Рабочая программа по русскому языку для 6 класса по УМК С.И. Львова и В. В. Львовой.
рабочая программа по русскому языку (6 класс) по теме
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ Советская СОШ, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 6 часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение русского языка в 6 классе, составляет 204 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_6_2013_14.01.doc | 709.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрено и рекомендовано Рассмотрено и рекомендовано Утверждено
к утверждению к утверждению Приказом № 204 от 30.08.2013г.
на заседании МО учителей на педагогическом совете школы Директор школы ______ Т.Н.Емельяненко
русского языка и литературы протокол №1 от 27.08.2013г.
протокол № 1 от 26.08.2013г.
руководитель МО______
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СТ. СОВЕТСКОЙ
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Рабочая программа
по русскому языку
для 6 «Б» класса на 2013-2014 учебный гоД
Составлена учителем русского языка и литературы
Лозовой Мариной Владимировной
ст. Советская
2013г.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ
1. Пояснительная записка………………………………………………………
2. Содержание учебного курса………………………………………………..
3. Календарно – тематическое планирование …………..................................
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса …………...
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Основное общее образование – вторая ступень общего образования. Одним из базовых требований к содержанию образования этой ступени является достижение уровня функциональной грамотности, необходимого в современной обществе.
Цели и задачи:
Данная программа основывается на целях и задачах школы и МО русского языка и литературы. Курс русского языка направлен на достижение целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в различных сферах и ситуациях его использования;
освоение знаний о русском языке, его структуре; о стилистических ресурсах русского языка; об особенностях русского речевого этикета;
формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты; умение работать с текстом, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
интенсивное речевое развитие школьников: выработка способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать) на основе деятельностного-системного подхода в обучении русскому языку.
Реализация указанных целей достигается решением определённых задач, а именно формирование и развитие следующих предметных компетенций:
коммуникативная компетенция предполагает овладение всеми видами речевой деятельности;
языковая компетенция предполагает освоение необходимых знаний о языке, его устройстве и развитии;
культуроведческая компетенция предполагает осознание языка как формы выражения национальной культуры
Рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена в соответствии с законом РФ «Об образовании», Типовым положением об общеобразовательном учреждении, Концепцией модернизации российского образования, Уставом МБОУ Советская СОШ, Примерным региональным положением о рабочей программе (Приложение к приказу минобразования Ростовской области от 14.07.2011 №610) Положением о рабочей программе МБОУ Советская СОШ и должностными инструкциями педагогических работников, примерной программой основного общего образования по русскому языку С.И.Львовой.
Данная рабочая программа составлена в соответствии с образовательным стандартом основного общего образования и на основании учебного плана МБОУ Советская СОШ, реализующего стандарт первого поколения на второй ступени образования.
Рабочая программа относится к основному общеобразовательному виду, является компилятивной.
Согласно базисному учебному плану на изучение литературы в 6 классе отводится 6 часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на изучение литературы на базовом уровне.
Учебная рабочая программа рассчитана на 34 недели, таким образом, общее количество часов, отведённых на изучение русского языка в 6 классе, составляет 204 часа.
Программе соответствует учебник «С. И. Львов и В. В. Львова. Русский язык. 6 класс. М.: Мнемозина, 2010».
Особенности программы.
- Программа реализует деятельностно-системный подход к русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков
- Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. В этом смысле каждый урок является уроком развития речи.
- В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
- Программа способствует реализации внутрипредметных связей.
- Большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
- Систематически и целенаправленно демонстрируется эстетические функции русского языка.
- Курс отличает внимание к вопросам истории русского языка, обращение к этимологии слов.
- Программа реализует идею дифференцируемого подхода к обучению.
- Культуроведческий аспект проявляется в использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых-лингвистов.
- Программа составлена с учетом принципа преемственности.
- Шестиклассники получают возможность расширять круг общеучебных умений, навыков и способов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности.
Учебная деятельность в планировании направлена на развитие речи учащихся, предусматривает овладение нормами литературною языка, обогащение словаря и грамматического строя ученической речи. В речемыслительной деятельности прослеживается единство творчества и развития речи и мышления учащихся. Курс русского языка в 6 классе целенаправленно формирует все виды речевой деятельности (умения читать, слушать, говорить и писать), а также развивать языковое чутьё, интеллектуальные и творческие способности школьников. В б классе продолжается работа по формированию навыков использования справочной литературы, различных видов лингвистических словарей, обогащению словаря шестиклассников, развитию их интеллекта и кругозора.
Работа над устными высказываниями на лингвистическую тему на каждом уроке формирует умение оперировать приобретёнными теоретическими сведениями, говорить, слушать и писать, помогает усвоить предмет. Для эффективного изучения теоретических тем подключена большая работа с планами, таблицами, схемами, что развивает лингвистическую компетенцию, интеллектуальные способности учащихся. В результате такой работы шестиклассники не просто запоминают теоретический материал, а приобретают определённый багаж по его моделированию. У учеников рождается целая палитра общеучебных умений: иллюстрировать правило примерами, выделять главное и существенное в теоретическом материале, запоминать, сравнивать, продумывать речевые модели, читать таблицу, составлять лингвистическое высказывание. Таблицы помогают разнообразить и формы контроля.
Работа над сочинением малого жанра (миниатюрами) на лингвистическую тему требует от учащихся объяснять сущность языковых явлений, сопоставлять изучаемое явление, обобщать знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений, которые сегодня могут быть замерены на итоговой аттестации в 9 классе с использованием новой формы.
Каждый урок русского языка является уроком развития речи, реализующимся через взаимосвязанное изучение языка и речи на фоне непрерывного и целенаправленного совершенствования речевой деятельности, развития врожденного языкового чутья и речемыслительных способностей школьников. Выполнение различных творческих заданий, сочинений учебника развивает умения учащихся определять тему и основную мысль создаваемого высказывания, отпирать материал, систематизировать его, использовать необходимые языковые средства, что способствует продуктивному речевому развитию.
На уроке разнообразная работа с текстом позволяет развить у учащихся умения анализировать тексты разных стилей и жанров; объяснять структуру и содержание текста: пересказывать текст; проводить наблюдение над языковыми особенностями: редактировать текст; самостоятельно создавать собственное речевое высказывание (но картине, фотоколлажу, рисунку, по схеме, на заданную тему, на основе личных наблюдений). Выполнение различных творческих заданий на основе фотографий развивает коммуникативные умения: грамотно высказывать свои мысли.
Особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений отводится разным видам изложения: подробному (содержание исходного текста воспроизводится полно, : всеми подробностями, сохраняется тип текста, его композиционные и языковые особенности); в сборочному (воспроизводится не весь текст, а какая-то часть, связанная с определенной темой; тип исходного текста, его композиция, как правило, изменяются); сжатому (передается главное, основное из содержания текста, детали, подробности опускаются, тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия); с творческим заданием (изложение предполагает внесение определенных изменений в содержание или композицию исходного абзаца - замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановку частей, тип текста, его языковые особенности могут сохраняться или изменяться в зависимости от характера задания).
В зависимости от уровня лингвистической подготовки, учитель может использовать разноуровневый спектр форм контроля: зачётная работа, диктант с языковым анализом. Работа с «Орфографическим минимумом» может быть одним из видов не только текущего, но и рубежного контроля. Так как меняются основные подходы к экзаменам в 9 классе, по-новому можно осмыслнвать систему обучения учащихся написанию сочинения на лингвистическую тему, изложения- миниатюры, обучающих пересказу теоретического материала. В ключе некоторых видов контроля в планировании уделено внимание сочинению разных жанров и объёма, комплексной работе: текстом, тестовым заданиям, проверке комплексных лингвистических знаний и умений. Одним из видов контроля может быть устное высказывание, сочинение, изложение, комплексная работа с текстом и тестовые задания. Выбор форм контроля определяется проверкой различных видов учебной деятельности, знаний и умений шестиклассников.
При изучении предмета у учителя остается право на корректировку программы в целях обеспечения высокого уровня образовательного процесса.
Для эффективного усвоения программы используется методическое обеспечение кабинета №19, 20 (таблицы, схемы), мультимедийное оборудование кабинетов № 19,20 и библиотечного фонда.
Применение информационно-коммуникационных технологий.
Урок является непосредственным инструментом реализации основных идей информационно-коммуникационных технологий. Кабинеты русского языка и литературы оснащены необходимым для этого оборудованием: компьютером, экраном, проектором, интерактивной доской, принтером.
Технологии мультимедиа позволяют осмысленно и гармонично интегрировать многие виды информации. С помощью компьютера информация представляется в различных формах, таких как:
• изображения, включая отсканированные фотографии, чертежи, карты и слайды;
• звукозаписи голоса, звуковые эффекты и музыка;
• видео, сложные видеоэффекты;
• анимации и анимационное имитирование.
Использование интерактивной доски на уроках позволяет учителю вести обучение на принципиально новом качественном уровне, использовать все преимущества современных компьютерных технологий.
Интерактивная доска соответствует способу восприятия, к которому привыкло нынешнее поколение школьников, выросшее на ТВ, компьютерах и мобильных телефонах. Темпераментная визуальная информация, зрительная стимуляция – тот уровень восприятия, который им нужен. Благодаря наглядности и интерактивности, класс вовлекается в активную работу, обостряется восприятие, повышается концентрация внимания, улучшается понимание и запоминание материала.
Работа с интерактивной доской может быть запланирована на любом этапе урока.
Применение учителем мультимедиа должно соответствовать санитарным нормам.
Учебно-методическое обеспечение программы по русскому языку для учителя
Программа по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5- 11 классы (автор- составитель С.И. Львова), М., Мнемозина, 2008.
- Примерная программа по русскому языку для 6 класса. МОУ Методический центр образования г. Ростов-на-Дону, 2008
-С.И. Львова, В.В. Львов. Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В трех частях. М., Мнемозина, 2010.
-И.П.Васильевых. Уроки русского языка 6 класс. Пособие для учителя. М., Мнемозина, 2008.
-Сборник диктантов по орфографии и пунктуации для 5 - 7 класса. С., Лицей, 1998.
-Тесты по русскому языку. 6 класс (сост. Е.В.Дзякович), С., Лицей, 2001.
-Комплексный анализ текста. 6 класс. А.Б.Малюшкин. М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Л.Г. Ларионова. Сборник упражнений по орфографии. 6 класс. М., Просвещение, 1999.
- Уроки русского языка с применением информационных технологий. 5-6 класс. М., Глобус, 2010.
-Л.К.Скороход. Словарная работа на уроках русского языка. М., Просвещение, 1990.
Т.И.Павлова и др. Практика успешного написания сочинения-рассуждения. 5-7 классы.Р-н-Д., Легион, 2011
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Учебно-методическое обеспечение программы по русскому языку для учащихся
Львова СИ., Львов В.В. Русский язык 6 класс.1,2,3 часть.-М: Мнемозина,2010
Прохватилина Л.В. Проверь себя. Рабочая тетрадь 6 класс. М., Мнемозина, 2009.
-Л.В.Черепанова. Дневник достижений учащегося по русскому языку. М., Мнемозина, 2010.
И.П.Васильевых., С.И.Львова. «Учимся читать, слушать, говорить, писать. М., Мнемозина, 2010
Школьные лингвистические словари любых изданий.
Розенталь Д.Э.Справочник по орфографии и пунктуации.- Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во., 1994.;
Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка: Ок. 30000 слов.- 4-е изд., стереотип.-М.: Рус.яз.,1985.
Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка: /Под ред. Н. Ю. Шведовой. – М.: Рус. яз., 2003
Тихонов А. Н. Словообразовательный словарь русского языка: В 2-х т. – М.: Рус. яз., 1985
Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков Орфографический словарь
Критерии оценивания различных видов работ прописаны в нормах оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
объем различных видов контрольных работ;
количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
знание полученных сведений о языке;
орфографические и пунктуационные навыки;
речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
полнота и правильность ответа; степень осознанности, понимания изученного;
языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик:
полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:
излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается:
для 6 класса – 100-110 слов,
(При подсчете слов учитываются как самостоятельные так и служебные слова.)
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов:
для 6 класса - 20-25,
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать:
в 6 классе - 16 различных орфограмм и 3-4 пунктограммы,
В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закреплялись (не менее чем на 2-3 предыдущих уроках).
В диктантах должно быть
в 6-7 классах – не более 7 слов,
До конца первой четверти (а в 5 классе – до конца первого полугодия) сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
В переносе слов;
На правила, которые не включены в школьную программу;
На еще не изученные правила;
В словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
В передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо «работает»), «дулпо» (вместо «дупло»), «мемля» (вместо «земля»).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
В исключениях из правил;
В написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
В случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
В случаях раздельного и слитного написания «не» с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
В написании Ы и И после приставок;
В случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не ...; не кто иной как...; ничто иное не...; не что иное как... и др.);
В собственных именах нерусского происхождения;
В случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
В пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются), в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки (0/0; 0/1).
