Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы».
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Шикуля Елена Николаевна

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Это первый урок по теме "Синонимы".

Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить в тексте, расширить лексический запас, развивать навык

работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме «Синонимы». Авторы УМК: М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Н.М.Шанский.

Это первый урок по теме "Синонимы". К методической разработке прилагается электронная презентация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3

станицы Крыловской муниципального образования

Крыловский район

Цель урока (слайд №4): 

Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Познакомить учащихся с понятием синонимы, синонимический ряд; обеспечить восприятие и понимание смысловых стилистических различий синонимов; закрепить умения работать с книгой, словарем.

Задачи (слайд №5)

  • научить находить синонимы в тексте, определять оттенки лексического значения, подбирать синонимы к данному слову
  • употреблять синонимы в речи с целью ее обогащения, а также определять их стилистическую окраску (разговорный, нейтральный, книжный стили), пользоваться словарем синонимов.

Тип урока: 

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Используемое оборудование: 

  • доска;
  • компьютер;
  • мультимедийный проектор;

Краткое описание: 

Урок позволяет познакомить учащихся с синонимами, научить подбирать их к словам и находить в тексте, расширить лексический запас, развивать навык

работы со словарной статьей. Для реализации задач были использованы различные приемы: практические задания, работа со словарем, наглядные пособия, игровые технологии.

 

                                                    

   Ход урока.

  1. Организационный момент. 
  2. Работа с эпиграфом к уроку (слайд №6).

- Ребята, как вы понимаете слова А.Н.Толстого?

Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью.

                                                                                          ( А.Н. Толстой).

  1. Проверка домашнего задания.
  1. Лексическая  работа (слайды № 7, 8).          

По лексическому значению  определите слова и запишите  их в тетрадь.

- Раздел в русском языке, изучающий словарный состав языка и лексическое значение слов (лексика).

- Слова, имеющие одно лексическое значение, называются (однозначные)

- Слова, имеющие несколько лексических значений (многозначные слова).

-  Значение слова, основанное на переносе свойств с одного предмета на другой на основе сходства (переносное значение).

- Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).

- Прочтите, какие слова у вас получились.

(На экране проецируются слова: лексика, однозначные слова, многозначные слова, переносное значение, омонимы).     (Слайд №9)

  1. Составьте предложения с разными значениями многозначного слова

 (слайд №10).

  • Ручка

 1.Часть предмета, за которую его держат или берутся рукой. Дверная ручка.

2.Часть мебели, служащая опорой для рук, подлокотник. Ручка кресла.

3.Письменная принадлежность – удлиненный держатель для пера,  стержня. Шариковая ручка.

Работа с новым материалом (слайд №11).

  1. Слово учителя.
  • В русском языке существует явление, когда один и тот же предмет, вещь, событие можно назвать различными словами. Например, человека, не испытывающего страха, можно назвать смелым, храбрым. А человека, состоящего с кем-то во враждебных отношениях, - врагом, неприятелем, противником. Сравните: Смелый скачет, а трусливый плачет. Храбрый побеждает, а трусливый погибает. Не верь смеху врага. Недруг поддакивает, а друг спорит. Противник силён, пока не повален. Подобные слова называют синонимами.
  • Слово «Синонимы» образовалось от греческого слова sinоnimos - «одинаковый, одноимённый». По-гречески часть «ним» означает «имя» 
  • Греческая приставка СИН- (СИМ) встречается во многих словах: симфония, симпатия, синтаксис, синтез и др.  Она очень крепко срослась с корнем и перестала выступать как приставка, но все эти слова несут в себе оттенок её значения – «общность, совместимость».

  1. Материал для наблюдения. Закончите предложения и ответьте на вопрос: каково лексическое значение пропущенных слов? Можно ли эти слова назвать близкими по значению? Запишите их в тетради. (Слайд №12).
  • В театре за актом следует акт, а между ними нужен…..

          (антракт)

  • На время дело прекратив, вдруг объявили …..      

          (перерыв)

  • В поле пахарь устал слишком,  нужно сделать ……      

          ( передышку)

  • После урока непременно нужна ребятам …..    

     (перемена)

  1. Рассмотрите картинку и подберите синонимы к слову «жизнерадостный» (слайд №13).
  • Перед нами жизнерадостный мальчик. Как ещё мы можем назвать его?

