Электив по русскому языку и литературе для 10-11 классов "Словарная система русского языка"
элективный курс по русскому языку (11 класс) на тему

Сидорова Ирина Ивановна

   В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся проявить живой интерес к изучаемой науке. Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет то преимущество, что объединяет небольшую группу учащихся 10-11 классов, усвоивших основной курс и проявивших при этом сознательное желание углубленно познакомиться с понравившимся разделом русского языка, в данном случае с лексикой. Программа курса рассчитана на 34 часа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon slovarnaya_sistema_russkogo_yazyka.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Аннотация

   В школьной практике существуют несколько форм углубленного изучения русского языка, одной из таких форм являются элективные курсы. Они имеют свое назначение, так как позволяют учащимся проявить живой интерес к изучаемой науке. Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет то преимущество, что объединяет небольшую группу учащихся 10-11 классов, усвоивших основной курс и проявивших при этом сознательное желание углубленно познакомиться с понравившимся разделом русского языка, в данном случае с лексикой. Программа курса рассчитана на 34 часа.

Пояснительная записка

   Элективный курс посвящен лексике – наиболее интересному для учащихся разделу лингвистики. В нем рассматривается основная единица языка – слово. Через слово язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эта единица служит наименованием реалий. Развитие общественной жизни прямо отражается на развитии словарного состава языка. В лексике наиболее наглядно выступают системные связи между языковыми явлениями. Словарный состав языка отличается обилием составляющих его единиц. Слова обладают свойством достаточно четко дифференцироваться  по употреблению в разных сферах применения языка. Все эти качества слов привлекают учащихся, вызывая интерес к их изучению.

   Данный элективный курс по лексике имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов расширяет знание учащихся о языке, формирует у них эстетический вкус, желание обогатить свой словарный запас. Средствами данного курса развивается любовь к языку, уважение к труду ученых-исследователей русского языка, уважение к народу- творцу языка.

   Элективный курс «Словарная система русского языка» имеет большое практическое значение: его средствами повышается культура речи учащихся (что особенно важно в наше время), развивается умение пользоваться справочной литературой, обогащается словарный запас детей.

   Целью изучения  курса является формирование у учащихся представлений  о необыкновенном богатстве лексики русского языка. 

Задачи:

- обогащать  словарный запас языка;

- развивать языковой эстетический вкус;

- повышать культуру речи учащихся;

- развивать умение пользоваться справочной литературой, в том числе ИКТ.

   На данном элективном курсе в соответствии с целями обучения проводятся вводные, ознакомительные, повторительно-обобщающие и проверочные занятия.

   Вводные занятия проводятся в начале всего курса и в начале изучения разделов. Вводное занятие в начале курса раскрывает основные вопросы данного факультатива, развивает у учеников желание познать свойства слов. Вводные занятия в начале разделов показывают учащимся специфику языкового материала, изучаемого в них, место раздела в лексикологии и место изучаемых языковых явлений среди других языковых явлений. На вводных занятиях целесообразно использовать лекции, которые сопровождаются записью учащихся основных положений. Для закрепления новых знаний можно использовать задания следующих типов:

- составление плана лекций;

- объяснение новых терминов, с которыми учащиеся познакомились на вводных занятиях.

   Ознакомительные занятия нужны для раскрытия учащимся изучаемых явлений, пути их появления в языке, сформировать у школьников умение обнаруживать эти явления в тексте, употреблять это лексическое явление в собственной речи и пользоваться соответствующими словарями. Приступая к ознакомлению с лексическими понятиями, сведения о которых частично известны ученикам, необходимо их предварительно повторить. Для этого целесообразно использовать беседу или сообщения учащихся. Новый материал в зависимости от его сложности преподносится в форме лекций. Для закрепления полученных знаний на занятиях выполняются следующие упражнения:

- нахождение изучаемого явления в контексте;

- выбор изучаемых явлений из словарей;

- подбор примеров по памяти.

   Повторительно – обобщающие занятия проводятся после ознакомления с темой, в конце раздела и курса в целом. Основное назначение таких занятий – систематизация и обобщение изученного с целью выяснить общие и разные черты тех или иных лексических явлений. Для закрепления используются упражнения и сообщения – доклады учащихся. Темы докладов могут быть самыми разнообразными. Например, «Стилистические синонимы», «Использование синонимов и антонимов в художественных произведениях».

