Фонетическая система русского языка
презентация к уроку по русскому языку (10 класс) по теме

Лазарева Ольга Валерьевна

Данная презентация предназначена для изучения   темы "Фонетика" для учащихся 10 классов. Материал презентации даёт возможность расширить и углубить знания по фонетической системе русского языка и проверить полученные знания и умения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon foneticheskaya_sistema_russkogo_yazyka.ppt132.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фонетическая система русского языка

Слайд 2

Вопросы для повторения Что изучает фонетика? Какой раздел языкознания изучает буквы, их начертания и соотношение со звуками? В чем различие между буквой и звуком? В чем различие между произношением гласных и согласных звуков? В чем различие между глухими и звонкими согласными? Какие звуки не образуют пар по глухости/ звонкости?

Слайд 3

Вопросы для повторения 7. Какие согласные называют сонорными? 8. В чем различие между твердыми и мягкими согласными? 9. Какие звуки образуют пары по твердости/ мягкости? Какие являются непарными? 10. Как может быть обозначена на письме мягкость согласных звуков? 11. Какие согласные звуки называют шипящими? 12. Какие буквы и в каких условиях обозначают 2 звука? С помощью каких букв обозначается звук (Й)?

Слайд 4

Упражнения 1. В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН? Щиплет, жизнь, циркуль, щит, читка, ширь, бежит. ЖИЗНЬ, ЦИРКУЛЬ, БЕЖИТ, ШИРЬ

Слайд 5

Упражнения 2. Даны пары слов: а) НОС- НЁС б) ПЫЛ- ПИЛ в) ПУД – ПУТЬ. В каких парах произношение слов различается только одним звуком? А, В

Слайд 6

Упражнения 3. Какие слова получатся, если в приведенных словах глухие согласные заменить парными звонкими? КОРА, СЛОЙ, ШАР, ТОЛК, СВЕРЬ. ГОРА, ЗЛОЙ, ЖАР, ДОЛГ, ЗВЕРЬ

Слайд 7

Упражнения 4. Назовите общие звуки в словах СЕРБ и ПЕРС . 5. Как изучающим фонетику может помочь предложение Пастух Фока, хочешь щец? (Э), (Р) В этом предложении содержатся все глухие согласные.

Слайд 8

Упражнения 6. Решите пропорции: 1. (а)/(я)=(о)/? 2. (в)/(ф)=(з ’ )/(?) 3. лад / тал = лёд/…? 4. рай / яр = ешь/…? 1) Ё 2) С ’ 3) ТОЛЬ 4) ШЕЙ

Слайд 9

Упражнения 7. По какому признаку приведенные слова можно разбить на 2 группы? Берег, петля, вьёт, метёлка, мятеж, поют, ёж, июль, ясный, люк. вьёт, поют, ёж, июль, ясный Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают 2 звука. берег, петля, метёлка, люк Буквы Е,Ё,Ю,Я обозначают гласный звук и мягкость предшествующего согласного.

Слайд 10

Упражнения 8.Выпишите слова, в которых количество букв не совпадает с количеством звуков. Объяснение, бельё, майор, медальон, изголовье, пятерка, июль, женитьба, приют. Объяснение- 10б,11зв; медальон-8б,7зв; женитьба- 8б, 7зв; приют- 5б,6зв.

Слайд 11

Основные фонетические процессы русского языка Фонетические процессы – изменения звуков в потоке речи, когда звуки влияют друг на друга.

Слайд 12

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 1.Оглушение звонких парных на конце слова: стог (сток), кровь (кроф ’ ). 2.Оглушение звонких парных перед глухими : лодка (тк),в тень (фт ’ эн ’ ).

Слайд 13

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 3. Озвончение глухих парных перед звонкими ( кроме сонорных и (В) (В ’ ): молотьба (д ’ б), к дубу (гдубу)

Слайд 14

Такое уподобление звуков называют ассимиляцией . Возможна ассимиляция не только по глухости/звонкости, но и по другим признакам, н-р, по месту образования преграды. (С) + (Ш) = (Ш): СШИТЬ (ШЫТ ’ ) ( З)+ (Ж)= (ЖА): РАЗЖАТЬ (РАЖАТ ’ ) (Т)+ (С) = (Ц): УЛЫБАТЬСЯ (УЛЫБАЦА ) и др.

