проектная деятельность во внеурочное время
методическая разработка по физике (5 класс) по теме

презентация + программа курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ.doc166.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Главная цель современного образования - формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества. Формирование у учащихся способности к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности возлагается в первую очередь на образование и главным образом на среднюю школу. Реализация этих целей может осуществляться также через научно-исследовательскую деятельность учащихся.

Курс «Занимательная физика» преимущественно рисует картину природы и человека, знакомит учащихся с физическими явлениями, в которых проявляется свойства тел,  строение вещества, движение и взаимодействие его частиц. Учащиеся изучают способы измерения физических величин с помощью измерительных приборов. В данном курсе они научатся пользоваться мензуркой, термометром, рычажными весами, динамометром, секундомером. Вторая часть курса 5-го класса структурирует представление о физической картине мире на основе постепенного углубления представлений о природе взаимодействий

Изучение физики с 5-го класса является эффективным, потому что в этом возрасте ребята воспринимают материал, предлагаемый им к изучению, легко. Когда ребята проходят пропедевтический курс физики, они не только получают базу знаний по физике, они также развивают свою логику, мышление, кругозор. Круг интересов учащихся очень обширен: одни любят мастерить и конструировать, других привлекает история науки или технические применения законов физики, третьи любят проводить наблюдения и исследования различных явлений. Данный курс позволит учащимся задуматься над окружающими явлениями и находить им правильные объяснения.

Это актуально в наше время, когда разобщенность учебных предметов естественного цикла приводит к разобщенности знаний, к бессмысленности их. Кроме того, наши дети, к сожалению, рано утрачивают способность удивляться. Задача педагога – привлечь внимание ученика, показать удивительное в привычном, убедить, что физика – инструмент для познания окружающего мира.

Цели программы:

- курс "Физика своими руками" является пропедевтическим, т.е. готовит учащихся к более глубокому изучению систематического курса физики на втором этапе в 7-9-х классах;

-формирование ключевых компетентностей учащихся,  самообразовательных, информационных, коммуникативных, практических посредством выполнения практических работ и опытов, проектов, ведение наблюдений и исследовательской работы с информацией;

- структура и содержание учебного материала позволяет создать условия для формирования у учащихся навыков самостоятельной работы с физическими приборами, информацией из справочников, Интернета.

Задачи программы:

- формирование представления о явлениях и законах окружающего мира, с которыми школьники сталкиваются в повседневной жизни;

- развитие способностей к исследовательской и проективной деятельности;

- создание условий для развития устойчивого интереса к изучению физики;

- создание условий для приобретения учащимися практических навыков.

          Отличительная особенность данной программы от уже существующих программ по физике для 5 класса состоит в том, что каждое занятие включает в себя практическую и исследовательскую часть, изучение физических явлений, терминов через экспериментальную деятельность учащихся.

Программа рассчитана для учащихся 5 класса 11 лет.

 Программа реализуется учителем в 2011 – 2012 учебном году.

          Основные формы организации учебных занятий.

В соответствии с целями  данного курса, его содержанием и методами обучения наиболее оптимальной формой занятия является самостоятельная исследовательская работа.

Необходимо отдавать предпочтение следующим формам работы:

экскурсии;

практические и лабораторные работы;

консультация с учителем;

работа в малых группах (2-3 человека) при выполнении исследовательских  и проектных заданий;

подготовка отчетных материалов по результатам проведения исследований.

Ожидаемые результаты и способы определения их достижения

  • Учащимся необходимо знать основной и дополнительный теоретический материал, рассматриваемый на факультативных занятиях по основным разделам физики. Обучающиеся должны уметь на практике пользоваться соответствующими приборами, иметь твердые навыки работы с измерительными приборами (определять цену деления, снимать показания, соблюдать все требования техники безопасности).

  • Учащиеся должны овладевать навыками письменной речи, для того, чтобы грамотно, ясно и доступно выразить свои мысли при написании инструкций к своим моделям и приборам, при составлении текстов  проектов и исследовательских работ.

  • Выполнение, а также защита работ и проектов исследовательского характера предусматривает итоговые конференции в классе, с последующим выступлением на научных конференциях школьного уровня. Высшей формой оценки результатов труда учащихся является участие в научных конференциях различного уровня (от районных  до республиканских).

