Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему
В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся проявить живой интерес к изучаемой науке. Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет то преимущество, что объединяет небольшую группу учащихся 10-11 классов, усвоивших основной курс и проявивших при этом сознательное желание углубленно познакомиться с понравившимся разделом русского языка, в данном случае с лексикой. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
slovarnaya_sistema_russkogo_yazyka.doc | 136.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Аннотация
В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся проявить живой интерес к изучаемой науке. Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет то преимущество, что объединяет небольшую группу учащихся 10-11 классов, усвоивших основной курс и проявивших при этом сознательное желание углубленно познакомиться с понравившимся разделом русского языка, в данном случае с лексикой. Программа курса рассчитана на 34 часа.
Пояснительная записка
Элективный курс посвящен лексике – наиболее интересному для учащихся разделу лингвистики. В нем рассматривается основная единица языка – слово. Через слово язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эта единица служит наименованием реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного состава языка. В лексике наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова обладают свойством достаточно четко дифференцироваться по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.
Данный элективный курс по лексике имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов расширяет знание учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Средствами данного курса развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.
Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся (что особенно важно в наше время), развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей.
Целью изучения курса является формирование у учащихся представлений о необыкновенном богатстве лексики русского языка.
Задачи:
- обогащать словарный запас языка;
- развивать языковой эстетический вкус;
- повышать культуру речи учащихся;
- развивать умение пользоваться справочной литературой, в том числе ИКТ.
На данном элективном курсе в соответствии с целями обучения проводятся вводные, ознакомительные, повторительно-обобщающие и проверочные занятия.
Вводные занятия проводятся в начале всего курса и в начале изучения разделов. Вводное занятие в начале курса раскрывает основные вопросы данного факультатива, развивает у учеников желание познать свойства слов. Вводные занятия в начале разделов показывают учащимся специфику языкового материала, изучаемого в них, место раздела в лексикологии и место изучаемых языковых явлений среди других языковых явлений. На вводных занятиях целесообразно использовать лекции, которые сопровождаются записью учащихся основных положений. Для закрепления новых знаний можно использовать задания следующих типов:
- составление плана лекций;
- объяснение новых терминов, с которыми учащиеся познакомились на вводных занятиях.
Ознакомительные занятия нужны для раскрытия учащимся изучаемых явлений, пути их появления в языке, сформировать у школьников умение обнаруживать эти явления в тексте, употреблять это лексическое явление в собственной речи и пользоваться соответствующими словарями. Приступая к ознакомлению с лексическими понятиями, сведения о которых частично известны ученикам, необходимо их предварительно повторить. Для этого целесообразно использовать беседу или сообщения учащихся. Новый материал в зависимости от его сложности преподносится в форме лекций. Для закрепления полученных знаний на занятиях выполняются следующие упражнения:
- нахождение изучаемого явления в контексте;
- выбор изучаемых явлений из словарей;
- подбор примеров по памяти.
Повторительно – обобщающие занятия проводятся после ознакомления с темой, в конце раздела и курса в целом. Основное назначение таких занятий – систематизация и обобщение изученного с целью выяснить общие и разные черты тех или иных лексических явлений. Для закрепления используются упражнения и сообщения – доклады учащихся. Темы докладов могут быть самыми разнообразными. Например, «Стилистические синонимы», «Использование синонимов и антонимов в художественных произведениях».
Проверочные занятия проводятся после каждого из разделов и в конце курса и служат для выяснения уровня усвоения учащимися материала и степени развития лексикологических умений.
В результате работы по лексике учащиеся должны знать:
- что изучается в лексике (слова русского языка, лексическое значение слова, группы слов по значению, употреблению и происхождению);
- назначение слова в языке; функции слова в языке; назначение в языке многозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов; в речи слов с переносным значением, синонимов, антонимов, диалектных, профессиональных, устаревших слов;
- причина устаревания имеющихся слов и появления новых слов;
- формулировки определений лексического значения слова, однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов;
- виды и назначение толковых словарей; строение словарной статьи толкового словаря.
