Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы
методическая разработка по русскому языку по теме
Представлен подробный анализ работы ШМО, план работы ШМО на следующий учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
analiz_raboty_shmo_uchiteley_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 33.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы.
Важной структурой, организующей методическую работу учителей-предметников в школе, является методическое объединение. Школьное методическое объединение – это коллегиальный орган, способствующий повышению профессиональной мотивации методической культуры учителей и развитию их творческого потенциала.
Работа МО была нацелена на эффективное использование и развитие профессионального потенциала учителей, на сплочение и координацию их усилий по совершенствованию методики преподавания русского языка и литературы. Общие направления работы МО:
- Повышение теоретического, методического и профессионального мастерства учителей.
- Вооружение педагогов эффективными методами, приемами и технологиями организации урочной и внеурочной деятельности.
- Изучение и эффективное использование в деятельности ШМО основополагающих нормативных документов по предмету.
- Изучение достижений передового педагогического опыта.
- Развитие творческого потенциала учителя.
- Развитие положительной профессиональной мотивации учителя и стремление к профессиональному росту.
- Повышение эффективности школьного урока
- Развитие коммуникативной культуры педагога
- Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке.
- Изучение эффективности использования учителями-предметниками различных технологий организации урока
- Изучение состояния преподавания предмета
- Развитие профессионального интереса педагогов к работе в творческих группах.
Исходя из общих направлений работы, в 2011-2012 учебном году перед методическим объединением учителей русского языка и литературы были поставлены конкретные цели и задачи:
- Продолжить работу по повышению уровня педагогического мастерства учителей через активизацию работы по темам самообразования и курсовую переподготовку.
- Работать над формированием общеучебных умений и навыков учащихся, предметных компетенций.
- Активное внедрение в практику новых педагогических технологий, направленных на повышение качества образования
- Содействие раскрытию творческого потенциала учащихся через уроки и внеклассную работу
- Систематическая работа ШМО над методической темой «Творческая направленность развития личности на уроках русского языка и литературы»
- Стимулирование педагогов к обобщению актуального педагогического опыта.
В основном поставленные цели и задачи учителя русского языка и литературы постарались выполнить. В классных коллективах созданы оптимальные условия для развития личности каждого ребенка. Это позволило реализовать методическую проблему «Развитие критического и творческого мышления обучающихся в условиях создания единого лингвистического пространства», над которой продолжило работать МО в 2011-2012 учебном году. Цели методической работы:
- Развитие творческих способностей учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Развитие речи учащихся в процессе работы с художественно-образной наглядностью на уроках литературы и русского языка.
- Нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время.
- Воспитание интереса у учащихся к изучению русского языка.
Приоритетные направления и задачи методической работы на 2012-2013учебный год:
- Определение направления, в рамках которого будут реализовываться образовательные задачи, связанные с проблемой ШМО.
- Организация и проведения научно-исследовательской работы в методическом объединении.
- Руководство исследовательской работой учащихся.
- Организация творческих и интеллектуальных конкурсов, олимпиад.
Для развития творческих способностей учащихся широко используются в работе программы, внеклассные мероприятия.
Ряд новых технологий, используемых учителями на уроках, позволяет развить языковую интуицию учащихся, пробуждает интерес к интеллектуальной работе. Учителями-словесниками апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках русского языка и литературы:
- Приемы организации творческой дискуссии на уроках литературы.
- Использование компьютерных технологий на уроках литературы и во внеклассной работе.
- Система работы по развитию устной и письменной речи в процессе анализа литературного произведения.
- Методика подготовки и проведения письменных работ, их анализа и оценки, включение компьютерных технологий.
- Развитие речи учащихся в процессе работы с художественно-образной наглядностью на уроках литературы.
- Современные активные формы урока русского языка в школе (лекция, семинар, практикум), направленные на подготовку учащихся 9-11х классов к ЕГЭ.
- Возможности использования разных видов искусств на современном уроке русского языка
Методическое объединение состоит из опытных учителей, не один год работающих в школе. В 2012-2013 учебном году МО работало в составе 4 человек.
Методические темы учителей:
- Буркина Л.А.Формирование коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы.
- Мыгыш Н.Г.Проектная деятельность учащихся на уроках русского языка.
- Ермилова А.Л. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
- Сайгушева Н.М.Внедрение современных инновационных технологий в образовательный процесс.