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные (2/0; 1/3; 0/4).
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. В 5 классе допускается выставление оценки «3» за диктант при 5 орфографических и 4-х пунктуационных ошибках. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки (4/4; 3/5; 0/7).
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является
для оценки «4» - 2 орфографические ошибки,
для оценки «3» - 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок),
для оценки «2» - 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Этими же критериями следует пользоваться при проверке зачетных и тестовых работ.
При проведении работ, готовящих учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ, следует пользоваться критериями оценки ГИА-9 и ЕГЭ -11.
При оценке контрольного словарного диктанта рекомендуется руководствоваться следующим:
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 5-9 классах проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения:
Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений:
в 6 классе – 1,0 – 1,5 страницы,
К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочинения, от почерка.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
умение раскрывать тему;
умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
Соответствие работы ученика теме и основной мысли;
Полнота раскрытия темы;
Правильность фактического материала;
Последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка «5»
Содержание работы полностью соответствует теме.
Фактические ошибки отсутствуют.
Содержание излагается последовательно.
Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.
Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.
В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1 – 2 речевых недочета.
Грамотность: допускается 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
Оценка «4»
Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).
Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.
Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.
Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.
Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.
В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3 – 4 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки.
Оценка «3»
В работе допущены существенные отклонения от темы.
Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.
Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.
Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.
Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна.
В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок ( в 5 классе – 5 орфографических и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
Оценка «2»
Работа не соответствует теме.
Допущено много фактических неточностей.
Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану.
Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.
Нарушено стилевое единство текста.
В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов.
Грамотность: допускаются 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Оценка «1»
В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов.
Грамотность: имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
степень самостоятельности учащегося;
этап обучения;
объем работы;
четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида
Оценка тестовых работ.
При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:«5» - 90 – 100 %;«4» - 78 – 89 %;«3» - 60 – 77 %;«2»- менее 59 %.
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
№ № | Наименование раздела | Количество часов | Содержание раздела | Планируемый результат | Система оценки планируемых результатов |
1 | Родной язык | 3 часа | Роль родного языка в жизни человека. Общее представление о функциональных разновидностях языка: разговорном языке, функциональных стилях (научном, публицистическом, официально-деловом), языке художественной литературы. | Знать особенности структуры учебника и основных типов упражнений. Уметь проводить смысловой анализ текста-высказывания на лингвистическую тему. | |
2 | Орфография | 30+2(р.р.) час | Орфография как раздел правописания. Орфография — система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее правило для каждого из них (на основе изученного). Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание окончаний. Правописание о – ё после шипящих. Употребление ь и ъ (повторение). Слитные, дефисные и раздельные написания (повторение). | Знать о русской орфографии как системе правил; правила единообразного написания морфем. Уметь применять объяснять орфограммы на правописание гласных и согласных в словах. | Тестирование Изложение (2часа) Контрольный диктант |
3 | Синтаксис и пунктуация | 17+2(р./р.)час | Синтаксис как раздел лингвистики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Основные признаки словосочетания: смысловая и грамматическая связь слов. Виды словосочетаний: именные и глагольные. Окончание как формообразующая значимая часть слова и средство связи слов в словосочетании. Словосочетание и фразеологизм; их общие и отличительные свойства. Основные признаки предложения: смысловая, интонационная, грамматическая законченность; соотнесенность с действительностью, то есть с речевой ситуацией; выражение отношения к содержанию высказывания. Грамматико-интонационные особенности вопросительных, повествовательных и побудительных предложений. *Предложения двусоставные и односоставные. *Односоставные предложения типа Мороз и солнце! Споем песню. Курить нельзя. Особенности грамматических основ в двусоставных предложениях. Типичные способы выражения подлежащего и сказуемого. Основные типы грамматических основ. Второстепенные члены предложения. Простое осложненное предложение. Виды осложнения простого предложения: однородными членами, вводными словами, обращениями, сравнительными оборотами, Обособленными членами (пропедевтика). Однородные члены предложения. Интонационные особенности предложений с однородными членами. Обобщающее слово при однородных членах. Сложное предложение и его виды: союзное (сложносочиненное и сложноподчиненное) и бессоюзное. Способы передачи чужой речи. Прямая речь и слова автора. Особенности диалога как формы передачи чужой речи. Пунктуация как система правил (обобщение на основе изученного). Основные разделы пунктуации: 1)знаки препинания в конце предложения; 2)знаки препинания внутри простого предложения; 3)знаки препинания между частями сложного предложения; 4)знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать о синтаксисе и пунктуации как разделах лингвистики и их тесной связи; о словосочетании как единице синтаксиса. Уметь выполнять синтаксический, пунктуационный, интонационный разборы. | Изложение (2часа) Контрольный диктант |
4 | Текстоведение | 17+4(р./р.) часов | Текст и его признаки; типы речи и их особенности; стили речи (повторение). Смысловые части текста, отражение их в простом и сложном плане. *Тезисный план. Развитие мысли в тексте. Смысловая связь предложений в тексте. Виды связи предложений в тексте: последовательная (цепная) и параллельная связь. Последовательная (цепная) связь предложений в тексте. Основные средства связи предложений: местоимения, повтор слова, синонимы, однокоренные слова, описательные обороты и др. Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. Неоправданный повтор одного и того же слова, однокоренных слов в тексте. Местоимение как средство связи предложений в текстах разных стилей речи. Параллельная связь предложений в тексте. Сочетание в тексте параллельной и цепной связи предложений. Смысловые части текста, отражение их в плане (повторение). Сочетание в тексте цепной и параллельной связи абзацев. Рассказ как текст повествовательного типа. Строение рассказа (зачин, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, концовка). Особенности связи смысловых частей текста-повествования. Описание как тип речи. Разновидности описания: описание места, состояния природы, характера человека и его внешности и т. п. | Знать об основных структурных элементах текста: зачине, развитии темы, концовке; о способах и средствах связи предложений в тексте. Уметь отражать тематику и композицию текста в форме простого и сложного плана; совершенствовать навыки построения плана для создания собственных высказываний; формировать умение использовать различные средства связи предложений в собственных высказываниях; закреплять представление о цепной (последовательной) связи предложений в тексте; создавать тесты с заданным способом связи предложений; проводить многоаспектный анализ текста.
