Проектная деятельность в урочное время.
статья по русскому языку по теме
Проблема выбора необходимых методов работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Для этого используем деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Наша задача – дать детям не только тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_na_ur.docx | 30.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Проектная деятельность в урочное время.
Адыгбай Алевтина Алексеевна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ №1 с.Мугур-Аксы
Современный мир нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, быть готовым к индивидуальному и коллективному труду, осознавать последствия своих поступков для себя и для других. Актуальность умения учиться для современного человека подчеркивается практически во всех документах, касающихся реформирования системы образования. Для школы приоритетными остаются формирование учебной деятельности как желания и умения учиться, развитие познавательных интересов и готовность к обучению в основном школьном звене. Эти показатели постепенно приобретают характер способности человека – потребности в самообразовании.
Проблема выбора необходимых методов работы возникала перед педагогами всегда. В современных условиях используем методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношение между учителем и учеником. Для этого используем деятельностные, групповые, игровые, проблемные, рефлексивные формы и методы обучения.
Наша задача – дать детям не только тот стержень, ту основу, которая будет поддерживать их всю жизнь и не даст пропасть, затеряться в этом сложном мире, но и в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно.
Педагогической технологией, реализующей вышеназванные задачи, может служить проектное обучение.
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике. Он был разработан и предложен в 1920 году американским философом и педагогом Дж.Дьюи. Он предлагал строить обучение на активной основе, используя целенаправленную деятельность учеников с учетом их личной заинтересованности и получая в итоге реальный результат.
В России в 1905 году С.Т.Шацкий пытался активно использовать проектные методы в практике образования. В настоящее время метод проектов снова востребован и популярен. Его относят к педагогическим технологиям XXI века как предусматривающий умение адаптироваться в стремительно изменяющемся мире.
Проект в обучении – это специальным образом оформленная детальная разработка определенной проблемы, предусматривающая поиск условий и способов достижения реального практического результата; это самостоятельное развитие выработанных умений, применение знаний, полученных на уроках русского языка, но уже на новом, продуктивном, поисковом уровне.
Новизна работы – включение проекта в урочное время, рабочую программу.
Актуальность применения метода определяется повышением проектирования в образовательном учреждении, повышением качества образовательного процесса и компетенции учителей и учащихся.
Практическое назначение работы:
1. Материалы презентаций учащихся останутся в копилке наглядных материалов кабинета литературы;
2. Результаты данного проекта представляют интерес для преподавателей и учащихся.
Проектный метод ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – парную, групповую или индивидуальную.
Метод проектов на уроках решает следующие задачи:
- развитие познавательных навыков учащихся;
- развитие умений ориентироваться в информационном пространстве;
- развитие критического и творческого мышления.
Данная технология предполагает:
- наличие проблемы, для решения которой требуется исследовательский метод;
- интеграция ранее изученных знаний;
- познавательную и практическую значимость предполагаемых результатов;
- самостоятельную деятельность учащихся.
Организация работы над проектом включает выбор темы, определение состава участников, планирование работы, сбор и анализ информации, постановку целей и задач, разработку этапов, определение вида проекта и способа его защиты.
Большинство авторов, дающих определение проекта, выделяют ряд характерных особенностей этого метода обучения. Прежде всего, это наличие проблемы, которую предстоит решить в ходе работы над проектом. Причём проблема должна иметь личностно значимый для автора проекта характер, мотивировать его на поиски решения.
Проект обязательно должен иметь ясную, реально достижимую цель. В самом общем смысле целью проекта всегда является решение исходной проблемы, но в каждом конкретном случае это решение имеет собственное, неповторимое воплощение. Этим воплощением является проектный продукт, который создаётся автором в ходе его работы и также становится средством решения проблемы проекта.
Итак, выяснение исходной проблемы, формулирование цели и создание умозрительного образа проектного продукта – первые характерные особенности проекта.
Ещё одно отличие проекта – предварительное планирование работы. Весь путь от исходной проблемы до реализации цели проекта необходимо разбить на отдельные этапы со своими промежуточными задачами для каждого из них; определить способы решения этих задач и найти ресурсы для этого; разработать подробный график работы с указанием сроков реализации каждого этапа.
