрос учащихся по самым разным проблемам и превратить этот процесс не в «шоковую терапию» экзамена, а в интересную игру. [8]
Классификация педагогических тестов в методической литературе разнообразна. С точки зрения целей применения можно выделить:
- тесты достижений – позволяют проверить уровень знаний учащихся, оценить понимание ими материала;
- критериально-ориентированные тесты – позволяют сопоставить уровень индивидуальных учебных достижений с полным объемом знаний, умений и навыков;
- нормативно-ориентированные тесты – сравнивают испытуемых друг с другом по уровням и учебным достижениям;
- аттестационные тесты – определяют степень обученности учащихся по разделу, всему курсу;
- тесты прогнозирования результатов обучения – позволяют оценить готовность учащихся к определенному виду работы, усвоению материала.
Рассмотрим несколько способов использования тестов в изучении истории:
1. Итоговое тестирование. Тесты составлены так, что они охватывают темы, изучаемые в течение определённого периода времени. Составляются несколько вариантов теста, по 2-4 варианта. Таким образом, за время изучения курса истории Древнего мира можно провести четыре итоговых тестирования. Варианты тестов можно увидеть в Приложении 1,2,3 дипломной работы.
На итоговом занятии, дата которого должна быть известна заранее, каждый ученик получает один тест, состоящий из 12 вопросов. Ему необходимо выбрать любые десять вопросов и подчеркнуть правильные ответы в них. За 12-10 правильных ответов - оценка «5», за 9-8 - оценка «4», за 7-6 - оценка «3». Учащийся, ответивший менее чем на шесть вопросов, итоговое тестирование не проходит, и на усмотрение учителя ему может быть предложен дополнительный тест или поставлена неудовлетворительная отметка. В связи с тем, что моя работы связана именно с тестированием в 5 классе, где дети только недавно переступили порог начальной школы, то учитель должен учитывать период адаптации ребенка на новой ступени обучения и то, что предмет история для него новый, в этом случае не стоит ругать ребенка, а дать ему шанс исправиться, указав на его ошибки, чтобы не отбить интерес в столь сложном предмете. На итоговое тестирование отводится не более 45 минут, оптимально, если оно будет составлять 30 минут, всё зависит от объема работы и предложенных вариантов теста. Оценка за итоговое тестирование ни в коем случае не должна рассматриваться как итоговая за четверть, полугодие или учебный год. Она должна составлять не более 40 % от всех видов работ, которые выполнял учащийся в течение определённого времени, и, исходя из этого, влиять на итоговую отметку.
2. Тестирование в ходе обучения. Вопросы тестов могут быть использованы для организации тестирования в ходе обучения. Например, после изучения какой - либо темы учащимся предлагается выбрать правильные ответы в соответствующих теме вопросах. В этом случае преподаватель сам заранее устанавливает, за какое количество вопросов какую оценку он будет выставлять. Такое тестирование менее эффективно, но в определённых случаях может быть организовано, например, для слабоуспевающих учащихся.
3. Историческая олимпиада. В конце каждого блока тестов предлагаются вопросы с вариантами ответов к исторической олимпиаде. Эти вопросы могут быть использованы преподавателем по-разному: для тестирования наиболее успевающих учащихся; для получения учащимися дополнительной оценки; для проверки знаний учащихся, занимающихся в исторических кружках, и, наконец, при проведении исторической олимпиады.
Вопросы в этом разделе достаточно сложные, предполагают дополнительные знания по истории, чтение дополнительной исторической литературы, поэтому, компонуя из них тесты, преподаватель должен включать в них меньшее количество вопросов, чем в обычный итоговый тест, например, всего семь вопросов, из которых ученику необходимо выбрать пять и найти на них правильный ответ, что соответствовать оценке «5», на четыре вопроса - оценке «4», на три вопроса - оценке «3».
4. Самопроверка. Тесты могут быть использованы и для самопроверки знаний по истории самими учащимися. Кроме того, преподаватель может использовать тесты и как домашнее задание с последующим разбором неправильных ответов. В виде домашнего задания можно давать учащимся и вопросы исторической олимпиады для получения ими дополнительной оценки.
Тесты могут быть использованы и учениками для того, чтобы проверить свои знания по истории и подготовиться к итоговым работам в виде того же тестирования или контрольной работы, зачета.
Если тестирование вводится в классе или группе, то оно должно быть обязательным для всех учащихся как один из видов контрольной работы [9].
Достоинства и недостатки тестов. Функции тестов.
Тестовые задания, прежде всего, ценятся за:
- Возможное использование тестов на всех этапах обучения,
начиная от первичного закрепления и систематизации и заканчивая итоговым контролем оценки знаний учащихся. - Возможность использовать тестов во всех формах ученической работы: фронтальной, групповой, индивидуальной, в зависимости возрастных и индивидуальных особенностей учеников.
- Сочетание тестирования с другими методами опроса, например, когда одни отвечают устно, другие могут самостоятельно работать с тестами.
- Охват опросом значительной части учеников. Так при традиционном опросе обычно участвует несколько человек, то тестирование позволяет опросить значительную часть класса, вплоть до целого класса.