Критерии оценки деятельности учащихся:

             В 5-м классе учащиеся должны знать: понятие физическое тело, вещество, физическое явление, виды сил, масса, инерция, невесомость,  строение вещества, основные положения теории строения вещества.

В 5-м классе учащиеся должны уметь: определять цену деления физического прибора, пользоваться линейкой, мензуркой, секундомером,  отвесом, динамометром, измерять температуру, объяснять диффузию, расширение тел при нагревании.

В работе по данному курсу следует обратить особое внимание на формирование общеучебных критериев деятельности учащихся:

1. Формирование навыков самостоятельной работы с информацией, по инструкции работы с прибором.

2. Обучение элементам исследовательской деятельности, наблюдение, умение делать выводы, оформлять отчет о проделанной работе.

Педагогические технологии, используемые в процессе преподавания

– проблемное и проектное обучение – основные методы ведения уроков, т.к. курс 5 класса насыщен действием, демонстрационными опытами, практическими наблюдениями, небольшими исследованиями. Дети в 11-12 лет любят фантазировать, изобретать. Проблемное и проектное обучение позволяет развить на первом этапе познавательную активность, научить элементам исследования, наблюдения, приучить к оформлению результатов наблюдения. В основном все работы творческого характера, включающие вопросы, активизирующие мышление учащихся: как ты думаешь? можно ли измерить? Из своих наблюдений сделай вывод? и т.д.;

– при подготовке к урокам необходимо учитывать психологические особенности возраста. Весь иллюстративный материал, как основное средство подачи информации, должен быть ярким и красочным, возбуждать зрительное восприятие.

– из всех видов деятельности предпочтение отдается игре. Последний урок в четверти – предметная эстафета, физический бой, соревнование и т. п. Необходимо использовать творческую фантазию и выдумку детей через творческие домашние работы: сочини сказку, рассказ, нарисуй, изобрети, придумай применение.

Тематическое планирование

№ урока

Тема занятия

Количество часов

Вид занятия

Наглядные пособия и технические средства

Задания для учащихся

Введение (5ч)

1

Что изучает физика? Физические явления.

1

Комбинированный урок

Набор оборудования для демонстрации физических явлений.

2

Методы изучения физических явлений.

1

Комбинированный урок

Д.П.Р.№1

3

Измерение – основа техники.

1

П.Р. «Измерение длины, площади, объема, времени»

Д.П.Р.№2

4

Цена деления прибора.

1

П.Р. «Определение цены деления мензурки, термометра, линейки»

Оборудование: мензурка, линейка, секундомер.

Определить цену делений приборов домашнего хозяйства: весы, спидометр, линейка, термометр.

5

В мире приборов.

1

Экскурсия в школьную лабораторию.





Придумайте  научное применение шариковой ручке.

Тело и вещество (14 ч)

6

Характеристики тел и веществ.

1

Комбинированный урок

Набор тел и веществ.

Д.П.Р. № 3

7

Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества.

1

Комбинированный урок

Д.П.Р. №4

8

Масса тела. Эталон массы.

1

Л.Р. «Измерение массы тела с помощью весов».

Рычажные весы, набор  различных тел.

Измерение массы тел с помощью бытовых весов.

9

Температура. Термометр.

1

Урок – экскурсия "Температура воздуха одна из важнейших характеристик состояния воздуха"

Термометры. Карточки с указанием объекта и планом наблюдения.

Измерить температуру воздуха: утром, днем и вечером (в течение недели).

10

Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села»

1

Проект

План составления проекта.

Д.П.Р.№5

11

Конкурс «Научные забавы»

1

Игра с демонстрациями занимательных опытов

Оборудование для опытов

12

Строение вещества. Молекулы и атомы.

1

Комбинированный урок

Модели молекул и атомов. Микроскоп.

Д.П.Р.№6

13

Движение молекул. Диффузия.

1

Исследовательская работа «Наблюдение и изучение диффузии»

Дезодорант, бензин, нашатырь,   криссталы калия марганца кислого, чайная заварка, горячая и холодная вода, чернослив или изюм.

Определить скорость диффузии.

