Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".
статья на тему

Мазепа Вера Павловна

Научная статья "Модель управления процессом формирования информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nauchnaya_statya.docx138.03 КБ

Предварительный просмотр:

                                    НАУЧНАЯ  СТАТЬЯ

Модель управления процессом формирования информационно -       образовательной среды сельской малочисленной школы как средство повышения информационной компетентности участников образовательного процесса.

Мазепа Вера Павловна,

директор

МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК

п.Новоизобильный

     2013

Содержание

Введение………………………………………………………………….3

Глава I.  Образовательная среда школы – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс……………………………………………………………………………8

Глава II. Деятельность в рамках модели формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы…………………………………………………………………                 14

2.1. Этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы…………………………………………………………………………………14

2.2. Система повышения информационной компетентности участников

образовательного процесса.  Результативность опыта………………………..28

2.3. Ожидаемые результаты реализации модели………………………………34

Заключение………………………………………………………………41


ВВЕДЕНИЕ

Государственная политика в сфере общего образования направлена на решение главной задачи - раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Поэтому на современном этапе модернизации российского образования среди приоритетных направлений государственной политики в сфере образования наряду с повышением качества профессионального образования указано на необходимость обеспечения доступности качественного общего образования. Школьное обучение должно способствовать личностному росту так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьезные цели, уметь реагировать на разные жизненные ситуации.

        На основе системного анализа опыта управления сельской школойразработаны различные подходы, направленные на повышение информационной компетентности участников образовательного процесса по обоснованным критериям с отслеживанием технологии и результатов деятельности посредством компьютерного мониторинга. Администратор оптимально сочетает традиционные и нетрадиционные формы управленческой деятельности. При этом формирование информационно-образовательной среды охватывает весь образовательный процесс школы и её участников.

        В основе педагогического опыта лежат идеи теоретических исследований ипрактического опыта, представленные в трудах И.Г. Захаровой, Л. В.Новиковой, А.Г. Новикова, Н.В. Апатовой, Е.И. Машбис, Е.С. Полат, Т.С.Северовой, М.А. Максимовской.

        Так подход к подготовке специалистов в области информатизации начального образования отражен в работах И. Б. Мыловой[12].

        Лебедева М.Б. и Шилова О.Н., формулируя показатели ИКТ-компетентности, считают, что «качество образования во многом определяется компетентностью и уровнем профессиональной деятельности учителя.

В современном информационном обществе особую роль играет компетентность учителя в области информационных и коммуникативных технологий»[9]. Северова Т.С., рассматривая опыт информатизации адаптивной школы,отмечает, что «основой информационного пространства школы являетсяИнтернет – единая локальная сеть, объединяющая рабочие места участниковпроцесса обмена информацией»[13] Л. В. Новикова, А.Г. Новиков считают необходимым введение в структуруинформационно-образовательной среды школьного Интернет – клуба.Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучениярассмотрены в трудах Машбис Е.И.[11] Актуальность использования компьютера в системе управления школой отмечает Максимовская М.А, указывая на то, что «появились новыевозможности обработки данных и, главное, представление их в формеотчетов»[10].В работах Полат Е.С., Бухаркиной М.Ю., Моисеевой М.В. Петрова А.Е. представлен процесс совершенствования содержания образования, моделей обучения и управления в условиях информатизации образовательной среды.        

Мы разделяем позицию ряда авторов на то, что информатизация образования - широкомасштабный процесс трансформации содержания, методов и организационных форм учебной работы, обеспечивающий подготовку (эффективную социализацию) школьников к жизни в условиях информационного общества.

    Новизна работы  заключается:

в проектировании информационной системы поддержки управления малочисленной сельской школы;

в разработке модели информационно-образовательной среды сельской школы;

в системном подходе к формированию информационной компетентности участников образовательного процесса;

в структурировании комплекса условий, обеспечивающих повышение качества образовательного процесса в малочисленной сельской школе и эффективность управления им средствами компьютерного мониторинга.

Актуальность опыта

Более 100 лет сельская малочисленная школа является самой распространенной школой России. Сохранение такой школы, развитие её повышение уровня её конкурентоспособности во все времена было важной, социально значимой задачей.

Социальный запрос направлен на бизнес ориентированное применение информационных технологий, формирование пользовательских навыков работы на персональных компьютерах, умения ориентироваться в современном информационном потоке. Сформировать информационную компетентность – это одно из основных приоритетов в современном общем образовании, которое носит общеучебный и общеинтеллектуальный характер. Отмеченные обстоятельства требуют перехода школы к новому уровню образования на основе информационных технологий, основательной подготовки в сфере современных информационных и коммуникационных технологий всего педагогического коллектива, формирования школьного информационного пространства.

В настоящее время в этой области наметились новые тенденции и возможности:

более уверенно с повышением эффективности обучения компьютеры,  интерактивные доски, проекторы применяются при освоении различных предметов школьного учебного плана;

накоплен значительный опыт в части применения компьютеров при выполнении лабораторных практикумов, моделировании процессов по физике, химии, биологии, экологии, что в значительной степени компенсирует слабость физической лабораторной базы большинства сельских школ;

в сельских школах используются электронные энциклопедии, которые позволили наполнить новым содержанием естественнонаучную, культурологическую, историческую и географическую составляющие общего среднего образования;

в сельской местности создаются сети ресурсных и информационных центров обработки информации для обслуживания ЕГЭ. Информатизация сельской школы принимается во внимание при определении масштабов и стратегии реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности.

Эпоха нового тысячелетия - эпоха «информационная». Она ставит перед школьным образованием важную проблему – подготовить учащихся к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованиемсовременных информационных технологий обучения. Проблема рождает цели.

Цель работы: разработать модель информационно образовательной среды МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК с переходом на качественно новый уровень использования компьютерной техники и информационно-коммуникационных технологий в работе школы; с повышением качества, доступности и гибкости общего образования за счет максимально эффективного использования потенциала информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе.

Задачи:

- создание модели развитой информационной образовательной среды с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства как эффективного средства построения личностно-ориентированной педагогической системы:

а) создание материально-технических и организационных условий взаимодействия участников образовательного процесса в условиях функционирующей на основе современных средств ИКТ развитой информационной среды;

б) внедрение ИКТ в процесс подготовки учителя к уроку;

в) организация апробации с последующим внедрением в образовательный процесс специального учебно-методического обеспечения процесса обучения на основе более тесных межпредметных связей для согласования изучаемых тем и разделов с максимальным мультимедийным компьютерным обеспечением преподавания всех предметов школьной программы;

г) дальнейшее развитие информационной культуры и повышение ИКТ-компетентности педагогов;

д) создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе.

- разработка модели управления процессом формирования  информационной среды малочисленной сельской школы - Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Изобильненского муниципального  района Ставропольского края.


