Методическая разработка раздела программы "Части речи"
методическая разработка по русскому языку на тему

Крылова Наталья Владимировна

Методическая разработка раздела программы "Части речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma._russkiy_yazyk_2_klass.doc197 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации Выксунского района

Методическая разработка раздела программы «Части речи»

УМК «Школа России»

Составитель: Крылова Н.В.

учитель начальных классов

Педагогический стаж: 25 лет

г. Выкса

2012-2013г.

Содержание

1.Пояснительная записка

3-4

2.Цели и задачи

5

3.Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися

6

4.Ожидаемые результаты освоения раздела программы

7-8

5.Обоснование используемых в образовательном процессе методов, форм, организации

9-10

6.Тематическое планирование уроков русского языка

11

7.Список литературы

12

8.Проект урока

9.Приложение

13-21

22-30

                                                                                          Русский язык в умелых руках

и в опытных устах - красив, певуч,

                                                                                            выразителен, гибок, послушен,

                                                                            ловок и вместителен.
                                                                                                                               

                                                                        А.Куприн

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         Язык - духовная, культурно-историческая ценность народа, и образования младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника.

Идея курса «Русский язык»– изучение русского языка с позиций его духовной, культурно-исторической ценности.

Курс направлен:

  • на личностное, духовно-нравственное, эмоциональное, интеллектуальное развитие младшего школьника, формирование его индивидуальности;
  • на становление всех форм общения – говорения, письма, слушания, чтения;
  • на познание ребёнком окружающего мира и самого себя.


Актуальность выбранной темы: с
татистический анализ проведенных контрольных работ по русскому языку позволил сделать следующие выводы: обучающиеся, выполняя грамматические задания на определение частей речи, часто допускают ошибки в их распознавании и выявлении их  отличительных признаках, поэтому необходимо более глубокое изучение этой темы с использованием новых методов и  приемов.


Новизной в своей работе считаю следующее:

  • использование упражнений, направленных на развитие интеллекта младших школьников на уроках русского языка;
  • составление и применение на уроках контроля знаний тестовых заданий.

         Раздел «Части речи» курса «Русский язык» для  2  класса на 2010 – 2011 учебный год составлен на основе стандарта  начального  общего образования по русскому языку, примерной программы  начального общего образования по русскому языку для образовательных учреждений с русским языком обучения и программы общеобразовательных учреждений авторов Л. М. Зеленина, Т. Е. Хохлова «Русский язык. 1 – 4  классы» (2009).

Цель изучения раздела  «Части речи» – формирование знаний о частях речи,  об именах собственных и способах их написания; воспитание чувства сопричастности к сохранению  чистоты, выразительности, уникальности родного слова.

Формирование развёрнутой структуры учебной деятельности при изучении раздела «Части речи» предполагает:

  • осознание ребёнком необходимости понимать смысл поставленной задачи для её успешного решения (затем и развитие умения ученика самостоятельно ставить перед собой определённую задачу);
  • формирование умения планировать учебную работу, пользоваться различными справочными материалами (таблицами, схемами, предписаниями, словарями и т.д.);
  • развитие способности к самооценке и самоконтролю: умения младшего школьника соотносить содержание задания с теми знаниями, которыми он располагает, восстанавливать знания (по памяти, учебнику, тетради, справочному материалу и т.д.), дополнять имеющиеся знания новыми сведениями, необходимыми для выполнения задания.

Собственно лингвистическое (языковое) развитие представлено в разделе  «Части речи» курса «Русский язык» как:

  • осознание ребёнком того, что есть окружающий мир и что есть слова, всё в нём называющие; слово образуется («рождается»), изменяется, используется в речи по определённым правилам;
  • сохранение и развитие чувства языка и интуиции, обогащение интуиции по мере конкретизации знаний в области грамматики родного языка; формирование приёмов лингвистического анализа, синтеза, способности моделировать факты языка;
  • формирование ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к его бытию;
  • осознание ребёнком себя как носителя русского языка;

развитие мотивов и средств речевой деятельности.

Задачи изучения раздела «Части речи»:

Образовательная:

  • Создать необходимые  условия для формирования умения определять части речи и знать их основные особенности.
  • Обогащать словарный запас слов, кругозор обучающихся;
  • Формировать умение отличать имена собственные от нарицательных, умение правильно писать имена собственные (с заглавной буквы, в кавычках).


Развивающая:

  • Развивать наблюдательность, внимание, логическое мышление, умение сравнивать, группировать, делать выводы;

Воспитательная

  • Воспитывать нравственные качества и коммуникативные навыки.

Психолого-педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения учебного материала учащимися.

