урок русского языка в 7 классе по теме "Деепричастие"
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме
Урок в 7 классе Тип урока -Закрепление полученных знаний при изучении темы "Деепричастие".Задания направлены на отработку умений видеть данную часть речи,ставить знаки препинания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
deeprichastie.rar | 431.22 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА: Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.
ЦЕЛИ:
образовательные:
формировать умение находить деепричастие в тексте, вычленять деепричастный оборот,уметь расставлять знаки препинания в предложениях с деепричастием и деепричастным оборотом, различать причастие и деепричастные обороты;
воспитательные: воспитывать любовь и уважение к русскому языку посредством дидактического материала (форма урока, применение ТСО, задания занимательного характера), воспитывать чувство такта, умение слушать учителя;
развивающие: работа по развитию речи: умение преобразовывать предложения, составлять текст, используя деепричастия и деепричастные обороты; работа по развитию личности: развитие внимания, логического мышления, самостоятельности, памяти, воображения.
ПЛАН УРОКА:
1.Организационный момент. Создание мотивации.
2.Актуализация имеющихся знаний, умений, навыков с самопроверкой домашнего
задания.Тест.
3. Выдвижение учебной проблемы (цель урока, постановка учебных задач).
4. Актуализация изученного:
а) преобразование простых предложений в предложения с деепричастным оборотом;
б) разграничение предложений с причастным и деепричастным оборотом.
5. Проблемное задание.
6. Творческая работа.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия.
8. Домашнее задание.
ХОД УРОКА:
1. Слово учителя:
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе. Перед
вами на столах лежат цветные полоски: красная, желтая, синяя, черная. Посмотрите на
них внимательно и выберите ту из них, которая соответствует вашему эмоциональному
настроению именно сейчас. Спасибо!
Кто на доску не глядит,
Кто на лавочке сидит.
Ваня спит. Илья болтает,
А Максим ногой качает.
Нет, не дам я вам скучать!
А вы любите играть?
Улыбается Роман,
Вот летит воздушный шар.
« Только он не полетит,»-
Наша Катя говорит.
– Отчего и почему?
– Тяжело лететь ему!
– Да, действительно, наш воздушный шар « Деепричастие» что-то тяжеловат, а лететь
ему далеко.
2.Актуализация опорных знаний.
Ребята, нужно избавиться от балласта. (На шаре мешочки с вопросами. Объясните
слово балласт.( Работа со словарём Ожегова).
Вопросы, которые прикреплены к шарику.
– Назовите грамматическое значение деепричастия.
– Назовите морфологические признаки деепричастия.
– Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении?
– Как образуются деепричастия совершенного вида?
– Как образуются деепричастия несовершенного вида?
– Какой смысловой отрезок называется деепричастным оборотом?
– Знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом и одиночным
деепричастием.
А теперь, когда теоретические вопросы еще раз были повторены, выполните тест.
-самопроверка
без ошибок - 5;
1 – ошибка - 4;
2 – ошибки - 3.
3. Введение в тему урока:
На прошлом уроке мы познакомились с обособлением одиночных деепричастий и
деепричастных оборотов на письме. Может больше не будем про это говорить? Или
что-то мы не сделали, в чем-то не потренировались?
– Сформулируйте тему урока.
– Цели урока,
– Предложите варианты задания, формы работы.
Молодцы! Итак, цели перед нами поставлены, формы работы указаны. Вперед!!!
4. Актуализация изученного:
а) замена глаголов деепричастиями - индивидуально;
б) остальные преобразовывают простые неосложненные предложения в предложения
с деепричастным оборотом;
в) различение причастных и деепричастных оборотов.
Работа в парах - индивидуально.
5. Постановка проблемы:
а) Читать лежа вредно.
б) Перевозчик греб стоя.
в) Лежа на горячем песке мы слушали шум прибоя.
г) Мы работали спустя рукава.
Учитель:
– Я считаю, что здесь надо поставить запятые. А вы? Кто со мной согласен?
Кто поспорит?
– Почему?
– А предложения с фразеологизмами?
(фразеологизмы связаны с деепричастием по происхождению, фразеологические
обороты, в которые входят слова, сохранившие форму деепричастий, запятыми
не выделяются).
– Дайте толкование фразеологических оборотов.
6. Творческая работа - видеосюжет.
Он (Достоевский), по-видимому, остался доволен моим очерком, ему не понравилось
только одно выражение...
У меня было написано так: « Когда шарманка перестает играть, чиновник из окна
бросает пятак, который падает к ногам шарманщика». « Не то, не то, - раздраженно
заговорил вдруг Достоевский,- совсем не то! У тебя выходит слишком сухо: пятак упал
к ногам... Надо было сказать: пятак упал на мостовую, звеня и подпрыгивая...»
Замечание это - помню его очень хорошо - было для меня целым откровением. Да,
действительно, звеня и подпрыгивая выходит гораздо живописнее, дорисовывает
движение... Этих двух слов было для меня довольно, чтобы понять разницу между
сухим выражением и живым художественно- литературным приемом.
Д.В Григорович.
Задача: Просмотрев сюжет, составьте текст
« И это все о нас...», используя одиночные деепричастия, деепричастные
обороты (3-5 предложений), т.е дорисуйте действие, придав тексту особую
выразительность.
- Заслушиваем работы.
7. Подведение итогов урока.
Рефлексия.
Я отправляю в путь талисман успешности. У кого он в руках, тот говорит плюсах и минусах своей работы на уроке, самого урока.
- Выставление оценок;
8. Домашнее задание дифференцированное
1. Отредактировать тексты, графически обозначить д.о., о.д. Выставить свою
работу на конкурс-оценка «5».
2. Составить словарь терминов по теме « Деепричастие» для устного
высказывания на лингвистическую тему-оценка «4».
3. Упражнение 293-оценка «3».
Слово учителя:
Сегодня вы показали хорошие знания по теме, умение работать самостоятельно, дружно, умение оценить свои знания и знания других. Молодцы! Спасибо за урок!
Тест
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....