| Изложение (2часа) Сочинение (2часа) |
5 | Морфология | 1 | Самостоятельные и служебные части речи | Знать самостоятельные и служебные части речи. Уметь отличать самостоятельные части речи от служебных. | |
6 | Имя существительное | 19 часов | Самостоятельные и служебные части речи. Деление самостоятельных частей речи на три группы: 1)склоняемые (существительные, прилагательные, числительные, местоимения);
Многоаспектная языковая характеристика самостоятельных частей речи: морфологические признаки; синтаксическая роль в словосочетании и предложении; типичные способы словообразования; особенности правописания и употребления в речи. Именные части речи, их общие признаки: изменение по числам и падежам. Имя существительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен существительных (обобщение изученного). Словообразование имен существительных. Типичные морфемные модели имен существительных. Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных (повторение). *Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных и наиболее типичные морфемные модели, иллюстрирующие этот способ образования: *Бессуффиксный способ образования имен существительных. Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения: сложение без соединительной гласной; сложение с соединительной гласной; *сложение с одновременным присоединением суффикса. Сложносокращенные имена существительные, особенности их образования и употребления в речи. Культура речи. Правильное употребление имен существительных. Синтаксическая роль имен существительных в словосочетании и предложении (обобщение изученного). Имя существительное в тексте. Роль имен существительных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. *Сравнение как изобразительно-выразительный прием. | Знать об основных способах образования имён существительных; о приставочно-суффиксальном и бессуфиксном способах образования существительных; тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи. Уметь выбирать условия слитного и дефисного написания сложных имён существительных и определять в соответствии с этими условиями их правильное написание; проводить орфоэпический анализ трудных слов с помощью орфоэпического словаря; проводить синтаксический разбор предложения. | Контрольная работа Комплексный анализ текста (2 часа) |
7 | Имя прилагательное | 17+3(р./р.) | Имя прилагательное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки имен прилагательных (обобщение изученного). Словообразование имен прилагательных. Типичные морфемные модели имен прилагательных. Основные способы образования имен прилагательных: приставочный, суффиксальный, *приставочно-суффиксальный, сложение (разные виды). *Типичные модели приставочно -суффиксального образования имен прилагательных. Образование имен прилагательных разными способами сложения. Цепочка однокоренных слов как словообразовательная единица. Гнездо однокоренных слов. Структурные и смысловые различия слов, включенных в словообразовательную цепочку или гнездо однокоренных слов. *Переход некоторых имен прилагательных в существительные (столовая, кладовая). Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных. Синтаксическая роль имен прилагательных в составе словосочетания и предложения (обобщение изученного). Имя прилагательное в тексте. Роль имен прилагательных в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. | Знать грамматические признаки имени прилагательного; условия выбора суффиксов -к- и -ск- в прилагательных, образованных от существительных; об основных способах образования имён прилагательных; о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых. Уметь определять способ образования прилагательных; выбирать н или нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных; использовать морфемно-словообразовательный анализ при выборе н или нн в прилагательных, образованных от существительных; различать приставку не- и отрицательную частицу не на основе смыслового и словообразовательного анализа. | Сочинение (2часа) Контрольный диктант Сочинение |
8 | Глагол | 9+2(р./р.) | Глагол как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Морфологические признаки глагола (обобщение изученного). Словообразование глаголов. Типичные морфемные модели глаголов. Анализ глаголов в составе словообразовательной цепочки и словообразовательного гнезда однокоренных слов. Культура речи. Правильное употребление глаголов. Синтаксическая роль глагола в словосочетаниях и предложениях разных конструкций. Глагол в тексте. Роль глагола в достижении точности, информативности и выразительности речи. | Знать о морфологических признаках глагола; о видовых парах глаголов; о связи категории вида глагола с категорией времени; о возможностях приставочного способа образования; глаголов о составном глагольном сказуемом. Уметь определять категории вида, переходности, возвратности, формы наклонения глагола; определять словообразовательное значение приставок; проводить морфемный разбор слова с опорой на семантико-словобразовательный анализ; видеть глагольные формы, содержащие орфоэпические трудности, тренироваться в правильном произнесении этих форм. | Изложение Сочинение |
9 | Деепричастие и причастие как глагольные формы | 2 часа | Деепричастие и причастие как глагольные формы, совмещающие грамматические признаки глагола и других частей речи. Суффиксы деепричастий и причастий. *Вопрос о деепричастиях и причастиях в современной лингвистике (особые формы глагола или самостоятельные части речи). | Знать о деепричастии как форме глагола. Уметь опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. | |
10 | Деепричастие | 8+1(р./р.) | Грамматические признаки деепричастия, типичные суффиксы. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида. Деепричастный оборот. Культура речи. Правильное употребление деепричастий. Синтаксическая роль деепричастия в словосочетании и предложении. Деепричастие в тексте. Роль деепричастия в достижении точности и выразительности речи. | Знать типичные суффиксы деепричастия и его морфологические признаки; о деепричастном обороте. Уметь распознавать, определять границы и пунктуационное оформление деепричастных оборотов в предложении; проводить устный пунктуационный анализ предложений, осложнённых обособленным обстоятельством; проводить морфологический анализ деепричастий; правильно строить предложения с деепричастными оборотами. | Изложение Контрольный диктант |