       Характерные особенности начального образования , резко отличают его от последующих этапов школьного образования.

     1. Это первоначальное формирование учебно-познавательной деятельности детей. 

     2.Это становление самосознания и самооценки ребенка, новой для него деятельности. «Я - ученик, школьник».

     3.Это особое значение начального образования как базы всего последующего обучения. Без овладения чтением, письмом, счетом невозможно образование на следующих этапах.

    4.В начальной школе закладываются основы целостного представления о мире, человеке. 

    К концу первого года обучения в умственной деятельности учащихся происходят существенные изменения. В области восприятия осуществляется переход от непроизвольного к более осмысленному целенаправленному наблюдению.

    Инной характер приобретают процессы, связанные с развитием памяти. От механических приемов ребенок переходит к овладению способами эффективного осмысленного запоминания. Существенное развитие получает его слуховая, зрительная память. В своей работе учащиеся уже используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

Воображение занимает особое место в познавательном развитии младшего школьника, без которого невозможно полноценное формирование любой творческой деятельности.

   Способность к рефлексии – это важнейшая составляющая умения учиться, появление которого является центральным событием в психическом развитии младших школьников. В начальной школе умение учиться лишь зарождается. Его развитие и индивидуализация происходят позже.

 

Ожидаемые результаты обучения  по разделу «Части речи»

В результате работы по теме «Части речи» дети научатся:

  • распознавать, какой частью речи является слово, и характеризовать слово как часть речи;
  • распознавать имена существительные, имена прилагательные и глаголы по двум признакам: лексическому значению и грамматическому вопросу;
  • использовать термины «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол»; различать имена существительные, отвечающие на вопрос кто? и имена существительные, отвечающие на вопрос что?;
  • характеризовать (выделять) слова как имена существительные, которые называют предметы или явления природы и отвечают на вопрос кто? или на вопрос что?;
  • определять форму числа имени существительного и изменять имена существительные по числам; объяснять, как определить, является ли данное слово именем существительным; использовать на практике способ определения имени существительного как части речи;
  • распознавать имена собственные (имена, фамилии, отчества людей и клички животных, названия городов, рек и т.д.);
  • распознавать имена собственные в зависимости от контекста (орёл – Орёл, пушок – Пушок и т.д.);
  • писать имена собственные по правилам;
  • характеризовать прилагательные как слова, которые обозначают признаки предметов и отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?;
  • определять, признаки одного или многих предметов называет данное имя прилагательное;
  • изменять имя прилагательное по числам;
  • выделять словосочетания имён существительных с именами прилагательными (без использования термина «словосочетание»);
  • устанавливать связь имени существительного и имени прилагательного по вопросам (ставить вопрос от имени существительного к имени прилагательному);
  • различать имена прилагательные, близкие и противоположные по значению; использовать в речи прилагательные-синонимы и прилагательные-антонимы;
  • различать (характеризовать) признаки, которые называют имена прилагательные (цвет, размер, вкус и т.д.);
  • характеризовать глаголы как слова, которые обозначают действия предметов и отвечают на вопросы что делать? что сделать?
  • устанавливать на практике в контексте (в предложении) связь формы числа глагола и формы числа имени существительного;
  • Определять, действие одного или многих предметов называет данный глагол;
  • Изменять глаголы по числам;
  • Писать предлоги отдельно от других слов.

В процессе работы по теме «Части речи» дети учатся:

  • различать глаголы, отвечающие на вопрос что делать?  и глаголы, отвечающие на вопрос что сделать?
  • изменять глаголы по вопросам что сделает? что сделают? что делает? что делают?;
  • объяснять в контексте (в предложении) зависимость формы числа глагола от формы числа имени существительного;
  • различать оттенки слов, называющих действия предметов, точно выбирать и использовать их в речи (идёт, бежит, мчится);
  • использовать в речи глаголы в переносном значении (дождь идёт, льёт, барабанит, шепчет);
  • понимать значение предлогов в речи.

Обоснование используемых в образовательном процессе методов, форм, организации

Термин интеллект появился в глубокой древности. В последующие столетия менялось его значение, уточнялись функции, разновидности, составные элементы.

Интеллектуальное развитие происходит на ранних этапах становления личности.

Научные исследования последних лет свидетельствуют о том, что каждой возрастной ступени присуща своя готовность к развитию тех или иных сторон интеллекта. Она задается наличием определенных физиологических и психологических предпосылок, способных обеспечить высокий результат при взаимодействии с благоприятными педагогическими условиями.

