Методическая разработка урока русского языка в 9 класе "Сравнение как средство выразительности речи"
методическая разработка по русскому языку по теме

Дмитриева Людмила Викторовна

Предмет: русский язык, литература.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение, вызвать интерес к языковым явлениям,  к творчеству М.Ю. Лермонтова.

                                                                                                                     Всё познаётся в сравнении.

                                                                                                                                                     Конфуций.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sravnenie_kak_sredstvo_vyrazitelnosti_rechi.docx25.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                      Методическая разработка интегрированного урока

Учителя Дмитриевой Людмилы Викторовны                                        ГБОУ СОШ № 420

Класс: 9

Предмет: русский язык, литература.

Используемые образовательные технологии: личностно-ориентированные технологии.

Тема: «Сравнение как средство выразительности речи».

Цели урока: познакомить учащихся со сравнением и его разновидностями, способами выражения, ролью в тексте; формировать умение использовать сравнение в своей речи; развить речь, воображение, вызвать интерес к языковым явлениям,  к творчеству М.Ю. Лермонтова.

                                                                                                                     Всё познаётся в сравнении.

                                                                                                                                                     Конфуций.

Этапы урока с содержанием учебного материала, видов деятельности учителя и учащихся.

ВВОДНАЯ БЕСЕДА.

  На прошедшем недавно уроке мы с вами характеризовали художественный стиль речи. Давайте вспомним, какова основная функция этого стиля? С какой целью создаются художественные тексты? Какие языковые средства характерны для данного стиля?  Какие виды тропов вам известны?

  Художественный стиль речи отличается образностью, широким использованием изобразительно-выразительных средств языка. В художественном стиле, кроме типичных для него языковых средств, используются средства и всех других стилей, особенно разговорного. В языке художественной литературы могут употребляться просторечия и диалектизмы, грубые слова, профессионально-деловые обороты речи и лексика публицистического стиля. Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Со многими из них вы уже знакомы. Это такие тропы, как эпитеты, сравнения, метафоры, гипербола и т.д. (Тропы – обороты речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий. Наиболее распространенными  тропами являются аллегория, гипербола, ирония, литота, метафора, олицетворение, сравнение, эпитет).

Например: О чем ты воешь, ветр ночной, о чем ты сетуешь безумно (Ф. Тютчев) – олицетворение; мужичок с ноготок – литота; Все флаги в гости будут к нам (А. Пушкин) – синекдоха и т.д.

Вывод: сегодня мы углубим знания о сравнении.  Тема урока «Сравнение как средство выразительности речи.

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАБОТА.

Сравнение – сравнивать, сравнимый, сравнительно ( значение сопоставлять, сравнивать, корень –равн-).

Выровнять  - ровный, подровнять, выровненный (значение – сделать ровным, корень –ровн-).

РАБОТА С ЭПИГРАФОМ.

  Как вы его понимаете? (Нас окружает мир предметов и явлений,  мир красок и звуков, очертаний. Человек постоянно стремиться что-то с чем-то сравнить, уловить сходство и различие явлений – это помогает  ему познать мир).

ЗНАКОМСТВО С ПОНЯТИЕМ «СРАВНЕНИЕ».

Мы сегодня не просто узнаем о том, что такое сравнение, каково его строение, но и попытаемся понять, какова роль сравнения в художественном тексте. А сделаем мы это на основе гениальных творений М.Ю. Лермонтова, о котором И.А. Андронников, известный литературовед, писал: «И через всю жизнь проносим мы в душе образ этого человека – грустного, строгого, скромного, смелого, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого, застенчивого, наделенного могучими страстями, волей и проницательным, беспощадным умом. Поэта гениального и так рано погибшего. Бессмертного и навсегда молодого».

1.Работа со стихотворением «На севере диком…» (текст на партах)

            На севере диком стоит одиноко

            На голой вершине сосна,

            И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

            Одета как ризой она.

            И снится ей все, что в пустыне далекой,

            В том крае, где солнца восход,

            Одна и грустна на утесе горючем

            Прекрасная пальма растет.

- Кто автор этих строк? Какие средства выразительности присутствуют в тексте? (Инверсия, эпитеты, олицетворение).  Укажите сравнение.

2.Работа с толковым словарем.

    - Посмотрите  по словарю русского языка С.И.Ожегова, что такое риза.

    Риза – 1.Облачение, одежда священника для богослужения (парчовая риза).

                 2.Оклад на иконе.

    -Какова роль этого сравнения в тексте? Как возникает это сравнение? (Основано на сходстве: сосна укутана снегом, как ризой – белый цвет, серебро, великолепие).

3.Определение сравнения.

- Какое бы вы дали определение сравнению? А какое определение дает учебник? Сравним («Русская речь», стр. 175). Запишите определение.

Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого. Сравнение выделяется на письме запятыми.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА.

 1. Найдите сравнение в отрывке из произведения М.Ю. Лермонтова, назовите его (запись на доске):

                          Немного лет тому назад,

                          Там, где, сливаяся, шумят,

                          Обнявшись, будто две сестры,

                          Струи Арагвы и Куры,

                          Был монастырь. (Поэма «Мцыри»).

2. Какова роль сравнений? (Сравнения помогают точно, правильно выразить мысль, заставляют читателя сопереживать героям произведения, войти в мир, созданный автором).

3. Народно-поэтические сравнения.

  Сравнения широко используются в народно-поэтической речи, в произведениях устного народного творчества. Народно-поэтические сравнения отличаются простотой, образностью и глубоким лиризмом. В основном, это сравнения с миром природы: девушка сравнивается с березкой, юноша – с соколом, зло – с коршуном и т.д. Писатели, поэты очень широко используют прием народно-поэтических сравнений.

- В каком произведении Лермонтова широко используется этот прием?  (В поэме «Песня про царя Ивана Васильевича»). Найдите примеры использования М.Ю. Лермонтовым народно-поэтических сравнений в отрывке из поэмы (текст на партах):

                                       На святой Руси, нашей матушке,

                                       Не найти, не сыскать такой красавицы:

                                       Ходит плавно - будто лебедушка,

                                      Смотрит сладко – как голубушка,

                                      Молвит слова – соловей поёт,

                                      Горят щеки ее румяные,

                                      Как заря на небе Божием.

4 .Средства выражения сравнения (запись на доске).

  Языковые средства сравнения неоднородны. Среди них различают лексические, морфологические, синтаксические.

- Лексические средства сравнения – это слова похож, подобен (подобный, подобно), казаться, напоминать, походить и др.

- Морфологические средства сравнения – это имена существительные в форме творительного падежа, имена прилагательные и наречия  в форме сравнительной степени, предлоги вроде, наподобие и др.

- Синтаксические средства сравнения – это сказуемое с оттенком сравнения, сравнительный оборот с союзами как, будто, словно, точно; сложноподчиненные предложения с придаточными сравнительными.

5. Запись в тетради с доски средств сравнения.

6 .Практическая работа.

-С помощью какого языкового средства выражено сравнение в следующих отрывках (тексты на партах)?

                         И что за диво?..Издалека,

                         Подобный сотням беглецов,

                         На ловлю счастья и чинов

                         Заброшен к нам по воле рока.   (Лексическое средство. «Смерть поэта»)

                         Как одинокая гробница

                         Вниманье путника зовет,

                         Так эта бледная страница

                         Пусть милый взор твой привлечет. (Синтаксическое средство, сложноподчиненное            предложение, «В альбом»).

7. В чем особенность лермонтовского сравнения в следующем тексте?

                                         Ах, Анна Алексеевна,

                                         Какой счастливый день!

                                         Судьба моя плачевная,

                                         Я здесь стою, как пень. (Сравнение – фразеологизм, нет обособления).

- Это четверостишие относится к жанру эпиграммы, Лермонтов, как и Пушкин, -  мастер эпиграммы.  Знаете ли вы, что в русском языке более 140 фразеологических срвнений? Вспомним некоторые из них.

              Он боится меня … (как огня).

              Все идет… (как по маслу).

              Красив… (как бог).

              Знать… (как свои пять пальцев).

              Не видать… (как своих ушей).

-На чем основаны такие фразеологические сравнения? Почему, например, как с гуся вода, а не как с курицы?

8. Итак, в основе сравнения всегда должно лежать сходство, этого нельзя забывать. В противном

случае сравнение окажется неудачным и не только не сделает речь выразительной, но, напротив, сделает ее смешной.

      Окна вспотели, как старательный труженик.

      Два стригунка, как вихрь, бегут скачками.

      Сталь, словно тесто, покорялась резцу.

      Как саранча, летел он на свиданье.

- Почему неудачны эти сравнения?

