Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса к учебнику под редакцией Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и др.
календарно-тематическое планирование по русскому языку (5 класс) по теме

Тематическое планирование по русскому языку для 5 класса к учебнику под редакцие Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова и других содержит темы 204 уроков по русскому языку по всем разделам учебной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tematicheskie_plany._russkiy_yazyk._5_klass.doc482.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ СОШ № 2 г. Семёнова

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 5  КЛАССЕ  НА  2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД

учитель русского языка и литературы Градусов Александр Николаевич

Тематическое планирование по русскому языку в 5 классе.

Изучение русского языка в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как духовной ценности, средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;

- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;

- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;

- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с очки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;

- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Достижение указанных целей осуществляется в процессе формирования и развития коммуникативной, языковой и лингвистической, культуроведческой компетенций.

По школьному учебному плану на изучение русского языка в 5 классе выделено 6 часов в неделю (210 ч в год), из них на уроки речи- 21 ч.

Основные умения и навыки.

Программа по русскому языку для 5 класса рассчитана на 214 часов (6 часов в неделю).

К концу 5 класса учащиеся должны владеть следующими умениями и навыками:

по фонетике и графике: определять звуки речи, различать ударные и безударные слоги; не смешивать звуки и буквы; свободно пользоваться алфавитом, в частности в работе со словарями; разбирать слова фонетически;

по орфоэпии: правильно произносить гласные, согласные и их сочетания в составе слова; название букв алфавита; употребительных слов изученных частей речи, в том числе терминов русского языка; опознавать звукопись как поэтическое средство, уметь использовать логическое ударение для усиления выразительности речи; разбирать слова орфоэпически; пользоваться орфоэпическим словарём;

по лексике: употреблять слова в соответствии с их лексическим значением; толковать лексическое значение известных слов и подбирать к словам синонимы и антонимы; опознавать эпитеты, метафоры, олицетворения как средства выразительности речи; пользоваться толковым словарём;

по словообразованию: выделять морфемы на основе смыслового и словообразовательного анализа слова (в словах несложной структуры); подбирать однокоренные слова с учётом значения слов; по типичным суффиксам и окончанию определять части речи и их формы; разбирать слова по составу; пользоваться словарём морфемного строения слов;

по морфологии: квалифицировать слово как часть речи по вопросу и общему значению (им. сущ., им. прил., глагол, личное местоимение ); правильно определять грамматические признаки изученных частей речи; образовывать формы изученных частей речи в соответствии с нормами литературного языка; разбирать слово морфологически;

по синтаксису: выделять словосочетание в предложении, определять главное и зависимое слова; определять предложение по цели высказывания, интонации, наличию или отсутствию второстепенных членов предложения, количеству грамматических основ; составлять простые и сложные предложения изученных видов; разбирать простое предложение синтаксически;

по орфографии: находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор и правильно писать слова с изученными орфограммами; правильно писать слова с непроверяемыми согласными, изученными в 5 классе; пользоваться орфографическим словарём;

по пунктуации: находить в предложениях места для постановки знаков препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами;

по связной речи: определять тему и основную мысль текста; его стиль; составлять простой план текста; подробно и сжато излагать повествовательные тексты (в том числе с элементами описания предметов, животных); писать сочинения повествовательного характера, описания предметов, животных, рассказы о случаях из жизни, по жанровой картине; совершенствовать содержание и языковое оформление своего текста (в соответствии с изученными языковым материалом).

Учебно-методический комплекс:

1. Программа по русскому языку к учебникам для 5 - 9 классов. Авторы: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. М., «Просвещение». 2007.

2. Учебник: Русский язык.  5 класс.  Составители: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А Тростенцова. М., «Просвещение». 2011.

№ урока

Тема

Количество часов

Оборудование

Знания, умения, навыки

Домашнее задание

Дата проведения

Предполагаемая

Фактическая

ЯЗЫК – ВАЖНЕЙШЕЕ СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ

1.

Язык и человек.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: какую роль играет язык в жизни человека, общества; функции русского языка; чем отличается письменное общение от устного.

Уметь: читать, устно воспроизводить лингвистический текст; излагать свои мысли в устной и письменной форме; различать устную речь и слушание, письменную речь и чтение; определять тему текста, границы предложений на основе смысла и интонации.

Выучить генеалогическую классификацию языков (записи в тетради).

2.

Язык и речь. Общение устное и письменное.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: единицы языка (звук, слово, предложения) и их роль в языке.

Уметь: находить единицы языка; определять границы слова в деформированной записи предложения (без пробелов); определять количество звуков в слове.

§ 2. Упражнения №№ 7,8.

3.

Развитие речи. Стили речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике.

Уметь: определять принадлежность текста к стилю речи по ситуации высказывания.

Написать сочинение «Как я провел лето».

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО В 1 – 4 КЛАССАХ

4.

Звуки и буквы. Произношение и правописание.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: буквы и звуки русского языка.

Уметь: производить транскрипцию слов.

§ 6. Упражнение № 22.

5.

Орфограмма.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Усвоение понятия орфограммы как написания по орфографическим правилам или по традиции; знания того, что орфограмма – "точка" применения правила; усвоение понятия опознавательных признаков орфограмм-гласных и орфограмм-согласных букв; знание того, что орфограммы-буквы могут находиться в любой морфеме.

Уметь: находить орфограммы-гласные и орфограммы-согласные в разных морфемах.

§ 7. Упражнение № 24.

6.

Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: способы проверки правильности написания безударных гласных в корне слова; о непроверяемых безударных гласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки безударной гласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

§ 8. Упражнение 33.

7.

Правописание проверяемых согласных в корне слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: способы проверки правильности написания согласных букв в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с проверяемыми и непроверяемыми согласными в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способами проверки согласной в корне; пользоваться орфографическим словарем.

§ 9. Упражнение № 42.

8.

Правописание непроизносимых согласных в корне слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: способ проверки непроизносимых согласных в корне слова.