К концу первого года обучения возрастает степень осознанности восприятия и самостоятельности воспроизведения детьми учебного материала. Они овладевают новыми приемами запоминания; формируется способность мышления к осуществлению операций обобщающего характера; речь становится более логичной, доказательной, аргументированной; наблюдается процесс в становлении таких свойств внимания, как устойчивость, распределение, переключение, объем.

 Второй год обучения обеспечивает дальнейшую интенсификацию интеллектуального развития учащихся на уроках русского языка, в первую очередь за счет нового уровня инициативы и самостоятельности школьников в организации учебного процесса. Используемые учителем способы и приемы, призванные все более активно включать детей в работу над их собственным интеллектуальным и лингвистическим развитием, на каждом структурном этапе урока имеют свою специфику.

         На уроках русского языка при изучении раздела «Части речи», создается тип продуктивного учебного взаимодействия в системе «учитель-ученик», при котором максимально активизируется собственная, самостоятельная творческая деятельность учащегося, так  как от совместного выполнения заданий с учителем он неизбежно проходит к самостоятельным познавательным действиям и к необходимости принятия индивидуальных решений.

 Составление и использование указанных заданий в разделе «Части речи»  (Приложение 1,3) освобождает учителя от необходимости изыскивать другие упражнения для решения  важнейших задач – мобилизации и развития внимания школьников, решать которые в обязательном порядке призван каждый педагог.

         Решение заданий требует выражения в виде логического, доказательного, развернутого, последовательного рассуждения вслух, учит с помощью воспроизводить ход мысли, называть результат. Задания, направленные на развитие наглядно-образного и словесно-логического мышления, формируют умения оперировать образами, вести  рассуждение на уровне логических абстракций.

Использование тестовых технологий в процессе обучения младших школьников русскому языку.

Контроль знаний, умений и навыков является важным звеном учебного процесса. От его организации во многом зависит результат обучения.

        В процессе контроля выявляются как достоинства, так и недостатки знаний и умений учащихся, что позволяет управлять учебным процессом, совершенствую формы и методы обучения слов

        Одной из форм контроля, позволяющей оперативно эффективно проверить результаты обучения русского языка в начальной школе, являются тесты.

Тесты – это стандартизированные задания с вариантами ответов, среди которых даются верные и неверные. Нередко в задание закладывается не только содержание ответа, но и его форма. Последняя бывает также стандартизированной: вычеркнуть лишнее, продолжить запись, отметить правильный ответ знаком. Работающий с тестами должен определить верный ответ и выделить его в соответствии с заданной формой.

        Виды тестов, используемые на уроках русского языка при изучении раздела «Части речи»

  • тесты со свободным выбором ответа, предполагающие заполнение пропусков в истинных утверждениях
  • тесты, в которых требуется установить соответствие
  • тесты альтернативные, которые требуют установления истинности или ложности утверждения
  • тесты, предполагающие выбор ответа из целого ряда вариантов

( Приложение 2)

Тематическое планирование уроков русского языка

(Раздел «Части речи» - 38 часов)

№ п/п

Тема урока

1

Общее понятие об имени существительном.

2

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

3

Изменение имён существительных по числам.

4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

5

Обобщение знаний по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

6

Словарный диктант. Обобщение и систематизация знаний по теме: «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

7

Имена собственные и нарицательные. Заглавная буква в именах, отчествах и фамилиях людей.

8

Заглавная буква в написании кличек животных.

9

Заглавная буква в географических названиях.

10

Особенности написания названий книг, журналов и газет.

11

Обучающее изложение «Мурка и ежата»

12

Анализ результатов обучающего изложения

13

Обобщение о написании слов с заглавной буквы.

14

Контрольная работа  (диктант) «Имя существительное»

15

Анализ результатов диктанта

16

Общее понятие о глаголе

17

Неопределённая форма глагола

18

Изменение глаголов по числам

19

Изменение глаголов по временам

20

Изменение глаголов по временам

21

Упражнения в употреблении глаголов в речи

22

Обобщение знаний о глаголе

23

Контрольная работа  (диктант) «Глагол»

24

Анализ результатов диктант

25

Общее понятие об имени прилагательном

26

Связь имени прилагательного с именем существительным

27

Различие сов, отвечающих на вопросы какой? какая? какое?

28

Число имён прилагательных

29

Различие прилагательных в единственном и во множественном числе

30

Прилагательные, близкие и противоположные по значению.

31

Упражнения в употреблении имен прилагательных в речи

32

Закрепление знаний об имени прилагательном

33

Обобщение знаний об имени прилагательном.

34

Тестовые задания  теме «Имя прилагательное»

35

Анализ тестов. Общее понятие о предлоге.

36

Упражнение в написании предлогов

37

Значение предлогов в речи. Союзы и, а, но, да.