Осуществление плана работы над проектом, как правило, связано с изучением литературы и других источников информации, отбора информации; возможно, с проведением различных опытов, экспериментов, наблюдений, исследований, опросов; с анализом и обобщением полученных данных; с формулированием выводов и формированием на этой основе собственной точки зрения на исходную проблему проекта и способы её решения.
Для воплощения найденного способа решения проблемы проекта создаётся проектный продукт. Проектный продукт должен обладать определенными потребительскими свойствами, то есть удовлетворять потребности любого человека, столкнувшегося с проблемой, на решение которой и был направлен данный проект.
Проект обязательно должен иметь письменную часть – отчёт о ходе работы, в котором описываются все этапы работы, все принимавшиеся решения с их обоснование, все возникшие проблемы и способы их преодоления; анализируются собранная информация, проведенные эксперименты и наблюдения, приводятся результаты опросов и т.п.; подводятся итоги, делаются выводы, выясняются перспективы проекта.
Непременным условием проекта является его публичная защита, презентация результата работы. В ходе презентации автор не только рассказывает о ходе работы и показывает его результаты, но и демонстрирует собственные знания и опыт в решении проблемы проекта, приобретённую компетентность. Элемент самопрезентации – важнейшая сторона работы над проектом, которая предполагает рефлексивную оценку автором всей проделанной им работы и приобретённого в её ходе опыта.[3,174]
На уроках русского языка метод проектов целесообразно использовать не вместо систематического предметного обучения, а наряду с ним, как компонент системы образования.[ 2,3]
Но прежде чем приступать к проектам, учитель должен многому научить детей. Исследователь должен не только уметь наблюдать, но и четко фиксировать свои наблюдения, формировать выводы и проверять их в повседневной жизни.
Хороший эффект дает применение метода проекта на итоговых и обобщающих уроках по творчеству поэтов и писателей. К ним ученики обычно готовят свои проектные работы с компьютерной презентацией. Например, к итоговому уроку по творчеству А.И. Крылова мои учащиеся сами выбирали басни, которые не входят в учебную программу, анализировали, выявляли мораль басен, рисовали иллюстрации к басням, ставили цели – зачем им эта работа, определяли практическую значимость басни – чему научила их басня.
Работа была групповая. Из двух подгрупп 6 «а» и 6 «б» классов были созданы 6 групп:
1 группа выбрала басню И.А. Крылова «Мартышка и зеркало»;
2 группа выбрала басню «Мартышка и очки»;
3 группа выбрала басню «Лошадь и собака»;
4 группа выбрала басню «Кошка и соловей»;
5 группа выбрала басню «Стрекоза и муравей»;
6 группа выбрала басню «Две собаки».
Учащимся 6 классов предлагаю несложные, но очень интересные задания: узнать время создания басни, мораль басни, языковые особенности, черты характера героев, какие человеческие пороки высмеивает автор, чему их научила басня.
Главными достоинствами этого обучения я считаю следующие:
- актуальность. В центре технологии — ученик, его активное участие, позволяющее применять приобретенные знания, умения и навыки, а также добывать эти знания самостоятельно;
- создание комфортной образовательной среды. Степень сотрудничества учитель—ученик, ученик—ученик становится фактором развития и самоопределения личности;
- дифференцированный подход. Тему проектов учащийся выбирает сам с учётом своих интересов и возможностей. Это позволит учащемуся реализовать свой творческий потенциал. В результате чего решаются и многие задачи личностно ориентированного обучения;
- использование информационных технологий: обработка информации и коммуникация всегда являлись и остаются основными видами учебной деятельности;
- формирование исследовательских умений;
Мотивирующий характер: право выбора, возможность самим контролировать процесс и сотрудничать с одноклассниками — всё это повышает мотивацию обучения.
Типология проектов:
1. Исследовательские проекты.
2. Творческие проекты.
3. Ролевые, игровые проекты.
4. Информационные проекты.
5. Практико-ориентированные проекты.
Ход работы над проектом может быть определен в общем виде через следующие этапы:
1. Подготовка к работе над проектом:
- определение темы и целей проекта;
- формирование групп для работы над проектом;
- планирование этапов работы.
2. Работа над проектом в группах:
- планирование работы;
- исследование;
- оформление выводов и результатов.