В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:
- толковать лексические значения известных слов;
- узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте;
- подбирать к слову синонимы, антонимы;
- находить в тексте слова с переносным значением, синонимы, антонимы, диалектные, профессиональные, устаревшие слова;
- употреблять в необходимых случаях в собственной речи изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением;
- пользоваться словарями разных типов.
Для контроля за усвоением перечисленных знаний и овладением указанными умениями необходимо использовать как устные, так и письменные формы проверки.
Оцениваются работы учащихся по пятибалльной шкале.
№ п/п | Название тем | Часы | Формы и методы обучения | Формы контроля | Прогнозируемый результат. Учащиеся должны: |
Словарная система русского языка – 34 часа | |||||
1 | Слово как единица языка. | 1 | лекция | сообщения учащихся | знать: - понятия «слово», «лексика»; уметь: - готовить сообщения на заданные темы; |
Многозначные слова – 4 часа | |||||
2 3 4 5 | Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения. Связь между значениями слова. Многозначные слова- явление историческое. Использование многозначных слов в художественных произведениях. Повторение | 1 1 1 1 | лекция, беседа, практическая работа, работа со словарями определенных типов | доклады учащихся | знать понятия: - однозначные слова; - многозначные слова; - переносное значение слова; уметь: - работать со словарями; - анализировать словарную статью; - объяснять значения многозначных слов; составлять предложения с многозначными словами; |
Омонимы – 4 часа | |||||
6 - 7 8 9 | Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны). Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов. Повторение | 1 1 1 | лекция, беседа, практическая работа, работа со словарями определенных типов | сообщения и доклады учащихся | знать понятия: - омонимы; - омоформы; - омографы; - омофоны; уметь: - пользоваться словарями омонимов; - отличать омонимы от многозначных слов; |
Синонимы – 7 часов | |||||
10 - 11 12 13 14 15 16 | Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов. Словари синонимов. Идеографические синонимы. Стилистические синонимы. Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи. Повторение | 2 1 1 1 1 1 | лекция, беседа, практическая работа, работа со словарями определенных типов | сообщения и доклады учащихся | знать понятия: - синонимы; - синонимический ряд; - идеографические синонимы; - стилистические синонимы; - контекстуальные синонимы; уметь: - находить синонимы в речи; - определять их тип; - строить синонимические ряды; - пользоваться словарями синонимов; |
Антонимы – 6 часов | |||||
17 18 19 20 21 - 22 | Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы. Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы. Стилистические приемы, основанные на применении антонимов. Словари антонимов. Повторение. Обобщающее повторение по всему разделу. | 1 1 1 1 2 | лекция, беседа, практическая работа, работа со словарями определенных типов | сообщения и доклады учащихся | знать понятия: - разнокорневые и однокорневые антонимы; - контекстуальные антонимы; уметь: - устанавливать связь антонимии с многозначностью и синонимией; - различать языковые антонимы и контекстуальные; - выполнять различные упражнения; |
Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка – 12 часов | |||||
23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 – 34 | Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка. Исконно русские и иноязычные слова. Старославянизмы в составе русского литературного языка. Повторение. Общеупотребительные и необщеупотребительные слова. Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях. Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях. Повторение. Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях. Неологизмы. Обобщающее повторение по всему разделу. | 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 | лекция, беседа, практическая работа, работа со словарями определенных типов | сообщения и доклады учащихся | знать понятия: - активная лексика; - пассивная лексика; - исконно русские слова; - старославянизмы; - общеупотребительные слова; - необщеупотребительные слова; - диалектные слова; - профессиональные слова; - устаревшие слова; - неологизмы; знать: - причины исторических изменений в лексике русского языка; - место и роль лексики литературного языка в словарном составе русского национального языка; уметь: - находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов; - производить лексический разбор слова; - объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте; |
Урок №1.
