Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Тема:      Согласные звуки.  Согласные твёрдые и мягкие.

Цель: углубление знаний учащихся по фонетической системе русского языка, рассмотрение особенностей согласных звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_dekabrya_5_kl.docx51.73 КБ

Предварительный просмотр:

  13       декабря                                                  5 кл.                    Урок русского языка

Тема:      Согласные звуки.  Согласные твёрдые и мягкие.

Цель: углубление знаний учащихся по фонетической системе русского языка, рассмотрение особенностей согласных звуков.

Задачи:    1) обучить различать пар по мягкости –твёрдости;    2) рассмотреть изменения согласных в потоке речи; 3)выработать умение анализировать текст, работая в команде, развитие  коммуникабельности, креативности;  4)развитие аналитического мышления, познавательных умений в процессе рассмотрения роли согласных  в связном тексте; 5)воспитание чувства любви к русскому языку, чувства ответственности перед своими товарищами.

  Тип урока: урок усвоения нового материала

  Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Использованные структуры: РАУНД РОБИН,  РАУНД ТЭЙБЛ,  МИК –ФРИЗ –ГРУПП, ФИНК-РАЙТ-РАУНД- РОБИН

  Ход урока:

   Эпиграф к уроку:

 «И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь…наш дар бессмертный –речь»

                                                                                                                           И.А. Бунин

  1.   Организационный момент. Приветствие.  (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуем друг друга. (партнеры по плечу и партнеры по лицу приветствуют друг друга).

Тема сегодняшнего урока : Согласные звуки. Согласные твёрдые и мягкие. Давайте сформулируем цель нашего урока.   (Ответы учащихся)

Учитель. Итак, цель урока –углубление знаний по фонетической системе русского, рассматривая особенности  изменения согласных  в потоке речи .

Вступительное слово.   Языку мы учимся всю жизнь. Разделы науки о языке раскрывают нам всё богатство русского языка. Наша повседневная жизнь связана с общением, а значит –с языком, с речевой деятельностью. Мы должны знать особенности звуков речи, изучая фонетику русского языка и соблюдать орфоэпические нормы .К. Бальмонт, русский поэт, призывал любить и изучать особенности «могучего, первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее небо…»

  1.  Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель. Вы дома должны были подготовить  сообщение на тему «Каких звуков больше?» и «Кто может человека научить говорить?» и записать скороговорки. Мы проведём РАУНД РОБИН. У каждого участника будет по 40 сек.. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 40 сек.(выполняет) Участник №2 –ваши 40 сек…Спасибо. Участник №3 –ваши 40 сек.(выполняет)..Спасибо. Участник №4 –ваши 40 сек. (выполняет). Теперь я хочу услышать участника №2..Спасибо.Теперь я хочу услышать Участника №4. Спасибо. А что обозначают слова ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ.. Отвечает участник №1….Участник №3

А теперь проговорим наши скороговорки. Начинаем РАУНД РОБИН.У каждого будет 10 сек. Вы готовы? Начинает участник №1…№2…№3,,,№4 Всем спасибо.

Я хочу услышать участника №3..  Для чего нужны скороговорки? Спасибо. №1..Ты любишь скороговорки? Спасибо.

  1.  Актуализация Теперь мы выполним 1 задание. (5 мин) «Найди неверный ответ». Это задание взаимосвязано с заданием А1    ЕГЭ. Посмотрите на листочки или на экран.Все видите задания? Найдите неверный ответ, в которых нарушены орфоэпические нормы

Карточка №1          Карточка №2          Карточка №3                 Карточка №4

инженерА                 музЕй                       позвонИт                        повторИт

звонИт                      каучУк                     квартАл                           магазИн

кашнЕ                       тортЫ                      цЕмент                             щАвель         

2 задание. «Конструктор»(5 мин) С теми словами, в которых были неправильные ударения, составьте словосочетание, знаком «х» обозначьте главное слово.

