Методика составления тестовых заданий
статья
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, опре деленного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и каче ственно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий опреде ляется по принципу: от более простого к сложному.
Тестовые задания — это дидактические и технологические средства объективного контроля подго товленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном зада нии. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремить ся к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:
- закрытые тестовые задания,
· Альтернативы
· Двойной альтернативы
· Градуации
· Сочетаемости или цепочки
· Кумуляции (накопляемости)
- открытые тестовые задания,
- задания на соответствие,
- задания на установление правильной последовательности.Разберем их более подробно.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_sostavleniya_testovyh_zadaniy.docx | 31.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Центр технического творчества Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа
No 259 имени М.Т. Лорис-Меликова Адмиралтейского района
Санкт-Петербурга.
Методика составления тестовых заданий
Осепян Анна Карленовна
Учитель внеурочной деятельности,
педагог дополнительного образования
Термин «тест» впервые введен американским психологом Дж. Кеттелом в 1890 г. «Тест» происхо дит от английского слова «test» и означает в широком смысле слова испытание, исследование, опыт. В педагогике чаще всего термин «тест» определяется как система заданий специфической формы, опре деленного содержания, возрастающей трудности, позволяющая объективно оценить структуру и каче ственно измерить уровень подготовленности учащихся. Последовательность тестовых заданий опреде ляется по принципу: от более простого к сложному.
Тестовые задания — это дидактические и технологические средства объективного контроля подго товленности ученика. Эти задания должны быть краткими: желательно не более 7 слов в одном зада нии. Прочитав задание, ученик должен сразу определить, знает ли он ответ. Если ответ он не знает, то дополнительное время не поможет. Идеально, когда ученик сразу отвечает на задание. Надо стремить ся к тому, чтобы на обдумывание одного задания затрачивалось не более двух минут.
Тестирование имеет следующие основные преимущества перед другими педагогическими методами:
- строгость;
- объективность;
- технологичность;
- применимость ко всем группам испытуемых;
- интегрируемость;
- междисциплинарность;
- стимулирование мотивации и др.
По количеству заданий различают следующие виды тестов:
· короткие (до 20 заданий)
· средние (20500 заданий)
· длинные (более 500 заданий)
Педагогическое тестирование, как и всякое средство измерения и контроля, имеет и свои недостатки.
Как и любой измерительный инструмент, тест имеет определенную точность и определенную по грешность, диапазон применимости. «Натаскивание на тесты» приводит лишь к знаниям справочного характера. Возможна и фальсификация результатов тестирования.
Тест – система кратких вопросов и заданий, с ограничением времени выполнения для установле ния характеристик обучения и их последующего анализа.
Тестирование – это одновременно и метод, и результат педагогического измерения.
Тест состоит из тестовых заданий.
Тестовое задание – учебная ситуация, для которой тестируемый должен выбрать вариант ответа или же сконструировать такой вариант.
Педагогический тест – система тестовых заданий возрастающей трудности для эффективной оценки подготовленности обучаемых, их знаний, умений и навыков.
Педагогическое тестирование – это подготовка качественных тестов, проведение тестирования и анализ уровня подготовки тестируемых.
Классификация тестов проводится по различным признакам.
Приведем основные.
- По процедуре создания – стандартизованные, не стандартизованные.
- По средствам предъявления – бланковые, натурные, компьютерные.
- По генерированию – детерминированные, стохастические, динамические.
- По направленности – интеллекта, личностные, достижений.
- По однородности – гомогенные, гетерогенные.
- По целям – информационные, диагностические, обучающие, мотивационные, аттестационные.
- По форме – закрытого типа, открытого типа, на установление соответствия, на установление пра вильной последовательности действий (мы их подтипы опускаем).
- По методологии интерпретации результатов – нормативноориентированные (по отношению к некоторому нормативному образцу) и критериальноориентированные (для оценки степени овладе ния знаниями и умениями).
Есть и другие подходы к классификации тестов. Наиболее важна классификация тестов по форме.
ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
На практике наибольшее распространение получили четыре формы тестовых заданий. Это:
- закрытые тестовые задания,
· Альтернативы
· Двойной альтернативы
· Градуации
· Сочетаемости или цепочки
· Кумуляции (накопляемости)
- открытые тестовые задания,
- задания на соответствие,
- задания на установление правильной последовательности.Разберем их более подробно.
1. ЗАКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Закрытые тестовые задания — это задания 1 и 2 уровня (короткие и средние). Наименее удачными считаю задания с двумя возможными вариантами ответа, велика вероятность отгадывания. В то же время ответов не должно быть более чем 5, так как при этом трудно удержать в памяти все варианты.
Задания нужно формулировать не в форме вопроса, а в форме утверждения.
Методика составления тестового задания закрытой формы.
Сначала формулируется вопрос, на который ученик должен знать ответ, затем записывается точный и немногословный ответ и, наконец, из ответа исключается ключевое слово (формула, знак, символ, буква и т.п.); правильный ответ и 14 правдоподобных, но неправильных ответа перечисляются под определенными номерами ниже задания (посредине листа).
Понятие «правдоподобный ответ» требует некоторого истолкования. Правдоподобные, но всетаки неправильные ответы, играют не меньшую роль, чем само задание, так как неправдоподобные ответы легко различаются учениками от правильного ответа, что приводит к неудаче. Задание «не работает» изза плохой формулировки ответов. Ответ должен как бы привлекать к себе учащихся с той или иной структурой подготовленности.
Приведем примеры тестовых заданий.
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу альтернативы Выбрать номер правильного ответа.
100 – 60 : 2 · 3 =
- 60
- 10
- 90
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу двойной альтернативы Выбрать номер правильного ответа.
С увеличением длины прямоугольного параллелепипеда
- увеличивается V и S основания
- увеличивается V и уменьшается S основания
- уменьшается V и увеличивается S основания
- уменьшается V и S основания
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу градуации Выбрать номер правильного ответа.
Если ширину прямоугольника увеличить в 2 раза, его площадь
- увеличится в 2 раза
- уменьшится в 2 раза
- не изменится
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу кумуляции Выбрать номер правильного ответа. Делители числа 10
- 1, 2
- 1, 2, 5
- 1, 2, 5, 10
- 1, 2, 5, 10, 20
Закрытые тестовые задания, составленные по принципу сочетаемости Выбрать номер правильного ответа.
Правильная пирамида – это пирамида, у которой:
- основание – правильный многоугольник и вершина проектируется в центр основания.
- вершина проектируется в центр основания и это основание – прямоугольник.
- основание – прямоугольник, все остальные грани – треугольники с общей вершиной.
2. ОТКРЫТЫЕ ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
В открытых тестовых заданиях нет готовых ответов. В этом главное их преимущество по сравнению с заданиями закрытой формы. Отвечая на задание, ученик дописывает ответ.
Открытые тестовые задания могут применяться на разных этапах обучения: и для закрепления зна ний, и для повторения пройденного материала, и для итогового контроля знаний, и для самоконтроля и самообучения.
Методика разработки тестовых заданий открытой формы.
Сначала формулируется вопрос, на который ученик должен знать ответ, исключается ключевое сло во (формула, знак, символ, буква и т.п.), а вместо него ставится прочерк. Необходимо так сформулиро вать задание, чтобы ключевое слово (выражение, формула, схема, знак и т.п.) было в конце предложе ния. В противном случае трудно будет понять смысл задания.
Перед открытыми тестовыми заданиями должна быть инструкция для учащегося: «ДОПОЛНИТЬ». Никакие другие пояснения не требуются; что дополнить, к чему дополнить, как дополнить, должно быть понятно из текста самого задания. Ответ должен подразумеваться точным, кратким, однозначным. Открытые тестовые задания Дополнить.
Если за первый день турист прошел 16км, а за второй – на 2000 м больше, то за два дня он прошел ______(м).
3. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ СООТВЕТСТВИЯ
Тестовые задания на соответствие — это задания первого, иногда второго уровня усвоения.
Суть этих заданий заключается в следующем: надо установить соответствие между одним элемен том из множества свойств, явлений, предметов, определений и т.д. и одним элементом другого множе ства. Эти задания должны сопровождаться инструкцией для учащегося «УСТАНОВИТЬ СООТВЕТ7 СТВИЕ». Здесь учитывается ассоциативная природа мышления человека. Такими заданиями лучше всего проводить текущий контроль знаний учащихся, а также занятия по самообучению.