   Проверочные занятия проводятся после каждого из разделов и в конце курса и служат для выяснения уровня усвоения учащимися материала и степени развития лексикологических умений.

   В результате работы по лексике учащиеся должны знать:

- что изучается в лексике (слова русского языка, лексическое значение слова, группы слов по значению, употреблению и происхождению);

- назначение слова в языке; функции слова в языке; назначение в языке многозначных слов, синонимов, антонимов, неологизмов; в речи слов с переносным значением, синонимов, антонимов, диалектных, профессиональных, устаревших слов;

- причина устаревания имеющихся слов и появления новых слов;

- формулировки определений лексического значения слова, однозначных и многозначных слов, омонимов, синонимов, антонимов, заимствованных слов, устаревших слов и неологизмов;

- виды и назначение толковых словарей; строение словарной статьи толкового словаря.

В результате изучения лексики учащиеся должны уметь:

- толковать лексические значения известных слов;

- узнавать лексическое значение слова, в котором оно употреблено в контексте;

- подбирать к слову синонимы, антонимы;

- находить в тексте слова с переносным значением, синонимы, антонимы, диалектные, профессиональные, устаревшие слова;

- употреблять в необходимых случаях в собственной речи изученные синонимические ряды слов, антонимы, слова с переносным значением;

- пользоваться словарями разных типов.

   Для контроля за усвоением перечисленных знаний и овладением указанными умениями необходимо использовать как устные, так и письменные формы проверки.

    Оцениваются работы учащихся по пятибалльной шкале.

   

№ п/п

Название тем

Часы

Формы и

методы

обучения

Формы контроля

Прогнозируемый

результат.

Учащиеся должны:

Словарная система русского языка – 34 часа

1

Слово как единица языка.

1

лекция

сообщения учащихся

знать:

- понятия «слово», «лексика»;

уметь:

- готовить сообщения на заданные темы;

Многозначные слова – 4 часа

2

3

4

5

Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения.

Связь между значениями слова. Многозначные слова- явление историческое.

Использование многозначных слов в художественных произведениях.

Повторение

1

1

1

1

лекция,

беседа,

практическая работа,

работа со словарями определенных типов

доклады учащихся

знать понятия:

- однозначные слова;

- многозначные слова;

- переносное значение слова;

уметь:

- работать со словарями;

- анализировать словарную статью;

- объяснять значения многозначных слов;

составлять предложения с многозначными словами;

Омонимы – 4 часа

6 - 7

8

9

Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов.

Повторение

1

1

1

лекция,

беседа,

практическая работа,

работа со словарями определенных типов

сообщения и доклады учащихся

знать понятия:

- омонимы;

- омоформы;

- омографы;

- омофоны;

уметь:

- пользоваться словарями омонимов;

- отличать омонимы от многозначных слов;

Синонимы – 7 часов

10 - 11

12

13

14

15

16

Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

Словари синонимов.

Идеографические синонимы.

Стилистические синонимы.

Контекстуальные синонимы. Использование синонимов в речи.

Повторение

2

1

1

1

1

1

лекция,

беседа, практическая работа,

 работа со словарями определенных типов

сообщения и доклады учащихся

знать понятия:

- синонимы;

- синонимический ряд;

- идеографические синонимы;

- стилистические синонимы;

- контекстуальные синонимы;

уметь:

- находить синонимы в речи;

- определять их тип;

- строить синонимические ряды;

- пользоваться словарями синонимов;

Антонимы – 6 часов

17

18

19

20

21 - 22

Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы.

Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

Стилистические приемы, основанные на применении антонимов.

Словари антонимов.  Повторение.

Обобщающее повторение по всему разделу.

1

1

1

1

2

лекция,

беседа, практическая работа,

 работа со словарями определенных типов

сообщения и доклады учащихся

знать понятия:

- разнокорневые и однокорневые антонимы;

- контекстуальные антонимы;

уметь:

- устанавливать связь антонимии с многозначностью и синонимией;

- различать языковые антонимы  и контекстуальные;

- выполнять различные упражнения;

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка –

12 часов

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

 33 – 34

Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

Исконно русские и иноязычные слова.

Старославянизмы в составе русского литературного языка.

Повторение.

Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.

Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.

Повторение.

Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Неологизмы.

Обобщающее повторение по всему разделу.