38

Тестовое задание по теме «Части речи»

Список использованной литературы

  1. Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 1: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)
  2. Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 2: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)
  3. Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 3: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)
  4. Горецкий В. Г., Игнатьева Т. В. Чистописание: рабочая тетрадь № 4: 2 класс. М.: Просвещение, 2009, 32 с. (Чистописание)
  5. Жиренко О. Е., Обухова Л. А.Поурочные разработки по русскому языку: 2 класс. М.: ВАКО, 2009, 352 с.
  6. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Программа и планирование учебного курса. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2009, 151 с. (Школа России)
  7. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2007, 144 с.
  8. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 2. М.: Просвещение, 2007, 143 с.
  9. Концепция и программы для начальных классов. Комплект учебников «Школа России» в двух частях. М.: Просвещение, 2007, 1 часть, 158 с.
  10. Лутошкина О. А. Календарно-тематическое планирование уроков для комплекта «Школа России»: 1-4 классы. М.: ВАКО, 2008, 144 с. (Мастерская учителя)
  11. Обухова Л. А.,. Жиренко О. Е, Кочергина А. В. Тематическое планирование уроков по новому базисному учебному плану: 2 класс. М.: ВАКО, 2010, 192 с. (Учебный год)
  12. Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 2 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2009, 63 с. (Учебно-методический комплект)

Тихомирова Е. М. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку: 2 класс: к учебнику Л. М. Зелениной, Т. Е. Хохловой «Русский язык. 2 класс». М.: Издательство «Экзамен», 2009, 62 с. (Учебно-методический комплект)

Приложение 1                

Концепция урока

Тема: «Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях»

Цели:

Образовательные:

  • создание условий для формирования умения писать с большой буквы имена, отчества, фамилии;
  • обогащение словарного запаса слов, кругозора обучающихся;

Развивающие:

  • развитие речи, логического мышления, памяти, внимания;

Воспитательные:

  • воспитание нравственных качеств, умения работать в паре, группе.

Оборудование:

  1. Плакат с игровым полем № 1.
  2. Плакат “Гимнастика для глаз”.
  3. Плакат с зашифрованным словом фамилия.
  4. Зеленина Л. М., Хохлова Т. Е. Русский язык. Учебник для 2 класса
  5. Толковые словари

Модельное описание «проектного продукта»

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Психологический настрой

 

 

2. Мобилизирующий этап

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минутка чистописания

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексия

 

 

Целеполагание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Открытие нового знания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гимнастика для глаз.

 

 

 

Словарно орфографическая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Репродуктивная деятельность учащегося.

(Разноуравневая работа)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Проведение игры.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рефлексивно-оценочная деятельность учащихся.

 

 

Физкультминутка

 

 

 

 

Работа с учебником

 

 

Рефлексия

 

 

Релаксация

 

Развитие логического мышления

 

Оценочно-
рефлексивная
деятельность

 

 

 

 

 

 

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте друг другу хорошего настроения.

 

На доске игровое поле

– Скажите, какое задание мы должны выполнить?

– Как вы будите выполнять это задание (в паре, индивидуально, в группе)

– Кто расскажет, как выполнять задание?

 

 

На доске записаны буквы

а и о у Д

- как вы думаете, для чего написаны буквы?
- какое задание мы будем выполнять?
- как легче выполнять это задание?
Индивидуально, коллективно, в группе.
- какую букву будем писать. Почему?

 

 

 

Показ учителем на доске.
- наращивание на 1
Определите порядок написания букв.

 

 

На доске записан текст:
К празднику класс наряжали Андрей Соколов и Люба Иванова. Им помогала Ирина Васильевна.

- Прочтите текст.
Что вы заметили.
Обсудите это в группе.

 

 

 

 

 

Назовите тему урока.

- Чему будем учиться? (Цель).
- Как мы это будем делать? (План работы – записать на доске).

 

 

 

 

 

Сформулируйте правило: Как пишутся имена, фамилии, отчества?
Заглавная буква в именах, отчествах, фамилиях – это орфография, почему?
- Составьте опорный конспект.

- Как мы оформим правило?

 

Как вы будете выполнять это задание - индивидуально, в группе.

Чтение стихотворения

Буква обычная я
Выросла вдруг
Выросла выше
Букв подруг
Буква расти
Не сама захотела
Букве поручено важное дело
У строчки вначале, Чтоб начало
Все заметили:
Имя, отчество,
фамилия пишутся с нею.
Буква большая
Совсем не пустяк.
В букве большой
уважения знак!

