Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за год
материал по теме

Чанцева Татьяна Владимировна

В помощь руководителю МО учителей русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchyot_mo_za_god_2012-2013.docx78.27 КБ

Предварительный просмотр:

 Анализ  работы  

 методического объединения учителей  русского языка и литературы

за 2012-2013 учебный год

                                       I Введение

МО учителей русского языка, литературы  создано для решения определенной части задач, возложенных на школу.

Тема школы: «Здоровьесберегающая внутришкольная среда, как условие обеспечения качественного образования и жизненной позиции».

Тема МО:  «Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы как условие повышения качества обученности учащихся»

  В  2012-2013 учебном году перед методическим объединением  учителей русского языка, литературы   были поставлены конкретные цели и задачи:

Цель:

           Создание на уроке оптимально комфортных условий для повышения качества обученности через стимулирование потребности в самообразовании личностного потенциала учащихся.

Задачи:

  1. Предоставить качественные образовательные услуги по предметам гуманитарного цикла.
  2. Совершенствовать системы диагностики и мониторинга качества ЗУН учащихся.
  3. Систематизировать индивидуальную работу с сильными и слабыми учащимися.
  4.  Выявить одарённых детей, начать с ними работу через подготовку и участие в олимпиадах, конференциях, конкурсах творческих работ.
  5. Формировать коммуникативную компетенцию учащихся на уроках русского языка и литературы  на основе информационной грамотности  в целях воспитания активной гражданской позиции школьника.
  6. Вести работу по систематизации творческой лаборатории учителя.

В основном, поставленные  перед МО цель и задачи были реализованы .

Вывод: как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных целей и задач в 2012-2013 учебном году. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, были разнообразными формы работы.  

II. Анализ условий, обеспечивающих реализацию образовательных программ

 В начале 2012-2013 учебного  года  в  МО работало в составе 5 человек:

 

Ф.И.О.

Классы

1.Семёнова С.Ю.

7б,7в,9б,9в,9г

индивидуальное обучение на дому

2.Куява Е.С.

5а,5в,7а,7г,8а

 индивидуальное обучение на дому

3.Чанцева Т.В.

5г, 5д СК, 8б, 9дСК, 10а

 индивидуальное обучение на дому

4.Шункова Н.В.

6а, 6г,9б, 11а

 индивидуальное обучение на дому

5.Шлапакова О.В.

5б,6б,6в, 8в

 индивидуальное обучение на дому

С  начала  3  четверти  изменился  состав  методического  объединения, произошли  изменения и  в  нагрузке  некоторых  учителей.

В составе МО работает 7 человек:

ФИО учителя

Классы

1.Семёнова С.Ю.

 9а,9б,9в,9г

 индивидуальное обучение на дому

2.Чанцева Т.В.

 5г, 5д СК, 8б, 9дСК, 10а

 индивидуальное обучение на дому

3.Шлапакова О.В.

 5б,6б,6в, 8в

 индивидуальное обучение на дому

4.Шункова Н.В.

 6а, 6г,9б, 11а

 индивидуальное обучение на дому

5.Жукова Г.М.

 5а,5в

 индивидуальное обучение на дому

6. Тропина Т.А.

(совместитель)

 7а,7г, 8а

 индивидуальное обучение на дому

7. Чувашова О.В.

(совместитель)

 7б,7в

 индивидуальное обучение на дому

 Квалификационный уровень педагогов

         ФИО

Образование

Стаж

Возраст

Кв. категория

Дата пред. курсов переп.

1

Семёнова С.Ю.

Высшее

34

2

Чанцева Т.В.

Высшее

25

3

Шлапакова О.В.

Высшее

18

4

Шункова Н.В.

Высшее

23

5

Жукова Г.М.

Высшее

34

6

Тропина Т.А.

высшее

 

7

 Чувашова О.В.

высшее

 

Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предметам

Класс

      Предмет

       Автор учебника

                       Программа

5

6

7

8

10

5-7

8

10

Литература.

Литература.

Литература.

Литература.

Литература.

Русский язык

Русский язык

Русский язык

В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия в 2-х частях

В.П.Полухина.

 Учебник - хрестоматия в 2-х частях

В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия в 2-х частях

В.Я.Коровина и др. Учебник-хрестоматия в 2-х частях

Ю.В.Лебедев. Учебник в 2-х частях.

 Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова.

С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков, Л.Ю.Максимов

В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко.

Программы  общеобразовательных учреждений по литературе 5-11 классы. Авторы: В.Я.Коровина, В.П.Журавлёв, В.И.Коровин, И.С.Збарский, В.П.Полухина.

Программы общеобразовательных учреждений по русскому языку к учебникам для 5-9 классов. Авторы: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

 Анализ работы по повышению квалификации педагогов  за 2 года

        ФИО

                                 2011-2012год

Сроки переподготовки

Название курса

1.

  Шлапакова О.В.

03.10-15.10.2011

 «Повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы» (72ч.)

30.01.12- 11.02.12

«Использование информационных технологий в педагогической деятельности» (72ч.)

2.

Шункова Н.В.