Тема: Слово как единица языка.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Лексикология как раздел науки о языке.
2. Разделы лексикологии: семасиология, этимология, лексикография.
3. Разные стороны слова.
Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:
- определение звукового состава слова;
- определение его лексического и грамматического значения;
- определение в слове основного и дополнительного лексического значения, построение схемы, отражающей их взаимоотношения.
Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Различные стороны слова».
Урок №2
Тема: Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Многозначные и однозначные слова.
2. Типы переноса значения.
3. Отражение многозначности слова в толковых словарях.
Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:
- нахождение в толковых словарях многозначных слов;
- определение лексического значения многозначного слова, употребленного в предложении;
- составление словарной статьи многозначного слова, разные значения которого учащиеся извлекают из данных словосочетаний;
- название разных значений данных многозначных слов и проверка своего ответа по толковому словарю;
- определение в словах основы переноса наименования (по сходству, по смежности, по общности функций).
Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Типы переноса наименований».
Урок № 3
Тема: Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Как найти между данных многозначных слов примеры разной связи лексических значений друг с другом.
2. Как правильно определить в многозначном слове связь лексических значений друг с другом.
Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:
- найти в словаре те слова, у которых недавно появились новые значения;
- выяснение реальной основы появления новых лексических значений.
Домашнее задание. Найти в словарях недавно появившиеся новые значения слов, например, на буквы в, л.
Урок № 4
Тема: Использование многозначных слов в художественных произведениях.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Прямое и переносное значение слова.
2. Как правильно анализировать словарную статью с точки зрения многозначности слова.
Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:
- найти слова с переносным значением;
- найти в тексте многозначные слова и определить их лексического значения.
Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Использование писателями многозначных слов».
Урок №5
Тема: Повторение.
Для обобщения и систематизации полученных знаний проводится, во-первых, беседа по ранее составленным вопросам, во-вторых , заслушивание и обсуждение докладов, приготовленных учащимися ранее. Беседа проводится по следующим направлениям:
1. Роль многозначных слов в языке.
2. основа переноса наименований.
3. Употребление многозначных слов в художественных произведениях.
Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:
- составление предложений с многозначными словами в разных значениях;
- определение типа переноса наименования;
- нахождение слов, употребленных автором в переносном значении.
Урок № 6 - 7
Тема. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Причины появления омонимов.
2. Группы омонимов.
3. Способы отграничения омонимов от многозначных слов.
4. Омонимы иноязычного происхождения.
5. Омоформы, омографы, омофоны.
Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:
- нахождение омонимов;
- доказательство принадлежности данных слов к омонимам;
- выбор омонимов среди сходных с ними явлений;
- составление предложений с омонимами и словами, сходными с ними.
Урок 8
Тема: Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов.
На данном занятии учащиеся анализируют тесты художественных произведений и определяют назначение омонимичных слов. Также они готовят небольшие сообщения о структуре словарей омонимов.
Для обобщения занятия учащимся предлагается подготовить сообщения об омонимах в поэзии, например, В. Брюсова, В. Маяковского и других.
Урок № 9
Тема: Повторение.
Обобщение и систематизация изученного об омонимах ведется в следующих направлениях:
1. Пути появления омонимов в языке.
2. Способы разграничения омонимов и многозначных слов.
3. Способы разграничения омонимов и сходных с ними языковых явлений.
4. Использование омонимов и сходных с ними языковых явлений в художественных произведениях.
Урок № 10 - 11
Тема: Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Какие слова называются словами-синонимами?
2. У всех ли слов имеются синонимы?
3. С какой целью синонимы используются в речи?
4. Пути возникновения синонимов.
Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:
- выяснение точек зрения на сущность лексической синонимии;
- подбор синонимов к данным словам;
- подбор синонимов к разным значениям многозначных слов;
- нахождение синонимов в тексте;
- составление синонимических рядов из данных слов;
- составление предложений с каждым словом-синонимом.