 

 

 

На доске плакат

М Л А Я  И Ф И

 

- Какое задание должны выполнить?
- Как будете выполнять задание?
- Какое слово получилось?
- Что такое фамилия?
- Каким образом человек получает фамилию?
- Что обозначает фамилия?

 

 

 

 

 

Что же такое фамилия?

Как вы думаете, где мы можем найти определение значения этого слова?

- Как мы будем работать?

 

 

 

 

Что же такое фамилия?

 

 

- Кроме имени и фамилии у человека есть отчество.
- Как оно образуется?

 

Напишите в тетради, свою фамилию, имя, отчество.
- Какое задание вам предлагается?
- Как вы будете выполнять эту работу?

 

У-1
Исправьте ошибки:
Яблоко – сидоров
дмитрий – петров
вечер – Таня
загадка – люба

У-2
Разделить слова на группы
(А,а) мнушк, (с,С) естрица,
(П,п) стрович, (Т,т) итов,
(Б,б) оря, (Б,б) рат,
(Н,н) адя, (М,м) едведев.

У-3 
Написать фамилию, имя, отчество каждого члена семьи.

Наша фамилия Сидоровы. Нас в семье 4: мама, папа, сестра и я. Маму зовут Ольга Ивановна, папу - Николай Семенович, сестру Наташа, я – Дима. У нас дружная семья.

 

 

 

- Я предлагаю вам провести игру “Запомни и напиши”

1 учащийся показывает имя,
2 повторяет названное имя и добавляет свое.

И так далее.

Затем по памяти нужно записать эти имена.

- Как будем проводить игру?

 

 

Подведем итоги игры.

 

 

Встаньте, если услышите слово, которое нужно писать с большой буквы – топаем, с маленькой – хлопаем.

Юрий, космонавт, пилот, Марина, ученик, Борис, Семенова, Таня.

 

 

- У. 240
1). Как будете выполнять?

 

 

 

 

Упражнение
“Любопытная варвара”

 

Логическая задача

Меня зовут Лена. У моего брата одна сестра. Как зовут сестру моего брата?

- Какие задания вам больше всего понравились?
- Какие задания оказались трудными?

Кто у нас был самым
внимательным?

- Кто написал красиво в тетради и не допустил ошибок?

 

 

- Оцените каждый себя.

 

- Какое у вас настроение?

Учащиеся обмениваются словами, приветствиями, добрыми пожеланиями друг другу.

 

– Найти путь первого и второго зайчика.

– По карточке будет выполнять каждый. (Показ карточки с буквой “Я”)

(Выполнение задания)

Ответы детей.

Путь зайчика 1 пролегал среди гласных букв, а путь зайчика 2 через согласные, заглавные.

(Дают характеристику букв)

 

 

 

 

Проведем минутку чистописания

 

 

 

- Индивидуально
(Показ карточки с буквой “Я”)
Д- заглавная, прописная,
согласная, звонкая, парная, обозначает [ д] [ д]
Эта буква заглавная, остальные буквы гласные, строчные.
- Поэтому мы будем писать
Д

 

ответы детей.
Выполнение задания индивидуально.
Подчеркивание хорошо написанных букв. Оценка на полях.

 

 

 

Идет обсуждение в группе.
Выступление детей.
Андрей, Люба, Ирина – это имена. Они написаны с большой буквы.

- Васильевна – это отчество, тоже пишется с большой буквы.
-Соколов, Иванов, Петрова – это фамилии, пишутся с большой буквы.

Ответы детей.
“Заглавная буква в фамилиях, именах, отчествах.
Мы будем учиться писать заглавную букву в фамилиях, именах, отчествах”.

Ответы детей.
Фамилии, имена, отчества пишутся с большой буквы.
- потому что эти слова мы пишем с заглавной буквы.

В группе.
Показ значка
(Обсуждение задания в группах)

 

Конспект

 

 

 

 

 

 

 

Дети следят за указкой учителя по плакату

 

 

 

- Составить слово.

- Индивидуально.
(Дети составляют слово).
- Фамилия

- Это имя
- Она переходит к человеку от родителей.

- Фамилия обозначает, что человек принадлежит к конкретной семье:
Ивановых,
Петровых,
Сидоровых.

Ответы детей

- Поработать со словарями.

 

Индивидуально.
(Работа с толковым словарем Ожегова)

Ответы:
- Фамилия – это семья. Она имеет свою историю.
Часто они указывают, как жили предки; Рязановы.

Некоторые говорят о профессии:
Гончаров, Плотников. Иногда фамилией становится имя матери: Марьин.

 

- Отчество образуется от имени отца.

 

Дети пишут в тетрадях.

- Работа по уровням.