Мы проведём РАУНД ТЭЙБЛ . Участник №1 составляет словосочетание со словом из  1 гр., записывает и передаёт листок участнику №2. Участник №2  записывает и передаёт словосочетание со словом из 2 гр. И передаёт участнику №3. Участник №3 записывает словосочетание со словом из 3 гр. И передаёт лист участнику №4. Участник №4 составляет словосочетание со словом из 4 гр. и кладёт лист на середину стола У всех получилось? Я хочу послушать участника №1. №2. №3. №4.

ФИЗМИНУТКА (3 мин)    МИКС- ФРИЗ –ГРУП.  Встали, задвинули стулья.

МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос:  Сколько согласных в русском языке? МИКС (музыка)ФРИЗ. Вопрос: Какие согласные не имеют пары по мягкости? МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос: Какие согласные не имеют пары по твёрдости? Диана, почему ты так считаешь? Аня, она правильно объяснила?

                        ХАЙ ФАЙФ  (сигнал тишины)

Дополнительные вопросы: Можно ли гласных в слабой позиции поставить в сильной позиции? Какая это орфограмма? Можно ли согласные в слабой позиции поставить в сильной? Какая это орфограмма?

Формирование умений навыков

                    ФИНК -РАЙТ-РАУНД  РОБИН

Упр.270 учебника. У вас 5 минут. …Время прошло. Все успели? Обсудите в команде. У каждого 15 сек, в ходе которых объясняет условия выбора орфограммы в двух словах

РЕФЛЕКСИЯ

ИТОГ урока.                

24 декабря                               7 кл.     Урок русского языка

    Тема: НЕ с деепричастиями.

Цель: изучение правописания деепричастия.

     Задачи:

1. Обучить правописанию деепричастий с НЕ;

2.обучить распознавать признаки глагола и наречия в деепричастиях;

3.рассмотреть роль деепричастий в связном тексте; развитие познавательных интересов учащихся к изучаемой теме, нацеливание их к на научно –исследовательскую работу;

4.акцентировать внимание на пунктуацию в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами;

5.воспитывать любовь к книгам, к русскому языку.

6.развитие коммуникабельности, аналитического мышления, работа в команде.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование: доска, компьютер, карточки с заданиями

Обучающие структуры: КОННЕКТ- ЭКСТЕНД –ЧЭЛЭНДЖ,ЗУМ ИН, МИКС –ФРИЗ ГРУП, ТАЙМД РАУНД РОБИН

             Ход урока:

Эпиграф урока:

                           Докапываемся до смысла слов,

                           Докапываемся до основ,

                           Докапываемся до истины.

                                                  Л.Мартынов «Смысл слов»

1. Организационный момент Приветствие ( 1 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дорогие мои ученики! Поприветствуем друг друга (партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга.

Тема сегодняшнего  урока  «НЕ с деепричастиями»

Как  вы думаете, какова цель нашего урока?(ответы учеников)

Да, цель урока изучение правописания НЕ с  деепричастиями.

Слово учителя. Ф.М. Достоевский в своей книге «Дневник писателя» отметил, что «язык есть, бесспорно, форма, тело, оболочка мысли…» Мы изучаем русский язык, чтобы научиться точности словоупотребления. Великий писатель говорил: «…Чем богаче  тот материал, те формы для мысли, которые я усваиваю себе для их выражения, тем буду я счастливее в жизни, отчётнее и для себя и для других, понятнее себе и другим, владычнее и победительнее»

2. Проверка домашнего задания

   КОННЕКТ –ЭКСТЭНД – ЧЭЛЕНДЖ.

Вы выполнили упр.169.Какую роль выполняют деепричастные  конструкции?. Нет ли в них слов с НЕ, правописание которых вам не знакомо?

РАСШИРИМ (углубим) знания по теме, СВЯЗЫВАЯ их с предыдущим опытом и ПРОДУМЫВАЯ возможные трудности.

     Вопросы: Какие знаки препинания надо поставить?  Чем могут быть выражены обстоятельства в предложении?

  1. Основная часть   (усвоение новых понятий).      

Рассмотрим предложения (ЗУМ ИН)

(Включить проектор)

.                                                                                                                                

Работа с учебником. ЭЙ АР ГАЙД.

(Раздать карточки с таблицей ЭЙ АР ГАЙД)

  4.          Физминутка   МИКС ФРИЗ – ГРУП.

