Открытый урок на тему "Слово в лексической системе русского языка"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
В конспекте урока представлен материал для проведения урока в 10 классе по систематизации и обобщению знаний учащихся по разделу "Лексика"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 34.98 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Слово в лексической системе языка.
Цель урока: систематизировать знания по разделу «Лексика»; повторить и обобщить знания о слове как о центральной единице языка .
Задачи урока:
Обучающая: повторить теоретический материал по теме «Лексика», вспомнить основные лексические понятия: лексическое значение слова, однозначные и многозначные слова, прямое и переносное значение слова;
Развивающая: развивать мышление, речь обучающихся, обогащать их словарный запас, точность словоупотребления;
Воспитательная: воспитывать интерес к слову и к родному языку.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: сообщение нового материала с элементами беседы; работа со словарем; закрепление теоретического материала на практике.
Оборудование: Учебник. Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 класс;
С.И. Ожегов « Толковый словарь русского языка»; презентация.
Ход урока
1.Организационный момент
2.Словарная работа
Начнем урок со словарной работы , вспомним написание слов:
Ветеран, перила террасы, фантазия, резиденция президента, эскалатор, абонемент, веранда, баллада, бильярд, акварель, антенна, впоследствии, иметь в виду, втройне, вприпрыжку
3. Работа по теме урока (самоопределение к деятельности)
Прочитайте и запишите эпиграф к нашему уроку.
Какова основная мысль высказывания русского писателя Николая Васильевича Гоголя?
Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово.
Гоголь Н.В.
-Как вы считаете, какое отношение имеет высказывание Гоголя к нашему занятию?
Тема урока: Слово в лексической системе русского языка
Цель урока: систематизировать знания по разделу «Лексика»; повторить и обобщить знания о слове как о центральной единице языка .
4. Лекция преподавателя с элементами беседы
- Какие единицы языка вы знаете?
(Фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение).
-Какая самая наименьшая и самая наибольшая единица языка?
(Наименьшая - это фонема, наибольшая – это предложение).
Тем не менее, слово — особая, важнейшая единица языка .
Какой раздел науки о языке изучает слово? (лексикология)
Все верно, Основным объектом изучения лексикологии является слово как лексическая единица языка. Но слово изучается и другими разделами науки о языке.
-Назовите эти разделы ( морфемика изучает структуру слова, морфология-слово как часть речи, фонетика как комплекс звуков речи)Слово не является самой мелкой или самой крупной единицей языка. Однако именно слово, а не звук, не морфему и не предложение мы воспринимаем как центральную единицу языка.
-Из сообщения Еремеевой Ольги мы узнаем, почему же к слову у носителей языка складывается такое особое отношение.
(В слове отражено все многообразие окружающего нас мира, наши чувства, ощущения, переживания. Слово сопровождает нас в течение всей жизни, оно часть нашей жизни.
Слово дано человеку для воплощения и передачи мыслей, чувств, которыми он обладает, другим людям. В богатейшем наследстве, оставленном нам предками, может быть самое драгоценное – язык. А язык начинается со слова. В Библии сказано: «В начале было слово», где слово – это что-то бесценное, важное.
Слово - это памятник культуры, это живое свидетельство нашей истории. В словах живёт прошлое и настоящее народа, его традиционный и современный быт. Слова отражают особенности трудовой деятельности людей, традиций, обычаев, исторических этапов развития государства, народа, искусства, словесности.
О слове создано много пословиц и поговорок. написано много стихотворений. Так поэт Вадим Шефнер говорил в стихотворении «Слова»: (слайд 7)
Много слов на земле: есть дневные слова –
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть слова - словно раны, слова – словно суд.
С ними в плен не сдаются, и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти.
Словом можно полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Но слова всем словам в языке нашем есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода и Честь.
Спасибо, я считаю, что все мы убедились, что слово является важнейшей единицей языка.
- Что такое слово?
Слово – это сочетание звуков, выражающее определенное понятие и выполняющее назывную (номинативную) функцию (слайд 8).Назовем признаки слова. Прочитайте стихотворение Ирины Токмаковой и скажите , как вы понимаете слово плим?
Плим (И. Токмакова)
Ложка — это ложка,
Ложкой суп едят.
Кошка — это кошка,
У кошки семь котят.
Тряпка — это тряпка,
Тряпкой вытру стол.
Шапка — это шапка,
Оделся и пошел.
А я придумал слово,
Смешное слово — плим.
И повторяю снова:
Плим, плим, плим!