Дома учащиеся готовят сообщение на темы «Синонимы и их назначение в речи», «Синонимический ряд».
Урок № 12
Тема: Словари синонимов.
На данном занятии, помимо общеобразовательной цели познакомить учащихся со словарями синонимов, ставится задача научить школьников пользоваться ими для обогащения своего словарного запаса.
Далее учитель разъясняет назначение словарей синонимов и показывает их. Затем учащиеся отвечают на вопросы:
1. Чем отличается словарь синонимов от толкового словаря?
2. Что между ними общего?
3. какие существуют словари синонимов?
4. Как надо пользоваться словарями синонимов?
Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:
- составление словарной статьи на 1-2 синонимических ряда;
- нахождение в словаре синонимов нужных слов с целью установить отличие их друг от друга.
Урок № 13
Тема: Идеографические синонимы.
Изучение классификации синонимов способствует развитию логического мышления учащихся, учит их проникать в сущность языка. Знакомство с типами синонимов потребует повторения многозначности слов, омонимии. В связи с тем, что у учащихся нет сведений о группах синонимов, сведения об идеографических синонимах целесообразно сообщить учащимся в рассказе учителя, который отмечает, что синонимы могут, во-первых, различаться объемом значения, во-вторых, подчеркивать степень проявления признака, в-третьих, подчеркивать степень интенсивности действия. На это постоянно следует обратить внимание при выполнении упражнений.
Кроме того, необходимо сведения об идеографических синонимах связать с синонимическим рядом, в котором синонимы располагаются вслед за заглавным словом ряда. Целесообразно раскрыть смысл термина «идеографические» синонимы.
Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Идеографические синонимы и их роль в речи».
Урок № 14
Тема: Стилистические синонимы.
На данном занятии целесообразно предварительно раскрыть понятие «стилистический», опираясь на знания учащихся. Это позволит перейти к разъяснению сущности новой для учащихся группы – стилистические синонимы. Учащиеся должны усвоить, что стилистические окрашенные слова противопоставляются нейтральным, а между собой разделяются на книжные и разговорные, что книжные синонимы встречаются в научном. Деловом, публицистическом стилях, а разговорные – в разговорном. Следует обратить внимание на то, что эмоционально-экспрессивные синонимы тесно связаны с синонимами стилистическими. Наконец, необходимо показать, что стилистические синонимы в синонимическом ряду помещаются после идеографических синонимов, что в синонимическом ряду могут быть разные типы синонимов.
Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Стилистические синонимы и их роль в речи».
Урок № 15
Тема: Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.
Русский язык очень богат синонимами. От того, какое слово синонимического ряда использовал говорящий, зависит содержание высказывания, его экспрессия, стилистическая окраска. Знакомство с функцией синонимов в художественных, публицистических произведениях воспитывает у учащихся бережное отношение к слову, повышает их речевую культуру. Вместе с тем в речи нередко в художественно-выразительных целях используются в качестве синонимов близкие по смыслу слова. В синонимические отношения они вступают в контексте, поэтому их называют контекстуальными в отличие от общеязыковых синонимов, являющимися таковыми и вне контекста.
Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Контекстуальные синонимы и их роль в речи».
Урок № 16
Тема: Повторение.
Обобщение и систематизацию изученного можно провести по следующим направлениям:
1. Группы синонимов по оттенкам значения и синонимический ряд.
2. Связь синонимов и многозначных слов.
3. Языковые и контекстуальные синонимы.
4. Роль синонимов в языке и речи.
5. Толковые и синонимические словари.
Урок № 17
Тема: Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы.
Занятие лучше начать с повторения. Учащиеся вспоминают. какие слова называются антонимами и для чего они используются в речи, одной или разными частями речи являются слова-антонимы. Далее учитель знакомит учащихся с разнокорневыми и однокорневыми антонимами.
Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения:
- определение тех лексических значений многозначного слова, которые имеют антонимы;
- составление пар антонимов с учетом значений многозначного слова;
- составление схем антонимических пар многозначных слов;
- подбор синонимов и антонимов к данному слову;
- вставка в текст подходящих по смыслу антонимов.
Урок № 18
Тема: Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы.
На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:
1. Синонимический ряд.
2. Семантические отношения между синонимическими рядами.
3. Синонимические пары антонимов.
4. Контекстуальные антонимы.
Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:
- нахождение в тексте контекстуальных антонимов;
- группировка антонимов на общеязыковые и контекстуальные.
Урок № 19
Тема: Стилистические приемы, основанные на применении антонимов.
Работу по данной теме можно ограничить выполнением таких упражнений, где надо в тексте найти антитезу, оксюморон, объяснить, что это за прием, чего достигают авторы в результате их использования, умение применить антитезу и оксюморон в письменной и устной речи покажет, в какой степени ученики осмыслили тему.
Урок № 20
Тема: Словари антонимов. Повторение.
На этом занятии сначала выясняется назначение словарей антонимов, их построение, структура словарной статьи и основные правила пользования словарем антонимов. Важно обратить внимание учащихся на то, что антонимы используются в толковых словарях как средство разъяснения значения того или иного слова.
Урок № 21 – 22
Тема: Обобщающее повторение по всему разделу.
На данных занятиях обобщаются и систематизируются сведения, с которыми учащиеся познакомились в данном разделе, по следующим направлениям:
1. Назначение слов в языке.
2. Отличие лексического значения слова от грамматического.
3. Синонимическая и антонимическая связь между словами и ее языковая и внеязыковая основа.
4. Группы омонимов, синонимов и антонимов и основания их выделения.
5. особенности употребления многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов в речи.
6. Словари русского языка и их назначение.
Урок № 23
Тема: Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.
Вводное занятие предназначено для разъяснения, во-первых, специфики содержания данного раздела, во-вторых, изменений в лексике в связи с развитием общества, в-третьих, особенностей использования слов в зависимости от их окрашенности и сфер употребления языка.
Урок № 24
Тема: Исконно русские и иноязычные слова.
Об исконно русских и иноязычных словах учащимся уже известны отдельные сведения из курса 6 класса, и это необходимо учитывать, организуя данное занятие, цель которого заключается, во-первых, в формировании у школьников представления о русском характере используемых в языке слов вне зависимости от их происхождения, во-вторых, в знакомстве с разными группами исконно русских и иноязычных слов, в-третьих, в ознакомлении с причинами появления в русском языке иноязычных слов.
Для воспроизведения в памяти знаний о заимствованных словах можно использовать следующие пути:
1) В сильной группе поставить перед учащимися вопросы о заимствованных словах.
2) В слабой группе предварительно дать эти вопросы учащимся, предложить им прочитать о заимствованных словах в учебнике русского языка для 6 класса и подготовить связное сообщение на тему «Заимствованные слова в русском языке».
Урок № 25
Тема: Старославянизмы в составе русского литературного языка.
Старославянизмы, как известно, - это слова русского языка, заимствованные из старославянского языка. Они проникли в древнерусский язык из богослужебных книг, написанных на старославянском языке, и из устных проповедей служителей церкви. Из старославянского языка в древнерусский язык вошли не только слова, обозначающие новые реалии, но и слова, которым в русском языке имелись однокоренные соответствия для обозначения имеющих реалий. Судьба старославянизмов в русском языке своеобразна. В силу близкого родства старославянского и древнерусского языков они широко распространились в древнерусском языке прежде всего как элементы высокого стиля, постепенно проникая в другие стили. Со временем старославянизмы стали общеупотребительными словами в русском языке и в ряде случаев вытеснили русские слова, например, время вместо веремя, враг вместо ворог и т.д. В русском языке старославянские слова явились основой для образования новых слов, например, охладить от хлад, сократить от краткий и т.д. В современном русском языке одни старославянизмы употребляются во всех стилях и являются стилистически нейтральными, например, время, праздник, воздух, другие стилистически окрашены и употребляются в научном, публицистическом, деловом стилях и стиле художественной литературы.