03.10-15.10.2011

 «Повышение профессиональной компетенции учителя русского языка и литературы» (72ч.)

3.

Семёнова С.Ю.

2011

«Современные перспективные технологии. Организация работы МО учителей русского языка и литературы в условиях перехода на новые ФГОС.(72 ч.)

        ФИО

                                 2012-2013год

Сроки переподготовки

Название курса

1

Семёнова С.Ю.

30.01-30.04.2013

«Современные подходы к преподаванию филологических дисциплин. ФГОС второго поколения в филологическом образовании: рабочие программы УМК. Организация учебного процесса, мониторинг» (108час.)

06.11-15.11.12

«Новые педагогические технологии на основе использования современных форм итоговой аттестации выпускников. Технологические принципы использования обучающего дидактического тестирования с применением информационно-коммуникативных технологий» (72ч.)

2.

Чанцева Т.В.

04.02-16.02.2013

«Преподавание русского языка и литературы в свете современных требований к обучению и воспитанию школьников. Организация работы МО учителей русского языка и литературы» (72ч.)

Вывод:  в соответствии с планом учителя-предметники регулярно и своевременно проходят курсы переподготовки, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная  работа по предметам.

III. Анализ научно-методической деятельности  МО учителей-предметников

В 2012-2013 учебном году состоялось 10  плановых заседаний МО, на которых обсуждались текущие дела, злободневные и актуальные вопросы, связанные с работой учащихся.

№ протокола

Дата проведения заседания МО

                                 Повестка дня

1

  03.09.2012

 1. Изучение нормативных документов,   режима дня, расписания звонков.

2.Обсуждение и утверждение плана работы на 2012-2013 уч. год.

3.Утверждение календарно-тематического планирования и учебных программ по русскому языку и литературе.

4.Входной контроль по русскому языку.

 

2

 17.10.2012

 1.Итоги входного контроля.

2.Организация и проведение школьного этапа олимпиад 5-11 классы.

3

 21.10.2012

1.Подведение итогов за 1 четверть.

2.Уровень ЗУН учащихся по итогам 1 четверти.

 

4

 13.12.2012

1. Рассмотрение и утверждение материалов для итоговых контрольных работ.

2.О подготовке к предметной неделе по русскому языку и литературе.

3.Формы  работы с учащимися при подготовке к итоговой аттестации.

5

10.01.2013

1.Анализ контрольных работ за 1 полугодие.

2.Анализ прохождения учебного материала за 2 четверть.

3. Уровень ЗУН учащихся по итогам 2 четверти.

4.Обзор методических предметных журналов.

5.Подготовка к конкурсу чтецов «Русское слово».

6.Составление плана декады русского языка и литературы.

6

12.03.2013

1.Итоги проведённой декады.

2.Итоги конкурса чтецов.

7

27.03.2013

1.Итоги 3 четверти.

2. План работы на 4 четверть.

8

25.04.2013

1. Подготовка  к НПК «У истоков науки».

2.Уверждение заявок на вариативную часть учебного плана.

3.Утверждение  контрольных  работ по русскому языку и литературе

в 5-8, 10 классах.

4.Утверждение экзаменационного материала  9 класс.

9

27.05.2013

1. Итоги проведения пробного экзамена по русскому языку  в форме  ЕГЭ в 11 классе и в форме  ГИА в 9 классе.

2. Подготовка учащихся к ГИА и ЕГЭ.

10

31.05.2013

1.Подведение итогов работы МО за 2012 — 2013 учебный год.

2. Утверждение задач на новый 2013 — 2014 учебный год.

3. Подведение итогов работы  учителей  по своим методическим темам.

4. Отчет о работе МО.

5. Анализ результатов переводных контрольных работ.

6. Подготовка выпускников к проведению ЕГЭ и ГИА.

Вывод: Заседания МО, проводимые в 2012-2013 учебном году, проводились согласно плану МО.

                Вся работа и обучение учащихся направлена на  улучшение подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

В 2012-2013 учебном году  МО работало над единой методической темой:

« Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы, как условие повышения качества обученности учащихся»

Реализации методической темы способствовала активность учителей, их творческий потенциал, желание увидеть результаты своего труда. В классных коллективах в основном созданы оптимальные условия для развития личности каждого ребенка. Тема методической работы была направлена на решение проблемы школы: «Здоровьесберегающая   внутришкольная среда, как условие обеспечения качественного образования и жизненной позиции».

Темы докладов учителей-предметников

  

ФИО учителя

         Темы докладов

Где заслушивался доклад

1

 Семёнова С.Ю.

  1. Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.
  2. «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» (Из опыта работы)

Педсовет

Городские курсы при МКОУ ДПО «ЦИМПО»

2

 Чанцева Т.В.

  1. Формы работы по подготовке к ГИА
  2. «Воспитание духовности в современном мире»

МО

Городская НПК

3.

 Шункова Н.В.

  1. Формы работы при подготовке к ЕГЭ

МО

4.

Шлапакова О.В.

Вывод: в течение года учителя-предметники на заседаниях МО  выступали с докладами не только по теме самообразования, но и по вопросам, связанным с   работой  школы.

