Методическая разработка "Глагол как часть речи"
методическая разработка (5, 6 класс)
Одной из традиционно сложных тем раздела языка "Морфология" в 5,6 классах является "Глагол как часть речи".Данное методическое пособие позволяет получить цельное представление о морфологических признаках этой части речи, что позволяет быстрее перейти к их отработке на практике. При этом у них всегда перед глазами ОК (он должен быть в папке у каждого), по которому они могут ориентироваться: что пройдено, что не пройдено, что ими не понято, что с чем связано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
met._posobie_glagol.docx | 29.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебно-методическое пособие
по русскому языку
Глагол
Автор: Цыденова А.Б.,
учитель русского языка и литературы.
Пояснительная записка.
В предлагаемом учебно-методическом пособии представлены опорные конспекты и схемы по теме «Глагол», где в компактном виде представлены морфологические признаки и правописание этой части речи. В отличие от традиционных таблиц, в которых только перечислены признаки глагола, опорный конспект раскрывает суть каждого морфологического признака, что позволяет сэкономить время. Часто в параграфе учебника не освещаются некоторые особенности грамматических категорий глагола, что приводит к ошибкам, свидетельствующим о непонимании учащимися сути того или иного морфологического признака. Представленные в этом пособии памятки - рекомендации по вопросам, вызывающим определенные трудности у учащихся, призваны уточнить порядок действий учащихся при анализе глагольных форм. Систематическое обращение к материалам пособия поможет избежать ошибок.
Данные опорные конспекты и схемы помогут учащимся получить цельное представление о глаголе как части речи, научат «узнавать» эту часть речи по совокупности признаков. Результат будет достигнут, если использование учебно-методического пособия будет регулярным и целенаправленным.
Пособие разработано в соответствии с учебником Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. «Русский язык» 5,6 классы. Пособие предназначено для учащихся 5, 6 классов, но может быть полезно и старшеклассникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ.
Опорный конспект по теме «Глагол»
Глагол – самост. ч. речи = действие: что делать? что сделать? (что делает? что сделает? что делал? что сделал? т. д.). Нач. ф. гл. называется инфинитив (или неопред. ф-ма гл.) отвечает на вопросы что делать? что сделать?: -ть,-ти, -чь. Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода. Н-р: играть, везти, печь. Синтаксическая роль: в предложении глагол обычно бывает сказуемым предложения
№ | Морфологические признаки | Содержание признака | Примеры | |||||
п о с т о я н | Виды глагола | несовершенный вид | Продолжительность и повторяемость действия. Что делать? Что делал? Что буду делать? | Петь, пел. прыгать - прыгал | ||||
совершенный вид | Начало или окончание действия, результат, однократные действия. Что сделать? Что сделал? Что сделаю? | Ззапел, спел, спеть, спою. Прыгнул | ||||||
переходн ость | переходные | требуют прямого дополнения (в В.п. без предлога) ; действие направлено на предмет | строить (что?) дом (В.п.);
| |||||
непереходные | не могут иметь при себе прямого дополнения | прилететь, расти и др. | ||||||
спряж ение | І спряжение: глаголы на –ать, -еть, -оть, -уть, -ыть, -ять, кроме 11 гл - искл. | глаголы НЕ на -ить + брить, стелить. в личных окончаниях – Е, Ё; в 3 л. мн. ч. окончания – ут/ -ют | ты идешь ( 2 л. ед.ч.) они идут (3 л. мн. ч.) | |||||
ІІ спряжение: все глаголы на –ить (кроме брить, стелить) | в личных окончаниях – И; в 3 л. мн. ч. окончания – ат/ -ят Искл. : смотреть, видеть, ненавидеть, зависеть, терпеть, обидеть, вертеть, гнать, держать, дышать, слышать. | ты пилишь ( 2 л. ед.ч.) они пилят (3 л. мн. ч.) | ||||||
н е п о с т о я н | Разноспрягаемые глаголы | Глаголы хотеть, бежать и образованные от них глаголы спрягаются частично по І, частично по ІІ спряжению | Хочешь, хотим Бежим, бегут | |||||
Изъявительное (значение времени) | Обозначает действие: в прошедшем, настоящем, будущем времени | Пел, поёт, будет петь | ||||||
наклонение глаг. | Повелительное | Выражает побуждение к действию: приказ, просьбу, пожелание | пой, спой | |||||
условное | Действие желательное, возможное при каком-нибудь условии | Спел бы | ||||||
лицо и число глагола | Глаголы изменяются по лицам и числам | ед.ч. мн. ч. 1-е л. Я играю мы играем 2-е л. Ты играешь вы играете 3-е л. Он (она) играет они играют | ||||||
безличные глаголы = действия, происход. сами по себе: Светает | ||||||||
Времена глагола | Прошедшее | действие прошло | Летел | |||||
Настоящее | действие происходит сейчас | Летит | ||||||
будущее | действие, которое произойдет | полетит |
Правописание глаголов
Инструкция-алгоритм:
Как определить спряжение глагола.