Вот прыгает и скачет
Плим, плим, плим.
И ничего не значит
Плим, плим, плим!(Придуманное Токмаковой слово на самом деле словом не является, так как не обладает значением).
Итак 1. Слово обладает лексическим значением. Скажите, может ли слово выражать дополнительные оттенки значения? (Да, слово может быть эмоционально окрашенным. Приведите примеры-ключик, замочек, мамочка,).
2. Может быть эмоционально окрашенным
Но одного значения мало. Без чего бы еще не было бы слова? (Без звуковой оболочки).
3.Имеет звуковую оболочку.
-Скажите, как мы используем слова: придумываем ли каждый раз заново или извлекаем из памяти готовыми? 4. Этот признак слова называется воспроизводимостью.
Итак, обратите внимание на слайд и назовите еще раз признаки слова.
- Слово обладает лексическим значением
- Может быть эмоционально окрашенным
- Имеет звуковую оболочку.
- Обладает воспроизводимостью
Скажите, а как называются все слова русского языка? (лексика). А откуда мы можем узнать лексическое значение слова (из словаря). Существует огромное количество разных типов словарей, но наиболее понятным и удобным в использовании является «Словарь русского языка» С. И. Ожегова. Его мы будем использовать при выполнении упражнения 4.
Прочитайте задание. Как вы считаете, какие слова в отрывке однозначные, а какие многозначные? (Однозначные-пассажир, подрясник, монах; многозначные-отливала, широким, открытым). Проверьте по словарю, выпишите в тетрадь.(однозначные-гГоряинов, Полухин), многозначные-(Чорная, Каширских)
Некоторые из вас получили опережающее задание и поработали со «Словарем русского языка» С. И. Ожегова дома, узнали значения слов искра, гнездо, мозг (Устюхина, Самохина), конспект, лейтенант(Агупова, Богачева), махаон, земля(Болотников, Чесноков)
В чем убедились, к какому выводу вы пришли?( одни слова имеют одно значение, а другие несколько значений).
Слово может быть однозначным и многозначным (слайд 10). Явление многозначности называется полисемией (слайд 10). Большинство слов в русском языке многозначно. На слайде задание-составить словосочетания с предложенными словами в одном из значений (1 в.-искра пламени, разорить гнездо, плодородная земля)
(2в.-конспект лекций, младший лейтенант, поймать махаона, головной мозг)
Значения многозначного слова связаны между собой. Скажите на что обратили внимание те из вас, кто работали со словами искра, гнездо, мозг?( Эти слова имеют прямое и переносное значения) Первое значение слова основное (прямое), остальные – переносные (слайд10).Переносное значение может возникать на основе внешнего сходства предметов по цвету, форме, качеству(голова человека-голова сыра);
-на сходстве функций предметов(полотер-человек, машина);
- на смежности явлений (чай-напиток, чай-растение) Значение слова реализуется в контексте. В предложении оно имеет одно определенное значение. Составьте предложения, используя данные слова в переносном значении.
В Пете с раннего возраста проявилась искра таланта. Мозг нашего предприятия находится в центральном офисе. Оперативные мероприятия позволили выйти на воровское гнездо.
Работа с карточкой
Задание 1. Укажите, какие переносные значения закрепились за данными словами. Придумайте предложения, употребляя эти слова в переносном значении (слайд 17
1 ряд | 2 ряд | 3 ряд |
Стрекоза (веселая, порхающая, беззаботная, легкомысленная девушка), лиса (хитрый, льстивый человек), Стрекоза Ирина не думала о сдаче экзамена. «Ну ты и лиса!»-сказала мама. | тупой (лишенный острого восприятия, несообразительный), острый(проницательный, хорошо воспринимающий, отличающийся остроумием), скользкий (неустойчивый, ненадежный, сомнительный), шелковый (мягкий, нежный, гладкий, блестящий), | сморчок (маленький, невзрачный, морщинистый человек), тюлень (неуклюжий, неповоротливый человек), пень (тупой, бесчувственный человек), мартышка (человек, любящий кривляться, подражать другим), На вид сморчок, но в душе прекрасный человек. «Нельзя быть таким тюленем!»-говорил мне отец. |
липа (обман, фальшивка), Ваши документы настоящая липа. | Мой знакомый невероятно тупой. Я поражен его острым умом. Со скользким типом лучше не иметь дела. | Этому пню никого не жалко. Мартышка Света любила обращать на себя внимание. |
заяц (трусливый человек, безбилетный пассажир),Он частенько ездил зайцем. | Шелковые волосы струились по плечам. | |
Выполним упражнение 5.(комментированное выполнение).