11 | Причастие | 19+3(р./р.) | Грамматические признаки причастия, типичные суффиксы. Семантические различия прилагательного и причастия (черный — чернеющий, старый — стареющий). Образование действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени. Причастия полные и краткие; их смысловые, морфологические и синтаксические различия. Склонение причастий. Причастный оборот. Грамматические различия причастий и деепричастий, причастного и деепричастного оборотов. Культура речи. Правильное употребление причастий. Синтаксическая роль причастий в словосочетании и предложении. Причастия в тексте. Роль причастия в достижении точности и выразительности текстов разных стилей речи. *Переход некоторых причастий в разряд прилагательных (рассеянный человек); использование этих слов в составе фразеологических оборотов. | Знать о причастии как форме глагола; и его морфологические признаки; о причастном обороте; о грамматических особенностях причастий в краткой форме. Уметь распознавать причастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам; формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях причастия; производить синонимическую замену причастия оборотом который + глагол; получать грамматическую информацию о причастии по окончанию; отличать причастия от деепричастий на основе осознания их общих и отличительных признаков; конструировать предложения с причастными оборотами; проводить пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами: правильно определять границы причастного оборота и его позицию по отношению к определяемому слову; выбирать н и нн в причастиях. | Сочинение Контрольный диктант Изложение (2часа) |
12 | Имя числительное | 18 часов | Имя числительное как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль (повторение). Отличие имен числительных от других слов, связанных с понятием числа (пятак, впятером, двойник, трешка и т.д.;. Разряды имен числительных по значению и грамматическим признакам. Количественные и порядковые числительные; их значение, морфологические и синтаксические особенности. Собирательные числительные. Дробные числительные. Разряды имен числительных по строению. Числительные простые, сложные, составные. Культура речи. Правильное употребление имен числительных. *Синтаксические особенности количественных числительных (пять книг, но пятью книгами). Имя числительное в тексте. Роль имени числительного в достижении точности, информативности и выразительности в текстах разных стилей и типов речи. Синтаксическая роль имен числительных в словосочетании и предложении. | Знать об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли и использовании в речи имён числительных; о различиях групп числительных по строению. Уметь употреблять ь в количественных числительных; склонять простые и сложные числительные; правильно изменять и орфографически оформлять простые, сложные и составные числительные; склонять дробные числительные. | Контрольная работа Комплексный анализ текста |
13 | Местоимение | 19 часов | Местоимение как часть речи: значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Особенности местоимения как части речи (его указательно-заместительная функция). Морфологические и синтаксические особенности местоимений, замещающих имена существительные (местоимения-существительные), имена прилагательные (местоимения-прилагательные) и имена числительные (местоимения-числительные). Разряды местоимений: личные, возвратное, притяжательные, вопросительно-относительные, неопределенные, отрицательные, указательные, определительные. Особенности склонений местоимений разных разрядов; их морфологические и синтаксические признаки. Культура речи. Правильное употребление местоимений. Синтаксическая роль местоимений Синтаксическая роль местоимений разных разрядов в словосочетании и предложении. Относительные местоимения как средство синтаксической связи частей сложноподчинённых предложений (союзные слова). Местоимения в тексте. Роль местоимений в достижении точности, информативности и выразительности в текстах различных стилей и типов речи. Местоимение как средство связи предложений и абзацев текста. | Знать о местоимениях как словах, которые используют в речи для замещения имён существительных, прилагательных, числительных; о морфологических и синтаксических признаках местоимений; о разрядах местоимений; о семантических и грамматических особенностях возвратного местоимения; о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений; об использовании в письменной речи личного местоимения Вы и притяжательного местоимения Ваш; о семантических и грамматических особенностей вопросительно-относительных местоимений; о союзных словах и осознанно подходить к анализу синтаксических средств сложноподчинённых предложений; об особенностях использования неопределённых местоимений в речи; о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; орфографические правила, регулирующие написание отрицательных местоимений. Уметь распознавать слова этой части речи и определять их разряд; опознавать падежные формы личных местоимений и использовать их в собственной речи; предупреждать ошибки в использовании личных местоимений в качестве средства связи предложений; использовать в речи возвратное местоимение с учётом его семантики; различать личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа и притяжательные местоимения его, её, их; применять орфографические правила, регулирующие написание отрицательных местоимений. | Контрольная работа |
14 | Повторение изученного материала | 8 часов | Повторить и обобщить сведения о языковых признаках слова; отрабатывать умение учащихся проводить разные виды языкового анализа слов. | Знать основные разделы морфологии и владеть различными видами речевой деятельности: слушания, говорения, письма и чтения Уметь применять в практической деятельности знания по морфологии. | Итоговая контрольная работа |
Итого | 204 часа |
График прохождения программы по русскому языку в 6 классе в 2012 – 2013 учебном году.
Учитель Лозовая М. В..
С. И. Львов и В. В. Львова. Русский язык. 6 класс. М.: Мнемозина, 2010.
№ п/п | Раздел программы | Кол-во часов | Сроки прохождения | Система оценки планируемых результатов |
Родной язык | 3 | 04.09 - 05.09 | ||
Орфография | 29 | 06.09 - 11.10 | Тестирование Изложение (2часа) Контрольный диктант | |
Синтаксис и пунктуация | 19 | 12.10 – 09.11 | Изложение (2часа) Контрольный диктант | |
Текстоведение | 21 | 13.11 – 05.12 | Изложение (2часа) Сочинение (2часа) | |
Морфология. Имя существительное | 20 | 06.12-27.12 | Контрольная работа Комплексный анализ текста | |
Имя прилагательное | 23 | 28.12 – 01.02 | Сочинение (2часа) Контрольный тест Сочинение | |
Глагол | 12 | 05.02 – 14.02 | Контрольная работа Изложение | |
Деепричастие и причастие как глагольные формы | 2 часа | 15.02 - 19.02 | ||
Деепричастие | 8+1(р./р.) | 19.02 - 28.02 | Изложение Контрольный диктант | |
Причастие | 19+3(р./р.) | 28.02 - 04.04 | Сочинение Контрольный диктант Изложение (2часа) | |
Имя числительное | 18 часов | 04.04 - 25.04 - | Контрольная работа Комплексный анализ текста | |
Местоимение | 19 часов | 25.04 – 23.05 | Контрольная работа | |
Повторение изученного материала | 8 часов | 23.05 – 31.05 | Итоговая контрольная работа | |
Итого | 204 |
3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 6 КЛАССЕ
№ | Раздел Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Дата по плану | Дата по факту |
Родной язык | 3 | 1 четверть | |||
Красота и богатство русского языка | 1 | Комбинированный урок | 02.09 | ||
Речевая ситуация. Функциональные разновидности языка | 1 | Комбинированный урок | 03.09 | ||
Функциональные разновидности языка и стили речи | 1 | Комбинированный урок | 04.09 | ||
Орфография | 29 | ||||
Орфография как система правил | 1 | Комбинированный урок | 04.09 | ||
Правописание проверяемой безударной гласной в корне слова | 1 | Комбинированный урок | 05.09 | ||
Правописание непроверяемой безударной гласной в корне слова | 1 | Комбинированный урок | 05.09 | ||
Правописание корней с чередованием –рос-// -раст-// -ращ- | 1 | Комбинированный урок | 09.09 | ||
Правописание корней с чередованием –лаг-// -лож-;/ -кас-// -кос- | 1 | Комбинированный урок | 10.09 | ||
Правописание корней с чередованием –зор-// -зар-; -гор-// -гар-; --клан-//-клон-; -твар-//-твор- | 1 | Комбинированный урок | 11.09 | ||
Правописание корневой гласной ы/и после приставок | 1 | Комбинированный урок | 11.09 | ||
Правописание проверяемых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный урок | 12.09 | ||
Правописание непроверяемых согласных в корне слова | 1 | Комбинированный урок | 12.09 | ||
Правописание приставок, оканчивающихся на –з/-с | 1 | Комбинированный урок | 16.09 | ||
Правописание приставок пре-/ -при- | 1 | Комбинированный урок | 17.09 | ||
Правописание иноязычных приставок | 1 | Комбинированный урок | 18.09 | ||
Контрольный диктант по теме «Правописание корней и приставок» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 18.09 | ||
Анализ контрольного диктанта и работа над ошибками. | 1 | Комбинированный урок | 19.09 | ||
Различение приставок. | 1 | Комбинированный урок | 19.09 | ||
Правописание суффиксов –ек- / -ик-. | 1 | Комбинированный урок | 23.09 | ||
Правописание суффиксов –чик-/-щик. | 1 | Комбинированный урок | 24.09 | ||
| Правописание суффиксов –к- / -ск- | 1 | Комбинированный урок | 25.09 | |
Правописание суффиксов –ыва-(-ива-)/ -ова- (-ева-). | 1 | Комбинированный урок | 25.09 | ||
Правописание безударных окончаний имён существительных, имён прилагательных | 1 | Комбинированный урок | 26.09 | ||
Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный урок | 26.09 | ||
Правописание безударных окончаний глаголов | 1 | Комбинированный урок | 30.09 | ||
Правописание о – ё(е) после шипящих и ц | 1 | Комбинированный урок | 01.10 | ||
Р./р. Изложение «Берёза» | 1 | Урок применения знаний и умений | 02.10 | ||
Р./р. Изложение «Берёза» | 1 | Урок применения знаний и умений | 02.10 | ||
Употребление ь и ъ | 1 | Комбинированный урок | 03.10 | ||
Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | Комбинированный урок | 03.10 | ||
Слитные, раздельные и дефисные написания. | 1 | Комбинированный урок | 07.10 | ||
Контрольный диктант по теме «Орфография». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 08.10 | ||
Синтаксис и пунктуация | 19 | ||||
Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса. Виды словосочетаний. | 1 | Комбинированный урок | 09.10 | ||
Основные признаки предложения. | 1 | Комбинированный урок | 09.10 | ||
Грамматическая основа предложения. | 1 | Комбинированный урок | 10.10 | ||
Второстепенные члены предложения. | 1 | Комбинированный урок | 10.10 | ||
Предложения двусоставные и односоставные. | 1 | Комбинированный урок | 14.10 | ||
Р./р. Изложение «Заячьи лапы» | 1 | Урок применения знаний и умений | 15.10 | ||
Р./р. Изложение «Заячьи лапы» | 1 | Урок применения знаний и умений | 16.10 | ||
Простое осложнённое предложение. | 1 | Комбинированный урок | 16.10 | ||
Предложения с обобщающим словом при однородных членах. | 1 | Комбинированный | 17.10 | ||
Предложения с обращением. Вводные слова | 1 | Комбинированный | 17.10 | ||
Предложения со сравнительным оборотом. | 1 | Комбинированный урок | 21.10 | ||
Сложное предложение и его виды. | 1 | Комбинированный урок | 22.10 | ||
Пунктуация в сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | 23.10 | ||
Пунктуация в сложном предложении. | 1 | Комбинированный урок | 23.10 | ||
Предложения с прямой речью. Знаки препинания в таких предложениях. | 1 | Комбинированный урок | 24.10 | ||
Диалог. | 1 | Комбинированный урок | 24.10 | ||
Пунктуация как система правил. Основные разделы пунктуации. | 1 | Комбинированный урок | 28.10 | ||
Обобщение и систематизация изученного по теме «Синтаксис». | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | 29.10 | ||
Контрольная работа по теме «Синтаксис». | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 30.10 | ||
Текстоведение | 21 | ||||
Текст как единое целое. Основные признаки текста. | 1 | Комбинированный урок | 30.10 | ||
Композиция текста | 1 | Комбинированный урок | 31.10 | ||
Простой и сложный план текста. | 1 | Комбинированный урок | 31.10 | ||
Связь предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 11.11 | ||
Связь предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 12.11 | ||
Сочетание разных способов связи предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 13.11 | ||
Обучение сжатому изложению. | 1 | Комбинированный урок | 13.11 | ||
Смысловая связь предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 14.11 | ||
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 14.11 | ||
Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 18.11 | ||
Повествование как тип речи. Рассказ. | 1 | Комбинированный урок | 19.11 | ||
Композиция рассказа. | 1 | Комбинированный урок | 20.11 | ||
Повествование с элементами описания и рассуждения. | 1 | Комбинированный урок | 20.11 | ||
Р.р. Подготовка к изложению «Макс озорничает». | 1 | Урок применения знаний и умений | 21.11 | ||
Р.р. Изложение «Макс озорничает». | 1 | Урок применения знаний и умений | 21.11 | ||
Описание как тип речи | 1 | Комбинированный урок | 25.11 | ||
Виды описания. Письмо по памяти. | 1 | Комбинированный урок | 26.11 | ||
Р.р. Подготовка к сочинению по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | Урок применения знаний и умений | 27.11 | ||
Р.р. Сочинение по картине В.А. Серова «Девочка с персиками». | 1 | Урок применения знаний и умений | 27.11 | ||
Основные требования к содержанию текста | 1 | Комбинированный урок | 28.11 | ||
Редактирование. | 1 | Комбинированный урок | 28.11 | ||
Морфология. Имя существительное. | 20 | ||||
Самостоятельные и служебные части речи | 1 | Комбинированный урок | 02.12 | ||
Имя существительное как часть речи | 1 | Комбинированный урок | 03.12 | ||
Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи. | 1 | Комбинированный урок | 04.12 | ||
Словообразование имён существительных. | 1 | Комбинированный урок | 04.12 | ||