- Способствуют систематическому повторению учениками пройденного материала. На уроке учитель обычно ведёт опрос только по прошедшей теме, то ученики обычно при подготовке к уроку, уделяют внимание только ей, и не повторяют предыдущие темы. Тестовые задания позволяют в себя включать вопросы и по прошедшим темам и разделам. Всё это ведёт к тому, что ученик будет вынужден повторять несколько предыдущих тем и запоминать на уроке.
- скорость оценки результатов, что позволяет, прежде всего, экономить время учителя.
- возможность развивать и выявлять умения и навыки ученика, прежде всего логического мышления, анализировать, сопоставлять факты, работы с атласами и т. д.
- тестирование является более качественным и объективным способом оценивания, его объективность достигается путем стандартизации процедуры проведения, проверки показателей качества заданий и тестов целиком;
- тестирование - более справедливый метод, оно ставит всех учащихся в равные условия, как в процессе контроля, так и в процессе оценки;
- тестирование — это более мягкий инструмент, они ставят всех учащихся в равные условия, используя единую процедуру и единые критерии оценки;
- в целях дифференциации контроля можно применять различные по сложности выполнения варианты тестовых заданий, что позволяет применить индивидуальный подход в обучении учащихся. [2,10,9]
Тестовые задания имеют и ряд недостатков:
- Тесты не способствуют развитию умения учеников выражать свои мысли, строить фразы, так как они отвечают на готовые вопросы с готовыми ответами.
- Отсутствует прямой контакт между учеником и учителем.
- Невозможность корректировки ответа учениками, так как в данной ситуации отсутствует возможность задать наводящие или дополнительные вопросы.
- Велика возможность «элемента случайного угадывания», особенно у ученика с развитой интуицией, который не вполне, владея материалом, может получить хорошую оценку.
Педагогический тест несет в себе широкий спектр дидактических функций, основными из которых являются следующие:
- Тест может выполнять функцию методов обучения (упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности обучающего и обучаемого, направленные на достижение целей обучения) через совместную деятельность, осуществляемой обучаемым и обучающим через решение системы тестовых заданий, объединенной в тесты, и ориентированная на получение новых теоретических знаний.
- Для эффективности проведения занятий учителю необходимо, во-первых, учитывать совокупность предварительных знаний обучаемых, на основе которых строится теоретический материал. Во-вторых, на последующих занятиях должна быть установлена обратная связь, которая подразумевает контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков. В-третьих, должны быть продуманы средства обучения.
- Тест может использоваться в качестве формы контроля (способ управления деятельностью обучаемого, который предполагает измерение уровня приобретенных знаний, умений и навыков) и самоконтроля (сознательная регуляция человеком собственных состояний, побуждений и действий на основе сопоставления их с некоторыми субъективными нормами и представлениями).
- Тест как форма контроля — способ управления деятельностью обучаемого, подразумевающий контроль и оценку приобретенных знаний, умений и навыков с использованием (с помощью) тестов.
- Тест может использоваться в качестве средства обучения и контроля знаний.
Важно отметить, что тест выполняет все функции средств обучения:
- функцию компенсаторности — облегчает процесс обучения, способствуя достижению цели с наименьшими затратами сил, здоровья и времени обучаемого;
- адаптивную функцию — направлена на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию демонстраций, самостоятельных работ, адекватность содержания понятия возрастным возможностям учащихся, преемственность знаний;
- функцию информативности;
- интегративную функцию — позволяет рассматривать объект или явление и как часть, и как целое и реализуется при комплексном использовании средств обучения;
- инструментальную функцию — ориентирована на обеспечение определенных видов деятельности и достижение поставленной методической цели.
На различных этапах урока тестовые задания могут выполнять различные функции:
- Этап проверки домашнего задания – проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.
- Этап актуализации знаний учащихся перед изучением нового материала – использование тестов с целью актуализировать личностный смысл учащихся к изучению новой темы и обеспечить создание у школьников образа изучения новой темы; с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.
- Этап изучения нового материала – тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.
- Этап первичной проверки усвоения изученного материала – используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок учащихся.
- Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала: возможно обучающее тестирование с использованием учебной литературы, видеофрагментов, текстов дополнительной литературы и т.п.
- Этапы контроля, самоконтроля и коррекции – с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности учащихся. Для объективности желательно не менее 2-х вариантов тестирования (можно использовать различные виды тестовых заданий).
Таким образом, тесты можно использовать на различных этапах учебного занятия в соответствии с логикой усвоения знаний учащихся.
Чаще всего на уроках истории я применяю тестовые задания двух типов – закрытые и открытые. Тесты даются каждому ученику в печатном виде. Методика составления тестов рекомендует разнообразить форму тестовых заданий, чтобы мотивация учащихся была устойчивая и положительная, а работа не была монотонной и утомительной. В следующей главе рассмотрим типы используемых мною тестов на примере тестовых заданий на уроках истории в 5 классе.
