Методическая разработка "Деепричастие как часть речи".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Разработка открытого урока по теме : "Деепричастие как часть речи" с использованием ЭОР.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_14.doc87 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Деепричастие как часть речи

(Тема урока)

ФИО (полностью)

Гудкова Олеся Владимировна

Место работы

МБОУ СОШ №12 г.Шахты

Должность

учитель русского языка и литературы

Предмет

русский язык

Класс

7

Тема и номер урока в теме

1 урок по теме «Деепричастие как часть речи»

Базовый учебник

Баранова М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс//М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженская и др. –  М., 2009

  1. Цель  урока: ввести понятие деепричастия как части речи; познакомить с отглагольными и наречными признаками деепричастия.

9. Задачи:

- обучающие: закрепить полученные знания на практике; научить отличать деепричастие от остальных частей речи;

-развивающие: совершенствовать умение воспринимать новую информацию в обобщенном виде; находить закономерности в образовании деепричастий; видеть разницу между наречиями и деепричастиями; развитие устной и письменной речи; развитие памяти, внимания, логического мышления; создавать психологически комфортную обстановку на уроке;

-воспитательные: гуманистическая направленность обучения; обучающиеся работали с текстами, взятыми из художественной литературы; организация активной мыслительной деятельности учащихся; воспитание бережного и уважительного отношения к русскому языку. 

  1. Тип урока:  урок изучения новой темы
  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.
  3. Необходимое техническое оборудование:

– традиционные: мел, доска, учебники, тетради, ручки, карандаши;

– инновационные: компьютеры, проектор, экран, инновационные интернет-ресурсы.


  1. Структура и ход  урока

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Название используемых ЭОР

(с указанием  порядкового номера

 из Таблицы 2)

Деятельность учителя

(с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация)

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1

2

3

5

6

7

1

Оргмомент. Целеполагание

Приветствует учеников. Отмечает отсутствующих. Знакомит с целями, которые должны быть достигнуты к концу урока

Приветствуют учителя, настраиваются на урок, формулируют совместно с учителем цели урока

2

2

Проверка ДЗ

Контролирует выполнение учащимися ДЗ, корректирует ошибки и исправляет неточности, проводит фронтальный опрос

Отвечают на вопросы учителя, показывают готовность к уроку, корректируют ошибки и исправляют неточности в своих работах

5

3

Повторение изученного

Практикум по теме ««Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»» (1, 2)

Обращает внимание на то, что учащиеся знакомы  с причастием как частью речи, его морфологическими признаками. В качестве повторения предлагает поработать с модулем по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия», представленные в ОМС-плеерах на компьютерах учащихся в парах. Работа выполняется по вариантам. Затем спрашивает о результатах работы

Работают по вариантам с заданиями теста на повторение причастия как части речи, представленного в ОМС-плеере. Объявляют свои результаты

5

4

Изучение нового материала

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224) (2)

Предлагает прочитать 2 предложения, записанных на доске, и найти разницу в них: «Космонавт рассказывает о полёте и улыбается.», «Космонавт рассказывает о полёте, улыбаясь».

 

Говорит о том, что в РЯ существует еще одна самостоятельная часть речи – деепричастие. Это такая часть речи, которая совмещает в себе признаки глагола и наречия. Предлагает обратить внимание на экран, где будет представлена таблица «Признаки деепричастия».

Предлагает самостоятельно сформулировать определение деепричастия как части речи.

Предлагает прочитать определение деепричастия, которое дают авторы учебника

Читают предложения и говорят о том, что в 1 предложении есть слово «улыбается», а во 2 – вместо него стоит слово «улыбаясь». 1 предложение – предложение, осложненное однородными сказуемыми, а во 2 – «улыбаясь» отвечает на вопрос «как?»

Работают с таблицей, разбирают признаками деепричастия совместно с учителем

Формулируют собственные определения деепричастия

Читают определение со страницы 74 учебника

12

5

Закрепление изученного

Предлагает выполнить упражнения 159 с.75  (устно) и 160 с.75 из учебника

Читают задания, выполняют упражнения. Проверяют

10

6

Задавание на дом

Обращает внимание учащихся на то, что основное действие, обозначенное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, обозначенное деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету). И предлагает выполнить дома задания к упражнению 161 с. 75

Читают задание к упражнению и обсуждают, что нужно выполнить дома. Записывают ДЗ

2

7

Подведение итогов.

Рефлексия

Проводит фронтальный опрос по тому, что было изучено на уроке:

– что такое деепричастие?

– признаки каких частей речи совмещает в себе деепричастие?

– назовите признаки глагола в деепричастии?

– назовите признаки наречия в деепричастии?

– каким членом предложения бывает деепричастие?

Отвечают на вопросы учителя

3

8

Оценивание

Выставляет отметки учащимся, работавшим на уроке

1

Приложение к плану-конспекту урока

Деепричастие как часть речи

(Тема урока)

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13959/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p1.html

2

Практикум по теме «Понятие о причастии. Морфологические признаки причастия»

К-тип,

информационный

Тест

http://www.fcior.edu.ru/card/13976/ponyatie-o-prichastii-morfologicheskie-priznaki-prichastiya-p2.html

2

Таблица "Признаки деепричастия" (N 140224)

И-тип,

информационный

Таблица

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/af1444e0-3dcc-46b6-aa44-e183c2e17a05/?interface=teacher&class=48&subject=8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.

Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...

Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".

Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...

Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"

Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...