3. Представление – защита проекта.
4. Оценка проекта (несколько уровней оценки):
- самооценка;
- оценка других групп;
- оценка учителя;
- оценка специально созданной группы экспертов.
5. Рефлексия – анализ меры своего участия в общем деле:
- Что мы делали?
- Как мы делали?
- Каковы результаты?
- Каков мой личный вклад в решение проблемы?
К примеру, на уроках русского языка учащиеся создают проект «Простые и сложные предложения»
Класс делится на несколько групп. Групповая творческая деятельность захватывает детей, объединяет их интересы, учит толерантности. Они получают навыки общения, сотрудничества, саморегуляции поведения в коллективе. Работа в микрогруппах раскрепощает ребят, создает условия психологического комфорта, помогает преодолевать неуверенность, вселяет чувство взаимной заинтересованности, учит свободно излагать свои мысли, отстаивать свою позицию, слушать мнение других. Они учатся ставить пред собой цели, определять способы их достижения, прогнозировать результат и самостоятельно действовать по намеченной программе.
Каждая группа получает свое задание: «Простое и сложное предложение. Их отличие», «Грамматическая основа предложения», «Подлежащее. Способы выражения подлежащего», «Сказуемое. Типы сказуемых», «Второстепенные члены предложения», «Дополнение. Виды дополнения», «Обстоятельство. Виды обстоятельства», «Определение. Виды определения». В течение 4 уроков ученики подбирают материал в соответствии со своими заданиями.
На первом этапе — погружение в проект — учитель должен пробудить у учеников интерес к теме проекта. В результате работы над проблемой учитель вместе с учащимися определяет цель и задачи проекта — поиск способов решения проблемы проекта.
На втором этапе учитель организует школьников в группы, определяя цели и задачи каждой из них. При этом необходимо учитывать характер задания, используя индивидуальный подход. В этом проявляется личностно ориентированный аспект проектной деятельности.
Третий этап — осуществление деятельности. Именно на этом этапе обучающиеся проявляют наибольшую самостоятельность в поиске информации по теме. Учитель постоянно контролирует ход самостоятельной работы учащихся, так как при подготовке проекта важен не только результат работы, но и сам процесс приобретения новых знаний и умений.
Четвертый этап — презентация проекта — одна из целей проектной деятельности обязателен, потому что именно на заключительном этапе проекта появляется ощущение завершенности.
Продуктом проектной деятельности учащихся стали презентации, доклады, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, исследовательские работы. Конечным продуктом также может быть мультимедийная презентация, которая успешно используется на уроках русского языка и литературы.
Метод проектов, безусловно, успешен лишь в том случае, если он идет от ученика. Но даже если это так, нужно постоянное живое участие учителя, так как необходима поддержка и поощрение учеников. И без координации действий учителем работа может зайти в тупик и интерес снизится, а возможно, и совсем сойдет на нет.
Хотя проектное и личностно-ориентированное обучение дает возможность использовать множество подходов (обучение в деле, самостоятельные занятия, совместный мозговой штурм, ролевая игра и т.д.), учит ребят анализировать и систематизировать, приносит чувство удовлетворения ученикам, видящим свой результат.
Но иногда, пользуясь компьютером, ученики без труда и усилий выполняют домашние задания: скачивают с сайтов готовые доклады, рефераты, сочинения, творческие работы. Считаю, что от такой «работы» пользы мало и для ученика, и для учителя. Поэтому педагог должен научить учеников обработать найденную информацию, преобразуя ее в виде тезисов, опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.д.
Так как выполнение проекта проходит в режиме сочетания урочных и внеурочных занятий, то привлекаю и родителей. На одном из собраний родителям разъяснила суть метода проектов и его значимость для развития личности детей.
Однако при этом важно, чтобы родители не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, а вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности – важные факторы поддержки мотивации и обеспечения самостоятельности школьников.
Слежу за процессом осмысления, приобретения и применения учащимися знаний, необходимых в том или ином проекте. Совместно мы корректируем недостатки, дополняем содержание. Не навязываю свое мнение, тактично направляю ребенка на самостоятельный поиск.
Я считаю, что такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике.