Слайд 15

В результате ассимиляции возникают долгие согласные. В транскрипции долгота звука обозначается чертой над ним. Долгие согласные встречаются в корнях иноязычных слов: АЛЛЕЯ (АЛ ’ ЭЙ ’ А), ТОННА (ТОНА) и на стыке морфем: ПОДДЕТЬ (ПАД ’ ЭТ ’ ) .

Слайд 16

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 4. Расподобление ( диссимиляция)- усиление различий между звуками для облегчения произношения. Н-р, в слове МЯГКИЙ вместо ожидаемого уподобления (ГК ’ ) или (К ’ К ’ ) произносится (ХК ’ ), что облегчает произношение слова. Ср.также: ЛЁГКИЙ (Л ’ ОХК ’ ИЙ)

Слайд 17

Основные фонетические процессы, связанные с согласными звуками. 5 . Упрощение групп согласных происходит в словах с непроизносимыми согласными: в сочетании из 3-х согласных один не произносится. ЗДН – (ЗН): ПРАЗДНЫЙ – ПРА(ЗН)ЫЙ СТН – (СН): ПОСТНЫЙ- ПО(СН)ЫЙ СТЛ – (СЛ): УЧАСТЛИВЫЙ –УЧА(СЛ)ИВЫЙ РДЦ – (РЦ): СЕРДЦЕ – СЕ(РЦ)Е ЛНЦ – (НЦ): СОЛНЦЕ –СО(НЦ)Е и др.

Слайд 18

Безударные гласные на месте ударных (А), (О), (Э). Гласные звуки чётко произносятся под ударением. Это сильная позиция. дом – д(О)м Слабая позиция – это безударное положение, в котором гласные звучат более слабо. В науке это явление называется редукцией безударных гласных. Н-р, в 1-м слоге слова СТОЛЫ произносится звук, близкий к звуку (А). В слове ЧАСЫ в 1-м слоге произносится звук, средний между (И) и (Э)

Слайд 19

Упражнения 1.Сколько раз названные звуки употреблены в тексте. Какими буквами обозначены эти звуки? А: звук (Ц): Хвост овечий – сердце бьется, расстается с телом дух. Что ж он (снаряд), черт, лежит, не рвется, ждать мне больше недосуг. Б: звук (Ч ’ ): Поясняет осторожно, чтоб на том покончить речь: я считал, сыграть- то можно, думал, что её (гармошку) беречь. (Ц)- 4 (Ч ’ )- 3

Слайд 20

Упражнения 2. Сколько звуков, непарных по твердости/ мягкости, в тексте? Тогда, чело склонив к сырой стене, я слушаю, и в мрачной тишине твои напевы раздаются. О чём они – не знаю; но тоской исполнены, и звуки чередой, как слёзы, тихо льются. (Х) – 1, (Ч) – 4, (Ц) – 2, (Й) – 9, (Ш) – 2.

Слайд 21

Упражнения 3. Какой согласный звук (глухой/ звонкий) обозначен подчеркнутой буквой. Какие фонетические процессы наблюдаются в приведенных словах? В переди, ло ж ка, к дому, в среду, о т берега, доро ж ка, с гирей, по д столом, ви з г, приска з ка, в саду, по д писать, гво з дь, о т бежать, во к зал .

Слайд 22

Упражнения 4. Определите, как передается на письме звук (Ш ’ ). Вставьте пропущенные буквы. Переска_ик, разно_ик, пе_инка, бру_атый, весну_атый, _уплый, гру_ик, перебе_ик, му_ина, зака_ик, поме_ик, _атье, мо_ённый.

Слайд 23

Упражнения 5. Разделите слова на 3 группы. Аллея, кассовый, ясный, поздний, ёмкость, воюю, боевой, шведский, бельевой, ёрш, расчёт, приют, степь, отгадка Количество букв и звуков в слове совпадает Звуков в слове больше, чем букв Звуков в слове меньше, чем букв .

