Методическая разработка урока «Именные части речи. Глагол и его формы»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)
Методическая разработка урока в 7 классе по теме «Именные части речи. Глагол и его формы»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_v_7_klasse_po_teme_imennye_chasti_rechi._glagol_i_ego_formy.docx | 17.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 7 классе по теме «Именные части речи. Глагол и его формы»
(по учебнику «Русский язык. 7 класс. Под редакцией А.Д. Шмелёва)
Предметные УУД:
- обобщить знания об именных частях речи, а также глаголе и его существующих формах;
- вспомнить особенности частей речи, изученных в 5 и 6 классах, их морфологические признаки;
- знать порядок выполнения морфологического разбора различных частей речи;
- уметь выполнять морфологический разбор различных частей речи и грамотно оформлять его как письменно, так и устно.
Метапредметные УУД:
- уметь обобщать ранее изученную информацию;
- способствовать развитию у школьников речи, мышления, памяти;
Личностные УУД:
- формировать интерес к русскому языку, к русскому фольклору;
- способствовать эстетическому воспитанию на материале русских пословиц.
Тип: урок-повторение.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания (фронтальная форма работы, взаимопроверка).
По аналогии: выписать ряд слов в тетрадь в столбик, определить, от какого слова оно было образовано и каким способом:
Сделать – делать – приставочный, подберёзовик – берёза – приставочно-суффиксальный, самолёт – сам летает – сложение при помощи соединительных гласных, ключик – ключ – суффиксальный, РФ – Российская Федерация – аббревиация, купаться – купать – постфиксальный, вечнозелёный – вечно+зелёный – сращение.
(после выполнения упражнения ученики меняются тетрадями и по образцу выполняют проверку задания)
3. Сообщение темы и целей урока.
- В пятом и шестом классах вы уже начали знакомство с различными частями речи. Для того чтобы нам с вами было легко работать дальше, знакомясь с новыми правилами, частями речи и синтаксическими нормами, нам необходимо вспомнить особенности каждой из них. Сегодня мы с вами обобщим изученный ранее материал, вспомнив основные признаки каждой изученной вами части речи. Давайте запишем тему урока «Именные части речи. Глагол и его формы».
4. Актуализация знаний (фронтальный опрос).
- Для начала давайте вспомним, что такое часть речи? Попробуйте сформулировать своими словами.
- (Группа слов, имеющих схожее лексическое значение и одинаковые грамматические признаки: род, чисто, падеж, наклонение, время и т.д.)
- Давайте сверим наше определение с определением в учебнике на странице 46. Верно ли наше понимание определения «части речи».
- Какие части речи и их формы вы изучили? Дайте каждой из них определение.
(На каждую часть речи учениками приводятся примеры (1-2))
- Существительное – обозначает предмет. Прилагательное – обозначает признак предмета. Числительное – обозначает количественное значение предмета. Местоимение – указывает на предмет, признак, количество, но прямо его не называет. Глагол – обозначает действие предмета. Причастие – признак предмета по действию. Деепричастие – добавочное действие при основном действии.
- Все изученные вами части речи можно поделить на две большие группы (на доске чертится схема): именные части речи и глагол и глагольные формы. Какие части речи мы отнесём к именным?
- Существительное, прилагательное, числительное, местоимение.
- Верно. Глагол в свою очередь имеет две группы форм: спрягаемые и неспрягаемые. К спрягаемым относятся какие формы глаголов?
- Те, что имеют категорию наклонения, времени, числа, рода/лица.
- В свою очередь неспрягаемые формы глаголов включают в себя инфинитив…
- Причастие и деепричастие.
- Верно, ребята. Теперь давайте вспомним, какие же морфологические признаки есть у каждой из перечисленных нами частей речи.
5. Закрепление изученного материала.
Для этого давайте запишем следующее предложение:
(один ученик пишет предложение на доске, остальные в тетрадях)
«Мудрец молчит, пока глупец ворчит».
- Давайте определим, какие части речи и формы встретились нам в этом предложении?
- Существительные, глаголы, союз «пока».
- Верно. Теперь на примере каждого слова мы с вами вспомним морфологические признаки разных частей речи. В этом нам поможет морфологический разбор слова. Что такое морфологический разбор?
- Морфологический разбор – это характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования. (если ученики затрудняются сформулировать определение, его даёт учитель)
- Давайте вспомним его структуру.
- Ученики: (структура фиксируется на доске)
I.Часть речи;
II.Морфологические признаки (постоянные и непостоянные);
III.Синтаксическая роль.
Учитель: Сейчас мы проведём морфологический разбор слов из данного предложения, относящихся к различным частям речи. Начнём с существительного с опорой на ваши приложения к учебнику, где со страницы 64 даны образцы морфологического разбора каждой части речи.
(Далее следует выполнение морфологического разбора слов, относящихся к разным частям речи (по одному примеру). На каждое слово к доске выходит один ученик, остальные работают в тетрадях и могут дополнять или помогать ученику в случае затруднений. Каждый разбор сопровождается комментарием и оценкой учителя. При определении тех или иных морфологических признаков учитель акцентирует внимание на важной роли формообразующих морфем)
Другие предложения для разбора: ««Друг денег дороже»; «Убегая от дыма, не бросайся в огонь», «Кто не слушает советов, тому нечем помочь».
6. Подведение итогов (фронтальная форма работы).
Учитель: Сегодня мы с вами вспомнили особенности именных частей речи и форм глагола, вспомнили, чем они отличаются друг от друга, а также выполнили морфологический разбор различных частей речи. Чем он нам помог?
Ученики: С его помощью мы вспомнили постоянные и непостоянные признаки различных частей речи, а также способы их определения.
Учитель: Верно. Однако признаки не всех изученных вами частей речи мы вспомнили на уроке. Дома вам нужно вспомнить признаки ещё нескольких частей речи уже самостоятельно.
7. Домашнее задание.
Запишите следующее предложение: «Убегая от дыма, не бросайся в огонь», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», «За всякое дело берись умело». Дома над каждым словом подпишите его часть речи, а после выполните морфологический разбор глагола, местоимения, имени числительного и деепричастия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по культуре речи " Культура публичной речи".
Уроки, связанные с подготовкой публичных высказываний и культурой публичной речи, проводимые после изучения темы «Функциональные стили речи», в значительной мере расширяют ком...
Слайдовая презентация к уроку "Удивительная часть речи - глагол".
Слайдовая презентация к уроку по русскому языку для учащихся 5 класса....
Методическая разработка "Деепричастие как часть речи".
Разработка открытого урока по теме : "Деепричастие как часть речи" с использованием ЭОР....
Методическая разработка урока «Нахождение части от числа и числа по его части»
Тема урока: «Нахождение части от числа и числа по его части»Урок в 5 классе . Цели:повторение и обобщение изученного материала;контроль за усвоением знаний;развитие математического кругозора, мышления...
Методическая разработка раздела программы "Части речи"
Методическая разработка раздела программы "Части речи"...
Методическая разработка урока по развитию речи: "Называние животных. Характеристики по основным признакам. Обогащение и уточнение словаря. Участие в беседе. Составление небольших рассказов. Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание".
Методическая разработка урока по развитию речи, для учащихся коррекционных школ, 3 класс....
Разработка урока "Служебные части речи"
Для учащихся 6 класса...