Индивидуально

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- В группе.
(Проводится игра)

 

 

Выслушиваются выступления детей об итогах игры.

 

Выполнение учащимися физкультминутки

 

 

 

 

- Индивидуально.

 

 

Выполнение упражнения и его проверка

 

Выполнение упражнения учащимися.

 

 

Ответы детей.

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

Дети показывают оценку на отрезке, который начерчен на полях тетради.

Дети показывают настроение на барометре настроения.

Воспитание правил культурного поведения, умения общаться друг с другом. Создание благоприятной обстановки.

 

Карточка находится на парте у каждого ребенка

Выполнение работы.

Умение ориентироваться в здании. Умение классифицировать.

 

 

 

 

 

 

 

 

При выполнении задания учащиеся сравнивают, анализируют, делают выводы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ориентация на требование взрослого

 

 

Умение
ориентироваться
в текстах,
выражать свои мысли, работа в группе.

 

 

 

Формирование умения делать выводы, формулировать правило, делать опорные конспекты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся учатся аргументировать свои версии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глаза при работе очень устают, поэтому проводится гимнастика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель работает над расширением кругозора учащегося, формирует умение работать со словарем.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ этих задач позволяет оценить решение познавательных задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организовать постепенную выработку детьми тех норм жизни, которые помогут чувствовать себя комфортно, проявлять чувства друг к другу, принимать активное участие в обсуждении с учетом адресной направленности.
Важно поддержать сознание причастности школьника в результате совместной деятельности.

 

 

 

 

 

 

Проведение физкультминутки помогает снять утомление детей, настроить организм на работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Чтобы снять утомление детей проводится упражнение на расслабление организма.

 

Учителем подобран материал на развитие логического мышления.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведены итоги, оценивание каждого учащегося, его фиксация.

Ресурсная база:
1. Н.Г. Калашникова “Личностно-ориентированный подход к формированию младшего школьника, как субъекта учебной деятельности”.
2. Ожегов “Толковый словарь”.
3. А. Зак “Развитие умственных способностей младших школьников”, М-1994 г.
4. Л.С. Выготский “Педагогическая психология”, М-1996 г.
5. Л. Тихомирова “Упражнения на каждый день”. Академия развития 1998 г.
6. В. Шукейло “Русский язык в начальных классах”. Пресс. 1999 г.
7. Г.А. Цукерман “Виды общения в обучении” 1993 г.

Контрольно-измерительные материалы

Приложение 2

Диктант по теме «Имя существительное»

Москва

Москва – сердце нашей Родины. Это большой и красивый город. В Москве много музеев и чудесных парков. По прямым и широким улицам мчат машины. Под землей несутся поезда метро. Большая стройка идет  в Москве. Тысячи людей уже въехали  в новые квартиры. Мы все любим Москву. Из Москвы весь мир слышит голос правды, мира, дружбы.

Задание:

  1. Записать  цифрой, сколько  слов  в  первом  предложении.
  2. Записать слова зверьки, пень, горка. Рядом указать цифрами количество слогов, букв, звуков

Диктант  по  теме: «Глагол»

В поле

Пришла радостная весна. На колхозных полях день и ночь гудят трактора и машины. Колхозники спешат посеять хлеб. За каждым трактором идет стайка веселых грачей. Они первые вестники весны. Быстро работают грачи своими крепкими клювами. Сотни червей съедают эти птицы. Но вот тракторист стал пахать землю у реки. Тут же за трактором идут чайки. И чайки любят червей.

Грамматические  задания.

  1. Разобрать  по членам  предложения.

1 вариант: 3 –е предложение

2 вариант: 4 –е предложение.

  1. К слову идут подобрать слова, которые отвечали бы на вопросы кто? что?

Обучающее изложение «Мурка и ежата»

У маленьких ежат пропала мать. Колючие комочки погибали. Они были голодные.

У кошки Мурки родились котята. Она кормила их молоком. Раз Мурка подошла к ежатам. Она тронула их лапой и отбежала. Ежи кололись.

Ежата уткнулись в прутья корзины и затихли. Грозила беда. Ежей завернули в тряпочку. Теперь они не были колкими.

Приложение 3                                

Тестовое задание

Тема: «Имя существительное»

1. Допиши пропущенные в правиле слова.

Имя существительное – это часть речи, обозначающая ___________ и отвечающая на вопросы _____________________.

2. Вычеркни из списка лишнее и допиши то, чего не хватает.

Имя существительное может означать:

а)предметы

б)______________________________________________________________

в) количество предметов

г) явления природы

д)______________________________________________________________

е) признак предмета

ж) процесс (действие)

з) отвлеченные понятия*

3. Подчеркни только имена существительные.