(Радостный, неунывающий)

  1. -  Посмотрите на данные слова (загрустить, затужить, печаль, пригорюниться).

- Какое слово здесь лишнее? (Печаль). (Слайд №14).

- Какой вывод мы можем сделать?

          - Вывод: синонимы относятся к одной и той же части речи

         - Чем же эти слова отличаются? (Слайд №15).

         - Звучанием, написанием, оттенками лексического значения

           (слайд №16).

5. Формулировка правила

- Что такое синонимы? Попытайтесь сформулировать правило. Если затрудняетесь, воспользуйтесь материалом учебника.

- Синонимы русского языка — это слова одной части речи, различные по написанию и звучанию, имеющие тождественное или близкое лексическое значение. (Слайд 17).

- Нужно помнить, что, называя одно и то же, синонимы обычно характеризуют предмет или явление несколько по-разному. Разнообразие оттенков, свойственных синонимам, требует особого внимания к выбору нужного слова из синонимического ряда.

6. Работа со словарём (слайды №18, 19).

- На уроках мы с вами уже работали с разными словарями. А сегодня мы познакомимся с ещё одним словарем – словарем  синонимов. Задача данного словаря — предоставить материал, необходимый для овладения синонимическим богатством русского языка.

- Первые русские словари синонимов – это «Опыт российского сословника» Д.И. Фонвизина (1783), содержавший 32 синонимических ряда (всего 105 слов) и «Опыт словаря русских синонимов»

П.Р. Калайдовича (1818), содержавший 77 синонимических рядов.

Более полным по материалу (226 синонимических гнезд), но ниже по качеству был «Словарь русских синонимов или сословов, составленный редакцией нравственных сочинений» под редакцией А.И. Галича (1840). В 1850-1860 гг. материалы для словаря синонимов опубликовывал отдельными выпусками академик Н.И. Давыдов (всего им было опубликовано 150 синонимических серий).

-Каждая словарная статья словаря синонимов состоит из нескольких примеров, образующих синонимический ряд, который   начинается со стержневого слова (его ещё называют доминантой). Оно является наиболее употребительным. В словаре синонимов стержневое слово стоит первым в синонимическом ряду.

Затем указывается значение, объединяющие слова в один ряд синонимов, и то, чем они различаются.

Заканчивается словарная статья примерами, иллюстрирующими употребление каждого из синонимов в художественной литературе.

- Давайте откроем словарь синонимов и посмотрим,  как он устроен.

- Найдите слово «красный»

- Прочитайте словарную статью.  Обратите внимание ни то, как много синонимов у слова «красный».  (Слайды № 20, 21).  

Красный

ало-красный, алый, багрово-красный, багровый, багряный, бело-красный, бибрихский, бруснично-красный, буро-красный, вишнево-красный, гранатовый, густо-красный, желтовато-красный, золотисто-красный, избура-красный, изжелта-красный, иссера-красный, кармазинный, карминный, карминово-красный, карминовый, киноварный, кирпично-красный, кораллово-красный, коралловый, красивый, красненький, кровавый, кумачный, кумачовый, кызыл, малиново-красный, мареновый, медно-красный, огневой, огненно-красный, огненно-красный, огненный, оранжево-красный, пламенно-красный, пламенный, прекрасный, пригожий, пунцово-красный, пунцовый, пурпурно-красный, пурпурный, пурпуровый, распрекрасный, рделый, рдяной, рдяный, ржаво-красный, розово-красный, розово-красный, рубинный, рубиновый, светло-красный, светло-красный, семежно-красный, семожно-красный, темно-красный, темно-красный, трипанрот, ферраллитный, фуксиново-красный, хвойный, червленый, червонный, чермный, чисто-красный, шарлаховый, ярко-красный

7. Тренировочные упражнения.

- Составьте словосочетания со словами из словарной статьи, используя картинки (слайды №22, 23, 24, 25).

- В каждой паре пословиц укажите синонимы. (Слайд №26).

 1. Землю солнце красит, а человека – труд. – Кто работы не боится, тот и человек.

 2. Когда едешь в путь, осторожен будь. – Всякая дорога вдвоём веселей.

 3. Я к нему оком, а он – боком.  - Свой глаз – алмаз.

8. Закрепление материала.

- Послушайте  сказку В.А.Сухомлинского «Семь дочерей».

