О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
статья по алгебре (11 класс) по теме
Авторы:
Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –
преподаватели ГБОУ СПО
«Волгоградский медицинский колледж»
Матераил актуален для преподавателей, занимающихся самостоятельной разработкой тестовых заданий.
В статье собраны различные формы тестовых заданий, основополагающие принципы составления тестов.
Рассмотрение данной информации позволит избежать ошибок при планировании преподавательской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sostavlenie_testov.doc | 175.5 КБ |
Предварительный просмотр:
О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
Авторы:
Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. –
преподаватели ГБОУ СПО
«Волгоградский медицинский колледж»
В настоящее время в образовательной среде существует множество форм контроля обучаемых, используемых как для текущих учебных занятий, так и для промежуточной и итоговой аттестации.
Тестовые задания – один из популярных и распространенных способов проверки знаний. Тесты составляются по различным дисциплинам для разновозрастных обучающихся, используются как на бумажных, так и на электронных носителях. Преимущества компьютерного тестирования, как составляющей тестового контроля, заключается в следующем:
- объективное оценивание, одинаковое отношение преподавателя к обучаемым,
- возможность охвата большого объема материала,
- подготовка в индивидуальном ритме учащегося,
- возможность использования новейших информационных технологий для обучения,
- рассмотрение различного вида информации, не только текстовой, но и графической, мультимедийной;
- привитие навыков самообучения и самовоспитания для обучаемых.
Существует множество программных сред для проведения тестирования, которые позволяют устанавливать необходимый режим работы, анализировать полученные результаты, не обременяют пользователя сложностью установки материала в компьютерную систему.
Но основной проблемой остается грамотное составление тестовых заданий.
Рассмотрим некоторые особенности при составлении тестов по математике.
Существуют различные формы тестовых заданий. К ним относятся:
- задания с выбором одного правильного ответа из предложенных (ВО),
- задания с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (МВ),
- задания на установление правильной последовательности (УП),
- задания на установление соответствия (УС),
- задания с кратким ответом - целое число или слово (КО).
Для продуманного составления тестовых заданий необходимо тщательно спланировать свою деятельность и рассчитать количество нужного тестового материала. Например, при составлении тестов по математике для 10 класса учитывается количество основных разделов алгебры и геометрии.
Контролируемое содержание дисциплины | Перечень контролируемых учебных элементов | Составленные задания | |
№ п/п | Раздел, тема | ||
1. Числовые функции | |||
1.1 | Свойства функций | знать: понятие функции, свойства функций, виды функций; уметь: находить область определения функций аналитически, записывать свойства функции с использованием ее графического представления, определять нули функции, значения функции по значению аргумента, и наоборот. |
…
Рассмотрим примеры тестовых заданий
ВО) Какому графику функции принадлежит точка (- 1; 1)?
- А) у = х2 – 2х + 5
- Б) у =
+ В) у = х4
- Г) у =
Ответ: В.
МВ) Выберите график степенной функции:
- А) - Б) + В) +Г)
Ответ: В, Г.
УП) Расположите в порядке возрастания
А)
Б)
В)
Г)
Ответ: Б, Г, А, В.
УС) Дана функция у(х) = х2 – 3х + 1. Определите соответствие значений аргумента значениям функции.
1) у(- 5)
2) у(- 1)
3) у(0)
4) у(2)
А) 5
Б) - 1
В) 41
Г) 1
Ответ: 1-В, 2-А, 3-Г, 4-Б.
При составлении учитывается: дисциплина, объем часов, уровень сложности, время выполнения задания, перечень контролируемых учебных элементов
Дополнительным требованием является оформление: размер и тип шрифта, начертание, выравнивание, междустрочное расстояние, поля, колонтитулы, и т.д.
Особое внимание уделяется дистракторам (отвлекающий ответ) - вариант ответа на тестовое задание закрытого типа, похожий на правильный, но не являющийся таковым. Дистрактор не должен сильно отличаться от правильного ответа, выделяться длиной, стилем изложения, представления и тому подобное.
Разновидности тестов зависят от основополагающих принципов, перечисленных далее.
- Принцип противоречия.
Тесты, основанные на этом принципе, являются дихотомическими, то есть имеющими 2 варианта ответа, причем одной из разновидностей является вариант с ответами «да» и « нет». Например:
Функция Y = cos X является …
- четной
- нечетной
- Принцип противоположности.
Тесты составляются с противоположным значением дистракторов. Например:
Функция Y = tg X …
- возрастает на всей области определения
- убывает на всей области определения
- принимает постоянное значение для всех Х
- Принцип однородности ответов (дистракторов).
Дистракторы записаны в одном стиле, визуально похожи. Например:
Трансцендентными функциями являются:
- Логарифмическая
- Тригонометрическая
- Показательная
- Квадратичная
- Принцип кумуляции.
Содержание второго ответа вбирает в себя содержание 1-ого, содержание 3-его – содержание 2-ого и т.д. Например:
Фигурами вращения являются …
- цилиндры,
- цилиндры, конусы
- цилиндры, конусы, шары,
- цилиндры, конусы, шары, пирамиды
- Принцип сочетания.
Используются сочетания слов по 2-3-4 в каждом ответе. Например:
Множество значений [ - 1; 1 ] определено для …
- синуса и тангенса
- косинуса и котангенса
- синуса и косинуса
- тангенса и котангенса
Или возможен следующий вариант: одно слово сочетается с остальными:
Нечетными являются функции:
- синус и косинус
- синус и тангенс
- синус и арккотангенс
- синус и арккосинус
- Принцип градуирования.
Дистракторы записываются с противоположными значениями.
С увеличением значений аргумента, значения возрастающей функции …
- увеличиваются
- остаются без изменения
- уменьшаются
- Принцип удвоенного противопоставления.
