ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ.
статья по физкультуре
Статья к науч-но практической конференции " Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса " Готов к труду и обороне" в г. Москва
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья о продвижении ГТО в школе | 105.08 КБ |
Предварительный просмотр:
ЗАЯВКА НА УЧАСТИЕ
В научно-практической конференции « Совершенствование организации образования, образовательных технологий и программ физического воспитания в условиях внедрения ФГОС и всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» ( ГТО).
20-21 апреля 2017г.
Москва.
№ п/п | Ф.И.О | Место работы, должность без сокращения | Учёная степень, учёное звание | Субъект РФ, населённый пункт | Форма участия | Тема статьи | Контактная информация |
1 | Бредихина Любовь Владимировна | ГБОУ СОШ № 10 « ОЦ ЛИК» г.Отрадный, учитель физической культуры | - | Самарская область, г. Отрадный | Заочная, публикация статьи в электронном сборнике | «Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения» | 89879205788 |
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВЫСОКОГО КАЧЕСТВА ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА ОСНОВЕ ЭФФЕКТИВНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ, В ТОМ ЧИСЛЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ИЛИ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ. Бредихина Л.В. ГБОУ СОШ № 10 « ОЦ ЛИК» г. о. Отрадный, Самарской области.
Знак ГТО на груди у него...
Больше не знают о нем ничего...
Много в столице таких же значков...
К славному подвигу каждый готов!
(С. Маршак)
В современном глобальном мире при возрастании экономической конкуренции и интенсивности межкультурного взаимодействия, новые запросы общества поставили перед образованием ряд задач. Целью образования, прописанной в «Концепции Федеральной целевой программы развития образования до 2015 года», [5] является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. Цель физического воспитания в школе: содействовать всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Об этом говорится в указе Президента Российской Федерации «О Всероссийском физкультурно - спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) от 24 марта 2014 года № 172 [6]. Целью программы ГТО является повышение эффективности использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического воспитания населения.
Потребность государства в высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира активизирует задачи подготовки молодежи к жизни в условиях новой цивилизации, базирующейся на приоритетах базовых национальных ценностей (наука, культура, здоровье, труд и т.д). В связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Введение ФГОС [4] привело к изменениям функциональных обязанностей участников системы образования, порядку взаимодействия между ними. Основная задача образования сегодня – не просто вооружить выпускника фиксированным набором знаний, а сформировать и развить у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации. Задачи современного образования очень созвучны с задачами Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса: а) увеличение числа граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б) повышение уровня физической подготовленности и продолжительности жизни граждан Российской Федерации;
в) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и формах организации самостоятельных занятиях физической культурой и спортом, физическом совершенствовании и введении здорового образа жизни; г) повышение общего уровня знаний организации самостоятельных занятий, в том числе с использованием современных информационных технологий; д) модернизация системы физического воспитания и системы развития массового, детско-юношеского, школьного спорта в образовательных организациях.
Решаемая мной проблема направлена на реализацию качественного и эффективного обучения физической культуре и поступательное нарастание степени самостоятельности ученика посредством метода «круговой тренировки»[8] как элемента модульного [2] обучения. Это становится основой формирования и развития универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных.
Я считаю, что формирование УУД через модульное обучение наиболее эффективно, так как оно нацелено на организацию самостоятельной деятельности ученика, предусматривающее предварительное планирование и прогнозирование не только учебно-познавательной деятельности, но и поступательного развития самостоятельности школьника.
Для того чтобы обеспечить достаточно высокий уровень самостоятельности ученика в обучении через использование модульной технологии, я ставлю цель не только для всего курса обучения, но и цель для изучения крупных блоков содержания (модулей): лёгкая атлетика, волейбол, баскетбол, лыжная подготовка и т. д. Применяя на учебных занятиях элементы ГТО, освещаю виды испытаний согласно возрастным ступеням.
В программе прописываю ожидаемые результаты (нормативы), которые должны быть показаны после изучения модуля, и определяю формы контроля и самоконтроля (двигательные действия и нормативы) деятельности обучающихся и критерии оценивания.
