Методическая разработка урока "Глагол, как часть речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок «Глагол, как часть речи»
Цель: создание условий для повторения и обобщения знаний о глаголе в предложении, в речи
Задачи:
- учить обучающихся самостоятельно воспроизводить и использовать материал по данному вопросу о глаголе;
- развивать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение;
- формировать способности к применению знаний на практике;
- формировать умение работать в группах;
- воспитывать сотрудничество, ответственность.
Тип урока: обобщение знаний
Основной метод: деятельностный
I. Организационный момент.
Этап подготовки учащихся к активному сознательному обобщению знаний.
II. Актуализация знаний.
1. словарная работа (председатель)
Прочитайте слова для себя (на доске):
танцевала, рассказал, споет, веселят, заиграют, посмеемся, аплодировали, празднуют, радует.
Прочитаем хором (показываю слово — дети читают).
Диалог учителя с учащимися о лексическом значении данных глаголов.
- О чём могут рассказать эти слова? (Это слова — глаголы, которые выполняют действия предметов).
- Где чаще эти действия выполняют? (На праздниках).
- К какому событию, произошедшему совсем недавно мы можем отнести эти слова? (Празднование Масленицы.).
Классификация глаголов.
Какую классификацию можно выполнить с данными глаголами? (По временам и числам).
будущее | настоящее | прошедшее |
ед. ч. | мн. ч. |
2 ученика пишут на доске
Выполнение творческого задания.
Остальные дети, пока идёт работа на доске, составляют красивые предложения с использованием данных глаголов о прошедшем празднике.
Проверка классификации слов, после составления предложений.
Какой формой являются данные глаголы? (Определённой, т. к. у них можно определить время и число).
3. Содержание
. Какова роль глаголов в тексте, предложении?
- в чем чудодейственная сила глагола? Давайте попробуем ответить на этот вопрос, поработав в группах.
1 группа Глаголы, описывающие природные явления.
1) Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения Ф.И.Тютчева:
Сияет солнце, воды блещут,
На всем улыбка, жизнь во всем,
Деревья радостно трепещут,
Купаясь в небе голубом.
Поют деревья, блещут воды,
Любовью воздух растворен,
И мир, цветущий мир природы,
Избытком жизни упоен…
2) Выпишите глаголы, описывающие природные явления.
Вывод: глаголы делают выразительными описания природы.
- Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы и глагольные формы создают мелодику, ритмику стихотворения, рисуют картину, в которой есть и движение, и свет, и звук).
2 группа Глаголы, описывающие действия человека.
1) Выразительно прочитайте отрывок из поэмы А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» и выпишите глаголы, описывающие действия человека:
Хотел бежать, но в бороде
Запутался, упал и бьется;
Встает, упал; в такой беде
Арапов черный рой мятется;
Шумят, толкаются, бегут,
Хватают колдуна в охапку
И вот распутывать несут…
- О ком здесь идет речь? (О Черноморе и его слугах.) Что произошло сначала? Что позже? Чем завершается эта сцена? - Какую роль выполняют глаголы? (Глаголы передают последовательность событий, темп происходящего, создают ритм.)
3 группа. Глаголы звучания
1) Прочитайте текст «Лесной оркестр», выпишите глаголы, передающие звуки леса, сделайте вывод.
Лесной оркестр.
В мае все лесные жители поют и играют, кто на чем и как умеет. Тут услышишь и звонкое пение, и скрипку, и барабан, и свист, и лай, и кашель, и вой, и уханье, и жужжание, и урчание, и кваканье. Чистыми голосами поют соловьи, зяблики, певчие дрозды. Барабанят дятлы, свистят флейтой иволги, лает лисица. Кашляет косуля. Воет волк. Ухает филин. Жужжат шмели и пчелы. Урчат и квакают лягушки.
- Какие глаголы вы выписали? Какие звуки издают кузнечики? Волк? Лисица? Филин? Пчелы?
3) - Какую роль выполняют глаголы?
Вывод учителя: глаголы могут не только передавать определенные действия, но и передавать звучание различных птиц, животных, насекомых, журчанье ручья, шелест травы, шум дождя и ветра, рокот моря.
- Молодцы ребята, все справились с заданием. Вы убедились, сколько оттенков может передать глагол, не случайно литературный критик В.Г.Белинский писал: «В русском языке иногда для выражения разнообразных оттенков одного и того же действия существует до десяти и больше глаголов одного корня, но разных видов».
-Привал, Можете отдохнуть, немного расслабиться (физминутка)
4. закрепление
6. Общее задание для всех групп.
1) Работа с текстом (текст на столе). Глаголы движения пропущены. Работаем в парах. Вставляем пропущенные глаголы и записываем их в тетрадь. Следите за тем, чтобы глаголы не повторялись. Посмотрим, кому удастся точнее подобрать глаголы, передающие последовательность движения.
Мы идем с лесником по мелколесью. Кое-где попадаются маленькие круглые оконца – колодцы.
- Родник, - говорит лесник и зачерпывает ладонью прозрачную воду. Из-под камня (течет) родник. Он превращается в ручеек, который весело (бежит) на восток. Ручей брызжет, звенит, журчит и потом стремительно (скатывается) вниз. По склону горы он (льется) дальше. Несколько таких ручейков (сливаются) в один большой ручей, и он спокойно (течет) по равнине. А вот он с шумом (низвергается) в пропасть. (К.Паустовский).
А теперь сравним с текстом писателя Константина Паустовского. Видите, ребята, как важно точно подобрать глаголы, ведь они передают последовательность движения родника.
- Ребята, вы научились подбирать нужные глаголы, поняли, как важно в жизни чувствовать слово и уметь подобрать самое точное, самое меткое.
2) Вам даны глаголы речи (на столе). Распределите данные глаголы на три группы:
1. Глаголы со значением речи ( I группа);
2. Глаголы со значением чувств, ощущений говорящего (II группа);
3. Глаголы, обозначающие мимику, жесты и движения говорящего (III группа).
Говорить, вспомнить, улыбнуться, рассказать, удивиться, пояснить, подумать, обрадоваться, ужаснуться, нахмуриться, упрекнуть, провозгласить, усмехнуться, застонать, приуныть.
Д.задание. составьте небольшой текст, используя глаголы над которыми вы работали в своей группе
Итог урока: Ребята, вы поняли, почему наш урок называется «Чудодейственная сила глагола»?
( Высказывания учащихся)
Завершающее слово учителя: - Вот как много интересного, удивительного и чудесного мы сегодня узнали о глаголе. Вы все сегодня хорошо потрудились, поняли, в чем чудодейственная сила глагола. Урок наш я хочу закончить словами Константина Георгиевича Паустовского: «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в нашей жизни и нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом: звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, неясность сна, тяжелое громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия. Нет таких звуков, образов и мыслей – сложных и простых, - для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
Методическая разработка "Деепричастие как часть речи".
Разработка открытого урока по теме : "Деепричастие как часть речи" с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...
Методическая разработка раздела программы "Части речи"
Методическая разработка раздела программы "Части речи"...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Методическая разработка "Глагол как часть речи"
Одной из традиционно сложных тем раздела языка "Морфология" в 5,6 классах является "Глагол как часть речи".Данное методическое пособие позволяет получить цел...
Методическая разработка урока «Именные части речи. Глагол и его формы»
Методическая разработка урока в 7 классе по теме «Именные части речи. Глагол и его формы»...