Анализ литературы показал, что наиболее разработанным является понятие теста как средства обучения и контроля. Однако, для целостного представления об использовании тестов в процессе обучения, наиболее важным является понятие теста как метода обучения и контроля. Хотя тестирование имеет и недостатки, но в своей работе, используя тестовые задания, я больше вижу плюсов от их применения, чем негатива.
Типы тестовых заданий и их практическое применение
Задание по выбору правильного ответа
Самым простым тестом будет являться задание по выбору правильного варианта ответа. Данные тесты удобны тем, что могут быть использованы уже в конце каждого урока и могут быть быстро проверены. Но при ответе на данный тест, велика вероятность того, что ученики, не зная правильного ответа, могут просто случайно его угадать. Поэтому, чтобы уменьшить шанс случайного выбора правильного ответа, желательно увеличить число вариантов ответа, не менее пяти, а также увеличить количество правильных вариантов ответов до двух и даже трёх. При использовании в тесте не соответствующих правильному выбору варианта ответов, лучше использовать уже изученные ранее учениками события, факта, даты, войны и т.д. Это позволяет им ещё раз их вспомнить, что способствует лучшему закреплению, использования логического мышления, умения сопоставлять и т. д. Кроме того, если ученик не знает правильного варианта, он может прийти к верному варианту ответа путём взаимоисключения уже известных ему вариантов.
Данные тесты могут быть использованы при выявлении следующих знаний и умений учеников:
- Исторических дат.
В каком году был основан Рим?
А) 753 г до н.э.
Б) 776 г до н.э.
В) 509 г до н.э
2. Мест Событий
Место морского сражения между Октавианом и Антонием?
а) мыс Акций.
б) бухта Пирей.
в) остров Саламин.
г) Александрийская бухта.
3.Хода войны.
Первым сражением Греко-персидских войн, в котором эллины одержали победу была(о).?
а) битва при Платеях.
б) Марафонская битва
в) Саламинское сражение
г) битва при Фермопильском ущелье
4.Основных понятий.
Триера - это?
А) персидский военный корабль с тремястами гребцов-рабов
Б) греческий военный корабль с тремя рядами вёсел
В) скифский торговый корабль с тремя рядами вёсел
Г) египетский военный корабль с тремя рядами вёсел
Задание на исключение лишнего
Оно во многом аналогично заданию по выбору правильного варианта ответа. Здесь ученику предъявляется список исторических дат, имён, событий, понятий и т. п., в котором он должен найти несоответствие. В данном случае велика случайность выбора учеником правильного ответа. Чтобы этого избежать, необходимо увеличить число вариантов ответа, а также увеличить количество правильных выборов до двух-трёх.
Данные тесты могут быть использованы при выявлении следующих знаний и умений:
1. Умения выделять существенных признаков.
Что из перечисленного относится к VIII веку до н.э.?
а) Троянская война;
б) появление греческого алфавита;
в) Марафонская битва;
г) создание Гомером поэт «Илиада» и «Одиссея»;
д) первые Олимпийские игры;
е) гибель Критского царства;
ж) начало освоения железа в Древней Греции;
з) деятельность Солона в Афинах
2. Картографии.
1. Какие из перечисленных географических названий связаны с Афинами?
а) Средняя Греция;
б) Южная Греция;
в) Лакония;
г) Еврот;
д) Аттика;
е) Мессения
Данные тесты будут являться заданиями открытого типа, т. е. с вопросом. Но задания могут быть и закрытого типа, когда отсутствует сам вопрос. В данном случае ученик должен с начала прочитать варианты ответом, а потом, в результате мыслительной деятельности, сопоставить перечисленные события, исторических деятелей, явления и т. д., отобрать неверные. Чтобы не вызвать у учеников больших затруднений лучше использовать один неверный вариант. Данное задание позволяет не только выявлять знания и умения, но и его уровень развития логического мышления.
Задание на соответствие
При данном задании ученикам предлагается восстановить соответствие элементов двух списков. Здесь можно проверить историческую информированность, сосредоточив проверку на конкретных элементах знаний и познавательных умений, но сделать это в более компактной форме, чем в тестах выбора ответа, и надёжнее, чем в альтернативных заданиях. Списки должны быть длинными, чтобы уменьшить вероятность угадывания.
В столбцах задания могут быть представлены все структурные компоненты учебного исторического содержания.
1. Установите соответствие между названием сражения и именем военачальника, принимавшего в нём участие. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
А) Марафонское сражение
Б) Саламинское сражение
В) битва при Фермопилах
1) Леонид
2) Мильтиад
3) Фемистокл
А | Б | В |
Задание на определение последовательности
Задание на определение последовательности лучше всего предлагать в конце изучаемой темы и даже раздела, охватывающего большие исторические периоды насыщенной динамичными фактами и событиями для систематизации и обобщения. Ученикам предлагается в хронологической последовательности расставить перечисленные события, явления и т.д. Данное задание даёт возможность выявить не только знания и умения учащихся, а также степень мышления.
Можно предложить следующие варианты тестовых заданий:
1. Расположите эти события в том порядке, в котором они произошли. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу.