Публикации  педагогов, отражающие  опыт.  2012-2013 уч. год

Семёнова С.Ю.

Чанцева Т.В.

Шункова Н.В.

Шлапакова О.В.

Жукова Г.М.

1. Опубликование печатной статьи в сборнике выступлений на научно-практической конференции XX педагогических чтениях, посвящённых памяти В.Д. Кудрявцева в ВСГАО на тему:

«Работа с текстом в системе обучения русскому языку учащихся 5-9 классов»

Сборник «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы» Иркутск, 2013г.

1. Участие в Международном литературном фестивале педагогических работников и учащихся «Серебряный луч»

СМИ "Педагогическое сообщество Екатерины Пашковой - PEDSOVET.SU".

Публикация  стихотворения в сети  интернет «Что шепчет осень?»

Октябрь

2.Опубликование статьи «Некоторые приёмы актуализации речевой инициативы школьников» в социальной сети работников образования  

Свидетельство о публикации в электронном СМИ  от 20.01 2013г.

3.Опубликование статьи «Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка » в социальной сети работников образования  

Свидетельство о публикации в электронном СМИ  от 20.01 2013г.

4.Опубликование печатной статьи в сборнике выступлений на научно-практической конференции XX педагогических чтениях, посвящённых памяти В.Д. Кудрявцева в ВСГАО на тему: «Текст как средство развития коммуникативно-речевой

деятельности на уроках русского языка»

Сборник «Филологическая компетентность в контексте современной образовательной парадигмы» Иркутск, 2013г.

5. Выступление на II городской научно-практической конференции “Воспитание духовности в современном мире» в рамках YIII  городского образовательного форума «Образование Иркутска-2013»

Печатная работа на тему: «В этом прекрасном и яростном мире» в сборнике, издаваемом МКОУ ДПО ЦИМПО.

Вывод: Публикация, т.е. доведение чего-либо до всеобщего сведения посредством печати, печатание в различных изданиях (газетах, журналах, книгах) отдельных работ успешно реализовалась в этом учебном году. Систематическую  работу по опубликованию материалов из опыта работы  проводит учитель Чанцева Т.В., публикуя материалы на собственном сайте в социальной  сети  работников  образования.

Данная работа  МО учителей планируется  и  в следующем учебном году.

Анализ работы по темам самообразования

Большую роль в педагогической практике всех учителей играют темы самообразования, над которыми работают учителя-предметники, накапливая опыт, реализуя его на уроках, во внеурочное время, на внеклассных мероприятиях, в выступлениях на заседаниях МО и педсоветах. В 2012-2013 учебном году учителя МО работали над следующими темами самообразования:

ФИО учителя

Тема самообразования

Темы докладов

Дата

1.

 Семёнова С.Ю.

Формирование ключевых компетенций учащихся в работе с текстом на уроках русского языка и литературы

Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы.

 

 апрель

2.

 Чанцева Т.В.

Коммуникативно-речевая деятельность учащихся  на уроках русского языка и литературы.

 Формы работы по подготовке к ГИА.

 

декабрь

3.

 Шлапакова О.В.

Лексико-орфографическая работа на уроках русского языка и литературы.

Лексико-орфографическая работа на уроках русского языка и литературы

(выступление на МО прошлый учебный год)

 март

4.

Шункова Н.В.

Формирование и развитие ключевых компетенций учащихся в процессе учебной деятельности.

Формы работы по подготовке к ЕГЭ

 

 декабрь

5.

Жукова Г.М.

Исследовательская  работа на уроках русского языка и литературы.

Лексикология. Культура речи.

май

Вывод: работа по темам самообразования проводилась и  проводится членами МО в системе.  

В 2012-2013 учебном году велась работа по следующим элективным курсам:

Класс

Учитель

Название курса

Кол-во часов

по плану

Шункова Н.В.

Занимательная орфография

34

Шлапакова О.В.

Занимательная орфография

34

Шлапакова О.В.

Занимательная орфография

34

Шункова Н.В.

Занимательная орфография

34

Куява Е.С.

Тропина Т.А.

Занимательная орфография

34

Семенова С.Ю. Чувашова О.В.

Занимательная орфография

34

Семенова С.Ю. Чувашова О.В.

Занимательная орфография

34

Куява Е.С.

Тропина Т.А.

Занимательная орфография

34

Куява Е.С.

Тропина Т.А.

Секреты русского словообразования

34

Чанцева Т.В.

Секреты русского словообразования

34

8а,б

Чанцева Т.В.

Основы научно-исследовательской деятельности

34

Шлапакова О.В.

Секреты русского словообразования

34

Семенова С.Ю.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

Шункова Н.В.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

Семенова С.Ю.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

Семенова С.Ю.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

9дСК

Чанцева Т.В.

Предметные коррекционно-развивающие занятия

17

10а

Чанцева Т.В.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

10а

Чанцева Т.В.

Основы научно-исследовательской деятельности

34

11а

Шункова Н.В.

Трудные случаи орфографии и пунктуации

34

11а

Шункова Н.В.

Основы научно-исследовательской деятельности

34

Вывод: Все элективные курсы, проводились успешно.