14

Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях»

1

Проект

Оборудования для исследования диффузии

Д.П.Р.№7

15

Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений.

1

Проект

Д.П.Р.№8, подготовка к конкурсу

16

Конкурс «Найдите применение»

1

Игра

Презентация, оборудование

17

Плотность вещества.

1

Комбинированный урок.

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Определить плотность мороженого, шоколада.

18

Проект «Плотность овощей»

1

Проект

Мензурка, весы, линейка, набор тел.

Д.П.Р.№9

Сочинить сказку с физическим смыслом.

19

Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были…»

1

Игра, конкурс

Презентация

Д.П.Р.№10

Народные приметы (4ч)

20

Проект « Народные приметы глазами физика»

1

Проект

 Набор книг по народным приметам: «Круглый год» и др. Интернет ресурсы.

Составить список народных примет по группам: к улучшению погоды, к ухудшению погоды.  

21

Ролевая игра «Синоптики природы»

1

Ролевая игра

Пословицы и поговорки о погоде.

22

Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов»

1

П.Р.

Набор оборудования для конструирования приборов.

Изготовить  флюгер, барометр для дома.

23

Конкурс «Круглый год»

1

Конкурс

Презентация

Взаимодействие тел (7ч)

24

Сила как характеристика взаимодействия

1

Комбинированный урок

Динамометр.

Конкурс рисунков «Физика своими руками»

25

Явления тяготения. Сила тяжести.

1

Комбинированный урок

Трубка Ньютона, динамометр, наборы тел.

Исследование «Действие сил в практической деятельности человека»

26

Вес тела. Невесомость.

1

Комбинированный урок

Динамометр, целлофановый мешок.

Определить вес тела различных тел с известной массой тела.

27

Деформация. Виды деформации.

1

Исследовательская работа «Деформация. Виды деформации»

Полосовая резина, пружина, линейка, материя, пластилин.

Д.П.Р.№11

28

Сила трения.

1

Урок – экскурсия на СТО.

Польза и вред силы трения.

29

Роль трения в природе и технике.

1

Проект «Роль трения в природе и технике»

Песок, вазелин, шарик, наклонная плоскость.

Конкурс кроссвордов по физике.

30

Турнир знатоков любителей физики.

1

Игра

Презентация, оборудование

Школьная книга экспериментов (4ч)

31

Проект «Школьная книга экспериментов»

1

Проект

Наборы для различных физических экспериментов.

Подготовить письменное и графическое описание опыта

32

Занимательные опыты

1

П.Р.

Набор для занимательных опытов.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

33

Удивительное рядом

1

П.Р.

Мыльные пузыри и др. Презентация в  MS Power Point.

Подготовка к демонстрации своих опытов.

34

Шоу «Физика своими руками»

1

Заключительный урок.

Демонстрация  своих опытов учащимися.

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Количество часов

теоретические

практические

1

Введение

5

2

3

2

Тело и вещество

14

5

9

3

Народные приметы

4

-

4

3

Взаимодействие тел

7

3

4

4

Школьная книга экспериментов

4

-

4

Итого:

34

10

24

Содержание учебного материала.

Раздел 1. Введение (5ч)

Физика – наука о природе. Ознакомление с физическими методами исследования природы, физическими явлениями, объектами изучения физики, физическими величинами, измерительными приборами. Цена деления прибора.

Раздел 2. Тело и вещество (14ч)

 Характеристики тел и веществ. Твердое, жидкое, газообразное состояние вещества. Масса тела. Эталон массы. Температура. Термометр. Проект «Температура воздуха в разных точках нашего села» Строение вещества. Молекулы и атомы. Движение молекул. Диффузия. Проект «Диффузия в различных агрегатных состояниях». Объяснение различных состояний вещества на основе молекулярно-кинетических представлений. Плотность вещества. Проект «Плотность овощей». Игра «Научные забавы». Конкурс «Найдите применение». Конкурс сказок с физическим смыслом «Жили – были».

Раздел 3. Народные приметы (4ч)

Проект « Народные приметы глазами физика». Ролевая игра «Синоптики природы». Конструкторское бюро «Изготовление самодельных приборов». Конкурс «Круглый год».