а) гибель Критского царства
б) начало Троянской войны
в) военные походы фараона Тутмоса
г) гибель Ассирийской державы
В данном задании преследуются цели, которые позволяют выявить знания учеников целых исторических эпох.
2. Расположите правителей Древнего Рима в порядке их правления.
а) Нерон
б) Гай Юлий Цезарь
в) Октавиан Август
Задание на продолжение ряда
На уроках истории можно использовать задание на продолжение ряда в заданной закономерности. Данное задание возможно применять уже после изучения нескольких тем. При выполнении данного задания ученик будет вынужден применять не только свои знания, но и умения, в первую очередь логическое мышление.
Можно использовать следующие задания.
1. Укажите следующего императора.
а) Октавиан Август;
б) Тиберий;
в) ____________________;
Данное задание может быть усложнено в результате исключения самого вопроса. Так в задании только перечислены события, факты, императоры, страны и т. д., но отсутствует сам вопрос. Поэтому в первую очередь ученик должен найти между этими условиями нечто общее, и лишь потом сформулировать вопрос и дать ответ. Всё это способствует развитию навыков ученика. Данное задание позволяет выявить широту знания, но и уровень его мышления. Но его следует давать только сильным ученикам, которые его могут выполнить с большим энтузиазмом, потому что оно потребует от него не только знания, но и творчества.
Задание на аналогию
Эффективным способом проверки предметных знаний и интеллектуальных способностей учеников являются задания на аналогию. Данные задания могут быть созданы на любом историческом материале: фактическом и теоретическом, строиться на разнообразных видах отношений: принадлежность автору, классу, явлений, историческому периоду; противоположности; синхронности или хронологической последовательности; пропорциональности и др.
1. Самым простым тестом может являться задание на принадлежность политических деятелей к одной исторической эпохе.
При ответе на данный тест велика вероятность случайного правильного выбора. Поэтому задание можно усложнить.
2. Расположите перечисленных ниже деятелей культуры в графе
таблицы в соответствии аналогии их рода деятельности.
В данном случае вероятность случайного попадания сокращается. Усложняется и само задание, так как приходится анализировать все варианты.
3. Расположите в таблицу ниже перечисленные даты в соответствии их аналогии.
Первоначально придётся проанализировать все даты, после чего прийти к выводу, что даты относятся к одному определенному событию. После чего их следует разместить в таблице по их аналогии. Такое задание только по силам ученикам с высоким уровнем интеллекта и развитым мышлением.
Система использования тестов в курсе истории Древнего мира
При составлении тестов учитывается требование стандарта к уровню подготовки учащихся пятого класса. Во внимание принимались возрастающая сложность учебного материала при переходе от одной темы к другой и возрастные особенности учащихся пятых классов, которым в течение года предстояло усвоить довольно большой объём новой для них информации и овладеть учебными умениями сравнительно-аналитического характера. Учитывая это обстоятельство, большая часть тестов была направлена на проверку умений учащихся выполнять задания с подсказкой или по памяти. Так, тест «Страны Древнего Востока» включает в себя девять заданий, где были сформулированы цель, ситуация и действия по их решению, а от учащихся требовалась только правильность каждого решения из предложенных вариантов ответа.
О равнозначности тестирования с другими формами проверки уровня подготовки учащихся свидетельствует тот факт, что оценки по решению тестов в основном соответствуют четвертным отметкам, выведенным на основе устного и письменного опросов. Так, около 10% учащихся усваивают тематику на «отлично», 50% - на «хорошо», 30% - на «удовлетворительно», 10% - на «неудовлетворительно» [6] . На основании этих данных можно утверждать, что тестовая форма этапно-тематической проверки может эффективно применяться при обучении истории древнего мира.
Используя тесты на контрольном уроке, учитель имеет возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учеником и класса в целом.
После самостоятельной работы учащихся над ошибками, допущенными при первом тестировании, можно провести повторное решение тех же тестов.
В этом случае учитель имеет возможность оценить как степень усвоения учебно-исторического материала за определённый промежуток времени, так и эффективность самостоятельной работы школьников.
Тест по теме «Страны Древнего Востока».
Сходными природно-климатическими условиями для Египта и Индии являются:
а) мягкие и плодородные почвы;
б) пустыни;
в) высокие горы;
г) плодородные реки.
2. Жители Двуречья строили дома:
а) из глиняных кирпичей;
б) из папируса;
в) из ливанского кедра;
г) из камней.
3. Вавилонские купцы привозили в Двуречье из разных стран:
а) строительный лес;
б) рогатый скот;
в) финики;
г) пурпурные ткани.
4. Великая Китайская стена строилась для того, чтобы:
а) предотвратить побеги рабов;
б) поддержать правопорядок в стране;
в) удержать отвоёванные у гуннов земли.
5. По верованиям древних индийцев, из стоп бога Брахмы появились:
а) брахманы;
б) знатные воины;
в) земледельцы;
г) слуги.
6. Культурно-историческими достижениями древних индийцев являются:
а) шахматы;
б) компас;
в) цифры;
г) бумага;
д) поэма «Рамаяна».