Слайд 24

Контрольный тест 1.В каком слове произносится звук (З ’ )? 1) изморозь 2) просьба 3) безыдейный 4)бензовоз 2.В каком слове произносится звук (В)? 1) вспугнуть 2) воспитать 3) объектив 4) обвить 3.В каком слове произносится звук (С ’ )? 1) витязь 2) сделать 3) спасатель 4) бирюза 4.В каком слове произносится звук (Г)? 1) гитарист 2) легкий 3) творог 4) вокзал

Слайд 25

Контрольный тест 5.В каком слове произносится звук (Б ’ )? 1) голубь 2) гибкий 3) беречь 4)обыграть 6.В каком слове произносится звук (В ’ )? 1) воевать 2) бровь 3) впадать 4) обвинить 7.В каком слове произносится звук (О)? 1) лопата 2) подарок 3) чёрный 4) коварный 8.В каком слове произносится звук (Ж)? 1) мужчина 2) бедняжка 3) обжиг 4) фляжка

Слайд 26

Контрольный тест 9.В каком слове произносится звук (Ч ’ )? 1) счёт 2) грузчик 3) песчаный 4) чемпион 10.В каком слове нет звука (Ш ’ )? 1) помощник 2) расчистить 3) подписчик 4)брусчатка 11.В каком слове нет звука (С)? 1) айсберг 2) собрать 3) заказ 4) указка 12.В каком слове нет звука (Ф)? 1) лавка 2) буфет 3) впечатление 4) всюду

Слайд 27

Контрольный тест 13.В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) лишь 2) жить 3) пять 4) шесть 14.В каком слове все согласные звуки мягкие? 1) беречь 2) лучше 3) щеголять 4) несёшь 15.В каком слове все согласные звуки твёрдые? 1) поют 2) хижина 3) купаться 4) подсчёт 16.В каком слове произносится твердый звонкий шипящий? 1) чистый 2) целиком 3) вираж 4) жалость

Слайд 28

Контрольный тест 17.В каком слове произносится твердый глухой шипящий? 1) подрежь 2) частокол 3) щуплый 4) сажа 18.В каком слове происходит оглушение согласного? 1) обложка 2) школьный 3) лестница 4) сделка 19.В каком слове происходит оглушение согласного? 1) впереди 2) участник 3) бесшумный 4) судьба 20.В каком слове происходит оглушение согласного? 1) с дороги 2) в поле 3) в лесу 4) под окном

Слайд 29

Контрольный тест 21.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) подкатить 2) подбежать 3) отбирать 4) отпилить 22.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) сгусток 2) свист 3) субтитры 4) стружка 23.В каком слове происходит озвончение согласного? 1) с ложкой 2) к воде 3) с кистью 4) к делу 24. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1) вьюга 2) агентство 3) уменьшить 4) ясный

Слайд 30

Контрольный тест 25. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1) южный 2) ябедничать 3) рассказ 4) учиться 26. В каком слове кол- во букв и звуков совпадает? 1)крепостной 2) маячить 3) аккордеон 4) события 27. В каком слове букв больше, чем звуков ? 1) умывается 2) съестное 3) подъём 4) бухгалтер 28. В каком слове букв больше, чем звуков ? 1)создаёшь 2) повсеместный 3)прелестное 4)вьюжная 29. В каком слове звуков больше, чем букв ? 1) проявить 2) участник 3) аллея 4) здание 30. В каком слове звуков больше, чем букв ? 1) въедливый 2) юбилей 3) пятёрка 4)масштаб

Слайд 31

Ответы к тесту 1 2 2 2 3 1 4 4 5 3 6 4 7 3 8 3 9 4 10 1 11 1 12 2 13 3 14 1 15 3 16 4 17 1 18 1 19 1 20 3 21 3 22 1 23 4 24 1 25 2 26 2 27 4 28 3 29 4 30 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах. (Трудности в определении значения падежей).

К вопросу изучения падежной системы русского языка в старших классах.  (Трудности в определении значений падежей)....

Элективный курс «Закономерности развития омонимии в системе русского языка»

Элективный курс рассчитан на 16 часов. Программа адресована учащимся 8-9-х классов средней общеобразовательной школы. Данная программа посвящена одной из наиболее сложных с точки зрения преподавания п...

Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"

 В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся пр...

Урок русского языка по теме "Фонетические чередования в русском языке"

Урок русского языка  по теме "Фонетические чередования в русском языке" позволяет расширить знания учащихся об исторических процессах русского языка. исторических корнях  русских слов. Учащи...

Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"

В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"...

Презентация. Русский язык. 5 класс Фонетические процессы в русском языке

Презентация. Фонетические процессы в русском языке. 5 класс...