Используя технологию комплексного анализа текста на уроках русского языка в старших классах, учителя Ермилова А.Л. и Мыгыш Н.Г. учат детей определять стилистическую принадлежность текста, устанавливать лексико-грамматические связи, работать с семантикой слова, проводить пунктуационную и орфографическую работу, выполнять различные виды разборов (морфологический, фонетический, синтаксический).
Продолжалась систематическая работа и над развитием общеучебных навыков учащихся. Учителя работали с основными компонентами учебников, развивали у учеников умения читать выразительно тексты, грамотно писать. В основном, поставленные перед МО задачи были реализованы, так как предусматривают новые варианты взаимоотношения учителей и учащихся:
- Развитие таких качеств личности, как самостоятельность, ответственность, честность.
- Воспитание культуры личности во всех ее направлениях.
В 2011-2012 учебном году на уроках русского языка работали по учебникам под редакцией
- С.И. Львовой с 5 по 9 классы;
- Н.Г.Гольцовой в 10-11 класссах;
Курс литературы строился на основе программы В.Я.Коровиной и программы под редакцией В.Я. Коровиной.
В 2011-2012 учебном году состоялось 4 плановых заседания МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся.
Тематика заседаний
Заседание 1. Сентябрь.
1.Итоги работы МО за 2009 - 2010 учебный год и задачи на 2010 - 2011 учебный год.
2.Утверждение плана работы МО на новый учебный год.
3.Состояние преподавания русского языка и литературы в школе.
4.Подготовка учащихся к олимпиадам по русскому языку и по литературе.
5. Изучение стандартов нового поколения.
Заседание 2.Ноябрь
1.Использование информационных технологий на уроках русского языка и литературы.
2.Организация мониторинга
3.Итоги проведения контрольных работ в 5-11 классах.
4.Посещение и анализ уроков в 11 кл.
5.Инновационные системы контроля и оценки знаний обучающихся.
6.О проблемах преемственности в 4-5 классах. Адаптация пятиклассников.
7.Изучение федеральных учебников по русскому языку и литературе.
Заседание 3.Январь.
1. Подготовка учащихся 11 кл. к ЕГЭ по русскому языку и учащихся 9 кл. к сдаче экзамена по русскому языку в новой форме
2. Взаимопосещение уроков и их анализ.
3. Использование различных педагогических технологий в обучении.
4. Совершенствование профессионального мастерства учителя через участие в работе методического объединения
.
Заседание 4.Март.
1.Итоговое повторение на уроках русского языка и литературы. (Подготовка к переводным и выпускным экзаменам.)
2.Утверждение экзаменационного материала.
3..Воспитательные цели содержания образования.
4.Обсуждение работы МО в 20010 – 2011 уч. году, составление плана работы на 2011 – 2012 уч.год.
Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2011-2012 учебном году. Активизировалась деятельность учителей и учащихся, стали разнообразными формы работы. Но, к сожалению, полностью выполнение поставленных целей и задач не осуществлено из-за слабого уровня развития межличностной деятельности учащихся.
Все заседания МО были направлены на решение важных вопросов, связанных с анализом успеваемости учащихся по четвертям, выявлением пробелов в знаниях и умениях учащихся. Учителями были намечены пути преодоления трудностей в качестве знаний учащихся, разработаны планы работы с учащимися (индивидуальная работа со слабыми и сильными учащимися, дополнительные занятия, работа по карточкам).
Культура личности предполагает владение культурой речи, включающей такие качества, как правильность, чистоту, точность, логичность, краткость, выразительность, уместность. Правильность речи означает её соответствие нормам современного русского литературного языка, которые усваиваются в процессе изучения всех тем курса. Правильность речи должна подвергаться систематическому контролю, начиная с 5 класса. Одним из традиционно важных вопросов работы нашего МО является решение проблем, связанных с процессом адаптации пятиклассников. Диагностическая контрольная работа по русскому языку, проведенная в сентябре, показала небольшие расхождения результатов данных работ с результатами итоговых контрольных работ этих же учащихся за прошлый учебный год.