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

лекция,

беседа, практическая работа,

 работа со словарями определенных типов

сообщения и доклады учащихся

знать понятия:

- активная лексика;

- пассивная лексика;

- исконно русские слова;

- старославянизмы;

- общеупотребительные слова;

- необщеупотребительные слова;

- диалектные слова;

- профессиональные слова;

- устаревшие слова;

- неологизмы;

знать:

- причины исторических изменений в лексике русского языка;

- место и роль лексики литературного языка в словарном составе русского национального языка;

уметь:

- находить в словарях справки о происхождении и употреблении слов;

- производить лексический разбор слова;

- объяснять роль тех или иных необщеупотребительных слов в контексте;

Урок №1.

Тема: Слово как единица языка.

   На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Лексикология как раздел науки о языке.

2. Разделы лексикологии: семасиология, этимология, лексикография.

3. Разные стороны слова.

Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:

- определение звукового состава слова;

- определение его лексического и грамматического значения;

- определение в слове основного и дополнительного лексического значения, построение схемы, отражающей их взаимоотношения.

Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Различные стороны слова».

Урок №2

Тема: Однозначные и многозначные слова. Типы переноса значения.

   На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Многозначные и однозначные слова.

2. Типы переноса значения.

3. Отражение многозначности слова в толковых словарях.

Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:

- нахождение в толковых словарях многозначных слов;

- определение лексического значения многозначного слова, употребленного в предложении;

- составление словарной статьи многозначного слова, разные значения которого учащиеся извлекают из данных словосочетаний;

- название разных значений данных многозначных слов и проверка своего ответа  по толковому словарю;

- определение в словах основы переноса наименования (по сходству, по смежности, по общности функций).

Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Типы переноса наименований».

Урок № 3

Тема: Связь между значениями слова. Многозначные слова - явление историческое.

      На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Как найти между данных многозначных слов примеры разной связи лексических значений  друг с другом.

2. Как правильно определить в многозначном слове связь лексических значений друг с другом.

Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:

- найти в словаре те слова, у которых недавно появились новые значения;

- выяснение реальной основы появления  новых лексических значений.

Домашнее задание. Найти в словарях недавно появившиеся новые значения слов, например, на буквы в, л.

Урок №  4

Тема: Использование многозначных слов в художественных произведениях.

   На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Прямое и переносное значение слова.

2. Как правильно анализировать словарную статью с точки зрения многозначности слова.

   Для закрепления полученных знаний выполняются упражнения следующих типов:

- найти слова с переносным значением;

- найти в тексте многозначные слова и определить их лексического значения.

   Дома учащиеся готовят сообщение на тему «Использование писателями многозначных слов».

Урок №5

Тема: Повторение.

Для обобщения и систематизации полученных знаний проводится, во-первых, беседа по ранее составленным вопросам, во-вторых , заслушивание и обсуждение докладов, приготовленных учащимися ранее. Беседа проводится по следующим направлениям:

1. Роль многозначных слов в языке.

2. основа переноса наименований.

3. Употребление многозначных слов в художественных произведениях.

   Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:

- составление предложений с многозначными словами в разных значениях;

- определение типа переноса наименования;

- нахождение слов, употребленных автором в переносном значении.

Урок № 6 - 7

Тема. Омонимы и похожие на них языковые явления (омоформы, омографы, омофоны).

      На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Причины появления омонимов.

2. Группы омонимов.

3. Способы отграничения омонимов от многозначных слов.

4. Омонимы иноязычного происхождения.

5. Омоформы, омографы, омофоны.

   Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:

- нахождение омонимов;

- доказательство принадлежности данных слов к омонимам;

- выбор омонимов среди сходных с ними явлений;

- составление предложений с омонимами и словами, сходными с ними.

Урок 8

Тема: Омонимы, омоформы, омографы, омофоны в художественной литературе. Словари омонимов.

   На данном занятии учащиеся анализируют тесты художественных произведений и определяют назначение омонимичных слов. Также они готовят небольшие сообщения о структуре словарей омонимов.

   Для обобщения занятия учащимся предлагается подготовить сообщения об омонимах в поэзии, например, В. Брюсова, В. Маяковского и других.

Урок № 9

 Тема: Повторение.

 Обобщение и систематизация изученного об омонимах ведется в следующих направлениях:

1. Пути появления омонимов в языке.

2. Способы разграничения омонимов и многозначных слов.

3. Способы разграничения омонимов и сходных с ними языковых явлений.

4. Использование омонимов  и сходных с ними языковых явлений в художественных произведениях.

Урок № 10 - 11

Тема: Синонимический ряд. Пути возникновения синонимов.