Раздел 4. Взаимодействие тел (7ч)

Сила как характеристика взаимодействия. Явления тяготения. Сила тяжести. Вес тела. Невесомость. Деформация. Виды деформации. Сила трения. Роль трения в природе и технике. Турнир знатоков любителей физики.

Раздел5. Школьная книга экспериментов (4ч)

 Проект «Школьная книга экспериментов». Занимательные опыты. Удивительное рядом. Шоу «Физика своими руками».

Методическое обеспечение программы.

Методический комплекс:

1. А.А.Кузнецов О стандарте второго поколения //журнал «Физика в школе»  № 2 2009г.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования (проект) // Стандарты второго поколения М Просвещение 2009г.

3.  Примерные программы среднего (полного) общего образования (проект) // журнал «Физика в школе» № 3 2010г.

4. Гуревич А.Е. “Физика и химия .5-6 кл.” – М.: Дрофа, 1999 г.

5. Гуревич А.Е., Исаев Д.А., Понтак Л.С. “Физика. Химия. 5-6 кл.”: Методическое пособие. – М.: Дрофа, 1998.

          – имеется тематическое планирование и дидактический материал, физические диктанты (в форме кроссвордов), тесты.

– разработаны печатные тетради для учащихся, с кратким содержанием теоретического материала, заданиями, описанием практических работ и подробными инструкциями по выполнению домашнего задания.

- разработаны компьютерные презентации для проведения уроков, лабораторных и  практических работ.

Учебно-материальное обеспечение программы

  1. компьютеры
  2. интерактивная доска

Приборы общего назначения для кабинета физики

  • Весы технические до 1000 гр. с разновесами
  • Метр демонстрационный
  • Плитка электрическая лабораторная
  • Секундомер электронный
  • Штатив универсальный
  • Термометр демонстрационный жидкостный
  • Динамометры
  • Камертоны на резонирующих ящиках
  • Комплект тележек легкоподвижных
  • Набор для демонстрации свободного падения тел на штативе
  • Набор тел равного объема
  • Набор тел равной массы
  • Трубка Ньютона

Приборы лабораторные

  • Набор динамометров  до 4 Н
  • Набор грузов по механике
  • Термометры лабораторные
  • Штатив для фронтальных работ

Экранные и печатные пособия для кабинета физики

Учебные таблицы

1.        Портреты физиков

2.        Международная система единиц СИ

3.        Физические величина и фундаментальные константы

4.       Физика 7 класс (20 таблиц)

Диски

1.        Физика -1 (Лабораторные работы)

2.        Физика - 2 (Волновые процессы)

3.        Физика – 3 (Физическая картина мира и др.)

4.        Физика – 4 (Диффузия. Поляризация)

5.       Открытая физика 1.1  Ч.1

         6.   Уроки физики, 7-11 классы. Мультимедийное приложение к  урокам. – CD-диск издательства «Глобус».

Возможная тематика исследовательских проектов:

  1. Исследование отражающей способности природных материалов.
  2. Определение влажности и температуры воздуха в различных местах при одинаковых погодных условиях.
  3. Исследование скорости испарения жидкости листьями растений.
  4. Расчет  уровня осадков.
  5. Исследование деформации и видов деформации.
  6. Изучение признаков сохранения ясной и сухой погоды.
  7. Изучение признаков наступления ненастья.
  8. Изучение и анализ народных примет.
  9. Физические приборы своими руками.

 Принятые сокращения:

          ЛР – лабораторная работа.

ПР – практическая работа.

ДПР – домашняя практическая работа

Фрагмент рабочей тетради для домашних практических работ по физике

Практическая работа №1.

Измерение длин.

Задание 1.

Пользуясь масштабной линейкой, измерьте следующие длины предметов и расстояний.

1.длину указательного или среднего пальца ……….

2.длину локтя, т.е. расстояние от конца локтя до конца среднего пальца…………..

3.длину ступни от конца пятки до конца большого пальца………………….

4.окружность шеи………………

5.окружность головы………………..

6.длину……..    ширину……      высоту……           спичечной коробки.

7.длину спички………..           иголки……..

Задание 2.

Ознакомьтесь с рулеткой, осмотрите ее устройство, научитесь разматывать и сматывать рулетку.

1. пользуясь рулеткой, измерьте длину…  ширину…….своей комнаты.