Перечисляются все возможные состояния рассматриваемого объекта. Например:
У обратных функций:
- равны область определения и множество значений
- равны области определения, но не равны множества значений
- не равны области определения, но равны множества значений
- область определения одной функции является множеством значений для другой, и наоборот
- Принцип фасетности содержания задания.
Фасет - это форма записи несколько вариантов одного и того же задания. Он позволяет создавать сразу несколько вариантов одного и того же задания и, следовательно, несколько вариантов теста. Задания могут быть с 2,3, 4 и более фасетами. Например:
Монотонно возрастающими на всей области определения могут быть функции:
- квадратичная и линейная
- линейная и показательная
- показательная и квадратичная
- Принцип импликации.
Содержание имеет логическую форму условного суждения вида «если...., то» (разновидность задания с «при....»). Например:
Если производная функции может быть равна нулю, то функция имеет …
- точки экстремума
- нули функции
- период
- обратную функцию
- Сочетание принципов. Например:
Тригонометрической функцией числового аргумента является …
- логарифм
- квадратный корень
- косинус
- интеграл
Тестовые задания и по математике, и по другим дисциплинам, составляются с учетом всех вышеперечисленных признаков и форм представления.
Для оценивания правильности составления теста следует выполнить анализ трудности заданий по следующей схеме: в таблицу заносятся фамилии испытуемых, номера тестовых заданий, правильность ответа обозначена – 1, неправильность – 0.
Анализ трудности заданий
ФАМИЛИЯ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | ||
1 | Устинов | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 17 |
2 | Гущина | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 17 |
3 | Аршинов | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 15 |
4 | Долгачева | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
5 | Курмашева | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
6 | Суворова | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
7 | Павленко | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
8 | Луковский | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
9 | Жесткова | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
10 | Радченко | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 14 |
11 | Синицына | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 13 |
12 | Селезнев | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 13 |
13 | Искатова | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 13 |
14 | Архипова | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
15 | Сорокина | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 12 |
16 | Хромых | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 12 |
17 | Максимова | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 12 |
18 | Будурович | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 12 |
19 | Бакаева | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 12 |
20 | Сорокина А | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 11 |
21 | Чукова | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 10 |
22 | Дудин | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 10 |
23 | Кочетова Н. | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 10 |
24 | Астафьева | 1 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 9 |
25 | Икаева | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 9 |
26 | Кирпичева | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 9 |
27 | Иванченко | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 8 |
28 | Оглоблина | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 8 |
29 | Дудченко | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 7 |
30 | Московск. | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 |
31 | Беликов | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 6 |
32 | Голавская | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 6 |
33 | Перегудов | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 5 |
34 | Сидоров | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 5 |
Кол-во прав. отв. | 22 | 17 | 25 | 23 | 16 | 20 | 18 | 19 | 21 | 16 | 9 | 17 | 14 | 5 | 19 | 24 | 24 | 24 | 19 | 24 | ||
Доля правильных ответов | 0,65 | 0,5 | 0,735 | 0,68 | 0,47 | 0,59 | 0,53 | 0,56 | 0,62 | 0,47 | 0,26 | 0,5 | 0,41 | 0,15 | 0,56 | 0,7 | 0,7 | 0,7 | 0,56 | 0,7 | ||
Доля неправильных ответов | 0,35 | 0,5 | 0,256 | 0,32 | 0,53 | 0,41 | 0,47 | 0,44 | 0,38 | 0,53 | 0,74 | 0,5 | 0,59 | 0,85 | 0,44 | 0,3 | 0,3 | 0,3 | 0,44 | 0,3 |
Определение трудности заданий:
Доля правильных ответов – количество правильных ответов разделить на число испытуемых.
Доля неправильных ответов – количество неправильных ответов разделить на число испытуемых.
Вывод:
- все задания можно считать тестовыми, т. к. они дифференцируют испытуемых;
- самое легкое задание - № 3;
- самое трудное задание - № 14;
- для того, чтобы соблюсти один из принципов составления тестов – возрастающую трудность заданий, надо поменять местами задания и расставить их в следующей последовательности: 3,16,17,18,20,4,1,9,6,8,15,19,7,2,12,10,5,13,11,14.
Литература
- Аванесов B.C. «Композиция тестовых заданий». Учебная книга. 3 изд.. доп. М.: Центр тестирования, 2002г. -240 с.
- Аванесов В.С. Форма тестовых заданий. Учебное пособие. М.: Центр тестирования, 2005г.
- Хуторской А.В. Педагогическая инноватика. Учебное пособие. 2 изд. М. Изд. Центр "Академия", 2010. -256 с. С. 97 - 101.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила составления тестовых заданий
Для того, чтобы применение тестов достигло своей цели, необходимо правильно их составить. О том, как эт сделать и идёт речь в данной разработке....
методика составления тестовых заданий
даны рекомендации по составлению тестовых заданий...
Тестовые задания по учебной дисциплине "Основы деловой культуры"
Тестовые задания составлены для проведения итогового контроля по учебной дисциплине "Основы деловой культуры" по специальности "Хозяйка(ин) усадьбы....
Методика составления тестовых заданий
В данном разделе рассматриваются функции контроля принятые в отечественных методических публикациях, а так же ряд требований к контролю в обучении иностранному языку.Принципы современной системы оце...
Практическая работа по предмету Технология (мальчики) по теме:"Составление тестовых заданий открытой и закрытой формы. Принципы подбора ответов"
Практическая работа...
Методика составления тестовых заданий
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытан...
Тестовые задания по учебной дисциплине "История" по теме "Россия в конце XX начале XXI века.
Тестовые задания предназначены для проведения итогового контроля по истории для обучающихся II курса потпрофессии "Повар,кондитер"....