         На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Какие слова называются словами-синонимами?

2. У всех ли слов имеются синонимы?

3. С какой целью синонимы используются в речи?

4. Пути возникновения синонимов.

      Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:

- выяснение точек зрения на сущность лексической синонимии;

- подбор синонимов к данным словам;

- подбор синонимов к разным значениям многозначных слов;

- нахождение синонимов в тексте;

- составление синонимических рядов из данных слов;

- составление предложений с каждым словом-синонимом.

Дома учащиеся готовят сообщение на темы «Синонимы и их назначение в речи», «Синонимический ряд».

Урок № 12

Тема: Словари синонимов.

 На данном занятии, помимо общеобразовательной цели познакомить учащихся со словарями синонимов, ставится задача научить школьников пользоваться ими для обогащения своего словарного запаса.

 Далее учитель разъясняет назначение словарей синонимов и показывает их.  Затем учащиеся отвечают на вопросы:

1. Чем отличается словарь синонимов от толкового словаря?

2. Что между ними общего?

3. какие существуют словари синонимов?

4. Как надо пользоваться словарями синонимов?

         Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:

- составление словарной статьи на 1-2 синонимических ряда;

- нахождение в словаре синонимов нужных слов с целью установить отличие их друг от друга.

Урок № 13

Тема: Идеографические синонимы.

Изучение классификации синонимов способствует развитию логического мышления учащихся, учит их проникать в сущность языка. Знакомство с типами синонимов потребует повторения многозначности слов, омонимии. В связи с тем, что у учащихся нет сведений о группах синонимов, сведения об идеографических синонимах целесообразно сообщить учащимся в рассказе учителя, который отмечает, что синонимы могут, во-первых, различаться объемом значения, во-вторых, подчеркивать степень проявления признака, в-третьих, подчеркивать степень интенсивности действия. На это постоянно следует обратить внимание при выполнении упражнений.

Кроме того, необходимо сведения об идеографических синонимах связать с синонимическим рядом, в котором синонимы располагаются вслед за заглавным словом ряда. Целесообразно раскрыть смысл термина «идеографические» синонимы.

   Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Идеографические синонимы и их роль в речи».

Урок № 14

Тема: Стилистические синонимы.

   На данном занятии целесообразно предварительно раскрыть понятие «стилистический», опираясь на знания учащихся. Это позволит перейти к разъяснению сущности новой для учащихся группы – стилистические синонимы. Учащиеся должны усвоить, что стилистические окрашенные слова противопоставляются нейтральным, а между собой разделяются на книжные и разговорные, что книжные синонимы встречаются в научном. Деловом, публицистическом стилях, а разговорные – в разговорном. Следует обратить внимание на то, что эмоционально-экспрессивные синонимы тесно связаны с синонимами стилистическими. Наконец, необходимо показать, что стилистические синонимы в синонимическом ряду помещаются после идеографических синонимов, что в синонимическом ряду могут быть разные типы синонимов.

      Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Стилистические синонимы и их роль в речи».

Урок № 15

Тема: Контекстуальные синонимы. Использование  синонимов в речи.

Русский язык очень богат синонимами. От того, какое слово синонимического ряда использовал говорящий, зависит содержание высказывания, его экспрессия, стилистическая окраска. Знакомство с функцией синонимов в художественных, публицистических произведениях воспитывает у учащихся бережное отношение к слову, повышает их речевую культуру. Вместе с тем в речи нередко в художественно-выразительных целях используются в качестве синонимов близкие по смыслу слова. В синонимические отношения они вступают в контексте, поэтому их называют контекстуальными в отличие от общеязыковых синонимов, являющимися таковыми и вне контекста.

        Для заключительного занятия учащиеся готовят сообщение на тему: «Контекстуальные синонимы и их роль в речи».

Урок № 16

Тема: Повторение.

Обобщение и систематизацию изученного можно провести по следующим направлениям:

1. Группы синонимов по оттенкам значения и синонимический ряд.

2. Связь синонимов и многозначных слов.

3. Языковые и контекстуальные синонимы.

4. Роль синонимов в языке и речи.

5. Толковые и синонимические словари.

Урок № 17

Тема: Разнокорневые и однокорневые антонимы. Многозначные слова и их антонимы.

   Занятие лучше начать с повторения. Учащиеся вспоминают. какие слова называются антонимами и для чего они используются в речи, одной или разными частями речи являются слова-антонимы. Далее учитель знакомит учащихся с разнокорневыми и однокорневыми антонимами.