Встали, задвинули стулья. МИКС (музыка)   ФРИЗ. Вопрос: На какие  виды делятся причастия? ГРУП.   МИКС (музыка). ФРИЗ На какие виды делятся деепричастия?  ГРУП. МИКС (музыка) Сколько временных форм у деепричастий? ГРУП

5.  Закрепление. Упр.170 (стол №1), 171 (стол №2),.Спишите пословицы и предложения, раскрывая скобки. Обозначьте орфограммы «Не с глаголами», «Не с деепричастиями»  Проведём  ТАЙМД РАУНД РОБИН. Каждый проговаривает ответ в команде по кругу в течение  15 сек. Начинает участник №1. Спасибо. Участник №2 –ваши 15 сек.   №3…№4… Спасибо.

6.   Рефлексия.

Домашнее задание.Упр.173, подгот. лингв. Рассказ о правописании Не с глаголами и деепричастиями.

7. Итог урока

                                                6 кл.    Урок русского языка.

Тема: Имя прилагательное

Цель. Актуализация  знаний учащихся по морфологическим признакам  имён прилагательных и об их роли в тексте .

Задачи:

- повторение  изученного  об именах прилагательныхв 5 классе;

-  воспитание любви  к русскому языку;

- развитие коммуникабельности, креативности;

- развитие аналитического мышления;

- развитие познавательных интересов учащихся к изучаемой теме, нацелить на научно –исследовательскую работу.

Тип урока: урок изучения нового материала

         Образовательные структуры ТАЙМД- ПЭА- ШЭА,ТАЙМД РАУНД РОБИН, ЭЙ АР ГАЙД, МИКС-ФРИЗ-ГРУП, СЕМАЛТИНИУС РАУНД РОБИН

Ход урока

ЭПИГРАФ к  уроку

                                       Тот, кто жизнью живёт настоящей,

                                       Кто к поэзии с детства привык,

                                       Вечно верует в животворящий,

                                       Полный  разума русский язык.

                                                                              Николай Заболоцкий «Читая стихи»

  1. Организационный момент. Приветствие (1 мин)

Учитель. Здравствуйте, ребята! Поприветствуем друг друга (партнёры по плечу и партнёры по лицу приветствуют друг друга.

Тема сегодняшнего урока «Имя прилагательное». Давайте сформулируем цель нашего урока.

Итак, наша цель повторение морфологических признаков прилагательных и рассмотрение их роли в связном тексте.

Вступительное слово учителя.  Писатель Белов в статье «Язык мой, друг мой» говорил: «Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она,  как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание…    Существуют вполне определённые грамматические  правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным». Наш язык –это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, как человек говорит, мы сразу  и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы сможем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности

  1. Проверка домашнего задания (5 мин)

Учитель.   Вы дома устно выполнили упр.268. Определите тему текста и укажите 6-7 ключевых слов, способствующих её осознанию. Какова роль прилагательных в тексте.

Проведём ТАЙМД –ПЭА-ШЭА.(5 мин) Начинает тот, у кого светлее глаза

Проведём ТАЙМД- РАУНД РОБИН. Прочитайте определение на стр.111.Расскажите о морфологических особенностях имён прилагательных У каждого участника 20 сек. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 20 сек. Спасибо. Начинает участник №2. Вы готовы? Ваши 20 сек.Спасибо. Начинает участник №3. Вы готовы? Ваши 20 сек.Участник №4 Ваши 20 сек.Закончили работу. Всем спасибо.

Учитель. Богатство русского языка проявляется в пословицах и поговорках.

ФИЗМИНУТКА МИКС-ФРИЗ-ГРУП. МИКС (музыка)..ФРИЗ.Вопрос: Сколько частей речи начинается со слова «имя…» ГРУП..МИКС (музыка) ФРИЗ…Вопрос. Сколько падежей в русском языке.? Груп...МИКС (музыка)..ФРИЗ. Вопрос:Какими членами предложения бывают в предложении имена сущствительные?

3.Основная часть (усвоение новых понятий)

Рассмотрение таблицы на стр. 112.

Склонение прилаг. и существ. по падежам.

( 3 ученика у доски, остальные в тетрадях)

4.ЗакреплениеСегодня мы должны рассмотрим роль прилагательных в художественном тексте.

Упр.269  (стол №1) Озаглавьте текст. Выпишите словосочетания «прилаг.+ существ».Укажите род, число, падеж прилаг.

 Теперь мы выполним упражнени272( стол №2). Проведём СЕМАЛТИНИУС РАУНД РОБИН. У каждого участника будет 5 мин, чтобы выполнить упражнения. Участник №1 выполняет 237, участник №2 выполняет 238, участник №3 выполняет 239, участник №4 выполняет 240 упражнения. ..Время вышло. Готовы? Начинает участник №1…№2….№3….№4…. Успели? Ещё 2 мин. Завершили работу. Всем спасибо. Теперь проверим, как вы выполнили задания. Отвечает участник №1 стол №2

  1. Рефлексия
  2. Итог урока          
  3. Домашнее задание упр.271 (1 гр.), 273 (2 гр).

 14       декабря                                                  7кл.                    Урок русской литературы

Тема:      Рр Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя.           Прославление товарищества, осуждение предательства в произведении.

Цель: обобщение знаний по изученному произведению, отработка навыка построения связной речи

Задачи:    1) обучить различать характерные особенности литературных героев;2)выявить авторское отношение к каждому из героев 3)выработать умение анализировать текст, работая в команде, развитие  коммуникабельности, креативности;  4)развитие аналитического мышления, познавательных умений в процессе рассмотрения роли согласных  в связном тексте; 5)воспитание чувства любви к Родине, чувства ответственности перед своими товарищами.

  Тип урока: урок усвоения нового материала

  Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Использованные структуры: ТАЙМД РАУНД РОБИН,    МИКС –ФРИЗ –ГРУПП, ФИНК-РАЙТ-РАУНД- РОБИН

  Ход урока:

   Эпиграф к уроку:

 «И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь…наш дар бессмертный –речь»

                                                                                                                           И.А. Бунин

1.  Организационный момент. Приветствие.  (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуем друг друга. (партнеры по плечу и партнеры по лицу приветствуют друг друга).

Тема сегодняшнего урока : Подготовка к сочинению по повести «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя. Давайте сформулируем цель нашего урока.   (Ответы учащихся)

Учитель. Итак, цель урока –обобщение знаний по творчеству Гоголя, подготовка к сочинению

Вступительное слово.   Творчество Н.В. Гоголя занимает важное место в нашей литературе. Народный характер повести «Тарас Бульба» сделало произведение одним  из любимых творений великого мастера. Образы Тараса и его сыновей, трагизм характеров придают повести величавость и размах.

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель. Вы дома подготовили выразительное чтение отрывка из произведения –речь Тараса. Мы проведём ТАЙМД РАУНД РОБИН. У каждого участника будет по 40 сек.. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 40 сек.(выполняет) Участник №2 –ваши 40 сек…Спасибо. Участник №3 –ваши 40 сек.(выполняет)..Спасибо. Участник №4 –ваши 40 сек. (выполняет). Теперь я хочу услышать участника №2..Спасибо.Теперь я хочу услышать Участника №4. Спасибо. В чём сходство героев –запорожцев с былинными богатырями. Отвечает участник №1…. .У каждого будет 10 сек. Вы готовы? Начинает участник №1…№2…№3,,,№4 Всем спасибо.

Я хочу услышать участника №3.Какую роль играет речь Тараса в повести? Спасибо. №1..Тебе понравилась повесть? Спасибо.

3.Размышляем над прочитанном (вопр. на стор.236)                 

Мы проведём ФИНК- РАЙТ РАУНД РОБИН . Подготовьте «речь» - Обращение к друзьям. Участник №1 составляет предложение,  записывает и передаёт листок участнику №2. Участник №2  записывает предложения и  передаёт участнику №3. Участник №3 записывает свои предложения и передаёт лист участнику №4. Участник №4 составляет свои предложения  и кладёт лист на середину стола У всех получилось? Я хочу послушать участника №1. №2. №3. №4.

ФИЗМИНУТКА (3 мин)    МИКС- ФРИЗ –ГРУП.  Встали, задвинули стулья.

МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос:  Сколько сыновей у Тараса? МИКС (музыка)ФРИЗ. Вопрос? МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос: В сцене описания степи сколько всадников изображает Гоголь? Рената, почему ты так считаешь? Лейсан, она правильно объяснила?

                        ХАЙ ФАЙФ  (сигнал тишины)

4.Формирование умений навыков.

Учимся читать выразительно. Ознакомление с высказыванием В.А. Соллогуба о Гоголе (стр.236 учебника)

 Словарно –лексическая работа.              

   Проведём ДЖОТ ТОТС. Каждый участник записывает слова, передающие характерные особенности  Тараса. Остапа и самого автора У вас 5 минут. …Время прошло. Все успели? Положите на центр стола 16 листочков. Обсудите в команде. У каждого 15 сек, в ходе которых из записанных слов составляет характеристику героев

РЕФЛЕКСИЯ

ИТОГ урока.                                     Написать сочинение «Прославление товарищества,                                                                                                      осуждение предательства в повести «Тарас Бульба», «Сравнительная характеристика Остапа и Андрия»        

  14       декабря                                                  6 кл.                    Урок русской литературы

Тема:    Н.А. Некрасов. «Железная дорога»

Цель: углубление знаний учащихся по творчеству великого русского поэта, рассмотрение особенностей художественного творчества.

Задачи:    1) обучить выразительному чтению текста лирических стихотворений;    2) рассмотреть идейно –художественное своеобразие поэтической  ткани произведений 3)выработать умение анализировать текст, работая в команде, развитие  коммуникабельности, креативности;  4)развитие аналитического мышления, познавательных умений в процессе рассмотрения роли изобразительно-выразительных средств 5)воспитание чувства любви к русской литературе, чувства ответственности перед своими товарищами.

  Тип урока: урок усвоения нового материала

  Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Использованные структуры: РАУНД РОБИН,  РАУНД ТЭЙБЛ,  МИК –ФРИЗ –ГРУПП, ФИНК-РАЙТ-РАУНД- РОБИН

  Ход урока:

   Эпиграф к уроку:

 «И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь…наш дар бессмертный –речь»

                                                                                                                           И.А. Бунин

1.  Организационный момент. Приветствие.  (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуем друг друга. (партнеры по плечу и партнеры по лицу приветствуют друг друга).

Тема сегодняшнего урока: Н.А. Некрасов. Слово о поэте. Стихотворение «Железная дорога»  Давайте сформулируем цель нашего урока.   (Ответы учащихся)

Учитель. Итак, цель урока –углубление знаний по творчеству Н.А. Некрасова. Рассмотрение особенностей поэтического мира художника в контексте русской поэзии 19 века.

Вступительное слово. Мир поэзии 19 века поражает своей многогранностью. Поэты, которым озарял путь гений великого Пушкина, раскрывали в своих стихах красоту окружающего мира . Их лирический герой искал гармонию между собой и миром природы. «Великий, могучий русский язык» (Тургенев) раскрывался во всей красе в стихотворных строках

    К. Бальмонт, русский поэт, призывал любить и восхищаться красотой «могучего, первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее небо…» Таков язык поэзии.

Проверка домашнего задания (10 мин.) Мы хорошо знаем творчество замечательных русских поэтов А.А. Фета и Ф.И. Тютчева. Устроим конкурс на лучшего чтеца. Проведём СИНГЛ  РАУНД  РОБИН.1 стол является уважаемым  ЖЮРИ, решающим, кто самый лучший чтец среди сидящих за 2 столом. Обсудили, объявили места. Спасибо. Теперь 2 стол является ЖЮРИ и распределяя места среди сидящих за 1 столом. Обсудили по кругу, объявили места. Спасибо. Вручение призов.