Уметь: правильно писать слова с непроизносимыми согласными в корне слова; разграничивать проверяемые и непроизносимые согласные в корне слова; графически обозначать условия выбора правильных написаний; пользоваться способом проверки непроизносимых согласных в корне.

§ 10. Упражнение № 49. Запомнить правописание слов из рамок в этом параграфе.

9.

Буквы и, у, а после шипящих.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания букв И, У, А после шипящих и слова-исключения.

Уметь: находить и обозначать графически орфограмму; пользоваться орфографическим словарем.

§ 11. Упражнение № 53.

10.

Разделительные Ъ и Ь.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило употребления Ъ и Ь.

Уметь: находить в словах разделительные Ъ и Ь; разграничивать на письме разделительные Ъ и Ь; правильно употреблять на письме разделительные Ъ и Ь; графически обозначать условия их выбора.

§ 12. Упражнение № 57.

11.

Раздельное написание предлогов с другими словами.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Усвоение понятия орфограммы-пробела и орфограммы-дефиса.

Знать: о совпадении предлогов и приставок; что предлог – слово, приставка – часть слова; правила раздельного написания предлогов со словами; правило дефектного написания предлогов из-за, из-под, падеж, с которым употребляются указанные предлоги.

Уметь: разграничивать предлоги и приставки на письме; находить орфограмму – слитное и орфограмму – раздельное написание; графически обозначать условия выбора раздельного написания; употреблять предлоги в речи.

§ 13. Упражнение № 61.

12.

Текст.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: признаки текста.

Уметь: составлять текст из разрозненных предложений, озаглавливать текст, выделять части текста, составлять простой план; выполнять комплексный анализ текста, исходя их речевых и грамматических умений и навыков учащихся.

§ 14. Упражнение № 65.

13.

Развитие речи. Изложение (на основе упражнения № 66).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Разобрать морфологически слова пашня, синий, смотреть.

14.

Части речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: систему частей речи русского языка.

Уметь: отличать одну часть речи от другой.

Упражнение № 71.

15.

Глагол.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: на какие вопросы отвечают и что обозначают части речи. Ознакомление с наречием; об употреблении на письме Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Уметь: определять части речи; морфологические признаки глагола; употреблять Ь после шипящих во 2-м лице глаголов настоящего и будущего времени.

Упражнение № 76.

16.

-Тся и -ться в глаголах.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: опознавательный признак орфограммы –Ь; способ определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ.

Уметь: находить орфограмму в -ТСЯ и –ТЬСЯ в глаголах; пользоваться способом определения написания -ТСЯ или –ТЬСЯ; правильно писать -ТСЯ или –ТЬСЯ.

§ 17. Упражнение № 79.

17.

Развитие речи. Тема текста.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о теме текста.

Уметь: определять тему текста и подбирать к нему заголовки, выделять части текста.

§ 18. Написать сочинение «Воскресная прогулка».

18.

Личные окончания глаголов.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: личные окончания глаголов I и II спряжения; о раздельном написании НЕ с глаголами.

Уметь: выделять личные окончания глаголов; писать раздельно НЕ с глаголами; разбирать глаголы по образцу.

Упражнение № 86.

19.

Развитие речи. Изложение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Упражнение № 87.

18.

Имя существительное.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение имени существительного как части речи; его морфологические признаки; об употреблении на письме Ь после шипящих на конце существительных, Е и И в безударных падежных окончаниях существительных в единственном числе.

Уметь: находить имена существительные, определять их род, число, падеж, тип склонения; уметь правильно употреблять Ь после шипящих, выбирать Е и И в безударных падежных окончаниях; графически обозначать условия выбора правильных написаний; разбирать имена существительные по образцу.

Упражнение № 97.

19.

Имя прилагательное.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение имени прилагательного как части речи; его морфологические признаки; изменения прилагательного по родам, падежам и числам, о согласовании прилагательного с существительным; способ определения правильного написания безударного окончания прилагательного.

Уметь: изменять прилагательное по родам, падежам и числам; согласовывать прилагательное с существительным; разбирать имена прилагательные по образцу; пользоваться способом определения безударного окончания прилагательного; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

Упражнение № 101.

20.

Местоимение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о личных местоимениях 1, 2 и 3-го лица; о склонении личных местоимений, о раздельном написании личных местоимений с предлогами.

Уметь: находить личные местоимения в тексте, определять их падеж и число; правильно писать личные местоимения с предлогами; употреблять местоимения 3-го лица после предлогов.

Упражнение № 111. Повторить раздел «Повторение пройденного в 1 – 4 классах», подготовиться к написанию контрольного диктанта.

21.

Контрольный диктант.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Проверить умение правильно писать слова с изученными орфограммами. Проверить умение определять слово как часть речи; выполнять разбор слова по составу.

СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. К.УЛЬТУРА РЕЧИ

22.

Синтаксис.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.

Уметь: связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.

§ 24. Упражнение № 116.

23.

Пунктуация.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: предмет изучения синтаксиса, пунктуации; о роли знаков препинания в понимании смысла предложения.

Уметь: связывать слова в предложении по смыслу, верно расставлять знаки препинания.

§ 24. Упражнение № 120.

24.

Словосочетание и его разбор.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: отличие словосочетания от слова; строение словосочетания; о связи слов в словосочетании.

Уметь: отличать словосочетание от слова; определять главное и зависимое слова в словосочетании; составлять словосочетания по образцу; выделять словосочетания из предложения.

§§ 26, 27. Упражнение № 126.

25.

Развитие речи.

Изложение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Упражнение № 127.

26.

Работа над ошибками изложения.

Предложение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: основные признаки предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки завершения, понимать роль интонации.

Уметь: по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения.

§ 27. Упражнение № 135.

27.

Предложение.

Развитие речи: изложение по упражнению № 137.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: основные признаки предложения; усвоение понятия "опознавательный признак", знаки завершения, понимать роль интонации.

Уметь: по интонации конца определять границы предложения; использовать различные знаки завершения на письме; находить грамматическую основу предложения.

§ 28. Выучить правила из учебника на стр. 56 – 57.

28.

