Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии
статья по технологии на тему
Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям. Невозможно научить человека чему-либо, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, так как развитие человека протекает на протяжении всей его жизни.
Именно деятельность учителя технологии направлена на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии
Т.В.Бондарева
Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.
В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, способных нестандартно и качественно решать существующие проблемы, творчески подходить к любым изменениям. Невозможно научить человека чему-либо, если он сам не будет учиться, если он не овладеет умениями самостоятельно добывать знания. Эти умения играют решающую роль в развитии личности, так как развитие человека протекает на протяжении всей его жизни.
Именно деятельность учителя технологии направлена на то, чтобы создать условия для формирования и развития творческой активности каждого учащегося.
Я работаю учителем технологии в средней общеобразовательной школе № 20 города Мурома, расположенной в микрорайоне, где социальный состав жителей очень разный, поэтому при выборе организации учебно-воспитательного процесса стараюсь учитывать возможности каждой семьи.
В нашей школе, как и во многих российских общеобразовательных учреждениях, учителя не только ищут эффективные подходы в обучении, но и создают все условия для проявления внутренних побуждений каждого ученика в любом возрасте.
Сами по себе творческие способности не развиваются, поэтому поиск более совершенных подходов к обучению и воспитанию детей «заставляет» меня выстраивать процесс обучения таким образом, чтобы не пропала ни одна талантливая личность, чтобы творческие задатки каждого человека могли реализоваться в полной мере на протяжении всей его жизни.
В современной школьной практике используются различные педагогические технологии, которые активизируют творческие способности учащихся. Наиболее продуктивным в образовательной области «Технология» я, как и мои коллеги учителя технологии нашего города, считаем проектные творческие технологии, так как работа над проектами способствует развитию вкуса, воспитывает гуманность, нравственность, формирует рефлексию.
Изучив понятие, структуру и типологию проектов, я начала строить процесс обучения по данному предмету. Заметила, что в ходе выполнения проектов у школьников вырабатываются умения обобщать, систематизировать получение знания и анализировать экономическую, экологическую и технологическую ситуации.
В 2009 учебном году мной обобщен опыт по теме «Мотивация интеллектуального интереса и эмоционального отклика у учащихся на уроках технологии через проектное обучение». Работа над этой проблемой дала положительные результаты. В последующие годы повысился уровень знаний учащихся, это подтверждают результаты предметных олимпиад на которых мои ученики занимают призовые места.
Работа по внедрению творческих проектов на уроках даёт положительные результаты но, к сожалению, на уроке учитель ограничен определёнными рамками: изучение программного материала, да и общение между учителем и учащимся на уроке в силу обстоятельств достаточно формальное.
Чтобы дать возможность каждому ученику раскрыть себя, необходимо расширить рамки образовательного процесса, а это возможно лишь при включении ребенка во внеурочную деятельность.
Основная задача, которую я поставила перед собой – помочь растущему человеку, дать дополнительное образование, способствовать духовному и интеллектуальному развитию, то есть помочь ученику в любом возрасте проводить свободное время с пользой, развиваясь и постигая новые открытия через проектную деятельность.
Проанализировав результаты своей педагогической деятельности, я пришла к выводу, что привлекать к проектной деятельности учащихся по технологии необходимо на ранней ступени обучения. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образовании внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание и время в образовательном процессе. В 1-х классах я работаю по программе дополнительного образования «Бумажные фантазии» в рамках ФГОС. Увлекаю первоклассников проектами одного занятия - решаю задачи не только художественного воспитания, но и прививаю интерес к занятиям по технологии.
От того, каковы наши дети сегодня, зависит, каким будет общество завтра. Чтобы помочь растущему человеку с пользой проводить свободное время и дать возможность открыть себя, стараюсь увлекать учащихся внеурочной деятельностью. Для учащихся 5-8 классов разработала программу дополнительного образования «Лоскутная мозаика и волшебный клубок», которая позволяет расширить объекты проектной деятельности и формировать творческие способности учащихся.
В 9-х классах веду разработанный мной элективный курс «Сохранение традиций русской культуры». Изучение данного курса направлено на углубленное овладение знаниями, необходимыми для практической деятельности в дальнейшей самостоятельной жизни учениц и выборе профиля обучения в старшей школе.
Дети с большим желанием выполняют тот вид работы, который им интересен: ковроплетение, батик, вязание, изготовление игрушек и костюмов для участия в школьных и городских конкурсах.