Учитель. Фета и Тютчева считали поэтами «чистого искусства». В поэзии 19 века важное место занимают поэты «некрасовской школы». Они считали, что поэты должны изображать тяготы и страдания народа, а не воспевать природу. «Я лиру посвятил народу своему», говорил Некрасов. Вы дома должны были подготовить  сообщение  о творчестве этого замечательного поэта.. Мы проведём ТАЙМД РАУНД РОБИН. У каждого участника будет по 40 сек.. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 40 сек.(выполняет) Участник №2 –ваши 40 сек…Спасибо. Участник №3 –ваши 40 сек.(выполняет)..Спасибо. Участник №4 –ваши 40 сек. (выполняет). Теперь я хочу услышать участника №2..Спасибо.Теперь я хочу услышать Участника №4. Спасибо.  Отвечает участник №1….Участник №3.

Я хочу услышать участника №3.Какую роль играет поэзия в нашей жизни? Спасибо. №1..Ты любишь стихи? Спасибо.

  1. Актуализация  знаний. Теперь мы выполним  задание. (5 мин) «Найди неверный ответ»

 Это задание взаимосвязано с заданием ЕГЭ по литературе

НЕОХОТНО И НЕСМЕЛО

СОЛНЦЕ СМОТРИТ НА ПОЛЯ (Ф.И. Тютчев)

  1. Стихотворение написано ямбическим стихом.
  2. В стихотворение есть олицетворение

КАКАЯ НОЧЬ! НА ВСЁМ КАКАЯ НЕГА!

БЛАГОДАРЮ, РОДНОЙ ПОЛНОЧНЫЙ КРАЙ! (А.А.Фет)

  1. Это хореическое стихотворение.
  2. В стихотворении есть риторические восклицания.

СЛАВНАЯ ОСЕНЬ! ЗДОРОВЫЙ, ЯДРЁНЫЙ

ВОЗДУХ УСТАЛЫЕ СИЛЫ БОДРИТ (Н.А. Некрасов)

  1. Стихотворение написано двусложным размером стиха
  2. В стихотворении есть эпитеты

2. ФИЗМИНУТКА (3 мин)    МИКС- ФРИЗ –ГРУП.  Встали, задвинули стулья.

МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос:  Сколько стихотворных размеров в двусложном стихе? МИКС (музыка)ФРИЗ. Вопрос: Сколько мальчиков сидело возле костра в рассказе И.С. Тургенева «Бежин луг»? МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос: Сколько лет Некрасов жил впроголодь, перебиваясь случайными заработками, когда пошёл против воли отца? Настя, почему ты так считаешь? Лиана, она правильно объяснила?

                        ХАЙ ФАЙФ  (сигнал тишины)

  1. Усвоение новых понятий.

1.Выразительное чтение стихотворения «Железная дорога» Н.А. Некрасова.

2.Словарно-лексическая работа

     5.Формирование умений навыков

                    ФИНК -РАЙТ-РАУНД  РОБИН

На стр.224 учебника имеются вопросы. Письменно отвечаем на 6 вопросов (в классе 6 учащихся, каждому по 1 вопросу). У вас 5 минут. …Время прошло. Все успели? Обсудите в команде. У каждого 30 сек. Начинает участник №1…№2…№3…№4        

Домашняя работа Вопр.7-9, словарно-лексическая работа. Отрывок «Славная осень…» выучить.

Рефлексия.

Итог урока.

24 декабря                              Урок литературы в 9 классе

Тема: Повести «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист» М.Ю. Лермонтова. Характер Печорина

Цель: углубление знаний по творчеству М.Ю. Лермонтова, раскрытие идейно –художественного своеобразия романа «Герой нашего времени» Лермонтова

Задачи:

  1. Раскрыть особенности композиционного построения произведения.
  2. Показать своеобразие характера Печорина.
  3. Развитие сплочённости, коммуникабельности, критического мышления, креативности;
  4. Выработать умение анализировать текст, работая в команде;
  5. Развитие аналитического мышления, познавательных умений.

Тип урока : комбинированный

Оборудование: доска, компьютер

Использованные структуры: ЗУМ ИН, МИКС ПЭА ШЭА (РЕЛЛИ РОБИН), СИНГЛ РАУНД РОБИН

Ход урока.