Суффиксальный и приставочный способы образования имен существительных | 1 | Комбинированный урок | 05.12 | ||
Приставочно-суффиксальный способ образования имен существительных | 1 | Комбинированный урок | 05.12 | ||
Бессуффиксный способ образования имен существительных | 1 | Комбинированный урок | 09.12 | ||
Образование имен существительных способом сложения. Виды сложения | 1 | Комбинированный урок | 10.12 | ||
Сложносокращенные имена существительные | 1 | Комбинированный урок | 11.12 | ||
Правописание сложных имен существительных | 1 | Комбинированный урок | 11.12 | ||
Правописание сложных имен существительных | 1 | Комбинированный урок | 12.12 | ||
Правильное употребление имён существительных. Орфоэпические нормы. | 1 | Комбинированный урок | 12.12 | ||
Грамматические нормы. | 1 | Комбинированный урок | 16.12 | ||
Лексические нормы. | 1 | Комбинированный урок | 17.12 | ||
Имя существительное в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный урок | 18.12 | ||
Имя существительное в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный | 18.12 | ||
Имя существительное в тексте. | 1 | Комбинированный | 19.12 | ||
Имя существительное в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 19.12 | ||
Контрольная работа по теме «Имя существительное» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 23.12 | ||
Комплексный анализ текста. | 1 | Урок применения знаний и умений | 24.12 | ||
Имя прилагательное | 23 | ||||
Имя прилагательное как часть речи. | 1 | Комбинированный урок | 25.12 | ||
Грамматические признаки и речевая роль имён прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 25.12 | ||
Грамматические признаки и речевая роль имён прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 26.12 | ||
Основные способы образования имен прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 26.12 | ||
Основные способы образования имен прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 09.01 | ||
Основные способы образования имен прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 09.01 | ||
Словообразовательные гнёзда слов. | 1 | Комбинированный урок | 13.01 | ||
Правописание н – нн в именах прилагательных, образованных от существительных | 1 | Комбинированный урок | 14.01 | ||
Р.р. Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова «Косцы(Страдная пора)» | 1 | Урок применения знаний и умений | 15.01 | ||
Р.р. Сочинение по картине Г.Г. Мясоедова «Косцы(Страдная пора)» | 1 | Урок применения знаний и умений | 15.01 | ||
Условия написания одной буквы н в суффиксах имён прилагательных | 1 | Комбинированный урок | 16.01 | ||
Условия написания двух букв н в суффиксах имён прилагательных | 1 | Комбинированный урок | 16.01 | ||
Правописание сложных имён прилагательных | 1 | Комбинированный урок | 20.01 | ||
Правописание сложных имён прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 21.01 | ||
Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными | 1 | Комбинированный урок | 22.01 | ||
Слитное и раздельное написание не с именами существительными и прилагательными | 1 | Комбинированный урок | 22.01 | ||
Культура речи. Правильное употребление имен прилагательных | 1 | Комбинированный урок | 23.01 | ||
Правильное употребление имен прилагательных. | 1 | Комбинированный урок | 23.01 | ||
Имя прилагательное в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный урок | 27.01 | ||
Имя прилагательное в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный урок | 28.01 | ||
Имя прилагательное в тексте. | 1 | Комбинированный | 29.01 | ||
Контрольный тест по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 29.01 | ||
Р.р. Сочинение по картине Н.А. Пластова «Саня Маликов» | 1 | Урок применения знаний и умений | 30.01 | ||
Глагол | 12 | ||||
Глагол как часть речи. | 1 | Комбинированный урок | 30.01 | ||
Постоянные морфологические признаки глагола. | 1 | Комбинированный урок | 03.02 | ||
Непостоянные морфологические признаки глагола. | 1 | Комбинированный урок | 04.02 | ||
Основные способы образования глаголов. | 1 | Комбинированный урок | 05.02 | ||
Основные способы образования глаголов. | 1 | Комбинированный урок | 05.02 | ||
Культура речи. Правильное употребление глаголов | 1 | Комбинированный урок | 06.02 | ||
Правильное употребление глаголов | 1 | Комбинированный урок | 06.02 | ||
Глагол в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный урок | 10.02 | ||
Глагол в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 11.02 | ||
Р.р. Изложение « Пешком из Россоши» | 1 | Комбинированный урок | 12.02 | ||
Р.р. Изложение « Пешком из Россоши» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 12.02 | ||
Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | Урок применения знаний и умений | 13.02 | ||
Деепричастие и причастие | 34 | ||||
Деепричастие и причастие как глагольные формы | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | 13.02 | ||
Суффиксы деепричастий и причастий | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | 17.02 | ||
Морфологические признаки деепричастия | 1 | Комбинированный урок | 18.02 | ||
Суффиксы деепричастия | 1 | Комбинированный урок | 19.02 | ||
Деепричастный оборот. | 1 | Комбинированный урок | 19.02 | ||
Обособленные обстоятельства. | 1 | Комбинированный урок | 20.02 | ||
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Комбинированный урок | 20.02 | ||
Деепричастия совершенного и несовершенного вида. | 1 | Комбинированный урок | 24.02 | ||
Р.р. Сжатое изложение «Братишка» | 1 | Комбинированный урок | 25.02 | ||
Правописание не с деепричастиями | 1 | Комбинированный урок | 26.02 | ||
Правильное употребление деепричастий. | 1 | Комбинированный урок | 26.02 | ||
Контрольная работа по теме «Деепричастие» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 27.02 | ||
Морфологические признаки причастия. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | 27.02 | ||
Причастие в словосочетании | 1 | Комбинированный урок | 03.03 | ||
Правописание безударных окончаний причастий | 1 | Комбинированный урок | 04.03 | ||
Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий | 1 | Комбинированный урок | 05.03 | ||
Причастный оборот. | 1 | Комбинированный урок | 05.03 | ||
Обособление причастного оборота. | 1 | Комбинированный урок | 06.03 | ||
Обособление причастного оборота. | 1 | Комбинированный урок | 06.03 | ||
Действительные и страдательные причастия. | 1 | Комбинированный урок | 10.03 | ||
Образование действительных причастий настоящего времени | 1 | Комбинированный урок | 11.03 | ||
Образование действительных причастий прошедшего времени | 1 | Комбинированный урок | 12.03 | ||
Образование страдательных причастий настоящего времени. | 1 | Комбинированный урок | 12.03 | ||
Образование страдательных причастий прошедшего времени | 1 | Комбинированный урок | 13.03 | ||
Полные и краткие причастия | 1 | Комбинированный урок | 13.03 | ||
