Язык как элемент структуры художественного произведения. Уроки № 38-41, А. И. Власенков, 11 кл.
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс) по теме
Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Язык как элемент структуры художественного произведения | 30.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Уроки № 38-41
Тема: Язык как элемент структуры художественного произведения. Языковая личность автора в произведении. Подтекст.
Задачи: приобщить уч-ся к рассмотрению языка художественного произведения в единстве с другими компонентами его структуры, к видению авторской позиции в произведении, его подтекста.
ХОД
I. Проверка дом. задания.
1) Краткие сообщения уч-ся: а) о языке художественной лит-ры; б) о тропах; в) о стилистических фигурах.
2) Обсуждение вариантов выполнения упр. 254 и 51.
3) Проверка выполнения упр. 269(1).
4) Упр. 261 - для сдачи учителю на проверку.
II. Объявление темы, цели, задач урока.
Сообщение учителя по теме урока.
ЗАПИСЬ.
1. Основные элементы структуры худож. пр-я - идейный смысл, сюжет, композиция, система образов-персонажей, пейзаж, язык.
2. Все они реализуются посредством языка: в произведении всё осуществляется, приводится в действие через языковую форму, через значения слов, сцепление смыслов, создаваемых словами, сочетаниями слов, предложениями, текстом.
3. Мы помним, что в худ -ом пр-ии слово художественно, поэтически переосмысливается, слово создаёт образ, воссоздаёт мир писателя.
4. Даже в реалистическом произведении присутствует автор: мы встречаемся с ним и в общем замысле пр-я, в его композиции, в характеристике образов, в художественных средствах, в каждой строке, в каждом слове пр-я.
5. Вспомните роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Особенно во 2-ой и последних главах романа автор напрямую беседует с читателем, рассказывает о себе, своём образе жизни, своих симпатиях и антипатиях, своих планах и намерениях. Н.В. Гоголь говорит о себе как о личности в лирических отступлениях.
6. Но чаще всё-таки образ автора в пр-ии бывает скрыт, завуалирован. Если в автобиографической трилогии Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность» автор налицо, от его имени ведётся повествование о его жизни, его взглядах, переживаниях, то в романе «Война и мир» среди действующих лиц автора нет, но автор в пр-ии присутствует в судьбах персонажей, в отношении персонажей к фактам дей-ти, в общей тенденции романа к утверждению православия, евангельских принципов земной жизни человека. Духом православия, ощущением Бога проникнуты линии жизни князя Андрея, Пьера Безухова, Наташи Ростовой (сцена говения Наташи).
А в романе «Воскресение» мы встречаемся уже с другим автором - противником церкви. С предельной ясностью ощущается это при описании службы в тюремной церкви (гл. 39 1-ой части романа), где Толстой использует художественный приём отстранения (описание физических действий священника с атеистическим подтекстом).
Временная разница между романами - 30 лет, за роман «Воскресение» Толстой был отлучён от церкви.
III. Выполнение упр. 368 (подтекст - действительное отношение автора к тому, что он описывает); упр. 266 - показать, в чём проявляется личность автора в этом отрывке; упр. 273(1,2) - сильным ученикам; упр. 35 - Как автор использует стилистический приём умолчания в тексте? Чем он мотивирован? Какова его художественная роль?
IV. Дом. задание.
1) Упр. 260 - (доп. зад. Как проявляется личность автора в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» по отношению к Николаю Петровичу Кирсанову и Базарову?)
2) В тексте упр. 262 раскройте авторский подтекст.
3) Доп. зад. - упр. 256, 257.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура художественного произведения.
В работе представлены основные составляющие художественного произведения,дана их характеристика....
Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы" и Урок "Кодирование информации", 6 класс
Урок "Алфавит языка Турбо паскаль. Структура программы", 9 классУрок "Кодирование информации", 6 класс...
Сон в поэтической структуре художественных произведений
Четко определены цели урока:- объяснить значение сна героя, как художественный прием в поэтической структуре;- повторить ранее изученные произведения, вспомнить содержание снов главных героев из...
"Введение в структуру уроков изобразительного искусства отдельных игровых элементов и художественно - дидактических игр"
В этом докладе я описываю свой опыт работы. Для успешной организации уроков изобразительного искусства существует система условий , непосредственно влияющих на развитие художественного тво...
Уроки №42-43 Разбор художественного текста. Уроки 44-45.Разбор текста лирического произведения (А.И. Власенков, базовый уровень, 11 кл.)
1.Работа по анализу художественных текстов.2. Работа по анализу лирических произведений.3 Самостоятельная работа....
Конспект урока литературы в 8-9 классах «Анализ эпизода художественного произведения с элементами работы над заданиями ОГЭ по русскому языку»
Пояснительная записка Урок подготовки к ОГЭ по русскому языку (часть С) подчас превращается в чуть ли механическую отработку навыков создания сочинений с шаблонным форматом. Но ведь ...
Изучение феномена дуэли XIX века как важного элемента понимания художественных произведений на уроках литературы (на примере произведения А.С. Пушкина «Евгений Онегин»)
В статье рассматривается феномен дуэли как неотъемлемая часть жизни дворян XIX века, а также как важная составляющая классических литературных произведений, изучаемых на школьных занятиях....