Русский язык 9 класс
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Шарина Ольга Борисовна

Рабочая программа по русскому языку для 9 класса по учебнику Бархударова С.Г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russkiy_yazyk_9_klass_-_kopiya_sayt.doc125 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ программа По русскому языку

9 класс

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели изучения учебного предмета

Изучение русского языка в 9 классе направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
  • совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Общая характеристика учебного предмета

Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.

Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.

Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентного подхода.

Курс русского языка для 9 класса  направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Рабочая  программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.

Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитие учащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельного подхода по изучению русского языка в школе.

Программа предусматривает прочное усвоение материала, для чего значительное место в ней отводится повторению. Для повторения в начале и конце года выделяются специальные часы. Учитель использует их, учитывая конкретные условия преподавания. Каждая тема завершается повторением пройденного. Данная система повторения обеспечивает необходимый уровень прочных знаний и умений.

В программе специально выделены часы на развитие связной речи – четвертая часть всего учебного времени. Темы по развитию речи – речеведческие понятия и виды работы над текстом – пропорционально распределяются между грамматическим материалом. Это обеспечивает равномерность обучения речи, условия для его организации.

С учетом психолого-возрастных особенностей учащихся и требований межпредметной интеграции программа устанавливает следующее распределение учебного времени:

Объём учебного времени

Разделы программы

Резерв учебного времени

68ч.

I. Введение.

1

II. Повторение изученного в 5-8 классах.

7

III. Синтаксис и пунктуация.

53

IV. Общие сведения о языке.

4

V. Повторение.

3

Рабочая программа по русскому языку составлена на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, рекомендованной Министерством образования и науки РФ (приказ Минобразования России от 9 марта 2004 г. N 1312), программы общеобразовательных учреждений:  Русский язык: 5 – 9 классы / М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

В программы внесены изменения в количество часов по изучаемым темам из резерва учебного времени для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.

Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Лицей №7» отводит 68 часов для обязательного изучения учебного предмета «Русский язык» в IX классе ,из расчета 2 учебных часа в неделю.

Результаты обучения

Личностные:

– понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

– осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

– достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметные:

– владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

– адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

– владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

– адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

– способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; 
свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

– овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

– умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;
говорение и письмо:

– способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

–  умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

–  умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

– способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, виденному;

– владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

– соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного русского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

– способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

– способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

–  умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

– применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

– коммуникативно целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметные:

– представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

– понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

– усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

– освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

– овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

– опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

– проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

– понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

– осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Русский язык» на этапе основного общего образования являются:

I. Учащиеся должны знать изученные основные сведения о языке, определения основных изучаемых в IX классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.

II. К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  • производить все виды разборов: фонетический, морфемный, словообразовательный, пунктуационный, морфологический, синтаксический, стилистический;
  • составлять сложные предложения разных типов, пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем создаваемого текста;
  • определять стиль и тип текста;
  • соблюдать все основные нормы литературного языка.

По пунктуации. Находить в предложениях смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в соответствии с изученными в 5—9 классах пунктуационными правилами; находить и исправлять пунктуационные ошибки; производить пунктуационный разбор предложения.

По орфографии. Находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки, производить орфографический разбор слов. Правильно писать изученные в 5 – 9 классах слова с непроверяемыми орфограммами.

По связной речи. Определять тип и стиль текста, создавать тексты разных стилей и типов речи. Подготовить и сделать сообщение, доклад на предложенную тему по одному источнику. Писать сочинения в форме дневниковой записи, сочинение-описание, сочинение-отзыв. Писать выборочное, сжатое, подробное изложения, изложение с элементами сочинения. Совершенствовать содержание и языковое оформление сочинения, изложения, находить и исправлять различные языковые ошибки в своем тексте. Свободно и грамотно говорить на заданные темы. Соблюдать при общении с собеседниками соответствующий речевой этикет.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (68 ч)

I. Введение (1)

Международное значение русского языка.

II. Повторение изученного в 5 – 8 классах (5+1 к/д+1 РР)

Фонетика. Повторение орфографии.

Лексика и фразеология. Повторение орфографии.

Морфология.

Морфемика. Словообразование.

Синтаксис словосочетания и простого предложения.

РР. Текст.

III. Синтаксис и пунктуация (53)

Сложное предложение (1+1РР)

Основные виды сложных предложений.

РР. Способы сжатого изложения содержания текста.

Сложносочиненные предложения (3+3 РР) 

Основные группы ССП по значению и союзам.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

РР. Рецензия.

Сложноподчиненные предложения (15+1к/д+4РР)

Понятие о сложноподчиненном предложении.

СПП с придаточным определительным.

СПП с придаточным изъяснительным.

СПП с придаточными обстоятельственными  (образа действия и степени, места, времени).

СПП  с   придаточными   условия, причины, цели.

СПП с придаточными сравнения, уступки, следствия.

СПП с придаточными присоединительными.

Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (7+1 к/д+2 РР)

СПП с несколькими придаточными.

РР. Деловые бумаги.

Бессоюзные сложные предложения (6+1 к/д+4 РР)

Запятая и точка с запятой в БСП.

Двоеточие в БСП. Анализ изложения.

Тире в БСП.

РР. Реферат.

Сложные предложения с различными видами связи (2+2 РР)

СП с различными видами союзной и бессоюзной связи. Авторские знаки препинания.