В основном учащиеся 1 и 5 классов выполняют личностные краткосрочные проекты за 1-2 занятия, так как для детей этой группы важен быстрый результат работы.
Учащиеся 6-9 классов с большим удовольствием занимаются коллективными проектами средней продолжительности от недели до нескольких месяцев.
Работа над творческими проектами идет по определённому плану:
-выбор темы проекта и формулировка проблемы;
-исследование проблемы
-генерирование идей
-разработка технического решения
-планирование
-реализация
-испытание
-самооценка и защита.
Естественно, что основной вид работы над проектом на дополнительных занятиях - это выполнение практической части, поэтому многие пункты творческого проекта мы просто выясняем во время беседы.
Чтобы заинтересовать и увлечь детей, в своей практике использую наиболее распространенные типы нестандартных занятий: КВН, конкурсы, игры, репетиции и выступления.
Такие нестандартные занятия способствуют развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности, смекалки и изобретательности, стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы.
Самый интересный этап, к которому дети готовятся как к празднику -защита проекта. Защита проекта проводится в виде обзорного выступления, мультимедийной презентации, выставки работ, показу сценариев перед сверстниками и родителями.
На дополнительных занятиях во внеурочное время решаются вопросы эстетико-познавательного воспитания, которые открывают широкие возможности для художественно-творческого развития учащихся, формируют у них эмоционально-нравственное отношение к миру, окружающей жизни, к людям, развивают мышление.
Именно данные занятия способны разбудить и воспитать душу ученика, сформировать в нем творческое начало.
«Быть активным человеком – значит дать проявиться своим способностям, всему богатству человеческих дарований. Это значит обновляться, расти, вырываться из стен своего изолированного «Я», испытывать глубокий интерес, страстно стремиться к чему – либо, отдаваться»-Э.Фромм.
Литература:
1. Астахов А. И. Воспитание творчеством: Книга для учителя. М. Просвещение, 2006.
2. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Изд. Ростовского университета, 1999.
3. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству. – М.: Знание, 2010.
4. Горенков Е. М. Технологические особенности совместной деятельности учителя и учащихся в дидактической системе Н. В.Занкова. Н. Ш. №4 2012.
5. Молева Г. А., Богданова И. А. Применение принципов развивающего обучения на уроках технологии. Школа и производство. №7 2009.
6. Пахомова Н. Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2011.
7. Симоненко В. Д. Технологическое образование школьников. – Брянск: Издательство БГПУ, 1999.
8. Чекмарев. Уроки творчества. – М.: 2012.
9. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах (под ред. Н. П.Кузина и др.). – М.: Педагогика, 1980.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/01/10/picture-46708.jpg)
Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала
В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...
Развитие коммуникативной компетенции учащихся в процессе проектной деятельности
Наиболее важными для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативными умениями учащихся являются, на наш взгляд, мастерство публичных выступлений, умение вести диалог, дискуссию, ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/23/picture-186729-1358968198.jpg)
Развитие творческой активности учащихся в процессе изучения химии в коллективных, групповых, индивидуальных формах обучения.
Квалификационная работа на высшую категорию по химии...
![](/sites/default/files/pictures/2014/03/20/picture-249984-1395321175.jpg)
Творческая активность учащихся в процессе проектной деятельности на уроках информатики
Предмет «Информационные технологии» один из немногих, где проектная деятельность может стать основной формой обучения.На уроках по «Информационным технологиям» проектная деятельность решает важную про...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/10/picture-346468-1676025205.png)
Развитие творческой активности учащихся в процессе исследовательской деятельности.
Основная цель развития исследовательской деятельности учащихся – обучение методам самостоятельного мышления, направленного на фиксирование и анализ фактов и явлений, видение путей и способов решения и...
![](/sites/default/files/pictures/2019/11/02/picture-511224-1572686024.jpg)
«Опыт развития социального взаимодействия учащихся в процессе проектной деятельности на уроках технологии».
Целью данной работы является анализ существующих и выбор оптимальных форм и методов взаимодействия учащихся во время коллективной проектной деятельности в рамках предмета Технология....
![](/sites/default/files/pictures/2017/08/29/picture-941979-1503979765.jpg)
Реферат Развитие исследовательских навыков учащихся в процессе проектной деятельности на уроках биологии
Информация об опытеУсловия возникновения опыта. Возникновение и становление опыта проходило в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразова...