Сон в поэтической структуре художественных произведений
презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему
Четко определены цели урока:
- объяснить значение сна героя, как художественный прием в поэтической структуре;
- повторить ранее изученные произведения, вспомнить содержание снов главных героев из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», И.А. Гончарова «Обломов», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», Н.Г.Чернышевского «Что делать?».
- подготовить презентацию.
Через постановку целей определяются задачи и намечаются пути их решений.
Для развития самостоятельности мышления, исследовательских умений, творческого подхода к делу используется фронтальная форма познавательской деятельности, проблемный и исследовательский методы обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-презентация по теме "Сон поэтической структуре художественных произведений" | 80.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Сон в поэтической структуре художественных произведений
Тип урока: урок-презентация. Цели урока:
Обязательные:
- объяснить значение сна героя как художественного приема в поэтической структуре;
- повторить ранее изученные произведения, вспомнить содержание снов главных героев из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», из романов И.А. Гончарова «Обломов», Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и Н.Г. Чернышевского «Что делать?».
Развивающие:
- развитие умение обобщать полученные ранее знания;
- развитие умения работать с текстом;
- развитие культуры речи;
- развитие умения работать на уроке с мультимедийной техникой. Воспитательные:
- воспитание интереса к такому художественному приему в произведении как сон;
- воспитание эстетического вкуса.
Теория литературы: аллегория, метафора, структура художественного произведения.
Оборудование: мультимедийная техника
ХОД УРОКА
Организационный момент.
Сообщение темы и цели урока
«Сон в поэтической структуре художественного произведении»
Сегодня на уроке мы попытаемся вспомнить очень интересные произведения, изученные раннее и определить, с какой целью авторы изобразили сон героя, т.е зачем использовали этот художественный прием.
Помог ли сон читателю в процессе определения характера главного действующего лица, его образа мыслей по поводу настоящего и будущего или может отразил жизнь в прошлом, повлиявшую на его настоящее положение в обществе.
Итак: каково же значение сна как художественного приема....
- Основные этапы урока.
- Сон как философская аллегория.
- «О, не знай тех страшных снов ты, моя» ТАТЬЯНА...
- «Чудный» сон Обломова.
- «Душа бунтует» (Страшный сон Раскольникова).
- «Будущее светло и прекрасно...» (Четвертый сон Веры Павловны).
4. Подробное рассмотрение этапов урока.
Остановимся подробно на каждом из этапов.
Iэтап.
Сон как философская аллегория.
- Что же представляет из себя понятие сон как философская аллегория?
- Что такое аллегория?
- Что же такое метафора и как это понятие связано с аллегорией?
Что такое аллегория, понятно, во всяком случае, из примеров: фигура женщины с повязкой на глазах - Правосудие; Титаны - это страсти. Об аллегории школьная традиция говорит, что это выражение отвлеченного понятия с помощью конкретного образа.
Что общего между аллегорией и метафорой? Во-первых, это иносказательность. Иносказание, перенос смысла - это сущность метафоры и аллегории.
Вспомним сон Пенелопы из 19 песни Одиссеи. Пенелопе приснилось, что прилетевший внезапно орел заклевал гусей. Потом этот же орел человеческим голосом говорит, что он Одиссей и что так он расправится с женихами. Здесь налицо вроде бы полное единство перечисленных понятий.
Во-первых, это предсказание, знамение.
Во-вторых, это метафора: свойства птиц по отношению друг к другу (слабые жалкие гуси - сильный царственный орел) переносятся на отношения людей - Одиссея и женихов, а так как под опекой каждой из птиц подразумевается конкретный человек, то это и аллегория.
В Одиссее же сон предсказывает будущее. Но если он предсказывает конкретное будущее, а не изображает отвлеченное понятие, можно ли назвать его аллегорией?
Метафора, или аллегория, во сне не иллюстрирует общие положения, а предсказывает будущее.
Философская аллегория вырастает именно из представления о том, что кто-то зашифровал в тексте некое знание, недоступное профанам.
Аллегория вырастает из стремления обнаружить скрытое в текстах знание философского характера, а умение видеть скрытые смыслы отличало посвященных от непосвященных.
Аллегорическое истолкование порождает произведения, в которых читатели, знакомые с определенной системой представлений, легко угадывали иносказания и скрытые ими смыслы.
Известный греческий снотолкователь Артемидор, живший во II веке по Р.Х., ссылается на древнюю традицию и на труды предшественников (до нас они, к сожалению, не дошли), но опирается и на философские учения. Артемидор говорит, что сны бывают прямые (в них что снится, то буквально и исполняется) и аллегорические, и определяет последние так: это сны, которые обозначают одно через другое, и во время этих снов душа естественным образом намекает на что-то. Но как, же толкует Артемидор аллегорические сны?
Принципы снотолкования выводятся Артемидором из анализа уже сбывшихся сновидений: между снами и реальностью ищется нечто общее, позволяющее увидеть общий порядок в двух рядах образов. Например, человеку снится сон, что его раб превратился в факел; человек этот ослеп, и раб стал его поводырем. Здесь мы видим метафору, причем, налицо типичная пропорция: что факел для темноты, то поводырь для слепого.
Собственно, одно из важнейших умений снотолкователя - это умение распознавать основания метафор. Не менее важна композиция сновидения, то есть расположение его смысловых частей и их связь: «Изучая вещие сны, толкователь должен рассматривать их иногда от начала к концу, иногда от конца к началу — ибо порой начало проясняет темный и непонятный конец, порой же наоборот.
Все внешне не связанные фрагменты и детали сновидения подчиняются глубинному смыслу передаваемого «послания»; с ним связана каждая деталь, кажущаяся незначимой, и само отсутствие логики подсказывает, что надо ее искать. Но смысл всегда разный и всегда новый.