   Для закрепления полученных знаний выполняются следующие упражнения:

- определение тех лексических значений многозначного слова, которые имеют антонимы;

- составление пар антонимов с учетом значений многозначного слова;

- составление схем антонимических пар многозначных слов;

- подбор синонимов и антонимов к данному слову;

- вставка в текст подходящих  по смыслу антонимов.

Урок № 18

 Тема: Синонимические пары антонимов. Контекстуальные антонимы.

            На данном уроке рассматриваются следующие вопросы:

1. Синонимический ряд.

2. Семантические отношения между синонимическими рядами.

3. Синонимические пары антонимов.

4. Контекстуальные антонимы.

            Для закрепления выполняются упражнения следующих типов:

- нахождение в тексте контекстуальных антонимов;

- группировка антонимов на общеязыковые и контекстуальные.

Урок № 19

 Тема: Стилистические приемы, основанные на применении антонимов.

   Работу по данной теме можно ограничить выполнением  таких упражнений, где надо в тексте найти антитезу, оксюморон, объяснить, что это за прием, чего достигают авторы в результате их использования, умение применить антитезу и оксюморон в письменной и устной речи покажет, в какой степени ученики осмыслили тему.

Урок № 20

Тема: Словари антонимов. Повторение.

На этом занятии сначала выясняется назначение словарей антонимов, их построение, структура словарной статьи и основные правила пользования словарем антонимов. Важно обратить внимание учащихся на то, что антонимы используются в толковых словарях как средство разъяснения значения того или иного слова.

Урок № 21 – 22

Тема: Обобщающее повторение по всему разделу.

   На данных занятиях обобщаются и систематизируются сведения, с которыми учащиеся познакомились в данном разделе, по следующим направлениям:

1. Назначение слов в языке.

2. Отличие лексического значения слова от грамматического.

3. Синонимическая и антонимическая связь между словами и ее языковая и внеязыковая основа.

4. Группы омонимов, синонимов и антонимов и основания их выделения.

5. особенности употребления многозначных слов, омонимов, синонимов и антонимов в речи.

6. Словари русского языка и их назначение.

Урок № 23

Тема: Происхождение и употребление слов современного русского литературного языка.

   Вводное занятие предназначено для разъяснения, во-первых, специфики содержания данного раздела, во-вторых, изменений в лексике в связи с развитием общества, в-третьих, особенностей использования слов в зависимости от их окрашенности и сфер употребления языка.

Урок № 24

Тема: Исконно русские и иноязычные слова.

   Об исконно русских и иноязычных словах учащимся уже известны отдельные сведения из курса 6 класса, и это необходимо учитывать, организуя данное занятие, цель которого заключается, во-первых, в формировании у школьников представления о русском характере используемых в языке слов вне зависимости от их происхождения, во-вторых, в знакомстве с разными группами исконно русских и иноязычных слов, в-третьих, в ознакомлении с причинами появления в русском языке иноязычных слов.

   Для воспроизведения в памяти знаний о заимствованных словах можно использовать следующие пути:

1) В сильной группе поставить перед учащимися вопросы о заимствованных словах.

2) В слабой группе предварительно дать эти вопросы  учащимся, предложить им прочитать о заимствованных словах в учебнике русского языка для 6 класса и подготовить связное сообщение на тему «Заимствованные слова в русском языке».

Урок № 25

Тема: Старославянизмы в составе русского литературного языка.

   Старославянизмы, как известно, - это слова русского языка, заимствованные из старославянского языка. Они проникли в древнерусский язык из богослужебных книг, написанных на старославянском языке, и из устных проповедей служителей церкви. Из старославянского языка в древнерусский язык вошли не только слова, обозначающие новые реалии, но и слова, которым в русском языке имелись однокоренные соответствия для обозначения имеющих реалий. Судьба старославянизмов в русском языке своеобразна. В силу близкого родства старославянского и древнерусского языков они широко распространились в древнерусском языке прежде всего как элементы высокого стиля, постепенно проникая в другие стили. Со временем старославянизмы стали общеупотребительными словами в русском языке и в ряде случаев вытеснили русские слова, например, время вместо веремя, враг вместо ворог и т.д. В русском языке старославянские слова явились основой для образования новых слов, например, охладить от хлад, сократить от краткий и т.д. В современном русском языке одни старославянизмы употребляются во всех стилях и являются стилистически нейтральными, например, время, праздник, воздух, другие стилистически окрашены и употребляются в научном, публицистическом, деловом стилях и стиле художественной литературы.