Виды предложений по цели высказывания.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: виды предложений по цели высказывания, особенности интонации предложений.

Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания.

§ 29. Упражнение № 147. Подготовиться к написанию диктанта по пройденному материалу.

29.

Диктант.

1

Текст диктанта.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация».

Упражнение № 150.

30.

Восклицательные предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: виды предложений по цели высказывания, особенности интонации предложений.

Уметь: распознавать виды предложений по цели высказывания и правильно пунктуационно их оформлять; интонационно правильно произносить предложения; составлять разные виды предложений по цели высказывания.

§ 30. Упражнение № 153.

31.

Развитие речи.

Сочинение (упражнение 153).

1

Учебник.

Уметь писать составлять связный текст по заданной теме.

Упражнение № 151.

32.

Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: что составляет грамматическую основу предложения; второстепенные члены предложения, способы выражения подлежащего; о связи подлежащего и сказуемого.

Уметь: разграничивать грамматическую основу предложения и второстепенные члены; находить подлежащее в грамматической основе.

§§ 31, 32. Упражнения №№ 157, 158.

33.

Сказуемое.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: способы выражения сказуемого.

Уметь: находить в грамматической основе сказуемое; выбирать способ выражения сказуемого в зависимости от речевой ситуации.

§ 33. Упражнения №№ 163, 165.

34.

Тире между подлежащим и сказуемым.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: опознавательный признак употребления тире между подлежащим и сказуемым.

Уметь: правильно ставить тире между подлежащим и сказуемым.

§ 34. Упражнение № 170.

35.

Развитие речи. Изложение.

1

Текст изложения.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

§§ 35 – 36. Упражнение № 171.

36.

Нераспространенные и распространенные предложения. Второстепенные члены предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение распространенных и нераспространенных предложений; общее определение второстепенных членов предложения.

Уметь: разграничивать распространенные и нераспространенные предложения; находить в предложении второстепенные члены; распространять предложения второстепенными членами.

Упражнение № 175.

37.

Дополнение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение понятия "дополнение", способы выражения дополнения, графическое обозначение дополнения как члена предложения.

Уметь: находить дополнение в предложении, отличать прямое дополнение от подлежащего, верно обозначать дополнение как член предложения; распространять предложения дополнениями.

§ 37. Упражнение № 180.

38.

Определение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение понятия "определение", способ выражения определения, графическое обозначение определения, роль определения в речи.

Уметь: находить определения в предложениях, верно обозначать определение как член предложения; распространять предложения определениями.

§ 38. Упражнение № 182.

39.

Обстоятельство.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение понятия "обстоятельство", способы его выражения, графическое обозначение обстоятельства как члена предложения, роли обстоятельств в речи.

Уметь: находить обстоятельства в предложениях, верно обозначать обстоятельство как член предложения; распространять предложения обстоятельствами.

§ 39. Упражнения №№ 185, 188.

40.

Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения».

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Второстепенные члены предложения».

Упражнение № 187.

41.

Предложения с однородными членами.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение однородных членов предложения, об интонации перечисления в предложениях с однородными членами.

Уметь: находить однородные члены; составлять предложения с однородными членами.

§ 40. Упражнение № 194.

42.

Знаки препинания в предложениях с однородными членами.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: опознавательные признаки постановки запятой между однородными членами; правило постановки знаков препинания при однородных членах и обобщающих словах; схемы предложений с однородными членами.

Уметь: по опознавательным признакам ставить знаки препинания, соблюдать правильную интонацию; обосновывать постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами; составлять схемы предложений; находить и подбирать обобщающее слово для однородных членов и обосновывать знаки препинания в предложениях с обобщающими словами.

§ 41. Упражнение № 204.

2 четверть

43.

Предложения с обращениями.

Развитие речи. Письмо.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение обращения; об интонации при обращении; опознавательный признак выделения обращения на письме; правило постановки знаков препинания в предложении с обращением, схемы предложений с обращением.

Уметь: составлять предложения с обращением в соответствии с речевой ситуацией, читать их с правильной интонацией, ставить знаки препинания в предложениях с обращением; отличать обращение от подлежащего.

§§ 42 - 43. Написать письмо (к другу, родственникам, знакомым и т. д.).

44.

Синтаксический разбор простого предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок синтаксического разбора простого предложения

Уметь: производить синтаксический разбор простого предложения (устно и письменно); определять стиль речи, к которому относится устный разбор.

Знать: порядок пунктуационного разбора простого предложения

Уметь: производить пунктуационный разбор (устно и письменно) простого предложения.

§ 44. Упражнение № 218.

45.

Развитие речи. Сочинение по картине Ф.П. Решетникова «Опять двойка!» (Упражнение 218).

1

Репродукция картины Ф.П. Решетникова «Опять двойка!»

Знать: основную мысль высказывания, понятие о замысле художника; способы раскрытия основной мысли в сочинении по картине.

Уметь: составлять рассказ-повествование на основе жанровой картины; раскрывать основную мысль.

Упражнение № 220.

46.

Пунктуационный разбор простого предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: особенности пунктуационного разбора простого предложения.

Уметь: производить пунктуационный разбор простого предложения.

§ 45. Упражнение № 220. Подготовиться к написанию диктанта.

47.

Диктант по теме «Синтаксис и пунктуация».

1

Текст диктанта.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Синтаксис и пунктуация».

Упражнение № 221.

48.

Простые и сложные предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: структурные отличия простых и сложных предложений; виды сложных предложений по способу связи частей в составе сложного; различие между союзной и бессоюзной связью, сочинительной и подчинительной, сочинительные и подчинительные союзы.

Уметь: определять количество основ в предложении; отличать простые предложения от сложных; определять границы частей сложного предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять предложения по схемам.

§ 46. Упражнения № № 226, 231.

49.

Синтаксический разбор сложного предложения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок синтаксического разбора сложного предложения

Уметь: производить синтаксический разбор сложного предложения; составлять план сообщения на лингвистическую тему.

§ 47. Упражнение № 234.

50.

Прямая речь.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: понятия "прямая речь" и "слова автора", косвенная речь.