- Укажи ударение. Если окончание ударное, то –ешь, -ет, в 3 л. мн. ч. –ут/-ют – І спряжение;
-ишь, -ит, в 3 л. мн.ч. –ат/-ят- ІІ спряжение.
- Если окончание безударное, определи вид глагола.
- Поставь глагол в неопределенной форме, сохраняя вид.
- Посмотри на суффиксы: если глагол на –ить, то он ІІ спряжения (кроме брить, стелить).
- Если глагол не на –ить, вспомни 11 глаголов ІІ спряжения.
- Если данного глагола в числе 11 нет, то он І спряжения.
Например:
Клеить, бороться
Я клею, борюсь Мы клеим, боремся
Ты клеишь, борешься Вы клеите, боретесь
Он (она) клеит, борется Они клеят, борются
Словообразование глаголов.
Глаголы образуются от разных частей речи 3 способами: приставочным, суффиксальным и приставочно-суффиксальным.
І. С помощью приставок глаголы образуются от других глаголов. Такой способ образования называется приставочным.
Например: Писать-написать, читать-прочитать, пугать-испугать
ІІ. Глаголы могут образовываться от имен существительных и прилагательных при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -а-; -и-, -е-,-ну-. Такой способ образования называется суффиксальным.
Например: Беседа-беседовать, ужин-ужинать, обед-обедать, асфальт-асфальтировать;
Синий-синеть, синий-синить, слепой – слепнуть
ІІІ. Также глаголы образуются от разных частей речи при помощи приставок и суффиксов, которые присоединяются одновременно. Такой способ образования называется приставочно-суффиксальным.
Например: Столб- остолбенеть, сложный- усложнять, трое – утроить, свой – усвоить
Говори правильно:
Надо говорить:
Положи, положите (а не «положь», «ложи»);
Клади, кладите ( а не «ложь(те)», не «ложи(те)» );
Поезжай, поезжайте ( а не «езжай(те), не «ехай(те)», не
«едь(те)» );
Беги, бегите (а не «бежи», не «бежите» )
Ляг, лягте (а не «ляжь», «ляжьте»)
Я жгу, пеку, берегу. Мы жжем, печем, бережем.
Ты жжёшь, печешь, бережёшь. Вы жжете, печете, бережете.
Он жжет, печет, бережёт. Они жгут, пекут, берегут
Обрати внимание!
- При постановке глагола в начальную форму необходимо сохранять видовое значение. Например: узнаём – узнавать; узнаем – узнать
- Глаголы, составляющие видовую пару, могут относиться к разным спряжениям. Например: прославлять (несов. в. І спр.) – прославить (сов. в. ІІ спр.)
- Если у глагола есть суффикс -ся, то он сохраняется и при нахождении неопределенной формы. Например: развивается - развиваться
- Если глагол стоит в инфинитиве, то невозможно определить ни время, ни лицо, ни число, ни род.
- При выписывании для морфологического разбора глаголов, стоящих в условном или повелительном наклонениях, не забудьте выписать их формообразующие частицы: бы, пусть, да.