  1. Организационный момент. Приветствие (1 мин)

Партнеры по плечу и по лицу приветствуют друг друга

Тема урока. Сформулируйте цель урока.

Вступительное слово учителя.

Роман «Герой нашего времени» - первый в истории русской литературы психологический роман. Отношение современников к роману. Композиционное своеобразие романа. «Дневник Печорина» в самораскрытии характера главного героя.

  1. Актуализация знаний. Вопросы. Проведём СИНГЛ РАУНД РОБИН
  1. Почему герой Лермонтова «всюду сеет смерть» или приносит несчастья?2)Что ищет в жизни Печорин?3) Что общего у него с Евгением Онегиным?

3.Формирование умений навыков

Выразительное чтение понравившегося отрывка из повести «Княжна Мери»

  1. ЗУМ ИН. Вопросы для генерирования идей.

ФИЗМИНУТКА          МИКС ПЭА ШЭА

Рассказываем об идейно –художественном своеобразии стихотворений Лермонтова

Словарно –лексическая работа

Рефлексия.

Д.з. Подготовить сообщения «Печорин и Вера», «Печорин и княжна Вера», «Печорин и доктор Вернер», «Печорин и Грушницкий»                                                                                                                              

  24       декабря                                                  5 кл.                    Урок русского языка

Тема:      Орфоэпия. Фонетический разбор слова

Цель: углубление знаний учащихся по фонетической системе русского языка, рассмотрение особенностей согласных  и гласных звуков.

Задачи:    1) обучить фонетическому разбору, систематизируя знания о фонетике;    2) рассмотреть изменения согласных и гласных в потоке речи; 3)выработать умение анализировать текст, работая в команде, развитие  коммуникабельности, креативности;  4)развитие аналитического мышления, познавательных умений в процессе рассмотрения роли согласных  в связном тексте; 5)воспитание чувства любви к русскому языку, чувства ответственности перед своими товарищами.

  Тип урока: урок усвоения нового материала

  Оборудование: доска, компьютер, проектор, карточки с заданиями.

Использованные структуры: РАУНД РОБИН,  РАУНД ТЭЙБЛ,  МИК –ФРИЗ –ГРУПП, ФИНК-РАЙТ-РАУНД- РОБИН

  Ход урока:

   Эпиграф к уроку:

 «И нет у нас иного достояния! Умейте же беречь…наш дар бессмертный –речь»

                                                                                                                           И.А. Бунин

1.          Организационный момент. Приветствие.  (1 мин.)

Учитель. Здравствуйте, дорогие ребята! Поприветствуем друг друга. (партнеры по плечу и партнеры по лицу приветствуют друг друга).

Тема сегодняшнего урока : Орфоэпия. Фонетический разбор слова. Давайте сформулируем цель нашего урока.   (Ответы учащихся)

Учитель. Итак, цель урока –углубление знаний по фонетической системе русского языка, рассматривая особенности  изменения согласных   и гласных в потоке речи в ходе фонетического разбора слова.

Вступительное слово.   Языку мы учимся всю жизнь. Разделы науки о языке раскрывают нам всё богатство русского языка. Наша повседневная жизнь связана с общением, а значит –с языком, с речевой деятельностью. Мы должны знать особенности звуков речи, изучая фонетику русского языка и соблюдать орфоэпические нормы .К. Бальмонт, русский поэт, призывал любить и изучать особенности «могучего, первородного русского языка, полногласного, кроткого и грозного, бросающего звуки взрывным водопадом, журчащего неуловимым ручейком, исполненного говоров дремучего леса, шуршащего степными ковылями, поющего ветром, что носится и мечется и уманивает сердце далеко за степь, пересветно сияющего серебряными разливами полноводных рек, втекающих в синее небо…»

Ученица читает стихотворение К. Бальмонта «Фантазия»

2. Проверка домашнего задания (5 мин.)