Программы  курсов  актуальны  на сегодняшний день, т.к.  направлены  на подготовку к ГИА.

IV. Анализ состояния преподавания, качества знаний, сформированности ЗУН учащихся.

          1.Мониторинг качества знаний по предметам

Проведён анализ продуктивности педагогической деятельности по итогам года  

По предмету русский язык учителя показали следующие результаты:

Учитель

% качества

 1 четверть

% качества

2 четверть

% качества

3 четверть

% качества

4 четверть

%

 качества

за  год

Продуктивность деятельности учителя

Семёнова С.Ю.

36,4%

 36,6%

37,2%

41,3%

34,4%

 оптимальная

Чанцева Т.В.

  50%

  36,9%

41,3%

43,2%

50%

 оптимальная

Шлапакова О.В.

  45,4%

  43,5%

46,9%

47,9%

37,7%

достаточная

Шункова Н.В.

  54,7%

  53%

56,7%

64,3%

60,3%

оптимальная

Тропина Т.А.

33,3%

33,8%

30,7%

 достаточная

Жукова Г.М.

56,6%

62,2%

58,4%

достаточная

Чувашова О.В.

48,9%

52%

50%

достаточная

По предмету литература  результаты продуктивности педагогической деятельности:

Учитель

% качества

 1четверть

% качества

 2 четверть

% качества

3 четверть

% качества

4 четверть

%

 качества

за  год

Продуктивность деятельности учителя

Семёнова С.Ю.

 38,5%

46,2%

30%

32%

40,9%

оптимальная

Чанцева Т.В.

63%

66,6%

64%

60,8%

74,3%

достаточная

Шлапакова О.В.

51,5%

57%

62,2%

64,2%

63,2%

оптимальная

Шункова Н.В.

54,3%

65,8%

71,6%

72,2%

73,2%

оптимальная

Тропина Т.А.

51,5%

49,2%

50,7%

оптимальная

Жукова Г.М.

86,7%

92,4%

94,3%

оптимальная

Чувашова О.В.

53%

47,9%

50%

 оптимальная

Вывод:  анализ знаний   позволяет сделать вывод, что качество знаний по русскому языку, литературе   в 5-11х классах   на оптимальном уровне.

Выполнение школьного компонента учебного плана

за  2 года

Русский язык

Литература

2011/2012 уч.г.

2012/2013 уч.г.

2011/2012 уч.г.

2012/2013 уч.г.

99,3%

99,6%

99,3%

 99,6%

Литература  Восточной  Сибири

Учителя

Успеваемость

Качество

1

Жукова Г.М.

100%

90,3%

2

Чанцева Т.В.

100%

100%

3

Шлапакова О.В.

100%

82%

4

Шункова Н.В.

100%

80,8%

Вывод: сравнительный анализ выполнения школьного компонента учебного плана

 5-11х классов показал,  что успеваемость  за 2 года  по русскому языку и литературе составила 99%

Сравнительный  анализ  качества контрольных работ на начало  и конец   учебного года

Русский язык

класс 

 учитель

входной контроль

1 полугодие

конец года

динамика

% качества

% качества

% качества

Жукова Г.М.

83

52

61,5

+

Шлапакова О.В.

50

36

50

=

Жукова Г.М.

63

29

55,5

-

Чанцева Т.В.

38

54

52

+

5дСК

Чанцева Т.В.

9

0

9

=

Шункова Н.В.

42

52

71

+

Шлапакова О.В.

25

41

38

-

Шлапакова О.В.

35

45

43

+

Шункова Н.В.

33

36

41

+

Тропина Т.А.

21

29,4

29

-

Чувашова О.В.

24

41

61

+

Чувашова О.В.

30,4

26,5

59

+

Тропина Т.А.

5

17,4

36

+

Тропина Т.А.

9

22

28,5

+

Чанцева Т.В.

28

16

17

-

Шлапакова О.В.

50,3

28

41

-

Семёнова С.Ю.

40

33,3

15,8

-

 Шункова Н.В.

39

35

14,3

-

Семёнова С.Ю.

20

24

13,6

-

Семёнова С.Ю.

50

26,3

0

-

9д СК

Чанцева Т.В.

9

0

0

-

10а

Чанцева Т.В.

46

42

64

+

11а

Шункова Н.В.

56,5

42

-

Вывод: анализ проведённых работ показал  положительную  динамику,  в 9-х классах отрицательная  динамика  качества в связи с недостаточной подготовкой учащихся к ГИА.

Технологическое обеспечение учебного процесса.

Учитель

Используемые технологии

1

2

3

4

5

Семёнова С.Ю.

Шункова Н.В.

Шлапакова О.В.

Чанцева Т.В.

Жукова Г.М.

Личностно-ориентированное, проблемное обучение;   игровые, здоровьесберегающие; проектная деятельность;   ИКТ,  

Личностно-ориентированное, проблемное обучение; игровые, здоровьесберегающие;   ИКТ.

Личностно-ориентированные, игровые, здоровьесберегающие,   проблемное обучение.

Коррекционные, здоровьесберегающие, личностно-ориентированные, ИКТ, игровые, проблемное обучение,  

Игровые,   здоровьесберегающие.