Урок № 26

 Тема: Повторение.

   Это занятие используется для обобщения и систематизации изученного о группах слов русского языка по происхождению и для заслушивания докладов учащихся о группах слов по происхождению.

Урок № 27

Тема: Общеупотребительные и необщеупотребительные слова.

   При ознакомлении учащихся с общеупотребительными и необщеупотребительными словами, во-первых рассматриваются основания деления слов на эти две группы; группы необщеупотребительных слов, функции необщеупотребительных слов в разных стилях речи; во-вторых, выяснение влияния необщеупотребительной лексики национального русского языка на лексику литературного языка, вследствие чего она пополняется за их счет; в-третьих, формируются умения учащихся определять принадлежность слов к той или иной группе.

   Дома учащиеся готовят сообщения на тему «Общеупотребительные и необщеупотребительные слова русского языка».

Урок № 28

Тема: Диалектные слова. Использование диалектных слов в художественных произведениях.

   Новый материал о диалектных словах учащиеся узнают  из лекции учителя:

  1. Диалектные слова - часть лексики национального русского языка.
  2. Состав лексики диалектного языка.
  3. Соотношение диалектной и общеупотребительной лексики в диалектном языке.
  4. Группы диалектной лексики в сравнении с лексикой литературного языка.
  5. Диалектные слова в словарях.
  6. Использование диалектных слов и их роль в художественных произведениях.
  7. Борьба с неумеренным использованием диалектизмов в художественных произведениях.
  8. Разъяснение писателями диалектных слов, употребленных в художественных произведениях.

Урок № 29

Тема: Профессиональные слова. Использование профессиональных слов в художественных произведениях.

  Новый материал о профессиональных словах  учащиеся узнают из лекции учителя:

  1. Социальная ограниченность употребления профессиональных слов.
  2. Профессиональные слова как слова ограниченного употребления.
  3. Словари профессиональных слов.

Урок № 30

Тема: Повторение.

   Это занятие используется для обобщения и систематизации изученного о группах слов русского языка по признаку употребительности и об использовании слов ограниченного употребления в художественных произведениях и для заслушивания докладов учащихся о группах слов по происхождению.

Урок № 31

Тема: Устаревшие слова. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

  Новый материал об устаревших словах  учащиеся узнают из лекции учителя:

  1. Группы слов по признаку функционирования/нефункционирования.
  2. Активные и пассивные слова.
  3. Каждой эпохе свойственны свои активные и пассивные слова.
  4. Устаревшие слова-историзмы.
  5. Устаревшие слова-архаизмы.
  6. Устаревание отдельных значений многозначных слов.
  7. Следы устаревших слов в современном русском языке.
  8. Новые слова некоторых устаревших слов.
  9. Устаревшие слова в словарях.
  10. Употребление устаревших слов в художественных произведениях.

Урок № 32

Тема: Неологизмы.

     Новый материал о неологизмах словах  учащиеся узнают из лекции учителя:

  1. Причины появления неологизмов.
  2. Пути появления новых слов в русском языке.
  3. Роль отдельных людей в создании новых слов.
  4. Исторические периоды наибольшего появления неологизмов.
  5. Жизнь неологизма в языке.
  6. Неологизмы в словарях.

Уроки № 33 – 34

Тема: Обобщающее повторение по всему разделу.

   Эти занятия предназначаются, во-первых, для обобщения и систематизации пройденного о происхождении и употреблении слов русского языка, во-вторых, для заслушивания докладов  и рефератов учащихся по данной теме. На них необходимо иметь все типы словарей, с которыми учащиеся познакомились ранее.

 

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар РМО учителей русского языка и литературы "Проектно-исследовательская деятельность школьников по русскому языку"

Разработка практического занятия с преподавателями русского языка и литературы. Сопровождается небольшой презентацией. Поможет начинающим исследовательскую деятельность преподавателям разобраться в аз...

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе (КВН) «Великое русское слово».

Внеклассное мероприятие по русскому языку и литературе в 6 классе может проходить в форме КВНа в рамках предметной недели.Применяемые игровые технологии являются действенным методом для развити...

Отчет по теме самообразования учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА».

Отчет по теме самообразования  учителя русского языка и литературы.Тема: «Использование ИКТ на уроках русского языка в процессе подготовки учащихся к ГИА»....

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...