Чайник, заботливый, кричать, крокодил, Митя, красивый, нора, дождик, скука, картина, соскучился, прогулка.

4. Выбери слова из ряда и впиши их номера туда, куда нужно

1)Кукла 2)бег 3) поросенок 4) тетрадь 5) осень 6) ласточка 7) прыжок 8) малыш 9) Вася 10)плач* 11) мама 12) смех 13) дом 14) снег 15) непогода 16)ветер 17) поход 18)ягода 19) салют 20)плавание 21)радость 22)ветер 23) Катюша 24)тишина

Предметы_________________________________________________________

Живые существа ___________________________________________________

Явления природы __________________________________________________

События __________________________________________________________

Процесс, действия __________________________________________________

Отвлеченные понятия ________________________________________________

5. Подчеркни в тексте все имена существительные

Опять выглянуло солнышко, да такое веселое, яркое! Оно даже пригрело немножко. С крыш повисли сосульки, и по ним заструилась вода.  «Вот и весна начинается», - решила Зинька

                                                                        (В.Бианки)

6. Впиши пропущенные слова

Если речь идет об одном предмете, то существительное стоит в форме ______________числа.

Если речь идет о нескольких предметах, то существительное стоит в форме ______________числа.

7.  Выбери слова из ряда и впиши их номера туда, куда нужно
1)Цветение, 2)костер, 3)механизм, 4)здания, 5)сокровища,6) мыло, 7) кусочки, 8)воздух, 9) прогулки, 10) дети


8.Подчеркни слова, отвечающие на вопрос что, одной чертой, а на вопрос кто? – двумя чертами

За город начал

Рыбак собираться.

Удочку взял, чтобы рыбу ловить.

Взял дождевик,

Чтобы им укрываться.

Взял самовар,

Чтобы чай  вскипятить.

Взял он ковер,

Чтоб на нем загорать.

Взял он дрова,

Чтобы их не искать.

                        (Э.Успенский)

Тестовое задание

Тема: «Глагол»

1.Что обозначают глаголы?

1) предмет

2)действие предмета

3)признак предмета

4)ничего не обозначают

2. На какие вопросы отвечают глаголы

1) кто? что?

2)какой? какая? какое?

3)что делать? Что сделать?

4)чей? Чья? Чьё?

3. В какой строке записаны только глаголы?

1) строить, стройка

2)находит, шагает

3)краснеть, красивый

4)шёл, пешеход

4.Укажи строку, где все глаголы стоят в единственном числе?

1) рисуют, смотрят

2)белеет, грустят

3)дежурят, пришла

4)зеленеет, кричит

5.Укажи строку, где все глаголы стоят во множественном числе?

1) поют, плывут

2)бегает, грустит

3)смотрят, бежит

4)синеет, прилетели

6. В какой строке все  глаголы стоят в прошедшем времени?

1) писал, напишет

2)смотрит, думает

3)носил, говорил

4)нарисует, думала

7. В какой строке все  глаголы стоят в настоящем времени?

1) написала, прочитает

2)напишет, выйдет

3)пишет, читают

4)красит, думала

8. В какой строке все  слова являются близкими по смыслу?

1) сделал- сломал

2)потерял-нашел

3)бежит-мчится

4)начинается- заканчивается

Тест

Тема: «Имя прилагательное»

1. Вставь пропущенные слова

Имя прилагательное – это часть речи, которая обозначает __________________________________________________ и отвечает на вопросы__________________________________________________________.

2.Среди данных слов подчеркни только имена прилагательные

Год, нашел, глубокий, крохотный, малыш, ласковый, сообразительный, спасать, красивый, маленький, глубина, красота, ласкать.

3.Соедини линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся.

Большой

Глубокая

Красные

Золотое

глупые

Астры

Солнце

Река

Котята

Крокодил

4.Подчеркни имена прилагательные

Жил на свете очень хороший слоненок. Только вот беда: не знал он чем ему заняться, кем быть. Однажды на улице пошёл сильный дождь.«У-у! – сказал мокрый лисенок. – Ушастый какой! Да с такими ушами он вполне может быть зонтиком» Слоненок обрадовался и стал большим зонтиком.

5. Укажи строку, где имена прилагательные стоят в единственном числе?

1) снежные, лютая

2)солнечные, зимний

3)красивое, занимательная

4)веселые, смешные

6. Укажи строку, где имена прилагательные стоят во множественном числе?

1) холодная, снежный

2)весёлые, пушистые

3)интересное, увлекательный

4)веселые, задорная

7. В какой строке слова являются близкими по смыслу?