ГЛАВА I.ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ШКОЛЫ – КОМПЛЕКСНЫЙ, МНОГОПЛАНОВЫЙ, РЕСУРСОЕМКИЙ ПРОЦЕСС

Одним из важнейших путей достижения нового качества образования (как отмечается в Концепции модернизации российского образования на период до 2020 года) является его информатизация, которая предполагает системную интеграцию информационных технологий в образовательный процесс средней школы. Умение применять и эффективно использовать информационные технологии особенно важно для сельского школьника. Обучение в сельской школе ранее осуществлялось при ограниченном доступе к информации, теперь же с появлением телекоммуникационных систем эта проблема снимается. У сельского школьника появилась уникальная возможность включения в современное образовательное сообщество, и он становится активным субъектом мирового образовательного процесса. Интеграция информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательный процесс школы в значительной степени влияет на повышение качества, доступности и гибкости общего образования.

Создание новой информационной образовательной среды школы – комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором принимают участие все участники образовательного процесса: и ученики, и учителя, и родители (законные представители), и администрация школы. Он предполагает внедрение комплекса программ управления образованием в школе, создание единого образовательного пространства школы, района, области, страны, использование информационных технологий в процессе преподавания образовательных дисциплин, разработку интегрированных уроков, проектную деятельность, активное использование Интернет-технологий в образовании и воспитании детей.

При этом мы исходим из того, что современные информационные технологии пришли не на смену старой испытанной годами практике обучения и управления школой, а в дополнение и для совершенствования информационной образовательной среды школы.

Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда.

Ее создание и развитие представляет технически наиболее сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательным информационным технологиям и осуществить прорыв к открытой образовательной системе. Для создания и развития информационно-образовательной среды необходимо полностью задействовать методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал школы.

Создание информационной среды любой предметной деятельности как результат развития средств информатизации, информационных и особенно телекоммуникационных технологий (В. Н. Ефименко) ведет к кардинальному переосмыслению целей, содержания, форм и методов развития, подготовки и переподготовки преподавателей на новом современном уровне. При этом исследователи (А. И. Бондаревская, О. В. Гукаленко, С. Д. Дерябо, В. Н. Ефименко, И. В. Крупина, С. Л. Новоселова, В. И. Панов, В. В. Рубцов и др.) определяют основные принципы развития и саморазвития информационных сред, влияющих на уровень информационно-коммуникативной готовности педагогов к деятельности в информационно-образовательной среде.

Основные принципы функционирования ИОС организаций образования:

1. Равноправие всех участвующих организаций образования, независимо от их месторасположения и специализации. Участниками ИОС организаций образования могут быть и элитные высшие учебные заведения, гимназии, лицеи и сельские школы. Любое учебное заведение самостоятельно решает вопросы о проведении учебно-методических разработок различного уровня, формирует состав учащихся и реализует собственную методику проведения учебного процесса. Основная задача служб ИОС – обеспечить каждой организации образования наиболее благоприятные условия работы в образовательной сети.

2. Материальная заинтересованность участников образовательного процесса, которая способна обеспечить саморазвитие ИОС. Самоокупаемость виртуальных представительств – основа эффективного функционирования образовательной среды в целом.

3. Принцип инвариантности среды и технологий к уровням и профилю образования, способствующий эффективному ее развитию как системы, модернизируемости и адаптируемости к процессам, идущим в системе образования.

4. Принцип обратной связи. Механизмы мониторинга, маркетинговая работа, взаимодействие с участниками образовательной среды, отслеживание процессов, происходящих во внешнем мире, самоанализ эффективности работы системы, а также работа аналитических служб обеспечивают информационную образовательную среду информацией, необходимой для ее развития, адаптации кновым реалиям, а также проведения необходимых корректировок.

5. Принцип универсальности технологических процессов создания, хранения и использования образовательных информационных ресурсов, система разработок которых должна легко модернизироваться по мере развития информационных технологий, нивелировать различие в уровне подготовленности разработчиков информационных ресурсов, обеспечивая приемлемое качество разработанных ресурсов даже в случае низкой компетентности авторов в области информатики; структура образовательных ресурсов должна допускать достаточные возможности для автоматической обработки, поиска информации, навигации.

6. Принцип единого информационного пространства ИОС. Единое пространство информационно-образовательной среды не может быть организовано без общих правил работы на уровне обмена информацией. Чтобы компоненты ИОС взаимодействовали друг с другом, обменивались данными, они должны функционировать по одним протоколам, т. е. «говорить» на одном информационном языке.

Нашему педагогическому коллективу предстояло самостоятельно вырабатывать не только применимые способы и регламенты учебно-воспитательной работы, но и отбирать для себя наиболее подходящие модели использования ИКТ, компоновать из них то, что будет действительно обеспечивать желаемую организацию учебного процесса.
Процессы информатизации опираются на существующие федеральные и региональные законы, постановления, программы и локальные акты школы – должностные инструкции, положения, программы, приказы, которые образуют нормативно-правовую базу внедрения ИКТ.

В МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК обучается 95 учащихся, 11 классов-комплектов (средней наполняемостью 7-10 человек),   работает 14 педагогов, в т.ч. 13 чел. имеют высшее и 1 чел. – среднее профессиональное образование. Имеют квалификационные категории – 13 чел.: высшую – 5, первую – 8, вторую – 1 чел.

Прошли курсовую подготовку по вопросам использования современных образовательных технологий 14 чел, в т.ч. по использованию ИКТ в образовательном процессе - 14 чел.

Материально-техническая база школы дает возможность проводить уроки с использованием ИКТ:

а) оснащенность компьютерным и мультимедийным оборудованием:

-компьютеры – 16,

- сканеры -3,

- принтеры – 6,

- интерактивная доска – 7,

- мультимедийные проекторы – 9,

- телевизоры - 6,

- видеокамеры – 1,

- DVD – проигрыватели – 3;

 б) необходимое программное обеспечение:

- свободное программное обеспечение (СПО) – 27 дисков;

в) информационное обеспечение образовательного процесса:

- словари и справочники – 51 экз.,

- детская и художественная литература – 18740 экз.,

- энциклопедии – 101 экз.,

- учебная литература – 5490 экз.,

- программно-методическая литература – 200 экз.,

- учебные программы на электронных носителях (электронные образовательные ресурсы) – 126 дисков.

В школе оборудованы кабинет информатики,медиатека.

С января 2007 года школа подключена к высокоскоростному Интернету, в часы свободного доступа в сети Интернет имеют возможность работать и обучающиеся, и педагогические работники.

Преподавание информатики и информационных технологий в школе ведется с 3 по 11 класс:

  • курс Н.В.Матвеевой - 1 час в неделю,
  • М.В.Босовой - 1 час в неделю,
  • 7-11 классы – по программе Н.Г. Угриновича - 1 час в неделю.

Ежегодно проводится работа по формированию информационной культуры педагогов. В течение учебного года проводятся индивидуальные занятия с учителями, желающими освоить те или иные информационные технологии. 

В школе имеется позитивный опыт внедрения информационных технологий в образовательный процесс отдельными педагогами, также подтверждающий значимость использования ИКТ для повышения эффективности и результативности обучения.

Однако на степень результативности этого процесса влияет:

  • недостаток электронных программно-методических комплексов, систем, учебников и т.п., ориентированных на взаимодействие с традиционными образовательными технологиями и существующими учебными программами; в частности содержание имеющихся электронных образовательных ресурсов не всегда согласуется с содержанием используемых школой учебников;
  • отсутствие разработанных методик обучения с использованием электронных образовательных ресурсов (ЭОР) по большинству учебных предметов;
  • недостаток ЭОР для использования на уроках и во внеурочной работе в начальной школе; систематическое их использование при проведении занятий с младшими школьниками, несомненно, способствовало бы в значительно большей степени развитию каждого ребенка.