                   

Мероприятия, проведённые во время декады учителями русского языка и литературы

Цели предметной  недели:

  1. развивать интерес учащихся к изучаемому предмету;
  2. способствовать повышению образовательного уровня;
  3. обучать детей самостоятельности и творчеству;
  4. повысить уровень мотивации изучения русского языка и литературы.

Праздничное  открытие  декады организовано учителями Шунковой Н.В. и Чанцевой Т.В. совместно с учащимися 10-11 классов.

ФИ О

Название  мероприятия

Класс

1

Семёнова С.Ю.

Конкурс  газет «Ода русскому языку»

7б, в

 

Конкурс  газет «Юбилею В.С. Высоцкого посвящается…»

9а,в,г

Смотр-конкурс на лучшую ученическую тетрадь по русскому языку

7б,в

Выход в Городскую детскую библиотеку № 30

«Путешествие  по Третьяковской галерее»                                 32чел.

7б,в

Выход в Гуманитарный центр-библиотеку  им.Полевых « На обнажённых нервах» В.С.Высоцкий 75 лет со дня рождения. 21 чел.

9а,в,г

Внеклассное  мероприятие  Игра-конкурс знатоков русского языка и литературы

7б,в

Открытый урок литературы «Смешное и грустное в рассказе А.П. Чехова «Хамелеон». В рамках YII  Городского образовательного форума

Подготовка  учащихся к конкурсу  чтецов

9а,в,г

Участие в составе жюри конкурса чтецов.

2

Чанцева Т.В.

Открытое  внеклассное  занятие  по литературе «Концепт «счастье» в языковой  картине  мира  писателей и поэтов».  В  рамках YII  Городского образовательного форума

10а

Выход  в Дом  литераторов. Встреча  с сибирским писателем О.В. Слободчиковым «История Сибири»

10а

Смотр-конкурс на лучшую ученическую тетрадь по русскому языку

5г,д

Подготовка  учащихся к конкурсу  чтецов

5г,8б

Праздничное открытие декады русского языка и литературы

10а

Подбор материала и оформление  стенда «Декада русского языка» в рекреации

Конкурс  рисунков «Мой любимый литературный герой». Оформление стенда в классе.

5г,д

Создание сборника  из детских материалов «Наставление родителей своим детям»

Участие  в  составе жюри конкурса чтецов.

3

Шлапакова О.В.

Открытый  урок  русского языка «Интересная наука морфемика»

Конкурс афиш по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Подготовка  учащихся к конкурсу  чтецов

6б,8в

Участие  в  составе жюри конкурса чтецов.

Выезд  в  Гуманитарный центр-библиотеку  им.Полевых  «Юбилей

Г.И.Шелихов»

Выезд  в  Гуманитарный центр-библиотеку  им.Полевых  «Экскурсия в фонд старинных и редких книг»

Конкурс  рисунков «Мой любимый литературный герой»

5б,6б

Выезд в Драмтеатр. Спектакль «Ромео и Джульетта».

Открытое  внеклассное  мероприятие по литературе «Ах, ты, зимушка-зима!» В  рамках YII  Городского образовательного форума

6б,в

Смотр-конкурс на лучшую ученическую тетрадь по русскому языку

5б,6б,в

4

Шункова Н.В.

Открытый урок по литературе по сказке-были М.Пришвина «Кладовая солнца». В  рамках YII  Городского образовательного форума

Смотр-конкурс на лучшую ученическую тетрадь по русскому языку

Литературная  викторина по творчеству Н.В.Гоголя

Подготовка  учащихся к конкурсу  чтецов

Участие  в  составе жюри конкурса чтецов.

Праздничное открытие декады русского языка и литературы

11а

Подбор материала и оформление  стенда «Декада русского языка» в рекреации

Оформление  выставки  к  юбилею М.Пришвина в классе

6а,г

Конкурс рисунков «По страницам литературных произведений». Оформление стенда в классе.

6а,г,9б

Конкурс  газет  по  русскому языку и литературе.

6а,г 11а

Во время проведения декады прошли библиотечные уроки:

5-7 классы  « Как выбрать книгу в библиотеке».

8-11 классы « Как правильно оформить реферат. Библиотечный фонд».

(Проведены  библиотекарем Поталицыной А.В.)

Вывод: Проведение  декады  прошло на высоком  уровне, учителями МО  проведено около 30 мероприятий.

 V. Анализ внеклассной работы по предметам

Школьный конкурс чтецов «Русское слово – 2013»

Фамилия, имя учащегося

класс

Учитель

Название

Автор

Место

1

Карпова Соня

Шлапакова О.В.

«За книгами»

М. Цветаева

2

Соколова Валерия

Шлапакова О.В.

«Родина»

З. Александрова

3

Астанина Алина

Чанцева Т.В.

«Полевые цветы»

З. Александрова

4

Жигунов Илья

Чанцева Т.В.

«Сережа учит уроки»

А. Барто

5

Кокшарова Алена

Чанцева Т.В.

«У всех детей должна быть мама»

Н. Сайкова

2

6

Марченко Александра

Шункова Н.В.