7. Система письма, используемая жителями Финикии, называлась:
а) клинопись;
б) алфавит;
в) иероглифическое письмо;
г) рисунчатое письмо.
8. В разные периоды истории столицами древневосточных стран были:
а) Вавилон;
б) Ниневия;
в) Мемфис;
г) Тир.
9. Выберите имя правителя, не являющегося царём палестины в Х в до н.э.:
а) Соломон;
б) Саул;
в) Аммурбанапал;
г) Давид.
Анализ тестовых заданий
В анализе тестов учитываются следующие обстоятельства:
Содержательность задания: какие структурные компоненты исторических знаний, познавательные умения и интеллектуальные способности учащихся выявляет данный вид теста.
Компактность и точность: насколько кратко и чётко формулируются вопрос и основная часть теста.
Объективность: насколько велика или малозначительна вероятность случайного угадывания и субъективного оценивания ответа.
Функциональность: какие ещё роли, помимо контрольно – оценочной, способен выполнить конкретный вид теста.
План анализа варианта проверки заданий и умений учащихся:
Реализованы ли в этом варианте проверки поставленные цели, и каким образом?
Какие исторические знания и познавательные умения стали предметом данной проверки?
Насколько рационально выбраны формы, приёмы и средства проверки знаний и умений школьников?
На каких уровнях познавательной деятельности была запланирована учебная работа школьников на этом этапе урока?
Какими приёмами и познавательными заданиями учитель планировал активизировать класс? Вовлечь в обсуждение темы слабых, средних и сильных учащихся? Поддержать их интерес к предмету и к конкретной теме? Сколько учеников можно оценить в ходе такой проверки?
Как при организации проверки были учтены возрастные и индивидуальные познавательные возможности учащихся?
Какие функции выполняет проверка знаний и умений в представленном варианте?
Заключение
Курс истории в 5 классе содержит систему знаний, раскрывающую общественную жизнь прошлого в ее многогранности, а ход истории как последовательную цепь фактов, являвшихся следствиями предшествующих и причинами последующих фактов.
Для достижения высоких результатов в усвоении учащимися исторического материала необходима характеристика деятельности исторических лиц, рассказ об их деятельности, который помогает раскрыть цели, методы борьбы, типичные черты общественных классов и партий, представителями которых были характеризуемые лица. Включение имени и яркого образа исторического деятеля не затрудняет, а облегчает учащимся запоминание тех событий, участником которых был этот деятель.
Задачи по изучению психолого-педагогических основ в преподавании истории Древнего мира, частично разрешаются путем относительного, более полного и разностороннего освещения тем, посредством изучения их, разделенных в четырех разделах. Это облегчает усвоение учащимися необходимого объема информации, и значительно повышает уровень учебных достижений, и что наиболее важно дает возможность реализовать принципы обучения в полной мере.
Вводное, обучающее, контрольное, итоговое, тематическое тестирование проводится в школах по разным инструкциям и методикам. Анализ специальной литературы убеждает, что предлагаемые в методических пособиях и периодических изданиях тестовые задания не создают целостного представления об основных требованиях к их составлению и применению. Опыт обучения тестов показал, что в тех случаях, когда отсутствует тестовая искушённость, она быстро приобретается. А у тех, кто искушён в тестовых методиках, потенциал знаний существенно увеличивается. Приращение знаний достигается за счёт того, что программный материал рассматривается дважды: сначала учащиеся самостоятельно прочитывают текст параграфа, а затем вновь обращаются к нему при выполнении тестовых заданий. Такой подход способствует более прочному усвоению материала по курсу истории. Методика самостоятельной работы по схеме: учебник плюс пособие к нему (содержащее обучающие тестовые задания) – позволяет освободить часы учебных занятий для закрепления полученных знаний. Из комплекта обучающих тестов можно создавать и тестовые системы с другим функциональным назначением, например, тематические. В зависимости от состава учащихся, их индивидуальных способностей к усвоению знаний можно создать такое количество тестовых систем, которых будет достаточно для подготовки любой учебной группы.
Применение тестовых заданий на уроках истории Древнего мира является одним из главных компонентов обучения.
В педагогической работе с историческим материалом имеется единый банк тестовых заданий в каждом классе; сформированы обобщенные знания и умения, учащихся по курсу «История Древнего мира»; тестирование способно объективно оценить уровень школьных знаний.
Предмет интересен учащимся, само содержание создает благоприятную эмоционально-мотивационную среду. Задания в форме тестов вызывают интерес у учащихся, стимулирует их на качественную систематическую подготовку и получение хорошей оценки, что позволяет успешно решать поставленные образовательные задачи. Они мотивируют на внимательное осознанное чтение, вызывают стремление найти верный ответ, помогают создать ситуацию успеха каждому ученику, формируют положительное отношение к изучению предмета.
Список использованной литературы
- Годер Г.И. Методическое пособие по истории древнего мира. -М.:Просвещение,1980.-351с.
- Гончаренко С.У. Интеграция научных знаний // Постметодика. – 1994. - № 2 (б). – 121 с.
- Гора П. В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе. - М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
- Дайри Н.Г. Методика обучения истории в средней школе. -М.:Просвещение,1983. - 238с.
- Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - 496 с
- Зверев И.Д. Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М.: Педагогика, 1981. – 160 с.
- Коровкин Ф.П. Методика преподавания истории Древнего мира. -К.: Радянська школа, 1981. - 205с.
- Шмелёв А.Г. Тесты для старшеклассников и абитуриентов. М., 2000. С.124 - 132.. К
- Акопова Л.И., Ястребова С.А. Внутришкольный контроль по истории. М., № 3,1998. С.26.
- М.В.Короткова, М.Т. Студеникин методика обучения истории. https://www.herzen.spb.ru/uploads/glazunovm/files/Structure/Metod/nasledie/korotkova_studenikin_metodika_prepodavanija_istori.pdf
- Статья «Тестирование на уроках истории как средство повышения качества знаний» Т.А. Пономаренко. https://doc4web.ru/istoriya/statya-testirovanie-na-urokah-istorii-kak-sredstvo-povisheniya-k.html
- Степанищев А.Т. Методика преподавания и изучения истории.-М.:Владос,2002. -304с.
- Кипа К.А. Некоторые аспекты применения методов рациональной философии истории в процессе преподавания истории и обществознания в старших классах //Преподавание истории и обществознания в школе. №1, М., 2002. С. 46.
Приложение №1
Итоговый тест
Древний Египет
I вариант
- Какой материал для письма использовали в Древнем Египте?
А) Кору финиковых пальм В) Стебли лотоса
Б) Кору акации Г) Тростник папируса
- Объединение Древнего Египта произошло
А) около 7 тыс. лет назад В) около 4 тыс. лет назад
Б) около 5 тыс. лет назад Г) около 2 тыс. лет назад
- Древняя столица Египта называлась
А) Библ В) Мемфис
Б) Мегиддо Г) Асуан
- Установите соответствия между понятиями и их определениями
А) рельеф 1) особый предмет для защиты от злых духов
Б) шадуф 2) выпуклое изображение на твёрдой поверхности
В) амулет 3) красочное настенное изображение
Г) роспись 4) приспособление для полива полей
- Часть реки Нил перед впадением в Средиземное море называется
А) оазис В) долина лотоса
Б) долина папируса Г) дельта
- Основа богатства и процветания Древнего Египта – это
А) земледелие в) ремёсла
Б) скотоводство г) торговля
- Выберите из перечисленного оружие древнеегипетских воинов
А) камни для метания Г) дубины
Б) луки со стрелами Д) боевые топорики
В) кинжалы Е) копья
- В Древнем Египте отряды пехотинцев и лучников набирались
А) из земледельцев и ремесленников
Б) только из земледельцев
В) только из ремесленников
Г) из египетской знати
- Какой древнеегипетский миф объясняет смену дня и ночи?
А) об Осирисе и Исиде
Б) о «стране мёртвых»
В) об Амоне и Апопе
- «Священные письмена» - это
А) изображение суда Осириса
Б) иероглифы
В) изображение древнеегипетских богов
Г) мифы о древнеегипетских богах
- Какое из перечисленных событий произошло раньше остальных?
А) поход фараона Тутмоса в Мегиддо
Б) объединение Египта
В) строительство пирамиды фараона Хеопса
Г) правление фараона Эхнатона
- Установите соответствия между понятиями и их определениями
А) бог 1) гроб, украшенный рисунками и надписями
Б) колонна 2) повелитель людей и природы
В) саркофаг 3) гробница фараона
Г) пирамида 4) высокий столб – опора в здании
Итоговый тест
Древний Египет
II вариант
- Правителя Древнего Египта называли
А) фараон В) старейшина
Б) вождь Г) идол
- Из какого металла изготавливалось оружие в Древнем Египте?
А) золото Б) железо В) медь Г) бронза
- Какая из этих территорий НЕ вошла в состав Древнего Египта при фараоне Тутмосе?
А) Нубия Г) Синайский полуостров
Б) Палестина Д) Финикия
В) Остров Кипр Е) Сирия
- Какой древнеегипетский миф объясняет смену времён года и разливы Нила?
А) об Амоне и Апопе В) о Гебе и Нут
Б) об Осирисе и Исиде Г) о «царстве мёртвых»
- Самая высокая пирамида была выстроена по приказу фараона
А) Тутанхамона В) Эхнатон
Б) Тутмоса Г) Хеопса
- Установите соответствия между понятиями и их определениями?
А) обмен 1) часть урожая или приплода скота, идущая на
Б) писец содержание царя, вельмож, войска
В) налог 2) хранилище ценностей государства
Г) казна 3) сборщик налогов
4) самый простой вид торговли
- В Древнем Египте сыном бога Амона называли
А) начальника работ по строительству пирамид
Б) фараона
В) путешественника, отправившегося в Нубию
Г) сборщика налогов
- Столицей Древнего Египта при фараоне Тутмосе был город
А) Кадеш В) Фивы
Б) Мемфис Г) Мегиддо
- Кто из перечисленных не входил в состав населения Древнего Египта?