Пример. Беременной женщине приснилось, что она родила змею. Рожденный ею ребенок стал прекрасным и прославленным ритором. Ибо ритор, как и змея, имеет двойной язык (метафора с омонимом). Притом, эта женщина была богата. А богатство - средство для получения образования.
У другой женщины, распутной и похотливой, увидевшей во сне змею, сын стал наглецом и соблазнителем женщин - он скрывался от преследователей, как это делает змея, проскальзывая через любые щели (метафора: скользящая змея -скользкий человек).
Еще у одной женщины, увидевшей змею, - а женщина эта не была благонравной, - сын был пойман на грабеже и обезглавлен: ведь змею, когда поймают, чтобы убить, бьют по голове (метафора).
Еще у одной, рабыни, увидевшей змею, сын стал беглым рабом: ведь и змея не пользуется прямыми путями (метафора).
Еще у одной женщины, увидевшей змею, ребенка разбил паралич, - ведь змея, как и паралитик, перемещается при помощи тела, без участия конечностей (метафора) (IV, 67).
Как видим, сновидение исполняется многими разными способами. Сон -использует для иносказания природные качества змеи: она имеет двойной язык (жало) и не имеет конечностей, проползает в любые места и легко ускользает от преследователей; умирает же от удара по голове. Эти качества, будучи перенесены на людей, становятся метафорами. Кроме того, у греков змея - священное животное, участвующее в проведении мистерий; также она посвящена Аполлону-прорицателю. Но самое главное во всем этом - сбываются те качества змеи и та ее, условно говоря, принадлежность, которые имеют отношение к жизненной ситуации видящего сон человека.
Итак: философская аллегория - способ обнаружить скрытый философский смысл сна.
II этап.
«О, не знай тех страшных снов ты, моя» ТАТЬЯНА...
Сон Татьяны из романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин».
- Чтение текста.
- Беседа по тексту.
- В какой момент своей жизни увидела этот сон Татьяна?
- Что он ей предсказал?
- Какие выводы для себя сделала главная героиня?
- Найдите аллегории в этом сне.
- Как сон повлиял на отношение Татьяны и Онегина?
III этап.
«Чудный» сон Обломоеа
Как вы знаете, «Сон Обломова» как самостоятельное произведение, был написан и опубликован раньше, чем роман. Т.е. можно сказать, что роман «вышел» из сна.
- Какой же сон увидел Обломов? (Пересказ и чтение отрывков из текста).
- Для какой цели автор так подробно рассматривает сон?
Вывод: «Началось с неумением надевать чулки, кончилось неумением жить». - Как вы понимаете это высказывание Н.А. Добролюбова.
IV этап.
«Душа бунтует» (Страшный сон Раскольникова).
А теперь обратимся к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и попытаемся определить значение сна Раскольникова для понимания характера этого героя.
Чтение и пересказ сна.
- Как вы понимаете сон? Что нового для понимания душевного состояния человека, совершившего преступление он дал?
- Жестокий ли человек - убийца?
Вывод: «Убийство претит его совести. Душа бунтует»
- Согласны ли вы с этими словами, как вы их понимаете?
V этап.
«Будущее светло и прекрасно...» (Четвертый сон Веры Павловны).
А теперь мы послушаем «светлый» сон из романа Чернышевского «Что делать?» Чтение Четвертого сна Веры Павловны.
- Что вы можете сказать об этой героини?
- Сбылась ли ее мечта о светлом и прекрасном будущем?
- А верите ли вы в то, что будущее светлое и прекрасное?
5. Итог урока.
Обращение к формам сна традиционно для русской литературы.
- В каких произведениях обращаются к форме сна?
- Какие возможности дает этот прием писателю?
Выставление оценок.
7. Задание на дом.
Ответить на вопросы письменно:
- в каких еще произведениях обращаются ко сну как к художественному приему/
- какие возможности дает этот прием писателю или поэту?
Список используемой литературы
- А.С. Пушкин «Евгений Онегин».
- Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание».
- И.А. Гончаров «Обломов».
- Н.Г. Чернышевский «Что делать?».
- Ирина Протопопова «Философская аллегория, поэтическая метафор сходства и различия» (доклад, прочитанный в марте 2001г. в ИВГИ РГГУ).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Структура художественного произведения.
В работе представлены основные составляющие художественного произведения,дана их характеристика....
«Роль художественной детали, символики и цветописи в рассказе И.А. Бунина «В одной знакомой улице» («Тёмные аллеи»). Методические рекомендации по развитию навыков анализа художественного произведения
Статья посвящена анализу рассказа И.А. Бунина «В одной знакомой улице» из сборника «Тёмные аллеи»....
Композиция художественного произведения. Компазиционный анализ произведения.
Композиция – своеобразная программа процесса восприятия произведения читателем. Композиция делает целое из отдельных частей, самим расположением и соотношением художественных образов выражает художест...
Язык как элемент структуры художественного произведения. Уроки № 38-41, А. И. Власенков, 11 кл.
Языковая личность автора в произведении. Подтекст....
Методическая разработка "Средства художественной выразительности. Инверсия в художественном произведении"
Данная методическая разработка направлена на повторение отработку умения определять средства художественной выразительности (эпитеты, сравнения, метафору, олицетворение) и ознакомление с инверсией, её...
Художественные открытия А.П.Чехова в драматургии.(Анализ художественного произведения).
Статья раскрывает художественные особенности пьес А.П.Чехова....
Ценностная структура художественного времени как способ интерпретации литературного произведения
Статья содержит ценностный анализ художественного времени повести Н.М. Карамзина "Бедная Лиза", целью которого является более глубокое понимание литературного произведения. Данный материал м...