«Блажен незлобивый поэт»

Н. Некрасов

7

Качина Диана

Шункова Н.В.

«О, как убийственно мы любим»

Ф. Тютчев

2

8

Акудович Мария

Шлапакова О.В.

«Устная речь»

В. Шефнер

9

Сластной Ждан

Семенова С.Ю.

«Журавли»

Н. Заболоцкий

10

Кисель Дарья

Рассказ «Финский нож и персидская сирень»

А. Вампилов

1

11

Кайгородцева Виктория

Чанцева Т.В.

«Иркутску посвящается»

Екатерина Рушкова

12

Клименова Анастасия

Шлапакова О.В.

«Русский язык»

А. Яшин

13

Баентурова Полина

Семенова С.Ю.

«Падает снег»

Э. Асадов

14

Ухалина Ксения

Семенова С.Ю.

«Хорошая девочка Лида»

Я. Смеляков

15

Мамедова Айдан

Семенова С.Ю.

«Иркутский острог»

М. Сергеев

Вывод: учителя  ответственно подошли к выбору репертуара и подготовке учащихся, отобраны для  отборочного городского этапа конкурса чтецов  3 человека. Работу по подготовке учащихся продолжить в следующем учебном году.

 

Участие в конкурсах, соревнованиях

Олимпиада  по  русскому языку (школьный этап)

Количество  участвовавших  – 92 человека

Количество призовых мест – 21 человек

5 классы – 5 человек

6 классы – 2 человека

7 классы – 4 человека

8 классы – 3 человека

9 классы - 3 человека

10 класс – 4 человека

11класс -

Олимпиада  по  русскому языку (окружной  этап)

Количество участвовавших – 15 человек

Количество призовых мест- 0

Олимпиада  по  литературе (школьный этап)

Количество  участвовавших – 45 человек

Количество призовых мест – 14 человек

5 классы – 5 человек

6 классы – 2 человека

7 классы -  

8 классы- 1 человек

9 классы –

10 классы -5 человек

11 класс-

Олимпиада  по  литературе (окружной  этап)

Количество участвовавших – 10 человек

Количество призовых мест -0

Вывод: итоги  окружного тура (отсутствие призовых мест) олимпиад   говорят о неподготовленности учащихся и требуют дальнейшей усиленной работы со стороны учителя и учеников.

В 2013-2014 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретным учеником.

Всероссийский конкурс «Русский медвежонок»

Традиционным стало участие детей в игре-конкурсе «Русский медвежонок - языкознание для всех». В этом учебном году  в ней приняли  37 учащихся 5-10 класс.

Всероссийский конкурс «Родное слово»

Впервые участвовали  - 60 человек

5 классы- 18 чел.

8 классы- 8 чел.

9 классы 14 чел.

10 класс-20 чел.

Призовых мест по стране – 1чел.  Астанина А.5г

по области -2 чел.

по городу – 14 чел.

по школе – 17 чел.

Организатор Чанцева Т.В.

Активность учителей в  посещении конференций, семинаров

Уровень

Учитель

Школьный

Городской

Областной

Всерос

сийский

Семёнова С.Ю.

Семинар по русскому языку и литературе по теме:   «Профессиональная компетенция и инновационный поиск учителя»

СОШ №55

НПК им.Кудрявцева

«Филологическая компетенция в контексте современной образовательной парадигмы»

Семинар по теме: «Обеспечение преемственности в реализации требований ФГОС между начальной, основной и старшей школой в преподавании русского языка» ИПКРО

Семинар по теме: «Лингвистический анализ текста как способ совершенствования коммуникативной компетенции учащихся» Автор пособия по ГИА Егораева Г.Т.

Семинар по теме: « Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» Гимназия № 3

Чанцева Т.В.

Семинар по русскому языку и литературе по теме:» Профессиональная компетенция и инновационный поиск учителя»

СОШ №55

НПК «Современные проблемы изучения и преподавания литературы в школе»

ВСГАО

Семинар по теме: «Обеспечение преемственности в реализации требований ФГОС между начальной, основной и старшей школой в преподавании русского языка» ИПКРО

НПК им.Кудрявцева

«Филологическая компетенция в контексте современной образовательной парадигмы»

НПК «Воспитание духовности в современном мире» СОШ № 32

Семинар по теме: «Лингвистический анализ текста как способ совершенствования коммуникативной компетенции учащихся» Автор пособия по ГИА Егораева Г.Т.

 Семинар по теме: « Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» Гимназия № 3

Шункова Н.В.

Семинар по теме: «Лингвистический анализ текста как способ совершенствования коммуникативной компетенции учащихся» Автор пособия по ГИА Егораева Г.Т.

НПК «Современные проблемы изучения и преподавания литературы в школе»

ВСГАО

 Семинар по теме: « Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» Гимназия № 3

Шлапакова О.В.

  Семинар по теме: « Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» Гимназия № 3

НПК «Современные проблемы изучения и преподавания литературы в школе»

ВСГАО

Жукова Г.М.

 Семинар по теме: « Развитие креативных способностей школьников средствами творческих заданий в учебном процессе» Гимназия № 3

Активность учителей в мероприятиях с детьми

Уровень

Учитель

Школьный

Городской

Всероссийский

Международный

Семёнова С.Ю.

НПК «У истоков науки» (1 чел.)

Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»

(7 чел.)

Конкурс чтецов «Русское слово»

Игра-конкурс  «Русский медвежонок - языкознание для всех

Чанцева Т.В.

НПК «У истоков науки»

(4 чел.)

Литературно-художественный конкурс «Живи, Байкал!»

(7 чел.)

 Всероссийский конкурс по русскому языку «Родное слово»

(53 чел)

Международный  дистанционный конкурс детского литературного творчества  «Сказка в новогоднюю ночь»

(7 публикаций детей)

Конкурс чтецов «Русское слово»

 Конкурсы  сочинений и стихов в рамках Всероссийского фестиваля «Русский язык как общенациональное достояние народов Российской Федерации» (3 чел.)

Игра-конкурс  «Русский медвежонок - языкознание для всех

Всероссийский дистанционный конкурс «Осенний  марафон»

 (22 чел.)

Всероссийский дистанционный  конкурс «Проба пера» (4 чел.)

Всероссийская дистанционная олимпиада по литературе «В гостях у сказки» (2 чел.)

Всероссийский дистанционный литературный конкурс «Рождественское чудо» (для 1 – 11 классов) (7 чел.)

Всероссийский  дистанционный конкурс  школьных сочинений

«Фильм, который заставил меня задуматься о…» (для 5 – 11 классов);

(3 чел.)

Всероссийский дистанционный поэтический конкурс  «Этих дней не смолкнет слава…» ( для 1-11 классов)  (7 чел.)

Всероссийский дистанционный литературный конкурс  «Праздник со слезами на глазах»  ( для 7-11 классов)  (2 чел.)

Всероссийский дистанционный  конкурс  сочинений «Самый запоминающийся  урок  этого учебного года»

    ( для 1-11 классов)

(1 чел.)

Шункова Н.В.

НПК «У истоков науки»

(5 чел.)

Конкурс чтецов «Русское слово»

Шлапакова О.В.

Конкурс чтецов «Русское слово»

Жукова Г.М.

НПК «У истоков науки»

(3 чел.)

Вывод: в будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена.

                  

 VI. Анализ работы с одаренными детьми

Результаты    школьной  НПК «У истоков науки»

п/п

Фамилия , имя учащихся

Класс

Тема выступления

ФИО учителя

Место

1.

Бурлимова Евгения

Лексика. Культура речи.

Жукова Г.М.

4

2.

Зыкова Ксения

Лексика. Культура речи.

Жукова Г.М.

4

3.

Лукьянова  Ксения

Трудности  орфографии.

Жукова Г.М.

5

4.

Ольшанова Алёна

Михеева Алина

Образ  курицы  в литературе

Чанцева Т.В.

3

5.

Костромина Виктория

История  этикета  в России

Семёнова С.Ю.

1

6.

Разумилов Егор

Иркутская летопись: балы в Иркутске

Шункова Н.В.

2

7.

Алексеев Дмитрий

Кашпуров Вячеслав

11а

Символика цветовых эпитетов в поэзии А.Блока

Шункова Н.В.

3

8.

Шунков Павел

Шункова Наталья

11а

Памятники  литературным  героям

Шункова Н.В.

 4

9.

Зейналов Эльмир

Хачатуров Артём

10а

Язык  как зеркало  культуры

Чанцева Т.В.

1

Вывод: все доклады, представленные на конференцию, были содержательны, познавательны и интересны. Учителя МО продолжат работу в данном направлении.

Подготовка к ГИА

Залог успешной сдачи экзаменов в новой форме  государственной итоговой аттестации в 9 классах закладывается на протяжении всего изучения курса русского языка, в первую очередь, организацией самоподготовки. Лишь при наличии активной позиции учащихся, при условии приобретения практических умений и навыков и их реального использования можно рассчитывать на  успех. Требования к выполнению заданий на экзамене в новой форме стимулируют учителя к необходимости поиска наиболее эффективных форм работы. Одним из условий этого является оптимальное использование самостоятельных видов деятельности учащихся на уроках русского языка.

Работа учителей состоит

1 . Систематизация  и проработка заданий КИМов, которые вызывают у учащихся

    наибольшие затруднения.

2. Использование возможностей методического аппарата учебника, позволяющего эффективно подготовить учащихся к сдаче экзаменов в 9 классе.

3.Обучение 5-классников   самостоятельно составлять таблицы, опорные схемы, рисунки – все то, что является объектом осознанного восприятия и анализа теоретического материала, умением ориентироваться в системе лингвистических знаний. Самостоятельное составление этих наглядных средств  способствует развитию умения учащихся группировать информацию и строить устное высказывание на лингвистическую тему в научном стиле.        

4. Помощь учащимся  при повторении изученного материала упражнений   позволяет      закрепить свои знания по различию функций знаков препинания. Осознанность и понимание этого научного материала дает возможность учащимся на экзамене написать 3 часть работы С 2.1 (сочинение-рассуждение на лингвистическую тему).

5. Одной их форм целенаправленной подготовки учащихся является посещение и анализ уроков.