Методика составления тестовых заданий на соответствие.
Основываясь на учебном материале, создается два столбца некоторых данных по однородным при знакам. В правом столбце должно быть хотя бы на несколько позиций больше, чем в левом. В идеаль ном случае позиций справа должно быть в два раза больше, чем слева. Если бы число позиций было одинаковым, то не исключена такая ситуация: ученик точно знает соответствие по всем позициям, кро ме одной, где ответ получается сам собой. Для удобства обработки результатов рекомендуется позиции левого столбца обозначать цифрами, а правого заглавными буквами. Для комфортного психологичес кого восприятия задания, обдумывания ответа имеет значение и шрифт, которым набрано задание. Подзаголовки над столбцами набираются заглавными буквами.
Слова в столбцах — маленькими буквами. Необходимо также учитывать, что число строк в левом столбце не должно быть больше, чем 45. В идеальном составленном тестовом задании каждой строке левого столбца должна соответствовать лишь одна строка. Тестовые задания на установление соответствия Установить соответствие.
- Разность а) a : b c
- Сумма б) x + y · t
с) b · (d + x) : y
д) k : b : (c – x)
Ответ: 1_, 2_.
4. ЗАДАНИЯ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ
Эти задания созданы для проверки знаний последовательности действий в различных ситуациях, порядка выполнения какойлибо работы и т.д. Они являются заданиями второго и третьего уровня.
Методика разработки тестовых заданий на установление правильной последовательности.
Ученику дается инструкция «УСТАНОВИТЬ ПРАВИЛЬНУЮ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ», в соответствии с которой, слева ставятся цифры, указывающие на порядок действий. При необходимос ти можно сделать подзаголовок (заглавными буквами), который поможет ученику сориентироваться, о чем идет речь.
При подготовке таких заданий необходимо давать четкие и точные названия, точно соблюдать алго ритм контролируемой деятельности. Строки задания (кроме подзаголовка) набираются маленькими буквами.
Минимальное число элементов, включенных в задание, должно быть не менее 5, а максимальное — не более 12.
Задание считается выполненным правильно, если ученик установил совершенно правильный поря док в данной последовательности. Снисходительное отношение к оценке знаний здесь неуместно. Тестовые задания на установление правильной последовательности Установить правильную последовательность.
1.1. вторник
1.2. среда
1.3. воскресенье
1.4. понедельник
1.5. четверг
1.6. пятница
1.7. суббота
Ответ: _________
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ (положения) К ТЕСТОВЫМ ЗАДАНИЯМ И ТЕСТАМ
- Предметная чистота
Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значи мость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.
- Формальная чистота
Форма тестового задания должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а актив ную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.
- Надежность
Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них.
- Содержательная корректность
Текст любого задания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.
- Однозначность ответа
Все учащиеся должны одинаково понимать задание. Задание должно быть составлено таким обра зом, чтобы ответ на него был единственным и однозначным.
- Время тестирования должно быть минимальным
Не существует точных рекомендаций по затратам времени на тестирование. Но примерно можно придерживаться такой нормы: на одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально. Для этого в группе, состо ящей минимум из трех человек (сильный, средний и слабый ученик), проводится апробация теста. За секается время, необходимое для опроса каждого ученика, и затем подсчитываются средние затраты времени на одного учащегося. Это время и принимается расчетным.
- Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве
Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий, тем точнее оп ределяется уровень знаний.
- Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от простого к болеесложному
В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Хотя иногда можно в начале теста вводить несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой.
Также иногда полезно включать 12 задания высокого уровня сложности, чтобы у ученика не сфор мировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.
- Вариативность содержания
- Тест должен включать в себя следующие элементы:
· имя теста (отражение сути темы, раздела, предмета); · номер варианта (чем больше, тем лучше, минимум 4); · указание уровня усвоения.
- Краткость заданий
Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.
Если поставить вопрос о сравнительной ценности всех четырех рассмотренных здесь форм тестовых заданий, то можно отметить следующее: в последнее время предпочтение отдается открытой форме заданий, в которых вероятность отгадывания равна нулю. Но это не значит, что остальные формы не позволяют сделать хороший тест. Каждая форма имеет свои достоинства и недостатки, поэтому выбор во многом зависит от учебной дисциплины, от цели создания и применения теста, от ориентации на ручную или машинную обработку результатов и даже от приверженности к той или иной теории тес тов. Все это подтверждает мысль о том, что выбор формы процесс не менее творческий, чем создание и культурное применение тестов.
