О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
статья по алгебре (11 класс) по теме
Авторы:
Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –
преподаватели ГБОУ СПО
«Волгоградский медицинский колледж»
Матераил актуален для преподавателей, занимающихся самостоятельной разработкой тестовых заданий.
В статье собраны различные формы тестовых заданий, основополагающие принципы составления тестов.
Рассмотрение данной информации позволит избежать ошибок при планировании преподавательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
Авторы:
Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –
преподаватели ГБОУ СПО
«Волгоградский медицинский колледж»
В настоящее время в образовательной среде существует множество форм контроля обучаемых, используемых как для текущих учебных занятий, так и для промежуточной и итоговой аттестации.
Тестовые задания – один из популярных и распространенных способов проверки знаний. Тесты составляются по различным дисциплинам для разновозрастных обучающихся, используются как на бумажных, так и на электронных носителях. Преимущества компьютерного тестирования, как составляющей тестового контроля, заключается в следующем:
- объективное оценивание, одинаковое отношение преподавателя к обучаемым,
- возможность охвата большого объема материала,
- подготовка в индивидуальном ритме учащегося,
- возможность использования новейших информационных технологий для обучения,
- рассмотрение различного вида информации, не только текстовой, но и графической, мультимедийной;
- привитие навыков самообучения и самовоспитания для обучаемых.
Существует множество программных сред для проведения тестирования, которые позволяют устанавливать необходимый режим работы, анализировать полученные результаты, не обременяют пользователя сложностью установки материала в компьютерную систему.
Но основной проблемой остается грамотное составление тестовых заданий.
Рассмотрим некоторые особенности при составлении тестов по математике.
Существуют различные формы тестовых заданий. К ним относятся:
- задания с выбором одного правильного ответа из предложенных (ВО),
- задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (МВ),
- задания на установление правильной последовательности (УП),
- задания на установление соответствия (УС),
- задания с кратким ответом - целое число или слово (КО).
Для продуманного составления тестовых заданий необходимо тщательно спланировать свою деятельность и рассчитать количество нужного тестового материала. Например, при составлении тестов по математике для 10 класса учитывается количество основных разделов алгебры и геометрии.
Контролируемое содержание дисциплины | Перечень контролируемых учебных элементов | Составленные задания | |
№ п/п | Раздел, тема | ||
1. Числовые функции | |||
1.1 | Свойства функций | знать: понятие функции, свойства функций, виды функций; уметь: находить область определения функций аналитически, записывать свойства функции с использованием ее графического представления, определять нули функции, значения функции по значению аргумента, и наоборот. |
…
Рассмотрим примеры тестовых заданий
ВО) Какому графику функции принадлежит точка (- 1; 1)?
- А) у = х2 – 2х + 5
- Б) у =
+ В) у = х4
- Г) у =
Ответ: В.
МВ) Выберите график степенной функции:
- А) - Б)
+ В)
+Г)
Ответ: В, Г.
УП) Расположите в порядке возрастания
А)
Б)
В)
Г)
Ответ: Б, Г, А, В.
УС) Дана функция у(х) = х2 – 3х + 1. Определите соответствие значений аргумента значениям функции.
1) у(- 5)
2) у(- 1)
3) у(0)
4) у(2)
А) 5
Б) - 1
В) 41
Г) 1
Ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.
При составлении учитывается: дисциплина, объем часов, уровень сложности, время выполнения задания, перечень контролируемых учебных элементов
Дополнительным требованием является оформление: размер и тип шрифта, начертание, выравнивание, междустрочное расстояние, поля, колонтитулы, и т.д.
Особое внимание уделяется дистракторам (отвлекающий ответ) - вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Дистрактор не должен сильно отличаться от правильного ответа, выделяться длиной, стилем изложения, представления и тому подобное.
Разновидности тестов зависят от основополагающих принципов, перечисленных далее.
- Принцип противоречия.
Тесты, основанные на этом принципе, являются дихотомическими, то есть имеющими 2 варианта ответа, причем одной из разновидностей является вариант с ответами «да» и « нет». Например:
Функция Y = cos X является …
- четной
- нечетной
- Принцип противоположности.
Тесты составляются с противоположным значением дистракторов. Например:
Функция Y = tg X …
- возрастает на всей области определения
- убывает на всей области определения
- принимает постоянное значение для всех Х
- Принцип однородности ответов (дистракторов).
Дистракторы записаны в одном стиле, визуально похожи. Например:
Трансцендентными функциями являются:
- Логарифмическая
- Тригонометрическая
- Показательная
- Квадратичная
- Принцип кумуляции.
Содержание второго ответа вбирает в себя содержание 1-ого, содержание 3-его – содержание 2-ого и т.д. Например:
Фигурами вращения являются …
- цилиндры,
- цилиндры, конусы
- цилиндры, конусы, шары,
- цилиндры, конусы, шары, пирамиды
- Принцип сочетания.
Используются сочетания слов по 2-3-4 в каждом ответе. Например:
Множество значений [ - 1; 1 ] определено для …
- синуса и тангенса
- косинуса и котангенса
- синуса и косинуса
- тангенса и котангенса
Или возможен следующий вариант: одно слово сочетается с остальными:
Нечетными являются функции:
- синус и косинус
- синус и тангенс
- синус и арккотангенс
- синус и арккосинус
- Принцип градуирования.
Дистракторы записываются с противоположными значениями.
С увеличением значений аргумента, значения возрастающей функции …
- увеличиваются
- остаются без изменения
- уменьшаются
- Принцип удвоенного противопоставления.