Уметь: определять слова автора и прямую речь, составлять предложения с прямой речью, составлять схемы предложений с прямой речью, ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, заменять предложения с прямой речью предложениями с косвенной речью.

§ 48. Упражнение № 239.

51.

Закрепление изученного по теме «Прямая речь».

1

Учебник, карточки с заданиями.

Обобщение и систематизация знаний по теме «Прямая речь».

Упражнение № 240.

52.

Диалог.

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Знать: что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.

Уметь: распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести диалог.

Упражнение № 241.

53.

Диалог. Закрепление темы.

1

Учебник, примеры их художественной литературы.

Знать: что такое диалог, реплика; правило постановки знаков препинания при диалоге; схемы диалога.

Уметь: распознавать диалог, отличать диалог от прямой речи; определять реплики в диалоге; правильно ставить знаки препинания при диалоге; составлять диалоги; вести диалог.

§ 49. Упражнение № 248.

54.

Развитие речи. Изложение (упражнение № 254).

1

Учебник.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Подготовить ответы на вопросы (стр. 105).

55.

Повторение.

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Подготовиться к контрольному диктанту.

56.

Контрольный диктант.

1

Контроль ЗУН.

Упражнение № 247.

57.

Работа над ошибками.

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 248.

ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА И ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

60.

Фонетика. Гласные звуки.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: предмет изучения фонетики и графики; различие между гласными и согласными звуками, способы их образования, различие между звуком и буквой; об элементах транскрипции.

Уметь: различать звук и букву, гласные и согласные звуки по способу образования.

§§ 50 – 51. упражнение № 258.

61.

Согласные звуки.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

§ 52. Упражнение № 268.

62.

Позиционные чередования гласных и согласных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: сильные и слабые позиции гласных и согласных, связанные с изученными орфограммами; позиционные чередования гласных на письме не отражаются; правило написания и произношения буквосочетаний ЧК, ЧН, ЧТ, НЧ, НЩ, РЩ.

Уметь: объяснять правило проверки безударной гласной в корне с точки зрения позиционного чередования гласных; правильно произносить указанные слова.

§ 53. Упражнение № 269.

63.

Согласные твердые и мягкие.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: различие твердых и мягких согласных, обозначение мягкости согласных при записи слова в фонетической транскрипции; парные и непарные согласные по твердости-мягкости.

Уметь: различать твердые и мягкие согласные, соблюдать орфоэпическую норму.

§ 54. Упражнения №№ 272, 273. Со словами из рамок на стр. 114 учебника (музей, текст, тема) составить предложения.

64.

Согласные звонкие и глухие.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: различие между звонкими и глухими согласными, непарные по звонкости-глухости; о явлении озвончения и оглушения.

Уметь: различать звонкие и глухие согласные; правильно выбирать согласные на письме.

§ 56. Упражнения №№ 279, 281.

65.

Закрепление изученного.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Фонетика».

Сделать фонетический разбор слов: ёлка, улыбается, молоко, ненастный, пишешь.

66.

Развитие речи. Повествование. Изложение.

1

Текст.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Упражнение № 281.

67.

Графика.

1

Учебник, наглядные иллюстрации

Знать: чем отличается устная речь от письменной , о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение.

Уметь: отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов.

§ 57. Найти в толковом словаре определение слова «каллиграфия» и записать его в тетрадь. Составить с этим словом 5 предложений.

68.

Алфавит.

1

Учебник.

Знать: чем отличается устная речь от письменной , о различии между звуками и буквами; предмет изучения графики и каллиграфии; русский алфавит и его назначение.

Уметь: отличать устную речь от письменной, звуки и буквы; правильно произносить названия букв, воспроизводить алфавит наизусть, составлять алфавитный перечень слов.

§ 58. Упражнение №№ 293.

69.

§ 59. Развитие речи. Описание предмета.

Сочинение по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

1

Учебник, репродукция картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Знакомство с натюрмортом; композиция.

Уметь: устно описывать предметы, изображенные на картине.

Упражнение № 294.

70.

Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли Ь для обозначения мягкости согласных; правила употребления Ь для обозначения мягкости согласных.

Уметь: находить в словах мягкий согласный, употреблять Ь для обозначения мягкости согласных и графически обозначать условия выбора написания.

§ 60. Упражнение № 300.

71.

Двойная роль букв е, ё, ю, я.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

Уметь: различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

§ 61. Упражнение № 306.

72.

Закрепление изученного материала.

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о звуковом значении букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

Уметь: различать звуковое значение букв Е, Ё, Ю, Я в различных фонетических позициях.

Упражнение № 308.

73.

Орфоэпия.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: предмет изучения орфоэпии.

Уметь: правильно произносить слова; находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки.

§ 62. Упражнение № 312.

74.

Фонетический разбор слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок фонетического разбора слова.

Уметь: производить фонетический разбор (устно и письменно) слов.

§ 63. Упражнение № 313. Повторить весь раздел «фонетика» по вопросам на стр. 131.

75.

Повторение темы «Фонетика».

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Фонетика».

Подготовиться к написанию контрольного диктанта с грамматическим заданием.

76.

Контрольный диктант.

1

Текст диктанта.

Контроль ЗУН.

Упражнение № 316.

77.

Работа над ошибками.

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Фонетика».

Упражнение № 318.

ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ

78.

Слово и его лексическое значение.

1

Учебник, толковые словари русского языка под редакцией В.И.Даля, Д.Н.Ушакова, С.И.Ожегова.

Знать: функцию слова в языке; понятия "словарный состав", "лексическое значение слова", "толковый словарь", "словарная статья"; о лексическом и грамматическом значении слова.

Уметь: пользоваться толковым словарем; толковать лексическое значение слова; различать лексическое и грамматическое значение слов.

§ 64. Упражнения №№ 325, 326.

79.

Однозначные и многозначные слова.

1

Учебник, иллюстрации к примерам.

Знать: понятия "однозначные" и "многозначные" слова и способы отражения в толковых словарях.