Каждый ребенок определяет возможный или желаемый уровень освоения материала. Если ученик хорошо физически развит и у него нет затруднений, он может усовершенствовать свои знания и умения, работая над заданиями повышенной сложности или заняться индивидуальной подготовкой. То есть, он мной сориентирован на выполнение нормативов «на золотой значок ГТО». Я считаю, что дифференцированный подход поддерживает учебную мотивацию, и формирует у обучающихся универсальные учебные действия.
Более слабому ученику я предлагаю физические нагрузки меньшей интенсивности и найти такие виды двигательной активности, которые помогут и ему быть успешным. И для него наградой станет «серебряный значок ГТО».
На первом занятии в модуле я создаю целостную картину того, чем бы будем заниматься в объеме модуля: даю опережающее представление об изучаемом материале, обучаю детей планированию работы с помощью презентации, показываю значимость этого материала, помогаю формулировать личные цели ребенка, убеждаю, что результат каждого будет зависеть от выбранной им стратегии.
На этом же уроке определяю формы итоговой проверки и самопроверки материала (виды контрольных упражнений).
Чтобы каждый ребенок на этом занятии нашел личный смысл освоения данного модуля и определился, каким путем он будет его осуществлять, я разрабатываю индивидуальные навигаторы, с помощью которых обучающиеся могут планировать свои шаги к достижению поставленной цели (индивидуальный образовательный маршрут).
Метод «круговой тренировки» позволяет сформировать и развить все необходимые предметные, надпредметные и личностные учебные действия и наиболее эффективен для решения цели всестороннего развития основных двигательных качеств обучающихся. Этот метод даёт мне ряд преимуществ:
1. С помощью этого метода могу дифференцированно развивать у обучающихся физические качества: силу, быстроту, выносливость, гибкость, ловкость, силовую выносливость, скоростную силу и скоростную выносливость.
2. Меру нагрузки устанавливаю относительно равную для всех, принимающих участие в занятиях, и в то же время строго индивидуально. Поэтому физически менее сильные могут добиться тех же успехов, что и самые сильные.
3. «Круговая тренировка» рассчитана на групповые занятия. В организационной структуре круговой тренировки (поочередная смена «станций», зависимость выполнения задания от действий других участников) заложена необходимость согласованных действий группы, точного соблюдения установленного порядка и дисциплины. Это позволяет мне создать благоприятные возможности для воспитания соответствующих нравственных качеств и навыков поведения обучающихся.
4. Метод «круговой тренировки» даёт мне возможность обеспечить высокую общую и моторную плотность урока, облегчает учет, контроль и активизирует участие занимающихся в учебном процессе.
5. Интересная подача физических упражнений предрешает успех моих занятий, настраивает занимающихся на рабочий лад и определяет конечную цель учебной работы.
Метод основан на принципах индивидуального обучения и совместной деятельности. Организационной основой метода является групповой форма обучения.
В методическом отношении «круговая тренировка» представляет процесс строго регламентированного упражнения с точным нормированием нагрузки и отдыха, твердо установленным порядком изменения нагрузки и чередования ее с отдыхом. Всё это проходит по определённой схеме.
Схема « порядок выполнения упражнений по методу круговой тренировки».
Упражнения выполняются в порядке последовательного прохождения «Станций», которые располагаются по символическому кругу. На каждой «станции» повторяется один вид движений или действий. Комплексы круговой тренировки составляю из предварительно разученных движений из основной и спортивно - вспомогательной гимнастики (модуль гимнастика), из видов спорта (модули баскетбол, волейбол), а также испытаний комплекса ГТО соответствующих возрастных ступеней[7]. Таким образом, решаю основную задачу учебного занятия - эффективное развитие двигательных качеств в условиях жесткого лимита времени при строгой регламентации и индивидуальной дозировке выполняемых упражнений.
Развитие двигательных качеств связываю с освоением программного материала. Поэтому в комплексы «круговой тренировки» ввожу физические упражнения из освоенных модулей.
Чтобы усилить положительную мотивацию обучения, активизировать познавательную деятельность, использую дистанционные информационные технологии, мультимедийные продукты.
В рамках научно-исследовательской деятельности применяю дистанционные информационные технологии: редактирую теоретический материал обучающихся посредством электронной связи, что мобилизует и упрощает процесс подготовки и общения. Результативностью могут служить участие и призовые места, полученные во время выступления на конференциях разного уровня.