Урок № 26
Тема: Повторение.
Это занятие используется для обобщения и систематизации изученного о группах слов русского языка по происхождению и для заслушивания докладов учащихся о группах слов по происхождению.
Урок № 27
Тема: Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.
При ознакомлении учащихся с общеупотребительными и необщеупотребительными словами, во-первых рассматриваются основания деления слов на эти две группы; группы необщеупотребительных слов, функции необщеупотребительных слов в разных стилях речи; во-вторых, выяснение влияния необщеупотребительной лексики национального русского языка на лексику литературного языка, вследствие чего она пополняется за их счет; в-третьих, формируются умения учащихся определять принадлежность слов к той или иной группе.
Дома учащиеся готовят сообщения на тему «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова русского языка».
Урок № 28
Тема: Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.
Новый материал о диалектных словах учащиеся узнают из лекции учителя:
- Диалектные слова - часть лексики национального русского языка.
- Состав лексики диалектного языка.
- Соотношение диалектной и общеупотребительной лексики в диалектном языке.
- Группы диалектной лексики в сравнении с лексикой литературного языка.
- Диалектные слова в словарях.
- Использование диалектных слов и их роль в художественных произведениях.
- Борьба с неумеренным использованием диалектизмов в художественных произведениях.
- Разъяснение писателями диалектных слов, употребленных в художественных произведениях.
Урок № 29
Тема: Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.
Новый материал о профессиональных словах учащиеся узнают из лекции учителя:
- Социальная ограниченность употребления профессиональных слов.
- Профессиональные слова как слова ограниченного употребления.
- Словари профессиональных слов.
Урок № 30
Тема: Повторение.
Это занятие используется для обобщения и систематизации изученного о группах слов русского языка по признаку употребительности и об использовании слов ограниченного употребления в художественных произведениях и для заслушивания докладов учащихся о группах слов по происхождению.
Урок № 31
Тема: Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Новый материал об устаревших словах учащиеся узнают из лекции учителя:
- Группы слов по признаку функционирования/нефункционирования.
- Активные и пассивные слова.
- Каждой эпохе свойственны свои активные и пассивные слова.
- Устаревшие слова-историзмы.
- Устаревшие слова-архаизмы.
- Устаревание отдельных значений многозначных слов.
- Следы устаревших слов в современном русском языке.
- Новые слова некоторых устаревших слов.
- Устаревшие слова в словарях.
- Употребление устаревших слов в художественных произведениях.
Урок № 32
Тема: Неологизмы.
Новый материал о неологизмах словах учащиеся узнают из лекции учителя:
- Причины появления неологизмов.
- Пути появления новых слов в русском языке.
- Роль отдельных людей в создании новых слов.
- Исторические периоды наибольшего появления неологизмов.
- Жизнь неологизма в языке.
- Неологизмы в словарях.
Уроки № 33 – 34
Тема: Обобщающее повторение по всему разделу.
Эти занятия предназначаются, во-первых, для обобщения и систематизации пройденного о происхождении и употреблении слов русского языка, во-вторых, для заслушивания докладов и рефератов учащихся по данной теме. На них необходимо иметь все типы словарей, с которыми учащиеся познакомились ранее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"
Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы
Элементы игровых технологий на уроках русского языка и литературы...
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».
Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».
Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"
Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...
Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы. «Развитие коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы. Урочная деятельность. ». 2016-2017 уч.год.
Представлен опыт работы по формированию коммуникативных компетенций в урочной деятельности....
РМО учителей русского языка и литературы «Современные образовательные технологии на уроках русского языка и литературы
Выступление на РМО. Современные образовательные технологии....