9. Практическая работа.

   Сравнения должны быть построены на сходстве признаков, но не получатся ли они одинаковыми, а значит, невыразительными? Например, я скажу белый, как … (продолжите – снег)- образность проигрывает, ослабевает. Интересны сравнения, неожиданные, новые, когда автор замечает что-то, чего никто не замечал. Сейчас мы с вами займемся творчеством.

- Запишите предложения и продолжите их.

          Листья налипли на стекла, как … (мокрые бабочки).

          Ярко-оранжевый апельсин похож на … (полуденное солнце).

          Редкий дождь, как … (стеклянные нити).

Вывод: заметить что-либо необычное в предмете, найти яркое сравнение совсем не просто. Нужно пробудить воображение, фантазию.

10. Иногда авторы сравнивают, казалось бы, совсем несравнимые предметы. Например:

                     Говорил он так тихо, точно  …

                     Чувствительный человек подобен сосульке …

                     Мудрость, подобно черепаховому супу, …

- Попробуйте продолжить предложения. Здесь надо проявить остроумие.  А теперь авторские варианты.

                   Говорил он так тихо, точно слова его были обуты в валенки.

                    Чувствительный человек подобен сосульке: пригрей его, он и растает.

                     Мудрость, подобно черепаховому супу, не всякому доступна.

                                                         (Афоризмы Козьмы Пруткова).

Вывод: из таких необычных сравнений складываются остроумные фразы, шутки.

11. Работа с текстом (тексты на партах).

    Давайте попробуем восстановить в тексте лермонтовские сравнения. В психологическом романе «Герой нашего времени» удивительные пейзажные зарисовки, не менее удивительные сравнения. Роман нам только предстоит изучить, а вот о любви Лермонтова к Кавказу, к «чудному миру любви и битв» мы уже знаем. Кавказ – колыбель лермонтовской поэзии, здесь же его мятежная душа нашла успокоение 15 июля 1841 года, Вглядимся, вслушаемся в пейзажные зарисовки (на доске – репродукции картин М.Ю. Лермонтова).

Вариант 1.

Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные купами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там, высоко-высоко, золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безымянной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется … (серебряной нитью) и сверкает, как … (змея своею чешуею). («Бэла»).

Вариант 2.

На север поднимается Машук, как …(персидская шапка), и закрывает эту часть небосклона. А на краю горизонта тянется серебряная цепь снеговых вершин, начинаясь Казбеком и оканчиваясь двуглавым Эльбрусом. Воздух чист и свеж, как … (поцелуй ребенка); солнце ярко, небо сине – чего бы, кажется, больше? Зачем тут страсти, желания, сожаления.

- Проверьте свои работы.

ОБОБЩЕНИЕ.

   Сегодня мы познакомились со сравнением, средствами выражения сравнения, что узнали нового? Для чего нужны сравнения? Согласны ли вы теперь с эпиграфом к уроку?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

1). Найдите в произведениях М.Ю. Лермонтова 5-7 примеров сравнений, выпишите, объясните, с помощью каких языковых средств они созданы.

2). Подготовьте устный ответ на вопрос: «Что такое сравнение?»

                         

                 

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка"

Разработка открытого урока по русскому языку по теме "Средства выразительности языка". Цели урока: образовательная: обобщить и систематизировать знания учащихся  о средствах ...

ОГЭ по русскому языку в 9 классе. Средства выразительности речи.

Освоив  способ моделирования урока, предлагаю ее учителям русского языка и литературы. Два урока, посвященные вхождению и закреплению знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русског...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Книжные стили речи. Научный стиль"

Методическая разработка предназначена для проведения урока развития речи в 5 классе по теме "Книжные стили. Научный стиль"....

Конспект урока русского языка в 11 классе "Средства выразительности языка" (материалы для подготовки к ЕГЭ)

Конспект урока по русскому языку в 11 классе, цель - повторить термины; развивать умения различать тропы, стилистические фигуры и другие средства выразительности; определять их роль в тексте....

ФГОС, Методическая разработка. Урок русского языка в 5 классе «Язык - важнейшее средство общения».

Урок разработан для учащихся с ОВЗ (задержка психического развития)....

методическая разработка урока русского языка в 9 классе "Средства связи в СП"

методическая разработка урока  в соответствии с требованиями ФГОС. УМК Разумовская М....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе «Служебные части речи. Предлог»

Язык - явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам...