ИКТ в образовательном процессе
консультация по русскому языку по теме


Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tekhnologiya_ikt_v_oborazovatelnom_prtsesse.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                               Отдайте человеку - человеческое,

                                                                                        а вычислительной машине - машинное.

                                                                                      В этом должна, по-видимому, заклю-

                                                                                        чаться разумная линия поведения при

                                                                                    организации совместных действий

                                                    людей и машин.

                                                                                                                  Н. Винер

                                                                                                                                                           

Тема : «Технология ИКТ в образовательном процессе»

Цель: осмысление роли ИКТ в учебно-воспитательном процессе.

Задачи:

  1. Рассмотреть значение применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
  2. Разобрать технологию  применения средств ИКТ в предметном обучении.
  3. Обсудить положительные и отрицательные стороны применения ИКТ на различных уроках.

Разработать памятку по организации форм ИКТ на уроках.

                        Важное место в школьном образовании занимают информационные технологии.  Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое представляют мультимедиабиблиотеки и всемирная сеть Интернет делают ИКТ неотъемлемой частью современной методики обучения.

                        По данным современных исследований , в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.

Меняется роль педагога. Главной её компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний,так и становлении у ученика «целостного качества быть Личностью»

                       При использовании ИКТ в процессе обучения применяют следующие формы обучения:

1.   индивидуализация:

    - выполнения индивидуального задания в классе;

    - работа с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения,

      лабораторная работа, контрольные работы);

    - самостоятельное освоение учебного предмета по электронному учебнику;

    - свободное путешествие по пространству культуры.

2.   групповые формы работы

    -совместное компьютерное обучение;

3.  представление информации

    применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств

    видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности;

4. компьютерное моделирование (экспериментирование)

5.мультимедиа

Вариативность использования средств ИКТ

  • Полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету;
  • частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета);
  • фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и т.д;
  • использование тренинговых программ для закрепления материала;
  • использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
  • выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках;
  • использование компьютера для вычислений,построения графиков;
  • использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
  • использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.

Положительные стороны применения средств ИКТ

1. Позволяют усилить мотивацию учения.

2. Позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе –

    неуспех.

3.Раскрывают практическую значимость изучаемого материала.

4. Повышают роль наглядности в учебном процессе.

5. Создают общий игровой фон общения человека с машиной.

6. Дружественность («выдержка», «спокойствие» по отношению к пользователю).

Отрицательные  стороны применения средств ИКТ

1. Электромагнитное излучение

2. Нагрузка на органы зрения

3. Напряжение и утомление при работе за компьютером.

4. Повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению

    учебного материала, если ИКТ  используются очень редко.

5. Слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к

    потере учащимися интереса к ним .

Итак, мы пришли к  тому, что применять средства ИКТ необходимо по ряду причин:

  • на основе ИКТ формируется новая педагогическая культура, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса;
  • осуществляется индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера;
  • повышается эффективность обучения (повышение прочности усвоения знаний и навыков);
  • осуществляется реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах;
  • компьютерные средства используются в качестве инструмента познания окружающей действительности для:

- расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;

-изучения явлений и процессов в микро-и макромире;

  • компьютер используется в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента ( лабораторного, демонстрационного)
  • компьютер используется для процедур диагностики и мониторинга.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва

В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...

Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования

Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...

Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения

 Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.

Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)

Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»»  (с использованием современных образовательных технологий...