Учитель. Вы дома должны были закончить упр.305 и вспомнить скороговорки. Мы проведём РАУНД РОБИН. У каждого участника будет по 40 сек.. Начинает участник №1. Вы готовы? Ваши 40 сек.(выполняет) Участник №2 –ваши 40 сек…Спасибо. Участник №3 –ваши 40 сек.(выполняет)..Спасибо. Участник №4 –ваши 40 сек. (выполняет). Теперь я хочу услышать участника №2..Спасибо.Теперь я хочу услышать Участника №4. Спасибо. А что обозначают слова ФОНЕТИКА и ОРФОЭПИЯ.. Отвечает участник №1….Участник №3

А теперь проговорим наши скороговорки. Начинаем РАУНД РОБИН.У каждого будет 10 сек. Вы готовы? Начинает участник №1…№2…№3,,,№4 Всем спасибо.

Я хочу услышать участника №3..  Для чего нужны скороговорки? Спасибо. №1..Ты любишь скороговорки? Спасибо.

  1. Актуализация Теперь мы выполним 1 задание. (5 мин) «Найди неверный ответ».

Это задание взаимосвязано с заданием А5    ЕГЭ. Посмотрите на листочки или на экран. Все видите задания? Найдите неверный ответ.

Какие слова расположены неправильно в столбиках

Карточка №1          Карточка №2          Карточка №3                 Карточка №4

Лётчик                     ель                            военный                           объявление

клюква                    юла                           строят                                вьюга        

мяч                           юный                        куют                                   пьеса

вера                          южный                    маяк                                   рьяный

2 задание. «Конструктор»(5 мин) Найдите слова, в которых количество звуков и букв совпадает.Составьте с ними  словосочетания

Мы проведём РАУНД ТЭЙБЛ . Участник №1 составляет словосочетание со словом из  1 гр., записывает и передаёт листок участнику №2. Участник №2  записывает и передаёт словосочетание со словом из 2 гр. И передаёт участнику №3. Участник №3 записывает словосочетание со словом из 3 гр. И передаёт лист участнику №4. Участник №4 составляет словосочетание со словом из 4 гр. и кладёт лист на середину стола У всех получилось? Я хочу послушать участника №1. №2. №3. №4.

С каждого стола по 1 участнику на доске делают фонетический разбор слов из карточек.

ФИЗМИНУТКА (3 мин)    МИКС- ФРИЗ –ГРУП.  Встали, задвинули стулья.

МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос:  Сколько согласных в русском языке? МИКС (музыка)ФРИЗ. Вопрос: Какие согласные не имеют пары по мягкости? МИКС (музыка) ФРИЗ. Вопрос: Какие согласные не имеют пары по твёрдости? Диана, почему ты так считаешь? Аня, она правильно объяснила?

                        ХАЙ ФАЙФ  (сигнал тишины)

Дополнительные вопросы: Можно ли гласных в слабой позиции поставить в сильной позиции? Какая это орфограмма? Можно ли согласные в слабой позиции поставить в сильной? Какая это орфограмма?

Формирование умений навыков

                    ФИНК -РАЙТ-РАУНД  РОБИН

1.Упр.312учебника. У вас 5 минут. …Время прошло. Все успели? Обсудите в команде. У каждого 15 сек, в ходе которых объясняет выбранный заголовок

2.Упр.310.Запишите слова в алфавитном порядке

РЕФЛЕКСИЯ

ИТОГ урока.                                      Д.з.313 упражнение, 315 (подгот.к диктанту)

         

Какие слова расположены неправильно в столбиках

Карточка №1          Карточка №2          Карточка №3                 Карточка №4

Лётчик                     ель                            военный                           объявление

клюква                    юла                           строят                                вьюга        

мяч                           юный                        куют                                   пьеса

вера                          южный                    маяк                                   рьяный

Какие слова расположены неправильно в столбиках

Карточка №1          Карточка №2          Карточка №3                 Карточка №4

Лётчик                     ель                            военный                           объявление

клюква                    юла                           строят                                вьюга        

мяч                           юный                        куют                                   пьеса

вера                          южный                     маяк                                    рьяный

Какие слова расположены неправильно в столбиках

Карточка №1          Карточка №2          Карточка №3                 Карточка №4

Лётчик                     ель                            военный                           объявление

клюква                    юла                           строят                                вьюга        

мяч                           юный                        куют                                   пьеса

вера                          южный                    маяк                                   рьяный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...