В ней семь раз употребляется глагол «сказала». Какие синонимы можно подобрать  к глаголу «сказала»? (Слайды №27, 28, 29).

Было у матери семь дочек и сын.  Однажды поехала мать к сыну, который жил далеко. Вернулась домой  только через неделю. Когда мать вошла в дом, дочки одна за другой стали говорить, как они скучали по ней.

-  Я скучала по тебе, как маковка по солнечному лучу, -  сказала  первая дочь.

-  Я ждала тебя, как сухая земля ждёт каплю воды, -  сказала вторая дочь.

-  Я плакала по тебе, как маленький птенчик плачет по птичке, -  сказала  третья дочь.

-  Мне тяжело было без тебя, как пчёлке без цветка, -  сказала четвёртая дочь.

-  Ты снилась мне, как розе снится капля росы, -  сказала пятая дочь.

-  Я высматривала тебя, как вишнёвый сад высматривает соловья, -  сказала шестая дочь.

    А седьмая ничего не сказала. Она сняла с мамы ботинки и принесла ей воды в тазу – помыть ноги.

Слова для справки: перебила, щебетала, лепетала, ворковала, проговорила, застрекотала, пробормотала.

     - А как бы вы поступили на месте дочерей?

     - В тетрадь следует записать только диалог дочерей, заменяя слово «сказала» другими словами. (Слайд №30).

9. Итоги урока.(Слайд №31).

- Что вы узнали о синонимах?

- Какова роль синонимов в тексте?

- В русском  языке много слов-синонимов. Они вместе составляют наше лексическое богатство. Синонимы – могучее средство, с помощью которого можно разнообразно и выразительно высказать  свои мысли во всех стилях речи. Синонимы  используются для более точного выражения мыслей, для выражения отношения  к  изображаемому,  а также для преодоления неоправданного повторения одного и того же слова. Употребляются синонимы и для связи частей текста.

  • 10. Домашнее задание (слайд №32). Выписать из словаря синонимов словарную статью (слово на выбор).
  • Наш урок подошёл к концу. Спасибо за внимание. (Слайд 33).

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений»,

М, Просвещение,2010.

Используемая методическая литература: 

  1. М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский  «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык  5- 9 классы», М., Просвещение, 2008.
  2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка. – М.: 1986
  3. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Материалы для внеклассной работы по русскому языку. Пособие для учителя. М. «Просвещение», 1988.
  4. Дидактический материал к учебнику русского языка 5 класса. Пособие для учителя / Л.А. Тростенцова, М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская – М.: Просвещение, 1989
  5. Чурсина Л.Н. Уроки русского языка с применением информационных технологий.- М.: Издательство «Глобус», 2010.
  6. Богданова Г.А. «Уроки русского языка в 5 классе», М., Просвещение, 2003.
  7. Л.А.Введенская, М.Т.Баранов. «Русское слово». М., Просвещение, 1999.
  8. Баранов М.Т. «Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка», М., Просвещение, 1988.
  9. Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему: "Русский язык - национальный язык русского народа".

Приобретение учащимися знаний об особенностях национального языка, его назначении, развитии....

Методическая разработка. Урок русского языка. 7 класс. Описание действия

Цель урока - закрепить изученное о наречиях; показать значение наречий при описании действий; расширить речевую компетентность учеников, совершенствовать навыки монологической речи....

Методическая разработка по русскому языку (10 класс) по теме: Сочинение на ЕГЭ. Упражнения для подготовки к написанию сочинения- рассуждения по предложенному тексту.

Данный материал представляет 10 заданий к предложенному тексту. Задания помогают сформулировать проблему, прокомментировать её, выявить авторскую позицию. Кроме того, необходимо прямую речь перевести ...

Методическая разработка по русскому языку (2 класс) на тему: "Состав слова"

В данной методической разработке представлен конспект урока во втором классе на тему "Состав слова"....

Методическая разработка по русскому языку (5 класс) по теме "Слитное/раздельное написание НЕ с прилагательными".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме "Тире между подлежащим и сказуемым".

Комбинированный урок (изучение нового материала с элементами повторения)....

Методическая разработка урока русского языка 5 класс Учитель: Шерстнева Любовь Иннокентьевна Тема: Обобщение знаний об имени существительном.

Тема:   Обобщение знаний об имени  существительном.Цель урока:Образовательная:·         обобщить и систематизировать знания детей по теме “Имя су...