На сегодняшний день назрела объективная необходимость выполнения комплекса системных мероприятий по созданию оптимальных условий для интеграции информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс, определяемых реалиями сегодняшнего дня.

ГЛАВА II. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАМКАХ МОДЕЛИ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ СЕЛЬСКОЙ МАЛОЧИСЛЕННОЙ ШКОЛЫ

Исходя из перечисленных выше основных принципов формирования информационно-образовательной среды и дидактических возможностей информационно-коммуникационных технологий, можно выделить следующие этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы (деление на этапы во временном плане осуществляется весьма условно и зависит от степени готовности кадрового персонала).

2.1. Этапы внедрения средств ИКТ в образовательный процесс школы

        Организационно-управленческий аспект процесса формирования

информационно-образовательной среды сельской малочисленной нашей школы можно разделить на несколько этапов:

        Диагностический  (2011 г) – это проблемно-ориентированный анализ состояния информатизации школы: анализ состояния социума, учебно-воспитательного процесса, имеющегося материально- технического оснащения учреждения (аппаратного обеспечения, электронных образовательных ресурсов), определение уровня информационной компетентности всех участников образовательного процесса, запросов, возможностей в плане его повышения.

        Прогностический  (2011-2012 гг.) – определение главных целей и задач информационно-образовательной среды. Разработка модели информационно - образовательной среды сельской малочисленной школы. Разработка система повышения  информационной компетентности участников образовательного процесса. Осуществление отбора эффективных систем поддержки информационного пространства школы. Целенаправленный отбор информационных технологий, используемых в учебно - воспитательном процессе.  Прогнозирование ожидаемых результатов, компенсационных механизмов. Осуществление поиска путей оптимального сочетания традиционных и нетрадиционных форм управленческой деятельности, обучения и воспитания.

        Организационный  (2012-2013 гг.) - создание организационных, материальных, кадровых, научно-методических, финансовых, мотивационных (педагогических и психологических) условий для формирования и развития информационной среды школы: совершенствование материально- технического оснащения школьного информационно-образовательного центра (приобретение необходимых аппаратных и программных средств), установка имеющегося программного обеспечения (1С:ХроноГраф Школа, Расписание ПРО, Ректор МАРК-SQL), создание школьной медиатеки, электронной «методической копилки», определение режима работы центра для участников образовательного процесса, внедрение информационных технологий в учебно-воспитательный процесс и управленческую деятельность, апробация и выбор лучших программно- методических комплексов учебного и административного назначения,формирование информационной культуры иположительного отношения кинформатизации у всех участниковобразовательного процесса, разработкапрограммы по повышению ИКТ-компетентности педагогов,, подготовканеобходимых методических рекомендацийи инструкций, проведение инструктажей иконсультаций по вопросам работы ссистемой информационного пространствашколы, стимулирование творческойдеятельности педагогов и учащихся,создание Совета информационно-образовательного центра, распределениефункциональных обязанностей междувсеми участниками инновационногопроцесса.

        Практический (2014-2015 гг.) – фиксация исходного состояния образовательного процесса, апробация модели информационно-образовательной среды, отслеживание процесса её функционирования, результатов, анализ с целью коррекции и поиска путей повышения её эффективности, дальнейшего развития.

        Обобщающий (2016 г) - обработка данных, соотнесение результатов с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка модели в соответствии с результатами.

Педагогическому коллективу предстояло разработать систему управления на этапах формирования информационно-образовательной среды. (Таблица 1).

Таблица 1. Система управления на этапах формирования информационно-образовательной среды.

Функции,

реализуемые

системой

Методы и

средства

реализации

Состав

органов,

реализующихфункцииуправления

Логическая

структура

управленческих действий

Распре

деление

полномочий иответственности за выполнение управленческих

действий

Ответственность за

выполнениеуправленческих действий и

контроль

Диагностический 2011 год

Проблемно-

ориентированный анализсостояния

информатизации

школы

Изучение

документации, составление

аналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

членов

временной

группы

Зам

директора по

УВР

Анализсостояния

социума,учебно-

воспитательного

процесса

Изучение

документации, составление

аналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

членов

временной

группы

Зам

директора по

УВР

Анализсостояния

имеющегосяматериально-технического

оснащенияучреждения(аппаратногообеспечения,

электронных

образовательных

ресурсов)

Инвентаризация,составлениеаналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Члены

методического

совета,

учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Определениеуровняинформационной компетентности всех участников

образовательного процесса

Анкетирование,

тестирование,

составление

аналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Члены

методического

совета,

учитель информатики

Зам

директора по

УВР

Определение

запросов,возможностейвсех участниковобразовательного процесса впланеповышения

уровняинформационнойкомпетентности

Анкетирование,составлениеаналитической справки,

Созданиебанка

инновационных идей

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Члены

методического

совета,

учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Прогностический

(2011-2012 гг.)

Определениеглавных целей изадач

информационно-

образовательной

среды

Анализаналитических справок,полученныхна  диагностическом этапе,  дискуссия

Временная

творческая

группа

Планирование,организация,

руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

Директор школы

Разработкамодели

информационно-

образовательной

среды сельской

малочисленной

школы

Работа сматериаламибанка

инновационных идей,

моделирование

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

Директор школы

Разработка

системыповышения  информационнойкомпетентностиучастников образовательного процесса

Дискуссия

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,контроль

Учитель

информатики,

председатели

методических

объединений

Зам

директора по

УВР

Осуществление

Отбораэффективныхсистем

поддержки

информационного пространства

школы

Панорама

методическихидей

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Анализдействующихшкольных

программ сцелью

определения

целесообразности использования

информационных технологий вобучении поконкретной теме,сопоставлениясодержания симеющимся информационным материалом и

возможностями

компьютерных

программ

Панорама

методических

идей

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Учитель

информатики,

председатели

методических

объединений

Зам

директора по

УВР

Осуществление

отбораинформационных технологий,используемых вучебно- воспитательномпроцессе

Деловая игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство, контроль

Учителя

-

предметники

Зам

директора по

УВР

Прогнозирование ожидаемыхрезультатов, компенсационных механизмов

Деловая игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учителя

-

предметники

Зам

директора по

УВР

Осуществление

поиска путей

оптимального

сочетания

традиционных и

нетрадиционных

формуправленческойдеятельности,

обучения и

воспитания

Деловая игра

Методический совет

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

членов

временной

группы

Директор школы

Организационный

(2012-2013 гг.)