1) узкий-широкий

2)аккуратный-старательный

3)веселый-грустный

4)сладкий-горький

8. В какой строке слова являются противоположными по смыслу?

1) робкий-трусливый

2)спелый-зрелый

3)большой-маленький

4)огромный-гигантский

Приложение 4

Тема: Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей

У. Мальчик вышел  из домика с буквой Б. Через некоторое время он вновь в него вернулся. Проследите путь зайчика. Старайтесь не повторять слово прыгнул. Замените его другими словами, близкими по смыслу. Каждый ученик может назвать только один домик.

Д. Из домика с буквой З мальчик прыгнул в домик с буквой К.

Д. Из домика с буквой К он попал в домик с буквой Д.

Д. Из домика с буквой Д зайчик переместился в домик с буквой В.

Д. Из домика с буквой В он перескочил в домик с буквой З.

Д. После домика с буквой З наш герой побывал в домике с буквой П

Д, Из домика с буквой П он отправился в домик с буквой Г.

Д. Покинув домик с буквой Г зайчик появился в домике с буквой Ж.

Д. Из домика с буквой Ж зайчик вновь повернулся в домик с буквой Б.

У. Большой путь  проделал сегодня наш зайчик. Теперь скажите, каких букв нет на игровом поле, по которому перемещался зайчик?

Д. На игровом поле мы видим парные согласные. Их шесть пар: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с. Здесь нет [т] ,[ш], [с], которые составляют пары с [д] ,[ж], [з].

Словарно-орфографическая работа

У. Сегодня познакомимся с двумя словами. Постарайтесь их узнать в этой записи.

Д. Здесь написаны слова, корова и собака.

У. В чем смысловое сходство слов корова и собака?

Д. Корова и собака – домашние животные

У. В чем их различие?

Д. Корова - травоядное животное, собака - из семейства хищных; корова дает молоко, собака сторожит, с ней охотятся и т.д.

Д. У коровы большие рога.

У. Что обозначает слово корова?

Д. Корова - домашнее  молочное животное с большими рогами.

У. Что обозначает слово собака?

Д. Собака - домашнее животное из семейства хищных.

У. Что еще можете сказать о данных словах?

Д. Оба слова состоят из трех слогов; ударение падает на второй слог; в обоих словах ударные гласные о.

У. Напишите слова корова, собака в тетради, подчеркните гласные, которые надо запомнить.

Упражнение

Прочитайте. Напишите предложения, вставляя вместо точек, подходящие по смыслу существительные. Задайте к ним вопросы кто? или что? Что объединяет все написанные предложения? Закончите текст восклицательным предложением. Озаглавьте его.

Особую красоту лесу придает рябина. У неё ажурная…. Осенью созревают … ярко- красные…. Из них варят кисели, …, …, готовят квас, уксус, …. Очень любят рябину свиристели, рябинники, …, ….

Вставленные слова распределите на группы в соответствии с изученными орфограммами. Какие слова из текста вы к ним можете  присоединить?

 Справка: 

дрозды, пастила, снегири, листва, плоды, варенье, компоты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка раздела программы по истории 7 класс

Материал содержт презентацию методической разработки раздела программы по истории России для 7 класса к учебнику "История России  конец XVI-XVIIIвв.", авторы А.А Данилов, ЛГ. Косулина....

Методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" "Выдающиеся деятели культуры англоязычных стран и России"

методическая разработка раздела образовательной программы курса английского языка "Enjoy English" М.З. Биболетовой "Выдающиеся деятели культуры англгязычных стран и России, знаменитые учёные, спортсме...

Методическая разработка раздела учебной программы по истории России

В разработку входит: методическое обоснование, проект урока по истории России 9 класса, презентация....

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи»

Методическая разработка раздела образовательной программы по русскому языку в 5 классе «Лексика. Культура речи».   Аттестационная работа с презентацией....

Методическая разработка урока развития речи в 8 классе «ПОГОВОРИМ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ»

Урок развития речи в 8 класса (лекция с элементами беседы), направленная на обсуждение явлений, происходящих сегодня в языке....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ «Лексика и фразеология. Культура речи» ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 6 КЛАСС

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ РАЗДЕЛА «Лексика. Фразеология»ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЪЯСНЕНИЕ ВОСПРИЯТИЯ И ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА УЧАЩИМИСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ВОЗРАСТНЫМИ ОСОБЕНН...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА РАЗДЕЛА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Тема разработки: «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

   “Физика – 7 класс” – это начало изучения предмета в школьном курсе. Цель – сформировать у детей стойкий интерес. В этом курсе рассматриваются такие фундаментальные темы, как строен...