Перечисляются все возможные состояния рассматриваемого объекта. Например:
У обратных функций:
- равны область определения и множество значений
- равны области определения, но не равны множества значений
- не равны области определения, но равны множества значений
- область определения одной функции является множеством значений для другой, и наоборот
- Принцип фасетности содержания задания.
Фасет - это форма записи несколько вариантов одного и того же задания. Он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания и, следовательно, несколько вариантов теста. Задания могут быть с 2,3, 4 и более фасетами. Например:
Монотонно возрастающими на всей области определения могут быть функции:
- квадратичная и линейная
- линейная и показательная
- показательная и квадратичная
- Принцип импликации.
Содержание имеет логическую форму условного суждения вида «если...., то» (разновидность задания с «при....»). Например:
Если производная функции может быть равна нулю, то функция имеет …
- точки экстремума
- нули функции
- период
- обратную функцию
- Сочетание принципов. Например:
Тригонометрической функцией числового аргумента является …
- логарифм
- квадратный корень
- косинус
- интеграл
Тестовые задания и по математике, и по другим дисциплинам, составляются с учетом всех вышеперечисленных признаков и форм представления.
Для оценивания правильности составления теста следует выполнить анализ трудности заданий по следующей схеме: в таблицу заносятся фамилии испытуемых, номера тестовых заданий, правильность ответа обозначена – 1, неправильность – 0.
Анализ трудности заданий
ФАМИЛИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
1 | Устинов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 17 |
2 | Гущина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 17 |
3 | Аршинов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 15 |
4 | Долгачева | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
5 | Курмашева | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
6 | Суворова | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
7 | Павленко | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
8 | Луковский | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
9 | Жесткова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
10 | Радченко | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
11 | Синицына | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 13 |
12 | Селезнев | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 |
13 | Искатова | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 13 |
14 | Архипова | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
15 | Сорокина | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 12 |
16 | Хромых | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
17 | Максимова | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 12 |
18 | Будурович | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 12 |
19 | Бакаева | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 12 |
20 | Сорокина А | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 11 |
21 | Чукова | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 10 |
22 | Дудин | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 10 |
23 | Кочетова Н. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 10 |
24 | Астафьева | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 9 |
25 | Икаева | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 9 |
26 | Кирпичева | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 9 |
27 | Иванченко | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 8 |
28 | Оглоблина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 8 |
29 | Дудченко | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 |
30 | Московск. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 |
31 | Беликов | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 |
32 | Голавская | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
33 | Перегудов | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 |
34 | Сидоров | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
Кол-во прав. отв. | 22 | 17 | 25 | 23 | 16 | 20 | 18 | 19 | 21 | 16 | 9 | 17 | 14 | 5 | 19 | 24 | 24 | 24 | 19 | 24 | ||
Доля правильных ответов | 0,65 | 0,5 | 0,735 | 0,68 | 0,47 | 0,59 | 0,53 | 0,56 | 0,62 | 0,47 | 0,26 | 0,5 | 0,41 | 0,15 | 0,56 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,56 | 0,7 | ||
Доля неправильных ответов | 0,35 | 0,5 | 0,256 | 0,32 | 0,53 | 0,41 | 0,47 | 0,44 | 0,38 | 0,53 | 0,74 | 0,5 | 0,59 | 0,85 | 0,44 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,44 | 0,3 |
Определение трудности заданий:
Доля правильных ответов – количество правильных ответов разделить на число испытуемых.
Доля неправильных ответов – количество неправильных ответов разделить на число испытуемых.
Вывод:
- все задания можно считать тестовыми, т. к. они дифференцируют испытуемых;
- самое легкое задание - № 3;
- самое трудное задание - № 14;
- для того, чтобы соблюсти один из принципов составления тестов – возрастающую трудность заданий, надо поменять местами задания и расставить их в следующей последовательности: 3,16,17,18,20,4,1,9,6,8,15,19,7,2,12,10,5,13,11,14.
Литература
- Аванесов B.C. «Композиция тестовых заданий». Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. М.: Центр тестирования, 2005г.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. 2 изд. М. Изд. Центр "Академия", 2010. -256 с. С. 97 - 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила составления тестовых заданий
Для того, чтобы применение тестов достигло своей цели, необходимо правильно их составить. О том, как эт сделать и идёт речь в данной разработке....
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-399335-1489907036.jpg)
Тестовые задания по учебной дисциплине "Основы деловой культуры"
Тестовые задания составлены для проведения итогового контроля по учебной дисциплине "Основы деловой культуры" по специальности "Хозяйка(ин) усадьбы....
Методика составления тестовых заданий
В данном разделе рассматриваются функции контроля принятые в отечественных методических публикациях, а так же ряд требований к контролю в обучении иностранному языку.Принципы современной системы оце...
![](/sites/default/files/pictures/2018/03/29/picture-1026324-1522319493.jpg)
Практическая работа по предмету Технология (мальчики) по теме:"Составление тестовых заданий открытой и закрытой формы. Принципы подбора ответов"
Практическая работа...
![](/sites/default/files/pictures/2021/05/07/picture-1268849-1620417178.png)
Методика составления тестовых заданий
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытан...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/19/picture-399335-1489907036.jpg)
Тестовые задания по учебной дисциплине "История" по теме "Россия в конце XX начале XXI века.
Тестовые задания предназначены для проведения итогового контроля по истории для обучающихся II курса потпрофессии "Повар,кондитер"....