Л.Н.Толстой говорил: Единственное средство умственного общения людей есть слово, и для того чтобы это общение было возможно, нужно употреблять слова так, чтобы при каждом слове несомненно вызывались у всех соответствующие и точные понятия.
К сожалению, в нашей речи мы часто допускаем ошибки в употреблении слов. Такие ошибки называются лексическими. Чаще всего мы допускаем их из-за незнания точного значения слов. Поработаем с карточкой № 2.
Найдите лексические ошибки, исправьте их, объясните.
Рейд выявил плеяду жуликов. В селе Новоселки возвели новый коровник и воздвигли баню. Командировочному пришлось долго ждать оформления документов. Наблюдается чудовищное улучшение условий жизни. Можно начинать собрание-форум уже есть. «Посмотрите на мои бисквиты»-сказал коллекционер своим гостям. Бестселлером нового сезона стала новая стиральная машина «Макс». Отдыхающих в Греции никогда не мучает ностальгия по родине.
Плеяда - Группа выдающихся деятелей одной эпохи, одного направления. Командированный-человек, посланный с деловым поручением, Командировочный-относящийся к командировке;
Чудовищный-вызывающий чувство ужаса, необычайный по своим отрицательным качествам, крайне большой, весьма значительный
Воздвигнуть-строить, сооружать (обычно что-л. высокое, значительное); возводить.
Форум-(высок.). Массовое собрание, съезд
Кворум- (офиц.). Число участников собрания, заседания, достаточное для признания его правомочности
Бисквит-1.Сорт лёгкого сдобного печенья.2.Не покрытый глазурью фарфор.
Бестселлер -а, м. Популярная, быстрее других раскупаемая книга.
Ностальгия- и, ж. (книжн.). Тоска по родине, а также вообще тоска по прошлому.
Итог урока мы подведем в виде лексического диктанта. По толкованию вы вспоминаете и записываете термин .Все они встретились вам в ходе изучения материала урока. На полях поставьте себе ту оценку, на которую вы оцениваете свои знания, полученные на уроке.
1. Все слова русского языка.(лексика).
2. Раздел лингвистики, изучающий лексику. (Лексикология)
3.То, что слово обозначает.(Лексическое значение слова).
4.Слово, имеющее одно л. значение. ( однозначные слова).
5. Слово, имеющее несколько лексических значений). ( многозначные слова).
6.Явление многозначности (полисемия)
Сверьте ответы со слайдом. Изменилась ли ваша оценка?
Оценки за урок…..
Дом.задание-упр.6
Обращайтесь бережно со словом, пополняйте свой словарный запас, совершенствуйте и развивайте свою речь
Владимир Солоухин «Слово о словах»
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай, не спеши:
Оно бывает то свинцово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком в выси,
То медью траурной поет,
Покуда слово сам не взвесил,
Не выпускай его в полет.
Им можно радости прибавить
И ядом радость отравить.
Им можно лед зимой расплавить,
И камень в крошку превратить.
Оно ограбит иль одарит,
Пусть ненароком, пусть любя,
Подумай, как бы не ударить.
Того, кто слушает тебя. Спасибо за работу , урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме: "Изобразительно-выразительные средства русского языка и их роль в тексте"
Данный материал предназначен для закрепления и систематизации знаний по теме "Изобразительно-выразительные средства русского языка" в 10-м классе....
конспект открытого урока по теме : повторения основных разделов русского языка ;подготовка к экзаменам
Цель:комплексное повторение основных разделов русского языка на основе анализа задачи: 1)характеристика СП с подчинительной и бессоюзной связью; 2)повторение орфографии: правописа...
разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку
разработка открытого урока в 5-ом классе по русскому языку ...
Открытый урок в 6 "б" классе по русскому языку
Тема урока: "Соединительные гласные о и е в сложных словах"...
Методическая разработка интегрированного открытого урока по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Разработка интегрированного открытого урока с мультимедийной поддержкой для преподавателей истории, русского языка и литературы. Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Презентация к интегрированному открытому уроку по общеобразовательным учебным предметам «История», «Русский язык и литература» для преподавателей истории, русского языка и литературы по теме "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."
Презентация к интегрированному уроку для преподавателей истории, русского языка и литературы "Н.М.Карамзин "Путешествие к самому себе..."...
Открытый урок по теме"Словообразование" 6 класс Русский язык
Урок проходил 30 октября 2017г....