Уроки с использованием мультимедийных продуктов: фильмов – презентаций, интерактивных учебно-методических пособий, учебников по баскетболу, волейболу, адаптивной физической культуре, интерактивных тестов - расширяют возможности для лучшего усвоения материала, оптимизируют учебный процесс, создают условия для повышения мотивации на уроках физической культуры.
Для развития самостоятельности и творческой активности учеников, а также формирования навыка групповой работы, использую изучение в группах теоретического учебного материала с последующей презентацией и обсуждением.
При объяснении нового материала я использую графики, схемы, рисунки, видео и анимированный текст. Вместе с учениками расшифровываем обозначения, терминологию, сравниваем, анализируем, дети самостоятельно могут ознакомиться с предложенным теоретическим материалом, выбрать главное, а потом ответить на устные вопросы.
Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы «Олимпийское вчера и сегодня» позволяет «присутствовать» на прошедших олимпиадах, составлять прогнозы на будущие, знакомиться с достижениями лучших спортсменов.
Технология «круговая тренировка» позволяет мне в полной мере реализовывать здоровьесберегающие технологии [1] (защитно-профилактические, компенсаторно-нейтрализующие, стимулирующие, информационно-обучающие, социально адаптирующие, личностно развивающие) :
- эмоционально – психологический климат на уроке физкультуры с применением «круговой тренировки» отличается доброжелательностью, доверительностью, сотворчеством учителя и ученика, учебным сотрудничеством.
- метод «круговой тренировки» предполагает отказ от авторитарной педагогики в пользу личностно ориентированной. Личностно ориентированное обучение переводит педагогическую систему на новый уровень: от монолога - к диалогу, от управления - к самоуправлению, от контроля - к развитию.
- организация образовательной деятельности при «круговой тренировке» позволяет преподавать материал урока с учётом индивидуальных особенностей школьников, ориентируясь на зону ближайшего развития ребёнка, создавать на уроке комфортную атмосферу, избегать стрессовых ситуаций.
- для профилактики нервно-психической напряжённости на уроке во время «круговой тренировки» использую различные тренинги:
- задающие ритм всему организму;
-задействующие механизм самовнушения (самоприказ, самопрограмированние, самоодобрение).
- «круговая тренировка» предусматривает занятия на свежем воздухе.
- обязательным элементом «круговой тренировки» является контроль самочувствия.
Таким образом, на уроках я стремлюсь создать благоприятную микросреду и морально-психологический климат, веду целенаправленную пропаганду здорового образа жизни.
Доброжелательная обстановка на уроке, позитивность, спокойная интонация речи, внимание к каждому мнению ученика, его действию, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной деятельности - вот далеко не весь арсенал, которым я пользуюсь, стремясь к раскрытию способностей каждого ребенка.
Дети должны входить в спортивный зал не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием приобрести багаж новых знаний и умений. В процессе такого урока учеба становится интересным делом, открывается пространство для самореализации ребенка, не возникает эмоционального дискомфорта даже в том случае, когда ребёнок с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Отсутствие страха и напряжения помогает освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее демонстрировать двигательные действия, выражать свою точку зрения.
Применение здоровьесберегающих технологий дает возможность создавать на уроке атмосферу доверия и взаимопонимания, развития личности ребенка и, в конечном счёте, снижают риск школьных стрессов, которые отрицательно влияют не только на психическое,[3] но и физическое здоровье школьников.
На своих уроках я использую:
1.методы позитивной психологической поддержки ученика; 2.учет индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся и дифференцированный подход к детям с разными возможностями;
3.обеспечение преемственности начального общего, основного и среднего (полного) общего образования;
4.разнообразие индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм учебного сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.
Применение современных образовательных технологий позволило мне сделать уроки насыщенными, осуществить индивидуализацию обучения.
Мои ученики на уровне возможностей своего возраста осваивают способы познавательной, творческой деятельности, овладевают коммуникативными и информационными умениями, готовы к продолжению образования.
Я не просто преподаю свой предмет, в первую очередь, я задумываюсь о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Результативность внедрения СОТ и уровень сформированности УУД я отслеживала, используя кодификатор УУД. Проводился мониторинг по предмету «физическая культура» с целью определения уровня сформированности универсальных учебных действий у выпускников основного начального образования. См. таблицы ниже.