Особого внимания требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта. Доводим каждый проект до успешного завершения, оставив у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Представление проекта для многих стало ярким, волнующим событием года. Вдруг неожиданно ярко раскрылись некоторые дети. Они смогли побороть робость, заинтересовали одноклассников, показали свою артистичность. А некоторые ребята преодолели желание бросить начатый проект, довели дело до конечного результата. Чем больше проектов осуществляли мои дети, тем стремительнее повышалась их самостоятельность, развивалось творчество.
Проектная деятельность ставит каждого ребенка в позицию активного участника, дает возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков учащихся, создает обстановку общей увлеченности и творчества. Каждый выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а, значит, становится более самостоятельным и ответственным.
На представлении результатов проекта часто присутствуют дети из других классов, родители.
Очень важным этапом после презентации является оценка и самооценка, рефлексия. Это ответы на вопросы слушателей, отстаивание своей точки зрения, формулировка окончательных выводов.
Ребята отвечают на такие вопросы взрослых и одноклассников:
- что дал тебе проект для жизни;
- что у тебя лучше всего получилось;
- какие изменения произошли в знаниях по предметам;
- с какими источниками научился самостоятельно работать;
- научился ли работать в группе;
- стал ли увереннее в общении со сверстниками.
Развитие личностных качеств и способностей школьников опирается на приобретение ими опыта разнообразной деятельности: учебно- познавательной, практической, социальной. Поэтому создаю условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.
Таким образом, проектная деятельность - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. Метод дает простор для творческой инициативы учащихся и педагога, подразумевает их дружеское сотрудничество, что создает положительную мотивацию ребенка к учебе.
Учебный проект по русскому языку для школьников-исследователей – это возможность делать что-то интересное самостоятельно или в группе, максимально используя свои возможности; это деятельность позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели.
Учебный проект для учителя – это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования, а именно – учить проблематизации, целеполаганию и планированию деятельности, самоанализу и рефлексии, поиску нужной информации, проведению исследования, освоению и использованию адекватной технологии изготовления продукта проектирования, презентации хода своей деятельности.[2;4].
Таким образом, проектная деятельность – один из лучших способов для совмещения современных информационных технологий, личностно-ориентированного обучения и самостоятельной работы учащихся. Главное – продумать способы введения метода проектов в структуру уроков.
Использованная литература:
1. Вахрушева Л.М. Применение проективного метода на уроках русского языка [Текст]/ Л.М.Вахрушева //Русский язык. – 2007. - №14. – С. 35-36.
2. Соколова Ю.А. Учебный проект и возможности его реализации на уроках русского языка [Текст]/ Ю.А.Соколова // Русский язык в школе. – 2008. – №3. – С. 3 – 10.
3. Ступницкая М.А. Новые педагогические технологии: учимся работать над проектами [Текст]: рекомендации для учащихся, учителей и родителей / М.А.Ступницкая; художник А.А.Селиванов. – Ярославль: Академия развития, 2008. С. 7- 197.
4.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования // Под ред. Е. С. Полат. — М.: Просвещение, 2000.
5.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств. — М.: Просвещение, 2005. — С. 100—116.
6.Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. Материал подготовлен на основе анализа педагогической литературы и зарубежного опыта, представленного в сети Интернет. //Образование в современной школе. – 2000 - № 4 - с.21-25.
7.Крылова Н. Проектная деятельность школьника как принцип организации и реорганизации образования.// Народное образование . - 2005 . - № 2 - с.113-121
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности во внеурочное время
Данный материал раскрывает мотивационную сторону проектной деятельности во внеурочное времяю при подготовке к различным конкурсам...
ПРОЕКТ: «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности во внеурочное время"
Проект педагогического эксперимента по внедрению проектной деятельности во внеурочной деятельности....
проектная деятельность во внеурочное время
презентация + программа курса...
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии
Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...
Проектная деятельность в урочное и внеурочное время по истории.
В статье описана практическая деятельность в урочное и внеурочное время по истории с использованием проектной технологии, которая имеет позитивные результаты....
Педагогический проект "Проектная деятельность в урочной и внеурочной деятельности"
За время обучения в школе дети должны не только получить знания, но максимально развить свои способности. Формирование способностей невозможно вне активной, заинтересованной деятельности учащихся. Я, ...
Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"
Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....