2.измерьте высоту………       входной двери.

Задание 3.

Научитесь отмечать  при  помощи рук и  пальцев длины в 1дм. и 1см.

  1. возьмите масштабную линейку, отметьте на бумаге карандашом длину 1дм.и раздвинув указательный и средний пальцы, запомните как их нужно раздвигать, чтобы откладывать 1дм. уже без линейки.
  2. проверьте длину линии при помощи «собственных» дециметров и при помощи масштабной линейки.

                      А        Б

М        К

        

Сделай вывод.

Практическая работа № 2.

Измерение длины.

Задание1.

  1. вечером перед сном, снимите обувь и станьте спиной к косяку раскрытой двери.
  2. плотно прикоснитесь к косяку пятками, тазом, спиной и затылком и держите голову прямо.
  3. попросите кого-нибудь отметить на косяке небольшую черточку.
  4. измерьте расстояние от пола до черточки в сантиметрах и миллиметрах.
  5. проделайте тоже самое утром.
  6. результаты запишите в таблицу

Вечером

Утром

разница

 Задание 2.

 Определите среднюю длину своего шага

1.  пройдите спокойной и ровной походкой 10 шагов.

  1. измерьте пройденное расстояние в метрах и сантиметрах и полученное число разделите  

на 10……………………

3.   установите среднюю длину своего шага …………….

4.   после измерения расстояний шагами обязательно измерьте его рулеткой ………………….

 

Задание 3.

  1. измерьте диаметры монет достоинством 1, 5, 10, 50.копеек



Диаметр монет

1 коп …………..

5 коп…………

10 коп………….

50 коп……….

.

Сделай вывод.

Практическая работа № 3.

Измерение диаметров малых тел.

Задание 1.

1.намотайте на цилиндрическую ручку несколько витков проволоки, прижимая как можно туже один виток к другому.

  1. измерьте с помощью линейки длину полученного ряда …………….        

3.подсчитайте число витков …………….  

  1. разделите длину полученного ряда  на число витков, и вы получите диаметр проволоки ………..

Задание 2.

1.измерьте, диаметры нитей определенного номера как вы делали это в задании № 1.

Нитки № 10 ………………..

            № 30 ………………..

            № 40 ……………….

Задание 3.

1.возмите несколько одинаковых монет, сложите их стопкой  и измерьте толщину стопки -----  

2.разделите полученный результат на число монет, и вы получите диаметр одной монеты -----

Сделайте вывод

Ресурсное обеспечение

  1. http://physics03.narod.ru/Interes/Magic/baby.htm
  2. http://igrushka.kz/vip18/soprov.shtml
  3. http://www.rusedu.ru/detail_1068.html
  4. http://physis.ucoz.ru/publ/1
  5. http://physik.ucoz.ru/index/gia_po_fizike/0-354
  6. http://www.uchportal.ru/load/39


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья организация проектной и исследовательской деятельности во внеурочное время

приобщение обучающихся к исследовательской деятельности...

Организация проектной деятельности во внеурочное время

Данный материал раскрывает мотивационную сторону проектной деятельности во внеурочное времяю при подготовке к различным конкурсам...

ПРОЕКТ: «Развитие компетентностей обучающихся средствами проектной деятельности во внеурочное время"

Проект педагогического эксперимента по внедрению проектной деятельности во внеурочной деятельности....

Организация проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время.

Методические рекомендации по организации проектно-исследовательской деятельности во внеурочное время....

Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности во внеурочное время по технологии

Одна из целей среднего образования – формирование разносторонне развитой, творческой  личности, самостоятельно адаптирующейся в коллективе и обществе.В современном обществе возникла потребность в...

Презентация к выступлению на МО учителей гуманитарного цикла "Развитие компетенций обучающихся через проектную деятельность во внеурочное время"

Презентация подготовлена совместно с учителем английского языка Балясниковой Т.И. Может быть интересна, т.к. показывает как оценивать проект....

Доклад: "Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихся"

Проектная деятельность во внеурочное время, как способ развития познавательного интереса учащихсяА.О. ВласоваЮ.Ю. ТюринаМуниципальное образовательное учреждение«Тираспольская средняя школа №11&r...