Уметь: выбирать значение многозначного слова, соответствующее ситуации; пользоваться толковым словарем.

§ 65. Упражнения №№ 334, 335.

80.

Прямое и переносное значение слов.

1

Учебник, иллюстрации к примерам.

Знать: понятия "прямое" и "переносное" значение слов, "метафора", об отражении в толковом словаре переносного значения слова.

Уметь: различать слова, употребленные в прямом и переносном значении.

§ 66. Упражнения № 342.

81.

Омонимы.

1

Учебник, иллюстрации к примерам.

Знать: чем отличаются омонимы от многозначных слов; о роли использования в речи.

Уметь: находить омонимы в толковом словаре, отличать от многозначных слов, употреблять в речи.

§ 67. Упражнение № 347.

82.

Синонимы.

1

Учебник, иллюстрации к примерам.

Знать: определение синонимов, синонимического ряда.

Уметь: подбирать синонимы к данному слову; строить синонимический ряд; пользоваться словарем синонимов, употреблять синонимы в речи.

§ 68. Упражнение № 356.

83.

Развитие речи. Сочинение по картине И.Э. Грабаря «Февральская лазурь» (упр. 358).

1

Учебник, репродукция картины И.Э. Грабаря «Февральская лазурь».

Знать: понятие «пейзаж», планы картины, цветопись.

Уметь: словесно выражать впечатление от живописного описания природы.

Упражнение № 355.

84.

Антонимы.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: понятие "антонимы", о словаре антонимов, о роли использования антонимов в речи.

Уметь: находить антонимы в предложениях; подбирать антонимы к указанным словам; группировать антонимы по общему смысловому признаку; использовать антонимы в речи.

§ 69. Упражнение № 360.

85.

Развитие речи. Изложение (упр. 367).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли деталей в художественном описании предмета.

Уметь: составлять план исходного текста; сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру; определять значение деталей в художественном описании предмета.

Подготовить ответы на вопросы (стр. 149).

86.

Повторение темы «Лексика. Культура речи».

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Лексика. Культура речи».

Подготовиться к написанию контрольного диктанта.

87.

Контрольный диктант.

1

Контроль ЗУН.

Упражнение № 364.

МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ

88.

3 четверть

Морфема - наименьшая значимая часть слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: выделять в слове морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

§ 70. Упражнение № 368.

89.

Изменение и образование слов.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение корня, однокоренных слов, формы слова, что изучает Морфемика, об отличиях однокоренных слов от форм одного и того же слова.

Уметь: выделять в слове морфемы; отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

§ 71. Упражнение № 370.

90.

Окончание.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова.

Уметь: выделять в слове окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголов.

§ 72. Упражнения №№ 371, 373.

91.

Основа слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение окончания слова; грамматическое значение окончаний разных частей речи; о нулевом окончании и его грамматическом значении; определение основы слова.

Уметь: выделять в слове окончание, основу в изменяемых и неизменяемых словах; определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголов.

§ 73. Упражнение № 377.

92.

Развитие речи. Сочинение-письмо. (Упр. 378).

1

Учебник.

Знать: основные признаки эпистолярного жанра.

Уметь: правильно оформлять переписку.

Упражнение № 376.

93.

Корень слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение корня слова; однокоренные слова.

Уметь: правильно выделять корень и подбирать однокоренные слова, разграничивать омонимичные корни.

§ 74. Упражнение № 382.

94.

Развитие речи. Рассуждение (по материалам § 74).

1

Учебник.

Знать: о рассуждении как о типе текста, о структуре рассуждения, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста.

Уметь: находить структурные элементы рассуждения в повествовательном тексте; создавать высказывания-рассуждения самостоятельного характера.

Написать сочинение на тему «Мой самый любимый день недели» с аргументацией (почему именно выбранный день является для вас любимым днем недели).

95.

Суффикс.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение суффикса, смысловое значение суффикса.

Уметь: правильно выделять суффикс в слове; подбирать слова с указанными суффиксами; определять значения, выраженные суффиксы; образовывать новые слова с помощью известных суффиксов.

§ 76. Упражнение №  400.

96.

Приставка.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: определение приставки, смысловое значение приставки.

Уметь: правильно выделять приставку в словах.

§ 77. Упражнение №  404.

97.

Развитие речи. Изложение (упражнение № 407).

1

Учебник.

Знать: характеристики выборочного изложения.

Уметь: выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать подтему с изменением лица.

Упражнение № 406.

98.

Чередование звуков.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми гласными.

§ 78. Упражнение №  409.

99.

Беглые гласные.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о видах чередований гласных и согласных звуков в корнях слов; перечень чередующихся звуков.

Уметь: выделять корни с чередующимися гласными и согласными звуками; выделять части слов с беглыми гласными.

§ 79. Упражнение №  413.

100..

Варианты морфем.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: что такое "варианты морфем".

Уметь: различать варианты морфем, определять в вариантных морфемах чередующиеся гласные и согласные.

§ 80. Подготовиться к словарному диктанту по лексике из разделов «Лексика» и «Морфемика».

101.

Морфемный разбор слова.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок морфемного разбора слова.

Уметь: производить морфемный разбор (устный и письменный) слова.

§ 81. Упражнение № 417.  

102.

Диктант.

1

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Морфемика».

Упражнение № 418.

103.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило правописания гласных и согласных в приставках, кроме приставок ПРЕ-, ПРИ- и приставок на З- (С-); о неизменяемых приставках.

§ 82. Упражнение №  422.

104.

Буквы з и с на конце приставок.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания букв на конце приставок; о единообразном написании приставки С-; словарные слова.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически обозначать условия выбора правильных написаний.

§ 83. Упражнение № 426.  

105.

Буквы о – а в корнях –лаг- - -лож-.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: чередование А – О в корнях.

Уметь: владеть способом выбора А – О в корнях -ЛАГ-, -ЛОЖ-.

§ 84. Упражнение № 435.

106.

Буквы о – а в корнях -раст- - -рос-.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания букв О – А в корне -РАСТ-, -РОС-; слова-исключения; о том, что нельзя пользоваться проверочным словом при написании слов с чередованием гласных в корне.