Созданиеорганизационных,материальных,кадровых,научно-методических,

финансовых,

мотивационных

(педагогических

и психологических) условий для

формирования и развитияинформационного пространствашколы

Метод

развивающейся

кооперации

Методический совет

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Коллегиальное

решение

членов

временной

группы

Директор школы

Совершенствованиематериально-

технического

оснащенияшкольногоинформационно-образовательного центра

Приобретение

необходимых

аппаратных и

программных

средств,

установка

имеющегося

программного

обеспечения

(1С:Хроно

Граф Школа,

Расписание

ПРО, Ректор

МАРК-SQL)

Администрация

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учитель

информатики

Директор школы

Создание

школьной

медиатеки,

электронной

«методической

копилки»

Метод

изучения и

обобщения

педагогического опыта

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учителя-

предметники

Зам

директора по

УВР

Определение

режима работы

центра для

участников

образовательного процесса

организационно-

деятельностная игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Разработка

программы по

повышению

ИКТ-компетентности

педагогов

Организационно-деятельностная игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство, контроль

Учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Подготовка

необходимых

методических

рекомендаций и

инструкций

организационно -деятельностная игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Учитель

информатики

Зам

директора по

УВР

Проведение

инструктажей и

консультаций по

вопросамработы с

системойинформационного пространствашколы

Рефлексивно-

ролевая игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Учитель

информатики

Замдиректора поУВР

Стимулирование

творческой

деятельности

педагогов и

учащихся

Поощрение

Администрация

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Заместитель

директора

школы

по УВР

Директор школы

Создание Совета

информационно-

образовательного центра

Решение

методического совета

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Зам

директора по

УВР

Директор школы

Распределение

функциональных обязанностей

между всеми

участниками

инновационного процесса

рефлексивно-

ролевая игра

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство, контроль

Коллегиальное

решение

членов

временной группы

Директор школы

Практический

(2014-2015 гг.)

Фиксацияисходногосостояния

образовательного процесса

тестирование

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,руководство,

контроль

Зам

директора по

УВР

Директор школы

Отслеживание

процесса её

функционирования, результатов

Мониторинг,

составление

аналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,организация,руководство,контроль

Зам

директора по

УВР

Директор школы

Анализ с целью

коррекции и

поиска путей

повышения

эффективности,

дальнейшего

развития

Изучение

результатов

мониторинга

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Зам

директора по

УВР

Директор школы

Обобщающий

(2016 г)

Обработка

данных,соотнесениерезультатов с

поставленными

целями, анализ

всехрезультатов,

корректировка

модели всоответствии с результатами

Составление

аналитической справки

Временная

творческая

группа

Планирование,

организация,

руководство,

контроль

Зам

директора по

УВР

Директор

школы

Информационно-образовательная среда школы обеспечивает обмен информацией между всеми участниками образовательного процесса. Разработано несколько моделей по разным  направлениям.

  1. Модель информационно-образовательной среды

МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК

(школа – внешние информационно-образовательные ресурсы)

  1. Внутренняя локальная информационно- образовательная сеть

Использование информационных технологий в деятельности администрации:

  • получение оперативной информации об обновлениях законодательной базы через Интернет;
  • поиск необходимых документов через средства Интернет (в частности по базе на сайте Министерства образования РФ);
  • ведение  баз данных по школе и отчетности перед ПФР РФ, а также другими организациями;
  • общая обработка документов и их оформление;
  • локальное хранение документов;
  • подача информации о работе школы в виде диаграмм, таблиц, в форме презентаций. (в виду небольшой оснащенности  такие формы подачи данных используются во время планерок, заседаний метод-объединений, совещаний при директоре, индивидуальной работе со школьниками – например диагностика уровня обученности);
  • использование средств компьютерной графики для представления в удобном виде текущего планирования учебно-воспитательного процесса;
  • ведение баз данных об  успеваемости по классам;
  • проведение совещаний, педсоветов, планерок с повесткой дня по выбранным темам;
  • определение индивидуальной системы стимулирования;
  • обобщение опыта работы учителей в виде уроков-панорам, научно-практических конференций, педагогических чтений, педагогические ринги по защите инновационных технологий, аукционы педагогических идей, круглые столы и т.д.);
  • проведение семинаров психологов для педагогов по направлениям;
  • в  процессе  формирования  мотивационно - целевых  установок педагогов;
  • регулирование межличностных отношений в коллективе, создание для каждого учителя комфортной обстановки;
  • повышение квалификации сотрудников образовательного учреждения.Компьютер значительно расширил возможности представления информации. Главная методическая проблема преподавания сместилась от «как лучше рассказать материал» к тому, «как лучше его показать». Применение цвета, графики, мультипликации, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздать реальную обстановку деятельности.
    Возможности использования компьютерных средств:
  1. полная замена деятельности учителя компьютерным программным средством, электронным учебным пособием по предмету (CD-ROM, DVD);
  2. частичная замена деятельности учителя компьютерными обучающими программами (по отдельным вопросам, темам, разделам предмета) состоит в использовании учителем своей дидактической структуры (сценария) изучения учебного материала с использованием фрагментов имеющегося программного обеспечения по предмету;
  3. фрагментарное, выборочное использование дополнительного материала, аудио- и видео- наглядности из электронных хрестоматий, энциклопедий, музеев и других дополнительных материалов предметного учебно-методического комплекта;
  4. использование тренинговых программ для закрепления материала и для выработки умения и навыков;
  5. использование диагностических и контролирующих материалов, имеющихся на электронном носителе или разработанных учителем;
  6. выполнение домашних самостоятельных и творческих заданий учащимися с последующей демонстрацией их результатов на уроке или внеклассной работе;
  7. использование программ, имитирующих опыты и лабораторные работ;
  8. использование компьютера для вычислений, построения графиков;
  9. использование игровых и занимательных программ для закрепления материала, повышения мотивации, психологической разрядки.

Эффективное использование информационных технологий в общеобразовательных предметах может быть достигнуто при условии:

а) овладения учителями-предметниками основами компьютерной грамотности;
б) тесного взаимодействия с учителем информатики.

  1. Системы поддержки информационного пространства школы

Школьный информационно-образовательный центр

(компьютерная техника, информационные ресурсы на различных носителях)

Школьный информационно-

образовательный центр -

администратор

1С: Образhttp://edu.1c.ru/

АВЕРС http://iicavers.ru/index.php

Управление школой - ООО "Хронобус"

Программное обеспечение:

1С:ХроноГраф

Школа(администратор), расписание

ПРО

http://www.chronobus.ru/

Школьный информационно-

образовательный центр – педагог

Программное обеспечение:

1С:ХроноГраф Школа

(преподаватель), 1С:ХроноГраф

Школа (классный руководитель)

Школьная медиатека, электронная

«методическая копилка»

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/

ФЦИОР(Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов)
http://fcior.edu.ru/

«Школьный клуб» и КМ-wiki.

Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
http://school-collection.edu.ru/

Школьный информационно-

образовательный центр - ученик

Школьная медиатека

«КМ-Школа»
http://www.km-school.ru/

«Школьный клуб» и КМ-wiki.

Открытый колледж (Физикон)
http://college.ru/

College.ru: Астрономия http://college.ru/astronomy/

College.ru: Биологияhttp://biology.ru/

College.ru: Химияhttp://chemistry.ru/

College.ru: Математика http://mathematics.ru/

College.ru: Физикаhttp://www.physics.ru/

Школьный информационно-

образовательный центр –

финансовый администратор

Программное обеспечение:

1С:ХроноГраф Школа (финансовый

администратор)

Школьный информационно-

образовательный центр –

библиотекарь

Программное обеспечение: МАРК-

SQL

  1. Организация деятельности школьного информационно-образовательного центра

        Школьный информационно-образовательный центр (компьютерная техника, информационные ресурсы на различныхносителях, доступ в Интернет) реализует взаимосвязь «Школьный информационно-образовательный центр – педагог», «Школьный информационно-образовательный центр – ученик» и «Школьный информационно-образовательный центр –администратор».