Анализ контрольных работ по текстам администрации I четверть 2011 - 2012 уч. год. | ||||||||||||
сентябрь | ||||||||||||
Класс | Предмет | Учитель | Кол-во по сп. | Писало работу | Получили | СОУ | Кач. | Усп. | ||||
5 | 4 | 3 | 2 | |||||||||
8 | 8 | |||||||||||
4 | Русский язык | Зайцева Р.В. | 8 | 8 | 3 | 2 | 3 | - | 62,5% | 62,5% | 100% | |
5 | Русский язык | Мыгыш Н.Г. | 2 | 3 | 3 | - | 62,5% | 62,5% | 100% | |||
Контрольная работа (входной контроль) по русскому языку в пятом классе от 19.09.2011 ставила своей целью диагностику остаточных знаний учащихся при переходе из начальной школы в среднее звено. Качество знаний и в 4 классе и в 5 составило 62,5% , что говорит об удовлетворительном уровне остаточных знаний учащихся. Этот вопрос был рассмотрен на заседании МО и на педагогическом совете щколы. Учителям начальных классов и преподавателям русского языка были даны рекомендации по дальнейшей работе с обучающимися, учителями были внесены необходимые коррективы в рабочие программы и планы уроков.
В 2012 году итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе проводилась в новой форме - ГИА.
Государственную итоговую аттестацию проходило 12 учеников (учитель Ермилова А.Л.). Самый высокий результат у Мещаниновой Любови (42 балла), наименьший результат показали Позверов В.(9 баллов), Ржата А. (10 баллов). Средний балл равен 26.
В 2012 году итоговая аттестация по русскому языку в 11 классах проводилась в форме ЕГЭ. Все основные характеристики экзаменационной работы сохранились.
Государственный экзамен по русскому языку сдавали 7 выпускников (учитель Мыгыш Н.Г.) и получили следующие результаты:
При нижней границе, установленной Рособрнадзором в количестве 36 баллов, не набрал минимальный балл Топтыгин Никита(24 балла), наименьший результат показал Малафеев Алексей (41 балл), самый высокий результат у Моисеевой Наталии (82 балла).Средний тестовый балл равняется 52,2.
Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку позволяет дать некоторые общие рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка.
Члены МО ведут большую внеклассную работу по предметам. Это творческие встречи, литературные праздники, предметные недели. В своей работе учителя русского языка и литературы большое внимание уделяют индивидуальной работе как со слабыми учениками, так и с учащимися, имеющими высокий уровень мотивации. В течение 2011-2012 учебного года ученики с хорошими знаниями принимали участие в конкурсах, олимпиадах по русскому языку и литературе.
5 учеников принимали участие на муниципальном этапе олимпиады по русскому языку и литературе. Моисеева Наталия (11 класс), Ермилов Александр (8 класс) заняли 1 место на муниципальном этапе. В 2011-2012 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретным учеником.
В 2010-2011 учебном году ученики нашей школы приняли участие в международном игре-конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех».
Большую роль в работе учителя играет кабинет, имеющий учебно-методическую базу. В кабинете русского языка и литературы установлен компьютер, Имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, портреты писателей, карточки для индивидуальной работы.
В 2012-2013 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов и их материально-технического оснащения.
Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год, можно сделать следующие выводы:
- Работу учителей русского языка и литературы в 2011-2012 учебном году признать удовлетворительной.
- Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов
- Активно ведется работа над собственными методическими темами, практикуются творческие отчеты учителей
- Качество знаний учащихся и степень обученности находятся на среднем уровне и требуют систематической работы и контроля
- Систематически ведется внеклассная работа
- На недостаточном уровне находится работа методического объединения по изучению, обобщению и распространению опыта учителей-предметников
- Члены МО учителей русского языка и литературы понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы
- Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится мониторинг качества знаний учащихся
Задачи МО на 2012-2013 учебный год
- Постепенно внедрять в практику работы учителей современные образовательные технологии
- Формирование культуры качественного использования информационных технологий на уроке
- Повышение теоретического, методического, профессионального мастерства учителей
- Изучение достижений передового педагогического опыта
- В работу ШМО внедрить взаимопосещаемость уроков, которые будут анализироваться коллегами для выработки рекомендаций, направленных на повышение качества успеваемости
- Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей через индивидуальную работу, дифференцированное обучение, внеклассные мероприятия
- Продолжить организацию исследовательской деятельности детей
- В 2013-2014 учебном году приступить к работе над методической темой «Проблемы развивающего обучения на уроках русского языка и литературы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за год
В помощь руководителю МО учителей русского языка и литературы...
Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год
За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2012-2013у.г.
Главная методическая проблема гимназии – повышение качества образования и воспитания учащихся.В 2012 – 2013 учебном году работа учителей ШМО была направлена на воспитание всесторонне развитой социальн...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год
В данном материале представлен анализ работы МО учителей русского языка и литературы...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы
анализ работы мо учителей русского языкаи литературы за 2013-2014 учебны год...
анализ работы МО учителей русского языка и литературы
анализ работы МО учителей русского языка и литературы...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год
Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации, программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...