Уметь: правильно писать слова с изученной орфограммой, графически пользоваться.

§ 85. Упражнение № 441.

107.

Буквы ё – о после шипящих в корне.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания букв Ё – О после шипящих в корне; слова-исключения.

Уметь: обосновывать выбор О – Ё в корнях слов после шипящих; графически обозначать изученную орфограмму.

§ 86. Упражнение № 444.

108.

Буквы и – ы после ц.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания букв Ы – И после Ц в корнях, в словах на     -ЦИЯ, в окончаниях, в суффиксах, в словах-исключениях.

Уметь: обосновывать выбор гласных И – Ы после Ц.

§ 87. Упражнение № 449.

109.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Чередование звуков».

Подготовиться к проверочной работе по изученному материалу.

110.

Проверочная работа по изученным темам (задание на карточках).

1

Карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Чередование звуков».

Упражнение № 451.

111.

Развитие речи. Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (упр. 457).

1

Учебник, репродукция картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине».

Знать: о роли деталей в художественном описании; понятие натюрморт.

Уметь: описывать малопредметные натюрморты.

Повторить тему «Морфемика. Орфография. Культура речи» (ответить на вопросы на стр. 183).

112.

Повторение изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Подготовиться к контрольному диктанту.

113.

Контрольный диктант.

1

Контроль ЗУН.

Упражнение № 462.

МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ И СЛУЖЕБНЫЕ ЧАСТИ РЕЧИ

114.

Самостоятельные и служебные части речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: предмет изучения морфологии, названия самостоятельных и служебных частей речи.

Уметь: различать самостоятельные и служебные части речи.

§ 88. Упражнение № 463.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

115.

Имя существительное как часть речи.

1

Учебник карточки с индивидуальным заданием.

Знать: морфологические признаки имени существительного, его роль в предложении.

Уметь: опознавать существительные среди других частей речи.

§ 89. Упражнение № 468.

116.

Развитие речи.

Сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

1

Учебник, репродукция картины Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Знать: особенности натюрморта.

Уметь: описывать натюриморт.

Упражнение № 474.

117.

Доказательства и рассуждения.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: структуру рассуждения, роль доказательства в рассуждении.

Уметь: анализировать текст-рассуждение с точки зрения его структуры; составлять рассуждение самостоятельного характера.

§ 90. Упражнение № 477.

118.

Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

1

Учебник.

Знать: о существительных одушевленных и неодушевленных.

Уметь: различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

§ 91. Упражнение № 480.

119.

Имена существительные собственные и нарицательные.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: основание деления существительных на собственные и нарицательные; правило употребления большой буквы в именах собственных.

Уметь: разграничивать имена собственные и нарицательные; правильно писать их.

§ 92. Упражнение № 492.

120.

Развитие речи. Изложение (на материалах упражнения № 496).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: структуру рассуждения, повествования.

Уметь: включать элементы рассуждения в повествование; сжато излагать текст.

§ 92. Упражнение № 495.

121.  

Морфологический разбор имени существительного.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок морфологического разбора имени существительного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени существительного.

§ 93. Упражнение № 498.

122.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя существительное».

Подготовиться к контрольному диктанту.

123.

Диктант.

1

Контроль ЗУН.

Упражнение № 500.

124.

Работа над ошибками.

Род имен существительных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о грамматической категории рода существительного, о возможном нарушении норм литературного языка при определении рода существительных.

Уметь: определять род имени существительного, согласовывать глагол прошедшего времени, имя прилагательное с именем существительным.

§ 94. Упражнение № 503.

125.

Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: об именах существительных, имеющих форму только множественного числа.

Уметь: употреблять эти существительные в речи.

§ 95. Упражнение № 511.

126.

Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о существительных, имеющих форму только единственного числа.

Уметь: употреблять указанные существительные в сочетании с прилагательным, глаголом прошедшего времени.

 § 96. Упражнение № 516.

127.

Три склонения имен существительных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о склонении имени существительного, о начальной форме существительного.

Уметь: находить начальную форму и находить склонение существительных, склонять существительные.

§ 97. Упражнение № 518.

128.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя существительное».

Упражнение № 519.

129.

Развитие речи. Сочинение по картине И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

1

Учебник, репродукция картины И.И. Машкова «Клубника и белый кувшин».

Знать: понятие «натюрморта» и его особенностей.

Уметь: реализовывать теоретические знания о понятии «натюрморт» на конкретном произведении живописи.

Упражнение № 520.

130.

Падеж имен существительных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: названия падежей, их значение, порядок их следования, падежные вопросы.

Уметь: определять падеж существительного, верно употреблять предлоги с падежами.

§ 98. Упражнение № 528.

131.

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило выбора Е – И в безударных падежных окончаниях имен существительных.

Уметь: владеть способом действия при выборе данной орфограммы.

§ 99. Упражнение № 540.

132.

Развитие речи. Изложение (упр. № 546).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о возможности использования существительных-синонимов для устранения речевых повторов.

Уметь: излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Упражнение № 544.

133.

Множественное число имен существительных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: об особенностях склонения существительного во множественном числе, в дательном, творительном и предложном падежах, об употреблении форм множественного числа имени существительного.

Уметь: правильно писать и употреблять существительные во множественном числе.

§ 100. Упражнение № 554.

134.

Правописание о – е после шипящих и ц в окончаниях существительных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.

Уметь: применять правило написания О – Е после шипящих и Ц.

§ 101. Упражнение № 560.

135.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя существительное».

Повторить изученный материал по вопросам на стр. 223.

136.

Повторение изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя существительное».

Подготовиться к написанию контрольного диктанта.

137.

Контрольный диктант.

1

Текст диктанта.

Контроль ЗУН по теме «Имя существительное».

Упражнение № 558.

138.

Работа над ошибками.

1

Текст диктанта.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя существительное».

Упражнение № 562.

ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

139.

Имя прилагательное как часть речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о роли прилагательного в тексте; морфологические признаки прилагательного, синтаксическую функцию его в предложении.