        В урочное время ведется Преподавание курса "Информатика и ИКТ":

        • 2-4 класс – пропедевтический курс (первая ступень).

        • 5 – 6 класс – пропедевтический курс (вторая ступень).

        • 7 – 9 класс – изучение базового курса, включение учащихся в систему предпрофильной подготовки по выбору.

        • 10 – 11 класс – базовый уровень (преподавание предмета, ориентированное на формирование общей культуры и связанное с мировоззренческими, воспитательными и развивающими задачами общего образования, задачами социализации).

        • Развитие межпредметных связей курса информатики с предметами образовательных областей учебного плана.

        Наблюдается интеграция информационных технологий в преподавании предметов:

        • Использование современных электронных учебных материалов наряду с традиционными средствами.

        • Реализация личностно-ориентированного обучения в рамках реализации проблемы школы и района с помощью средств информационно-коммуникационныхтехнологий.

        •Подготовкаиоформлениеметодическихматериалов.

        • Использование интернет-технологий на уроках различныхучебных курсов.

            Во внеурочное время с педагогами  школы организуется  работа  по повышению квалификации и методической поддержке учителей в области естествознания в плане внедрения информационных и коммуникационных

технологий в образовательном процессе. Создание системы информационного и научно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса     (информационное управление), которое включает в себя: индивидуальную работу педагогов с информационными образовательными ресурсами в рамках подготовки к учебным занятиям, создание и оформление методических материалов; индивидуальную работупедагогов с информационными образовательными ресурсами в рамках самообразования, повышения профессионально-педагогической культуры; индивидуальные консультации с педагогами по повышению ИКТ –компетентности; работу учителей и классных руководителей со школьным банком данных, создание текущих и итоговых отчетов.

        Большое внимание уделяется информатизации внеклассной работы.В школе работает кружок  «Юный программист», который посещают учащиеся 8-11 классов.  Создаются  электронные ресурсы по следующим направлениям: экологическое, военно-патриотическое, физкультурно-оздоровительное. Подготавливается материал для размещения на школьном сайте и  системное их обновление. Обеспечивается доступ к образовательным ресурсам школы и сети Интернета. Участие в сетевых проектах и конкурсах.

Школьный информационно-образовательный центр –администратор занимается работой  со школьным банком данных, осуществляет обработку данных психологической службы и информационное  взаимодействие с управляющимиструктурами, составлением расписания уроков.

2.2. Система повышения информационной компетентности участников

образовательного процесса. Результативность опыта.

Процесс информатизации школы можно представить как цепочку переходов образовательного учреждения из одного состояния в другое. Переход школы из одного состояния в другое, как правило, требует от педагогов специальных усилий, которые должны быть так или иначе организованы: это могут быть разовые мероприятия, или целая программа последовательно реализуемых работ. В первом случае можно сказать, что процесс информатизации развивается в школе стихийно, а во втором можно говорить о последовательном преобразовании школы. Интегрированная внешняя оценка результатов выполнения программ информатизации образовательного учреждения (мониторинг развития процессов информатизации школы) может рассматриваться как естественное продолжение работы по подготовке этой программы. Для проведения внешней оценки необходимы сведения о трех состояниях школы:

- исходное, на момент разработки программы (Сисх),

- желаемое или планируемое (Сплан),

- конечное, на момент завершения программы (Скон).

Сравнивая все три состояния, можно отнести процесс развития школы одному из трех вариантов:

- качественного изменения не произошло,

- произошло непредвиденное качественное изменение,

-качественное изменение произошло.

При описании состояний информатизации школ используют три группы индикаторов, которые характеризуют:

- технологические аспекты процесса информатизации школы (включая цифровые образовательные ресурсы),

- компетентность участников образовательного процесса в области использования ИКТ,

- организационные условия и доступность средств ИКТ в школе.

Набор индикаторов оформляется в виде анкеты. Индикаторы определяют значения показателей информатизации образовательного учреждения. Взятые в совокупности, эти показатели фиксируют (определяют) состояние процесса информатизации в образовательном учреждении.

Показатели развития процесса информатизации школы(Г.М. Водопьян и А.Ю.Уваров «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие»):

1. Техническое оснащение (количество компьютерных классов, число компьютеров на одного ученика, подключение к Интернет, количество электронных образовательных ресурсов;

2. Готовность и способность педагогов эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях(педагогическая ИКТ-компетентность работников образования);

3. Изменения в уровнях соорганизованности участников учебно-воспитательного процесса (изменение «процессов», регламентов, процедур, работы школы);

4. Изменения в методах и организационных формах работы учащихся, отдельных педагогов и педагогического коллектива школы в целом (распространение ИКТ- поддержанных методов и организационных форм учебной работы);

5. Изменения в содержании и ожидаемых результатах учебной работы (формирование у школьников умения учиться, готовности и способности продуктивно работать в коллективе, решать задачи, взятые из реальной жизни);

6. Изменения в управлении учебно-воспитательным процессом и школой в целом (поддержка этих процессов средствами ИКТ, включая базы данных, автоматизированный учет, общешкольный портал и т.п.),

7. Изменения во взаимодействии с ближайшим окружением школы (родители, спонсоры, муниципальные органы власти, общественные организации).

        Основные характеристики модели школьной информационной

образовательной среды(Г.М. Водопьян и А.Ю.Уваров «Процесс информатизации школы: его оценка и управляемое развитие»):

-ИКТ-доступность(изменения в информационной среде, техническойоснащенности учебного заведения),

-ИКТ-востребованность(изменения в «процессах»,уровняхсоорганизованностях  участников учебно-воспитательного процесса (изменение регламентов, процедур, методов и организационных форм работы отдельных педагогов, учащихся и педагогического коллективашколы в целом),

-ИКТ-компетентность(готовность и способность всех участников учебно-воспитательного процесса эффективно работать в новой информационной среде и изменяющихся организационных условиях).

ИКТ-доступность (пространство информационной среды) характеризуется:

- количеством и качеством доступных рабочих мест: компьютеры с различными периферийными устройствами (сканеры, принтеры, проекторы и т.п.);

- наличием и качеством объединяющей эти рабочие места компьютерной сети, степенью доступности информационных источников, находящихся как внутри, так и за пределами школы;

- наличием соответствующих программных средств, инструментов и информационных материалов.

ИКТ- востребованность определяется наличием и устойчивостью соответствующих процедур:«образовательных» (использование ИКТ для уроков информатики, для предметных уроков, в индивидуальных дополнительных занятиях, в домашних заданиях, занятиях «по интересам», во внеурочной деятельности и т.п.), «организационно-учебных» (включение соответствующих ИКТ - изменений в учебные планы и образовательные программы, как информатики, так и в предметные, внесение соответствующих изменений в организационный план школы и т.д.), «административных» (электронный журнал, ведение учетных записей о школьниках и автоматизированное составление расписаний, использование административных школьных баз данных, подготовка отчетов и т.д.),«методических» (организация обмена опытом учителей, подготовка и публикация в школьной сети методических разработок и материалов учителей, видеосъемка отдельных уроков и мероприятий, проведение открытых уроков, методических объединений, педагогических советов поИКТ и т.п.),«развития» (установленного и поддерживаемого порядка обновления методов и организационных форм работы, работа по приобретению и освоению учителями средств ИКТ в рамках программы информатизации школы, система мотивации и поддержки процесса информатизации).