6. В ходе уроков  учителя анализируют методическую систему, заложенную в   учебниках. Так,    особого внимания заслуживает тип упражнения под рубрикой «Сочинение-миниатюра», которое направлено на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли.

Планирование работы МО строится на основе анализа результатов ГИА. Обязательным компонентом работы секционного занятия августовской конференции является аналитический   материал результатов ГИА учащихся.

Таким образом, ГИА в новой форме показала, что качество экзаменационных сочинений зависит от усиленного внимания учителей к развитию всех содержательных компетенций, обозначенных в стандарте по русскому языку.

Экзамен в 9 классе стал стимулом для дальнейшего профессионального роста учителей русского языка и литературы.

VIII. Анализ использования материально-технической базы учебных кабинетов

Большую роль в работе учителя играет кабинет, имеющий учебно-методическую базу. В МО учителей русского языка и литературы каждый учитель имеет отдельный кабинет, в котором созданы все условия для организации полноценного образовательного процесса. В каждом кабинете имеется паспорт, в котором указано развитие его материально-технической базы.

Все кабинеты оснащены мебелью, соответствующей  возрасту и росту учащихся. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин известных художников, портреты писателей, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии по литературе, справочники по русскому языку, видеокассеты, СD, аудиокниги.

Вывод:  достаточная оснащенность кабинетов современными техническими средствами обучения (видеоаппаратура, компьютеры и т.д.)   позволяет организовать учебный процесс на высоком современном уровне.

 В 2013-2014 учебном году продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

                                           IX. Выводы

 Проанализировав состояние работы методического объединения учителей русского языка и литературы за 2012-2013 учебный год, можно сделать следующие выводы:

  1. Работу учителей русского языка и литературы в 2012-2013 учебном году признать удовлетворительной.
  2. Считать МО учителей русского языка и литературы основным структурным подразделением методической службы МБОУ г.Иркутска СОШ № 28
  3. Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
  4. Активно ведется работа над темами самообразования.
  5. В работе МО реализуется  взаимопосещаемость уроков, которые анализируются коллегами, вырабатываются рекомендации, направленные на повышение качества успеваемости.
  6. Систематически организуются занятия элективных курсов, расширенно ведется внеклассная работа.
  7. Члены МО учителей русского языка, литературы  понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
  8. Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

 

Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:

  1. Организовать  работу с «сильными учениками», продумать организацию работы с одарёнными детьми;
  2. Продолжить процесс самообразования;
  3. Активизировать  использование инновационных технологий;
  4. Работать над пополнением  методической «копилки» школы;
  5. Повышать  качество знаний обучающихся.

  1.            Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.  Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога, поэтому методическое объединение гуманитарного цикла в новом учебном году продолжит  работу по этой же  теме.

Х. Задачи МО на 2013-2014 учебный год

  1. Продолжить работу по выполнению Законов РФ и РТ «Об образовании».  
  2. Совершенствовать работу по подготовке учащихся к ГИА.
  3. Систематически совершенствовать учебный процесс на основе использования  инновационных технологий.
  4. Повышать  профессиональное мастерство учителей.
  5. Изучать достижения  передового педагогического опыта и внедрять в  педагогический процесс.
  6. Совершенствовать систему раннего выявления и поддержки способных и одаренных детей через индивидуальную работу, дифференцированное обучение, внеклассные мероприятия.
  7. Принимать участие в  НПК городского, всероссийского уровней.

Пути  решения:

Задачи по  профилактике неуспеваемости.

1.Усилить контроль по выполнению домашних заданий.

2. Систематически проверять их выполнение  и организовать помощь отстающим учащимся  через организацию работы  консультантов.

3. Систематически вести работу по предупреждению  возможных ошибок, тщательно анализировать их и на уроках работать над ошибками.

4. Уделять больше внимания дифференцированному обучению учащихся.

5. После уроков организовать индивидуальную помощь слабоуспевающим ученикам через организацию работы с консультантами.

Задачи, направленные на  улучшение подготовки учащихся к ГИА по русскому языку.

        

1. Тщательно проработать КИМы по русскому языку и литературе и стараться использовать их на каждом уроке, на каждом уроке выделять время для комплексной работы с текстом, с использованием элементов тестирования.

2. Учить сравнительному анализу текстов.

3. При анализе литературных произведений больше внимания уделять изобразительно-выразительным средствам языка.

4. Улучшить работу на уроках по лексике и орфоэпии.

5. Больше внимания  уделять написанию  сжатого изложения  и сочинений – рассуждений , также сочинений  других жанров.

31.05.2013       Руководитель МО                                 Чанцева Т.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2012-2013у.г.

Главная методическая проблема гимназии – повышение качества образования и воспитания учащихся.В 2012 – 2013 учебном году работа учителей ШМО была направлена на воспитание всесторонне развитой социальн...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы

Представлен подробный анализ работы ШМО, план работы ШМО на следующий учебный год...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год

В данном материале представлен анализ работы  МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы

анализ работы мо учителей русского языкаи литературы за 2013-2014 учебны год...

анализ работы МО учителей русского языка и литературы

анализ работы МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год

Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации,  программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...