Уметь: употреблять прилагательные в речи; определять морфологические признаки прилагательного, синтаксическую роль в предложении.

§ 102. Упражнение № 572.

140.

Закрепление изученного материала.

Развитие речи (сочинение по материалам упражнения № 564).

1

Учебник, репродукция картины Г. Г. Нисского «Февраль. Подмосковье».

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя прилагательное».

§ 102. Упражнение № 577.

141.

Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о согласовании прилагательных с существительными.

Уметь: правильно писать окончания прилагательных, используя вопросы от определяемого слова.

§ 103. Упражнение № 581.

142.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

§ 103. Упражнение № 586.

143.

Развитие речи. Изложение. (§ 104, по материалам упражнения № 587).

1

Учебник.

Знать: описание животного в художественном стиле; общепользование образно-выразительных средств в художественном описании.

Уметь: писать подробное изложение повествовательного характера с элементами описания.

Упражнение № 587.

144.

Прилагательные полные и краткие.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: грамматические особенности и признаки кратких прилагательных.

Уметь: различать краткие прилагательные, правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую; определять роль кратких прилагательных в предложении.

§ 105. Упражнение № 590.

145.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 595.

146.

Развитие речи.

Сочинение по картине А. Н. Комарова «Наводнение».

1

Репродукция картины А. Н. Комарова «Наводнение».

Знать: о специфике описания животного, изображенного на картине.

Уметь: описывать животное на основе изображенного в разговорном стиле.

Упражнение № 598.

147.

Морфологический разбор имени прилагательного.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок морфологического разбора имени прилагательного.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) имени прилагательного.

§ 106. Упражнение № 600.

148.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН по теме «Имя прилагательное».

Подготовиться к контрольному диктанту.

149.

Диктант с грамматическим заданием.

1

Текст диктанта и задание.

Контроль ЗУН по теме «Имя прилагательное».

Упражнение № 602.

150.

Развитие речи. Сочинение на тему «Как я испугался». (Используется материал упражнения № 601).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Уметь: строить текст по заданной теме (описание по картинке).

Упражнение № 603.

151.

Работа над ошибками сочинения.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Повторить изученный материал по теме «Имя прилагательное», ответив на вопросы на стр. 239.

152.

Повторение пройденного в разделе «Имя прилагательное».

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 604.

153.

Развитие речи. Сочинение «Наши друзья - животные». (На материале упражнения № 605).

1

Учебник.

Уметь: строить текст по заданной теме (описание по картинке).

Упражнение № 606.

154.

Работа над ошибками сочинения.

1

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 607.

155.

Резервный урок

1

ГЛАГОЛ

156.

Глагол как часть речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: характеристику глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли.

Уметь: рассказать о глаголе в форме научного описания; определить морфологические признаки глагола.

§ 107. Упражнение № 608.

157.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

§ 107. Упражнение № 610.

158.

Не с глаголами.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: правило написания НЕ с глаголами, знать нормы правильного ударения в глаголах с частицей НЕ.

Уметь: правильно писать глаголы с частицей НЕ, графически обозначать условия выбора правильных написаний; употреблять глаголы с НЕ в речи.

§ 108. Упражнения №№ 618, 620.

159.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 621.

160.

Развитие речи. Рассказ (по материалам упражнений №№  622, 623).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Уметь: строить текст по заданной теме.

Упражнение № 624.

161.

Неопределенная форма глагола.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о неопределенной форме как начальной форме глагола; определение понятия.

Уметь: различать глаголы в личной и неопределенной формах; правильно писать окончания глаголов в неопределенной форме.

§ 110. Упражнение № 630.

162.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 633.

163..

Развитие речи.

Изложение. (По материалам упражнения № 634).

1

Учебник.

Знать: приемы сжатия текста.

Уметь: логически выстраивать сюжетное описание текста.

§ 110. Упражнение № 631.

164.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: условия выбора написания -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; о произношении [ца] на месте -ТСЯ, -ТЬСЯ.

Уметь: правильно произносить глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ; правильно ставить вопрос к изучаемым глаголам; правильно писать -ТСЯ, -ТЬСЯ в глаголах; употреблять в речи глаголы на -ТСЯ, -ТЬСЯ.

§ 111. Упражнение № 642.

165.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 640.

166.

Вид глагола.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: что глаголы различаются на виды по вопросам и значению; способы образования видовых пар глаголов.

Уметь: владеть способом действия по распознаванию видов глагола; распознавать виды глаголов.

§ 112. Упражнение № 647.

167.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 649.

168.

Развитие речи. Сочинение по рисунку со страницы 256 учебника и на основе упражнения № 650.

1

Учебник, рисунок со страницы 256.

Уметь: строить текст по заданной теме (описание по картинке).

Упражнение № 651.

169.

Буквы е – и в корнях с чередованием.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о чередовании гласных Е – И в корнях; способы действия при выборе орфограммы; перечень корней с чередованием.

Уметь: правильно писать слова с чередованием Е – И в корнях; графически обозначать условия выбора правильных написаний.

§ 113. Упражнение № 655.

170.

Развитие речи. Невыдуманный рассказ (о себе).

1

Уметь: строить текст по заданной теме.

§ 114. Упражнение № 114.

171.

Время глагола.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: как образуются временные формы от глаголов совершенного и несовершенного видов.

Уметь: определять временные формы глагола.

§ 115. Упражнение № 661. Подготовиться к словарному диктанту по словам из раздела «Морфология».

172.

Прошедшее время глагола.

1

Учебник.

Знать: способ образования и изменения глаголов прошедшего времени.

Уметь: распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом -л-; употреблять в речи, соблюдая орфоэпические нормы, глаголы прошедшего времени.

§ 116. Упражнение № 665.

173.

Настоящее время глагола.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: глаголы в настоящем времени обозначают действия, происходящие не только в момент речи, но и постоянно, в любое время; образуются глаголы настоящего времени только от глаголов несовершенного вида.

Уметь: определять грамматическое значение глаголов в настоящем времени, употреблять в речи; соблюдать орфоэпические нормы.