ИКТ-компетентность - готовность и способность участников учебно- воспитательного процесса работать по-новому, определяется изменениями, которые происходят с людьми (педагогами, учащимися, родителями, управленцами) и их отношениями в школе и за ее пределами, в результате процесса информатизации и влияющими на успех всего дела:

- «дети» (нацеленность на использование ИКТ-технологий в учебном процессе, в жизни, участие в проектной деятельности, квалификация, использование компьютера и Интернет дома, загруженность компьютеров открытого доступа и т.п.)

- «учителя» (ИКТ-грамотность учителя информатики, учителя – предметника, использование ИКТ в предметных областях, обучение и консультации других учителей, использование ИКТ в управлении уроком, проектной, внеурочной деятельности, в работе с родителями и т.п.)

- «родители» (ИКТ-грамотность, подходы «ИКТ – информатика», «ИКТ – в предметной области», использование ИКТ для сотрудничества с ребенком и учителем, повышение квалификации, родительское собрание и родительский комитет и т.д.)

- «администрация школы» (активная позиция, грамотность, понимание и решение проблем, поддержка ИКТ-инициатив, управление школой с помощью ИКТ- технологий, мотивирование участников процесса информатизации и т.п.)

        Три выделенных выше аспекта (группы параметров) информатизации

школы, будучи рассмотрены вместе, дают сравнительно цельнуюсодержательную картину состояния и возможных направлений развитияинформатизации.Результаты работы свидетельствуют о повышение информационной

компетентности участников образовательного процесса.

Педагоги нашей школы имеют свободный доступ к Интернет-ресурсам   для разработки своих уроков и идей  90% учителей регулярно применяют ИКТ в образовательной деятельности. Учителя используют не только готовые программные продукты (электронные учебные пособия, справочники, репетиторы и т.п.), есть  уже и свои наработки  по предметам в электронном варианте.  Все учебные программы по предметам есть в электронном виде, что значительно облегчает работу учителя на начало учебного года. Активно используются следующие Интернет–ресурсы: федеральный интернет-портал «Российское образование» (www.edu.ru); сайт федерального центра информационных образовательных ресурсов (http://fcior.edu.ru/); сайт «Сеть творческих учителей» (www.it-n.ru); единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/); единое окно доступа к образовательным ресурсам (http://window.edu.ru/window) и другие. В  школе формируется  определённый круг учителей, являющихся носителями компьютерных образовательных технологий, они готовы участвовать в  проектах, конкурсах. Педагоги школы  используют информационные технологии в преподавании  русского языка, литературы, математики, информатики, биологии,  физики, географии, истории, химии, обществознания.

Администрация школы и педагогический коллектив с помощью компьютерных технологий осуществляет изучение:

  • нормативных документов управления образования, направленных на совершенствование учебно-воспитательного процесса;
  • актуального педагогического опыта работы педагогов из других школ  района, области и других регионов России.

Наш поселок находится в  10 км от районного центра. У детей нет тех возможностей в получении информации, что у городских школьников, поэтому учителя дают максимум полезной информации на уроках, а современные технологии делают процесс обучения более интересным и результативным.  Преимущества мультимедийных технологий  по сравнению с традиционными многообразны: возможность более иллюстративного, наглядного представления материала, эффективной проверки знаний.  У детей с образным мышлением развитие абстрактного, логического мышления происходит посредством образов, а для учеников с теоретическим типом мышления компьютерные программы с видеосюжетами, анимационными графиками, схемами – дополнительное средство развития образного мышления.

В ходе процесса информатизации мы столкнулись со следующими проблемами:

  • недостаточный уровень ИКТ-компетентности педагогов;
  • невысокий уровень участия учащихся и учителей школы в дистанционных образовательных проектах, олимпиадах, конкурсах, дистанционном обучении;

        Способы решения проблем:

1. Повышение квалификации педагогических работников в области современных информационных технологий (посещение курсов ЭОР);

2. Создание банка материалов методического и учебного характера;

3. Создание единого информационно – образовательного пространства за счет создания локальной сети ОУ;

4. Модернизация компьютерного класса.

2.3. Ожидаемые результаты реализации модели.

Модель формирования информационно - образовательной среды МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК

Поясним модули комплексной информатизации:

Название модуля

Содержание

Образовательный модуль

  1. Проведение уроков, занятий, элективных курсов с использованием ИКТ.
    2. Участие педагогов и учащихся в конкурсах с использованием ИКТ.
    3. Организация проектной деятельности учащихся и педагогов с использованием ИКТ.
    4. Организация дистанционного обучения.
    5. Организация тестирования учащихся.
    6. Дистанционное обучение педагогов.

Информационный модуль

 

1. Информационная поддержка школьного сайта.
2. Ведение электронных журналов и дневников.
3. Организация интерактивного взаимодействия с родителями и учащимся.
4. Проведение классных часов, родительских собраний, общешкольных мероприятий с использованием медиаресурсов.
4. Взаимодействие со СМИ.
5. Размещение школьной коллекции ЦОР на сайте школы.

Организационно-управленческий

1.Формирование электронной базы данных кадров и данных обучающихся.
2. Введение электронного документооборота.
3. Формирование электронной отчётности.

Модуль дополнительного образования

1. Творческие отчеты-презентации учащихся .
2. Создание и использование учителями и учащимися электронных презентаций для проведения общешкольных мероприятий.
3. Компьютерное сопровождение школьных мероприятий.
4. Выпуск школьной газеты.
5. Монтаж видеороликов по сюжетам школьной жизни.
6. Цифровая обработка звука, запись фонограмм.
7. Цифровая летопись школы

Реализация модели, обобщение и распространение опыта построения информационной среды в школе могут стать основой для интенсивного внедрения информационных технологий во все сферы учебно-воспитательного процесса, организации предвузовской подготовки старшеклассников и повышение квалификации педагогических работников через дистанционные формы обучения.

Эффективность реализации модели  будет периодически отслеживаться в процессе образовательного (педагогического) и психологического мониторинга, проведения социологических опросов, собеседования с педагогами.
        Опыт показывает высокую эффективность внедрения информационных технологий в управление учебно-воспитательным процессом. Применение электронных программных комплексов и систем создает условия для перехода к управлению школой с использованием элементов информационных технологий. Диагностические комплексы по разным предметам позволяют администрации школы осуществлять различные виды контроля на любом этапе обучения. Данные системы существенно меняют технологию контроля и управления качеством образовательного процесса в масштабах школы. Особую значимость диагностические комплексы приобретают в настоящее время, поскольку их применение соответствует единому государственному экзамену, имеющему ту же методологическую основу.

