Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме
Урок русского языка в 5 классе с применением сингапурских структур обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse_s_primeneniem_singapurskoy_metodiki.docx | 16.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе с применением сингапурской методики
Тема: Суффикс
Цели: Показать роль суффикса как средства образования новых слов, многообразие суффиксов в русском языке; научить выделять их в слове, определять значение; развивать умение разбирать слово по составу; воспитывать интерес к изучению морфемного состава слова, в том числе, применяя сингапурские структуры.
Ход урока
- Орг. момент
-Здравствуйте! Сегодня мы должны будем с вами хорошо поработать и много узнать.
2. Актуализация
- Есть ли у вас вопросы ко мне по домаш. упр. 393? Проверим устное задание –упр. 395.
Структура ТАЙМД-РАУНД-РОБИН
-Обсудите, пожалуйста, в группе, почему корень- это главная значимая морфема в слове. Начинает участник №1. Каждому отводится 20 секунд.
Обсуждение.
Запишем в тетрадях дату, классная работа.
Работа с предложением (запис. под диктовку,1 ученик у доски):
Вечером снег покрыл дорожки в саду, и теперь он скрипит под ногами.
Структура ТАЙМД-ПЭА-ШЭА
-Участники №2 и 4, объясните, пожалуйста, своему партнеру по плечу, почему в этом предложении нужна запятая перед союзом.
Обсуждение.
Разберем по составу глагол «скрипит»
-Подберите к нему однокоренные слова со значением предмета, лица или признака.
Подбираются слова скрип, скрипка, скрипач, скрипучий, скрипачка, скрипочка
-Как вы думаете, о какой морфеме мы будем сегодня говорить? (о суффиксе)
-Как вы догадались? (дети говорят, что данные слова образованы при помощи суффиксов, выделяем эти суффиксы, называем их значения)
Записываем тему и формулируем цели урока.
3.Изучение нового
-Что мы уже знаем об этой морфеме? ( что она служит для образования новых слов)
Прочитаем определение суффикса в учебнике
-О чем мы еще не сказали?
Итак, главная функция суффикса- словообразовательная. Давайте поиграем в игру «Образуй новое слово». Участвовать будут все. Будьте внимательны!
Встают участники №1, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:
-В Казани живет казанец, а в Рязани? В Москве? В Сибири? В России? В Англии?
Встают участники №2, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:
-Детей учит учитель, а дома строит …? Наблюдает? Преподает? Играет в шахматы?
Играет в волейбол? Играет на гитаре?
Встают участники №3, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:
- Как называется маленькая книга? Маленькая ваза? Маленькая кисть? Маленький стол? Маленький стул?
Встают участники №4, и каждый отвечает на вопрос, который задает учитель:
-Если чай не очень сладкий, мы говорим «сладковатый», образуйте по аналогии от прил-х белый -…, синий-…, кислый-…, сырой-…, грубый-…
(Занимает немного времени, детям очень нравится, каждый ребенок поучаствовал)
Запишем понравившиеся 4 слова, образованные при помощи суффиксов, разберем их по составу самостоятельно, проверим, поменявшись тетрадями с партнером по лицу.
Все использованные в игре суффиксы записаны на доске. Разберем устно их значения.
4.Закрепление
Структура КУИЗ-КУИЗ-ТРЭЙД
-А теперь сами при помощи этих суффиксов образуйте 2 слова и запишите на листочке. Перемешавшись под музыку, найдите пару себе, опросите, проверьте и, если надо, научите друг друга. Не забудьте обменяться листочками и поблагодарить своего партнера!(задание партнеру-выделить устно суффикс в слове)
Обсуждение
-Кто ни разу не ошибся в определении суффикса?
-Кто встретил слова, в которых были ошибки?
-Какие слова показались интересными?
-Понравилось вам так работать?
Морфемный диктант (написать только суффикс, при помощи которого образованы слова)
-доброта, красота, высота, теснота
-котище, ручище, домище, силища
-гусиный, утиный, лебединый, тигриный
-бодрость, верность, вольность, ясность
-моряк, бедняк, добряк, скорняк
Самопроверка диктанта
5.Рефлексия
Продолжите фразу « Мне сегодня на уроке понравилось…» и «Я сегодня на уроке удивился…»
(многие удивились многообразию суффиксов в русском языке)
-Что мы можем сказать о языке, в котором так много разных суффиксов?
6. Объяснение домашнего задания и оценки за урок
Пар.76, упр. 410 или небольшое рассуждение на тему «Что было бы, если бы не было суффиксов?»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»
Цель: определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...
Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"
Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....