ИКТ в образовательном процессе
консультация по русскому языку по теме
Предварительный просмотр:
Отдайте человеку - человеческое,
а вычислительной машине - машинное.
В этом должна, по-видимому, заклю-
чаться разумная линия поведения при
организации совместных действий
людей и машин.
Н. Винер
Тема : «Технология ИКТ в образовательном процессе»
Цель: осмысление роли ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
Задачи:
- Рассмотреть значение применения средств ИКТ в учебно-воспитательном процессе.
- Разобрать технологию применения средств ИКТ в предметном обучении.
- Обсудить положительные и отрицательные стороны применения ИКТ на различных уроках.
Разработать памятку по организации форм ИКТ на уроках.
Важное место в школьном образовании занимают информационные технологии. Огромные возможности компьютерной техники, гигантское многообразие культурной информации, которое представляют мультимедиабиблиотеки и всемирная сеть Интернет делают ИКТ неотъемлемой частью современной методики обучения.
По данным современных исследований , в памяти человека остаётся ¼ часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, ½ часть услышанного и увиденного одновременно, ¾ части материала, если ко всему прочему ученик вовлечён в активные действия в процессе обучения. Компьютер позволяет создать условия для повышения эффективности процесса обучения, раздвигает возрастные возможности обучения.
Меняется роль педагога. Главной её компетенцией становится роль помощника, консультанта, навигатора как в мире знаний,так и становлении у ученика «целостного качества быть Личностью»
При использовании ИКТ в процессе обучения применяют следующие формы обучения:
1. индивидуализация:
- выполнения индивидуального задания в классе;
- работа с модульной частью электронного пособия (изучение нового, упражнения,
лабораторная работа, контрольные работы);
- самостоятельное освоение учебного предмета по электронному учебнику;
- свободное путешествие по пространству культуры.
2. групповые формы работы
-совместное компьютерное обучение;
3. представление информации
применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств
видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности;
4. компьютерное моделирование (экспериментирование)
5.мультимедиа
Вариативность использования средств ИКТ
- Полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету;
- частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным темам, вопросам предмета);
- фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио-видеонаглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и т.д;
- использование тренинговых программ для закрепления материала;
- использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
- выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их на уроках;
- использование компьютера для вычислений,построения графиков;
- использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работы;
- использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, мотивации, психологической разрядки.
Положительные стороны применения средств ИКТ
1. Позволяют усилить мотивацию учения.
2. Позволяют устранить одну из важнейших причин отрицательного отношения к учёбе –
неуспех.
3.Раскрывают практическую значимость изучаемого материала.
4. Повышают роль наглядности в учебном процессе.
5. Создают общий игровой фон общения человека с машиной.
6. Дружественность («выдержка», «спокойствие» по отношению к пользователю).
Отрицательные стороны применения средств ИКТ
1. Электромагнитное излучение
2. Нагрузка на органы зрения
3. Напряжение и утомление при работе за компьютером.
4. Повышенное эмоциональное возбуждение, мешающее восприятию и усвоению
учебного материала, если ИКТ используются очень редко.
5. Слишком частое использование ИКТ в течение многих уроков подряд приводит к
потере учащимися интереса к ним .
Итак, мы пришли к тому, что применять средства ИКТ необходимо по ряду причин:
- на основе ИКТ формируется новая педагогическая культура, требующая обновления содержания, методов и форм учебно-воспитательного процесса;
- осуществляется индивидуализация обучения с помощью использования специфических свойств компьютера;
- повышается эффективность обучения (повышение прочности усвоения знаний и навыков);
- осуществляется реальное использование информации, содержащейся в обучающих программных средствах;
- компьютерные средства используются в качестве инструмента познания окружающей действительности для:
- расширения культурного кругозора в предметных образовательных областях;
-изучения явлений и процессов в микро-и макромире;
- компьютер используется в качестве средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента ( лабораторного, демонстрационного)
- компьютер используется для процедур диагностики и мониторинга.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОБЛЕМА АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ И ЕЁ ВОЗМОЖНОСТИ. Публикация сборника II Всероссийской конференции "Применение ЭОР в образовательном процессе" "ИTO-ЭОР-2012" , г. Москва
В публикации повествуется о проблемах школы в области автоматизации образовательного процесса и возможностях автоматизации улучшить работу участников образовательного процесса....
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе» Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»
Мастер-класс «Сайт АНКЕТЁР и его использование в образовательном процессе»....
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образователь...
Самоанализ результатов использования новых образовательных технологий, электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе, практической деятельности педагога дополнительного образования
Я, педагог дополнительного образования Павлов Юрий Максимович регулярно изучаю и использую в работе современные образовательные технологии, которые делают процесс обучения детей предмету «Колокольный ...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физк...
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий и электронных образовательных ресурсов в образовательном процессе)
Конспект открытого занятия на тему: «Проверочная игра по командам по теме «Средства музыкальной выразительности»» (с использованием современных образовательных технологий...