На старшей ступени обучения проводится мониторинг предпрофильной подготовки– система отслеживания результатов освоения предпрофильных курсов и процесса личностного развития каждого ученика. При проведении мониторинга учитываются не только конечный результат деятельности школы, но и факторы, влияющие на качество конечных результатов. Поэтому в содержание мониторинга предпрофильной подготовки включены следующие показатели:

-уровень обученности учащихся и степень готовности выпускников к продолжению образования;

-уровень социальной адаптации выпускников школы к жизни в обществе;

-уровень выполнения государственного стандарта содержания образования при реализации программ профильного обучения;

-уровень организации и эффективности педагогического и ученического труда;

-степень сохранения здоровья обучающихся.

Организуется проведение срезов, тестов (включая компьютерные), анкетирования, социологических опросов, что позволит в динамике отследить эффективность реализации предпрофильной подготовки и профильного обучения. Результаты мониторинга позволят вынести объективное решение о путях дальнейшего развития и о необходимой коррекции организации предпрофильной подготовки и профильного обучения в школе.

Полнота и всесторонность контроля обеспечиваются включением в его содержание всех основных элементов учебного материала, предусмотренных программой по каждому предмету, проверку не только предметных знаний, но и усвоение специальных и общеучебных умений и навыков. По всем предметам используются методы устного и письменного контроля, в том числе контроль с использованием компьютерных тестов.

Уровень развития творческого потенциала и психических качеств личности изучаются по существующим методикам с использованием компьютерных тестов для ускорения обработки результатов тестирования.

Систематическая диагностика и коррекция процесса личностного развития каждого обучающегося проводится до окончания его обучения в 9 и 10-11 классах. В проведении диагностики и коррекции процесса личностного развития обучающихся участвуют учителя под руководством педагога-психолога, который распределяет обязанности по проведению диагностики и коррекции между педагогами, обучает их методам и методикам проведения диагностики. Разработка плана коррекции личностного развития учащихся на основе результатов диагностики производится на педагогических консилиумах (малых педсоветах) под руководством педагога-психолога. Там же решается вопрос о том, какие результаты диагностики следует в индивидуальном порядке довести до сведения отдельных родителей и учеников.

Основными индикаторами успешности реализации программы должны стать количественные показатели процента успеваемости и процента качества знаний, отслеживаемые 2-3 раза в год путем использования различных форм контроля знаний учащихся: тестирования на уровне предмета и на межпредметном уровне, итоговых (включая ЕГЭ) и промежуточных контрольных работ и срезов, контроля остаточных знаний.
Количественные измерители не всегда являются показателями качественного роста (например, трудно соотнести количество проведенных виртуальных экскурсий и уровень общей культуры учащегося), поэтому необходимо осуществлять поиск и разработку таких критериев, которые бы наиболее объективно отражали динамику реализации программы.
Необходимо также выявлять через социологические опросы степень удовлетворенности участников образовательного процесса (учеников, родителей и педагогов):

-условиями и результатами образовательного процесса;

-качеством образовательных услуг;

-доступностью информационных ресурсов и их качеством;

-выбранными формами и методами реализации основных идей программы и т.п.

Результаты реализации модели, получаемые в ходе мониторинга и социологических опросов, будут открыты для всех участников реализации программы: через публикации на школьном сайте, в СМИ, презентацию результатов на родительских собраниях и т. п.

Кроме того, достижение главной цели и решение задач,  позволят достичь конкретных результатов в образовательном процессе. Среди них наиболее значимыми являются:

-обеспечение высокого качества обучения, благодаря использованию ИКТ и Интернет-технологий (кардинальное улучшение качества общего образования: увеличение качества знаний на 15-20%, сформированность информационной и коммуникативной компетентностей учащихся на 3 и 4 уровнях);

-повышение мотивации учащихся к обучению;

-повышение уровня духовного и интеллектуального развития, информационной культуры учащихся, приведение их в соответствие с современными и перспективными требованиями жизни;

-уменьшение загруженности обучающихся на 25% за счет более эффективного использования современных ИКТ;

-расширение возможности дифференциации обучения, обеспечения доступности качественного образования через использование новых форм занятий, включая дистанционные формы обучения, в т. ч. участие в дистанционных олимпиадах и проектах;

-увеличение творческой активности педагогов, повышение их общей и профессиональной культуры;

-повышение эффективности управления школьной образовательной системой;

- повышение заинтересованности родителей в результатах обученности ребенка.

Реализация данной модели зависит от эффективности управления, от отдачи педагогов, их заинтересованности в своей работе.

В полной мере реализуются принципы стратегического планирования: централизация разработки стратегии, децентрализация процесса ее реализации, обеспечение гибкости управления, обеспечения адаптивности управления, вовлечение в процесс управления широкого круга руководителей всех уровней (заместителей директора, руководителей подразделений, служб, методических объединений и др.). Переход на стратегическое управление будет осуществляться постепенно, путем внедрения в управленческую практику отдельных элементов стратегического управления с обязательным последующим их «наложением» на изменения структуры управления.

Субъектами управления в школе выступают руководители, педагоги и обучающиеся. Структура управления состоит из звеньев разного уровня, между которыми существуют прямые и обратные связи.

Деятельность современной школы позволяет определить два функциональных уровня управления – нижний (заместители директора по направлениям деятельности, руководители методических объединений и т.п.) и верхний (управляющий и педагогический советы, директор). Нижний уровень обеспечивает непосредственное управление образовательной деятельностью, согласует управление частными действиями и общей деятельностью путем перевода стратегических задач в оперативные и обобщения частных результатов в общие. Верхний уровень обеспечивает управление деятельностью школы в целом, ориентируя ее во внешней среде.

В принципе, структурные изменения управления школой в условиях информатизации обучения будут заключаться прежде всего в изменении на основе стратегических задач части локальных актов: схемы структуры управления, штатного расписания, положений о службах, должностных инструкций. При проведении работы по внедрению ИКТ в образовательный процесс появляется также дополнительный функционал у заместителя директора по учебной работе и педагогов.

Управление осуществляется дифференцировано на основе распределения функций и полномочий. Выработка стратегии дальнейшего развития школы и корректировка программы развития осуществляется педагогическим советом школы. Непосредственное руководство работой по реализации программы осуществляется директором и заместителями директора школы по учебной и воспитательной работе. Заместители директора обеспечивают оперативное управление образовательным процессом и реализуют основные управленческие функции: анализ, планирование, организацию контроля, самоконтроля, регулирования деятельности педагогического коллектива.

Деятельность педагогического совета, методических объединений, внутришкольные семинары, методические декады и недели, недели педагогического мастерства составляют основу методического обеспечения реализации данной модели управления процессом формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы.

Управление школой осуществляется на основе сотрудничества, соуправления с опорой на инициативу и творчество всего педагогического коллектива.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Нашему педагогическому коллективу предстояло самостоятельно вырабатывать не только применимые способы и регламенты учебно-воспитательной работы, но и отбирать для себя наиболее подходящие модели использования ИКТ, компоновать из них то, что будет действительно обеспечивать желаемую организацию учебного процесса и коллектив, я думаю, справился с поставленной задачей.

В школе активно формируется информационная среда: создан школьный сайт, педагоги школы участвуют в педагогических сетевых сообществах Интернет, функционирует система консультаций по повышению информационной компетентности учащихся и педагогов. Созданы необходимые условия всем участникам образовательного процесса для реализации индивидуально-творческих способностей в овладении информационными технологиями.

Система семинарских занятий по воспитанию культуры взаимодействия в глобальном информационно-коммуникационном пространстве имеет положительные результаты. 90% опрошенных уверенно владеют нормами этики сети Интернет (24% при стартовом контроле). Разработана адаптивная модель управления процессом формирования информационно- образовательной среды сельской малочисленной школы. Созданный информационный центр способствует оперативному системномуобновлению научно-методических, дидактических ресурсов школы, сформирована система информационного обеспечения учебного процесса.

Показатели деятельности МКОУ «СОШ № 20» ИМРСК по проблеме опыта отслеживались  аппаратом отдела образования администрации Изобильненского  района через системный мониторинг с опорой наразработанное анкетирование для оценки состояния информатизацииобразовательного учреждения. Координационным звеном в продуктивном решении проблемы информатизации является школьныйинформационно-образовательный центр. Управление процессом формирования информационно-образовательной среды сельскоймалочисленной школы представлено в системной деятельности педагогического совета.

 Разработана и активно внедряется в практику программа повышения ИКТ-компетентности участников образовательного процесса, на инновационном уровне с применением в управлении ИКТ–технологий отслеживается выполнение программы информатизации образовательного учреждения.

Постепенно проходит  внедрение информационных технологий в практику учебно-воспитательного процесса. Информационной компетентностью и информационными технологиями наначальном уровне владеют 40 % педагогов, на базовом – 20 %, на достаточном уровне – 20 %, включены в процесс первоначального освоения компьютера через школьный методический информационно-ресурсный центр – 20 %.

На достаточно эффективном уровне работает система управленческого мониторинга за процессом формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы, по всем показателям реализации программы на отмеченных в опыте этапах взаимодействия участниковобразовательного процесса наблюдается не только в целом положительнаядинамика, но и высокая продуктивность деятельности.

В  работе мы проанализировали деятельность МКОУ «СОШ № 20» в рамках модели формирования информационно-образовательной среды сельской малочисленной школы. Была разработана модель развитой информационной образовательной среды с развивающейся архитектурой учебно-познавательного пространства как эффективного средства построения личностно-ориентированной педагогической системы, а также  разработали модель управления процессом формирования  информационной среды малочисленной сельской школы - Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 20» Изобильненского муниципального  района Ставропольского края.

Информатизация образования – один из приоритетных вопросов государственной политики, о чём свидетельствует проект «Наша новая школа» и недавние выступления и обращения Президента.

Все государственные инициативы и нововведения направлены на приведение образовательной системы в соответствие с потребностями и возможностями современного общества, осуществляя деятельность в 4 направлениях:

  • техническом оснащении;
  • создании информационного образовательного пространства;
  • формировании информационной культуры;
  • внедрении новых информационных технологий.

Но, несмотря на все усилия извне, практически значимые модели информатизации школы могут появиться только в результате преобразований, которые происходят в действующих образовательных учреждениях.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1.Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ. «Об образовании в Российской Федерации»

2. Национальная образовательная инициатива «НАШАНОВАЯШКОЛА» ПосланиеПрезидента РФ Д.А.Медведева Федеральному собранию Российской Федерации 5 ноября 2008г.

3.Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10

4.  Беренфелъд Б.С, Бутягииа К.Л. Инновационные учебные продукты нового поколения с использованием средств ИКТ (уроки недавнего прошлого и взгляд в будущее) // Вопросы образования. 2005. № 3.

5.  Ильченко О.А. Организационно-педагогические условия сетевого обучения. – М., 2002.

6.  Информационная культура в структуре новой парадигмы образования: Сб. статей / Науч. ред. Н.И. Гендина. — Кемерово: Кемеровская Гос. Академия культуры и искусств, 1999. -181 с.

7.  Красильникова В.А. Информатизация образования: понятийный аппарат // Информатика и образования, № 4, 2003. С. 21 – 27.

8.  Кулюткин Ю., Тарасов С. Образовательнаясредаи развитие личности //Новые знания. – 2001. - № 1. - С. 6-7.

9. Лебедева М.Б., Шилова О.Н. Что такое ИКТ-компетентность студентов педагогического университета и как ее формировать. // Информатика и образование – 2009. - №3

10. Максимовская М.А. Информационное управление школой // Информатика и образования – 2011. - №11

11. Машбис Е.И. Психолого–педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М., Просвещение, 2010.

12.Мылова И. Б. Подготовка специалистов в области информатизации начального образования. // Информатика и образование – 2010. - №9

13. Новикова Л. В., Новиков А.Г. Организация работы школьного Интернет – клуба. // Информатика и образование – 2010. - №9

14. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998. – 256 с.

15. Северова Т.С. Опыт информатизации адаптивной школы. // Информатика и образование – 2011. - №11
16.  Федеральная программа развития образования (проект). М., 1997, 63 с.

17. Черненко О.Н. Информационные технологии в учебном процессе: нормативное обеспечение, рекомендации из опыта работы – Волгоград: Учитель, 2007.-135с.

18.  Шрейдер, Ю.А. Информационные процессы и информационная среда /Ю.А. Шрейдер // Науч.–техн. информ. сер.2. — 1976. — № 1. — С. 3–6

19.  Якиманская И.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе. М., 1996.

20.  http://do.sgu.ru/ Концепция создания и развития информационно-образовательной среды Открытого Образования системы образования РФ/

21.Собкин, В.С., Адамчук, Д.Н., Руднев, М.Г. «Анализ факторов, влияющих на компетентность учащихся школ в сфере ИКТ» http://docs.google.com/Doc?id=dd3tt2x6_14hsd3zfd8.

22.Сучкова, Т.М. «Оценка ИКТ-компетентности учителя» http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,6072/Itemid,118.

23.Публикации в сфере формирования информационной культуры личности. НИИ ИТ социальной сферы КемГУ культуры и искусств http://www.nii.kemguki.ru/files/publications_IC.php.

24.ХесусЛау. «Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни http://www.ifap.ru/library/book101.pdf.

25.Цветкова, М. С. «Новые профессиональные компетенции педагогов в условиях информатизации образования» http://metodist.lbz.ru/files/Melegko_statja_1.pdf.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса

Обобщение педагогического опыта по использованию информационных компьютерных технологий на уроках биологии как средство повышения эффективности учебно-воспитательного процесса....

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса как ведущее условие обеспечения качества образования (тезисы к региональной НПК)Качество образования рассматривается как к...

Проектирование информационной среды МОУ "Тумская СОШ №3", как фактор, определяющий компетентность участников образовательного процесса в сфере ИКТ.

Профессиональная деятельность школьного учителя за последние несколько лет претерпела значительные изменения. Многие проблемы современного образования  сегодня оказываются напрямую связанны...

Развитие профессиональной компетентности участников образовательного процесса – как ведущее условие обеспечения качества образования

Качество и эффективность образовательного процесса зависят от многих факторов.  Ведущими среди них являются: единство целей, требований, технологий, взаимодействие, взаимопонимание, личностные от...