IV. Общие сведения о языке (3+1 к/д)

Роль языка в жизни общества. Русский литературный язык и его стили.

V. Повторение (3)

Циклограмма контрольных работ и уроков развития речи

№ п/п

Тема урока

Вид урока

Кол-во часов

Дата проведения занятия

Планируемая

Фактическая

РР. Текст. Подготовка к контрольному диктанту.

Урок развития речи

1

Входной контрольный диктант.

Урок контроля ЗУН

1

РР. Способы сжатого изложения содержания текста.

Урок развития речи

1

РР. Контрольное изложение.

Урок развития речи

2

РР. Рецензия.

Урок развития речи

1

РР. Контрольное сочинение на лингвистическую тему (С2.1).

Урок развития речи

2

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и изъяснительными».

Урок контроля ЗУН

1

РР. Сочинение-рассуждение по типу ГИА (С2.2).

Урок развития речи

2

Контрольный диктант по теме «Сложноподчиненные предложения».

Урок контроля ЗУН

1

РР. Деловые бумаги.

Урок развития речи

1

РР. Сочинение-рассуждение.

Урок развития речи

1

РР. Реферат.

Урок развития речи

1

РР. Сжатое изложение.

Урок развития речи

2

Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения».

Урок контроля ЗУН

1

РР.  Контрольное сочинение.

Урок развития речи

1

РР. Контрольное изложение.

Урок развития речи

2

Итоговый контрольный диктант.

Урок контроля ЗУН

1

Развитие речи: 17

Контрольных сочинений: 2

Контрольных изложений: 2

Контрольных диктантов: 4

В результате изучения русского языка в основной школе ученик должен

знать/понимать

  •  изученные разделы науки о языке;
  •  смысл понятий речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; сфера и ситуация речевого общения; функциональные разновидности языка, их основные признаки; жанры; текст, его функционально-смысловые типы;
  •  основные единицы языка, их признаки;
  •  основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;

уметь:

  •  объяснять роль языка в жизни человека и общества; роль русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения;
  •  определять тему, основную мысль текста, его принадлежность к определенной функциональной разновидности языка, функционально-смысловому типу и стилю; анализировать структуру и языковые особенности текста;
  •  опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  •  адекватно понимать информацию устного сообщения;
  •  читать тексты разных стилей, используя разные виды чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
  •  воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (пересказ, изложение, конспект, план);
  •  осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения в собственной речевой практике;
  •  владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение, смешанный вид монолога) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями, установление и регулирование межличностных отношений);
  •  свободно, точно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
  •  соблюдать этические нормы речевого общения (нормы речевого этикета);
  •  соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
  •  соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
  •  владеть навыками речевого самоконтроля: оценивать свою речь с точки зрения ее правильности, находить грамматические и речевые ошибки и недочеты, исправлять их, совершенствовать и редактировать собственные тексты;
  •  извлекать информацию из различных источников; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой, средствами массовой информации, в том числе представленными в электронном виде на различных информационных носителях (компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета).

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ПК, мультимедиапроектор, интерактивная доска, аудиторная доска с магнитной поверхностью.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Основная учебно-методическая литература

Стандарт основного общего образования по русскому языку

Примерная программа основного общего образования по русскому языку

Русский язык: 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов. – М.: Просвещение. ФП№128.

Дополнительная учебно-методическая литература и источники

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во.

Компакт-диск: Кирилл и Мефодий: тестирующая программа для школьников и абитуриентов.

Ожегов С.И.  Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. – М.: Рус. яз.

Розенталь Д.Э. Справочник по орфографии и пунктуации / Д.Э. Розенталь. – Челябинск: Юж.-Урал. кн. изд-во.

Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: ок. 30000 слов / Д.Э. Розенталь, М.А. Теленкова. – М.: Рус. яз.

Тихонов А.Н. Словообразовательный словарь русского языка: в 2-х т. / А.Н. Тихонов. – М.: Рус. яз.

Основные Интернет-ресурсы:

http://www.edu.ru – федеральный портал «Российское образование»;

http://www.school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал;

http://www.еgе.edu.ru – портал информационной поддержки Единого государственного экзамена;

http://www.school-collection.edu.ru – единая коллекция цифровых образовательных ресурсов;

http://www.internet-school.ru – интернет-школа издательства «Просвещение»: «Русский язык»;

http://www.1september.ru – газета «Русский язык», издательство «Первое сентября»;

http://www.som.fio.ru – сайт Федерации Интернет-образования, сетевое объединение методистов;

http://www.it-n.ru – российская версия международного проекта «Сеть творческих учителей»;

http://www.openclass.ru – методические рекомендации по использовании ЦОР.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическое планирование по русскому языку Класс 5

Планирование  составлено  на  основе  Программы по русскому языку для 5 класса общеобразовательных учреждений под редакцией С.И.Львовой. Содержание учебника полностью соответствует...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е (  естественнонаучный профиль) ,  Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...

Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка

Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....

РУССКИЙ ЯЗЫК. КЛАСС 5. СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

Цель: Сформировать представление о словосочетании как определённым образом организованной единице языка; научить отличать словосочетание от других сочетаний слов (слова, ряда однородных членов, грамма...

Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.

класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской.  и К.Т.П....

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский язык Класс: 6 Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др. Тема урока: «Местоимение как часть речи» Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Технологическая карта урока Учебный предмет: русский языкКласс: 6Автор УМК: русский язык в 2-х частях М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.Тема урока: «Местоимение как часть речи»Тип у...