А) вожди племён Д) земледельцы
Б) ремесленники Е) воины
В) писцы Ж) рабы – пленники
Г) фараон З) вельможи
- Свои самые крупные завоевания фараон Тутмос совершил
А) около 1430 года до н.э. В) около 1580 года до н.э.
Б) около 1500 года до н.э. Г) около 1600 года до н.э.
- Что явилось результатом победы царя Южного Египта над правителем Северного Египта в
3000 году до н.э.?
а) возникновение иероглифической письменности
б) строительство пирамиды Хеопса
в) объединение Египта
г) появление повести о приключениях Синухета
- Установите соответствия между понятиями и их определениями
А) храм 1) служитель богов
Б) обелиск 2) высокий остроконечный каменный столб
В) жрец 3) скульптура с телом льва и головой человека
Г) сфинкс 4) жилище богов
Приложение №2
Западная Азия в древности
Вариант 1
- Шумеры – это
А) жрецы в городе Ур
Б) писцы в Двуречье
В) народ, создавший перые государства в Двуречье
Г) чужеземцы, закупавшие товары в Двуречье
- Законы Хаммурапи
а) ограничивали срок долгового рабства тремя годами
б) разрешали продажу долговых рабов
в) разрешали убийство долгового раба
г) чужеземцы, закупавшие товары в Двуречье
- В Двуречье древнеегипетскому богу Амону соответствовал
А) Син
Б) Шамаш
В) Иштар
Г) Эа
- Финикия располагалась
А) между Нилом и Красным морем
Б) Между Средиземным морем и Ливанскими горами
В) Между реками Тигр и Евфрат
Г) Между Красным морем и Персидским заливом
- При каком правителе и когда столицей Древнееврейского царства стал город Иерусалим
А) При Сауле, в XI веке до н.э.
Б) При Давиде, в X веке до н.э.
В) При Соломоне, в XI веке до н.э.
Г) При Соломоне, в X веке до н.э.
- Что из перечисленного относится ко времени правления персидского царя Дария Первого (три ответа)
А) строительство царской дороги
Б) завоевания Вавилонии, Лидии, Мидии, Египта
В) чеканка первой в мире монете из сплава золота и серебра
Г) слежка за населением с помощью тайных осведомителей, называемых «глазами и ушами царя»
Д) завоевание Ассирии и уничтожении Ниневии
Е) возведение в Вавилонии ступенчатой башни
Ж) войны с филистимлянами
З) создание личной охраны царя из десяти тысяч воинов, именуемых «бессмертные»
- Укажите одно из основных занятий финикийцев
А) добыча олова
Б) выращивание льны
В) морская торговля
Г) выращивание пшеницы
- Какое государство и почему в VI веке до н.э. называли «Царством стран»? Почему правителя этой державы именовали «великим царем, царем царей»
____________________________________________________________________
- Разработка и запись законодательства в Вавилонии относится примерно
А) к 1950 г до н.э.
Б) к 1792-1750 г до н.э.
В) к 1650 г до н.э.
Г) к 1500 г до н.э.
- Вера в единого бога впервые возникла
А) финикийцев
Б) персов
В) вавилонян
Г) древних евреев
- Как называется религия, в основу которой впервые был положен принцип единобожья
Западная Азия в древности
Вариант 2
- Укажите основной строительный материал в Древнем Двуречье
А) папирус
Б) камен
В) глиняные кирпичи
Г) дерево
- «Человеком» в законах Хаммурапи называли
а) царского раба
б) храмового раба
в) чужеземного торговца
г) свободного вавилонянина
- Колония – это
А) Любой город с которым вели торговлю
Б) Город, в котором располагался главный храм страны
В) поселение где жили рабы
Г) Поселение, основанное выходцами из какого-либо государства за его пределами
- Что из перечисленного относится ко времени правления персидского царя Дария Первого (три ответа)
А) строительство царской дороги
Б) завоевания Вавилонии, Лидии, Мидии, Египта
В) чеканка первой в мире монете из сплава золота и серебра
Г) слежка за населением с помощью тайных осведомителей, называемых «глазами и ушами царя»
Д) завоевание Ассирии и уничтожении Ниневии
Е) возведение в Вавилонии ступенчатой башни
Ж) войны с филистимлянами
З) создание личной охраны царя из десяти тысяч воинов, именуемых «бессмертные»
- Самый известной финикийской колонией был город
а) Тигр
б) Карфаген
в) Сидон
г) Библ
Это колония располагалась
А) в Двуречье
Б) в Малой Азии
В) в Северной Европе
Г) в Северной Африке
- Какое из перечисленных народов персидской державы не платил налоги
А) лидийцы
Б) мидийцы
В) египтяне
Г) персы
- Столицей Ассирии был город
А) Мемфис
Б) Ниневия
В) Сидон
Г) Вавилон
- Кому из перечисленных людей принадлежат следующие слова, высеченные на камне с текстом законов: «Мои законы отменны, мои установления не имеют равных! Только для неразумного они – пустое, но мудрому они созданы для соблюдения»