- Глаголы несовершенного вида имеют три формы времени: прош., наст., буд. Например: решал – решает - будет решать.
Глаголы совер. вида имеют только две формы времени: прошед. и будущее. Например: решил – реши
- Будущее время глагола имеет две формы: простую и сложную. Будущее простое образуется от глаголов совер. вида и обозначает, что в будущем действие будет закончено, будет иметь результат Например: я напишу, ты напишешь, он (она) напишет и т.д.
Будущее сложное образуется от глаголов несовершенного вида и вспомогательного глагола быть и обозначает, что действие будет происходить или будет повторяться. Например: я буду писать, ты будешь писать
- Глаголы в форме прошедшего времени по лицам не изменяются.
- Глаголы в форме условного и повелительного наклонений не имеют времени и не изменяются по временам.
- Глаголы в форме повелит. наклонения имеют значение 2-го лица.
- Безличные глаголы не изменяются по лицам и числам.
Порядок морфологического разбора глагола.
І. Часть речи. Общее значение.
ІІ. Морфологические признаки.
- Начальная форма
- Постоянные признаки: а) вид, б) переходность, в) спряжение.
- Непостоянные признаки: а) наклонение, б) число, в) время (если есть), г) лицо (если есть), д) род (если есть).
ІІІ. Синтаксическая роль.
Образец разбора.
- Против вражьей лжи ухо востро держи. (Пословица).
Держи – глагол.
І. (что делай?) держи .
Нач. ф-ма – держать
ІІ. Пост. призн. – несов. вид, перех., ІІ спр.;
Непост. призн. – употреблен в повелит. накл., ед.ч., 2-м л.
ІІІ. Сказуемое.
- О, как были бы мы спокойны, как прекрасна была бы жизнь, если б все на планете войны на футбольных полях велись. (Ю. Друнина.)
Были бы – глагол
І. (Что делали бы?) были бы
Нач. ф-ма – быть
ІІ. Пост. призн. – несов. в., неперех., І спр.
Непост. призн. – употреблен в условн. накл., мн. ч.
ІІІ. Сказуемое .
3. Велись бы - глагол
І. (Что делали бы?) велись бы
Нач. ф-ма – вестись
ІІ. Пост. призн. – несов. в., неперех., І спр.
Непост. призн. – употреблен в условн. накл., мн. ч.
ІІІ. Сказуемое .
- В окно повеяло весною.
Повеяло – глагол.
І. (Что сделало?) повеяло
Нач. ф-ма – повеять
ІІ. Пост. призн. – безл., сов. в., неперех., І спр.
Непост. призн. – употреблен в изъявит.. накл., прош. вр., ср. р., ед. ч.
ІІІ. Сказуемое .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Слитное и раздельное написание не с разными частями речи. Совершенствование умения определять части речи.
Тип урока: повторительно-обобщающий. Цели урока 1) Обучающие: совершенствовать умение определять части речи и производить их морфологический разбор 2) Развивающие: систематизировать и обобщать правила...
Конспект урока по дисциплине "Русский язык". Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи".
Методическая разработка представляет собой план-конспект урока по дисциплине "Русский язык" Тема "Служебные части речи. Предлог как часть речи". С применением техно...
Урок русского языка в 5 классе по теме "Части речи. Самостоятельные части речи. Наречие"
Урок направлен на повторение материала о частях речи, в частности, о самостоятельных частях речи. Знакомит с новой самостоятельной частью речи - наречием. Знания закрепляются выполнением упражнений, з...
Проект урока русского языка 7 класс «Частица как часть речи. Частица как служебная часть речи. Роль частиц в передаче различных оттенков значения и в образовании форм глагола».
Данная работа поможет учителю за короткий срок поможет Вам подготовиться к уроку по данной теме за короткий срок....
"Служебные части речи. Предлог как служебная часть речи"
Урок русского языка в 7 классе....
Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения
Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...
Методическая разработка "Ярмарка частей речи". Итоговый проект внеурочной деятельности "Тайны русского языка".
Итоговый проект внеурочной деятельности "Тайны русского языка"....