Одна и две буквы н в кратких и полных причастиях | 1 | Комбинированный урок | 17.03 | ||
Деепричастие и причастие в словосочетании и предложении | 1 | Комбинированный урок | 18.03 | ||
Контрольный диктант по теме «Причастие» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 19.03 | ||
Правильное употребление причастий. | 1 | Комбинированный урок | 19.03 | ||
Правильное употребление причастий | 1 | Комбинированный урок | 20.03 | ||
Деепричастия и причастия в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 20.03 | ||
Р.р. Сочинение по картине А.К. Саврасова «Грачи прилетели» | 1 | Урок применения знаний и умений | 01.04 | ||
Р.р. Сжатое изложение «За спасение больных» | 1 | Урок применения знаний и умений | 02.04 | ||
Р.р. Сжатое изложение «За спасение больных» | Урок применения знаний и умений | 02.04 | |||
Имя числительное | 17 | ||||
Общее значение числительных и употребление в речи. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | 03.04 | ||
Разряды имён числительных | 1 | Комбинированный урок | 03.04 | ||
Написание Ь в количественных числительных | 1 | Комбинированный урок | 07.04 | ||
Правописание количественных и порядковых имен числительных | 1 | Комбинированный урок | 08.04 | ||
Склонение количественных числительных от 5 до 30 и от 50 до 80 | 1 | Комбинированный урок | 09.04 | ||
Склонение числительных двести, триста, четыреста и числительных, оканчивающихся на -сот | 1 | Комбинированный урок | 09.04 | ||
Склонение числительных сорок, девяносто, сто | 1 | Комбинированный урок | 10.04 | ||
Склонение числительных один, два, три, четыре | 1 | Комбинированный урок | 10.04 | ||
Склонение собирательных числительных | 1 | Комбинированный урок | 14.04 | ||
Склонение дробных числительных | 1 | Комбинированный урок | 15.04 | ||
Склонение составных количественных числительных | 1 | Комбинированный урок | 16.04 | ||
Склонение порядковых числительных | 1 | Комбинированный урок | 16.04 | ||
Правильное употребление имён числительных | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 17.04 | ||
Правильное употребление имён числительных | 1 | Комбинированный урок | 17.04 | ||
Имя числительное в словосочетании и предложении. | 1 | Комбинированный урок | 21.04 | ||
Имя числительное в тексте | 1 | Комбинированный урок | 22.04 | ||
Контрольная работа по теме «Имя числительное» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 23.04 | ||
Местоимение | 17 | ||||
Общее значение местоимений и употребление в речи. | 1 | Урок ознакомления с новым материалом | 23.04 | ||
Разряды местоимений. Личные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 24.04 | ||
Личные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 24.04 | ||
Возвратное местоимение себя | 1 | Комбинированный | 28.04 | ||
Притяжательные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 29.04 | ||
Вопросительно-относительные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 30.04 | ||
Неопределённые местоимения | 1 | Комбинированный урок | 30.04 | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание неопределённых местоимений. | 1 | Комбинированный урок | 05.05 | ||
Отрицательные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 06.05 | ||
Слитное, дефисное и раздельное написание отрицательных местоимений | 1 | Комбинированный урок | 07.05 | ||
Указательные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 07.05 | ||
Определительные местоимения | 1 | Комбинированный урок | 08.05 | ||
Правильное употребление местоимений в речи | 1 | Комбинированный урок | 08.05 | ||
Правильное употребление местоимений в речи | 1 | Комбинированный урок | 12.05 | ||
Местоимения в словосочетании и предложении | 1 | Комбинированный урок | 13.05 | ||
Местоимение в тексте. | 1 | Комбинированный урок | 14.05 | ||
Контрольная работа по теме «Местоимение» | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 14.05 | ||
Повторение изученного материала | 8 | ||||
| Слово как основная единица языка | 1 | Комбинированный урок | 15.05 | |
Слово как основная единица языка | 1 | Комбинированный урок | 15.05 | ||
Слово как основная единица языка | 1 | Комбинированный урок | 19.05 | ||
Правописание: орфография и пунктуация | 1 | Комбинированный урок | 20.05 | ||
Правописание: орфография и пунктуация | 1 | Комбинированный урок | 21.05 | ||
Правописание: орфография и пунктуация | 1 | Комбинированный урок | 21.05 | ||
Итоговая контрольная работа | 1 | Урок проверки и коррекции знаний | 22.05 | ||
Анализ контрольной работы | 1 | Комбинированный урок | 22.05 | ||
Работа с текстом. | 1 | Урок применения знаний и умений | 26.05 |
4. Материально – техническое обеспечение учебного процесса
№ п/п | Вид ресурса | Примечания |
Газета «Русский язык» (Электронная версия одноимённой газеты, выпускаемой ИД «Первое сентября») | ||
Наборы цифровых ресурсов к учебникам «Русский язык. Практика», 6 класс, под редакцией Лидман-Орловой Г.К. и «Русский язык. Теория», 5-9 классы, Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. // Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов | ||
Российский общеобразовательный портал. Коллекция: диктанты – русский язык | ||
Русские словари | ||
Программно-педагогические средства |
| |
Презентации по изучаемым темам | Электронный банк презентаций по русскому языку Лозовой М.В. | |
Демонстрационно-наглядные пособия | Таблицы по изучаемым темам Кабинеты № 19, 20 | |
Диски с программным обеспечением по русскому языку | Библиотечный фонд | |
Компьютерное место учителя | Кабинет № 19 | |
Экран | Кабинет № 19 | |
Медиаоборудование | Кабинет № 19 | |
Интерактивная доска | Кабинет № 19 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 8 класс (программа С.И. Львова)
Рабочая программа по русскому языку...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова
Рабочая программа по русскому языку 5 класс по учебнику С.И. Львовой и В.В.Львова...
Рабочая программа по русскому языку, 9 класс. Львов, Львова.
В работе представлены пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, виды контроля, нормы оценивания работ....
Рабочая программа по русскому языку 7 класс, УМК Львова С. И., Львов В. В.
Рабочая программа и КТП по русскому языку 7 класс, по УМК Львовой С. И., Львова В. В....
Рабочая программа по русскому языку, 6 класс. Учебник: Русский язык. 6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / М.М.Разумовская, С.И.Львова, В.И.Капинос и др
Рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, на основе программы по русскому языку к учеб...
Рабочая программа по русскому языку 6 класс к учебному комплексу М. М. Разумовской, В. И. Капинос, С. И. Львовой, Г. А. Богдановой, В. В. Львова.
Рабочая программа рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне и составлена на основе Государственного стандарта общего образования, Примерной программы по русскому языку и программы по рус...