Индивидуальный уровень сформированности УУД в одном из моих классов представлен в таблице №1:
№ ученика п/п | УУД | Кол. баллов | Уровень | |||||
Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные | ||||||
баллы | уровень | баллы | уровень | баллы | уровень | |||
1 | 30 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 49 | пов |
2 | 28 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 47 | пов |
3 | 22 | баз | 8 | баз | 1 | баз | 31 | баз |
4 | 32 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 51 | пов |
5 | 29 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 48 | пов |
6 | 17 | баз | 8 | баз | 2 | пов | 27 | баз |
7 | 29 | пов | 8 | баз | 2 | пов | 39 | баз |
8 | 29 | пов | 8 | баз | 2 | пов | 39 | баз |
9 | 22 | баз | 17 | пов | 2 | пов | 41 | баз |
10 | 31 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 50 | пов |
11 | 21 | баз | 17 | пов | 2 | пов | 40 | баз |
12 | 31 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 50 | пов |
13 | 21 | баз | 8 | баз | 1 | баз | 30 | баз |
14 | 23 | баз | 11 | баз | 1 | баз | 35 | баз |
15 | 23 | баз | 11 | баз | 1 | баз | 44 | пов |
16 | 23 | баз | 11 | баз | 1 | баз | 35 | баз |
17 | 30 | пов | 11 | пов | 2 | пов | 43 | пов |
18 | 28 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 47 | пов |
19 | 31 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 50 | пов |
20 | 29 | пов | 17 | пов | 2 | пов | 48 | пов |
Таблица № 1.
В таблице № 2 представлены данные об общем уровне сформированности УУД.
Общий уровень сформированности УУД
Описание уровней достижений | Количество обучающихся, достигших определенного уровня | % обучающихся, достигших определенного уровня |
Низкий | 0 | 0 |
Базовый | все | 100 |
Повышенный | 11 | 55 |
Таблица № 2.
Результативность моей деятельности подтверждается не только повышением мотивации к учебе (особенно это отражается на слабых учениках), но и ростом числа участников олимпиад, научно-практических конференций и творческих конкурсов. Это подтверждается стабильностью высоких результатов обучения: на протяжении 3-х лет мои обучающиеся являются победителями и призерами олимпиад разных уровней.
Итогом педагогической деятельности за эти годы также является показатель среднего балла по предмету.
Благодаря технологии «Круговая тренировка» школьники умеют работать в группах, плодотворно взаимодействовать, одновременно совершенствуя свои индивидуальные достижения.
Мною выстроен такой процесс обучения в результате, которого происходит развитие личности, её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию.
Литература
- Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии.-М., 2010.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М., 2012.
- Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии и психология здоровья в школе.-М.; АРКТИ, 2008.
Электронный ресурс доступа (Internet):
- sites.google.com›site/metodichkafgosptz
- минобрнауки.рф›документы/
- fgosvo.ruuser.gto.ruuser/register
- gto-normativy.ru›oficialnye-sajty-po-gto/
- Magma-Team.ru›…fizicheskoy…krugovoy-trenirovki-na…
Бредихина Любовь Владимировна,
учитель физической культуры,
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области
средняя общеобразовательная школа № 10 «Образовательный центр ЛИК»
городского округа Отрадный Самарской области,
lyuba0367@mail.ru/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Всякое обучение по своей сути есть создание условий для развития личности. В своей практической образовательной деятельности я ставлю более конкретную цель - развитие индивидуальных ...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
В статье рассматривается опыт учителя МХК по эффективному использованию педагогических технологий в обучении и воспитании....
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе, информационных технологий...
критерий 4.2 «обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий, в том числе .rar
Приложение к критерию 4.2...
Опыт учителя в обеспечении высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий
Современная педагогика осознает необходимость формирования человека творческого, искреннего и последовательного в глубинных личностных и социальных проявлениях, активно занятого созиданием своег...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования современных образовательных технологий.
Использование различных технологий...
Обеспечение высокого качества организации образовательного процесса на основе эффективного использования учителем различных образовательных технологий, в том числе дистанционных образовательных технологий или электронного обучения
Сегодня востребованы образовательные технологии, обеспечивающие реализацию продуктивного образования. Целью, а значит, и ожидаемым результатом, такого образования является личностное разв...