§ 117. Упражнения №№ 668, 669.

174.

Будущее время глагола.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о способах образования форм будущего времени, употребление их в речи.

Уметь: образовывать простую и сложную форму будущего времени; различать формы глагола.

§ 118. Упражнение № 674.

175.

Развитие речи (на материалах упражнения № 668 и упражнения № 675).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Уметь: строить текст по заданной теме (описание по картинке).

Упражнение № 678.

176.

Спряжение глаголов.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: что такое спряжение глагола; личные окончания глаголов I и II спряжения; способ определения спряжение глаголов (по личным окончаниям и неопределенной форме).

Уметь: владеть способом определения спряжения, изменять глаголы по лицам и числам.

§ 119.

177.

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: выбор орфограмм в написании безударных личных окончаний глагола зависит от его спряжения.

Уметь: различать глаголы I и II спряжения; правильно писать личные глагольные окончания.

§ 120. Упражнение № 682.

178.

Развитие речи.

Сочинение на тему «На нашей улице утром» (на основе упражнения № 694).

1

Учебник.

Уметь: строить текст по заданной теме (описание по картинке).

Упражнение № 695.

179.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 690.

180.

Морфологический разбор глагола.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: порядок морфологического разбора глагола.

Уметь: производить морфологический разбор (устный и письменный) глагола.

§ 121.Упражнение № 698.

181.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

§ 121. Упражнение № 697.

182.

Развитие речи. Изложение (на основе упражнения  № 699).

1

Учебник.

Уметь: производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль текста с изменением формы лица.

Упр. № 700.

183.

Мягкий знак после шипящих в глаголах во втором лице единственного числа.

1

Учебник. карточки с индивидуальным заданием.

Знать: о написании Ь на конце глагола 2-го лица; об употреблении глагола в предложениях без подлежащего.

Уметь: выбирать орфограмму в глаголах с шипящим на конце; употреблять глаголы 2-го лица в речи.

§ 122. Упражнение № 702.

184.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 703.

185.

Употребление глагольных времен.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Знать: об употреблении форм настоящего и будущего времени глагола в рассказе о прошлом.

Уметь: употреблять формы настоящего и будущего времени глагола при сообщении о прошлом.

§123. Упражнение № 706.

186.

Закрепление изученного материала.

1

Учебник.

Систематизация и обобщение материала.

§ 123. Упражнение № 705.

187.

Развитие речи. Спортивный репортаж (на материалах упражнения № 708).

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Уметь: строить текст по заданной теме.

Повторить изученный материал о глаголе, ответив на вопросы на стр. 280.

188.

Повторение изученного материала о глаголе.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Систематизация и обобщение материала.

Упражнение № 714.

189

Повторение изученного материала о глаголе.

1

Учебник, дидактический материал учителя.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Подготовиться к контрольному диктанту.

190.

Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием.

1

Текст контрольного диктанта.

Контроль ЗУН.

Упр. 715.

191.

Работа над ошибками.

1

Текст контрольного диктанта.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Упражнение № 716.

192.

Развитие речи (на основе упражнения № 715 и по картине О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»).

1

Учебник, репродукция картины О.В. Поповича «Не взяли на рыбалку»).

Уметь: строить текст по заданной теме.

Упражнение № 717.

ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ПРОЙДЕННОГО

193.

Повторение. Разделы науки о языке.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Разделы науки о языке».

§ 124. Упражнение № 719.

194.

Части речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Части речи».

Упражнение № 726.

195.

Закрепление постоянных и непостоянных признаков самостоятельных частей речи.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Части речи».

Упражнение № 727.

196.

Развитие речи. Сочинение (на основе упражнения 729).

1

Учебник карточки с индивидуальным заданием.

Уметь: строить текст по заданной теме.

Упражнение № 728.

197.

Орфограммы в приставках и корнях слов.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Орфограммы в приставках и корнях слов».

§ 125. Упражнение № 731.

198.

Орфограммы в окончаниях слов.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Орфограммы в приставках и корнях слов».

§ 126. Упражнение № 740.

199.

Развитие речи. Изложение.

1

Текст изложения.

Уметь: производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль текста с изменением формы лица.

Упражнение № 741.

200.

Употребление букв Ъ и Ь.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Употребление букв Ъ и Ь».

 § 127. Упражнение № 744.

201.

Знаки препинания в простом и сложном предложении.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Повторение и систематизация знаний по теме «Знаки препинания в простом и сложном предложении».

§ 128. Упражнение № 749.

202.

Комплексное повторение.

1

Учебник, карточки с индивидуальным заданием.

Обобщение и систематизация ЗУН.

Подготовиться к контрольному диктанту.

203.

Контрольный диктант.

1

Текст контрольного диктанта.

Контроль ЗУН.

Упражнение 750.

204.

Работа над ошибками. Итоги года.

1

Учебник.

Обобщение и систематизация ЗУН.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развёрнутое тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Разумовской М.М.

Развёрнутое темАтическое планирование по русскому языку в 5 классе составлено к учебнику под редакцией Разумовской М.М. В планированинии чётко сформулированы цели уроков, определены основные термины, ...

Тематическое планирование по русскому языку. 5 класс. Автор учебника Р. Бунеев, Е. Бунеева и др.

Поурочное тематическое планирование по русскому языку для 5 класса к Образовательной программе "Школа 2100" . Авторы учебника Р. Бунеев, Е Бунеевой, Л Комиссаровой и др....

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 6 класс по учебнику Ладыженской(поФГОС)

Планирование уроков по русскому языку в 6 классе по учебнику Ладыженской с домашним заданием...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 8 класс по учебнику Ладыженской...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 5 класс по учебнику Ладыженской...

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 9 класс по учебнику Ладыженской

Календарно - тематическое планирование по русскому языку 9 класс по учебнику Ладыженской...

Календарно-тематическое планирование по русскому языку 5 класс ( по учебнику Ладыженской Т.А.)

Календарно-тематическое планирование по русскому языку для 5 класса (210 часов)...