А) Тутмосу
Б) Хаммурапи
В) Гильгамешу
Г) Тутанхамону
- Укажите имя единого бога, которого стали почитать древние евреи
А) Осирис
Б) Гор
В) Амон
Г) Яхве
- Как называется религия древних евреев? __________________________________________
- В древности «логовищем львов и городом крови» называли
А) Вавилон
Б) Ниневию
В) Карфаген
Г) Иерусалим
Приложение №3
Итоговая контрольная работа
Древняя Греция
1 вариант
- Главными врагами Греков в V в. До н.э. были:
А) дорийцы
Б) персы
В) ассирийцы
- Персидский царь, предпринявший первую попытку захватить Грецию:
А) Дарий I
Б) Дарий II
В) Дарий III
- Афинским стратегом в Марафонской битве был:
А) Геродот
Б) Мильтиад
В) Сократ
- Совет знати в Афинах назывался:
А) ареопаг
Б) демос
В) полис
- Поэма Гомера «Иллиада» заканчивается
А) взятием Трои при помощи деревянного коня
Б) похоронами Гектора
В) возвращением Одиссея на Итаку
- Спартанцы занимались:
А) военным делом
Б) земледелием
В) ремеслом
- За право жить в Афинском государстве налог платили:
А) рабы
Б) граждане Афин
В) купцы-переселенцы
- Греческое слово «демократия» означает:
А) «власть народа»
Б) «власть знати»
В) «власть тирана»
- Агора – это
А) полуоткрытое помещение с колоннами
Б) главная площадь Афин
В) военный корабль
- Оплату за выполнение государственных обязанностей в Афинах ввел:
А) Солон
Б) Перикл
В) Фидий
- Предводителем греков в Троянской войне был:
А) Агамемнон
Б) Одиссей
В) Гектор
Г) Ахилл
- Установите соответствие между именами исторических деятелей и историческими событиями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу
Имена События
А) Мильтиад 1) Битва при Херонее
Б) Перикл 2) введение платы за исполнение выборных
должностей
В) Филипп 3) битва про Соломине
Г) Фемистокл 4) битва при Марафоне
А | Б | В | Г | |
- Название южной части Греции:
________________________________
- Высший орган, выражающий волю народа, в Афинах
________________________________
- Кто такие эллины?
________________________________
- Опишите Саламинское сражение
Итоговая контрольная работа
Древняя Греция
2 вариант
- Перикл занимал высшую должность стратега:
А) 5 лет
Б) 10 лет
В) 15 лет
- Афины находятся:
А) в Аттике
Б) на севере Греции
В) на о.Крит
- Торговцы в Грецию из колоний и других стран ввозили:
А) вино
Б) оливковое масло
В) пшеницу
- Девять правителей Афин, ежегодно избиравшихся жребием:
А) стратеги
Б) архонты
В) Народное собрание
- Долговое рабство в Афинах отменил:
А) Перикл
Б) Солон
В) Мирон
- Автор поэм «Иллиада» и «Одиссея»
А) Гомер
Б) Геродот
В) Эсхил
- Простой народ по-гречески назывался:
А) илоты
Б) полисы
В) демос
- Персидский царь, предпринявший попытку захватить Грецию в 490 г. До н.э.:
А) Ксеркс
Б) Дарий I
В) Кир
- Богом кузнечного дела у греков был:
А) Аполлон
Б) Гермес
В) Дионис
Г) Гефест
10. Главными врагами Греков в V в. До н.э. были:
А) дорийцы
Б) персы
В) ассирийцы
11. Предводителем греков в Троянской войне был:
А) Агамемнон
Б) Одиссей
В) Гектор
Г) Ахилл
- Установите соответствие между понятиями и их определениями. Получившуюся последовательность цифр запишите в таблицу
Понятия Определения
А) демократия 1) человек, умеющий произносить речи
Б) полис 2) сомкнутый строй воинов
В)фаланга 3) порядок управления государством, когда
верховная власть принадлежит народу
Г) оратор 4) битва при Марафоне
А | Б | В | Г |
- Название военного судна у греков
- Поселение греков за морем
- Что такое Эллада?
- Опишите бой в Фермопильском ущелье
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тестовые задания по истории Древнего мира 5 класс
Тестовые задания предназначены для учащихся 5 класса по истории Древнего мира. Легко и удобно проверить свои знания самостоятельно....
"Музыка древнего мира" тестовое задание к разделу "История музыки"
"Музыка древнего мира" тестовое задание к разделу "История музыки"...
тестовое задание по истории Древнего мира
Контрольная работа в виде теста по истории Древнего мира...
тестовые задания по истории Древнего мира. 5 класс
тестовые задания по истории Древнего мира. 5 класс...
Тестовые задания по дисциплине "История" (тема: "Цивилизации Древнего мира")
Тестовые задания могут быть использованы на занятиях по ОУД.04. История при проведнении выходного контроля по теме "Цивилизации Древнего мира"...
РАЗРАБОТКА МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ЗАДАНИЙ НА УРОКАХ ИСТОРИИ ДРЕВНЕГО МИРА В 5 КЛАССЕ
в работе даётся характеристика и система оценивания метапредметных заданий по истории...