Тестирование имеет три основных этапа:
- проектирование и разработка (выбор) теста;
- реализация процедуры тестирования;
- анализ, оценка и интерпретация результатов тестирования.
Тесты обладают следующими основными свойствами, нарушение любого из которых делает непри менимым тест.
- Валидность – соответствие измеряемым знаниям, умениям.
- Сложность – объем умственных усилий для выбора ответа.
- Надежность – правильность и адекватность отражения уровня знаний.
- Устойчивость – равнозначность для различных групп испытуемых.
- Репрезентативность – полнота охвата учебного материала.
- Значимость – актуальность включения в тест.
- Достоверность – соответствие современному состоянию науки и методике обучения.
- Гипотеза тестирования – основные педагогические условия, при которых идет проверка испы туемых.
Любые тесты дложны быть валидны, достаточно сложны, надежны, объективны, устойчивы, репре зентативны, значимы, достоверны, научны, непротиворечивы, основаны на корректной гипотезе тести рования.
Перечень знаний для проверки может иметь вид:
- знание названий;
- знание семантического смысла названий;
- фактуальные знания;
- знание определений;
- сопоставительные знания;
- классификационные знания;
- знание противоположностей;
- ассоциативные знания;
- знания причинноследственных отношений;
- процедурные знания;
- технологические знания;
- обобщенные знания;
- оценочные знания;
- вероятностные знания;
- абстрактные знания;
- структурные знания;• методологические знания.
В заключение хотим отметить, что методика разработки тестов несовершенна, а многие проблемы тестирования недостаточно проработаны, но в последнее время они эффективно изучаются.
Методическая литература по тестологии
- Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998. – 216 с.
- Ефремова Н.Ф. Современные тестовые технологии в образовании. – РостовнаДону: Издательс кий центр ДГТУ, 2001. – 187 c.
- Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. – Киев, 1994. – 238 с.
- Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. / А.Н.Майоров – М: Народное образование, 2000 – 351 с.
- Мельников Ю.В. Технология использования и разработки тестов и обучающих программ: Мето дическое пособие. / Ю.В.Мельников. – Домодедово: ВИПК МВД России, 1999. – 21 с
- Михайлычев Е.А. Дидактическая тестология. М.: Народное образование, 2001. – 432 с.
- Переверзев В.Ю. Критериальноориентированное педагогическое тестирование: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2003. –120 с.
- Родионов Б.У. Стандарты и тесты в образовании. / Б.У.Родионов, А.О.Татур. – М.: 1995. – 48 с.
- Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. Учебное пособие. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001. – 410 с.
Литература
Баранова, Н.Л. Диагностика результативности освоения образовательных программ обучающимися детского (юношеского) объединения: проводим успешно и легко: СПб.: ИП Веснин Евге ний Юрьевич, 2015. — 48 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила составления тестовых заданий
Для того, чтобы применение тестов достигло своей цели, необходимо правильно их составить. О том, как эт сделать и идёт речь в данной разработке....
О составлении тестовых заданий к математическим дисциплинам
Авторы: Елистратова Е. В., Гилярова М. Г. – преподаватели ГБОУ СПО «Волгоградский медицинский колледж»Матераил актуален для преподавателей, занимающихся самостоятельной разработкой тестовых заданий.В ...
методика составления тестовых заданий
даны рекомендации по составлению тестовых заданий...
Методика составления тестовых заданий
В данном разделе рассматриваются функции контроля принятые в отечественных методических публикациях, а так же ряд требований к контролю в обучении иностранному языку.Принципы современной системы оце...
методика выполнения тестовых заданий по ОФП
содержит рекомендации по выполнению различных видов тестовых заданий по ОФП...
Практическая работа по предмету Технология (мальчики) по теме:"Составление тестовых заданий открытой и закрытой формы. Принципы подбора ответов"
Практическая работа...
Методика использования тестовых заданий в обучении истории Древнего мира
В данной работе представлен теоретический и практический материалы по применению тестов в обучении истории Древнего мира для учащихся 5х классов. Тема актуальна, потому что одним из значительных ...